Меню
Бесплатно
Главная  /  Все для дома  /  Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую. Река в лунную ночь. Текст научной работы на тему «Ночь в языковой картине мира А. П. Чехова»

Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую. Река в лунную ночь. Текст научной работы на тему «Ночь в языковой картине мира А. П. Чехова»

Контрольная работа по русскому языку 4 четверть

6 класс Диктант с грамматическим заданием

Приход весны.

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь жёлтые корзинки ее цветка.
Вот что- то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон, и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но ни какие препятствия не остановят их. (118 слов)

Озаглавить текст. Выполнить синтаксический разбор 1 предложения.

Разобрать слова по составу: огоньки, набирает, холодок.

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца.

7 класс Диктант с грамматическим заданием

У моря

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.
Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.
Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)

Выполнить синтаксический разбор предложения, построить схему.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча.

Найти в тексте диктанта 3 причастных оборота, выделить их.

Диктант 10 класс

Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее. Прикрытие, стоявшее подле пушек Тушина, ушло, по чьему-то приказанию, в середине дела, но батарея продолжала стрелять и не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех, никем не защищенных пушек.
Все орудия без приказания били в направлении пожара. Как будто подгоняя, подкрикивали солдаты к каждому выстрелу: «Ловко! Вот так-так!» Пожар, разносимый ветром, быстро распространялся. Французские колонны, выступившие за деревню, ушли назад, но, как бы в наказание за эту неудачу, неприятель выставил правее деревни десять орудий и стал бить из них по Тушину.

В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая снаряды.
Вследствие этого страшного гула и шума, потребности внимания и деятельности, Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось все веселее и веселее.

Выполнить синтаксический разбор предложения, построить схему. Указать виды связи и тип придаточного.

Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее.

11 класс тест

ТЕСТ № 1 (вариант I)

    Отметьте номер слова, в котором на месте пропуска пишется буква и:
    1) круж_во;
    2) ландыш_вый;
    3) затм_вать;
    4) вдумч_вый.
    2. Отметьте номер слова, где написание с не слитное:
    1) сделал (не)так;
    2) мне (не)жарко;
    3) много (не)успевающих по математике;
    4) никому (не)известный рассказ.
    3. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая:
    1) Девочки и мальчики_ и их молоденькая учительница заблудились в лесу.
    2) Ветер дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя_ и мокрой земли.
    3) Большие белые птицы кружат над водой_ либо садятся отдыхать на камни.
    4) Лицом пригожа_ да нравом негожа.
    4. Отметьте номер слова, где на месте пропуска пишется буква, передающая звонкий согласный звук:
    1) по_чевать;
    2) сладкое_ка;
    3) бе_трепетно;
    4) про_ба.
    5. Отметьте номер слова, где написание раздельное:
    1) (По)утру я всегда чувствую себя лучше.
    2) Цветы тянутся (на)встречу солнцу.
    3) Неприятный разговор отложи (на)завтра.
    4) (По)тому я и здесь, что так скучаю.
    6. Отметьте номер слова с удвоенной согласной:
    1) ап(п)етит;
    2) кол(л)ея;
    3) им(м)итация;
    4) грим(м)аса.
    7. Укажите номер варианта, не соответствующего стилистическим нормам языка:
    1) килограмм сахару;
    2) в одну тысячу девятьсот восемьдесят четвертом году;
    3) с тремя ножницами;
    4) вопреки ему.
    8. Отметьте номер сложного слова с соединительной гласной:
    1) кашевар;
    2) телеигра;
    3) легкоатлетический;
    4) изостудия.
    9. В каком ряду во всех словах пропущен ь?
    1) не завис(ь)те, син(ь)ка, волноват(ь)ся;
    2) береч(ь)ся, сплош(ь), клян(ь)чить;
    3) не плач(ь), проч(ь)ти, навзнич(ь);
    4) солов(ь)иный, воз(ь)мите, из груш(ь).
    10. Приведенный ниже текст относится к следующему стилю речи:
    1) официально-деловой;
    2) художественный;
    3) публицистический;
    4) научный.
    Государственная комиссия приняла в эксплуатацию Новосибирский метрополитен. Пока он - единственный на все Зауралье, Сибирь и Дальний Восток. Скоростная транспортная магистраль соединила районы полуторамиллионного города, расположенного по обоим берегам Оби. Она возведена в небывало короткие сроки: всего за шесть с половиной лет. Таких темпов еще не знала отечественная практика.
    11. В каком примере в суффиксе пишется нн?
    1) жарен_ый пирожок;
    2) изобретения запатентован_ы;
    3) смышлен_ый мальчик;
    4) слова девушки легкомыслен_ы.
    12. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?
    1) Я доверяю любящим_ потому что они великодушны.
    2) Земля кругла_ на ней не скроешь тайны.
    3) Люблю веселое искусство природы_ цветы, бабочек, тропические растения, водопады, фонтаны.
    4) Слышу я_ звенит синица средь желтеющих полей.
    13. Орфографическая ошибка допущена в слове:
    1) укращать;
    2) щипцы;
    3) пятнистый;
    4) ограждать.
    14. В каком слове буква т, заключенная в скобки, не пишется?
    1) хрус(т)нуть;
    2) захолус(т)ный;
    3) опас(т)ный;
    4) ярос(т)ный.
    15. В каком случае возможно только одно написание?
    1) (от)того;
    2) (до)завтра;
    3) прим(е,и)рять;
    4) кос(т)ный.
    16. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?
    1) Не бывать бы счастью_ да несчастье помогло.
    2) Жизнь дается один раз_ и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво.
    3) Ответьте же мне_ а то я буду беспокоиться.
    4) Уже совсем рассвело_ и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.
    17. В каком слове ударение падает на второй слог?
    1) древко;
    2) углубить;
    3) крашение;
    4) упрочение.
    18. В каком случае не пишется раздельно?
    1) (не)выдуманный мною;
    2) говорить (не)сдержанно;
    3) (не)приветлив со мной;
    4) совершенно (не)продуманное решение.
    19. В каком предложении чужая речь оформлена неверно?
    1) Чиновник не отвечал, он закрыл лицо руками, грудь его волновалась, в его отрывистых словах проглядывало отчаяние, казалось, он рыдал, и наконец он воскликнул: "Нет, не могу, не погублю ее!" - и убежал.
    2) "Странно... - подумал дьякон, не узнавая походки Лаевского. - Будто старик".
    3) "Бабушка, - сказал Егорушка, - Я спать хочу".
    4) "Что они делают? - думал князь Андрей, глядя на них. - Зачем не бежит рыжий артиллерист, когда у него нет оружия? Зачем не колет его француз?"
    20. Отметьте номер слова с приставкой пре-:
    1) пр_сечь;
    2) пр_ручить;
    3) пр_беречь;
    4) пр_дорожный.
    21. Лексическое значение какого слова определено неверно?
    1) Банальность - заурядное, избитое мнение.
    2) Фактор - причина, движущая сила, необходимое условие какого-либо процесса, явления, определяющие его характер или отдельные черты.
    3) Откровение - искренность, чистосердечие, правдивость, прямота.
    4) Эффектный - производящий сильное впечатление, эффект; рассчитанный на то, чтобы произвести эффект.
    22. В каком слове пропущена буква ю?
    1) ве_т ветры;
    2) хмур_щийся отец;
    3) пен_щаяся волна;
    4) верующие мол_тся.
    23. В каком примере пишется ни?
    1) Кто из нас н_ находил в этом доме радушный прием?
    2) Это был н_ кто иной, как мой верный друг.
    3) Никто иной, кроме верного друга, н_ поможет тебе в трудную минуту.
    4) Кто н_ плакал над этим романом, все объясняли свои слезы по-разному.
    24. Нужны запятые на месте цифр:
    Дождь хлещет в стекла окон (1) гулко веет ветер (2) и (3) когда (4) стеклянный сумрак улицы освещают вспышки молний (5) цветы с подоконников (6) кажется (7) падают.
    1) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
    2) 1, 2, 3, 5, 6, 7.
    3) 1, 2, 4, 5.
    4) 1, 2, 5.
    25. В каком слове пропущена буква о?
    1) щ_лочь;
    2) переж_вывать;
    3) ж_рдочка;
    4) холщ_вый.
    26. Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.
    1) Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее изгибами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо.
    2) Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар.
    3) Как славно что снег и что приехала она, и что завтра я поведу ее на свои любимые места.
    4) Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват.
    27. В каком слове одинаковое количество букв и звуков?
    1) возчик;
    2) вскользь;
    3) скворечник;
    4) каюта.

