Меню
Бесплатно
Главная  /  Стиль жизни  /  Классный час "правила культуры поведения". Общение и культура поведения Классный час о культуре поведения для старшеклассников

Классный час "правила культуры поведения". Общение и культура поведения Классный час о культуре поведения для старшеклассников

Классный час "О культуре поведения в школе"

Цели: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы по темам классного часа; профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками.

Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.

Задача: Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Форма проведения: работа учащихся в группах по выработке правил поведения в школе, школьного этикета,

Ход урока:

Класс делится на 3 группы с учетом пожеланий учащихся.

Ученик 1

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старушке.
Если вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать как две сороки.
Ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой, вы их не перебьёте,
И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя возьмёте не навеки.
И ежели вы вежливы, - тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.

С. Маршак

Учитель:

Ребята, о чём говорит в своём стихотворении Самуил Яковлевич Маршак? (О правилах поведения в обществе, правилах вежливости).

Почему люди должны быть вежливыми по отношению друг к другу?

Нужно ли соблюдать правила вежливости в школе? Почему?

Сегодня мы на уроке составим памятку «Школьные правила вежливости».

21 ноября во всем мире отмечают день приветствий и вежливости! Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день приветствий и вежливости во всех странах мира.

А какие приветствия знаете вы? (Доброго здоровья, удачи и др.)

В разных станах мира люди по-своему приветствуют друг друга.

Например, зулусы говорят : «Я тебя вижу!”.

Монголы : «“Здоров ли твой скот?».

Итальянцы : “Хорошо ли вы потеете?»

Евреи : “Мир с тобой!»

Наверное, некоторые приветствия вызвали у вас улыбку? И напрасно.

Ведь, например, слова: “Здоров ли твой скот?” - это и приветствие и пожелание благополучия. Ведь в старые времена основу жизни монголов – кочевников составляло его стадо. Здоровые животные – хватит еды – всё благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья рогатым кормилицам скотовода – всё равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.

Попробуйте объяснить смысл остальных приветствий. («Я тебя вижу» - человек жив и здоров; «Хорошо ли вы потеете?» - здоров ли человек).

Для чего же люди приветствуют друг друга?

Составим первое правило вежливости:

Правило№1

- Сегодня на уроке мы часто произносим слово «вежливость». Что означает это слово?

Ученик 2 . Историческая справка . До XVI века в русском языке широко употреблялось слово “вежа”, т.е. человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке.

(Работа в группе). Я предлагаю выполнить вам следующее задание: перед вами на интерактивной доске нарисован человек –«вежа». Пусть каждая группа подарит этому человеку признаки вежливости. (Дети с помощью стрелочек записывают слова, характеризующие воспитанного человека. Например, добрый, воспитанный и др.)

Человек – «вежа»

(Работы вывешиваются на доску, обсуждаются: дети соглашаются или опровергают ответы своих товарищей).

После выполнения задания в группах составляется второе правило вежливости .

Правило №2

Задание «Минутка отдыха»

Сейчас вам предстоит выполнить задание «Доскажи вежливое словечко». (ответы хором)

    Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…..(спасибо).

    Зазеленеет даже пень, когда услышишь………(добрый день).

    Если больше есть не в силах, скажем маме мы……….(спасибо).

    Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…….(здравствуйте).

    Когда нас бранят за шалости, говорим ……….(простите, пожалуйста).

    И во Франции и в Дании на прощание говорят …….(до свидания).

Как называются отгаданные слова? (Вежливые слова)

Для чего в нашей речи существуют такие слова?

Задание «Жизненные ситуации».

Каждая группа получает по 2 карточки с описанием жизненных ситуаций. Задания командам: как поступите вы?

1. Представь себе, что твой приятель пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его. Твои действия.

2. Ты пришёл в гости и увидел, что там находится неприятный тебе человек. Твои действия.

3. Представь себе, что в компании товарищей ты рассказываешь какую-либо историю, а тебя не слушают, перебивают. Как ты поступишь?

4 Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?

5. Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно:

6. По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом, что он должен сделать?

Поднимите руки те ребята, кто оказывался в подобных ситуациях? Какую реакцию вы ждали от окружающих по отношению к себе?

Какое правило можно составить на основе ваших выводов?

Правило 3.

Задание « Всё самое хорошее»

К доске приглашаются 2-3 ученика класса.

- Давайте попробуем найти в одноклассниках только хорошие качества характера. (Дети говорят о каждом ребёнке, ответы фиксируются на доске).

Сколько хороших качеств вы назвали! Чтобы хорошие качества приумножились, старайтесь видеть в людях только положительные моменты.

Правило №4.

Сейчас мы послушаем частушки о детях, которые забывают одно важное правило вежливости.

Ученик 3. Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка три струны.
Ну-ка вспомним-ка, ребята,
Как мы вести себя должны.

Ученик 4 .В поезд входят три девчонки:
“Ух, народу сколько тут!
Занимай места быстрее,
А то бабушки займут!”

Ученик5 .Тётя Сима попросила
Слазить Петю на чердак.
“Извините, тётя Сима,
Я Вам вовсе не батрак!”.

Ученик 6 .Говорит лентяйке мать;
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала”.

Какое правило не соблюдают дети? (Уважительное отношение к старшим людям).

Как должны вести себя дети по отношению к людям старшего поколения?

Правило 5.

Задание «Исправь ошибки».

На интерактивной доске слайды с текстами, в которых допущены ошибки в поведении детей. Каждая группа в ходе обсуждения исправляет ошибки, высказывает свой вариант развития событий.

Ситуация первая

Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит телевизор. Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.

Здравствуй, Наташа. Папа дома?

Папы нет, - Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки.

- Жаль. До свидания.

А как бы вы поступили на месте Наташи?

