Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеальный дом  /  Как максим максимыч ждал встречи с печориным. Почему Печорин так холодно обошёлся с Максимом Максимы­чем во время их последней встречи? Сочинения по темам

Как максим максимыч ждал встречи с печориным. Почему Печорин так холодно обошёлся с Максимом Максимы­чем во время их последней встречи? Сочинения по темам

Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году на волне общественного подъема в преддверии социальных реформ. Она стала одним из лучших произведений автора, открыв глаза всего мира на нравы и моральные ценности тогдашнего купеческого сословия. Впервые была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году и благодаря новизне своей тематики (описания борьбы новых прогрессивных идей и стремлений со старыми, консервативными устоями) сразу же после публикации вызывала широкий общественный резонанс. Она стала темой для написания большого количества критических статей того времени («Луч света в темном царстве» Добролюбова, «Мотивы русской драмы» Писарева, критика Апполона Григорьева).

История написания

Вдохновленный красотой Волжского края и его бескрайними просторами во время поездки с семьей в Кострому в 1848 году, Островский начинает написание пьесы в июле 1859 года, уже через три месяца он её заканчивает и отправляет на суд петербургской цензуры.

Проработав на протяжении нескольких лет в канцелярии Московского совестного суда, он хорошо знал, что представляет собой купечество в Замоскворечье (исторический район столицы, на правом берегу Москвы-реки), не раз сталкиваясь по долгу службы с тем, что творилось за высокими заборами купеческих хором, а именно с жестокостью, самодурством, невежеством и различными суевериями, незаконными сделками и аферами, слезами и страданием окружающих. Основой для сюжета пьесы стала трагическая судьба невестки в купеческой зажиточной семье Клыковых, которая произошла в реальности: молодая женщина бросилась в Волгу и утонула, не выдержав притеснений со стороны властной свекрови, устав от бесхарактерности мужа и тайной страсти к почтовому служащему. Многие считали, что именно истории из жизни костромского купечества стали прототипом для сюжета написанной Островским пьесой.

В ноябре 1859 года пьеса была сыграна на подмостках Малого академического театра в Москве, в декабре того же года в Александринском драматическом театре в Петербурге.

Анализ произведения

Сюжетная линия

В центе описываемых в пьесе событий находится зажиточная купеческая семья Кабановых, проживающая в вымышленном волжском городе Калинове, неком своеобразном и замкнутом мирке, символизирующем общий устрой всей патриархальной Российской державы. Семья Кабановых состоит из властной и жестокой женщины-тирана, и по сути главы семьи, богатой купчихи и вдовы Марфы Игнатьевны, её сына, Тихона Ивановича, безвольного и бесхарактерного на фоне тяжелого нрава его матушки, дочери Варвары, научившейся обманом и хитростью противостоять деспотизму матери, а также невестки Катерины. Молодая женщина, выросшая в семье где её любили и жалели, страдает в доме нелюбимого мужа от его безвольности и претензий свекрови, по сути лишившись воли и став жертвой жестокости и самодурства Кабанихи, оставленная на произвол судьбы тряпкой-мужем.

От безысходности и отчаяния Катерина ищет утешения в любви к Борису Дикому, который тоже её любит, но боится ослушаться своего дяди, богатого купца Савёла Прокофьича Дикого, ведь от него зависит материальное положение его и сестры. Тайком он встречается с Катериной, но в последний момент предает её и сбегает, потом по указанию дяди уезжает в Сибирь.

Катерина, будучи воспитанной в послушании и подчинении мужу, мучаясь собственным грехом, признается во всем мужу в присутствии его матери. Та делает жизнь невестки совершенно невыносимой, и Катерина, страдая от несчастливой любви, укоров совести и жестоких гонений тирана и деспота Кабанихи, решает покончить со своими мучениями, единственным способом, в котором она видит спасение, это самоубийство. Она бросается с обрыва в Волгу и трагически погибает.

Главные действующие лица

Все персонажи пьесы поделены на два противоборствующих лагеря, одни (Кабаниха, её сын и дочь, купец Дикой и его племянник Борис, служанки Феклуша и Глаша) являются представителями старого, патриархального уклада жизни, другие (Катерина, механик-самоучка Кулигин) - нового, прогрессивного.

Молодая женщина, Катерина, жена Тихона Кабанова, является центральной героиней пьесы. Она воспитана в строгих патриархальных правилах, в соответствии с законами древнерусского Домостроя: жена должна во всем покоряться мужу, уважать его, выполнять все его требования. Сначала Катерина пыталась всеми силами полюбить своего мужа, стать для него покорной и хорошей женой, однако ввиду его полной бесхребетности и слабости характера, может испытывать к нему только жалость.