9 класс Изложение с элементами сочинения

N 5

I

Собачья ревность

Они вернулись сюда же поздним утром, но не взяв ружья.

Так как все отлично просматривалось (не то что в тот раз в су- мерках), Бим стал действовать смелее: он вволю носился по лесу, не забывая следить за хозяином. Все шло как нельзя лучше.

197Наконец Бим почуял слабый запах вальдшнепа и сделал классическую стойку. «Вперед», - скомандовал Иван Иваныч, только стрелять-то ему нечем. Он приказал лежать, как полагается при взле- те птицы. Биму стало непонятно, видит хозяин или нет? И он стал искоса на него поглядывать, пока не убедился - видит.

Ситуация повторилась и со вторым вальдшнепом. Но в движениях Бима теперь проскальзывала обида. Недовольство искало выхода в настороженном взгляде, пробежке сторонкой, даже в попытках к неповиновению. Оно-то и подтолкнуло Бима погнаться за третьим уже взлетевшим вальдшнепом, словно он, Бим, был обыкновенной дворнягой. Но вальдшнепа преследовать не будешь: он мелькнул в ветвях и в следующую секунду уже исчез. Теперь к тому, что Бим был наказан, добавилось недовольство результатами охоты. Ну хорошо, он отошел в сторонку, лег и глубоко вздохнул.

Остановился Иван Иваныч, осматривается и нюхает воздух. Потом шагнул, присел и нежно погладил росший у дерева цветочек, малюсенький такой (почти не пахнущий для Ивана Иваныча, а для Бима страшно вонючий). И что он нашел в этом цветке? Сидит и улыбается. И, исключительно из уважения к личности хозяина, Бим сделал вид, что ему тоже весело и хорошо. На самом же деле он был сильно удивлен. А хозяин тем временем говорил ему: «Ты посмотри, посмотри-ка, Бим», - и наклонил нос собаки к цветку.

Уж такого вытерпеть Бим не мог и отвернулся, незамедлительно отошел и лег на полянке, выражая своим видом одно: «Ну и нюхай свой цветок!» Такое расхождение требовало срочного выяснения отношений, но хозяин Бима лишь счастливо смеялся ему в глаза. Биму было обидно: «Тоже мне, хохочет!»

А хозяин от цветка никуда и разговаривает с ним: «Здравствуй, первенький!», - и «здравствуй» это точно сказано не ему, Биму. И случилось то, что в собачью душу стала закрадываться ревность, если можно так выразиться. И хотя дома отношения как будто наладились, но этот день Бим считал неудачным: дичь была - не стреляли, погнался за птицей - наказали, да еще - цветок тот.