Ситуация вторая

Алеша возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил - антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алешин. Расставаться не хотелось. Алеша предложил: “Пошли к нам, ребята. У меня “Жизнь животных” есть. И поедим, а то здорово есть хочется”.

А мама ругаться не будет? - спросил Витя.

Ну, что ты! Она у меня не такая!

Мальчикам открыла мама Алеши. Она была в стареньком платье, в фартуке. Из-под косынки выбились волосы. В руках мокрая тряпка. В ванной работала стиральная машина, а в комнате, куда прошли мальчики, вся мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.

- Вы уж извините, ребята,- у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам чего-нибудь перекусить.

Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко, нехорошо. Кто виноват в этом?

Ситуация третья.

Скоро, в школу. Уроки ещё не сделаны.А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмётся за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И всё не уходят. Играли в настольный хоккей. Отрабатывали на ковре приёмы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.

Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?

Обсуждение детьми жизненных ситуаций, коллективное исправление ошибок.

В конце урока составляется памятка правил вежливости и памятка упражнений для развития вежливости.

Памятка « Школьные правила вежливости».

Правило№1

В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова приветствия.

Правило №2

Вырабатывайте в себе качества вежливого, доброжелательного, дружелюбного, воспитанного человека.

Правило№3

Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе.

Правило №4.

Старайтесь видеть в людях только положительные качества характера.

Правило №5

Относись с уважением к людям старшего поколения.

Не всем всегда получается быть вежливыми людьми. Существуют специальные психологические рекомендации. Учёные-психологи рекомендуют выполнять специальные упражнения, способствующие развитию у человека вежливого поведения к окружающим и к самому себе.С такими рекомендациями познакомит вас (ученик 7)

Упражнение « Наблюдай за собой»

Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Как я разговариваю с людьми? Как я здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Упражнение «Самооценка

Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Упражнение «Изучение мнения других людей»

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие. Не стесняйся, спроси о себе окружающих тебя людей.

Итог урока

- Кого мы можем назвать вежливым человеком?

Почему мы должны быть взаимовежливы по отношению друг к другу?

Какие правила вежливости существуют?

Какие выводы вы сегодня для себя сделали?

Что нового узнали по данной теме?

Классный час с элементами тренинга

«Поведение и культура общения»

Ибраимовой Флюры Илдусовны

Симферополь 2015

Цели:

    Развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения;

    воспитывать нравственные качества;

    познакомить детей с принципами общения.

Задачи:

    Опираясь на жизненный опыт детей, помочь им проанализировать свои поступки;

    учить прогнозировать последствие своих поступков

Предварительная работа:

    Беседа «По каким правилам мы живем»;

    беседа «Роскошь человеческого общения»;

    классный час «Общение – это искусство»;

    практикум «Можно, нельзя»;

    психотренинг «Что такое ответственность?»;

    тестирование «Нравственные качества человека».

Оборудование:

    Интерактивная доска;

    Стенгазета;

    Презентация.

XXI век. Его называют веком компьютеризации и мобильной связи. Но есть у нашего века одна особенность, которая позволяет назвать его веком общения. Вы, ребята, учитесь, а мы – взрослые, ходим на работу. Все мы выполняем различные поручения, каждый день встречаемся с различными людьми. В стенах учреждения, вы, находитесь в постоянном общении с людьми: воспитателями, учителями, врачом, библиотекарем. У вас есть почти все материальные условия для правильного, всестороннего развития, условия для того, чтобы вы выросли физически здоровыми, красивыми, воспитанными людьми. Мы хотим зажечь в ваших сердцах неугасимый огонь человеческой доброты. И нам, вашим воспитателям, горько порой наблюдать в вас черты, несоответствующие нашей мечте. Вы иногда не уважаете и не цените чужой труд, не умеете правильно себя вести, бываете неряшливые. А главное в вас нет порой той сердечности, доброты, милосердия, того чуткого и деликатного отношения друг к другу и к окружающим людям, которые обязательны для каждого человека. Вот сегодня мы с вами и поговорим об этом. Тема нашего классного часа«Поведение и культура общения» . В процессе проведения нашего классного часа мы будем использовать тренинги.

Что такое тренинг?

(Это специальные тренировочные упражнения, в процессе которых люди должны учится понимать других людей, изучать себя и преодолевать свои недостатки.Учиться управлять своим поведением).

Что значит управлять своим поведением?

(Это стремление и умение жить с другими людьми в согласии и доброжелательности. Не причиняйте неудобств людям своим поведением).

Что зависит от нашего поведения и поступков?

(Отношение к нас людей, настроение наше и окружающих).

Нет, не все равно, как человек ест, ходит, садится, здоровается, обращается к людям, разговаривает с ними, а главное, как он поступает.

Давайте разберем ситуацию.

Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком неестественно и громко смеется, обиженно сказала: «Мое поведение – мое личное дело!».

Правильно ли она поступила? (Разбор ситуации)

В одном единственном случае правильно только тогда, когда человек, как Робинзон живет на необитаемом острове. Мы с вами не Робинзоны, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны для окружающих. И вести себя среди людей нужно так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно с нами, в соответствии с нормами и правилами поведения.

Что такое правило поведения?

(Это установленные нормы поведения).

Где вы встречаетесь с правилами поведения?

Нужны ли правила?

Представьте себе на минуту, что нет никаких правил. Что произойдет?

Для чего нужны правила поведения?

(чтобы был порядок, чтобы не ошибиться и не совершать плохих поступков)

Можно ли нарушать правила? Бывали ли случаи, когда вы нарушали их и чем это закончилось?

Умение управлять своим поведением, умение владеть собой зависит не только от того, знает ли человек правило поведения, умеет ли ими правильно пользоваться, но еще и от индивидуального уровня воспитанности и от волевых качеств человека.

