Меню
Бесплатно
Главная  /  Сказочные герои  /  Комсомольская правда о коллекции ильина. Загадочная коллекция ильина. Необычная коллекция бедного электрика

Комсомольская правда о коллекции ильина. Загадочная коллекция ильина. Необычная коллекция бедного электрика

Острожская Библия. XVI в.

Поначалу органы совместно с музейными работниками и библиотекарями не планировали разглашать свои действия, но уже через несколько часов скрывать стало невозможно – из подвала и чердака дома стали выносить коробки со старинными иконами, ювелирными изделиями, картинами, рукописными страницами Пушкина, Лермонтова, Толстого, более 5 тыс. старинных книг и многое другое.


Серебро. Начало XVIII в.

Все ильинские раритеты стали собственностью государства и хранятся сейчас в кировоградском краеведческом музее и областную библиотеку. Эта история заинтересовала работников украинского телевизионного канала СТБ, которые под руководством Евгения Гориславца и Алексея Уманского создали документальный фильм под названием «Проклятие коллекции Ильина». В ходе создания фильма телевизионщики провели целое расследование и установили много интересных и невероятных фактов, связанных с жизнью и коллекцией Ильина.


Ваза. Китай. Фарфор

Находка антиквариата стала настоящей сенсацией не только в Украине, но и во всем мире. О ней объявляли многие отечественные и зарубежные СМИ. И не удивительно, так как после подсчетов выяснилось, что предметы собирались на протяжении 50 лет, а их общая стоимость составляет 40 млрд. долларов! Но уже в 1994 году эксперты засомневались в такой ошеломительной цифре, они подтвердили, что коллекция уникальна, но имеет более научную ценность, чем потребительскую.
В действительности, до сегодняшнего дня так и не сошлись на точной сумме раритетной коллекции. По разным источникам приводятся совершенно разные цифры, измеряя коллекцию то деньгами, то мешками, то грузовиками.


Напрестольный крест. 1786. Серебро

Мирослава Егурнова, ведущий хранитель фондов Кировоградской области, утверждает, что сейчас на учете числится 3 тыс. предметов. Но какие бы цифры не назывались, никто не опровергает того факта, что данная коллекция является одной из самых больших частных коллекций в Европе, а цена ее находится в пределах от 500 млн. долл. до 1 млрд. долларов.


Богоматерь Одигитрия. Конец XVI в.

Цена ценой, но встает вопрос, каким образом обычному гражданину удалось собрать в одном месте немыслимое количество предметов старины, шедевров ювелирного, художественного, литературного искусства? Ответ на этот вопрос и стал целью документальной пленки СТБ. Фильм получился более чем удачным благодаря хорошо написанному сценарию, профессиональной игре актеров и ведущему Вячеславу Гармашу. Единственное, о чем сожалеют журналисты, что так и не смогли найти общий язык с племянниками коллекционера, которые на отрез отказались давать какие-либо комментарии (ведь со всей коллекции государство не выделило им, законным наследникам, ничего). Так, не все тайны подпольного миллионера удалось раскрыть. Интрига заключается еще и в том, что многие сотрудники музея и библиотеки, работающие с предметами из коллекции, в последствие перенесли тяжелые заболевания. Одним в этом видится проклятие, а другие утверждают, что причиной этому пыль, которой они надышались.


Античная гончарная керамика. Конец V-IV в. до н. э.

Операторам не удалось проникнуть внутрь дома подпольного миллионера, потому зритель так и не увидел условий, в которых хранились раритеты, но зато очень логичными в фильме есть интервью с коллекционерами, знакомыми с Ильиным. Из их рассказов удалось сформировать представление о характере Ильина. Выходило, что он был нелюдимым человеком, в дом никого не звал. А всех своих посетителей делили на два вида – «подгрушники» (с ними он общался под грушей во дворе) и «подпорожники» (такие удостаивались чести быть приглашенными за порог на кухню).


Покрова Пресвятой Богородицы и образ св. Параскевы. 1752 г.

Опираясь на сюжет фильма, выходит, что коллекция собиралась тремя поколениями семьи Ильиных. Все началось с того, что его мать, потомственная дворянка Наталья Римская-Корсакова, сумела после революции сберечь фамильную коллекцию благодаря тому, что вышла замуж за простого рабочего, который сумел по достоинству оценить уникальное наследство жены и, более того, стал приумножать его. Когда у них в 1920 году родился сын Александр, родители стали прививать ему любовь к антиквариату, а к этому добавилась еще и природная способность юноши к реставрации. Предприимчивость молодого человека проявилась тогда, когда он за тысячу царских червонцев купил староверческую копию Библии Ивана Федорова – огромную редкость в книжном мире.


Портрет Екатерины II в гетманской одежде. Конец XVIII в.

В 1941 году юноша оканчивает школу и, чтобы не попасть на фронт, обменивает ценную книгу на медицинский диагноз «рак крови». 1944 год был отмечен в его биографии криминальным событием – он участвовал в групповом ограблении продовольственного магазина и за это получил 3 года тюрьмы, но отсидел всего 3 месяца. Почему? Исследователи предполагают, что расположенность к себе НКВД он получил за то, что стал тайным экспертом по поиску и экспертизе антиквариата.

Шкаф для драгоценной посуды. Середина XIX в. Франция

В период с 1945 по 1961 год Ильин работает реставратором в Киево-Печерской лавре, а оплатой за работу ему были книги из библиотеки лавры в личное пользование. После закрытия Лавры он вернулся в Кировоград и привез с собой 2 контейнера книг и церковной утвари, при этом объяснял это тем, что монахи даже уговорили его все забрать, чтобы безбожникам не досталось.


П. Понтиус. Мадонна с Младенцем и св. Анной. Середина XVII в. Гравюра с картины Ж. Сегерса.

На родине он устроился электриком с зарплатой 100 руб. в месяц и так скромно жил, разъезжая на купленном трофейном мотоцикле по области и проверяя счетчики. При этом он скупал у старинные предметы. Он был профессиональным реставратором и имел заказчиков со всего Союза, а платой за работу ему были иконы, картины, книги и пр., так и собралась коллекция.


Сцена из китайской истории. Конец XIX - начало XX в. (Эпоха Цинь)

Благодаря монтажу с документальной хроникой 20-60 гг., фильм смотрится как интересный и увлекательный. Но вот до конца тайну Ильина так никто и не разгадал. Финал картины многозначителен – сообщение о недавней продаже на одном из зарубежных аукционов за полмиллиона долларов Библии Ивана Федорова. Как она там оказалась, никому не известно.

Этот не типичный для прайм-тайма проект не может похвастаться высокими рейтингами, но, благодаря нестандартности и интригующей запутанности сценария, он нашел своего зрителя. И неудивительно: в основу сюжета легла реальная история знаменитой коллекции Александра Ильина, которая до сих пор не дает покоя коллекционерам и музейным работникам всего мира. «Вокруг ТВ » решил выяснить, что в сериале соответствует действительности, а что всего лишь вымысел сценаристов.

Напомним, «Синдром дракона» начинается с того, что в Кировограде в 1991 году умирает электрик Анатолий Авдеев. После его смерти в местном магазине «Букинист» появляются бесценные старинные книги. Начинается расследование. Следы приводят в дом электрика, в подвале которого сотрудники правоохранительных органов обнаруживают уникальную коллекцию антиквариата и предметов мирового искусства. «Да это же филиал Третьяковской галереи!» - восклицают изумленные следователи. Но откуда у простого электрика такие богатства? Поиск ответа на этот вопрос и становится главной сюжетной линией сериала.