Внешне она выглядит слабой и молчаливой, но в глубине её души хранится достаточно силы воли и упорства, чтобы противостоять тирании свекрови, которая побаивается, что невестка может изменить её сына Тихона и тот перестанет покоряться воле матери. Катерине тесно и душно в темном царстве жизни в Калинове, она буквально там задыхается и в мечтах она улетает, как птица прочь из этого ужасного для неё места.

Борис

Полюбив приезжего молодого человека Бориса, племянника богатого купца и дельца, она создает у себя в голове образ идеального возлюбленного и настоящего мужчины, который совсем не соответствует действительности, разбивает ей сердце и приводит к трагическому финалу.

В пьесе персонаж Катерины противостоит не конкретному человеку, своей свекрови, а всему в то время существующему патриархальному укладу.

Кабаниха

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), как и купец-самодур Дикой, который мучает и оскорбляет своих родных, не платит зарплату и обманывает своих рабочих, являются яркими представителями старого, мещанского уклада жизни. Они отличаются глупостью и невежественностью, неоправданной жестокостью, хамством и грубостью, полным неприятием каких-либо прогрессивных изменений в закостеневшем патриархальном укладе жизни.

Тихон

(Тихон, на иллюстрации возле Кабанихи - Марфы Игнатьевны )

Тихон Кабанов на протяжении всей пьесы характеризуется как тихий и безвольный человек, находящийся под полным влиянием деспотичной матери. Отличаясь мягкостью характера, он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить свою жену от нападок матери.

В конце пьесы он в конце концов не выдерживает и автор показывает его бунт против тирании и деспотизма, именно его фраза в конце пьесы приводит читателей к определенному выводу о глубине и трагизме сложившейся ситуации.

Особенности композиционного построения

(Фрагмент из драматической постановки )

Произведение начинается описанием города на Волге Калинова, образ которого является собирательным образом всех русских городов того времени. Изображенный в пьесе пейзаж волжских просторов контрастно оттеняет затхлую, унылую и мрачную атмосферу жизни в этом городе, которая подчеркивается мертвой замкнутостью жизни её жителей, их неразвитостью, серостью и дикой необразованностью. Общее состояние городской жизни автор охарактеризовал как бы перед грозой, когда пошатнется старый, ветхий уклад, а новые и прогрессивные веяния как порыв бешеного грозового ветра унесут долой мешающие людям нормально жить устаревшие правила и предрассудки. Описанный в пьесе период жизни жителей города Калинова как раз находится в состоянии, когда внешне все выглядит спокойным, но это только затишье перед грядущей бурей.

Жанр пьесы можно трактовать как социально-бытовую драму, а также как трагедию. Для первой характерно использование тщательного описания бытовых условий, максимальная передача его «плотности», а также выравнивание характеров. Внимание читателей должно распределяться между всеми участниками постановки. Трактовка пьесы как трагедии предполагает её более глубокий смысл и основательность. Если видеть в смерти Катерины последствие её конфликта со свекровью, то она выглядит как жертва семейного конфликта, и все само разворачивающееся действие в пьесе для настоящей трагедии кажется мелким и незначительным. Но если рассматривать гибель главной героини как конфликт нового, прогрессивного времени с угасающей, старой эпохой, то её поступок как нельзя лучше трактуется в героическом ключе, характерном для трагического повествования.

Талантливый драматург Александр Островский из социально-бытовой драмы о жизни купеческого сословия постепенно создает настоящую трагедию, в которой с помощью любовно-бытового конфликта он показал наступление эпохального перелома, происходящего в сознании народа. Простые люди осознают просыпающее чувство собственного достоинства, начинают по новому относиться к окружающему миру, хотят сами вершить свои судьбы и безбоязненно изъявлять свою волю. Это зарождающееся желание вступает в непримиримое противоречие с реальным патриархальным укладом. Судьба Катерины приобретает общественный исторический смысл, выражающий состояние народного сознания на переломном стыке двух эпох.

Александр Островский, вовремя заметивший обреченность загнивающих патриархальных устоев, написал пьесу «Гроза» и открыл глаза на происходящее всей российской общественности. Он изобразил разрушение привычного, устаревшего образа жизни, с помощью многозначного и образного понятия грозы, которая постепенно нарастая, сметет все со своего пути и откроет дорогу новой, лучшей жизни.

