Меню
Бесплатно
Главная  /  Досуг  /  Корабль элдридж. Капитан Немо должен был быть поляком. Что стало с командой «Элдриджа»

Корабль элдридж. Капитан Немо должен был быть поляком. Что стало с командой «Элдриджа»

Боевой корабль «Элдридж» прославился благодаря уфологу, а не своими подвигами во второй мировой.


Легенду о телепортации эсминца выдумал свихнувшийся моряк

О чем гласит легенда

Хмурым октябрьским утром 1943 года в охраняемой зоне военно-морской базы Филадельфии стоял эсминец «Элдридж», бортовой номер «DE 173». Специалисты из управления военно-морских исследований ВМФ США решили его использовать для тайного эксперимента «Радуга». Основываясь на Единой теории поля, разработанной Альбертом Эйнштейном, они создали электромагнитную систему, способную сделать корабль невидимым.

После поворота рубильника воздух вокруг корабля стал темнеть. От воды поплыл зеленоватый туман. Через несколько минут «Элдридж» исчез из виду, хотя на воде все еще виднелось углубление от его корпуса.

Когда «Элдридж» исчез в Филадельфии, множество людей видели его внезапное появление в порту другой базы - Норфолк. Через несколько минут «призрак» стал таять, и тут же корабль «проявился» в Филадельфии.

Но самое страшное - то, что эксперимент имел тяжелые последствия для экипажа судна. Большинство моряков погибли, а те, кто выжил, сразу же были списаны из армии и остаток жизни провели в некой закрытой клинике для умалишенных. Это заставило американских военных отказаться от рискованных исследований.

Такова эта невероятная легенда, которую можно обнаружить почти в любой книге, посвященной аномалистике, среди стандартного набора чудес.

Загадочные письма

Первые слухи об эксперименте в Филадельфии появились только в 1955 году, когда вышла в свет книга уфолога Морриса К. Джессупа «Аргументы в пользу НЛО». Эсминец «Элдридж» в ней не упоминался, но именно после публикации Джессуп получил по почте несколько необычных посланий.

Письма были написаны разноцветными карандашами и чернилами в весьма странном стиле. В середине предложения слова вдруг писались заглавными буквами, присутствовало множество орфографических и лексических ошибок, а знаки препинания были словно разбросаны наугад. Целые предложения были подчеркнуты. Такое творчество - грозный симптом «поехавшей крыши»*.


Создатель мифа - Карл Аллен. Человек, мягко говоря, неуравновешенный.


«...в результате корабль окутало некое поле, по форме напоминающее эллипсоид. Все, предметы и люди, что попало в поле, имело размытые очертания... Половина членов экипажа того корабля сейчас безумны...»

«Один прошел сквозь стену собственной квартиры и исчез на глазах жены с ребенком и двух гостей. Два других офицера вспыхнули как спички и сгорели...»

Первой реакцией Джессупа было отмахнуться от странных, бредовых посланий. Однако вскоре он узнал, что управление военно-морских исследований в Пентагоне получило по почте экземпляр его книги «Аргументы в пользу НЛО», исписанный в таком же стиле. И вместо того, чтобы выбросить ее в корзину, военные переиздали книгу со всеми пометками ограниченным тиражом.

Тайна мистера Альенде

Вечером 20 апреля 1959 года Морриса Джессупа нашли в состоянии комы за рулем автомобиля. Он принял огромную дозу снотворного, запив ее алкоголем. Вдобавок ко всему он засунул в приоткрытое окно шланг от выхлопной трубы. По дороге в больницу Джессуп скончался.

Ни полиция, ни родные не сомневались, что это было самоубийство, тем более что он написал два прощальных письма близким и друзьям. Джессуп пребывал в тяжелой депрессии из-за многочисленных неудач - он попал в автокатастрофу, жена подавала на развод, книги не продавались... Но в уфологическом сообществе пошли разговоры, что он «подошел слишком близко к правде», «его убрали». Слухи вокруг «эксперимента» тут же заметно оживились.

За дело взялись знаменитый исследователь аномальных явлений Чарльз Берлиц, автор не единожды разоблаченных «шедевров» про Бермудский треугольник, и его соавтор Уильям Мур.

По конвертам, на которых были указаны обратные адреса, соавторы легко нашли «неуловимого мистера Альенде». Но имя его широкой публике не открыли. При встрече он добавил множество красочных подробностей к описанию эксперимента, но признался, что «слегка преувеличил» рассказ о тяжелых последствиях для команды. Он якобы боялся, что результаты исследований попадут в неправедные руки и это будет иметь ужасные последствия.

И в 1979 году вышел бестселлер Берлица и Мура «Филадельфийский эксперимент». В нем изложена ставшая классической история об исчезновении эсминца «Элдридж».

Уфологи идут по следу

В начале 90-х годов знаменитые письма попали исследователю - скептику Роберту Гоэрману. И он тоже отправился на поиски их автора. «Альенде» оказался стопроцентным американцем, родившимся в Пенсильвании в 1925 году. Оказалось, что под своим настоящим именем - Карл М. Аллен - он уже давно известен в уфологическом сообществе. «Аллен писал мне и другим исследователям в течение многих лет, - рассказывает уфолог Лорен Коулмэн. - Он страдал психическим расстройством и часто переезжал из мотеля в мотель. Семья Аллена показала Роберту Гоэрману письма, в которых тот признается, что выдумал всю историю об эсминце от начала до конца и послал книгу Джессупа, исписанную им лично, военным».


Страница из судового журнала «Элдриджа». В день проведения «филадельфийского эксперимента» корабль стоял на якоре... в Нью-Йорке.


Кое-какие сведения для своей истории Аллен почерпнул из опыта службы на судне «Эндрю Фьюресет». Нельзя не признать, что выдумка оказалась удачной.

Могли ли «Элдридж» и «Эндрю Фьюресет» в 1943 году стоять вместе в порту? Когда уфологи запросили их бортжурналы, оказалось, что в 1943 году «Элдридж» не заходил в Филадельфию!

«Элдридж» сошел со стапелей в нью-йоркских доках и был принят ВМФ 27 августа 1943 года. Всю осень и декабрь эсминец сопровождал конвои, идущие в столицу США, даже близко не подходил к Филадельфии. За это время «Эндрю Фьюресет», приписанный к порту Норфолка, тоже принимал участие в атлантических конвоях и никогда не заходил в Филадельфию! Его капитан У. С. Додж всю жизнь категорически отрицал, что он или члены его команды видели что-то необычное и тем более принимали участие в экспериментах. Хотя «Элдридж» и «Эндрю Фьюресет» в 1943 году заходили в Норфолк, они никогда не встречались, так как были там в разные дни!

Некоторые сторонники легенды утверждают, что эксперимент с невидимостью был проведен 12 или 15 августа на еще недостроенном судне, которое отбуксировали в Филадельфию. Но документы ясно показывают, что до 27 августа «Элдридж» не мог покинуть доки.