Подобная история действительно произошла в Кировограде, но в 1993 году. В доме на окраине города умер электрик Александр Ильин, а спустя несколько месяцев в магазине «Букинист» появились книги из его коллекции. О том, что работник столового треста собирает антиквариат, в городе знали многие коллекционеры и музейщики, поэтому сразу определили, что книги принадлежали Ильину. Испугавшись, что вся коллекция будет распродана, музейные работники потребовали от правоохранительных органов изъять и описать имущество Ильина. Когда эксперты увидели коллекцию, они были поражены ее размерами: для того, чтобы ее вывезти, понадобилось 20 грузовиков, а стоимость экспонатов оценили в 40 миллиардов долларов. На тот момент эта сумма во много раз превышала размер внешнего долга Украины, хотя сейчас уже эта цифра многим кажется изрядно преувеличенной. До сих пор неизвестно, каким образом все эти ценности попали в руки простого электрика. Сейчас коллекция национализирована и хранится в кировоградских музеях, но, по слухам, то и дело на черном рынке «всплывают» некоторые ее экспонаты.

Существует несколько ничем не подтвержденных версий появления этого антиквариата. Одна из самых необычных заключается в том, что коллекция принадлежала высоким чинам в КГБ и в правительстве и состояла из изъятых ценностей врагов народа; из того, что удалось незаконно спрятать во время войны, и военных трофеев, вывезенных из Германии и стран-союзниц. Иначе как еще можно объяснить, что, зная о коллекции, никто из МВД и КГБ ни разу не заинтересовался ей, и это в советское время!

Именно эта версия и получила развитие в сериале Хомерики. Анатолий Авдеев в фильме - заложник обстоятельств. Сначала его вынудили стать хранителем необычной коллекции офицеры КГБ, ну а затем электрик пережил всех владельцев антиквариата и стал «драконом», тщательно охраняющим сокровище. В древности существовало поверье, что сказочные клады охраняют драконы, и, к слову, сравнение хозяина коллекции с этим сказочным персонажем впервые появилось вовсе не в фильме Хомерики, а в газетных публикациях, посвященных Александру Ильину.

Но есть и еще две версии появления коллекции. Возможно, электрик, действительно, собрал все сам: что-то досталось ему по наследству от предков-дворян, а что-то он, будучи еще и талантливым реставратором, приобрел в обмен на свои услуги у других коллекционеров. Впрочем, есть также мнение, что Ильин был хранителем воровского общака. На это указывает, например, тот факт, что за сорок с лишним лет в дом электрика всего лишь раз пытались проникнуть грабители, да и тех мгновенно задержали.

Кем же был загадочный электрик-коллекционер на самом деле и каким его показал Николай Хомерики?

Самые ценные предметы коллекции Ильина:

Книга «Византийские эмали», изданная в 1892 году тиражом 200 экземпляров; себестоимость книги составляла 12 тыс. серебряных рублей;

четырехтомник «Великокняжеская, царская, императорская охота на Руси», иллюстрированный выдающимися русскими художниками;
полное собрание «першодруков» Ивана Федорова, многие из которых считались утраченными;

«Морской Устав» и «Воинский Устав» Петра I, изданы в 1720 году тиражом в 50 экземпляров;

Сборник гравюр английского художника Уильяма Хогарта;

Острожская Библия XVI в.;

Евангелие Мстиславца 1575 года издания;

Рукописи А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя;

Столовые приборы работы Фаберже;

Серебряная кружка работы И. Равича, принадлежавшая, предположительно, Петру I;

Евангелие царицы Елизаветы, подаренное городу Елисаветграду в честь учреждения крепости;

Большое количество изданий Киево-Печерской лавры ХVІІ - ХVІІІ столетий;

Библия 1580 года Ивана Федорова;

Библия Вольфа с рисунками Гюстава Доре.

Икона Богоматерь Одигитрия (конца XVI в.);

Часть библиотеки из родового имения Михалковых в Петровском;

Экземпляр первого издания «Кобзаря» Тараса Шевченко (подлинность экземпляра не установлена);

Прижизненные раритетные издания Х. К. Андерсена;

немецкое издания Флавия «Иудейские Древности» 1590 года;

«Арифметика» Магницкого 1703 года;

Триодь цветная с надписью о дарении книги в Кирилловский монастырь Петром Могилой в 1632 году;

Рукописное Евангелие конца XIV в.;

Рукопись комедии Грибоедова «Горе от Ума»;

Рукопись поэмы Лермонтова «Демон»;

Первый сборник по истории первых российских медалей «Слава России или собрание медалей дел Петра Великого и еще некоторые» 1770 года.

    Коллекцию Ильина считают проклятой. Поговаривают, что все, кто изымал ее из дома владельца, потом слег с тяжелыми заболеваниями, многие потеряли свою работу. Впрочем, сами музейщики стараются о проклятии не думать: болезни они связывают с тем, что во время работы с экспонатами пришлось в течение долгого времени дышать пылью и плесенью. Ну а должности культурологи теряли потому, что слишком уж много внутренних интриг плели музейные работники вокруг этой коллекции.

    В фильме же «Синдром дракона» за коллекцию разворачивается настоящая война, но загадочный Дракон надежно охраняет тайну своих экспонатов.

Не знаю с чего начать, то ли с Александра Ильина, то ли с Никиты Михалкова. Начну, пожалуй, с Ильина.
Сегодня исполняется 20 лет со смерти этого обладателя несметных сокровищ, «кировоградского миллиардера в телогрейке и кирзачах», Плюшкина и Гобсека мира антиквариата, а вокруг его удивительной коллекции множатся версии, скандалы и сплетни. Одну из них, связанную с Никитой Михалковым, я и хочу поведать.

«Портрет А. Ильина». В.Федоров. Кировоград, 1950-е годы.

22 октября 1993 года в своём ветхом доме на улице Урожайной околицы Кировограда, где прогнили полы, и протекала крыша, умер семидесятидвухлетний бывший электрик Александр Ильин. Семьи он не имел, друзей тоже, и в последний путь покойника провожали нелюбимые племянники да несколько соседей, удивляясь убогости жилья, заваленного множеством покрытого грязью, пылью и плесенью хлама.

Ваза. Китай. Фарфор. _ Портрет Екатерины II в гетманской одежде. Конец XVIII в _ Серебряный напрестольный крест. 1786г. _ Серебряная кружка работы И.Равича начала XVII в. (предположительно изготовленная в подарок Петру I)

А в январе 1994 года этот дом оцепил ОМОН Кировоградского ГУВД, и две недели день и ночь десять судебных исполнителей в присутствии музейных работников и под надзором работников СБУ, описывали имущество покойного. Которое потом несколько дней вывозили грузовиками: опечатанные мешки и коробки со старинными картинами и книгами, иконами и оружием, гравюрами и посудой, мебелью и статуэтками, и чего там только не было.
В коллекции обнаружились даже какие-то ноготки, волосики и косточки, завернутые в подписанные бумажки. Сначала не поняли, что это такое - потом приглашенные священники пояснили, что это мощи православных мучеников (их потом передали в местную Покровскую церковь).


Под коллекцию Ильина в Кировоградском областном краеведческом музее отведены целые залы

Насчет размеров коллекции сведения разноречивы (от «почти полумиллион предметов» до расплывчатых «несколько десятков тысяч»). Но на учете в Кировоградском областном краеведческом музее, куда была передана предметная часть коллекции Ильина, находится около 4 тысяч единиц. Выставляются не все экспонаты, но многие из них размещены в шкафах XVIII-XIX вв. из того же ильинского дома.

Книжная часть коллекции Ильина была передана Кировоградской универсальной научной библиотеке им. Д.И. Чижевского, и на её учете находится чуть более 7 тысяч ильинских книг. Но старинных книг из них было лишь около трети, и очень много современных церковных изданий с дарственными надписями Ильину от влиятельных в прошлом владык РПЦ.
Особую ценность этой уникальной коллекции составляли раритетные книги, прижизненные издания классиков русской, украинской и зарубежной литературы и их рукописи. Всех их перечислять не буду, остановлюсь лишь на некоторых.


