Меню
Бесплатно
Главная  /  Мода и стиль  /  История усачева. Краткая биография для школьников. Андрей Усачев: биография

История усачева. Краткая биография для школьников. Андрей Усачев: биография

Андрей Усачев, знаменитый детский поэт и писатель, автор всем известной "Умной собачки Сони" и логопедического бестселлера "Малуся и рогопед", размышляет о современных детских книгах, и о том, как и что читать детям — от малышей до подростков.

— Сейчас во многих школах детям выдают список литературы на лето. Как вы вообще относитесь к таким спискам?

— Я, честно говоря, редко выныриваю из своего писательства, поэтому, что происходит во внешнем мире, знаю плохо. И что наши руководящие педагогические государственные органы рекомендуют детям, не знаю. Могу сказать в самом общем виде. Самое главное в детском чтении: чтобы оно было по возрасту. Каждый костюмчик должен быть сшит по размеру.

Раз мы доросли до понятия "возрастная психология", то очень важно не вызвать у детей отвращения, навязывая те книги, которые им рано читать. Классические книги и писались не для всех — и уж точно не для детей. Например, "Войну и мир" 90% населения в царской России и не могло прочесть, потому что она была написана на пяти языках, а переводов тогда не предполагалось. А когда мы начинаем этим мучить детей, у них вырабатывается такое отношение к Толстому, что они его потом никогда не открывают. А почему вместо этого не читать "Казаков", которые вполне доступны для детского восприятия?

— Но каждый родитель упирается в школьную программу, когда, например, в 7 классе проходят "Тараса Бульбу" — иногда, чтобы все-таки смягчить жестокость произведения, предлагая усеченный вариант.

— Когда начинают вычеркивать что-то из произведения — это плохо. Тогда лучше вообще его не предлагать детям. Тогда можно — например, в рамках нынешней борьбы с курением — убирать упоминания, что Тарас Бульба курил трубку и вставлять ему в рот чупа-чупс. Или дети дозрели до каких-то вещей или нет — и нечего от них скрывать, что казаки напивались и участвовали в жестоких побоищах, показывая лишь патриотическую часть, где они кричат "За родину, за веру". Все эти выжимки ни к чему хорошему не приводят. Я тут с удивлением услышал, что одно издательство привлекло лучших французских писателей пересказывать классику для маленьких детей — например, "Преступление и наказание". Как они себе это мыслят? Я не знаю. Не надо уродовать книги, в конце концов, Достоевского и взрослые не все читают. Надо давать детям тот "корм", который идет им на пользу. Мы все любим оливки, но если 2-летнего ребенка кормить оливками, у него будет заворот кишок.

— Сейчас сознательные родители, наоборот, иногда стараются предложить ребенку книги "на вырост" — чтобы быстрее развивался.

— Не надо растить маленького гения, растите маленького ребеночка. Почему вы решили, если он будет заниматься 3 языками в младенчестве, он вырастет гением? Важно, чтобы он стал нормальным человеком. У человека либо есть гениальность — и она проснется — у некоторых она в 40 лет просыпается, между прочим. Например, Дик Кинг-Смит, который "Поросенка Бейба" написал — в 50 лет у человека писательский талант проснулся. И нормально. У кого-то — наборот, талант просыпается очень рано, как, например, у французского поэта Артюра Рембо — но он в 15 лет начал писать стихи, а в 21 год уже все закончилось.

По-моему, только неумные родители заставляют маленького ребенка учиться, требуют от него каких-то небывалых результатов. Сейчас, к сожалению, понятие "успешность" вышло на первый план: хочу ребенка не доброго, не гармоничного, не заботливого, не духовно развитого — хочу успешного. Я встречаю такое в обсуждениях в Сети, хотя вообще в Интернет хожу редко — слишком расстраиваюсь. А когда я вижу кучу вываленных глупостей — и через них надо продираться к чему-то стоящему... Мне времени жалко. Интернет — это огромный и слишком широкий срез общества. Читать какие-то отклики, ориентироваться на мнение мам — почему я должен на их мнение ориентироваться? Они очень разные — и глупые попадаются. Пусть они на меня ориентируются! Я готов послушать их, как ребенка, но в смысле чего почитать, тут я справлюсь сам.

"Списки литературы" от Андрея Усачева

— Так с чего же, по-вашему, ребенку лучше начинать самостоятельное чтение?

— Да с любого несложного текста. Ребенку ведь больше удовольствия доставляет то, что он вообще читает, что у него получается, а не содержание книги. Есть простенькие тексты специальные, детские сказки, чудесные маленькие рассказики Льва Толстого — "Филиппок" и другие.

— Мы не знали двух замечательных авторов, которые считаются классиками мировой детской литературы — это уже упомянутый Дик Кинг-Смит, потрясающий писатель, у него замечательные сказки. И он дожил почти до конца XX века. И второй автор — тоже англичанин, я вообще их прозу люблю — это Роальд Даль. Ну это умереть можно — одна сказка лучше другой! У нас его лучше знают — спасибо фильму "Чарли и шоколадная фабрика", хотя версия Тима Бёртона мне не очень понравилась, это не лучшая его вещь. Но был гениальный фильм "Матильда" с Дэнни Де Вито, который играет скверного папашу, был фильм "Ведьмы". Хорошие фильмы — и книжки потрясающие. Мы такие, к сожалению, не умеем производить.

