Меню
Бесплатно
Главная  /  Рецепты  /  Конспект занятия в доу литературный калейдоскоп. "литературный калейдоскоп". Методы и приемы

Конспект занятия в доу литературный калейдоскоп. "литературный калейдоскоп". Методы и приемы

Муниципальное автономное образовательное учреждение

детский сад №79 «Гусельки» городского округа Тольятти

Конспект итогового мероприятия

по развитию речи в средней

группе (для детей 4-5 лет) на тему:

«Литературный калейдоскоп»

Составил: Воспитатель

Черкасова Анна Викторовна

Тольятти 2018

Задачи : воспитывать интерес к литературе: Устному народному творчеству, поэзии, фольклору; воспитывать чувство сострадания к героям литературных произведений, переживание за них; развивать ритм, совершенствовать интонационную выразительность речи; поупражнять детей в инсценировке небольшой потешки; учить правильному, отчетливому произнесению отдельных звуков. Организационный момент : Воспитатель: ребята, какое сейчас время года? (дети отвечают) а какие вы знаете признаки весны? Давайте с вами отправимся на прогулку. Воздух свежий и чистый (подышим). Солнышко стало ярче (глазки зажмурили). На носики упали капли дождя (сморщили носики). Повернулись друг к другу и улыбнулись. Сюрпризный момент Воспитатель: кто-то плачет за дверью. Посмотрим? Дети соглашаются. Входит Буратино. В: А что с тобой случилось? Буратино: Я потерял несколько листов из своей азбуки.

В: Ребята, поможем нашему новому другу составить новые листы для азбуки? Дети соглашаются.

В: Сейчас мы с вами проведем викторину и вспомним сказки, стихи, считалки, загадки. А ты, Буратино, садись и послушай.

Ход занятия.

Воспитатель читает отрывок из сказки « Лисичка-сестричка и Волк»:

… Ловись рыбка мала и велика… Дети отгадывают сказку

В: Назовите героев этой сказки. Кто из них хитрый, а кто простой?

(показывается картинка из сказки)

В: Пришла весна, а избушка у Лисы и растаяла,… Дети отгадывают сказку «Заюшкина избушка» (показывается картинка).

В: Ребята, а кто помог Зайчику выгнать лису из избушки?

(дети отвечают) Назовите еще героев из этой сказки.

Воспитатель поёт песенку: Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк.… Назовите героев этой сказки. Назовите сказку. (Англ. сказка «Три поросёнка) Как звали поросят? Кто из них был самым умным? (Нуф-Нуф) (показывается картинка из сказки).

Воспитатель читает отрывок из стихотворной сказка К.И. Чуковского «Федорино горе»: … скачет сито по полям, а корыто по лугам, из окошка вывалился стол и пошел, пошел (дети отгадывают) (показывается картинка)

В: Почему посуда обиделась на бабушку Федору и ушла из дома?

А в конце сказки бабушка исправилась?

Воспитатель показывает детям иллюстрацию к сказке «Зимовье»

и спрашивает: Как называется сказка? Назовите героев. Как они готовились к зиме?

В: Молодцы, ребята! Все сказки отгадали. А теперь разминка.

Физминутка: «Бабочка»

Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась. (Потягиваются)

Раз-росой она умылась, два-немного покружилась, (Кружатся)

Три-нагнулась и присела, на четыре-улетела! (Присели-встали - машут руками и бегают по группе)

В: Немного отдохнули и продолжим викторину (садятся на стулья)

В: Ребята, а теперь давайте прочитаем стихи. Затем воспитатель и дети вспоминают считалки, загадки.

В: Видишь, Буратино, какие детки у нас умные, сколько всего знают! А тебе мы хотим подарить листки для твоей азбуки, чтобы ты мог пойти в школу. (Дети дарят картинки Буратино)

Инсценировка.

В: Буратино, мы с детьми приготовили небольшую сценку «В гостях у бабушки Арины». Давай вместе посмотрим.

Дети поочередно читают потешку «Тень тень потетень», один ребёнок изображает бабушку Арину, а другой-кота.

Тень-тень потетень, в огороде-то плетень.

В избе печка топится, бабушка торопится.

Она репу печет, по тарелочкам кладет.

Кот к тарелке скок-себе нос обжёг.