Да, все-таки бывает у собаки собачья жизнь, потому что она живет под гипнозом трех «китов»: «Нельзя», «Назад», «Хорошо».

Выскажитесь о проблеме взаимоотношений человека и животных.

Решил месяц назад попробовать себя в теме Темы сочинений для гимназистов в царской России. Это вам не ЕГЭ...
Предложил друзьям.
Лайками двое поддержали. Написать сочинение тоже двое собрались.
Домашние задание к понедельнику выполнила только veterokveterok
А я месяц не мог взяться за перо. Т.к. попугая у меня давно нет, а кошка ими не обладает.
Взялся за клавиатуру. Встречаем сочинение:


В недалекой местности, рядом с селом Стромынь, несет свои воды речка Дубенка.
Усталый путник может и не заметить ее, петляющую сквозь кусты и поля. Но она течет, гордо неся свои воды куда-то. Куда? Мы не знаем. Неизведанно до конца ее русло. Да и проходит оно мимо страшного деревенского кладбища.
Отправился я как-то гулять, да и задумался. Мысли мои в ту пору были далеки от идеальных. Люди не нужны были мне. Искал я утешение в лесу и полях. Бродил целыми днями. Вэтот день я задержался дольше обычного и уснул прямо в лесу. Когда же проснулся, было прочти темно. Немного жутко. Дул свежий Ветер. С кладбища он доносил привычные шорохи. Они часто там случаются в полнолуние. Почему и зачем, - мы не знаем. Деревенский священник запретил ходить на кладбище ночью. Говорит грешно. да и страшно.
Луна осветила вокруг. Увидел тропинку и пошел вперед. Вижу блестит. Ага! Река!
Свет луны отражается от водной поверхности. Успокаивает. теперь шорохи с кладбища не так страшны. Я узнал это место и мне стало спокойнее. Но идти до деревни ночью отсюда нельзя, мало ли что. Встречу кого-то страшного, или что еще похуже случится. Останусь тут до утра. Поляна хорошая, река красивая. Вот только луна так маняще отражается в воде, что хочется прямо сейчас идти и нырнуть за ней.
Ветерок калышет камыш. Какие странные звуки на реке ночью. Бульк, бульк. Все время что-то булькает, хочется пить. Вода в реке чистая, черпаю ладонью, пью. Вдруг под водой мелькает лицо русалки. Страшно то как! Или просто рыбы? Но есть ли в Дубенке рыба? Да еще такая большая.
Вдруг чирикает птичка, она недавно вернулась из теплых стран. Чирикает то-ли испуганно, то-ли что-то мне рассказывает. Смотрю на воду. Пытаюсь понять о чем щебечет птица.
Она рассказывает о каких-то дальних странах, где она зимовала. Обычно на зимовку улетают только птицы, но в этот раз ее друг медведь уговорил стаю взять его с собой. А на обратном пути он потерялся.
Я видимо вздремнул, и пропустил часть рассказа, или не было рассказа?
Я так заворожен рекой и луной, что уже не понимаю, где верх, а где низ. Мой мир перевернут. раздается нежный шелест камышей, кто-то трогает меня. Я не беспокоюсь. Боятся нечего, я на берегу реки, и если со мной что-то случится, лучше об этом никому не рассказывать. Либо не поверят, либо сочтут сумасшедшим.
Таким образом ничего не произошло.
рассвело. И я пошел домой.
Была ли лунная ночь? Была ли река? Я не знаю. Спросите у нее сами.


Проза занимает место в литературе только
благодаря содержащейся в ней поэзии.
\Акутагава Рюноскэ\

***
Наслаждайтесь вместе со мной музыкой
Чеховской прозы.

Ночные раздумья.
Из повести "Человек в футляре".

"Была уже полночь. Направо видно было всё село; длинная улица тянулась далеко, вёрст на пять. Всё было погружено в тихий, глубокий сон, ни движения. ни звука, даже не верится, что в природе может быть так тихо. Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с её избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо; в этом своём покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звёзды смотрят на неё ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и всё благополучно, налево с края села начиналось поле; оно было видно далеко, до горизонта, и во всю ширь этого поля, залитого лунным светом, тоже ни движения, ни звука.
....................
А мы живём в городе в духоте, в тесноте, среди ненужных и пустых бумаг, говорим и слушаем разный вздор...
Видим и слушаем, как лгут,.... и тебя же считают дураком за то, что ты терпишь эту ложь, сносим обиды, унижения, не смея открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать и улыбаться, и всё это из-за куска хлеба, из-за тёплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош-цена."
***
"Была уж полночь,
и в глубокий тихий сон
мир погружён.
Ни звука, ни движенья...
Не верится,
что может быть так тихо
в природе на земле.
Залиты лунным светом,
уснувшие, покоем дышат ивы...
И на душе так тихо
и покойно в ночи.
И улица села, в тени
укрывшись от трудов,
от горя и забот,
она кротка, печальна
и прекрасна.И кажется,
что звёзды смотрят
так ласково,умильно
на неё.
И зла уж нет...
И всё благополучно...
А мы всю жизнь
проводим в духоте,
среди ненужных и пустых
бумаг...
И слушаем, как лгут,
и терпим эту ложь,
и сносим униженья
и обиды, и сами лжём,
\не смея заявить,
что мы на стороне
порядочных и честных.
И всё- из-за угла,
из-за куска насущного,
из-за чинишка,
которому на рынке-
грош цена."