В некоторых книгах пишут, что роковой эксперимент имел название «Радуга». Но сейчас уже не секрет, что во время войны название «Радуга» имели штабные планы возможных военных действий против стран «оси Рим - Берлин - Токио». Когда 7 декабря 1941 года Япония атаковала Перл-Харбор, американские военные тут же начали действия по плану «Радуга V». Правила не позволяют иметь два одинаковых кодовых названия, так что другой «Радуги» быть не могло.

Библиотекарь Лоуренс Куше, автор книг «Разгадка Бермудского треугольника» и «Исчезновение 19-й эскадрильи», выяснил и причину повышенного внимания военных к книге Джессупа с пометками «Альенде». Оказалось, что капитан Джордж Гувер увлекался НЛО, пытаясь применить знания, полученные уфологами, к перспективным двигателям и экспериментальным летательным аппаратам. Получив в руки исписанную книгу, он подумал, что «здесь, быть может, что-то есть». Энтузиазм Гувера по отношению к НЛО разделяли многие его коллеги. Один из них, Дж. Дж. Смит, решил размножить книгу, но не рассчитал, что ее копии разойдутся по рукам и вызовут сенсацию.

Тесла и Эйнштейн: неудачный выбор

Сторонники легенды о «филадельфийском эксперименте» утверждают, что над ним работали два величайших физика, живших тогда в Америке, - Альберт Эйнштейн и Никола Тесла. Но и это оказалось неправдой.

Рассекреченное досье ФБР на Эйнштейна доказывает, что власти США ни в годы войны, ни после нее не доверяли ученому, считая его неблагонадежным.


Из команды эсминца к началу XXI века в живых остались 15 человек. Они дружно опровергают легенду.


«Из-за своих радикальных взглядов профессор Эйнштейн не может считаться пригодным для использования в секретных работах, ибо... кажется маловероятным, чтобы такого склада человек за столь короткое время стал вполне благонадежным американским гражданином», - заявил директор ФБР Эдгар Гувер в ответ на запрос о возможности привлечения знаменитого физика к работам над атомной бомбой. Он был прав: Эйнштейн в открытую симпатизировал коммунистам, общался с людьми, среди которых были и советские агенты. Из-за недоверия властей Эйнштейну поручали только второстепенные задания, которые не могли серьезно повлиять на ход войны. В 1943 - 1944 годах он работал на управление артиллерии ВМФ США по теме «Взрывчатые вещества большой силы». Его работа не имела ничего общего с электромагнетизмом, тем более с невидимостью.

Попытка связать «филадельфийский эксперимент» с именем Николы Теслы была еще более неудачной. Сербский гений умер раньше, чем эсминец «Элдридж» был спущен на воду, - 7 января 1943 года.

Фокусы и реальные опыты

По мнению управления военно-морских исследований ВМФ, в основу легенды, выдуманной Карлом Алленом, лег процесс, делающий корабль «невидимым» для мин с магнитным детонатором. Процесс был назван дегауссизацией (от «гаусс» - единицы магнитной индукции).

Для защиты от мин стальное судно оснащалось «поясом», окружавшим корпус. При подаче тока он становился мощным электромагнитом. Дегауссизация предлагала две возможности: многократное усиление магнитного поля, чтобы мины взрывались в отдалении, не причиняя вреда, или нейтрализацию магнитного поля корабля таким образом, чтобы даже самая чувствительная мина его «не заметила». Выбор пришелся на второй вариант, что потребовало тщательных измерений магнитного поля каждого корабля.

Поскольку процедура дегауссизации и измерения собственного магнитного поля корабля поначалу была секретной, среди экипажей судов ходили самые разные слухи. Моряки видели, что из-за непонятных кабелей компасы и даже часы «сходили с ума», и считали, что это может сделать их импотентами.

Похоже, что Аллен где-то увидел именно такую процедуру: протянутые кабели и непонятная аппаратура могли произвести впечатление на кого угодно. Но как ему пришло в голову выдумать, что эксперимент сделал корабль невидимым, заставив его исчезнуть? Этот кусок головоломки обнаружил уфолог Джон Киль:

«Во время второй мировой войны фокусник Джозеф Даннингер, специалист по организации зрелищ, предложил ВМФ США сделать их корабли невидимыми. Возможно, Даннингер имел в виду маскировку, но в то время его предложение получило широкую огласку. Очень возможно, что Аллен увидел эти статьи и выдумал на их основе свою историю».

* Очень похоже на правду. Письма с самыми бредовыми идеями, приходящие к нам в редакцию, порой выглядят точно так же. - Отдел науки «КП».

КСТАТИ

Ветераны «Элдриджа» ставят точку

В 1999 году, впервые со времен окончания войны, в Атлантик-Сити собрались моряки, служившие на эсминце «Элдридж». Встреча широко освещалась в США, но почему-то осталась незамеченной в России. Их осталось всего пятнадцать человек, включая капитана корабля, 84-летнего Билла ван Аллена. Разумеется, на встрече всплыли разговоры про «эксперимент», доставившие ветеранам немало веселых минут.

«Понятия не имею, как возникла эта история», - развел руками ван Аллен. Другие моряки тоже были единодушны.

«Я считаю, что это кто-то придумал, обкурившись дури», - заявил 74-летний Эд Вайз. Другой бывший моряк, Тэд Девис, сказал просто и ясно: «Никаких опытов с нами никогда не делали».

«Когда люди меня спрашивали об «эксперименте», я соглашался и говорил, что да, я исчезал. Правда, вскоре они соображали, что я их разыгрываю», - признался Рэй Перриньо.

|
приключения капитана врунгеля, приключения капитана врунгеля смотреть

Юмористическая повесть советского писателя Андрея Некрасова. Книга была впервые издана в журнале «Пионер» в 1937 году, в сокращённом виде (вернее в виде иллюстраций с подписями, то есть фактически в виде комикса), полноценное книжное издание вышло в 1939 году. Повесть пародирует как популярные в 30-е годы XX века рассказы о моряках, так и стереотипы об иностранцах и отдельных государствах. Главный герой книги - капитан Врунгель, чья фамилия пародирует фамилию Врангель, первая часть этой фамилии использует слово «врун». Врунгель, чьё имя стало нарицательным, - морской аналог барона Мюнхгаузена, рассказывающий небылицы о своих приключениях в плавании. Ну рассказывай!

  • 1 История создания
  • 2 Сюжет
  • 3 Главные герои
  • 4 Маршрут кругосветного плаванья Врунгеля
  • 5 Экранизации
  • 6 Интересные факты
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

История создания

Андрей Некрасов до того, как стать писателем, сменил много профессий, сам был моряком и путешественником, побывал во многих уголках Земли. Он записывал рассказы и байки, которые рассказывали его товарищи. Борис Житков посоветовал Андрею написать книгу. Прообразом Врунгеля был знакомый Некрасова с характерной фамилией Вронский, любитель рассказывать морские истории-небылицы со своим участием. Его фамилия так подходила для главного героя, что первоначально книга и должна была называться «Приключения капитана Вронского», однако из опасения обидеть друга автор был вынужден искать другую фамилию.