Воспитатель спрашивает: Буратино, тебе понравилось у нас в детском саду?

Он отвечает: Благодарю за подарок, я хорошо провел время.

Дети прощаются с Буратино.

Итог. Воспитатель спрашивает детей, какой герой к ним сегодня приходил? Какие сказки вспомнили? Чем сегодня занимались? Что понравилось?

Воспитатель читает стихотворение о весне Я.Акима.

Шумливые теплые ветры

Весну на поля принесли.

Сережки пушатся на вербе

Мохнатые, точно шмели.

Внеклассное мероприятие по литературе, 6-7 класс

Игра "Литературный калейдоскоп" для учащихся 6-7 классов
Мамбедалиева Эльзара Мустафаевна
Место работ ы: Новосёловская общеобразовательная школа
Описание материала: данный сценарий предназначен учителям-словесникам при проведении внеклассного мероприятия по литературе. В игровой форме ребята вспоминают и повторяют наши добрые старые сказки и мультфильмы, учатся логически мыслить и делать выводы.
Цель.
-Прививать детям интерес к чтению.
-Развивать познавательную активность.
-Учить работать в микроколлективе.

В игре принимает участие четыре команды.

Первый тур. Так все начиналось...
Перед вами начальные строки интереснейших сказочных повестей. Кто их автор? Как они называются?

Вопросы 1-й команде
1. В одном сказочном городе были коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. (Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)
2. В маленькой, шведской деревушке Вестмёнхег жил когда-то мальчик по имени Нильс. С виду - мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никако¬го. (С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»). 3. У одних родителей был мальчик, звали его дя¬дя Федор. (Э.Успенский «Дядя Федор, пес и кот»).

Вопросы 2-й команде
1. Я выехал в Россию верхом на коне. Дело было зимою. Шел снег. Конь устал и начал спотыкаться. Мне сильно захотелось спать. (Э.Распе «Приключе¬ния Барона Мюнхгаузена»)
2. Навигацию у нас в мореходном училище пре¬подавал Христофор Бонифатьевич Врунгель. (А.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»)
3. Жил-был доктор. Он был добрый. (К. Чуковский «Доктор Айболит»)

Вопросы 3-й команде
1. Давным-давно, в городке на берегу Средизем¬ного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозва¬нию Сизый нос. (А. Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
2. Чиполлино был сыном Чиполлоне,. (Д. Родари «Приключения Чиполлино»).
3.Время волшебников прошло. По всей вероят¬ности, их никогда и не было на самом деле... Был та¬кой доктор, звали егo Гаспар Арнери. (Ю.Олеша «Три толстяка»).

Вопросы 4-й команде
1. В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его Чебурашка. (Э. Ус¬пенский «Крокодил Гена и его друзья»).
2. Если ты хочешь отыскать Вишнёвый переулок, просто-напросто спроси у полисмена на перекрест¬ке. (П.Трэверс «Meppи Поппинс»).
3. В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантенсон. (А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»).

Второй тур. Кто это?

Вопросы 1-й команде
1. Превратился в прекрасного белого лебедя. (Гадкий утенок)
2. 28 лет провел на необитаемом острове. (Робинзон Крузо)
3. Она была очень хороша. Лица умней и преле¬стней нельзя себе представить, но она была ледя¬ною. (Снежная Королева)
4. Попал в сказочную страну, которой правил Ко¬роль Гопсед Седьмой и освободил из Башни Смер¬ти Храброго зеркальщика Гурда (Оля и Яло)

Вопросы 2-й команде
1. Жил в стране, где правил принц Лимон. (Чиполлино)
2. Потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами-. (Гулливер)
3.Свергнул власть трех толстяков. (Суок, Канато¬ходец, Тибул, оружейник Просперо)
4. Обладал таким оглушительным голосом, что даже, когда он говорил шёпотом, его слышали пас¬сажиры реактивных самолетов, летящих на высоте 10000 метров. (Джельсомино)

Вопросы 3-й команде
1. Полетел с дикими гусями в Лапландию. (Нильс)
2. Он превратился в огромного льва, а потом в маленькую мышку. (Людоед)
3. Перевоспитал почтальона Печкина. (Дядя Фе¬дор, Матроскин, Шарик)
4. Он носил пестрый жилет, полосатые брюки и длинный сюртук. В руке у него был длинный ру¬пор, он испуганно отмахивался им от Тотошки. (Гудвин)