Весенняя картинка
Из рассказа "На подводе"

"В половине девятого утра выехали из города.
шоссе было сухо, прекрасное апрельское солнце сильно грело. Но в канаве и в лесу лежал ещё снег. Зима злая, длинная была ещё так недавно, весна пришла вдруг, но для Марьи Васильевны, которая сидела теперь в телеге, не представляли ничего нового и интересного ни тепло, ни тёмные, согретые дыханием весны, прозрачные леса, ни чёрные стаи, летавшие в поле над громадными лужами, похожими на озёра, ни это небо, чудное, бездонное, куда, кажется ушёл бы с такою радостью"
***
Под прекрасным апрельским солнцем,
хоть в лесу и в канавах снег,
на шоссе уже сухо и чисто...
Зима длинная, злая
была ещё так недавно.
Весна пришла вдруг, внезапно.
Так тепло. И леса, хоть темны,
но согреты дыханьем весны,
так прозрачны... И чёрные стаи
разлетелись над полем, где лужи,
почти как озёра, прохладны...
И чудное небо бездонно.
Уйти бы в него - так отрадно..."
***
Мысли вслух.
Из рассказа "Крыжовник".

Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти,
стрясётся беда-- болезнь, бедность, потеря, и его никто не увидит и не услышит, как он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живёт себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, и всё обстоит благополучно.
***
Какой сегодня тихий,
тихий вечер...
Но грустно отчего-то,
Я не знаю...
Быть может оттого,
что мы не вечны,
и счастье безупречным
не бывает...
Иль кто-то с молоточком
роковым
за дверью притаился,
поджидает...
И призрачным
присутствием своим
о вьюгах позабыть
не дозволяет...

В сердцевине ада: Записки, найденные в пепле возле печей Освенцима Градовский Залман

1. ЛУННАЯ НОЧЬ

1. ЛУННАЯ НОЧЬ

Я любил ее и всегда с трепетом ожидал ее прихода. Как верный раб, часами стоял я и поражался ее власти, ее волшебству. Как прикованный, загипнотизированный, я не отводил взгляда от ее царства - глубокого синего ночного неба, разубранного сверкающими бриллиантовыми звездами, - и в напряжении ждал минуты ее величественного появления. А она, царица, появлялась в сиянии своей красоты и, в сопровождении свиты, спокойно, беззаботно, счастливо и безмятежно отправлялась на свою загадочную ночную прогулку, чтобы осмотреть свое царство - ночной мир, и дарила человечеству лучи своего света.

Мир тосковал по ее таинственному свету. Священный трепет охватывал человека, и новый источник жизни, счастья и любви открывался над миром, наполняя людям сердца - и старым, и молодым.

Люди в полях и лесах, в горах и долинах были погружены в мечты, очарованы, пленены ее волшебством; из высоких дворцов и из глубоких подвалов люди выглядывали, чтобы с тоской посмотреть на нее, - а она, Луна, создавала для них новый романтический, фантастический мир и наполняла их слабые сердца любовью, счастьем и наслаждением. Для всех она была самой близкой подругой. Каждый доверял ей свои тайны и открывал ей душу. Каждый чувствовал себя под ее властью уверенно и спокойно. Счастливые и довольные, полные мужества и надежды, все пряли новые нити для этого идиллического, счастливого и волшебного мира.

С тихой, спокойной, озаренной светом земли возносились к высоким небесам сладкие, чувственные мелодии переполненных любовью сердец - это люди пели песни, песни радости и счастья, хвалебные гимны ее, царицы ночи, могуществу и благодарили ее за заново открывшийся им мир.

Все это было когда-то, когда я еще видел небо своей свободы, когда я был еще человеком, равным другим людям, - был ребенком у своих родителей, жил среди братьев и сестер, когда была у меня жена, которая меня любила, - тогда Луна была для меня источником жизни и счастья, наполняя мне сердце, и чаровала меня своим волшебством и красотой.

Но сегодня, сегодня, когда я остался здесь один-одинешенек, когда мой дом, мою семью, мой мир, мой народ безжалостно уничтожили бандиты, а я, единственный из миллионов, приговоренный к смерти, сижу в тюрьме, закованный в цепи, ослабевший от мук и страха перед смертью, сегодня, когда я ее вижу, - я бегу от нее, как от призрака.

Когда я выхожу из своего барака на проклятую, дьявольскую землю и вижу, как Луна дерзко разрушила мой мрачный мир, в который я уже глубоко погрузился и с которым уже сросся, - я бегу обратно, назад, в мой темный барак. Я больше не могу видеть ее сияния. Меня выводит из себя ее спокойствие, ее беззаботность, ее мечтательность. Когда она загорается, ее свет как будто отрывает мне куски кожи, которой было обросло мое кровоточащее сердце. Она терзает, разрывает мне душу, пробуждает во мне воспоминания, которые не дают мне покоя и рвут мне сердце. И меня, словно бурной волной, уносит в море страданий. Она напоминает мне о волшебном прошлом и освещает страшное настоящее.

Я больше не хочу видеть ее сияния, потому что она только усиливает мою тоску, только заостряет мою боль, только умножает мои мучения. Я лучше чувствую себя в темноте, в царстве печальной мертвой ночи. Она, эта ночь, созвучна терзаниям моего сердца и мукам моей души. Мой друг - темная ночь, мои песни - плач и крик, мой свет - огонь, в котором сгорают жертвы, мой аромат - запах смерти, а мой дом - этот ад. К чему и зачем приходишь ты, жестокая и чуждая мне Луна, зачем мешаешь людям хоть немного насладиться счастьем в их забытьи? Зачем ты пробуждаешь их от тревожного сна и освещаешь мир, который уже стал им чужим и куда они уже больше никогда, никогда в жизни не смогут попасть!