Готовясь к нашему классному часу мы провели тестирование. Тест назывался «Нравственные качества человека».

Какие вы знаете положительные наиболее важные человеческие качества? (Ответы детей).

Задание 1. Необходимо открыть что-то хорошее в других людях. Вы видите положительные качества на доске, назовите 5 из них, которые украшают вашего соседа по парте.

Умная Любознательная Трудолюбивая

Мягкая Разносторонняя Толковая

Милая Старательная Вежливая

Деликатная Тактичная Искренняя

Душевная Отзывчивая Аккуратная

Красивая Симпатичная Мудрая

Надежная Эрудированная Добрая

Честная Воспитанная Справедливая

Вы назвали те качества, за которые любят и уважают человека.

Как вы считаете, можно ли воспитать в себе такие качества? Что для этого нужно? (Желание, старание и целеустремленность).

У каждого человека наряду с положительными качествами присутствуют и отрицательные. Один ученный назвал их «Драконы», которые мешают жить и добиваться намеченной цели. У нас это маленькие «Дракончики», которые, если их не укрощать, перерастают во взрослого «Дракона».

Задание 2. Назовите своих «Дракончиков»! (Лень, лживость, хвастливость, жадность, вранье, любопытство, несдержанность, хамство, ворчливость, грубость, задиристость, воровство, нечистоплотность).

Когда эти качества проявляются плохо не только самому человеку, но и людям находящимся рядом.

Задание 3. Продолжи поговорки

У себя как хочешь дорога любовь.

Не дорог подарок по делам гляди.

О пустяках спорить о гостям рад.

По одежде не суди не припасена и ложка.

Слово – серебро да навек ссора.

Хоть не богат, а в гостях, как велят.

От слова спасение дело упустить.

На незваного гостя молчание – золото.

В деревне, где живут одноногие, и от слова погибель.

От одного слова, надо идти на одной ноге.

Игра «Циферблат»

12 участников образуют «циферблат часов» – каждый из них соответствует определенной цифре на нем. Кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» показывает. Минутная стрелка – участник подпрыгивает, часовая стрелка – участник хлопает в ладоши .

Задание 4. В образах птиц и зверей высмеивают отрицательные черты человека. О ком так говорят?

- «Лиса своего хвоста не замарает» (О хитром нечестном человеке).

- «Как оса лезет в глаза» (Назойливый).

- «Надулся, как мышь на крупу» (Обидчивый).

- «Дома – петух, а на улице – курица» (Хвастливость.Кто грубит ближним, но не может дать отпор грубияну на улице).

- «Скользкий, как грусть или угорь» (Лживый, неискренний, изворотливый человек).

-«Сорока, где посидит, там и напакостит» (О человеческой непорядочности).

Мы с вами отметили, что в образе животных и птиц высмеивают нехорошие человеческие качества. Из этого вытекает следующие задание.

Задание 5. «Мне так хочется быть ….»

Какими бы вы хотели себя видеть? Перечислите.

Общение – это особый вид поведения, одна из форм человеческого взаимодействия. В процессе общения люди вырабатывают взаимопонимание, находят общий язык. Общение – это потребность каждого человека. Люди постоянно общаются друг с другом: обмениваются знаниями, мыслями, советуются, договариваются о чем-либо. И чтобы общение было приятно нужно владеть речью. Поговорим о культуре речи. И для того, чтобы высказать свою мысль, вам приходится подбирать слова. Мало того, что речь получается «корявая», некоторые из вас используют «бранные» слова», что говорит о бескультурье и невоспитанности. А знаете ли вы, что с «бранными» словами шутить нельзя? Нарушается связь между телом и душой. Некоторые ребята считают, что если они сквернословят, то они поступают, как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. А это говорит прежде всего об их невоспитанности. И чтобы окружающим было приятно с нами общаться мы разработали

основные правила общения .

Улыбайтесь, излучайте положительные эмоции. Веселый, жизнерадостный, спокойный человек всегда привлекает к себе людей.

Интересуйтесь с собеседником, как личностью.

Называйте собеседника по имени.

Слушайте и умейте распределять инициативу в разговоре.

Поддерживайте темы разговора, которые предложил собеседник.

Если человек умеет в общении использовать эти простые правила, тогда у него устанавливаются с людьми хорошие взаимоотношения.

Первое правило: «Возлюби ближнего своего как самого себя»

Второе правило: «Всегда поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой»

Задание 6. «Бумеранг-игра»

Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил.

Даны обрывки фраз, а вы попробуйте отгадать их окончания.

1.«Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жвачку. И вдруг я вспомнил …»

Примерный ответ: …что тоже, приклеивала жвачку куда попало, не думая о других людях.

2. «Приехала на водохранилище, а весь берег усыпан консервными банками и грязными пакетами. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ:….что тоже бросала мусор не думая о других людях.

3. «Забыла ручку и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ: … что тоже жадничала и не хотела делиться с другими.

4. «На перемене кто-то подставил подножку, я упала, а все засмеялись было больно и обидно. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ: …что я тоже ставила подножки одноклассникам и смеялась, когда они падали.

5. «Кто-то спрятал мою тетрадь, и я весь урок его искала, за это получила замечание в рапорте. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ:…что я тоже для смеха прятала чужие вещи.

6. «Мы убирали на школьном участке, и мне одной пришлось выносить кучи листьев, потому что все сбежали. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ: …что тоже иногда отлынивала от уборки, не думая, что за меня мою работу будут делать другие.

Итак, всё, что сделал человек плохого, потом возвращается к нему от других людей. ЗАПОМНИТЕ ЭТО!

Надо жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. Чтобы это помнить, давайте с вами вспомним законы «Не».

    Не спеши первым сесть за стол.

    Не разговаривай во время еды.

    Не забывай закрыть рот, когда жуёшь.