Евангелие на пергаменте 1390 - 1410 годов. Оправа - доски, обтянутые кожей конца ХХ в. в исполнении Ильина. Он получил его от какого-то московского коллекционера за реставрацию другого редкого издания - истории Франции из личной библиотеки Наполеона.
Острожская Библия - первое завершённое издание Библии на церковнославянском языке, напечатанное в Остроге первопечатником Иваном Фёдоровым в 1581 году. Ильин выменял ее в Одессе на несколько орденов.

Рукопись Лермонтова (поэма «Демон»), и рукопись Грибоедова (комедия «Горе от ума»).
Ильин их выменял в Ленинграде сразу после прорыва блокады, в обмен на муку и продукты.

На этом я заканчиваю об Ильине (о нем и его странной коллекции, и так написаны тонны бумаг и сняты километры кинопленки), и перехожу к Никите Михалкову.
Библиотека в родовом имении Михалковых в Петровском Ярославской губернии, была одной из крупнейших российских частных библиотек, собранной в первую очередь Владимиром Сергеевичем Михалковым - прадедом гимнописца Сергея Михалкова. Владимир Михалков завещал передать свое собрание в дар Академии наук. Передача наиболее ценных книг состоялась, однако значительная часть библиотеки осталась в Петровском.
Последним юридическим владельцем усадьбы Петровское и родовой библиотеки был сын Владимира Михалкова, Сергей, который умер в 1905 году, не оставив после себя детей. Книги из библиотеки Михалковых (в количестве примерно 6 тыс. томов) были в 1915 году переданы вдовой покойного Рыбинской городской публичной библиотеке, которой было присвоено имя С.В. Михалкова.

Усадьба Михалковых Петровское

Как около сотни книг из родовой библиотеки Михалковых оказались у Ильина, осталось неведомым, но когда в 1994 году их передали Кировоградской библиотеке им. Чижевского, там стали ожидать визита Никиты Михалкова. Тем более, что прецедент уже был - в сентябрьском номере «Огонька» за 1995 год, была в деталях описана история, как Сергей и Никита Михалковы пытались изъять из ярославских музеев пять икон, принадлежавшие их предкам, дворянам Михалковым из Петровского.
Тогда передать иконы Михалковым, ярославскому губернатору с трудом помещали музейщики и общественность, и кировоградские библиотекари не без основания ожидали повторения этой истории уже у себя в городе.
Но в Кировограде Никита Михалков не появился - он появился в Киеве, и стал решать этот вопрос на более высоком уровне. Где ему все и отказали, ибо никто не хотел неминуемого громадного скандала на всю Украину.

.
Большинство украденных книг, не являлись уникальными, они относились к разделу «История России», и имели штампы В.С.Михалкова с экслибрисом «Из библиотеки села Петровского рода Михалковых». Причем более раритетные книги украдены не были - воров явно интересовала не их материальная ценность, а наличие на них михалковского экслибриса.
Исполнителей так и не нашли, заказчиков тоже, но кое-кто и сейчас уверен, что эти книги нужно искать только в одном месте - в подмосковном особняке Михалкова на Николиной горе.
Опять-таки, это версия. Есть также мнение, что книги воровать и вовсе не грех. Ну, что скажете, мог Никита Михалков выступить заказчиком этой нераскрытой кражи? А если да, то грех ли это? Ведь это не просто книги, а книги принадлежавшие прапрадеду Михалкова.

Страсти вокруг так называемой «коллекции Ильина», насколько легендарной, настолько и уникальной, не утихают до сих пор. Журналисты в последнее время называют ее не иначе, как «проклятой» или же «нечистой». Вот уже более десяти лет не утихают споры вокруг этой коллекции. Спорщики ломают копья по двум основным пунктам. Первый - откуда у скромного электрика полный чердак уникальных произведений искусства. Второй - действительно ли находка, которая, на первый взгляд, выглядит обычным хламом, тянет на 40 миллиардов долларов и может быть приравнена к стоимости 8 тонн золота.

Итак, с чего же все началось?

В октябре 1993 года в Кировограде тихо скончался некто Александр Борисович Ильин. Жил он, говорят, скромно, работал электриком. Смерть этого человека осталась для широкой публики почти незамеченной. Скромные похороны вполне соответствовали скромному образу жизни, который вел работник кировоградского треста столовых. Кстати, в последний путь его провожали без традиционного поминального обеда. Поговаивают, сам он и его близкие жили бедно. Учитывая, что в первые годы независимости Украина пребывала в кризисе и нищете, неудивительно, что многие хоронили усопших без традиционных для такого случая широких поминок.

Однако для кировоградских коллекционеров, краеведов, искусствоведов, сотрудников музеев и картинной галереи это была тяжелая утрата. Хотя бы потому, что Ильин слыл реставратором и переплетчиком высочайшего класса. Но была еще одна сторона его деятельности, о которой он не распространялся и которую не афишировал, - простой электрик великолепно разбирался в искусстве и время от времени консультировал по этому вопросу заинтересованных людей.

Когда очень скромные похороны прошли и близкие начали обследовать дом на предмет оценки оставленного имущества, то на чердаке обнаружили завал из покрытых паутиной и пылью вещей. Начали разбирать - и ахнули: сплошь старина. На чердаке ветхого дома на окраине Кировограда, в котором проживал незаметный и малообеспеченный электрик, было обнаружено столько произведений искусства, сколько нет в фондах Кировоградского областного музея и областной библиотеки. Где, между прочим, находится одна из наиболее полных коллекций уникальных книжных раритетов во всей Украине.

Александр Борисович Ильин и его коллекция стали на некоторое время темой номер один в региональных и столичных СМИ. Неоднократно возвращалась к истории с коллекцией всеукраинская газета «День». Писала о нем даже московская «Комсомольская правда». Тогда-то и обрушился на ошеломленную публику шквал информации, достоверность которой было невозможно оценить ни тогда, ни сегодня. В частности, пошел слух, что один из раритетов коллекции Ильина уже сейчас на крупнейшем аукционе мира. Якобы стоимость его коллекции оценивается в 40 миллиардов долларов США, хотя на самом деле, разумеется, такая коллекция является бесценной.

Следует учитывать, что эти события происходили в полуголодное и трудное время, когда самые маленькие зарплаты исчислялись миллионами купонов и при этом не всегда выплачивались. Почти каждый украинец был полунищим миллионером. Неудивительно, что обнародованная цифра предполагаемой стоимости доселе неизвестной коллекции Ильина будоражила воображение журналистов и кружила голову обывателям. Сумма в 40 миллиардов долларов в десять раз превышала сумму внешнего долга Украины. Если бы (теоретически) эту коллекцию удалось продать, то каждый взрослый гражданин нашей страны мог получить на руки чуть больше одной тысячи долларов США. Многие украинцы в то время не знали, как выглядит стодолларовая купюра. И если эта сумма была пределом желаний и кружила голову, что тогда говорить о цифре 40 миллиардов.

«Хотя названная сумма и завышена, но все равно речь идет о миллиардах долларов. Одного серебра здесь больше 200 кг. Заметьте, не серебряного лома, слитков или даже монет - 200 кг изделий самых известных ювелирных фирм второй половины XIX и начала XX века: Фаберже, Коллинза, Хлебникова, Алексеева», - писала в 1994 году газета «Киевские ведомости».

Описью имущества занимались десять судебных исполнителей. Более пятисот мешков с раритетами вывозили на нескольких грузовиках, и длилось это не один день. Все, кто разбирал коллекцию, работали в респираторах. Каждый предмет покрывала грязь в палец толщиной. Многие специалисты, разбиравшие завалы раритетов, едва не нажили себе астму: дыхательные пути постоянно забивались, люди чихали и кашляли.