Зачем ты появляешься в своем волшебном великолепии и напоминаешь им о былом - о котором они уже навсегда забыли? Зачем ты озаряешь их своим царственным светом и рассказываешь им о жизни, о счастливой жизни, которой еще живут какие-то люди - там, на земле, куда еще не ступала нога этих извергов?

Зачем ты шлешь нам свои лучи, которые превращаются в копья и ранят наши кровоточащие сердца и измученные души? Зачем ты сияешь нам здесь, в этом проклятом адском мире, где ночь озаряется огромными кострами - кострами, в которых сгорают невинные жертвы?

Зачем ты сияешь здесь, над этим жутким куском земли, где каждый шаг, каждое дерево, каждая травинка - буквально все пропитано кровью миллионов, миллионов замученных людей?

Зачем ты появляешься здесь, где воздух насыщен смертью и уничтожением, где к небесам летят душераздирающие вопли женщин и детей, отцов и матерей, молодых и старых, - невиновных, которых гонят сюда, чтобы зверски убить?

Не смей здесь светить! Здесь, в этом жутком углу, где людей дико, жестоко истязают и топят в пучине горя и крови - а они с ужасом ждут неизбежной смерти, - не смей [им] светить!!!

Зачем ты появляешься в своем могуществе и величии - ждешь тоскующего взгляда? Посмотри на эти бледные, исхудавшие тени, которые бродят как безумные от одного барака к другому, смотрят с содроганием не на твой блеск, а на то пламя, которое рвется к небесам из высоких печей, и их сердца наполняются ужасом: кто знает, не сожжет ли он сам завтра, как и сегодня, сердце каждого своего брата, а его тело, которое сегодня, на этом острове мертвых, еще живо, - не исчезнет ли и оно завтра в дыму? И не будет ли это финалом его жизни, концом его мира?..

Почему ты движешься так величественно, как прежде, так же беззаботно, счастливо и радостно, почему не сочувствуешь им, несчастным жертвам, жившим когда-то в какой-то европейской стране, все вместе, одной семьей, еще помнящим домашнее тепло? Глядя на твой свет, они мечтали о лучших временах, представляли себе мир счастья и радости. А сегодня жестоко и неумолимо несутся поезда, они везут жертв - детей моего народа, - быстро везут их, как будто в дар своему богу, который жаждет их плоти и крови. О, знаешь ли ты, сколько страдания, боли и мук несут поезда, когда летят через страны и города, где люди еще спокойно живут и беззаботно наслаждаются миром, твоим волшебством и великолепием?

Почему ты не сострадаешь им, несчастным жертвам, которые бежали из своих домов и прячутся в лесах и полях, в развалинах, в мрачных подвалах, чтобы их не обнаружил взгляд ни одного убийцы, - а ты своим светом только усугубляешь их несчастье, усиливаешь их горе, удваиваешь их ужас. Из-за твоих лучей они боятся показаться на свет, глотнуть хоть чуть-чуть свежего воздуха или достать кусок хлеба.

Почему ты так царственно сияешь на этом проклятом горизонте и досаждаешь жертвам - тем, кого в эти светлые ночи изверга вытаскивают из их деревянных бараков, тысячами загоняют в машины и везут в крематории, на верную смерть? Знаешь ли ты, сколько мук ты причиняешь им, когда в свете твоих лучей они снова видят этот прекрасный и влекущий к себе мир, от которого сейчас их так безжалостно оторвут? Не было ли им лучше, если бы мир был погружен во мрак и они не видели его в последние минуты своей жизни?

Почему, Луна, ты думаешь только о себе? Почему ты с таким садизмом стремишься досаждать им, когда они уже стоят на краю могилы, и не отступаешь, даже когда они уже сходят в землю? И тогда - стоя с распростертыми руками - они шлют тебе последний привет и смотрят на тебя в последний раз. Ты знаешь, с какими мучениями они сходят в могилу - и все из-за того, что они заметили твой свет и вспомнили твой прекрасный мир?

Почему ты не слышишь последнюю песнь влюбленных сердец, обращенную к тебе, когда земля их уже почти поглотила, а они все не могут с тобой расстаться - так сильна их любовь к тебе, - а ты остаешься такой же спокойной и все дальше удаляешься от них?

Почему ты даже не посмотришь на них в последний раз? Пролей свою лунную слезу, чтобы им было легче умирать, чувствуя, что и ты им сострадаешь.

Почему ты сегодня движешься так же задумчиво, влюбленно, завороженно, как и прежде, и не видишь этой катастрофы, этого бедствия, которое принесли с собой эти бандиты, эти убийцы?

Почему ты не чувствуешь этого? Разве ты не скорбишь по этим миллионам жизней? Эти люди жили спокойно во всех уголках Европы, пока не пришла буря и не затопила мир морем их крови.

Почему ты, милая Луна, не смотришь вниз, на обезлюдевший мир, и не замечаешь, как пустеют дома, как гаснут свечи, как у людей отнимают жизни? Почему не спрашиваешь себя, куда, куда исчезли миллионы беспокойных жизней, трепещущих миров, тоскующих взглядов, радостных сердец, поющих душ, - куда?

Почему ты не чувствуешь, Луна, пронзительного горя, которым охвачен весь мир? Разве ты не замечаешь, что в общем восхваляющем тебя хоре так не хватает юных голосов, полнокровных людей, которые могли бы воспевать тебя так искренне и радостно?