Прототипом одного из главных героев, старшего помощника Лома, в его повести был курсант морской школы Иван Манн. Фамилия этого персонажа по-немецки означает «человек» (Mann), а по-французски «человек» - «l’homme» (звучит как русское «Лом»).

Сюжет

Яхта «Беда» во время королевских гонок

Книга начинается с пролога, в котором автор знакомит читателей с преподавателем навигационной школы Христофором Бонифатьевичем Врунгелем, который долгое время оставался для учеников благообразным сухопутным «ботаником» и лишь благодаря случаю обнаружил своё истинное лицо бывалого морехода. дальнейшем повествование ведётся от лица самого Врунгеля как устный рассказ о совершённом им некогда кругосветном путешествии.

Главный герой, уже солидный и заслуженный, но ещё бодрый капитан, решает тряхнуть стариной и пойти в «спортивный кругосветный поход» на сорокафутовой парусной яхте, взяв с собой лишь помощника. этом качестве его выбор падает на матроса по фамилии Лом, вышколенного двухметрового верзилу. Яхта, отремонтированная к походу, получает громкое имя «Победа», однако на старте происходит публичный конфуз - судно не может отчалить, несмотря на попутный ветер. Недоумевающему экипажу приходится просить о помощи буксир, который отрывает яхту вместе с куском берега: как выясняется, за время подготовки к походу «Победа» успела крепко прирасти к берегу бортом из свежеспиленных досок. Доска с названием корабля в результате этой аварии теряет две первые золочёные буквы, отчего яхту далее приходится именовать не иначе, как «Беда». Потеряв сутки на исправление ситуации, Врунгель отплывает из Ленинграда, в пути использует во благо редкостный нюх Лома на спиртное, а на берегах Норвегии посещает живописный фьорд, где из-за лесного пожара на судне оказывается «груз белок живьём без счёту». У Доггер-банки капитан принимает на больной зуб сигнал SOS и спасает норвежцев с тонущего рыболовного парусника; вернувшись в Норвегию, кормит белок ореховой халвой и ананасами и с помощью хитрости избавляется от преступников, попытавшихся украсть у него больной зуб; в Германии не без приключений сдаёт их владельцу гамбургского зоопарка Гаденбеку; в Голландии капитан задумывает логистический эксперимент и берётся конвоировать в Каир косяк живой сельди, для чего в помощь через Лома нанимает ещё одного матроса - типа неясной национальности из Кале по фамилии Фукс. Англии Врунгель сначала на плечах Фукса одерживает победу в джентльменском боксе, а затем выигрывает большие королевские парусные гонки, вовремя приняв во внимание реактивные свойства виски с содовой. При награждении команде удаётся избежать расправы со стороны проигравших соперников, а единственная доставшаяся им из горы призов фальшивая, но прочная золотая цепочка с якорем (её успел прихватить Фукс) помогает им не отпустить «Беду» в свободное плавание, а самим не упасть за борт. Капитан ведёт судно в Средиземное море. Умудрившись с помощью оверкиля яхты отпугнуть от неё эскадру франкистских пиратов, капитан успешно доводит косяк сельди до Египта. Там герои сдают сельдь торговому агенту и отправляются осмотреть местные достопримечательности. Египте с Фуксом дважды происходят неприятности: один раз - когда, находясь в гробнице, он попытался отколоть кусочек саркофага «на память» и получил за это фонарь под глазом от «английского фараона» - полицейского; второй - когда, увидев гуляющего на воле страуса, вырвал у него перо из хвоста и страус задал ему хорошую взбучку. Затем экипаж плывёт на юг через Суэц в Красное море, где по пути сначала выдерживает схватку с охочим до стряпни Лома жирафом (обиженный жираф съедает флюгер), а потом подвергается ночному нашествию новорождённых крокодилов, которые оказались в ящике, где якобы находились купленные в Египте страусовые яйца, и вылупились, когда Фукс, которого свалил приступ то ли морской болезни, то ли тропической лихорадки, улёгся на яйца и высидел их. Так или иначе, экипаж яхты выдворяет крокодильчиков за борт. У берегов Эритреи «Беду» арестовывают итальянские фашисты, но морякам удаётся сбежать от жуликов и бандитов, когда Фукс обманывает колониальное начальство с помощью «макаронной плантации».

В Индийском океане яхта попадает в многодневный штиль, а экипаж начинает страдать от жары и безделья. Первое время дело спасают морские купания, но во время одного из них на Фукса нападает акула. Лишь лимон, удачно брошенный Врунгелем в пасть акуле, избавляет от неё беднягу Фукса. На экваторе Врунгель пытается по старинной традиции провести День Нептуна, но его спутники едва не решают, что он сошёл с ума от солнечного удара. Ветер возвращается, и «Беда» доходит до южных приантарктических вод. Из-за неосторожного ружейного выстрела (Врунгель выстрелил в верхушку айсберга, чтобы прогнать оттуда тюленя, бесцеремонно забравшегося на айсберг и тут же принявшегося чесать ластами бока) яхту подхватывает перевернувшийся айсберг, но Врунгель выходит из ситуации, вернув корабль в более тёплые воды, где лёд подтаивает и вновь переворачивается. Путешественники опять спускаются в южные широты, где встречают простудившегося кашалота. Сердобольный Врунгель оказывает ему медпомощь лопатой аспирина, но благие намерения из-за порыва ветра оборачиваются могучим чиханием кита. Подхваченное им судно взлетает под облака и падает прямо на палубу какого-то линкора, которым руководит могущественный международный комитет, защищающий китообразных от вымирания посредством их истребления. Адмиралы, узнав, что Врунгель не загарпунил встреченного им больного кашалота, воспринимают это как преступление, что оказывается неожиданностью для экипажа «Беды». После нескольких дней споров китолюбивые адмиралы, в числе которых есть некий адмирал Кусаки (символизирующий японских милитаристов) и его коллега Грабентруп, возмутившийся оскорблением обладавшего арийским черепом кашалота, выгружают «Беду» на ледниковый необитаемый остров, а сами уплывают для дальнейшего решения вопроса. Врунгель и сотоварищи доходят до голодных ночных кошмаров, но судьба и смекалка помогают им заселить остров стадом упитанных пингвинов, приплывших к острову на льдине. Заморив многодневного червячка, команда устраивает баню, растопив небольшой ледник с помощью огромного костра из обломков разбившихся у острова кораблей. Налетевшие тучи обрушиваются дождём, и раскалённые скалы, не выдержав перепада температур, взрываются.