Вопросы 4-й команде
1. Жил в телефонной будке, прежде чем познако¬миться с Геной. (Чебурашка)
2. Проучил директора кукольного театра Карабаса Барабаса. (Буратино)
3. Помчался вдогонку за Белым кроликом, прова¬лился в колодец, оказался в удивительной стране. (Алиса)
4. Вывернул волка наизнанку, застрелил бешеную шубу, вытащил себя из болота за кончик парика, не пал духом в желудке огромной рыбы, летал на ядре, побывал на Луне. (Мюнхгаузен)

(За каждый правильный ответ в первом и втором туре – один балл)

Третий тур. Черный ящик (быстрый ответ
(На столе стоит сундучок и в нём лежат яблоки)
Ведущий.
Взгляните, здесь в ларце высоком
Сокрыт Таинственный предмет.
И храбрый витязъ зорким оком
Хранит его уж много лет.
И тот из вас, кто угадает,
Какой предмет внутри лежит,
Тот сей же час и получает
Ключи к ларцу, где клад сокрыт.

Чтобы узнать, что лежит в ларце, нужно быстро отвечать на вопросы:

1. Железные зубы, костяная нога, все люди знают - это Баба... (Яга)
2. У отца был мальчик странный, необычный, деревянный, но любил папаша сына, шалунишку... (Буратино)
3. Фруктово-огородная страна, в одной из книжек- сказок есть она, а в ней герой - мальчишка овощной, храбрый, справедливый, озорной (Чиполлино)
4. Появилась девочка в чашечке цветка, а была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке девочка спала. Вот такая дёвочка, как она мила. (Дюймовочка)
5. Скачет лошадь непростая, чудо-грива золотая.
По горам парнишку носит, да никак его не сбросит. Есть у лошади сынок - удивительный конек - по про¬званью... (Горбунок)
6. Скорей бы приблизился вечер, и час долго¬жданный настал, чтоб мне в золоченной карете по¬ехать на сказочный бал. Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь, но лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь. (Золушка)

(первая команда отгадавшая получает - приз)

Игра со зрителями.
Назовите: кто прислал телеграмму
1. У друга пропали очки, попрошайничать стало трудно, помогите. (Лиса Алиса) ...
2. Купила самовар, приглашаю к чаю. (Муха)
3. Обязуюсь впредь мыть посуду. (Федора) .
4. В гости не приду, мотор забарахлил. (Карлсон)
5. Хвост нашли, плакать перестал. (Ослик Иа)
6. Подложили не свинью, а маленький шарик, вы¬вела на чистую воду, получаю приданое. (Принцесса на горошине)

Четвертый тур. Кто автор этих строк?

Вопросы 1-й команде
1. В доме восемь дробь один... (Михалков) - ‘
2. Белеет парус одинокий..» (Лермонтов)
3. Кто стучится в дверь ко мне... (Маршак).
4. А воз и ныне там... (Крылов)

Вопросы 2-й команде
1. Знаете ли вы украинскую ночь... (Гоголь)
2. А вы, друзья, как ни садитесь... (Крылов)
3. Люблю грозу в начале мая... (Тютчев)
4. У меня зазвонил телефон... (Чуковский)

Вопросы 3-й команде
1. Свет мой, зеркальце, скажи... (Пушкин)
2. Сыр выпал, с ним была плутовка такова... (Крылов)
3. Выбежал из моря кит. (Чуковский)
4. Спи, мышонок, сладко-сладко... (Маршак

Вопросы 4-й команде
1. Слушайте, зайчики, Деда Мазая... (Некрасов)
2. Ай, Моська! Знать она сильна... (Крылов)
3. Белая береза под моим окном... (Есенин)
4. У лукоморья дуб зеленый… (Пушкин)

(за каждый правильный ответ - 1 балл)