Почему ты и сегодня сияешь так же величественно и волшебно? Тебе бы облачиться в траурные тучи и никому на земле не дарить своих лучей. Тебе бы скорбеть вместе с жертвами, бежать со света, затеряться в небесной выси и не показываться больше никогда проклятому людскому роду. И пусть станет навеки темно. Пусть весь мир непрестанно скорбит - как и мой народ обречен теперь вечно скорбеть.

Этот мир недостоин тебя, недостойно и человечество наслаждаться твоим светом! Не освещай больше мир, где творится столько жестокости и варварства - без вины, без причины! Пусть больше не увидят твоих лучей эти люди, превратившиеся в диких убийц и зверей, - не свети им больше!

И тем, кто сидит спокойно, потому что эти изверги еще не смогли до них добраться, и видят еще чудесные сны в твоих сияющих лучах, мечтают о любви, пьяны от счастья - и им не свети! Пусть их радость навсегда исчезнет - раз они не захотели слышать наши стенания, наш плач, когда мы в смертельном ужасе пытались сопротивляться нашим убийцам, - а они спокойно и беззаботно сидели и упивались тобой, черпали в тебе счастье и радость.

Луна, собери воедино весь свой свет и явись в своем волшебном величии. И остановись так навсегда - в своей чарующей прелести. А потом оденься в черные одежды для прогулки по этому горизонту, полному горестей, и в скорбь, в траур облеки небеса и звезды - пусть все твое царство исполнится горя. Пусть черные тучи затянут небо. И пусть только один луч упадет на землю - для них, для жертв, для жертв из моего народа - ведь они тебя любили до последнего вздоха и не могли с тобой расстаться даже на краю могилы, посылали тебе последний привет, уже сходя в землю, погружаясь в пучину - и даже оттуда обращались к тебе - в последней песне, в последнем звуке жизни.

Явись, Луна, останься здесь, я тебе покажу могилу - могилу моего народа. Ее и освети - одним лучом. Видишь, чтобы посмотреть на тебя, я выглядываю из своего зарешеченного ада. Я нахожусь в сердце, в самой сердцевине этого ада, в котором гибнет мой народ.

Слушай, Луна, я открою тебе один секрет. Не о любви, не о счастье я тебе расскажу. Видишь, я здесь один - одинокий, несчастный, разбитый, но еще живой. Сейчас ты - моя единственная подруга, тебе, тебе одной я сейчас открою сердце и обо всем - обо всем тебе расскажу. И тогда ты поймешь мое огромное, мое безграничное горе.

Слушай, Луна: один народ - народ высокой культуры, народ сильный и могущественный - продался Дьяволу и принес мой народ ему в жертву - во имя и во славу своего нового божества. Они, его культурные рабы, ставшие дикими разбойниками, согнали сюда моих братьев и сестер со всего света, отовсюду - на заклание Дьяволу. Видишь это большое здание? Не один такой храм для своего божества построили они! Кровавые жертвы они ему приносят - чтобы утолить его голод, его жажду нашим мясом и нашей кровью.

Миллионы уже принесены ему в жертву: женщины, дети, отцы, матери, сестры, братья, стар и млад, мужчины и женщины, все скопом - всех он поглощает, не останавливается и всегда готов к новым жертвам - из моего народа. Отовсюду ему приводят их - тысячами, сотнями, иногда поодиночке. Видно, дорога ему еврейская кровь: даже одного человека издалека - и того специально привозят сюда, потому что он хочет, чтобы ни одного еврея не осталось на свете.

Луна, милая Луна, взгляни своим светлым взором на эту проклятую землю, посмотри, как они суетятся - эти дикие безумцы, рабы Дьявола, варвары - и рыщут, ищут в домах и на улицах: не удастся ли найти еще хоть одну жертву? Посмотри, как они бегают по полям и лесам, как назначают вознаграждение другим народам - чтобы те помогли им искать все новые и новые жертвы: ведь тех, что есть, им уже мало, слишком многих поглотило их божество, и теперь оно страждет от голода и безумства и с дрожью нетерпения ждет новой крови, новых жертв.

Посмотри, как бегут они в кабинеты правительств, как уговаривают дипломатов из других стран, чтобы и те последовали их «культурному» примеру и принесли в жертву беззащитных людей - в дар ему, их всемогущему божеству, которое жаждет новой крови.

Послушай, как стучат колеса, посмотри, как мчатся поезда - они привозят сюда жертв со всей Европы. Видишь, как их выгоняют из поездов, сажают в машины и везут - нет, не на работы, а в крематории?

Слышишь ты этот шум, этот стон, этот вопль? Это привезли сюда жертв, у которых уже не было выбора - и они дали себя поймать, хотя и знали наверняка, что пути назад уже не будет. Посмотри на них - на матерей с маленькими детьми, с младенцами, которых они прижимают к груди, - они с ужасом оглядываются, смотрят на то страшное здание, и глаза их становятся безумными, когда они видят этот огонь и чувствуют этот запах. Они чувствуют, что настал их последний час, приходят последние минуты их жизни - а они одиноки, они здесь одни, их разлучили с мужьями еще там, у поезда.

Ты видела, Луна, застывшие слезы, которые тогда показались в твоих лучах? И последний взгляд, которым они на тебя посмотрели? Ты слышала их последние приветы, последние песни, которые они еще пели тебе?

Слышишь, Луна, как тихо стало на площади? Дьявол уже схватил их, и они стоят все вместе, обнаженные - так хочет он, ему потребны именно нагие жертвы, - они идут, уже построенные в шеренги, целыми семьями, - сходят в общую могилу.

