Меню
Бесплатно
Главная  /  Интересное  /  Латынь учить с нуля аудио. Бесплатные курсы латинского языка онлайн. Как я пришел к аудиокурсам

Латынь учить с нуля аудио. Бесплатные курсы латинского языка онлайн. Как я пришел к аудиокурсам

4-е изд. - М.: 2 009. - 352 с.

Учебник содержит: грамматический материал по программе, рассчитанной на 120 часов учебного времени, и упражнения для его усвоения; тексты латинских авторов; латинско-русский словарь, включающий лексику текстов учебника. В связи со спецификой самостоятельного обучения в книге даются контрольные работы, методические указания и комментарии к текстам. Подбор текстов отвечает интересам широкого круга читателей.

Для студентов гуманитарных факультетов.

Формат: djvu

Размер: 2,5Мб

Скачать: drive.google

Формат: pdf

Размер: 31,4Мб

Скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Значение латинского языка 3
Как построен самоучитель и чему он учит 8
Что такое грамматика 10
I часть
I глава 11
§ 1. Буквы и их произношение (11). § 2. Сочетания гласных (13).
§ 3. Сочетания согласных (14). § 4. Долгота и краткость гласных звуков (количество) (14). §5. Ударение (15). Упражнения (15).
II глава 16
§ 6. Характеристика строя латинского языка (16). § 7. Первоначальные сведения о существительном (18). § 8.1 склонение (20). § 9. Глагол esse (быть) (22). § 10. Некоторые синтаксические замечания (22). Упражнения (23).
III глава 24
§11. Первоначальные сведения о глаголе (25). § 12. Характеристика спряжений. Общее представление о словарных (основных) формах глагола (26). § 13. Основные (словарные) формы глагола (28). § 14. Praes-ensindicativiactivi.Imperativus praesentis activi (29). § 15. Отрицания при глаголах (31). § 16. Предварительные пояснения к переводу (32). Упражнения (38).
IV глава 40
§ 17. Imperfectum indicativi activi (40). § 18. II склонение. Общие замечания (41). § 19. Существительные II склонения (42). §20. Явления, общие для I и II склонений (43). § 21. Прилагательные I-II склонений (43). § 22. Притяжательные местоимения (45). § 23. Accusativus duplex (46). Упражнения (46).
V глава 47
§ 24. Futurum I indicativi activi (48). § 25. Указательные местоимения (49). § 26. Местоименные прилагательные (51). § 27. Ablativus loci (52). Упражнения(53).
Контрольная работа 54
VI глава 56
§ 28. III склонение. Общие сведения (57). § 29. Существительные III склонения (59). § 30. Соотношение форм косвенных падежей с формой именительного падежа (60). § 31. Род имен существительных III скло¬нения (62). § 32. Ablativus temporis (62). Упражнения (63).
VII глава 64
§ 33. Прилагательные III склонения (64). § 34. Participium praesentis activi (66). § 35. Существительные III склонения гласного типа (67). Упражнения (68).
Статьи для чтения 69
II часть
VIII глава 74
§ 36. Пассивный залог. Форма и значение глаголов (74). § 37. Понятие об активной и пассивной конструкциях (76). § 38. Местоимения личные и возвратное (78). § 39. Особенности употребления личных, возвратного и притяжательных местоимений (79). § 40. Некоторые значения genetivus (80). Упражнения (81).
IX глава 82
§41. Система времен латинского глагола (82). §42. Главные типы образования основ перфекта и супина (83). § 43. Perfectum indicativi activi (84). § 44. Supinum и его словообразовательная роль (86). § 45. Раг-ticipium perfecti passivi (87). § 46. Perfectum indicativi passivi (88). Упражнения (89).
X глава 90
§ 47. Plusquamperfectum indicativi activi и passivi (91). § 48. Futurum II indicativi activi и passivi (92). § 49. Относительное местоимение (93). § 50. Понятие о сложноподчиненных предложениях (94). § 51. Рагticipium futuri activi (95). Упражнение (96).
Контрольная работа 97
XI глава 99
§ 52. Глагол esse с приставками (99). § 53. Сложный глагол posse (101). § 54. Accusativus cum infinitivo (102). § 55. Местоимения в обороте асе. с. inf. (103). § 56. Формы инфинитива (104). § 57. Определение в тексте и способы перевода оборота асе. с. inf. (105). Упражнения (107).
XII глава 108
§ 58. IV склонение (109). § 59. Verba deponentia и semidepo-nentia (110). § 60. Nominativus cum infinitivo (112). § 61. Ablativus modi (113). Упражнения (114).
XIII глава 115
§ 62. V склонение (115). § 63. Dativus duplex (116). § 64. Указательное местоимение hie, haec, hoc (117). Упражнения (117).