Пятый тур. Заморочки из бочки
(Капитан каждой команды вытягивает из бочки маленькие бочонки, под номером семь скрывается счастливый случай, за него команда получает пять баллов, в остальных случаях за правильный ответ – один балл)
1, Кому принадлежат эти волшебные слова:
рекс, фекс, пекс!»? (Бурати но)
2. В кого были превращены: ослы Брыкун, Пегасик, Калигула в сказочной повести «Незнайка в Солнечном городе»? (В коротышек)
3.Что бы ты попросил у Нильса? (Волшебную дудочку)
4.Кто из литературных персонажей был другом Се режи Сыроежкина? (Электроник)
5.Вспомните: кем является Страшила. (Соломенное чучело)
6.Из какого произведения эти строки: «А я один раз купался в море,-говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила»? (Н.Носов «Фантазеры»)
7. Счастливый случай.
8.Угадайте героя былин: знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана у Морского царя. (Садко)
9.На чем совершили необыкновенное путешествие с железнодорожной станции в деревню Простоквашино дядя Федор и его друзья? (На тракторе)

Шестой тур. Блиц-турнир
Вопросы 1-й команде
1.Кто автор книги «Путешествие Лемюэля Гулливера»?(Свифт)
2.Чем знаменит Демьян Бедный как книголюб? (его библиотека имела свыше 30 тысяч книг)

Вопросы 4-й команде
1.Кто автор бессмертного произведения «Овод»? «ими) (Войнич)
2. Автор «Хижина дяди Тома». (Стоу)
(За каждый правильный ответ – один балл)
Жюри подводит итоги игры, награждение участников грамотами

Школьная неделя русского языка и литературы

Игра «Литературный калейдоскоп»

(для учащихся 8-10 кл.)

Цель мероприятия:

1.Стимулировать творческую деятельность учащихся и умения принимать полученные знания на практике.

2. Способствовать развитию логического мышления и ораторских способностей у учащихся.

3. Воспитывать стремление к изучению русского языка

Форма проведения: Игра

Каждый язык- это целый мир. Язык- не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище (К. Кулиев)

Слово учителя: Дорогие друзья! Добро пожаловать на интеллектуальную игру «Литературный калейдоскоп»

I тур

Киндер-сюрприз

(ответить на вопросы, спрятанные в игрушке)

1.Какого рода существительное, пламя, знамя, имя? (средний род)

2.Как переводится прялка на казахский язык (ұршық )

3.Что придумал Александр Степанович Попов? (радио)

4.Наш земляк, серебрянный призер участник олимпиады в Лондоне (Адилбек Ниязымбетов)

5. Он родился в Кызылорде, двухкратный олимпийский чемпион. (Илья Ильин)

6. Чье имя носит знаменитый каток (Медеу Пусурманов)

7. Какой известный космонавт окончил Актюбинское высшее лётное училище (Т. Мусабаев)

8.С какой песней стала известна Роза Рымбаева (песня «Алия»)

9. Какая народная казахская певица была знакома со Сталиным (Роза Багланова)

II тур

« Мой Литературный герой»

вопросы команды «Билиотекарь»

    « Муллой» оказалось высокая худощавая пожилая женщина с гладкой причёской,открытым лбом, большими серыми глазами и острым чуть крючковатым носом (учительница Мария Ивановна) (Б.Момышулы) «Наша семья»

    Наружность его показалась мне замечательно: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалось проседь; живые большие глаза так и бегали…

Волосы были обстрижены в кружок на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. (Пугачев) (А.С.Пушкин, «Капитанская дочка»)

3.Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из- под мокрой рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из- под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза (Фома — Бирюк) (И.С.Тургенов «Записки охотника»)

4. Одно плечо, левое, было у него чуть выше другого, он был очень юн, совсем еще мальчик, но от его загорелого лица высокой легкой фигуры, даже от одежды, хорошо проглаженной, с этим темно- красным галстуком и белым наконечником сладкой ручки,от всей его манеры двигаться, говорить легким заиканием, исходило полное ощущение свежести силы, доброты, душевной ясности. (Олег Кошевой) (Фадеев «Молодая гвардия»)

5. Угрюм и одинок,

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах

Душой дитя,судьбой монах,

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать» (Мцыри) (Лермонтов) «Мцыри»

6. Вид его был такой голова как котел, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо вспученное (Эзоп)

7. Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, несколько пре глуповат … Говорит и действует без всякого соображения. Речь его отрывиста. (Хлестаков) (Гоголь «Ревизор»)

Вопросы команды «Читатель»

    «Чем бы не казак был? – сказал Тарас, — и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! – пропал. Пропал бесславно, как подлая собака! (Андрей) (Гоголь, «Тарас Бульба»)