Луна, ты слышишь эти жалобные вопли, эти страшные крики? Это кричат жертвы в ожидании смерти. Подойди, Луна, взгляни, блесни лучами на эту мрачную землю - и ты увидишь: из четырех бараков - глаз земли - тысячи жертв смотрят в небо, на мерцающие звезды, в светлый мир - и с ужасом ждут своей последней минуты.

Взгляни, Луна: вот идут двое - это рабы Дьявола, они несут смерть миллионам. Они приближаются «невинными» смертоносными шагами к этим людям, смотрящим на тебя, и сыплют кристаллы смертоносного газа - это последнее послание мира, последний подарок Дьявола. И вот люди уже лежат, застыв. А Дьявол уже поглотил их и - на какое-то время - насытился.

Видишь, Луна, это пламя, что вырывается из высоких труб к небесам? Это сгорают они, дети моего народа, которые еще несколько часов назад были живы, а сейчас - через несколько минут - о них и памяти не останется. Видишь, Луна, этот большой барак? Это могила, могила моего народа.

Видишь, Луна, эти деревянные проемы, эти бараки, из которых дико выглядывают испуганные глаза? Это жертвы, которые стоят рядами и ждут. Вот уже пришел их последний час. Они смотрят на тебя - и на пламя: а вдруг их не сожгут завтра, как сожгли сегодня их сестер и братьев, матерей и отцов, и их жизнь в этом бараке продлится еще хоть немного?

Подойди сюда, Луна, останься здесь навсегда. Отсиди траур по моему народу у его могилы, и хоть ты пролей по нему слезу: ибо не осталось уже никого, кто бы мог его оплакать. Ты одна свидетель истребления моего народа, гибели моего мира!

Пусть один твой луч, твой печальный свет вечно освещает его могилу. Он и будет гореть вместо свечи на его йорцайте - и ты одна сможешь его зажечь!

Из книги Морозные узоры: Стихотворения и письма автора Садовской Борис Александрович

"Вот забредила лунная мгла" Вот забредила лунная мгла, Полосами по стенам бежит, В занавесках кисейных дрожит, В голубые глядит зеркала. Промелькнула ко мне на постель. На подушках сияньем лежит, Светоносные сны сторожит, Сыплет лунный лазоревый хмель. Зажигая звезду за

Из книги Последняя осень [Стихотворения, письма, воспоминания современников] автора Рубцов Николай Михайлович

Из книги В сердцевине ада: Записки, найденные в пепле возле печей Освенцима автора Градовский Залман

1. ЛУННАЯ НОЧЬ Я любил ее и всегда с трепетом ожидал ее прихода. Как верный раб, часами стоял я и поражался ее власти, ее волшебству. Как прикованный, загипнотизированный, я не отводил взгляда от ее царства - глубокого синего ночного неба, разубранного сверкающими

Из книги Гумилев и другие мужчины «дикой девочки» автора Бояджиева Людмила Григорьевна

Глава 12 «То лунная дева, то дева земная, Но вечно и всюду чужая, чужая». Н.Г. Я жду, исполненный укоров: Но не веселую жену Для задушевных разговоров О том, что было в старину. И не любовницу: мне скучен Прерывный шепот, томный взгляд, - И к упоеньям я приучен, И к мукам горше

Из книги Киплинг автора Ливергант Александр Яковлевич

Глава одиннадцатая «ДЕНЬ-НОЧЬ-ДЕНЬ-НОЧЬ - МЫ ИДЕМ ПО АФРИКЕ…» «…У него были такие широкие плечи и короткая шея, что не сразу бросалось в глаза, что он ниже среднего роста. На голове у него красовалась широкополая, плоская коричневая шляпа, какие носят буры, он носил

Из книги После казни автора Бойко Вадим Яковлевич

«Тихая ночь, святая ночь» Но это была воздушная тревога. Налет американских самолетов. Погасли освещенные полосы, прожекторы на сторожевых башнях, фонари на дорогах, лампочки во всех помещениях, фары автомобилей. Я понял, что обесточена и колючая проволока, которой был

Из книги Moonwalk, или Лунная походка: Майкл Джексон о себе автора Джексон Майкл

Глава 5 Лунная походка Альбом «Слезай со стены» увидел свет в августе 1979 года - в том же месяце мне исполнился двадцать один, и я сам стал вести свои дела, что, безусловно, стало одной из серьезных вех в моей жизни. Для меня это много значило: успех, выпавший на мою долю, со

Из книги Ключи счастья. Алексей Толстой и литературный Петербург автора Толстая Елена Дмитриевна

Лунная барыня Зоя из «Ночи в степи» растворяется в лунном свете. Грацианова в числе комплиментов своим стихам, которые она навязывает критику, включает эпитет «лунные». Помимо всего прочего, поэтесса бисексуальна. В том же 1912 году Толстой пишет рассказ «Слякоть», в

Из книги «Волшебные места, где я живу душой…» [Пушкинские сады и парки] автора Егорова Елена Николаевна

Лунная ночь в Крыму Памяти А. С. Пушкина и И. К. Айвазовского Луна в туманном ореоле Плывёт по звёздному приволью. Потоки лунного кумыса Текут на свечи кипарисов И тополей пирамидальных И, в волнах преломясь кристальных, Блистают серебром чернёным На скалах. Гор крутые

Из книги Код Мандельштама автора Лифшиц Галина Марковна

Ночь и смерть. Ночь и любовь В стихотворении «Зверинец» (1916), посвященном войне, охватившей Европу, поэт пишет о битве, в которую вступили народы в начале XX столетия - «в начале оскорбленной эры». Стихотворение это перекликается с державинской одой «На взятие Измаила», где