XIV глава 118
§ 65. Степени сравнения прилагательных (119). § 66. Сравнительная степень (119). § 67. Превосходная степень (120). § 68. Обра¬зование наречий от прилагательных. Степени сравнения наречий (121). § 69. Супплетивные степени сравнения (122). Упражнения (124)
Статьи для чтения 125
III часть
XV глава 129
§ 70. Причастные обороты (129). § 71. Ablativus absolutus (130). §72. Определение в тексте и способы перевода оборота abl. abs. (132). § 73. Ablativus absolutus без причастия (133). Упражнения (134).
XVI глава 135
§ 74. Числительные (136). § 75. Употребление числительных (137). § 76. Определительное местоимение idem (138). Упражнение (138).
XVII глава 139
§ 77. Формы конъюнктива (139). § 78. Значения конъюнктива (142). § 79. Оттенки значения конъюнктива в независимых предложениях (143). § 80. Придаточные предложения дополнительные и целевые (144). § 81. Придаточные предложения следствия (146). Упражнения (147).
XVIII глава 148
§ 82. Формы конъюнктива группы перфекта (149). § 83. Употребление конъюнктива группы перфекта в независимых предложениях (150). § 84. Consecutio temporum (150). §85. Придаточные предложения временные, причинные и уступительные(151). Упражнения (153).
XIX глава 154
§ 86. Косвенный вопрос (154). Упражнение (155).
Контрольная работа 155
XX глава 159
§ 87. Условные предложения (159). Упражнение (160).
XXI глава 161
§ 88. Герундив и герундий (161). § 89. Употребление герундива (162). § 90. Употребление герундия (164). § 91. Признаки различия герундия и герундива и сопоставление их значений с инфинитивом (164). Упражнения (165).
IV часть
Избранные места из произведений латинских авторов
С. Iulius Caesar. Commentarii de bello Gallico 168
M. Tullius Cicero. Oratio in Catilinam prima 172
Cornelius Nepos. Marcus Porcius Cato 184
C. Plinius Caecilis Secundus Minor. Epistulae 189
Velleius Paterculus. Historiae Romanae libri duo 194
Eutropius. Breviarium historiae Romanae ab U. с 203
Antonius Possevinus. De rebus Moscoviticie 211
Alexander Gvagninus. Moscoviae descriptio 214
P. Vergilius Maro. Aeneis 224
Q. Horatis Flaccus. Carmen. Satira 230
Phaedrus. Fabulae 234
Pater Noster 237
Ave, Maria 237
Gaudeamus 238
Афоризмы, крылатые слова, сокращения 240
Грамматический справочник
Фонетика 250
Морфология 250
I. Части речи (250). П. Существительные. А. Окончания падежей (251). Б. Закономерности склонений (252). В. Nominativus в III склонении (252). Г. Особенности склонения отдельных существитель¬ных (253). III. Прилагательные и их степени сравнения (254). IV. Числительные (254). V. Местоимения (257). VI. Глагол. А. Образование глагольных форм от трех основ (259). Б. Отложительные и полуотложительные глаголы (262). В. Недостаточные глаголы (262). Г. Арха¬ические глаголы (вне спряжений) (262). VII. Наречия (266). VIII. Предлоги (267). Синтаксис простого предложения 267
IX. Порядок слов в предложении (267). X. Употребление падежей (268). XI. Accusativus cum infinitivo (271). XII. Nominativus cum infinitivo (272). XIII. Ablativus absolutus (272). XIV. Gerundi-um. Gerundivum (272). XV. Значение конъюнктива (272).
Синтаксис сложного предложения 273
XVI. Союзы. А. Сочинительные (наиболее распространенные) (273). Б. Подчинительные (наиболее распространенные) (274). XVII. Соп-secutio temporum (274). XVIII. Подлежащные придаточные предложения (275). XIX. Определительные придаточные предложения (275). XX. Определительные предложения с обстоятельственным значением (276). XXI. Дополнительные придаточные предложения (276). XXII. Придаточные предложения цели (276). XXIII. Придаточные предложения следствия (277). XXIV. Временные придаточные предложения (277). XXV. Причинные придаточные предложения (278). XXVI. Уступительные придаточные предложения (278). XXVII. Условные придаточные предложения (279). XXVIII. Косвенный вопрос (279). XXIX. Косвенная речь (279). XXX. Attractio modi (280). XXXI. Придаточные предложения с союзами ut, quum, quod (280).
Элементы словообразования 282
Приложения 287
О римских именах 287
О римском календаре 288
О латинском стихосложении 292
О нотах 293
Об этимологии и лексике 294
Ключ к контрольным работам 295
Латинско-русский словарь 298