Вот как об Александре Ильине вспоминал Павел Босый, в 1993–1994 годах руководивший Кировоградский областным краеведческим музеем: «Факт, что Ильин коллекционировал раритеты, действительно был известен достаточно узкому кругу людей. Но особой тайны из того, чем он занимается, электрик не делал. Просто его увлечение в принципе проходило мимо внимания общественности. Мир коллекционеров достаточно специфичен, и в этом мире Ильина знали. Хотя об истинном объеме собранной им коллекции действительно не знал никто. Мой коллега Владимир Босько, имевший, как и все мы, отдаленное представление о коллекции, разделил всех „посвященных“ на „подгрушников“ и „запорожцев“. „Подгрушники“ - те, кто сидел во дворе под грушей, а „запорожцы“ - те, кого Ильин допускал за порог дома.

Для тех, кого Ильин допускал во двор, он иногда выносил из дому и показывал некий предмет своей коллекции. Но было несколько „запорожцев“, толком не знаю, сколько их было, может быть, человек пять, которых иногда допускал Александр Борисович до кухни и что-нибудь выносил им туда. Но в принципе полноценного представления о коллекции не было ни у кого. Кто-то видел одну книгу, кто-то - другую, кто-то видел какой-нибудь орден».

В советские времена Александра Ильина обокрали лишь единожды. Милиция нашла воров удивительно быстро. У преступников изъяли иконы и старинные золотые украшения. Ильин иконы забрал, а от золота отказался. Заявил: «Не мое».

Завещания Александр Ильин не оставил. Но не было и многого другого: описи коллекции, ее систематизации, никто точно даже не знал, что в нее входило. Почему Ильин не оставил описи и завещания? Возможно, не хотел, чтобы все это вообще кому-либо досталось. Местные искусствоведы иронически отмечали, что, возможно, он собирался жить вечно, иначе чем объяснить, что коллекция не досталась даже родственникам покойного. Хотя многие сходятся в едином мнении: при жизни Ильин не хотел, чтобы после смерти его собрание стало музейным собранием и достоянием широкой общественности. А может быть, он решил оставить нам свою коллекцию как огромную загадку?

Как отмечает Павел Босый, коллекция Ильина представляла собой собрание разрозненных несистематизированных предметов. Хранились все эти сокровища в невероятно жутких условиях. Например, у него был сундучок с самыми дорогими, видимо, его сердцу книгами, на котором он сидел и даже спал. Но книги в нем были покрыты плесенью.

Те, кто общался с загадочным электриком, припоминают, что иногда он сам забывал, что у него было, или не мог найти. Бывало, просил привезти какую-то редкую книгу из другого города. А потом, когда книги уже были описаны комиссией, стало ясно, что экземпляр такой книги уже был. Его хранение коллекции не имело ничего общего ни с музейным, ни с библиотечным, ни с архивным хранением. В центре дома была комната площадью четыре на четыре метра, без окон - только двери со всех сторон. В нее никто не мог войти: она была очень плотно забита книгами от пола до потолка. Кроме того, был еще флигель с чердаком. У тех, кто был знаком с Александром Ильиным, создалось впечатление, что у покойного был интерес скорее собственно к процессу собирательства, нежели к тому, чтобы потом наслаждаться этими вещами. У него, безусловно, были какие-то дорогие ему вещи. Но некоторые предметы просто лежали штабелями. Многие из них находились в очень плохом состоянии. Несколько икон и картин вернулись в краеведческий музей из реставрации только через несколько лет.

Что же прятал у себя в доме и на чердаке электрик Ильин?

При детальном изучении его коллекции было найдено несколько тысяч книг, изданных в период с XVI по XX век. Среди них - «Византийские эмали из собрания Звенигородского» - книга, которая считается одной из вершин полиграфического мастерства. Было издано всего шестьсот экземпляров этой книги, большинство из которых утеряно. Ее обложка изготовлена из шагреневой кожи, тисненой червонным золотом. Даже закладка расшита золотом и серебром. Еще одна жемчужина коллекции - четыре тома «Царской и императорской охоты на Руси», иллюстрированные Репиным, Суриковым, Васнецовым.

Кроме того, в коллекции кировоградского электрика - книги Ивана Федорова, комплект Евангелий начиная с XVI века, рукописи Пушкина, Лермонтова, Гоголя, прижизненные издания Грушевского и Винниченко. За их хранение, между прочим, в советские времена можно было и срок получить. Есть даже горы пергаментных свитков и кусочек папируса. Завотделом редкостных книг кировоградской областной библиотеки Александр Чуднов сказал по этому поводу журналистам: «Высший пилотаж коллекционирования! Есть книги с печатями разных библиотек, а также - с экслибрисом семьи Михалковых. Тех самых, где Сергей Михалков - известный писатель, а Никита и Андрон - известные кинорежиссеры. Есть Евангелие, подаренное городу императрицей Елизаветой Петровной (старинное название Кировограда - Елизаветград). Многие экспонаты при загадочных обстоятельствах пропали из городских музеев много лет тому назад».

Из других находок нужно отметить большое количество серебряных крестов, икон в серебряных оправах с драгоценными камнями. Среди них - икона XVI века «Богоматерь-Одигитрия» в оправе с жемчужинами, серебряный ковш украинского мастера XVIII века Ивана Равича, который работал только для церкви, а также уникальный «ковш Мазепы», ставший поистине легендой в среде любителей древности.

Самое ценное живописное полотно - портрет Екатерины II в гетманском одеянии работы неизвестного художника. Ну и, конечно же, много старинной мебели. Преимущественно - XVIII века. Она попорчена «жучком», потому требовала реставрации. Впрочем, как и все наследство Ильина.

На второй день работы комиссии в усадьбе, в мусорной куче, было обнаружено серебро. Речь идет о серебряных изделиях, сделанных великими мастерами, и их ценность уже далеко не соизмерима с ценой серебряного лома. Например, серебряная кружечка работы упомянутого выше украинского мастера Ивана Равича скромно стояла на шкафу среди каких-то мелких, совершенно не ценных безделушек. Кстати, родственники, которые присутствовали при описи «клада» и старались по возможности припрятать тот или иной предмет старины, и эту кружечку обозвали «сувениром». Но музейные работники строго следили за всем происходящим, кружку отобрали и описали очень просто: «Кружка в барочном стиле белого металла». В ней не сразу опознали произведение искусства. Лишь когда приехала из Клева Жанна Арустамян, сотрудник музея исторических ценностей, она посмотрела на кружку и ахнула: на ней стояло клеймо великого украинского ювелира начала XVIII века Ивана Равича.

Музейщикам к тому времени уже была известна небольшая кружка, которую изготовил Равич, - она сейчас хранится в Чернигове, в историческом музее. А эта оказалась гораздо большего размера, более сложной художественной работы и очень выразительной формы. По мнению экспертов, этот предмет может считаться чуть ли не самой ценной вещью из предметной, не книжной части коллекции Ильина, которая находится в настоящий момент в государственной собственности. Кстати, кое-кто предположил, что кружка могла принадлежать Петру I. На корпусе - круг, увенчанный так называемой «старой царской» геральдической короной. Эту эмблему использовали преимущественно до 1721 года, когда Петр провозгласил себя императором. А монограмма «ВС/ПЛ» (либо «ВС/ПА») может означать «Великий самодержец Петр Алексеевич». Этого доказать не удалось. Но, тем не менее, доказано, что кружку делал великий ювелир.

В этом же доме, где хранилась бесценная коллекция, жили племянники Александра Ильина. В их комнату во время проведения описи коллекции никто даже не зашел. Комиссия работала только в тех помещениях, где они разрешили. Не всегда можно было абсолютно точно установить, что принадлежало племянникам, а что - Ильину. Например, в доме находилась коллекция оружия. Но многие из тех, кто был знаком с коллекционером, прекрасно знали и то, что он оружия терпеть не может. В то же время племянник собирал оружие и у него было соответствующее разрешение. Естественно, никто эту коллекцию оружия и пальцем не тронул.