Из книги Избранные произведения. Т. I. Стихи, повести, рассказы, воспоминания автора Берестов Валентин Дмитриевич

ЛУННАЯ ПАРОДИЯ Две стороны, как у медали, У нашей спутницы Луны. Но лишь недавно увидали Луну с обратной стороны. Из века в век на небосклоне Блестит все тот же круглый лик… Как плохо, как односторонне Мы знаем спутников

Из книги Первые БЦВМ космического применения и кое-что из постоянной памяти автора Носкин Герман Вениаминович

Лунная программа и БЦВМ. Конец эпопеи с УМ-2С и судьба УМ-2М Серьезный импульс к формальному форсированию работ по системам контроля, управления и автономной навигации с применением БЦВМ на космических аппаратах был дан решениями партийных и правительственных органов по

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

Лунная ночь («Лунным светом залиты долины…») Лунным светом залиты долины; Ночь светла как серый зимний день; Сонных лип кудрявые вершины Бросили причудливую тень. Даль полей раздвинулась широко, Очертанья города видны; Тихий пруд спокойно и глубоко Отражает светлый

Из книги Константин Коровин вспоминает… автора Коровин Константин Алексеевич

Ночь Поздно. Стоим в кустах ольшанника, у большого озера Ватутина, на перелете уток. Серый осенний вечер, одна полоска вдали над озером вечереет. Чирки со свистом проносятся. Темно уже, плохо видно. Проносятся кряквы, стреляем наудачу. Идем из болота. Вязнут ноги в трясине.

Из книги Роли, которые принесли несчастья своим создателям. Совпадения, предсказания, мистика?! автора Казаков Алексей Викторович

«Ночь в музее: секрет гробницы» / Night at the Museum: Secret of the Tomb Другое название: «Ночь в музее – 3» / Night at the Museum 3 Режиссёр: Шон ЛевиСценаристы: Давид Гийон, Майкл Ханделман, Марк Фридман, Томас Леннон, Бен ГарантОператор: Гильермо НаварроКомпозитор: Алан СилвестриХудожник: Мартин

Из книги Наталия Гончарова. Любовь или коварство? автора Черкашина Лариса Сергеевна

ЛУННАЯ НОЧЬ ДЛЯ НАТАЛИ Взошла луна над дремлющим заливом… A.C. Пушкин «Знаменитый наш живописец» В будущую, еще не написанную летопись жизни Наталии Николаевны обязательно войдет и первое января 1847 года. Именно в тот новогодний день ей был преподнесен необычный подарок

Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо; в этом своем покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет и все благополучно.

Дует порывами мощный ветер из Хивы, бьется в черные горы Дагестана, отраженный, падает на холодную воду Каспия, развел у берега острую, короткую волну.

Тысячи белых холмов высоко вздулись на море, кружатся, пляшут, точно расплавленное стекло буйно кипит в огромном котле, рыбаки называют эту игру моря и ветра - толчея.

Ощутимые различия в ритмическом движении этих фраз связаны с целым комплексом ритмико-синтаксических признаков. Это, во-первых, разный характер взаимодействия и объединения колонов: бессоюзная связь, «столкновение» относительно самостоятельных колонов, присоединяемых друг к другу у Горького, и цельность плавно и последовательно развертывающегося союзного синтаксического единства у Чехова. Во-вторых, у Горького отсутствует ритмико-синтаксическая симметрия в строениии и объединении колонок и фраз. У Чехова же ритмико-синтаксическое построение симметрично (трехчленно). Наконец, в-третьих, у Горького преобладают ударные зачины («Дует порывами...») и окончания («волну», «толчея»), у Чехова - безударные («Когда в лунную ночь...», «благополучно»).

Специфика прозаического ритма проявляется в двойной системе соотношений. Во-первых, этот ритм противостоит стихотворному (где единство задано, где приравнены друг к другу отдельные отрезки речи), отталкивается от него. Во-вторых, ритм художественной прозы соотносится с многообразием и изменчивостью естественного ритма речи в ее различных функциональных стилях. При этом внутри ритмического единства прозаического произведения могут наблюдаться разные формы ритмической регулярности (вспомним, например, о функциональной роли фрагментов «ритмической прозы» в сложной системе повествования Лермонтова или Гоголя). С отмеченными особенностями ритма связано и более общее качество художественной прозы сравнительно со стихом -перенос центра тяжести с высказываемого в слове субъективного состояния на изображаемую словом и в слове действительность в ее объективной и субъективной многоплановости.

Стих и проза могут продуктивно взаимодействовать в рамках художественного целого. Например, интересную и ^принципиальную для своего времени (40-е годы ХГХ в.) попытку развить и «дополнить» лирико-поэтическое целое представляет собой произведение К. Пав-. ловой «Двойная жизнь», где проза чередуется со стихами. И у каждого из этих типов речи - своя функция: фрагментам прозаического «очерка» светских нравов и происшествий противостоят стихи, непосредственно воссоздающие душевную жизнь героини, ее скрытое от всех и даже от нее самой -в прозе -истинное "я"»2.

Взаимодействие стиха и прозы в литературном процессе3, сложные связи этих типов речи с различными родами и жанрами литературы, различные формы сочетания стиха и прозы в произведении (одно дело-ритмическая проза с проясняющейся лирико-поэтической доминантой целого, другое - включение стихов в принципиально прозаический тип художественной речи) - круг проблем, недостаточно проясненных и потому особенно актуальных.