ХАРАКТЕРИСТИКА СТРОЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА. ИЗМЕНЕНИЯ СЛОВ. ЗНАЧЕНИЕ ГРАММАТИКИ.
Латинский язык, как и русский, является флективным: связь слов в предложении определяется их формой, т. е. наличием в каждом определенном случае флексии (окончания) и суффикса.
Благодаря флективному характеру латинский язык относится к синтетическому типу языков, в которых слово синтезирует (соединяет) лексическое и грамматическое значения; порядок слов в нем относительно свободный, как и в русском.

В противоположность языкам синтетического строя (к которым частично относится и немецкий) существуют языки аналитического строя (напр., английский и французский), в которых минимальна роль флексий (окончаний) и слово является обычно носителем лишь лексического значения, а грамматические отношения определяются в основном различными служебными словами (вспомогательными глаголами, личными местоимениями, предлогами и т. д.), а также порядком слов в предложениях.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Значение латинского языка 3
Как построен самоучитель и чему он учит 8
Что такое грамматика 10
I часть
I глава 11
§ 1. Буквы и их произношение (11). § 2. Сочетания гласных (13).
§ 3. Сочетания согласных (14). § 4. Долгота и краткость гласных звуков (количество) (14). §5. Ударение (15). Упражнения (15).
II глава 16
§ 6. Характеристика строя латинского языка (16). § 7. Первоначальные сведения о существительном (18). § 8.1 склонение (20). § 9. Глагол esse (быть) (22). § 10. Некоторые синтаксические замечания (22). Упражнения (23).
III глава 24
§11. Первоначальные сведения о глаголе (25). § 12. Характеристика спряжений. Общее представление о словарных (основных) формах глагола (26). § 13. Основные (словарные) формы глагола (28). § 14. Praes-ensindicativiactivi.Imperativus praesentis activi (29). § 15. Отрицания при глаголах (31). § 16. Предварительные пояснения к переводу (32). Упражнения (38).
IV глава 40
§ 17. Imperfectum indicativi activi (40). § 18. II склонение. Общие замечания (41). § 19. Существительные II склонения (42). §20. Явления, общие для I и II склонений (43). § 21. Прилагательные I-II склонений (43). § 22. Притяжательные местоимения (45). § 23. Accusativus duplex (46). Упражнения (46).
V глава 47
§ 24. Futurum I indicativi activi (48). § 25. Указательные местоимения (49). § 26. Местоименные прилагательные (51). § 27. Ablativus loci (52). Упражнения(53).
Контрольная работа 54
VI глава 56
§ 28. III склонение. Общие сведения (57). § 29. Существительные III склонения (59). § 30. Соотношение форм косвенных падежей с формой именительного падежа (60). § 31. Род имен существительных III склонения (62). § 32. Ablativus temporis (62). Упражнения (63).
VII глава 64
§ 33. Прилагательные III склонения (64). § 34. Participium praesentis activi (66). § 35. Существительные III склонения гласного типа (67). Упражнения (68).
Статьи для чтения 69
II часть
VIII глава 74
§ 36. Пассивный залог. Форма и значение глаголов (74). § 37. Понятие об активной и пассивной конструкциях (76). § 38. Местоимения личные и возвратное (78). § 39. Особенности употребления личных, возвратного и притяжательных местоимений (79). § 40. Некоторые значения genetivus (80). Упражнения (81).
IX глава 82
§41. Система времен латинского глагола (82). §42. Главные типы образования основ перфекта и супина (83). § 43. Perfectum indicativi activi (84). § 44. Supinum и его словообразовательная роль (86). § 45. Раrticipium perfecti passivi (87). § 46. Perfectum indicativi passivi (88). Упражнения (89).
X глава 90
§ 47. Plusquamperfectum indicativi activi и passivi (91). § 48. Futurum II indicativi activi и passivi (92). § 49. Относительное местоимение (93). § 50. Понятие о сложноподчиненных предложениях (94). § 51. Рагticipium futuri activi (95). Упражнение (96).
Контрольная работа 97
XI глава 99
§ 52. Глагол esse с приставками (99). § 53. Сложный глагол posse (101). § 54. Accusativus cum infinitivo (102). § 55. Местоимения в обороте асе. с. inf. (103). § 56. Формы инфинитива (104). § 57. Определение в тексте и способы перевода оборота асе. с. inf. (105). Упражнения (107).
XII глава 108
§ 58. IV склонение (109). § 59. Verba deponentia и semidepo-nentia (110). § 60. Nominativus cum infinitivo (112). § 61. Ablativus modi (113). Упражнения (114).