    На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза (Пугачев) (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)

    И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу (Бэла)(Лермонтов «Герой нашего времени»)

    При свете Мария увидела худого маленького человека. Он сбросил на скамейку мокрый плащ. Он был одет с изяществом и простотой, огонь свечи поблескивал на его черном камзоле, хрустальных пуговицах и кружевном жабо. Он был еще очень молод, этот незнакомец. (Моцарт Вольфганг Амадей) (Паустовский «Старый повар»)

    Ее золотые косицы затянуты, будто жгуты. По платью,по синиму ситцу как в поле мелькают цветы(Лида)(Я. Смеляков «Хорошая девочка Лида»)

    Он был одет в военный китель и синие штаны. Китель и штаны были такие, каких бы никто себе не сделал, кроме богача, белые тоже, часы были на каких-то чудных, в палец толщины, подошвах (Никита Серпуховской) (Л.Толстой «Холстомер»)

    Вот мой… … … .. на свободе,

Острижен по последней моде,

Как dandy лондонский одет-

Он по-французски совершенно

Мог изьясняться и писал;

Легко мазурку танцевал (Онегин) (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

III тур что мы знаем о них? Вопросы команды «Библиотекарь»

1.За что убили Эзопа?

2. С какой целью А.С.Пушкин совершил поездку в Казахстан?

3. Какая комедия Гоголя заканчивается «немой сценой» (Ревизор)

4.Из скольких рассказов и очерков состоит книга Тургенева «Записка Охотника» (25)

Вопросы команды «Читатель»

1.Его убили у подложил горы Машук близ Пятигорска (Лермонтов)

2. Какому писателю Оксфордский университет в Англии присвоил степень доктора? (Тургенев)

3. В конце 1851 г Гоголь закончил второй том «Мертвых душ» что с ним сделал писатель? (сжег)

4.Кто такой Холстомер? (кличка лошади)

5. Что писал Эзоп? (басни)

V тур

Бой капитанов

вопросы команды «Библиотекарь»

1.Что такое «алтыбакан»? (качели)

2. Что пишет И.А. Крылов? (басни)

3. Где используется термины интервал, дифференциал? (математика)

вопросы команды «Читатель»

1.Что такое «Каражорга» ? (танец)

2. Кто по профессии Г.Уланова, А.Павлова? (балерина)

3. Где используется термины хромосомы, рецессив? (биология)

Гилева Р.Ш.

Занятие по развитию речи в старшей группе

Тема: «Литературный калейдоскоп»

Задачи:

Закрепить знание сказок.

Развивать диалогическую речь.

Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление.

Развивать умение выполнять различные игровые задания.

Воспитывать умение слушать своего товарища.

Предварительная работа:

Чтение сказок.

Материалы:

Игрушка театра би-ба-бо зайчик, коза.

Ход занятия:

Воспитатель.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть Добро навеки

Побеждает зло.

В. Шаинский

Ребята, вы любите сказки? Назовите, каких сказочных героев вы знаете?

Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по сказкам.

Воспитатель. Загадывает загадку о колобке.

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке покатился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Кто это?

Дети. Колобок

Воспитатель. Непоседе-Колобку стыть бы на окошке,

Но решил он: «Убегу, разомнусь немножко».

Пусть он укажет нам путь к сказкам.

Куда он покатится, туда мы и пойдем.

Воспитатель (предлагает ребенку надеть куклу зайчика)

Посмотрите, зайчик сидит и плачет. Давайте спросим его, о чем он плачет.

(Дети спрашивают)

Зайчик. Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а лисы - ледяная. Попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.

Воспитатель . Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали?

Дети. «Заячья избушка»

Воспитатель. Посмотрите, на картинки к сказке. Расставьте героев по порядку. Кто первый пришел на помощь к зайке? Кто второй? Кого не хватает?

Воспитатель . Наш колобок покатился дальше. Куда же он нас приведет? Чей-то домик на пути.

Угадайте, чей:

Ждали маму с молоком,

А впустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?

Дети. Козлята.

Воспитатель . Верно. Посмотрите, все ли в этой сказке верно? Кто в сказке лишний?

Дверь в домике закрыта. Надо вспомнить, какую песенку пела мама-коза, когда хотела войти?