Лом и яхта пропадают без вести. Врунгель и Фукс с запасом сварившейся при взрыве рыбы плывут на досках по Тихому океану, пересекают линию перемены дат и добираются аж до Гавайев. На пляже в Гонолулу гламурная публика принимает их за коренных гавайцев, что помогает морякам заработать приличный гонорар на музыкальном представлении. Попутно они узнают о крушении «Беды» у берегов Бразилии, куда им из-за удачно сложившихся курьёзов удаётся вылететь на самолёте по единственному билету под видом очень высокого человека в длинном макинтоше, поскольку портной не успел им ничего пошить. Дым от трубки, неосторожно выкуренной Врунгелем под макинтошем, создаёт у присутствующих иллюзию пожара, а опешивший пилот отстыковывает от самолёта весь пассажирский салон, который на аварийном парашюте приземляется прямо в Амазонку. Воспользовавшись моментом, Врунгель прикидывается профессором географии, путешествующим по Амазонии вместе с индейцем-проводником Фуксом. Для полноты картины ему тут же весьма кстати удаётся завоевать у пассажиров авторитет, одержав при помощи огнетушителей эффектную победу над огромным речным удавом-анакондой (огнетушители, встретившись в пищеводе змеи, столкнулись друг с другом, разрядились и накачали удава изнутри пеной, в результате чего брюхо рептилии раздулось, как шар, и лишило её возможности нырнуть в воду). Потом он шьёт себе новый китель из парашюта, использовав, правда, вместо пуговиц болты. Фукс же надевает на себя готовый комбинезон, найденный в аварийном запасе.

После многодневного плавания на кабине и общения с местными полуганстерскими властями герои воссоединяются с Ломом и «Бедой». С помощью груза сахара они спасают яхту от подстроенных Кусаки козней и отплывают в Австралию. По прибытии в Сидней Врунгель играет в гольф с начальником порта и неожиданно обнаруживает, что его кэдди - это замаскированный Кусаки, почему-то преследующий их команду. После очередных приключений на континенте яхта вновь уходит в плавание, но вскоре теряет мачту, попав в чудовищный тайфун. При попытке заменить паруса большим воздушным змеем ветер уносит старшего помощника к берегам Японии. Заякорившись на одном островке при помощи огромной рогатки, Врунгель и Фукс заменяют мачту кокосовой пальмой, посаженной прямо на корабле. Пальма приживается на яхте и даже начинает давать орехи. Яхта идёт выручать Лома, но уже близ Японии её на полном ходу таранит миноносец Кусаки, и «Беда», расколовшись пополам, идёт ко дну. Герои спасаются на пальме. Благодаря доске с буквами «БЕДА» их подбирает оказавшийся рядом пароход, идущий в Канаду. Ради заработка и скорейшего прибытия в пункт назначения Врунгель и Фукс пополняют штат кочегаров, после чего в угольном бункере вновь встречают Лома, чудом сбежавшего от японской полиции благодаря землетрясению. Канаде троица покупает нарты и пару животных: оленя, позже оказавшегося бесхвостой коровой с прицепленными фальшивыми оленьими рогами, и ездовую лайку, оказавшуюся молодым волчонком. Добиться положительного результата из двух минусов героям удаётся, сначала подковав танцующую на льду корову вновь пригодившимися буквами «БЕДА», а потом пугая её запряжённым за нею волком. Феноменальная скорость образовавшейся упряжки позволяет морякам по пути через Аляску случайно выиграть ещё одну гонку. Преодолев льды Берингова пролива, герои заканчивают путешествие на Камчатке. Радушный приём, оказанный соотечественниками в Петропавловске, оборачивается для друзей новым потрясением, когда в местном порту при стечении народа пришвартовывается яхта-двойник «Беды» с экипажем из двойников Врунгеля, Лома и Фукса. Тем не менее, настоящие путешественники быстро разоблачают самозванцев, которыми оказываются Кусаки и его люди. Затем Врунгель и Фукс уезжают, а Лом остаётся на Камчатке. Врунгель становится преподавателем мореходного училища. Фукс исправляется и устраивается актёром на киностудию: ввиду фактурной внешности его охотно берут на роли злодеев. Лом становится капитаном новой яхты «Беда».

Заканчивается книга «Толковым морским словарём для бестолковых сухопутных читателей».

Главные герои

Христофор Бонифатьевич Врунгель - главный герой и рассказчик, от имени которого ведётся повествование. Полный, невысокий человек. Опытный моряк, солидный, рассудительный, не лишён изобретательности. Преподаёт навигацию в мореходном училище. момент событий повести он уже немолод и имеет за плечами немало походов.

Старший помощник Лом - огромного роста и силы молодой моряк. Простодушен, наивен, исполнителен, но все приказы понимает буквально. Имеет тонкий нюх на спиртное. Превосходный кулинар. Согласно совершенно точным сведениям из книги, которые озвучивает сам Врунгель, рост Лома составляет 7 футов и 6 дюймов, что в переводе в метрическую систему составляет 2 метра и 26,6 см. Такой рост вполне может свидетельствовать о гигантизме, который, помимо высокого роста, накладывает определённый отпечаток на менталитет и социальное поведение. Вполне возможно, что чрезмерная «буквальность» и «исполнительность» Лома, без учёта окружающих обстоятельств, обусловлена именно этим.

Фукс - француз, нанятый Врунгелем в качестве матроса. Профессиональный карточный шулер из Кале, для которого служба на «Беде» - способ бежать от бывших дружков («сменить климат»). Небольшого роста, носит щетинистую бороду и широкополую шляпу, знает четыре языка. Умный и хитрый, верный товарищ, умеет находить выход из сложных ситуаций. Не упускает возможность что-нибудь стащить. По-немецки «Фукс» означает «лисица».

Адмирал Хамура Кусаки - главный злодей книги. Адмирал милитаристской Японии времён Хирохито, член «Общества защиты китов», в реальности занимающегося их истреблением. Постоянно строит козни экипажу «Беды» без особых на то причин. Обладает большим влиянием, жесток и весьма коварен.

Маршрут кругосветного плаванья Врунгеля

Ленинград (вероятно) - Эресунн (Зунд) - Каттегат - Скагеррак - Норвегия - Доггер-банка - Ставангер - Гамбург - Роттердам - Кале - Саутгемптон - Портсмут - Бискайский залив - Гибралтар - Александрия - Каир - Нил - Суэцкий канал - Суэц - Эритрея - Аден - мыс Гвардафуй - Индийский океан - Антарктида - Гонолулу - река Амазонка - Белен - Рио-де-Жанейро - мыс Горн - Новая Зеландия - Сидней - Новая Гвинея - Марианские острова (вероятно) - Канада - Форт-Юкон - остров Святого Лаврентия - Петропавловск-Камчатский.

Порт, из которого отправляется Врунгель, не указан, смотрите примечания. Марианские острова были по пути Врунгелю из Новой Гвинеи в Россию. Он останавливался на одном из островов где-то там, чтобы сделать мачту. Все остальные географические названия упоминаются в повести.