XIII глава 115
§ 62. V склонение (115). § 63. Dativus duplex (116). § 64. Указательное местоимение hie, haec, hoc (117). Упражнения (117).
XIV глава 118
§ 65. Степени сравнения прилагательных (119). § 66. Сравнительная степень (119). § 67. Превосходная степень (120). § 68. Образование наречий от прилагательных. Степени сравнения наречий (121). § 69. Супплетивные степени сравнения (122). Упражнения (124)
Статьи для чтения 125
III часть
XV глава 129
§ 70. Причастные обороты (129). § 71. Ablativus absolutus (130). §72. Определение в тексте и способы перевода оборота abl. abs. (132). § 73. Ablativus absolutus без причастия (133). Упражнения (134).
XVI глава 135
§ 74. Числительные (136). § 75. Употребление числительных (137). § 76. Определительное местоимение idem (138). Упражнение (138).
XVII глава 139
§ 77. Формы конъюнктива (139). § 78. Значения конъюнктива (142). § 79. Оттенки значения конъюнктива в независимых предложениях (143). § 80. Придаточные предложения дополнительные и целевые (144). § 81. Придаточные предложения следствия (146). Упражнения (147).
XVIII глава 148
§ 82. Формы конъюнктива группы перфекта (149). § 83. Употребление конъюнктива группы перфекта в независимых предложениях (150). § 84. Consecutio temporum (150). §85. Придаточные предложения временные, причинные и уступительные(151). Упражнения (153).
XIX глава 154
§ 86. Косвенный вопрос (154). Упражнение (155).
Контрольная работа 155
XX глава 159
§ 87. Условные предложения (159). Упражнение (160).
XXI глава 161
§ 88. Герундив и герундий (161). § 89. Употребление герундива (162). § 90. Употребление герундия (164). § 91. Признаки различия герундия и герундива и сопоставление их значений с инфинитивом (164). Упражнения (165).
IV часть
Избранные места из произведений латинских авторов
С. Iulius Caesar. Commentarii de bello Gallico 168
M. Tullius Cicero. Oratio in Catilinam prima 172
Cornelius Nepos. Marcus Porcius Cato 184
C. Plinius Caecilis Secundus Minor. Epistulae 189
Velleius Paterculus. Historiae Romanae libri duo 194
Eutropius. Breviarium historiae Romanae ab U. с 203
Antonius Possevinus. De rebus Moscoviticie 211
Alexander Gvagninus. Moscoviae descriptio 214
P. Vergilius Maro. Aeneis 224
Q. Horatis Flaccus. Carmen. Satira 230
Phaedrus. Fabulae 234
Pater Noster 237
Ave, Maria 237
Gaudeamus 238
Афоризмы, крылатые слова, сокращения 240
Грамматический справочник
Фонетика 250
Морфология 250
I. Части речи (250). П. Существительные. А. Окончания падежей (251). Б. Закономерности склонений (252). В. Nominativus в III склонении (252). Г. Особенности склонения отдельных существительных (253). III. Прилагательные и их степени сравнения (254). IV. Числительные (254). V. Местоимения (257). VI. Глагол. А. Образование глагольных форм от трех основ (259). Б. Отложительные и полуотложительные глаголы (262). В. Недостаточные глаголы (262). Г. Архаические глаголы (вне спряжений) (262). VII. Наречия (266). VIII. Предлоги (267). Синтаксис простого предложения 267
IX. Порядок слов в предложении (267). X. Употребление падежей (268). XI. Accusativus cum infinitivo (271). XII. Nominativus cum infinitivo (272). XIII. Ablativus absolutus (272). XIV. Gerundi-um. Gerundivum (272). XV. Значение конъюнктива (272).
Синтаксис сложного предложения 273
XVI. Союзы. А. Сочинительные (наиболее распространенные) (273). Б. Подчинительные (наиболее распространенные) (274). XVII. Соп-secutio temporum (274). XVIII. Подлежащные придаточные предложения (275). XIX. Определительные придаточные предложения (275). XX. Определительные предложения с обстоятельственным значением (276). XXI. Дополнительные придаточные предложения (276). XXII. Придаточные предложения цели (276). XXIII. Придаточные предложения следствия (277). XXIV. Временные придаточные предложения (277). XXV. Причинные придаточные предложения (278). XXVI. Уступительные придаточные предложения (278). XXVII. Условные придаточные предложения (279). XXVIII. Косвенный вопрос (279). XXIX. Косвенная речь (279). XXX. Attractio modi (280). XXXI. Придаточные предложения с союзами ut, quum, quod (280).
Элементы словообразования 282
Приложения 287
О римских именах 287
О римском календаре 288
О латинском стихосложении 292
О нотах 293
Об этимологии и лексике 294
Ключ к контрольным работам 295
Латинско-русский словарь 298.

WikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

Латынь (lingua latīna) – это древний язык с индоевропейскими корнями. Многие люди относят латынь к "мертвым" языкам, так как на ней редко говорят за пределами специализированных курсов или определенных религиозных служеб. Однако латынь не является по-настоящему "мертвым" языком. Она оказала влияние на такие языки, как французский, итальянский, испанский, португальский, английский и многие другие. Кроме того, знание латыни крайне необходимо во многих литературных исследованиях. Узнав, как выучить латынь, вы сможете лучше понимать многие современные языки, получите статус опытного знатока зарубежной классической литературы и станете частью традиции, которой существует уже тысячи лет.

Шаги

Часть 1

Знакомимся с латинским лексиконом

    Выучите латинские глаголы. В русском языке глагол обычно является действием, однако в латыни глагол может описывать действие, состояние чего-либо или любые изменения в человеке, месте или вещи. Латинские глаголы состоят из основы слова и соответствующего окончания (часть слова, которая делает его функциональным) и выражают употребление одной из четырех категорий:

    • лицо (первое: я/мы, второе: ты/вы, третье: он/она/оно)
    • время (прошедшее, настоящее, будущее)
    • залог (активный или пассивный)
    • наклонение (изъявительное, условное, повелительное)
  1. Выучите латинские существительные. Существительные немного сложнее, нежели глаголы, однако тоже не вызывают особых трудностей. Окончание существительных указывает на число (единственное и множественное), пол (мужской/женский/средний), и падеж (именительный/родительный/дательный/винительный/творительный/звательный).