Все вещи запечатывались в мешки - под печатью судебных исполнителей, описывалось все, что помещалось в мешки, сами эти мешки, а также указывалось их количество. Все собранное в доме вначале поступило в государственный архив. Затем вывезенные предметы музейного значения поступили на хранение в областной краеведческий музей, а библиотека Ильина - книги, манускрипты, документы - в областную библиотеку имени Чижевского. Естественно, вместе с ведомостями и описями. Со всем этим имуществом работали специальные рабочие группы, которые включали в себя судебных исполнителей и экспертов - музейных работников и сотрудников библиотек.

До нынешнего времени остается загадкой, каким образом все это «добро» попадало на чердак обычного скромного электрика. Старинные картины, серебряные ковши и иконы на улице не валяются. В том, что ранее эти вещи хранились в каких-то других коллекциях, никто из специалистов не сомневается.

Личность самого Ильина тоже покрыта ореолом таинственности. По одним слухам, он слыл превосходным реставратором. Денег за работу не брал - заказчики расплачивались с ним ценными подарками. По другим, неподтвержденным данным, священники из окрестных церквей сносили Ильину на хранение драгоценные иконы и прочую утварь во времена, когда храмы закрывали по распоряжению властей.

Ходила даже легенда, что Ильин смог собрать первооснову коллекции, будучи комендантом Ленинграда во время войны. Но, во-первых, он никогда не был комендантом, во-вторых, он не был в Ленинграде. Хотя во время войны очень много предметов из музеев и библиотек действительно могло попасть в частные руки.

Еще по одной версии, коллекция Ильина собиралась тремя поколениями. Ее первый, образно говоря, слой составили фамильные ценности Римских-Корсаковых, которые смогла сберечь мать Ильина, происходившая из этого древнего дворянского рода. Второй слой - предметы, собранные отцом Александра Ильина и вывезенные после войны из Германии его дядей. Третий слой - собранное самим Александром Борисовичем и, возможно, частично его племянником, тоже коллекционером. Фундаментальную часть коллекции могли составлять ценности из дворянских усадеб вокруг Рыбинска, изъятые в 1918 году во время антоновского мятежа, в подавлении которого якобы принимал участие и отец Александра Ильина. По некоторым данным, тогда же была разграблена и усадьба Михалковых - предков известнейшего сегодня кинорежиссера Никиты Михалкова. Эта версия налагала на коллекцию Ильина некий кровавый отпечаток и порождала легенду о лежащем на ней проклятии.

Говорили также, что Ильин был известен в Кировограде как коллекционер-миллионер, которого охранял КГБ. Это объясняется тем, что коллекционеров такого масштаба действительно было немного. И создавалось впечатление, что власти его не трогали, а в какой-то мере даже, может быть, берегли. Якобы «органы» сумели сохранить имущество, конфискованное после революции в богатейших имениях землевладельцев и негоциантов юга Украины. Золото и драгоценности чекисты отправляли в распоряжение центральных властей, а антиквариат складировали в специальных фондах на местах, десятилетие за десятилетием преумножая добытое. К составлению таких фондов привлекали опытных специалистов, чем объясняется уникально разносторонний и качественный состав коллекции. Вряд ли удастся разыскать «золото партии», но не исключено, что в Кировограде найдено кое-что из «антиквариата ЧК».

Хотя, по предположению некоторых исследователей, могло быть и другое «заступничество» - со стороны церкви. Ильин реставрировал книги, иконы для церквей, на отреставрированных им Евангелиях служил патриарх.

Не трогал его и уголовный мир. Есть сведения, что Александр Борисович устроил у себя на чердаке склад и перевалочную базу для краденых музейных ценностей. А ценности эти тайком несли к нему директора музеев, наживаясь на экспонатах. Говорят даже, что Ильин стерег своеобразный воровской «общак». Впрочем, этот слух, пожалуй, самый невероятный. За свою более чем тридцатилетнюю жизнь в Кировограде электрик Ильин ни разу не вступил в конфликт с законом.

По мнению Павла Босого, в шестидесятые годы прошлого века в нашей стране было такое время, когда многие предметы старины выбрасывались «за ненадобностью» - их можно было и на свалке найти. Люди получали квартиры - выбрасывали старую мебель, и ее Ильин тоже собирал. Он ходил по стареньким бабушкам, что-нибудь выпрашивал, обменивал - это то, что он не скрывал.

Но многое, связанное с ним, оставалось загадкой. И это касается не только происхождения коллекции, но и биографии самого Александра Ильина. Даже дата его рождения в разных документах разная. Сведения о родителях скудны и противоречивы. Отец - революционный пролетарий, выбившийся в начальники Рыбинского масложиркомбината. Мать - дворянка из рода Римских-Корсаковых. Московский студент и роковой красавец Саша Ильин был в свое время арестован за грабеж, по приговору суда получил три года, но на свободу он вышел через четыре месяца.

Когда началась Великая Отечественая война, Ильину исполнилось 20 лет. Он был здоров и годен к строевой службе, но на фронт почему-то не попал. Чем он занимался - неизвестно. В 1943 году из Москвы ему прислали документ с предложением восстановиться на учебу в институте. Но он почему-то отказался, а после войны достаточно странно поменял место жительства на украинский Кировоград. Интересно, что в трудовой книжке Александра Ильина с 1946 по 1960 год значится пробел. То есть полтора десятка лет он нигде не числился и не работал. И это в то время, когда в уголовном кодексе существовала статья «за тунеядство».

Сохранились его фотографии, где он изображен вместе со служителями Клево-Печерской лавры. По одной из версий, он в то время мог быть монахом или послушником в лавре. А потом лавру закрыли и библиотеку при ней - тоже. Однако это не значит, что фонды ушли в никуда. Конечно, большая часть сокровищ монастырей и церквей уходила в государственные фонды. Но, возможно, не все. Не исключено, что многие предметы из Клево-Печерской лавры попали в коллекцию Александра Ильина.

Вскоре после смерти коллекционера произошла достаточно странная история. В кировоградском магазине «Букинист» в продаже появилась книга из коллекции Ильина. Это удалось доказать, потому что в областной библиотеке, в отделе редкой книги, находилась ксерокопия этой книги - Александр Борисович в свое время разрешил ее скопировать. Книга имела карандашные надписи на полях, это и позволило идентифицировать ее как книгу из коллекции Ильина. Этот факт стал доказательством того, что вещь, принадлежавшая умершему, пошла в продажу до истечения установленных законом шести месяцев со дня смерти. Одновременно по Кировограду пошли слухи о вывозе уже принятых на хранение раритетов из этой коллекции за границу и для «верноподданнейшего дарения» первым лицам государства.

Тогда было написано письмо, адресованное представителю президента Украины в Кировоградской области Н. Сухомлину и председателю областного совета народных депутатов В. Долиняку. Подписали его тогдашний директор областной библиотеки Лидия Демегценко и Павел Босой. В письме выражалось опасение, что коллекция Ильина - национальное достояние неведомой на тот момент ценности - может разойтись по частным рукам и содержалась просьба сделать все возможное, чтобы это сокровище осталось в Кировограде. Представитель президента (так тогда именовали губернаторов) дал поручение управлению юстиции облгосадминистрации, после этого, соответственно, было судебное решение и судебные исполнители арестовали коллекцию. Таким образом собрание Александра Ильина удалось сохранить.

Кем же на самом деле был Александр Ильин? Коллекционером, благодаря которому были сохранены уникальные предметы старины, или скупщиком и укрывателем краденого? И откуда у него появились сокровища, стоимость которых оценивается миллиардами долларов? Предположений и домыслов на этот счет существует предостаточно. Но будут ли когда-нибудь получены однозначные ответы на эти вопросы? Думается, вряд ли. Александр Ильин умер, не оставив ни завещания, ни каких· либо документов или записей по поводу своей коллекции. Так что тайна его уникального собрания скорее всего так и останется не разгаданной.