Экранизации

  • Мультсериал «Приключения капитана Врунгеля» студии «Киевнаучфильм», 1976-1979. Используя значительную часть комических сцен из книги, мультсериал имеет совершенно другой центральный сюжет, основанный на похищении Фуксом из музея статуи Венеры и на преследовании «Беды» итальянскими мафиози. сюжете обыгрываются и пародируются многие реалии и стереотипы времён позднего «застоя». Автором текстов песен к мультфильму был известный детский писатель Ефим Чеповецкий.
  • Художественный фильм «Новые приключения капитана Врунгеля» (1978) с участием Михаила Пуговкина в роли капитана по сценарию Александра Хмелика. Фильм является продолжением книги, в котором к экипажу присоединяется пионер Вася Лопотухин.
  • В детской телепередаче «Будильник» было несколько выпусков с участием этого персонажа:
    • «Капитан Врунгель у Нептуна» (1983, в роли капитана Врунгеля - Юрий Волынцев, в роли его помощников - Елена Шанина и Александр Леньков);
    • «Полный вперёд!» (1984, в роли капитана Врунгеля - Юрий Волынцев, в роли его помощников - Елена Шанина и Александр Леньков);
    • «Новогодние приключения капитана Врунгеля» (1985, в роли капитана Врунгеля - Юрий Волынцев, в роли его помощника - Елена Шанина);
    • «Поющие широты» (1985, в роли капитана Врунгеля - Юрий Волынцев, в роли его помощников - Елена Шанина и Александр Леньков);
    • «Два Врунгеля» (1985, в роли капитанов Врунгелей - Юрий Волынцев и Михаил Пуговкин).
  • Исходя из описания маршрута и диалогов, можно сделать вывод, что Врунгель знает английский, немецкий, французский, итальянский, норвежский, голландский и португальский языки.
  • Повесть была написана в 1937 году и после войны несколько раз редактировалась автором: в окончательном варианте указывается, что итальянцы успели повесить Муссолини, Норвегия пережила немецкую оккупацию, а Италия и Норвегия оккупированы американцами.
  • В 1985 году по мотивам одноимённой повести и мультфильма на пластинках фирмы «Мелодия» и аудиокассетах «Свема» выпущена музыкальная аудиосказка «Приключения капитана Врунгеля».
  • В 1997 году вышла книга Олега Мятелкова «Племянник капитана Врунгеля, или Необычайные приключения Капитана Бурунного» (СПб.: Корона-принт, 1997. - 320 с. - ISBN 5-7931-0004-0).

Примечания

  1. Бароны Врангель и Мюнхгаузен
  2. 1 2 тексте повести не упоминается название порта отправления. Первое упоминание географических объектов - проливы Зунд, Каттегат и Скагеррак, через которые «Беда» проходит в самом начале путешествия. Из этого становится ясно, что путешествие Врунгеля началось в Балтийском море. Во время написания повести практически единственным советским портом на Балтике был Ленинград.
  3. Детская телепередача "БУДИЛЬНИК". Капитан Врунгель у Нептуна (1983) - YouTube
  4. "Будильник" - "Полный вперёд!" (1984 г.) - YouTube
  5. YouTube
  6. "Будильник" - 2 Врунгеля (1985 г.) - YouTube

Ссылки

  • История создания книги, с иллюстрациями
  • Ротов, иллюстрации
  • Карта событий книги на Google Maps

приключения капитана врунгеля, приключения капитана врунгеля 1 серия, приключения капитана врунгеля автор, приключения капитана врунгеля википедия, приключения капитана врунгеля мультфильм, приключения капитана врунгеля скачать, приключения капитана врунгеля смотреть, приключения капитана врунгеля фильм, приключения капитана врунгеля читать, приключения капитана врунгеля ютуб

Приключения капитана Врунгеля Информацию О

Андрей Сергеевич Некрасов

Приключения капитана Врунгеля

Навигацию у нас в мореходном училище преподавал Христофор Бонифатьевич Врунгель.

Навигация, - сказал он на первом уроке, - это наука, которая учит нас избирать наиболее безопасные и выгодные морские пути, прокладывать эти пути на картах и водить по ним корабли… Навигация, - добавил он напоследок, - наука не точная. Для того чтобы вполне овладеть ею, необходим личный опыт продолжительного практического плавания…

Вот это ничем не замечательное вступление послужило для нас причиной жестоких споров и всех слушателей училища разбило на два лагеря. Одни полагали, и не без основания, что Врунгель - не иначе, как старый морской волк на покое. Навигацию он знал блестяще, преподавал интересно, с огоньком, и опыта у него, видимо, хватало. Похоже было, что Христофор Бонифатьевич и в самом деле избороздил все моря и океаны.

Но люди, как известно, бывают разные. Одни доверчивы сверх всякой меры, другие, напротив, склонны к критике и сомнению. Нашлись и среди нас такие, которые утверждали, что наш профессор, в отличие от прочих навигаторов, сам никогда не выходил в море.

В доказательство этого вздорного утверждения они приводили внешность Христофора Бонифатьевича. А внешность его действительно как-то не вязалась с нашим представлением о бравом моряке.

Христофор Бонифатьевич Врунгель ходил в серой толстовке, подпоясанной вышитым пояском, волосы гладко зачесывал с затылка на лоб, носил пенсне на черном шнурке без оправы, чисто брился, был тучным и низкорослым, голос имел сдержанный и приятный, часто улыбался, потирал ручки, нюхал табак и всем своим видом больше походил на отставного аптекаря, чем на капитана дальнего плавания.

И вот, чтобы решить спор, мы как-то попросили Врунгеля рассказать нам о своих былых походах.

Ну, что вы! Не время сейчас, - возразил он с улыбкой и вместо очередной лекции устроил внеочередную контрольную по навигации.

Когда же после звонка он вышел с пачкой тетрадок под мышкой, наши споры прекратились. С тех пор никто уже не сомневался, что, в отличие от прочих навигаторов, Христофор Бонифатьевич Врунгель приобрел свой опыт домашним порядком, не пускаясь в дальнее плавание.

Так бы мы и остались при этом ошибочном мнении, если бы мне весьма скоро, но совершенно неожиданно не посчастливилось услышать от самого Врунгеля рассказ о кругосветном путешествии, полном опасностей и приключений.

Вышло это случайно. В тот раз после контрольной Христофор Бонифатьевич пропал. Дня через три мы узнали, что по дороге домой он потерял в трамвае калоши, промочил ноги, простудился и слег в постель. А время стояло горячее: весна, зачеты, экзамены… Тетради нужны были нам каждый день… И вот меня как старосту курса командировали к Врунгелю на квартиру.

Я отправился. Без труда нашел квартиру, постучал. И тут, пока я стоял перед дверью, мне совершенно ясно представился Врунгель, обложенный подушками и укутанный одеялами, из-под которых торчит покрасневший от простуды нос.

Я постучал снова, погромче. Мне никто не ответил. Тогда я нажал дверную ручку, распахнул дверь и… остолбенел от неожиданности.