    Не чавкай, воздержись от благородной отрыжки.

    Не рвись в дверях выскакивать первой.

    Не перебивай говорящего.

    Не кричи и не повышай голос, если перед тобой нет глухих.

    Не размахивай руками.

    Не показывай пальцем на кого-бы-то ни было.

    Не передразнивай говорящего, даже если он заика.

    Не садись раньше старшего, без его разрешения.

    Не забудь снять шапку и верхнюю одежду входя в столовую.

    Не повторяй слишком часто «Я».

    Не имей привычку опаздывать.

    Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

    Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнула.

    Не держи руки в карманах.

    Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

    Не произноси слов, значения которых ты не знаешь.

    Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

Этими законами, ребята, руководствуйтесь в повседневной жизни.

Измерять себя, как личность нужно своим отношением к людям. Хороший человек прежде всего видит в людях хорошее, а плохой

плохое. Хороший человек не в силах оскорбить другого, плохой, наоборот, находит удовлетворение в унижении, оскорблении другого.

Когда мы говорим о культуре общения, то вкладываем в это понятие и способность управлять своим поведением и умением общаться. Вот важнейшие нормы нравственности, который стремился передать своим ученикам великий русский педагог В.А. Сухомлинский.

    Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница, между тем, что тебе кажется, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: Не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя было хорошо.

    Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье, плати им за это добром.

    Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: Кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь, тунеядец – это трутень, пожирающий мёд трудолюбивых пчел. Учение – твой первый труд .

    Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и без защитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла.

    Не будь равнодушным к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь не примерим к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло, обкрадывает общество.

РЕФЛЕКСИЯ . Подведем итоги.

    Какого человека называют воспитанным?

    Для чего нужны правила поведения?

    Нужно ли их выполнять?

    Что нужно, чтобы воспитать в себе положительные качества?

    Что зависит от вашего поведения и поступков?

    От чего зависит жизнь в вашем классе?

ВЫВОД:

Воспитанность, культура поведения делают нашу совместную жизнь удобной, приятной, разумной и красивой. Поверим в это горячо и искренне. Тогда всем окружающим: учителям, воспитателям, товарищам и даже незнакомым людям будет хорошо с нами. И нам будет хорошо и радостно среди людей. А без этого, пожалуй, счастья не бывает!

Классный час "О культуре поведения в школе"

Цели : Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками.

Задача : Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Класс делится классным руководителем на 3 группы с учетом пожеланий учащихся. Ребята рассаживаются за свои столы. Классный руководитель вводит учеников в курс дела: сообщает тему классного часа, рассказывает в какой форме будет он проходить.

Ход классного часа

Вводное слово учителя

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития “я” каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа - школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где “я” каждого превращается в общее “мы”. И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы” комфортно. И чтобы “я” каждого не подавляло “я” своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я” полноценно развиваться.

Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.

К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора ”, “Бритва скребет, а слово ранит” , “Ласковое слово – это вешний день ”.

Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий правила приличия).

Итак, предлагаю вам в группах выполнить следующую работу: в течение 5 минут придумать, точно, кратко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях. Например: “Как мы приветствуем, друг друга, взрослых в школе, на улице”, “Как мы возражаем взрослым, родителям”, и т. д.

Самостоятельная работа в группах.

Выступления от групп и общее обсуждение. Отношение других групп к ситуации.

Задание

Назовите признаки воспитанного человека.

Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.

Правила:

    Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.

    Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.

    Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.

    Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.

    Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе

Сокровищница народной мудрости”

На интерактивной доске размещена таблица из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки.

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:

Смысл каждого высказывания обсуждается.

Каждая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке

Темы :

    Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость)

    Правила поведения в школе

    Обязанности дежурного класса

Подсказки

    Прическа сменная или вторая обувь

    Приветствие учеников и взрослых

    Обращение к друг другу

    Бережливость

    Вежливость

    Опоздания

  • Плееры и сотовые телефоны

    Повседневная речь в школе

    Манера общения

    Чужие вещи

    Поведение в столовой

    Поведение во время линеек и мероприятий

    Приход в школу

    Пропуск уроков

    Школьное имущество

    Соблюдение правил безопасности

    Забота о младших и слабых

    Решение спорных вопросов

    Курение в школе

    Поведение на уроках

    Поведение на переменах

    Употребление непристойных выражений

    Обязанности старшего дежурного по школе

    Обязанности дежурного класса

    Поведение на школьных вечерах и дискотеках

Задание

После обсуждения темы учащиеся защищают ее, отстаивая свои наработки.

Подведение итогов.

Заключительное слово.

Как учиться “вежеству”

До XVI века в русском языке широко употреблялось слово “вежа”, т.е. человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Чтобы научиться “вежеству” существует несколько приемов.

Самонаблюдение

Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня – “манеры”. В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Самооценка

Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнения других людей

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Помогает и самопознание и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” - “У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они”.

Итак, первое условие воспитанности – знание общепринятых норм и правил поведения; второе – тренироваться упражняться в правильном поведении; третье – прочные и устойчивые привычки поведения.