    Разберитесь с латинскими прилагательными. В латыни прилагательные изменяются так же, как и существительные, обычно в соответствии либо с первым и вторым склонением (например, magnus, magna и magnum – все это формы прилагательного "великий") или, временами, с третьим склонением (напрмиер, acer, acris и acre – все это формы прилагательного "острый"). Прилагательные в латыни делятся на три степени сравнения:

    Выучите латинские наречия. Так же, как и прилагательные, наречия имеют сравнительную и превосходную степень. Наречия образуются при помощи соответствующих изменений в окончании: "-ius" – для сравнительной формы, "-e"- для превосходной. Наречия, образованные от прилагательных первого и второго склонения имеют окончание "-e", а от третьего - "ter."

    Используйте латинские союзы. Так же, как и в русском языке, союзы в латыни соединяют слова, фразы, придаточные и иные предложения (например, "и", "но" или "если"). Союзы имеют довольно определенную направленность, и поэтому не должно возникать трудностей в их изучении или использовании. Существует три основных вида союзов:

    • соединительные (соединяют слова/фразы/предложения с одинаковым положением) - et, -que, atque
    • разделительные (выражают противопоставление или выбор) - aut, vel, -ve
    • противительные (выражают контраст) - at, autem, sed, tamen
  2. Купите латинский словарь. Наличие словаря с латинскими словами и множеством их однокоренных подобий значительно поможет вам в пополнении своего лексикона. В целом, подойдет любой хороший словарь латыни. Если вы не уверены, какие словари лучше для изучения языков, почитайте отзывы в интернете или спросите совета тех, кто уже изучал этот язык.

    Сделайте и используйте карточки со словами. Это превосходный способ пополнить словарный запас на любом языке. Для начала приобретите пачку пустых карточек. Затем напишите слово или фразу на латыни на одной стороне, а его/ее перевод на ваш язык на обратной стороне. Теперь вы можете проверять себя. Храните стопку карточек с трудными для вас словами или выражениями, чтобы в дальнейшем вы могли заново их просматривать и вспоминать.

    Используйте мнемонику. Мнемоника – это технология обучения, которая помогает вам запомнить что-то сложное путем ассоциаций с другим словом, предложением или изображением. Акронимы (образование слова путем складывания первых букв каждого слова во фразе) и рифмы являются двумя самыми распространенными видами приемов мнемоники. Существует множество методов мнемоники для изучения латыни, которые вы можете найти в интернете или в книгах. Вы также можете изобрести собственные, чтобы помочь себе в обучении.

    Выделите время на учебу. Найти баланс между рабочим и свободным временем может быть нелегко, а уж отрезать еще один кусок дня для обучения кажется вообще невозможным. Однако это определенно будет решаемой задачей, если вы правильно распределите время, сохранив свое обычное расписание и выделив немного на учебу каждый день.

    Определите свои идеальные условия обучения. Некоторым людям проще концентрироваться по ночам, другие же предпочитают учиться первым делом с утра. Одним комфортно заниматься в собственной комнате, другие отправляются в библиотеку, чтобы меньше отвлекаться. Если вы изучаете латынь, возможно, вам нужны определенные условия для спокойного и вдумчивого обучения. Значит, вам нужно придумать, как вам будет лучше всего заниматься.

Языков. В новой подборке - бесплатные сайты для тех, кто собирается осваивать латынь и древнегреческий с помощью античной литературы, выпусков новостей, видеоподкастов и сообществ в соцсетях.

Латынь

Для тех, кто решил изучать латинский язык с нуля, можно посоветовать серию этих коротких уроков на английском. Каждый эпизод длится три-четыре минуты, и за это время удается в спокойном темпе запомнить несколько фраз и грамматических правил. В визуализации этого подкаста нет ничего лишнего: только простые слайды, иллюстрирующие слова учителя. Сейчас на YouTube в отрытом доступе выложены уже 160 уроков этого курса, но за дополнительными материалами можно отправиться и на домашнюю страницу его создателей.