В октябре 1993 г. в Кировограде в неказистом домике по ул. Урожайной, 28 на 73-м году жизни умер бывший электрик местного треста столовых Александр Ильин. Через несколько месяцев после его смерти дом оцепили сотрудники милиции и СБУ.

Почти неделю правоохранители вместе с библиотекарями и музейными работниками выносили из комнат, подвала и чердака коробки со старинными книгами, иконами, церковной утварью, ювелирными изделиями, фарфором, картинами, золотыми монетами и крестами. Все эти раритеты стали собственностью государства и были переданы в Кировоградский краеведческий музей и областную библиотеку им. Чижевского. Ильин никогда не был женат, а племянники, жившие вместе с ним, не смогли отстоять свои права на дядину коллекцию.

Эту невероятную историю, профессионально воссозданную автором проекта «В поисках истины» Евгением Гориславцем и режиссером Алексеем Уманским, демонстрировал канал СТБ 21 февраля в 13.45. Документальный фильм называется «Проклятие коллекции Ильина». В свое время сообщение о собрании коллекционера стало сенсацией, о которой рассказали не только отечественные, но и зарубежные СМИ.

Телевизионщики утверждают, что раритеты никому не известного электрика, который собирал их 50 лет, потянули на 40 млрд. долл.! И их можно понять: такие цифры, разумеется, ошеломят кого угодно. Однако еще в 1994 г. эксперты сошлись во мнении, что сумма чуть не в миллиард долларов, которая приводилась в газетах, была взята с потолка. Коллекция Ильина уникальна, но ее научная ценность превышает потребительскую.

Покрова Пресвятой Богородицы и образ св. Параскевы. 1752 г.

На самом деле сегодня музейные работники не могут точно определить стоимость этого раритетного собрания. Даже количество изъятых ценностей, согласно разным источникам, не совпадает. Одни пишут о «более 10 тыс. редких и старинных изданий», другие — о «500 мешках антикварных вещей и 70 тыс. томов редких книг», третьи упоминают о «15—20 грузовиках, на которых вывезли коллекцию».

Сцена из китайской истории. Конец XIX — начало XX в. (Эпоха Цинь)

Ведущий хранитель отдела фондов Кировоградского областного краеведческого музея Мирослава Егурнова, куда попала основная часть раритетов, утверждает, что на учете числится 3 тыс. предметов. Однако никто не подвергает сомнению тот факт, что данная коллекция — одна из самых больших частных в Европе, а ее цена колеблется от 500 млн. до 1 млрд. долл. Одного серебра больше 200 кг, причем речь идет об изделиях известных ювелирных фирм второй половины XIX и начала XX в.: Фаберже, Коллинза, Хлебникова, Алексеева.

Как же удалось обычному ничем не примечательному человеку в одиночку собрать такое фантастическое количество предметов старины? Ответу на этот вопрос и посвящена картина. СТБ уже набил руку в постановке документальных фильмов и при воспроизведении биографии Ильина воспользовался услугами трех актеров разного возраста (детство, зрелые годы и старость). Хорошо сыграли свои роли и актеры, изображающие его родителей, хотя некоторые сцены с их участием мне показались излишне камерными.

Античная гончарная керамика. Конец V—IV в. до н. э.

Ведущий — известный тележурналист Вячеслав Гармаш, обожающий крупные планы и, чего греха таить, умеющий преподнести себя в наиболее выигрышном ракурсе, появляется в кадре вполне уместно, когда этого требует логика событий. Удачно дополняет восприятие и закадровый голос Григория Решетника.

Вячеслав Гармаш

Жаль, что авторам фильма не удалось разговорить племянников Ильина (уже много лет они наотрез отказываются общаться с журналистами). Из-за этого некоторые тайны подпольного миллиардера так и остались нераскрытыми, а его дом оператор снял только снаружи. Между тем зрителям наверняка было бы интересно взглянуть, в каких условиях хранились ценные вещи. Дело в том, что многие музейные работники, соприкасающиеся с его коллекцией, угодили на больничные койки. Одни исследователи видят в этом мистику, дескать, на уникальных предметах лежит проклятие, другие утверждают, что причиной всему пыль и плесень, которыми люди надышались.

В какой-то мере явная нехватка кадров, отснятых внутри помещений, компенсирована многочисленными интервью с коллекционерами, которые хорошо знали Александра Ильина. Иван Анастасьев, Геннадий Киркевич и Вадим Орленко, дополняя друг друга, рассказали о некоторых особенностях его характера. В дом он никого не приглашал и разделял посетителей на два вида: «подгрушников» (с ними Ильин общался во дворе под грушей) и «подпорожников» (таких пускал за порог в кухню).

За 50 лет собирателя обокрали лишь раз, да и то заезжие гастролеры, на поиски которых был брошен весь личный состав местной милиции. В результате воров нашли, но из украденного ими Ильин признал только первое издание «Мертвых душ», а от старинных золотых украшений отказался, заявив, что «это не его».

В интерпретации СТБ, детище Александра Ильина собирали три поколения. Его мать, потомственная дворянка Наталья Римская-Корсакова, после революции сберегла фамильную коллекцию, благодаря тому, что вышла замуж за простого рабочего-литейщика Бориса Николаевича, который не только в должной мере оценил уникальное собрание жены, но и приумножил его. В 1920 г. у них родился сын Александр, природные способности которого к реставрации старинных вещей были взлелеяны отцом. О том, что сын оказался куда более предприимчивым, нежели родители, свидетельствует то, что он за тысячу царских червонцев купил староверческую копию Библии Ивана Федорова, которая в книжном мире встречается реже, чем оригинал. Родственники не разговаривали с ним несколько месяцев, опасаясь, что продавец проинформирует органы о странном покупателе.

После окончания школы он в 1941-м поступил в Московский архивный институт. Когда началась война, в обмен на редкую книгу получил заключение врача, что у него рак крови. В 1944 г. его арестовали за групповую кражу с продовольственного склада, но не расстреляли, а дали 3 года, из которых он отсидел 3 месяца.

Съемочная группа СТБ утверждает, что такая странная «любовь» НКВД к молодому человеку объяснялась тем, что он стал ее тайным экспертом по поиску и экспертизе раритетов. Позже энкаведисты о нем не забыли и использовали его квалификацию в своих целях, отсюда и появилось «золото партии».

С 1946-го по 1960 гг. в его трудовой книжке пробел, однако телевизионщики установили, что с 1945-го по 1961 гг. он работал реставратором в Киево-Печерской лавре, где в качестве оплаты за работу получал в личное пользование книги из лаврской библиотеки. Некоторые издания вообще выносил под полой фуфайки. Когда лавру закрыли, он приехал к родителям в Кировоград. С собой якобы увез 2 контейнера книг и церковной утвари. Говорил, что монахи сами его уговаривали все забрать, чтобы безбожникам ничего не досталось.

В Кировограде устроился на работу электриком с зарплатой 100 руб. в месяц. Жил скромно, приобрел трофейный мотоцикл, на котором ездил по районам, — проверяя электросчетчики, скупал оставшиеся у людей редкие предметы старины. Реставратор он был высшей квалификации, и заказчики приезжали к нему со всего Союза. За работу брал картины, книги, иконы и т. п. Вот так и собрал коллекцию.

К слову, авторам фильма пришлось немало потрудиться, поскольку из архивных материалов осталось только черно-белое фото подпольного миллиардера. Этот недостаток восполнен документальной хроникой 20—60-х гг.: о разрушении российских и украинских церквей, кадрами с силуэтом человека, идущего в бушующее на горизонте пламя, суровыми мужчинами в форме НКВД, ценными экспонатами, хранящимися в областной библиотеке им. Чижевского. Благодаря динамичному монтажу картина смотрится, как увлекательный детектив. Правда, я так и не понял, почему ее создатели ни словом не обмолвились о том, что в сентябре 2001 г. из библиотеки украли 43 книги из коллекции Ильина.