Вместо скромного отставного аптекаря за столом, углубившись в чтение какой-то древней книги, сидел грозный капитан в полной парадной форме, с золотыми нашивками на рукавах. Он свирепо грыз огромную прокуренную трубку, о пенсне и помину не было, а седые, растрепанные волосы клочьями торчали во все стороны. Даже нос, хотя он и действительно покраснел, стал у Врунгеля как-то солиднее и всеми своими движениями выражал решительность и отвагу.

На столе перед Врунгелем в специальной стоечке стояла модель яхты с высокими мачтами, с белоснежными парусами, украшенная разноцветными флагами. Рядом лежал секстант. Небрежно брошенный сверток карт наполовину закрывал сушеный акулий плавник. На полу вместо ковра распласталась моржовая шкура с головой и с клыками, в углу валялся адмиралтейский якорь с двумя смычками ржавой цепи, на стене висел кривой меч, а рядом с ним - зверобойный гарпун. Было еще что-то, но я не успел рассмотреть.

Дверь скрипнула. Врунгель поднял голову, заложил книжку небольшим кинжалом, поднялся и, шатаясь как в шторм, шагнул мне навстречу.

Очень приятно познакомиться. Капитан дальнего плавания Врунгель Христофор Бонифатьевич, - произнес он громовым басом, протягивая мне руку. - Чему обязан вашим посещением?

Я, признаться, немножко струсил.

Да вот, Христофор Бонифатьевич, насчет тетрадок… ребята прислали… - начал было я.

Виноват, - перебил он меня, - виноват, не узнал. Болезнь проклятая всю память отшибла. Стар стал, ничего не поделаешь… Да… так, говорите, за тетрадями? - переспросил Врунгель и, склонившись, стал рыться под столом.

Наконец он достал оттуда пачку тетрадей и хлопнул по ним своей широкой волосатой рукой, да так хлопнул, что пыль полетела во все стороны.

Вот, извольте, - сказал он, предварительно громко, со вкусом, чихнув, - у всех «отлично»… Да-с, «отлично»! Поздравляю! С полным знанием науки кораблевождения пойдете бороздить морские просторы под сенью торгового флага… Похвально, к тому же, знаете, и занимательно. Ах, молодой человек, сколько непередаваемых картин, сколько неизгладимых впечатлений ждет вас впереди! Тропики, полюса, плаванье по дуге большого круга… - прибавил он мечтательно. - Я, знаете, всем этим бредил, пока сам не поплавал.

А вы разве плавали? - не подумав, воскликнул я.

А как же! - обиделся Врунгель. - Я-то? Я плавал. Я, батенька, плавал. Очень даже плавал. В некотором роде единственный в мире кругосветный поход на двухместной парусной яхте. Сто сорок тысяч миль. Масса заходов, масса приключений… Конечно, теперь времена не те. И нравы изменились, и положение, - добавил он, помолчав. - Многое, так сказать, предстает теперь в ином свете, но все же, знаете, оглянешься вот так назад, в глубину прошлого, и приходится признать: много было и занятного и поучительного в том походе. Есть что вспомнить, есть что порассказать!… Да вы присядьте…

С этими словами Христофор Бонифатьевич пододвинул мне китовый позвонок. Я уселся на него, как на кресло, а Врунгель стал рассказывать.

Глава II, в которой капитан Врунгель рассказывает о том, как его старший помощник Лом изучал английский язык, и о некоторых частных случаях практики судовождения

Сидел я вот так в своей конуре, и, знаете, надоело. Решил тряхнуть стариной - и тряхнул. Так тряхнул, что по всему миру пыль пошла!… Да-с. Вам, простите, спешить сейчас некуда? Вот и отлично. Тогда и начнем по порядку.

Я в ту пору, конечно, был помоложе, но не так, чтобы вовсе мальчишка. Нет. И опыт был за плечами, и годы. Стреляный, так сказать, воробей, на хорошем счету, с положением, и, скажу вам не хвастаясь, по заслугам. При таких обстоятельствах я мог бы получить в командование самый большой пароход. Это тоже довольно интересно. Но в то время самый большой пароход был как раз в плавании, а я ждать не привык, плюнул и решил: пойду на яхте. Это тоже, знаете, не шутка - пойти в кругосветное плавание на двухместной парусной посудинке.

Ну, стал искать судно, подходящее для выполнения задуманного плана, и, представьте, нашел. Как раз то, что нужно. Точно для меня строили.

Яхта, правда, требовала небольшого ремонта, но под личным моим наблюдением ее в два счета привели в порядок: покрасили, поставили новые паруса, мачты, сменили обшивку, укоротили киль на два фута, надставили борта… Словом, пришлось повозиться. Но зато вышла не яхта - игрушечка! Сорок футов по палубе. Как, говорится: «Скорлупка во власти моря».

В истории кораблестроения найдется немного кораблей, ставших знаменитыми. Тем более, ожидать подобное от рядового эсминца времен Второй мировой войны… Однако эсминец Элдридж действительно приобрел широкую известность, благодаря секретному проекту, реализованному в 1943 году Военно-морскими силами США и известному, как филадельфийский эксперимент .
Корабль «Элдридж». Филадельфийский эксперимент — тайна XX века
Эксперимент, о котором идет речь, является одной из наиболее знаменитых тайн XX века. О сути этого эксперимента шла речь ранее. Однако хотелось бы вернуться к данной тематике в свете более подробных фактов. Прежде всего, следует сказать, что существуют серьезные предположения о взаимосвязи филадельфийского эксперимента с проблемой НЛО и убийством президента США Кенеди. Полная ясность в одном из этих вопросов непременно прольет свет и на остальные. Так или иначе, но ситуация должна будет проясниться, а пока же понятно одно - плотный туман неизвестности с противоречиями и небылицами. Ясно также, что принимающие в этих процессах правительственные ведомства США (в первую очередь, разведывательные и военные службы) не заинтересованы в обнародовании истинной картины происходящего.

Напомним суть филадельфийского эксперимента с уточняющими обстоятельствами (данная версия неофициальна, а излагается со слов свидетелей). В годы второй мировой войны ученые ВМС США вели работы по проекту «Радуга», целью которого являлось сделать корабль максимально невидимым для радаров противника, а также создать иллюзию миража. В рамках этого эксперимента в гавани Филадельфии и чуть позже в открытом море летом и осенью 1943 года были проведены эксперименты по маскировке эсминца «Элдридж». В процессе филадельфийского эксперимента производилась генерация чрезвычайно мощного электромагнитного поля вокруг корабля особой конфигурации, в результате чего предполагалось сильное преломление или искривление световых волн и излучения радара. Это было подобно действию разогретого воздуха, порождающему в жаркий день оптические миражи в пустынях. Можно сказать, что филадельфийский эксперимент завершился полным успехом, однако возникла существенная проблема - корабль «Элдридж» на некоторое время не только пропадал из виду наблюдателей, но и исчезал физически, а затем появлялся вновь.
Исследовательский проект «Радуга». Телепортация корабля «Элдридж» — за гранью познаний
Данный эксперимент официально именовался проект “Радуга” и находился на грани человеческих познаний о мире. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он вышел за рамки прогнозируемости: экспериментаторы хотели лишь скрыть корабль из поля зрения, а результатом стала дематериализация и телепортация корабля в буквальном смысле.