Изучающим иностранный язык часто советуют читать на этом языке газеты или слушать радио. Благодаря финской радиовещательной компании YLE такая возможность появилась и у тех, кто решил освоить латынь. Раз в неделю на этом сайте выходит короткий обзор мировых новостей. Начиная с 1989 года авторы передачи разрабатывают новую латинскую лексику для освещения актуальных событий - в некоторых вопросах мы все же оставили древних римлян далеко позади. Эту новостную подборку можно читать и слушать - правда, в последнем случае латынь приобретает легкий финский акцент.

Если вы хотите выучить латынь и проводите много времени во «Вконтакте», обязательно подпишитесь на эту группу. Во-первых, здесь для бесплатного скачивания выложено несколько проверенных пособий, самоучителей и словарей. Во-вторых, участники сообщества постят много картинок - для тех, кто лучше запоминает новые слова с приложенными к ним иллюстрациями. И в-третьих, здесь иногда попадаются не только латинские демотиваторы (за ними лучше все-таки отправляться сюда), но и настоящие шедевры - например, латинский комикс «Астерикс и Обеликс» . Да и, наконец, в специальной ветке здесь даже можно обсудить татуировки.

Возможно, кто-то, подобно Онегину, учит латынь только для того чтобы «в конце письма поставить vale», а кто-то - стремится читать античную литературу в оригинале. На этом сайте представлено множество трудов классиков Древнего Рима - от историка Тацита и ученого-энциклопедиста Варрона до архитектора Витрувия. Все тексты выложены здесь с переводом на английский - хотя и нет возможности посмотреть перевод каждого конкретного слова в отдельности, зато виден перевод целого абзаца.

Древнегреческий

Этот канал хорошо подойдет для тех, кто решил осваивать древнегреческий язык, используя материалы на русском. В грамматическом курсе филолога Петра Махлина на данный момент представлено 29 коротких занятий - от объяснения древнегреческого алфавита до классификации глагольных форм. Единственное, к чему придется привыкнуть в ходе их просмотра, - доска не всегда точно попадает в резкость объектива камеры, что, правда, почти не мешает следить за устными объяснениями преподавателя. Если вы адаптируетесь к этому варианту - не пропустите серию интересных видео об истории европейских языков того же автора.

Чтобы не отставать от популяризаторов латинского языка, испанский филолог Хуан Кодерх стал выпускать еженедельные новости на древнегреческом. В каком-то смысле ему пришлось немного проще - лексику для описания актуальных событий он может напрямую заимствовать из современного греческого языка. Но трудности возникли в другом: только недавно древнегреческий шрифт стал адекватно отображаться в Chrome, и у создателя сайта наконец получилось загружать текст новостей как текст, а не как картинки.

Если сравнивать этот паблик с аналогичными языковыми сообществами, сразу заметна разница: много ссылок на полезные, серьезные ресурсы - и никаких веселых картинок. Попытка научной реконструкции произношения древнегреческого языка на примере басен Эзопа или тьюториал по каллиграфии - вы найдете здесь много подобных материалов, не говоря уже об учебниках и переведенной литературе. Кстати, если вам все-таки захочется добавить в ленту веселых картинок с древнегреческими подписями - заходите в

Латинский - древнейший классический язык Европы. И хоть сфера его употребления сегодня ограничена, латынь по-прежнему остается объектом преподавания и изучения во многих государствах. Это официальный язык Ватикана, им необходимо владеть будущим медикам и юристам, без знания латыни историкам и филологам не проникнуться величественностью произведений Горация.

Русскоязычный проект с большим объемом текстовой информации, разбитой на несколько блоков: «История языка», «Уроки» (структурированные материалы основного учебника, ответы на задания, фразы по латыни), «Латинский алфавит» (с пояснением особенностей произношения). Занятия направлены на усвоение языковых правил - от фонетических до синтаксических. Подробно разбираются формы частей речи. Несколько уроков дополнены факультативами, для прохождения последних в отдельной рубрике имеются тексты на латинском.