Классный час "О культуре поведения в школе" Цели: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы по темам классного часа; профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками. Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться. Задача: Развитие коммуникативных способностей учащихся. Оснащение и оборудование:  Столы со стульями для групп  Задания групп для обсуждения одной тем  Подсказки по каждой теме (общие для всех)  Бумага и фломастеры для записи  Мультимедиа проектор  Интерактивная доска Форма проведения: работа учащихся в группах по выработке правил поведения в школе, школьного этикета, а также разработка обязанностей дежурного класса. Содержание классного часа Класс делится классным руководителем на 3 группы с учетом пожеланий учащихся. Ребята рассаживаются за свои столы. Классный руководитель вводит учеников в курс дела: сообщает тему классного часа, рассказывает в какой форме будет он проходить. Ход классного часа До начала выступления учителя включается песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать!» С классом обсуждается смысл слов песни, ведется поиск связи с тематикой классного часа. Вводное слово учителя Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития “я” каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа ­ школьный класс. Что такое класс? Класс ­ объединение людей, где “я” каждого превращается в общее “мы”. И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы” комфортно. И чтобы “я” каждого не подавляло “я” своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я” полноценно развиваться. Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями,

школьными товарищами, библиотекарем; в магазине ­ с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому­то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны. К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора”, “Бритва скребет, а слово ранит”, “Ласковое слово – это вешний день”. Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий правила приличия). Итак, предлагаю вам в группах выполнить следующую работу: в течение 5 минут придумать, точно, кратко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях. Например: “Как мы приветствуем, друг друга, взрослых в школе, на улице”, “Как мы возражаем взрослым, родителям”, и т. д. Самостоятельная работа в группах. Выступления от групп и общее обсуждение. Отношение других групп к ситуации. Задание Перед вами на интерактивной доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека. (от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека) Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения. Правила:  Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях ­ это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.  Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.

 Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.  Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.  Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе “Сокровищница народной мудрости” На интерактивной доске размещена таблица из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки. Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения: У себя как хочешь, по делам гляди. Не дорог подарок – молчание – золото. О пустяках спорить – По одежде не суди, Слово – серебро, а в гостях – как велят. дорога любовь. дело упустить. Хоть не богат, и от слова погибель. От слова спасенье, На незваного гостя В деревню, где живут одноногие, От одного слова, не припасена и ложка. а гостям рад. да навек ссора. надо идти на одной ноге. Смысл каждого высказывания обсуждается. Далее учащимся дается следующее задание: Каждая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке. Темы выбираются каждой командой вытягиванием заданий из рук учителя. Темы: 1. Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость) 2. Правила поведения в школе 3. Обязанности дежурного класса Подсказки

 Форма  Прическа сменная или вторая обувь  Приветствие учеников и взрослых  Обращение к друг другу  Мусор  Бережливость  Вежливость  Опоздания  Прогулы  Плееры и сотовые телефоны  Повседневная речь в школе  Манера общения  Чужие вещи  Поведение в столовой  Поведение во время линеек и мероприятий  Приход в школу  Пропуск уроков  Школьное имущество  Соблюдение правил безопасности  Забота о младших и слабых  Решение спорных вопросов  Курение в школе  Поведение на уроках  Поведение на переменах  Употребление непристойных выражений  Обязанности старшего дежурного по школе  Обязанности дежурного класса  Поведение на школьных вечерах и дискотеках Итак, начнем. ­ Из какой книги отрывок? Кто автор? Кот поел и весь день под диваном спал, как барин. А вечером папа с мамой пришли. Мама, как вошла, сразу и сказала: ­ Что – то у нас кошачьим духом пахнет. Не иначе как дядя Федор кота притащил. А папа сказал: ­ Ну и что? Подумаешь, кот. Один кот не помешает. ­ Назовите героев повести? ­ Кто из них вам больше понравился? Почему? ­ Расскажите, что вы знаете о дяде Федоре? ­ Как дядя Федор встретил кота? ­ Почему дядя Федор ушел из дома?

­ Куда он отправился? ­ Как у кота появилась фамилия Матроскин? ­ Как дядя Федор и Матроскин встретили Шарика? ­ Почему Шарик умел говорить? ­ Почему Шарик попросился жить к дяде Федору? Расшифруйте героев. Найдите лишнего героя. ФДР, РММ, ДМ, МТ. МТРСКН, ПЧКН, ШРК. ГВРШ, МРК, ХВТЙК. Назовите четвертое слово, которое логически связано с третьим так, как первое со вторым. Мурка – Гаврюша, Римма ­ … Федор Печкин – велосипед, Матроскин ­ … корова Мурка Мурка – сарай, Шарик ­ …будка. Кроссворд. То, что Матроскин считал главным в найденном дом. (печка) Кто такой Митя?(трактор) Мама и папа по отношению к дяде Федору? (родители) Профессор, изучавший язык животных. (Семин) Профессия Печкина. (почтальон) Что заменило зимой печку в доме дяди Федора? (солнце) Заменитель бензина для трактора? (продукты) Как бабушка называла профессора Семина? (Ваня) Прозвище галчонка. (Хватайка) Имя теленка. (Гаврюша) Деталь костюма, по которому узнали дядю Федора. (пуговица) Кто съел стол в доме дяди Федора?(бобренок) Мечта Матроскина. (корова)

В выделенных клетках: Простоквашино ­ В какой деревне жили наши герои? ­ Как друзья выбирали себе дом? Нарисуйте этот дом на доске. (зачитываю отрывок из книги стр.14­ 15) ­ Когда дядя Федор приехал в Простоквашино, учился ли он в школе? ­ Наконец, настало то время, когда дядя Федор поступил учиться в школу. Э. Успенский рассказал об этом в своей книге «Дядя Федор идет в школу» ­ Давайте пофантазируем, в какой класс попал дядя Федор, какие правила в этой школе? Игра «Какой ты ученик» Хлопай в ладоши, если ты согласен с советом, который соответствует правилам поведения в школе. Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку. Входящего в класс взрослого приветствуй стоя. Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места. Входящему в класс можно крикнуть: «Привет!» В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову. Если очень нужно что­то спросить, можно перебить разговор взрослых. Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке. Помогать друг другу нужно всегда и всюду. «Один за всех, и все за одного». Не надо ябедничать. В школе каждый отвечает сам за себя, поэтому помогать друг другу не нужно. «Доскажи словечко» На уроке будь старательным, Будь спокойным и …(внимательным). Все пиши, не отставая, Слушай, … (не перебивая). Говорите четко, внятно, Чтобы было все … (понятно).