Та разительная перемена, которая происходит в Максиме Максимыче после отъезда Печорина, рождает в авторе неутешительные мысли. Как мало нужно было простому человеку для счастья и как просто сделать его несчастным - таков авторский вывод. Очевидно, что автор не одобряет разрушительную сторону характера Печорина, которая с годами все более в нем преобладает и в конечном итоге ведет героя к саморазрушению. В «Максиме Максимыче» Печорин больше не способен на те душевные движения, которые отличали его раньше, это замкнувшийся в себе, одинокий и холодный мизантроп, перед которым открыта одна дорога - к смерти. Между тем, встреча Печорина с Максимом Максимычем только подстегивает интерес автора к своему герою, и, если бы не этот случайный эпизод, в его руках никогда не оказались бы печоринские заметки. Повесть оказывается связующим звеном между частями романа, эпизод встречи Печорина и Максима Максимыча объясняет, мотивирует дальнейшее появление в романе «Журнала Печорина».

Для какой цели я родился?.. А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные”, - говорит он. В этой неуверенности и лежат истоки отношения Печорина к окружающим людям. Он равнодушен к их переживаниям, поэтому, не задумываясь, коверкает чужие судьбы. Пушкин писал о таких молодых людях: “Двуногих тварей миллионы - для них название одно”. Пользуясь пушкинскими словами, о Печорине можно сказать, что в его взглядах на жизнь “отразился век, и современный человек изображен довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой”.

Таким увидел свое поколение Лермонтов.

Если А. С. Пушкина принято считать создателем первого реалистического стихотворного романа о современности, то, вероятно, Лермонтов является автором первого социально-психологического романа в прозе. “Герой нашего времени” отлинается глубиной анализа психологического восприятия мира.

А встреча с Печориным приоткрыла перед ним совершенно другой мир, мир человека с иными ценностями, чем воинский долг и выполнение приказов. В жизни старого штабс-капитана, бедной на яркие впечатления (даже к свисту пуль и постоянной угрозе смерти он привык), знакомство с Печориным стояло особняком. Конечно же, не по силам простодушному Максиму Максимычу объяснить поступки его молодого приятеля, но обаяние печоринской личности оказалось куда больше непонимания истинных причин его «странности». Вот почему, увидев Печорина через несколько лет, «бедный старик, в первый раз от роду, быть может, бросил дела службы для собственной надобности».

Коллекция сочинений: Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Когда открываешь роман Лермонтова «Герой нашего времени», забываешь, что он написан более ста лет назад. Писатель вводит нас в мир, в котором живут такие разные люди: Максим Максимыч, у которого, по словам Белинского, «чудесная душа, золотое сердце», и Печорин.

Две главы в романе посвящены двум встречам главного героя – Печорина и Максима Максимыча – штабс-капитана в небольшой далекой крепости на Кавказе. Тихо и размеренно течет его жизнь вдали от шумного света, ничто не нарушает унылого однообразия его существования. И целое событие в его жизни – приезд нового офицера – Григория Александровича Печорина.

«Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький», — рассказывает Максим Максимыч о своей первой встрече автору. В этих словах звучит необыкновенная нежность, которую Максим Максимыч готов подарить Печорину; «Вам будет немножко скучно … ну, да мы с вами будем жить по-приятельски. Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч …», сразу, без всяких церемоний, предлагает он Печорину; но лишь сухая официальность звучит в его ответах на все расспросы: «Так точно, господин штабс-капитан».

Замечая странность нового офицера, его непохожесть на других, Максим Максимыч объясняет это его богатством и относит Печорина к разряду людей, у которых на роду написано, что с ними должны происходить необыкновенные события.

Добродушный штабс-капитан полюбил Печорина, даже его имя – Александрович, доставляет Максиму Максимычу наслаждение; рассказывая незнакомому человеку о новом офицере, Максим Максимыч волнуется, будто заново переживает лучшие свои минуты.

Хотя Максиму Максимычу жалко погибшую Бэлу, хотя в душе он обвиняет Печорина в ее смерти, все равно для него сумасбродный молодой человек – «бедняжка».

Мы чувствуем заботу и нежность, волнение и искреннюю дружбу со стороны Максима Максимыча.

Не желая участия посторонних людей, один единственный раз Печорин приподнимает завесу со своей жизни. «Моя душа испорчена светом, воображение, беспокойное сердце ненасытное» — прозвучало его признание Максиму Максимычу.

В этом признании-исповеди отчетливо слышится крик о помощи человека, непонимающего себя, нуждающегося в дружеской поддержке, очень одинокого и никому ненужного.

Страдая от своей неприкаянности, в отчаянии он задает себе мучительный вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Печорин мечется, он не понимает самого себя; невольно вспоминается пушкинский Онегин, который был назван Белинским «страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле».