Заканчивается фильм многозначительно — сообщением о том, что на одном из зарубежных аукционов за 0,5 млн. долл. была продана Библия Ивана Федорова, и никто не знает, как она туда попала: не из собрания ли кировоградского реставратора? Прием, конечно, не нов, однако в данном контексте вполне уместен, поскольку до конца раскрыть тайну Ильина, по крайне мере сегодня, не представляется возможным.

От Полуботка до Ильина

("Украина-Центр", 1994 р., №№ 4, 6, 7, 10)

В декабре на одном из западных аукционов была продана Библия Ивана Федорова за полмиллиона долларов. В связи с этим в Москве провели ревизию наличных в пределах бывшего Союза экземпляров известных Библий первопечатника. Кто-то вспомнил и о кировоградском пенсионере. Ведь Александра Борисовича знали не только в научных и музейных кругах. Он был вхож к высшему руководству православной церкви...

Скромный электрик был известен знающим людям и в Кировограде. Сразу после смерти коллекционера (22 октября) руководители научной областной библиотеки имени Чижевского, областного краеведческого музея, а также народный депутат Украины Владимир Панченко обратились (1 ноября) к представителю Президента в области Николаю Сухомлину с письмом по поводу будущего коллекции Ильина. В тот же день Сухомлин дал соответствующие распоряжения ряду должностных лиц, но...

Ситуация оказалась нештатной, и некоторые чиновники сочли наилучшим эти голоса вообще не услышать, а указание сверху проигнорировать. Коллекцией уже заинтересовались некоторые околокоммерческие структуры. Одному их тех, кто посмел вслух заговорить о коллекции, пригрозили физической расправой. А некоторые книги Ильина уже появились в букинистических магазинах, и областной библиотеке пришлось срочно искать спонсоров, чтобы закупить их...

Была ли продана на аукционе Библия из собраний Ильина или это счастливое совпадение, говорить не приходится. Это из области догадок и фантазий.

Но это событие, а также настойчивость областной библиотеки и музея, поддержка со стороны первого заместителя главы облгосадми-нистрации Валерия Репало, в конце концов, спустя два месяца после первых обращений в администрацию, сдвинули камень с мертвой точки.

Решением суда из наследия Ильина изъято около полумиллиона предметов. Это по количеству в семь раз больше, чем в областном краеведческом музее. О качественном сравнении говорить не приходится. Несопоставимо! Распоряжением представителя Президента в области Н. Сухомлина 17 января 1994 года создана научно-консультативная комиссия по решению вопросов, связанных с коллекцией Ильина. Основная задача комиссии — каталогизация и оценка предметов коллекции, разработка рекомендаций относительно ее дальнейшей судьбы. Положение о комиссии предусматривает коллегиальность работы рабочих групп, описывающих коллекцию, и строгое ведение документации. Поэтому при полном соблюдении положения о комиссии утечка коллекционного материала при его обработке исключается.

Однако, если автобусные талоны номерные, то бланки, с которыми работает комиссия, не очень строгой отчетности.

Да и гласности в работе комиссии недостаточно. Думаю, по этим и другим вопросам ее руководители могли бы провести пресс-конференцию. Есть необходимость и в издании каталога коллекции Ильина.

Об этом стоит сказать, так как многие вещи к Ильину как раз и попали... из музеев и библиотек. Но это тема отдельного разговора.

Сейчас решается вопрос об изыскании на первичные нужды комиссии нескольких десятков миллионов купонов. Хотя это капля в море потребностей. Многие старинные вещи, книги, рукописи поражены шашелем, грибковыми болезнями. Нужны огромные деньги и умелые руки только для того, чтобы остановить их разрушение. Еще большие суммы необходимы для реставрационных работ. Но вопрос осложняется тем, что уникальная коллекция в настоящее время по сути бесхозная.

Голос комиссии о будущем коллекции всего лишь совещательный. Кроме того, и рекомендации комиссии о судьбе наследия Ильина пока нет. Так что окончательное решение может принять или же Кабинет Министров Украины, или же суд. Уникальное собрание, конечно же, может вернуться к родственникам Ильина. Но это маловероятно.

***

А теперь продолжим разговор о коллекции собственно.

Книги должны быть доступны для прочтения. Произведениям искусства место в музеях и галереях. Именно этим руководствовались инициаторы изъятия коллекции Ильина. Собрание такого ранга может поставить Кировоград в научном отношении в один ряд с Киевом, Львовом, Одессой, Харьковом, Днепропетровском. Библиотека Ильина может стать подспорьем для создания в Кировограде одного из лучших гуманитарных университетов Украины. Так что как раз время подумать о создании финансового фонда по ее реставрации. Если мы хотим, чтобы дети и внуки, не выезжая из города, получали должное образование, на спасение коллекции стоит раскошелиться. У государства, по известным причинам, денег нет. Но Елисаветград всегда славился меценатами. Это миллионер Лазарь Бродский, на чьи деньги построена Златопольская гимназия, семья Бракер, которая поддерживала лучших выпускников реального училища, Пашутин и многие другие. По большому счету первый елисаветградский трамвай построили тоже меценаты. Пора открыть и обнародовать банковский счет фонда спасения библиотеки Ильина. Но это все в будущем. А сейчас... Опись продолжается, и нас ждет еще немало открытий и находок, хотя сегодня уже кое о чем можно сказать.

Кроме книг, Ильину удалось собрать уникальные произведения искусства: картины, например, французских художников XVIII века, портрет Екатерины II кисти Д. Левицкого. Одна из крупнейших знатоков творчества Левицкого Н.М. Гершензон-Чегодаева писала в 1964 году: “В настоящее время судьба большинства из этих портретов (Екатерины II — В.П.) неизвестна”. Что ж, кировоградская находка, возможно, кое-что проясняет. Кстати, о стоимости наследия Ильина. За два портрета Екатерины II казна отвалила Левицкому в 1773 году тысячу рублей золотом. В то время царский червонец содержал 13,09 грамма золота Ч16 пробы, или 12 грамм чистого.

Коллекция Ильина — это не только живопись, это иконы, гравюры, скульптуры, старинная бронза и мебель, китайский фарфор, другая старинная посуда, старинное оружие, самовары, даже каменные топоры. Для опечатывания всего этого понадобилось около пятисот больших мешков. В день описывают не более десяти. Так что сколько тайн там может оказаться? Например, распломбировали один из мешков и среди прочего обнаружили первое издание “Кобзаря” Тараса Шевченко 1840 года. Тираж — менее тысячи экземпляров, известных сегодня — не больше десятка. Сколько было радости. Но увы. Если верить заявлению племянников Ильина — это муляж, или попросту — подделка.

Тема коллекции Ильина — одна из центральных в кулуарных беседах, на встречах коллекционеров в ДК Компанийца, хотя сам Александр Борисович на них не бывал. Не его это уровень. Однако многие старые коллекционеры его знали, иногда общались, помнят, подчас рассказывают какие-то интересные детали, штрихи к портрету. Но когда спрашиваю, можно ли на них сослаться в газете, делают круглые глаза... Боятся? Кого? Пока что единственный, кто не пожелал остаться неизвестным и дал согласие на эксклюзивное интервью — председатель правления городского клуба коллекционеров Евгений САВЧЕНКО.

— Ильина знал давно. Многому научился. Мастер великолепный, — рассказывает Савченко, — любую вещь из любого материала мог довести до ума. А если уже возьмется за какую-то старую книгу... Между прочим, у него была на реставрации и пара моих книг "Мифы классической древности" 1861 года издания Штоля и Евангелие XVIII века. Где они? У кого сейчас их требовать? Реставрировал он вещи и других людей...