(предложить ребенку куклу - коза и спеть песенку)

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла -

Молочка принесла;

Бежит молочко по вымечку,

из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю .

Воспитатель. Проход открылся, мы можем двигаться дальше. В какую сказку нас приведет колобок на этот раз?

Сидит девочка в корзине

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несет её домой.

Дети. Это сказка «Маша и медведь».

Воспитатель. Как в сказках называют медведя? (Михаил, Миша Косолапый, Михайло Потапыч, Дедушка Миша, Топтыгин и т.д.)

Воспитатель. Медведь огорчился, что Маша не осталась у него жить.

Давайте поиграем с ним, порадуем его.

Игра «У медведя во бору»

Воспитатель . В сказочном лесу живут разные звери, и у каждого есть сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите:

Мышка-…норушка;

Лягушка-…квакушка;

Зайчик-…побегайчик;

Лисичка-…сестричка

Волк-…зубами щелк.

А теперь наоборот. Я назову прозвище, а вы догадайтесь о ком речь:

Косолапый-…медведь;

Косой-…заяц;

Кумушка-…лиса;

Быстрые ноги, короткий хвост-…заяц.

Воспитатель : Наш колобок покатился дальше. Куда же он нас приведет?

Петушок с котом дружили,

Дружно жили, не тужили.

А хитрющая лиса,

Всё испортить вдруг решила.

Притаившись под окном,

Петушка в ловушку заманила.

Воспитатель . В какую сказку привел нас колобок?

Дети. «Кот, петух и лиса»

Воспитатель . Вспомните, какой музыкальный инструмент захватил с собой кот, когда отправился выручать петушка.

Дети. Гусли.

Воспитатель : Ну вот, наше путешествие заканчивается. Наш колобок, наверное, сильно устал, пусть он немножко отдохнет и поиграет с нами.

Мы по сказке походили,

В ней все круто изменили. (идут на месте)

Мы ногами топали, (топают)

Мы в ладоши хлопали. (хлопают)

Будут в сказке помнить нас.

Наклонились мы на «раз», (наклонились)

На «два» поднимались, (выпрямились)

Всем поулыбались. (улыбнулись)

И опять потопали. (топают)

И ручками похлопали. ( хлопают)

Вот какие молодцы,

Вот какие удальцы! (руки на пояс)

Воспитатель. Наш колобок отдохнул и может показать нам дорогу обратно.

Воспитатель. Ну вот, мы и вернулись.

Воспитатель. Вы, ребята, молодцы, вы, ребята, удальцы и за это я вам приготовила для вас сюрприз (воспитатель достает из сундучка подарки, раздает)

А теперь, давайте еще раз вспомним, с какими же сказками мы сегодня повстречались?

В какой сказке вам понравилось больше всего? (ответы детей) На этом наше занятие закончено. Спасибо!

Цели:

Автоматизация и дифференциация звуков «Л», «Р» в самостоятельной речи

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Формирование выразительности речи

Развитие внимания, памяти, логического мышления

Привитие детям интереса к чтению

Формирование умения действовать в коллективе сверстников

Формирование познавательного интереса через использование ИКТ

Оборудование:

Ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация «Калейдоскоп сказок», таблички с названием команд «Лалики» и «Рарики», призовые жетоны «колобки», указка, костюм Феи – ведущей, сладкие призы.

Предварительная работа:

Распределить детей по двум командам

Приготовить призовые жетоны

Провести предварительное чтение с детьми различных сказок

Организовать в группе выставку книг со сказками

Ход викторины

Слайд 1.

(Название викторины, музыкальное сопровождение –заставка к тв. передаче «В гостях у сказки».)

Здравствуйте, ребята. (Ведущий – учитель-логопед в костюме Феи.) Сегодня мы с вами проведём литературную викторину «Калейдоскоп сказок», которая покажет не только как вы хорошо знаете русские и зарубежные сказки, но и то, как правильно и красиво вы умеете произносить сложные звуки «Л» и «Р».

Слайд 2.

(На фоне дворца – печальный царь и улетающая в ступе Баба-яга, музыкальное сопровождение – зловещий, коварный смех.)

Представьте, что мы попали в волшебную страну сказок, которой правит добрый царь, а там случилась беда, Баба-яга украла солнышко с неба, и все сказки стали не цветные, а серые, мрачные и печальные. Давайте поможем вернуть солнце в страну сказок, ответим на вопросы викторины.