Максим Максимыч не сумел понять исповедь Печорина – для него, прожившего всю свою жизнь в затерянной крепости, знающего лишь свои обязанности и исправно их исполняющему, были слишком непонятны терзания и противоречия нового поколения, человека, который «просит бури». Минуло пять лет.

Нежно хранит в сердце Максим Максимыч свою привязанность к Печорину. Впервые он бросает свои служебные обязанности – на первое место ставит встречу с другом. И что же?

Вместо дружеских объятий Максим Максимыч встречает некую отчужденность, Печорин произносит прохладную приветственную фразу: «Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну как вы поживаете?» Слезы душат штабс-капитана, дружеское «ты» приходится заменить на «вы», Максим Максимыч в полном смятении – ему очень больно, рушатся его понятия о дружбе, его вера в память о былом приятеле.

«Я то не забыл ничего», — укором Печорину прозвучали слова Максима Максимыча, но стоит ли здесь укорять? На мой взгляд, Григорий Александрович и Максим Максимыч слишком разные натуры, поэтому крепкой дружбы между ними возникнуть не могло, но все же я считаю, что при всей своей сдержанности, Печорин тепло относится к Максиму Максимычу, ценит его; просто он относится к категории людей, которые прячут свои эмоции далеко в себя и не считают нужным высказывать своих чувств.

Внутренний мир Печорина очень сложен: его не в состоянии постигнуть ни прекрасная «дикарка» Бэла, ни добросердечный Максим Максимыч, который не понимает глубины страданий офицера после гибели Бэлы: «Его лицо ничего ни выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя.» И лишь потому, что Печорин был долго нездоров и исхудал, мы понимаем о подлинной силе переживаний Григория Александровича.

Прохладное отношение ко встрече со старым приятелем привело к тому, что Максим Максимыч стал упрямым и сварливым. Офицер-рассказчик догадывается, что поведение Печорина не является проявлением духовной пустоты и эгоизма. Особое внимание следует обратить на глаза, которые не смеялись, когда смеялся он. «Это признак или злого права, или глубокой постоянной грусти.» Я считаю, что это, конечно, тоска. Тоска по тому, что не находит Григорий Александрович достойного применения своим незаурядным способностям.

Бесспорно, Печорин испытывает страх, к сожалению, не беспочвенный, а вполне обоснованный страх: он чувствует себя одиноким в этом мире, никому ненужным и абсолютно бесполезным, я бы даже сказал «маленьким», да, порой он ощущает себя именно «маленьким» из-за того, что нет применения его силы.

В принципе, Григорий, вопреки собственным убеждениям, способен к искреннему, большому чувству, но его любовь очень сложна, как и все в нем. Так чувство к Вере с новой силой пробуждается лишь тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая его поняла, совершенно поняла!

«При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!» — признается он. Загнав коня на пути в Пятигорск, Печорин «упал на траву и, как ребенок, заплакал». Вот она – сила чувств! Любовь его высока, но трагична для него самого и губительна для тех, кто его любит.

Поэтому я считаю, что Максим Максимыч в очередной раз недопонял Печорина. Все же не стоило разочаровываться в силе и искренности дружеских отношений, просто Григорий Александрович слишком хорошо скрывает свои чувства, принося тем самым боль и отчаяние тем, кто его любит; на мой взгляд, это еще одна проблема, которая негативно влияет на его жизнь; он понимает это.

Я согласен с Белинским, который решительно защищает Печорина: «Вы говорите, что он – эгоист? Но разве он не презирает и не ненавидит себя за это? Ответ на этот вопрос дает нам сам герой: «Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли …»

В романе остается открытым вопрос о смысле жизни «Зачем я жил? Для кого родился?» А ведь, наверняка, эта цель существовала, и, верно, было его назначение, но он его просто не угадал.

На мой взгляд, и встреча Печорина и Максима Максимыча тоже имела свой определенный смысл. Несмотря на то, что штабс-капитан разочаровался в дружбе, все же в его душе, наверное, остались и светлые воспоминания об офицере.

Своим романом автор хотел вывести молодежь на путь борьбы, говоря ей: «Как жизнь скучна, когда боренья нет!» Чтобы подчеркнуть типичность образа Печорина для России, Лермонтов называет свой роман «Герой нашего времени». Спустя многие годы, это произведение не утратило своей актуальности, поскольку и сейчас на нашей земле живут подобные Печорину люди; и очень бы хотелось, чтобы чаще встречались такие люди, как Максим Максимыч: с широкой, доброй душой, способные на искреннюю дружбу и понимание.