По свидетельству наблюдателей, после включения на эсминце “Элдридж” генераторов, корабль постепенно окутало облако зеленоватого тумана, скрывшее его из виду. Через некоторое время туман внезапно исчез, но при этом и корабль полностью пропал и с экрана радара, и из поля зрения потрясенных наблюдателей. Через несколько минут была дана команда выключить генераторы, после чего вновь появился зеленоватый туман. Из этого загадочного тумана возник «Элдридж», но стало очевидно, что в проекте «Радуга» пошло что-то не так. Люди на корабле оказались невменяемы, кого-то рвало, объяснить произошедшее никто не мог. Состав команды полностью заменили, внесли изменения в параметры оборудования, желая добиться лишь невидимости для радаров, а в октябре того же года провели повторный, завершающий эксперимент. Вначале все шло в штатном режиме, после включения генераторов «Элдридж» стал полупрозрачным, но затем вдруг вспыхнул яркий голубой свет и эсминец полностью исчез. Как выяснилось, произошла телепортация корабля «Элдридж». После исчезновения эсминца в Филадельфии, в течение нескольких минут появившийся из ниоткуда «Элдридж» наблюдали в Норфолке (на расстоянии пятисот километров от Филадельфии). Потом корабль вновь материализовался на прежнем месте. В этот раз воздействие такого перемещения на команду оказалось гораздо хуже: кто-то сошел с ума, кто-то бесследно и безвозвратно исчез, а пять человек были обнаружены торчащими из металлоконструкций корабля (как будто они в какой-то момент были способны проходить сквозь преграды). После столь трагичного финала, дальнейшие работы по проекту «Радуга» в ВМС было решено прекратить.
Что случилось с эсминцем «Элдридж»
Описанные события для скептически настроенного человека выглядят фантастически (официальные источники США, естественно отрицают проведение филадельфийского эксперимента). Однако, как и о неопознанных летающих объектах, разговоры о филадельфийском эксперименте не затихают уже несколько десятков лет. Инстанции военно-морских сил США получают от граждан поток запросов на дополнительную информацию по этому вопросу, а потому на веб-сайте ONR, управления научных исследований ВМС, помещена специальная страница, посвященная фактам возникновения этой истории. Там, в частности, сообщается, что в 1955 году вышла книга «Доводы в пользу НЛО», а через некоторое время автор книги Морис Джессап получил несколько писем от некоего Карлоса Мигеля Альенде. В этих письмах содержались своеобразно изложенные комментарии относительно необычных свойств НЛО, а также перекликающаяся с этой темой информация о секретном филадельфийском эксперименте ВМС США, проведенном в 1943 году. По словам Альенде, в основе этого эксперимента лежит теория «единого поля» Альберта Эйнштейна, которая официально считается незавершенной ученым, однако в действительности просто засекречена. Сам Альенде якобы был непосредственным очевидцем эксперимента, наблюдавшим за происходящим с другого корабля и видел, что случилось с эсминцем «Элдридж». Автор письма сообщал, что о филадельфийском эксперименте писала местная газета, но следов публикации никому найти не удалось. В 1956 году копия книги Джессапа была анонимно прислана в ONR, при этом страницы были исписаны комментариями, дающими понять, что автор заметок обладают познаниями об НЛО, о принципах их перемещения и т.д. В комментариях на полях отсутствовала какая-либо взаимосвязь, однако в изобилии встречалась псевдонаучная терминология.
Два офицера-моряка, служивших в то время в ONR, заинтересовались этой книгой и вышли на Джессапа. Тот, в свою очередь, пришел к заключению, что автор комментариев к его книге и автор писем о филадельфийском эксперименте - один и тот же человек. Заинтригованные офицеры по собственной инициативе перепечатали книгу на машинке, сделав 25 копий. В данный момент руководство ONR подчеркивает, что сделано все это было исключительно по личной инициативе двух сотрудников, давно покинувших стены заведения, а копий данной книги в ONR не сохранилось. Что касается работ военно-морского персонала в Филадельфии, говорится на сайте ONR, то слухи о филадельфийском эксперименте возникли по следам совершенно обычного исследования - размагничиванию корабля, что могло бы сделать его «невидимым» для магнитных мин противника. В завершение документа общественность официально заверяется, что ONR никогда не проводило никаких исследований по невидимости: ни в 1943 году, ни в какое другое время. И вообще, в свете современных научных знаний, ученые военно-морских сил США считают, что подобный эксперимент возможен только в научно-фантастической литературе(!)
Исследования Маршалла Барнса
Можно было бы поверить в сказанное официальными источниками, однако после описанных на веб-сайте событий, вокруг филадельфийского эксперимента произошло много необычного. Во-первых, самоубийство при странных обстоятельствах Мориса Джессапа в 1959 году (это удивительно напоминает ситуацию вокруг неопознанных летающих объектов и убийства президента Кенеди, - людей близко подходящих к этим тайнам, часто не находят в живых). Во-вторых, это книга-расследование 1970-х «Филадельфийский эксперимент: проект невидимость» Уильяма Мура и Чарльза Берлица. Авторы книги разыскали ученого, участвовавшего в подготовке испытаний 1943 года и укрывшегося под псевдонимом «доктор Райнхарт», который подтвердил правдивость невероятной истории, а также сообщил некоторые подробности. Кроме того, опубликованы невероятные истории члена команды «Элдриджа» - появившегося из параллельного мира Алфреда Билека с мемуарами, похожими на сюжет из «Секретных материалов».