Если хочешь отвечать, Надо руку … (поднимать). На математике считают. На перемене … (отдыхают). Будь прилежен на уроке. Не болтай: ты не … (сорока). Если друг стал отвечать, Не спеши … (перебивать). А помочь захочешь другу – Подними спокойно … (руку). Знай: закончился урок, Коль услышал ты … (звонок). Когда звонок раздался снова, К уроку будь всегда …(готовым). Анализ ситуаций. Б. Заходер «Перемена» ­ Какие ошибки в поведении допустил Вова? «Федя на перемене» Федя позвал Ваню: ­ Иди сюда! Смотри, что у меня есть, ­ он показал Ване бомбочки. Мальчики отошли к окну. Бах! Бах! – прогремели взрывы. Дети, бегавшие вокруг, испугались. Подошел учитель физкультуры, осмотрел подоконник. Он забрал у Феди бомбочки и сказал: «Пойдемте в учительскую. Там поговорим» ­ Как, вы думаете, о чем шел разговор в учительской? ­ Почему нельзя делать то, что сделали Федя и Ваня? ­ А можно ли взрывать бомбочки на улице? ­ Подумайте, все ли можно приносить с собой в школу? ­ Как нужно вести себя на перемене? О чем можно поговорить с друзьями на перемене?

«В гардеробе» Сегодня холодно. Ребята надели теплые курточки. Прежде, чем идти в класс, нужно раздеться в гардеробе. Федя спешит. Он вбегает в гардероб и, наталкиваясь на своего одноклассника Олега, наступает ему на ногу. Олег даже вскрикнул от боли. Но Федя не обратил на него никакого внимания. Он повесил курточку и тут увидел свою учительницу. ­ Здравствуйте, Елена Николаевна! – громко и весело крикнул он. ­ Какие ошибки в поведении допустил Федя? ­ С помощью каких слов он мог это сделать? «В столовой» Ребята завтракают в столовой. Ваня взял кусочек хлеба, скатал в шарик. Оглянувшись, чтобы никто не заметил, он стрельнул и попал Пете прямо в глаз. Петя схватился за глаз и вскрикнул. ­ Что вы скажете о поведении Вани в столовой? ­ Объясните, как нужно обращаться с хлебом? ­ Можно ли сказать, что Петя пошутил? ­ О каких правилах поведения мы вспомнили? ­ Как вы думаете, дядя Федор и его одноклассники соблюдают эти правила? ­ А вы собираетесь соблюдать эти правила? ­ Действительно, для того, чтобы жилось нам всем в классе комфортно, надо все эти правила выполнять! Игра «Комплимент» ­ мягкую игрушку.До XVI века в русском языке широко употреблялось слово “вежа”, т.е. человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Чтобы научиться “вежеству” существует несколько приемов. Самонаблюдение Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня – “манеры”. В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки. Самооценка Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнения других людей Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие. Помогает и самопознание и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” ­ “У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они”. Итак, первое условие воспитанности – знание общепринятых норм и правил поведения; второе – тренироваться упражняться в правильном поведении; третье прочные и устойчивые привычки поведения.

"ЕСТЬ ТАКОЕ СЛОВО ­ "ВЫСТОЯТЬ" (беседа) Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны. Ведущий. В мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием встретили волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии и победоносном окончании войны в Европе. Великая Отечественная война (1941 ­ 1945г.), навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб. Ученица. Они накинулись, неистовы, Могильным холодом грозя, Но есть такое слово "выстоять", Когда и выстоять нельзя, И есть душа ­ она все вытерпит, И есть земля ­ она одна, Большая, добрая, сердитая, Как кровь тепла и солона. И. Эренбург Ведущий. Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года. ­ Как вы понимаете слово ­ "подвиг"? Учащиеся рассуждают. Ведущий. Подвиг ­ это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко­фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы. В памяти народа навечно остались 29 трагических дней, не покорившихся врагу защитников Брестской крепости, 250 дней героической обороны Севастополя, 900 дней блокадного Ленинграда, давшему миру непревзойденные образцы стойкости человеческого духа, 103 дня великой битвы под Москвой, 201 день насмерть стоявшего Сталинграда и 50 дней сражения на Курской дуге. Звучит 7­я симфония Шостаковича. На фоне музыки ученик читает стихотворение Р. Рождественского. Разве для смерти рождаются дети, Разве хотела ты нашей смерти, Родина? Пламя ударило в небо ­ ты помнишь, Родина? Тихо сказала: "Вставайте на помощь…" Родина? Родина? Мы от свинцовых розг Падали в снег с разбега, Но ­ поднимались в рост Звонкие, как победа! Как продолжение дня, Шли тяжело и мощно… Можно убить меня, Нас убить невозможно! Ведущий. Весь народ поднялся на защиту Родины. Двадцать семь миллионов человеческих жизней унесла война. Фашизм не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. Ученик. Вспомним их поименно… Горем вспомним своим! Это нужно не мертвым Это нужно живым!