Веб-сайт с простой навигацией. Содержит текстовую информацию, разнесенную по четырем разделам. Первый представляет собой учебник, тексты которого заимствованы из программы latrus 1.2. Второй раздел - самоучитель, материалы которого взяты с сайта кандидата филологических наук Алексея Мусорина. И в учебнике, и в самоучителе рассматриваются основы латыни, начиная с алфавита. Название блока «Пословицы и поговорки» говорит само за себя, в нем возможен поиск по фразам, словам либо частям слов. Раздел «Словарь» обеспечивает перевод как с русского на латынь, так и обратно.

Блок материалов для самостоятельного освоения латыни, представленный в формате онлайн-уроков. Задача портала - безвозмездно помочь выучить языки при абсолютном отсутствии первоначальных знаний. Занятия выстроены по принципу от простого (алфавит, правила ударения) - к сложному (части речи, типы предложений). Всего размещено 60 уроков латинского, в окончании каждого предлагается задание по пройденной теме. Есть тексты, позволяющие закрепить материал, пройденный на уроках. В отдельную рубрику вынесены крылатые выражения и небольшой словарь. Удобная опция - возможность задавать вопросы, на которые отвечают либо другие пользователи, либо лингвисты-профессионалы.

Ютуб-канал, плейлист которого включает 21 видеоурок латинского. Длительность каждого занятия - академический час, т.е. 43-44 минуты.

Телекурс позволит получить базовые сведения о письменности, взаимодействии русской лексики с латынью, системе падежей латинского языка, научит строить простейшие выказывания. Проект подготовлен СГУ ТВ, преподаватель - кандидат исторических наук Виктор Федотов. Канал отличается своеобразной подачей, информация преподносится в форме классических лекций с периодическим выводом текстовых пояснений.

Видеоуроки Светланы Головченко. Ролики ориентированы преимущественно на медиков, отдельные видео посвящены нюансам написания рецептов, клинической терминологии, наименованиям химических элементов.

Есть и общеязыковые занятия, на них разбираются грамматические аспекты. В зависимости от темы, продолжительность сюжетов варьируется от 3 до 20 минут.

Ролики представляют собой краткие лекции преподавателя, который дополняет сказанное письменными пояснениями на доске. Альтернативное решение для тех, кто предпочитает суховатым текстам живой язык.

Подборка открытых лекций по латинскому языку от преподавателя, специалиста в области классической филологии Дмитрия Новокшонова. Видео записано в лекционной аудитории, однако качество съемки, включая звуковую составляющую, достаточное для получения требуемых знаний.

Новокшонов помогает разобраться в особенностях частей речи (существительном, прилагательном, глаголе), преодолеть трудности в изучении латыни. В подборке присутствуют лекции и другого преподавателя - Виктора Ребрика.

Транслитерация в режиме онлайн. Проект размещен на сайте кафедры классической филологии Белгосуниверситета. Пользование функционалом простое: для получения транслитерации (транскрипции) латинских слов и фраз на русском достаточно ввести их в специальное окно. Можно обрабатывать латинские символы любых регистров, а также символы с надстрочными элементами. Предусмотрены наборы настроек, позволяющие транслитерировать слова по традиционным и классическим канонам, а также по правилам, принятым в чтении медицинских, биологических, химических терминов.

Дополнительный материал, подходящий для закрепления знаний и расширения кругозора. Он предоставлен в форме презентаций с закадровым комментарием, поэтому одновременно с пополнением словарного запаса можно совершенствовать произношение.

Онлайн-тесты с возможностью менять настройки под конкретного знатока латыни. Можно самостоятельно задавать количество вопросов (максимум - 83) и число вариантов ответов, выбирать опцию показа правильного ответа в случае ошибки. Присутствует возможность выбора из пяти уровней сложности: очень легкого, легкого, среднего, тяжелого, очень тяжелого. В PDF-формате доступно скачивание всех вопросов с ответами.