Всегда поражала эрудиция Ильина. Он был ходячей энциклопедией. Думаю, заткнул бы за пояс любого из наших доцентов-докторов в вопросах истории, литературы, религии, искусства.

Сейчас говорят о криминальном привкусе его коллекции. Однако, зная его, в это не поверю. В старые времена на коллекционеров время от времени устраивали охоту. Отлавливали. Приписывали скупку и продажу благородных металлов, что было монополией государства. Хотя коллекционеры платили за изделие гораздо больше скупки и музеев.

— Как объяснить происхождение клейм на книгах, посуде?

— Некоторые из музейных реликвий могли стать бесхозными в годы войны. А что касается книг, то где книги из шести старых елисаветградских библиотек и девяти книгохранилищ, библиотек гимназий и училищ, церквей, дворянских домов и поместий? Сначала все это экспроприировали, потом списывали и уничтожали. В областной библиотеке не то что старых книг, но даже времен сталинщины, оттепели, застоя найти сложно. Многое попадало Ильину именно из списанного, из макулатуры. Не думаю, что хотя бы одна из вывезенных его вещей или книг была в розыске. Так что спасал он книги или гробил — вопрос спорный.

— Многое осталось. В библиотеке имеется зал редкой книги...

— Это остатки былой роскоши, свезенные со всей области... Я бывал в доме Ильина. Условий для хранения коллекции там не было. А в музее? Бывшие директора и работники этот музей разворовывали, как могли. Где есть площади, чтобы разместить собранное Ильиным? Разговор должен идти о многих сотнях квадратных метров. Потому может и Киев захотеть взять часть коллекции. Уж если коллекция изъята, то пусть находится в Кировограде. Кроме того, почему племянники Ильина отстранены от составления описи ёё? Почему ни один человек из городского клуба коллекционеров не попал в эту комиссию? Некоторые из нас наощупь могут отличить подделку от подлинника, раритет от ширпотреба. Зачем нужна эта таинственность при описывании вывезенного, эта кулуарность? А кому нужен был хаос во время изъятия коллекции? Ведь люди не знают, что у них вывезли, сколько мешков. А для некоторых ценных вещей из золота и серебра вполне хватило бы и кармана...

Старый юридический афоризм гласит: всякое правовое определение опасно. С одной стороны, разворовано государство, но нет законов, чтобы виновных привлекали к ответу. С другой стороны, люди десятки лет живут одной семьей, вместе собирают коллекцию. Присматривают за стариком до смерти. Хоронят его. Потом кто-то приходит, начинает что-то забирать, что-то оставлять и при этом говорят, что спасают бесценное национальное достояние на полном законном основании.

В газетах сообщалось, что коллекция Ильина собиралась тремя поколениями. Официальные исследователи сейчас скрупулезно изучают изъятые документы, письма, пытаются подтвердить или опровергнуть эту версию. Мы изложили ее такой, какой она запечатлелась в семейных преданиях.

Борис Николаевич Ильин, сын рано умершего кустаря, имевшего медно-литейную мастерскую, образование начальное. Возможно, несколько классов гимназии. Наталия Александровича Римская-Корсакова, потомственная дворянка. Окончила Смоленскую Мариинскую гимназию с золотой медалью, знала четыре языка, играла, пела. В 1914 году вступила на экономическое отделение Московского коммерческого института. У меня в руках ее зачетная книжка, студенческий билет.

Революция невозможное сделала возможным. В городе Смоленске был зарегистрирован брак между рабочим и счетоводом Наталией Римской-Корсаковой. Бывшая дворянка стала женой рабочего. Новое пролетарское сословие, переезд к мужу позволили сохранить многие фамильные ценности Римских-Корсаковых, уберечь их от экспроприации и контрибуций.

Молодой токарь, прекрасный механик-самоучка, да еще с женой, с почти высшим экономическим образованием, быстро пошел вверх. Так уж случилось, что его направили восстанавливать какой-то маленький маслозавод в Вязьме. Потом был завод покрупнее в Витебске, потом крупный завод в Одессе. В Витебске в 1933 году многое из фамильного золота, серебра ушло в торгсин за продукты. А книги остались и даже приумножились. Хотя было и обратное движение. Однажды Борис Николаевич раздобыл отрубей. В 1933 году это был деликатес. Наталия выменяла их на прекрасное бельгийское ружье. Борис страстно любил охоту. Немного поголодали, ружье служит до сих пор. Войну пережили в Рыбинске. Трое детей, усыновили еще сирот. Наталия Александровна работала бухгалтером, ухаживала за домом.

И Витебск, и Одесса, и Рыбинск — старинные и богатые города — благодатные для коллекционирования. Предпочтение отдавали книгам.

Ну, а после войны Бориса Николаевича направили в Кировоград строить жиркомбинат. Директор строил завод, а по вечерам ходил разбирать развалины в округе. Ведь самому также надо было строиться... Недостроенный флигель из этого кирпича стоит на усадьбе до сих пор...

Поколение второе — дети.

Александру Борисовичу окончить Московский химико-технологический институт не удалось. Помешала война. Пошел работать электриком на электростанцию. По состоянию здоровья в армию не взяли. Уже после войны окончил Кировоградский машиностроительный техникум. Но за должностями не гонялся. Всю жизнь был электриком в жеке, тресте столовых и ресторанов. Работа для него была не главным. От отца перенял многие секреты литья, чеканки, секреты работы с металлом, прекрасно знал химию, физику, по старинным учебникам освоил переплетное дело, реставрацию книг. Рисовал. Увлекался искусством. Смыслом его жизни были книги, коллекции. Прожил с ней всю жизнь: без жены, без детей.

Младшей дочери Бориса Николаевича, Татьяне, Московский химико-технологический институт окончить удалось. Там познакомилась и вышла замуж за Ивана Ефимовича Подтелкова, который после ранения был направлен в Московскую военно-юридическую академию. Окончил ее с золотой медалью. Служил в Германии, на Дальнем Востоке. Занимал высокие посты, мог занять вообще высшие в ведомстве, но, говорят, были срывы...

Демобилизовался. Работал в суде, адвокатуре, прокуратуре. Татьяна Борисовна просила мужа стать на очередь на жилье, но тот отказался. Был он тогда помощником прокурора нашей области по следствию. Собирательство — болезнь заразительная. Татьяна Борисовна покупала книги, статуэтки, вазочки, серебряные вещи.

Третье поколение. Внуки.

Продолжали собирательство Ирина и Андрей.

Семья Татьяны Борисовны и ее родной брат Александр Борисович Ильин прожили в отцовском доме вместе 40 лет. Ирина и Андрей похоронили родителей, ухаживали за дядей Александром Борисовичем до его смерти 20 октября 1993 года. Он, как указано в свидетельстве о смерти, умер от атеросклероза сосудов головного мозга.

31 декабря 1993 года судья Кировского нарсуда Владимир Иванович Ярошенко принял решение о наложении ареста и изъятии бесхозного имущества, того, что именуется коллекцией Ильина и предварительно оценивается в несколько миллионов долларов.

21 февраля 1994 года прокурор города Вячеслав Павлович Пилипенко рекомендовал Андрею Ивановичу написать заявление, что он не возражает против проведения эксгумации тела Ильина и проведения экспертизы по поводу установления причины смерти.

Как говорит Андрей Иванович, изымавшая сторона подозревает его и сестру в убийстве старика. Племянники, мол, не могут претендовать на имущество покойного, так как не являются его прямыми родственниками. Но прокурор не может разрыть могилу Ильина без их согласия, как родственников. Даже если их кто-то подозревает в его смерти. Говорят, таков закон.

Суждения, высказанные в публикациях — это частный взгляд автора. (Прим. редакцїї "Украина-центр").