Слайды 3, 4.

(Названия команд «Лалики» и «Рарики», музыкальное сопровождение – весёлая мелодия.)

Участвовать в викторине будут две команды. Команда «Лалики», она будет стараться правильно произносить в своих ответах звуки «Л» и «Ль». Команда «Рарики» будет отвечать за звуки «Р» и «Рь». За каждое правильно выполненное задание команды будут получать призовые жетоны – колобки. В конце викторины – мы определим команду-победителя. Итак, в добрый путь!

Слайд 5.

(Предметные картинки: джунгли, медведь Балу, волк Акела.)

Первое задание викторины – узнать сказку по подсказкам (для команды «Лалики»; дети называют картинки – подсказки и угадывают сказку «Маугли» и получают призовой жетон -колобок; дополнительный призовой жетон можно получить, если назвать автора сказки – Р.Киплинг)

Слайд 6.

(Предметные картинки: пёс Артемон, Пьро, Карабас.)

Первое задание викторины – узнать сказку по подсказкам (для команды «Рарики»; дети называют картинки – подсказки и угадывают сказку «Золотой ключик или приключения Буратино», получают жетон - колобок; дополнительный призовой жетон можно получить, если назвать автора сказки – А.Толстой)

Слайд 7.

(Предметные картинки: колобок, Золушка, Незнайка, Белоснежка.)

Второе задание викторины – кто лишний? (Для команды «Лалики»; дети называют картинки и определяют лишнего героя, в названии которого нет звука «Л», это Незнайка и получают призовой жетон - колобок; дополнительный призовой жетон можно получить, если назвать автора сказки – Н.Носов.)

Слайд 8.

(Предметные картинки: Мойдодыр, Страшила, Дюймовочка, Бармалей.)

Второе задание викторины – кто лишний? (Для команды «Рарики»; дети называют картинки и определяют лишнего героя, в названии которого нет звука «Р», это Дюймовочка и получают призовой жетон - колобок; дополнительный призовой жетон можно получить, если назвать автора сказки – Г.Х.Андерсен.)

Слайд 9.

(Предметные картинки: Маугли, ласточка, Чиполлино, Айболит, Малыш, Золушка и две лодочки: синяя и зелёная.)

Третье задание викторины – «Л» или «Ль»? (Для команды «Лалики»; дети называют картинки и определяют твёрдый звук в названии или мягкий, в какой лодочке поплывёт сказочный герой, если звук «Л», то в синей (обозначение твёрдых согласных звуков ), если звук «Ль», то в зелёной (обозначение мягких согласных звуков

Слайд 10.

(Предметные картинки: Буратино, крокодил, черепаха, Ариэль, Карлсон и коза Дереза и два воздушных шара: синий и зелёный.)

Третье задание викторины – «Р» или «Рь»? (Для команды «Рарики»; дети называют картинки и определяют твёрдый звук в названии или мягкий, на каком воздушном шаре полетит сказочный герой, если звук «Р», то на синем (обозначение твёрдых согласных звуков ), если звук «Рь», то на зелёном (обозначение мягких согласных звуков ) и получают призовой жетон – колобок.)

Слайд 11.

(Предметные картинки: лисичка со скалочкой, мальчик-с-пальчик, летучий корабль, Айболит, царевна-лягушка и паровозик с тремя вагонами.)

«Определи место звка «Ль» в словах» (для команды «Лалики»; дети называют картинки и определяют место звука «Ль» в слове: начало, середина или конец и называют соответствующий вагон и получают призовой жетон – колобок.)

Слайд 12.

(Предметные картинки: Чебурашка, Рапунцель, маленькая разбойница, Дядя Фёдор, Снежная Колролева и паровозик с тремя вагонами.)

Четвёртое задание викторины – «Определи место звка «Р» в словах» (для команды «Рарики»; дети называют картинки и определяют место звука «Р» в слове: начало, середина или конец и называют соответствующий вагон и получают призовой жетон – колобок.)

Слайд 13.

(Предметные картинки: Чиполлино, Айболит и Великан на фоне острова с тремя пальмами.)