Живая газета (монтаж)       Иван Иванович Иванов совершил один из первых воздушных таранов в Отечественной войне. Виктор Талалихин совершил первый воздушный таран в ночном небе Москвы. Николай Гастелло точно вывел свой горящий бомбардировщик на скопление вражеских танков и машин. Людмила Павличенко ­ снайпер, она уничтожила более 100 захватчиков. А.К. Горобец один вступил в бой с двадцатью фашистскими самолетами, девять из них сбил. А.Ф. Наумов ворвался в глубину обороны гитлеровцев. Его танк был подбит. Испробовав все попытки взять танкистов живыми, фашисты облили танк бензином и подожгли. Их подвиг сродни подвигу матросов крейсера "Варяг".  М.П. Девятаев захватил с группой военнопленных в концентрационном лагере немецкий самолет и благополучно приземлился в расположении наших войск.  Мусса Джалиль (Залилов) ­ замечательный писатель, погиб в концлагере от рук фашистских палачей.  Ю.В. Смирнов не выдал своих товарищей, распят на досках блиндажа.  Федор Полетаев Летом 1942, оказавшись вместе со своей частью в окружении, взят в плен. Бежал из плена в 1944 и сражался в итальянском партизанском движении под именем Поэтан. Погиб в бою. Он является единственным иностранцем, награжденным Золотой медалью высшей и очень почетной наградой итальянского Сопротивления. Солдату, награжденному этой медалью, в Италии генерал первым обязан отдавать честь. За подвиги в годы войны четверо наших земляков ­ ямальцев получили звание героя Советского Союза это Александр Евстафьевич Звягин, Николай Васильевич Архангенский, Иван Васильевич Корольков, Анатолий Михайлович Зверев.      Александр Евстафьевич Звягин ­ летчик. Он совершил 153 успешных вылета. Николай Васильевич Архангенский то же летчик. Он сделал более 220 вылетов. 14 января 1945 г. он погиб при выполнении боевого задания. Иван Васильевич Корольков ­ боевой подвиг совершил в 1943 г. при форсировании Днепра. После окончания войны вел большую педагогическую деятельность. Анатолий Михайлович Зверев добровольцем ушел на фронт. Он погиб в 1944 г. в боях на берегах западной Двины. Звание героя Советского Союза ему было присвоено посмертно. Запомните их имена (все вместе). Ведущий. А сколько было безымянных героев, которые навсегда остались лежать на огневых рубежах! Ученик. "Солдат становится героем" ­ статья фронтового журналиста Евгения Кригера. "Судьбу человека на войне во многом определяет именно первый бой. Плохо, если первый бой сложится неудачно, это может на долгое время лишить человека уверенности в своих силах, воля его будет надломлена ожиданием второй неудачи. Георгию Токареву не повезло. В первом бою он пережил гибель самолета, близость смерти и мучительное чувство обиды. Двадцатилетний юноша из летной школы атаковал знающих, умелых убийц, громивших города Польши, Франции, Бельгии,

Греции. Он бился отчаянно, и его все­таки сбили. Ему удалось спастись, выбраться из кабины горящего самолета, высвободить парашют. Токарев не дал обиде свалить себя, он сохранил главное ­ мужество. Первое поражение он сделал для себя школой. Он выверил каждое свое движение в том первом бою. Он искал ошибки и нашел все до одной. Творцом событий в бою должен быть он сам, летчик Георгий Токарев. Не ждать решения врага, а первому решать, стать хозяином боя с первой минуты. И когда враг почувствует это, он будет побежден. Сержант Токарев учился в боях. В бою против двух "мессеров" над истерзанным Сталинградом ему понадобилось целых 30 минут, чтобы сбить одного из них, но все же он сбил его! Над Курском Георгий Токарев участвовал в бою против пятисот вражеских самолетов и увидел тогда, как выглядит настоящий разгром неприятельской воздушной армады. Но тогда он был уже лейтенантом. К тому времени он уже сбил в одиночных и групповых боях одиннадцать фашистских самолетов. В июне бывший сержант уже командовал эскадрильей. Вот почему ему не стыдно было рассказывать о том, что в первом бою его сбили. Одиннадцать раз он уже успел рассчитаться за свою первую обиду". Ученик. Фронтовой корреспондент Евгений Кригер в статье "Двадцать восемь русских пушек" рассказывает, как дрались наши солдаты. Июль 1943 г. Курская дуга. Солдаты Рокоссовского. Вот один из них сидит рядом со мной после невероятного, непонятного мне боя. Ему всего 19 лет. Зовут Гаврилов Николай Степанович. Несмотря на страшную усталость, открыто и весело встречает ваш взгляд и с готовностью старается объяснить то непонятное, кажущееся непомерным для человеческих сил, для человеческой воли, что только что сделал он и его товарищи". Такой он маленький и такая чистота в его глазах, с такой пылкой преднамеренностью он отзывается о своих командирах и товарищах, что хочется назвать его Коленькой, как сына. Лицо его и щеки и уши в ссадинах и царапинах с запекшейся кровью. Смерть прикасалась к нему осколками вражеских снарядов, но не справилась и ушла. Что произошло там, в бою? Какой­то участок нашего фронта оказался обнаженным. Пехота к нему не поспела. Остались одни артиллеристы. После боевой обработки на уязвимый участок лавиной двинулись фашистские танки. Много их было, десятки содрогалась земля. Наши орудия открыли огонь. Танки горели, за ними выдвигались новые и новые, били из пушек по нашим орудиям. Наконец, Коля Гаврилов с ужасом увидел, что остался возле орудия один. Его товарищи тяжело ранены или убиты. Что он должен делать маленький, хрупкий юноша? Коля решил стрелять из подбитого орудия, один за всех, за истекающих кровью друзей, за убитого командира. Он действовал их волей, их солдатской стойкой ненавистью к врагу. Он стрелял без прицела ­ прицельное приспособление было сорвано. Смотрел прямо в ка­нал ствола, стараясь забрать в это темное круглое поле тушу идущего на него танка. Трудно одному стрелять из пушки, которую в бою обслуживают шесть человек. Шестой снаряд был для танка смертельным. Танк издыхал в жадном воющем пламени, и так как другие наши орудия еще стреляли и делали свое дело, то фашистские танки отпрянули от страшного места, повернули в строну, уходя от гибели. Тогда только он спустился в ровик, где стонали батарейцы Сальков и Волынкин, пытаясь перевязать их, но тут новый снаряд поднял пушку на воздух и Колю взрывной волной швырнуло на землю. Оглушенный, окровавленный, изнемогающий, он один дотащил двух товарищей до медсанбата. Только потом он узнал, что наши артиллеристы, и сам он в том числе, на опасном, обнаженном участке длинной в шесть километров отбили атаку трехсот фашистских танков. Представляю себя, каким собранным, напряженным и яростным был юноша­артиллерист, спасавший положение на своей огневой позиции, мстивший за своего командира и своих старших товарищей. Но я видел его бесконечно добрым и нежным. Слабая улыбка теплилась на его лице. Да он победил! Ярость и нежность. Гнев, но не злоба. Беспощадность к напавшим, но снисходительность к пленным. Разящим врага, но спасающим из огня его детей. Стойким в тяжелом бою, в неблагоприятной обстановке, бесконечно трудолюбивым в титанических условиях, какие требовал от бойцов фронт в каж­дый из дней войны. Такими были наши солдаты на войне. И, прежде всего, они были людьми, убежденными в своей правоте, в святости дела, за которое они шли на смерть".