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» отражены судьбы нескольких поколений, в лице одного человека. Взаимоотношения Печорина и Максима Максимыча в очередной раз доказывают, что главному герою не нужны друзья. Он волк-одиночка, кочующий по жизни в поисках приключений. Все, кто в определенные моменты жизни оказывался рядом с ним, оставались несчастными, с разбитой душой и раненым сердцем.

Знакомство

Максим Максимыч проходил службу в одной из кавказских крепостей. Ему оставалось немного до ухода на заслуженный отдых. Жизнь старого вояки текла своим чередом, тихо и размеренно. Серые будни были развеяны приездом в их места Григория Александровича Печорина.

Молодой офицер вызвал в нем симпатию, пробудив в душе отцовские чувства. Ему хотелось опекать и оберегать Печорина от всех бед. С первой минуты знакомства штабс-капитан предложил в разговоре избегать формальностей, называя друг друга по имени. Печорин придерживался другого мнения на этот счет.

Он не позволял вольностей в обращении к своему наставнику и был с ним предельно вежлив и тактичен. Максим Максимыч увидел в Печорине человека неординарного и сумасбродного. Даже не поддающиеся объяснению и логике поступки Печорина добрый старик оправдывал, ссылаясь на молодость и беспечность нового постояльца.

Была ли дружба

Максим Максимыч всей душой полюбил Григория. Даже смерть Бэлы, где Печорин показал себя черствым и бездушным человеком, не способна повлиять на его отношение к нему. В душе он понимал, что Печорин виновен в смерти девушки, но в очередной раз находил ему оправдание. Григорий как-то раз признался в своих недостатках, высказав их вслух. «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное». Старый вояка не оценил исповеди. За годы службы сердце очерствело. Все что он умел и хорошо знал, как выполнять воинские обязанности.

Прошло пять лет

С момента последней встречи прошло пять лет. Максим Максимыч ничуть не изменился. Он обрадовался Печорину искренне, по-детски. Григорий остался холоден, не проявляя эмоций. Максим Максимыч расстроился до слез. Ему было обидно. В этот момент он понял, что дружбы не было. Он ее придумал, выдавая желаемое за действительное. Слишком они разные люди.

Снова Печорин показал себя не с лучшей стороны по отношению к близким людям. Растоптал и забыл. В его жизни нет места ни любви, ни дружбе. Для него люди просто прохожие. Один из них Максим Максимыч.

Текст по роману М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени

Почему Печорин так холодно обошёлся с Максимом Максимы­чем во время их последней встречи?

В главе «Максим Максимыч» описана сцена, когда на пере­путье, во Владикавказе, на площади у гостиницы, встречаются армейский капитан и человек избранной среды, главный герой романа Печорин.

Максим Максимыч, по определению критика В.Г. Белин­ского, - один из лучших народных характеров. В нём есть до­брота, искренность и светлая вера в дружбу между людьми.

И поэтому он, будучи человеком простодушным, уверен в том, что аристократ Печорин «прибежит», узнав о том, что в местной гостинице остановился Максим Максимыч, его боевой товарищ в прошлом, скромный, в небольших чинах, офицер.

Но Печорин холодно встречает Максима Максимыча, моти­вируя это тем, что у каждого из них «своя дорога».

Старик огорчён, если не сказать, убит таким поведением Пе­чорина. Он искренне убеждён, что причина в нём самом, в ста­рике, который «не богат, не чиновен», и он не может оставаться «на равных» с блестящим петербуржцем.

Но причины холодности Печорина ещё и в другом. Штабс- капитан - свидетель и даже участник истории соблазнения сто­личным аристократом Бэлы, горской девушки. Он знал и историю гибели её семьи, и присутствовал у постели умирающей Бэлы.

Внешне романтическая история с Бэлой есть история пре­ступления Печорина, повлекшая разрушение семейных устоев, гибель и самой семьи, и всех её членов. Если бы Максим Мак­симыч «дал делу ход», то его молодому другу, эгоистичному и легкомысленному, не избежать бы сурового наказания. Вот почему ещё Печорин холоден с бывшим боевым товарищем: кто же хочет бередить старые раны?

Психологизм в поведении героев видится в метаниях до­брого Максима Максимыча, который нетерпеливо ожидает Григория Александровича, и в небрежном отношении главного героя к боевому товарищу прежних лет. Впрочем, как чуткий че­ловек, Печорин понимает причину обиды старика и по-своему пытается оправдаться и успокоить собеседника.

Здесь искали:

  • почему печорин так холодно встретил максима максимыча
  • почему Печорин ведет себя холодно по отношению к максиму максимычу
  • почему печорин холодно встретил максима максимыча