Физикой филадельфийского эксперимента, которая обсуждается «доктором Райнхартом» в книге Мура и Берлица, заинтересовался детектив Маршалл Барнс, имеющий техническое образование и опыт «общественных расследований» труднообъяснимых событий. В ходе расследования Барнсу удалось обнаружить кое-что весьма интересное, и свои находки он представил в 1996 году на научном коллоквиуме. Барнс выбрал в качестве главного свидетеля филадельфийского эксперимента не Карлоса Альенде, а «доктора Райнхарта», поскольку в интервью последнего достаточно конкретно говорилось о создании оптических миражей с помощью интенсивного электромагнитного поля. Согласно его словам, такое поле вблизи поверхности воды вызывает диэлектрический пробой и мощные эффекты преломления света. Барнс обнаружил, что именно этот эффект весьма ярко проиллюстрирован на фотографии обложки американского вузовского учебника по физике (PHYSICS, vol 2, by Richard Wolfson and Jay M. Pasachoff), демонстрирующий ускоритель частиц PBFA II исследовательского центра Sandia Labs, расположенный под водой и порождающий диэлектрический пробой воздуха над поверхностью воды. Голубовато-зеленоватое мерцание, возникающее при этом, похоже на то, что видели очевидцы филадельфийского эксперимента при первом включении генераторов на корабле. В этом же учебнике Барнс нашел описание процессов, сопровождающих работу данной установки: закипание воды, ионизация воздуха, возникновение оптических феноменов. Таким образом, если система генераторов на эсминце «Элдридже» вызвала вращение магнитного поля вокруг корабля, то окружающая морская вода могла стать неисчерпаемым резервуаром для поставки электрически заряженных частиц, которые подкачивались во вращающееся поле. При таком развитии процесса и гигантском накоплении заряда диэлектрический пробой становится возможен. Кроме того, Барнс нашел материал, который преломлял бы свет вокруг предмета таким образом, чтобы создавалась иллюзия его прозрачности - это промышленно изготовляемая пластмасса, называемая «дифракционной пленкой». Когда через эту пленку смотришь на предмет с близкого расстояния, он выглядит полупрозрачным, если же расстояние увеличивать, то постепенно предмет исчезает почти совсем. После публичной демонстрации результатов своих исследований Маршалл Барнс обрел репутацию эксперта по филадельфийскому эксперименту и стал получать приглашения от различного рода телепередач «о непознанном». Парадоксально, но именно эти телепередачи убедили Барнса в том, насколько нечестно в вопросе о филадельфийском эксперименте ведут себя власти. Всякий раз Барнс объяснял перед камерами свою позицию «беспристрастного искателя истины», после чего демонстрировал обнаруженные свидетельства. И каждый раз на телеэкраны попадали только его скептические высказывания в отрыве от контекста, а все самое важное и существенное из программы вырезалось. В недоумении, Барнс пытался добиться у создателей передачи объяснений столь вопиющим фактам, однако в ответ слышал только абсурдные ответы. Эпизоды с демонстрацией пришлось убрать, поскольку… «нет никаких свидетелей, подтверждающих, что филадельфийский эксперимент имел место»… Нелепость подобных доводов заключается хотя бы в том, что Барнс ради объективности вовсе и не утверждал, что намерен доказать реальность филадельфийского эксперимента. Он лишь заявлял и наглядно демонстрировал своими находками реальную ситуацию в физике и экспериментах с оптическими миражами, которые совершенно не соответствуют официальному заявлению ONR о фантастичности подобных историй. Барнс установил, что после его демонстраций в телестудии компания Towers Productions также закупила дифракционную пленку для экспериментов, и повторила опыты с «исчезновением». Поскольку же вместо «сенсационного разоблачения» вводящих в заблуждение властей последовало полное изъятие сюжета из передачи, Барнс пришел к выводу (сделанному до него многими уфологами и исследователями убийства президента Кенеди), что на американском телевидении действует мощнейшая государственная цензура.
Неожиданный поворот эта история приобрела, когда внезапно Россия, ничего не подозревая, свела на нет заявления американских официальных кругов о невозможности подобных экспериментов. В марте 1999 года один из авторитетных журналов по военной технике, еженедельник Jane"s Defence Weekly, опубликовал статью «Русские предлагают на экспорт радикальное стелс-устройство». Корреспондент JDW из Москвы описал созданное российскими конструкторами небольшое навесное устройство, которое делает обычный, не оборудованный стелс-технологией самолет практически невидимым для радаров. Достигается подобный эффект за счет того, что «система понижения видимости» окутывает самолет облаком плазмы, поглощающей электромагнитные излучения. Вся система недорога, весит менее 100 кг и потребляет всего несколько десятков киловатт энергии. Однако, благодаря ей эффективная площадь отражения цели сокращается более чем в 100 раз, а подобный показатель, практически идентичен характеристикам сверхдорогих американских самолетов-невидимок. Завершается же публикация в JDW любопытным предположением, согласно которому, находящееся в разработке «третье поколение» русской системы понижения видимости - это, возможно, попытка повторить ведущиеся в США секретные работы с целью сделать самолет невидимым для человеческого глаза. Вот и неожиданная развязка - филадельфийский эксперимент не только возможен…

Капитан Немо первоначально был задуман Жюлем Верном как белорус или поляк, который испытывал непримиримую ненависть к России и русскому царю (за пять лет до написания романа "Двадцать тысяч лет под водой" Россия утопила в крови польско-белорусское восстание). В первоначальном варианте романа Верн создал капитана Немо, исходя из царившего во Франции и Англии страха перед имперской угрозой России. По замыслу Жюля Верна, в команде поляка-миллионера (или белоруса?) Немо около трех десятков поляков и белорусов, а сам "Наутилус" построен на деньги польско-белорусских революционеров в разных странах Европы по их чертежам. Цель "Наутилуса" - топить российские суда везде в мировом океане, где только они появляются. Согласно замыслу писателя, профессор Аранакс оказывается на российском военном судне, плывущем в район, где загадочным образом утонули несколько российских кораблей. Далее российский корабль, посланный на поиски подводной угрозы, тонет из-за тарана "Наутилуса", и французский профессор попадает на борт подводной лодки. Там он знакомится с польско-белорусским революционером Немо, который рассказывает ему о зверствах России (этому в романе отводилась отдельная глава). По ходу сюжета подводные исследования чередуются с потоплением российских военных судов в Атлантике и Тихом океане. Жюля Верна потрясли статьи в европейских газетах, рассказывающие о зверствах Российской империи, подавившей восстание в Польше и Беларуси. С макетом романа он пришел к своему издателю Пьеру-Жюлю Этцелю. Тот был в восторге от научно-фантастической части, но с политической был категорически не согласен. Главные его аргументы заключались в том, что если бы такой роман о польско-белорусском капитане Немо и был бы с пониманием воспринят во Франции, Англии и США, то он никогда не был бы издан ни в России, ни в Германии, ни в Австро-Венгрии. С коммерческой точки зрения это было не перспективно: значительные доходы от издания книг Верна Этцель получал именно из этих трех стран. Этцель предложил другую "легенду" капитану Немо: пусть он будет "заклятым врагом работорговли, дав тем самым четкое идеологическое обоснование его безжалостным нападениям на некоторые морские суда". В этом случае роман приобретал другую политическую направленность: антиамериканскую. Ибо работорговлей ни Европа, ни Россия не занимались, а занимались ею США и английские колонии в Южной Африке. "Россия и Германия близко, а США далеко, - сказал Этцель. - Не надо ссориться с соседями". Жюль Верн не согласился. Он заявил, что США ему куда ближе по духу, чем Россия. "Тогда никакого романа вообще не будет", - и ушел. Потом писатель и издатель десятки раз встречались, споря часами о том, кем должен быть капитан Немо. В конце концов, устав от споров, стороны пошли на компромисс: они решили отказаться и от антироссийской позиции, и от антиамериканской и анти английской. В итоге решили: мотивы деятельности Немо должны оставаться для читателя интригующей загадкой. Немо должен быть просто "защитником свободы и мстителем за всех угнетенных в мире". А всё-таки жаль, что Жюль Верн поддался на уговоры Этцеля. Интересно и другое, а не встречался ли месье Этцель с господами из Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии? А если встречался, то какое предложение, "от которого он не мог отказаться", было ему сделано?