Медаль "Золотая звезда" Медаль "Золотая звезда "Героя Советского Союза" учреждена 1 августа 1939 года. Учреждена в целях особого

отличия граждан, удостоенных звания Героя Советского Союза и совершающих новые героические подвиги. Звание Героя Советского Союза являлось высшей степенью отличия и присваивалось за личные или коллективные заслуги перед Советским государством и обществом, связанные с совершением геройского подвига. Награждению подлежали лица, проявившие трудовой героизм, своей особо выдающейся новаторской деятельностью внесли значительный вклад в повышение эффективности общественного производства, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР. Герою Советского Союза вручались: высшая награда СССР ­ орден Ленина; знак особого отличия ­ медаль "Золотая Звезда"; грамота Президиума Верховного Совета СССР. Звание Героя Советского Союза ­ являлось высшей степенью отличия советского периода, самое почетное звание в советской наградной иерархии. Медаль "За отвагу"

Учреждена 17 октября 1938 года. Награждению подлежали: военнослужащие Советской Армии, Военно­Морского Флота, пограничных и внутренних войск и другие граждане СССР, за личное мужество и отвагу, проявленные при защите социалистического Отечества и исполнении воинского долга. Допускалось награждение лиц, не являющихся гражданами СССР. Медаль "За отвагу" ­ вторая, после медали "ХХ лет РККА", по времени учреждения в СССР. Медаль "За отвагу" является высшей советской медалью и располагается при ношении перед остальными медалями (подобно ордену Ленина в системе советских орденов). Поскольку медалью награждались за личный подвиг, то награждался ею, в основном, рядовой и сержантский состав, реже младшие офицеры. Старшие офицеры и генералитет практически не награждались медалью "За отвагу". Носится на левой стороне груди и при наличии орденов и других медалей СССР располагается после орденов.

Орден Отечественной войны Орден Отечественной войны учрежден 20 мая 1942 года. Состоит из двух степеней: I и II степени. Высшей степенью ордена является I степень. Награждению подлежали лица рядового и начальствующего состава Красной Армии, Военно­Морского Флота, войск НКВД и партизанских отрядов, проявившие в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащие, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск. Награждение орденом Отечественной войны может быть повторяемо за новые подвиги и отличия. Орден Отечественной войны ­ первая награда, появившаяся в годы Великой Отечественной войны. Также это первый советский орден, имевший разделение на степени. В течение 35 лет орден Отечественной войны оставался единственным советским орденом, передававшимся семье как память после смерти награжденного (остальные ордена необходимо было возвращать государству). Лишь в 1977 году порядок оставления в семье распространили на остальные ордена и медали. Орден Отечественной войны I степени носится награжденным на правой стороне груди и располагается после ордена Александра Невского.

Орден Отечественной войны II степени носится на правой стороне груди и располагается после ордена Отечественной войны I степени. Орден Славы Орден Славы был учрежден 8 ноября 1943 года. Состоит из трех степеней: I, II и III степени. Высшей степенью ордена является I степень. Награждение производится последовательно: сначала третьей, затем второй и, наконец, первой степенью. Награждению подлежали лица рядового и сержантского состава Красной Армии, а в авиации и лица, имеющие звание младшего лейтенанта, проявившие в боях за Советскую Родину славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия. Награжденные орденами Славы всех трех степеней удостаиваются права на присвоение воинского звания: рядовые, ефрейторы и сержанты ­ старшины; имеющие звания старшины ­ младшего лейтенанта; младшие лейтенанты в авиации ­ лейтенанта. Орден Славы был учрежден в один день с орденом "Победа". Основной особенностью данного ордена является то, что это единственное боевое отличие, предназначенное для награждения исключительно солдат и сержантов (в авиации

также и младших лейтенантов). Цвета ленты ордена Славы повторяют расцветку ленты российского имперского ордена Святого Георгия, что в сталинские времена было по меньшей мере неожиданным. Орден Славы носится на левой стороне груди и при наличии других орденов СССР располагается после ордена "Знак Почета" в порядке старшинства степеней. Орден "Победа" Орден "Победа" учрежден 8 ноября 1943 года. Он является высшим военным орденом СССР. Этот полководческий орден был учрежден одновременно с солдатским орденом Славы. Награждению подлежали лица высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение таких боевых операций в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате которых в корне меняется обстановка в пользу Красной Армии. Для награжденных орденом "Победа" учреждалась, в знак особого отличия, мемориальная доска, для внесения в нее имен кавалеров ордена "Победа". Мемориальная доска устанавливалась в Большом Кремлевском дворце.

Орден "Победа" ­ единственный из советских орденов, изготовлявшийся не на монетном дворе, а на Московской ювелирно­часовой фабрике. Орден "Победа" носится на левой стороне груди на 12­14 см выше пояса.