Пятое задание викторины – (для команды «Лалики»; дети называют сказочных персонажей и определяют, кто из них может жить на острове с тремя пальмами, у кого в названии три слога, определяют лишнего героя и получают призовой жетон – колобок.)

Слайд 14.

(Предметные картинки: пират, царь, рыцарь на фоне морского пейзажа и корабля с двумя парусами.)

Пятое задание викторины – «Кто лишний (по количеству слогов)» (для команды «Рарики»; дети называют сказочных персонажей и определяют, кто из них может плыть на корабле с двумя парусами, у кого в названии два слога, определяют лишнего героя и получают призовой жетон – колобок.)

Слайд 15.

(Предметные картинки: Бабки-ёжки, музыкальное сопровождение - частушки Бабок-ёжек из мультфильма «Летучий корабль».)

Лалики и Рарики, давайте немного отдохнём, повеселимся и потанцуем вместе с задорными Бабками-ёжками и их весёлыми частушками (дети по образцу ведущего и самостоятельно танцуют русский народный танец).

Слайд 16.

(Предметная картинка: Малыш, и три звуковые схемы.)

Шестое задание викторины – «Подбери звуковую схему» (для команды «Лалики»; дети подбирают звуковую схему для слова «Малыш» и получают призовой жетон – колобок; можно получить дополнительный жетон, если назвать автора сказки – А.Линдгрен).

Слайд 17.

(Предметная картинка: репка, и три звуковые схемы.)

Шестое задание викторины – «Подбери звуковую схему» (для команды «Рарики»; дети подбирают звуковую схему для слова «репка» и получают призовой жетон – колобок; можно получить дополнительный жетон, если назвать автора сказки – русский народ).

Слайд 18.

(Предметные картинки, соединённые стрелками по парам: колобок и лиса, Чиполлино и принц Лимон, Золушка и хрустальная туфелька.)

«Составь предложения» (для команды «Лалики»; дети составляют предложения по двум опорным словам и получают призовой жетон – колобок; дополнительный жетон можно получить, если предложения будут распространённые, с большим количеством определений).

Слайд 19.

(Предметные картинки, соединённые стрелками по парам: принцесса и дворец, Карлсон и варенье, Крокодил Гена и гармошка.)

Седьмое задание викторины – «Составь предложения» (для команды «Рарики»; дети составляют предложения по двум опорным словам и получают призовой жетон – колобок; дополнительный жетон можно получить, если предложения будут распространённые, с большим количеством определений).

Слайд 20.

(Сюжетные и предметные картинки к текстам скороговорок)

«Повтори скороговорки» (для команды «Лалики»; представители команды громко, чётко, выразительно и в быстром темпе повторяют за ведущим сказочные скороговорки и получают призовой жетон – колобок).

  • Колдун наколдовал Коле клад.
  • Лилипуты пили волшебные пилюли и смогли одолеть великана.
  • Гуси-лебеди летели и на воду плавно сели.

Слайд 21.

(Сюжетные и предметные картинки к текстам скороговорок.)

Восьмое задание викторины – «Повтори скороговорки» (для команды «Рарики»; представители команды громко, чётко, выразительно и в быстром темпе повторяют за ведущим сказочные скороговорки и получают призовой жетон – колобок).

  • Пирату и брат не брат, на то он и пират.
  • Страшила, Дровосек и Трусливый лев добрались до Изумрудного города.
  • Папа Карло продал куртку и купил для Буратино букварь.

Слайд 22.

(Предметная картинка: Буратино и текст скороговорки.)

Ребята, давайте выполним последнее задание викторины, общее для Лаликов и Рариков. Произнесём скороговорку про Буратино, в которой нужно правильно произносить оба звука «Л» и «Р».

  • Из полена Папа Карло
  • Буратино смастерил.
  • Неприятностей немало
  • Папа Карло пережил!

А теперь давайте подсчитаем количество призовых жетонов – колобков и определим, какая команда лучше знает сказки.

Слайд 23.

(На фоне дворца – пропадают дождевые тучи, прилетают бабочки и появляется солнышко, музыкальное сопровождение – заставка к ТВ. передаче «В гостях у сказки».)

Ребята, вы все сегодня – молодцы и помогли солнышку вернуться в сказочную страну! Поскорее учитесь читать, чтобы познакомиться с новыми замечательными сказками. Все вы награждаетесь сладкими призами. До новых встреч!