— Поэтому сейчас издаются, в основном, переводные детские книги?

— Это если говорить о прозе. Вообще, сейчас люди переходят на прозу, поэзия... Нет, она не умирает, поэзия не умирает никогда. Просто она и раньше была только для 3-5% образованного населения. А сейчас на фоне того, что все, вроде, образованные и грамотные, поэзия должна доходить до всех. Нет, она никогда не будет волновать всех. Но детская литература в этом отличается — там поэзия очень хорошо себя чувствует. И в нашей стране мощнейшая поэтическая традиция — и была, и есть. На Западе, насколько я знаю, детская поэзия практически отмирает, по разным причинам. У нас же, наоборот, поэтическая держава — до сих пор. У нас в школах проходят стихи, их учат в детском саду. Ни в одной стране мира не учат стихов в обязательном порядке — даже в той же Англии. У нас у детей есть привычка к повторению стихов — и если мы это потеряем, будет очень жалко, потому что это одна из немногих вещей, которой мы можем гордиться. В нашей литературе и было, и есть огромное количество прекрасных стихов.

— Кого из детских поэтов вы бы назвали среди любимых?

— Был великий Заходер, прекрасный Валентин Дмитриевич Берестов, была замечательная Эмма Мошковская, которую очень мало, к сожалению, знают. Михаил Яснов, Петр Синявский, Сергей Махотин, Григорий Кружков — даже среди живущих сейчас, рядом с нами — огромное количество поэтов мирового качества. Другой вопрос, что поэзия плохо конвертируется. Из молодых — по-моему, одна звезда у нас есть — Галя Дядина из Арзамаса. У нее свои фанаты, ее уже читают повсюду. У нее вышла красивая книжка, которую мы вместе написали — "Звездная книга. Поэтическая астрономия". Люди не могут отличить, где мои стихи и где Галины — и это классно. Есть и звезды не такого яркого сияния — Аня Игнатова в Питере, еще 2-3 девочки — все не москвички, кстати. Юлия Симбирская из Ярославля — у нее еще не изданы книги, но в Интернете они уже есть, на сайтах молодых писателей и поэтов.

— Тем не менее, иногда родители жалуются, что нечего читать детям.

— Да, бывает так, что матери, даже придя в книжный магазин, не знают, что взять. Есть, есть что читать. И не всегда даже надо искать чего-то нового. Вот 10 лет не издавали Юрия Коваля — не было его — сейчас стали, наконец, переиздавать.

— Какова, по-вашему, ситуация с детскими издательствами?

— Хорошо, что возникла конкуренция — и детский сектор, в отличие от взрослого, продолжает стабильно приносить прибыль. Уже даже традиционно "взрослые" издательства обращаются к детской литературе. Да, кто-то ширпотреб производит, что тоже необходимо — потому что это дешево, и в провинции люди могут себе позволить. Кто-то выпускает более сложные книги, с какими-то вывертами. Рынок большой, живой, пока не умирающий — и при нашей жизни смерть ему не грозит. Конечно, хочется лучше, хочется больше, хочется, чтобы до каждого села доходили рисунки, скажем, Вики Фоминой или кого-то еще.

— Вы ездите по стране с выступлениями, встречаетесь с детьми. Как меняется публика, отличаются ли чем-то дети в столицах и провинции?

— В провинции дети живее: они поздоровее, порозовее, не так измотаны большим информационным потоком, обилием культурных событий. Там еще играют во дворах в футбол, что замечательно. Они тоже, конечно, в Интернете сидят, но у них еще рядом природа есть. Я вот ездил в Плесецк — и отличные там дети, самые обычные школьники, которых привозят на встречу автобусами — и которым, по большому счету, вся эта поэзия по барабану.

Спрашивать о ситуации с детским чтением у чиновников или даже мамочек бессмысленно — надо спрашивать у библиотекарей. В провинциальной библиотеке все перед глазами, и библиотекари говорят: ходят дети, читают.

Но, конечно, меньше, чем раньше. Вообще, если я бы сейчас был ребенком, я что, только бы читал? Раньше же делать было нечего, а теперь я могу за границу поехать, могу поиграть с друзьями в компьютере, могу в Интернете что-то интересное найти. Это нормально. Процесс чтения находится в нормальных человеческих пределах. Сами понимаете: тот, кто читает — он не работает. Вот, скажем, вернулся сталевар после тяжелой смены — он что, должен Достоевского читать? Тот, кто хоть раз в жизни занимался тяжелым физическим трудом, знает, что вечером нужна не книга, а стакан водки — не чтобы напиться, а чтобы стресс снять, чтобы отпустило. Если вы хотите, чтобы страна перестала работать — тогда пускай все читают.

Никакая нормальная страна не может быть литературоцентричной. Англия — величайшая литературная держава, но не литературоцентричная, тем не менее. Либо надо достигнуть такого уровня развития, чтобы как в Древнем Риме: работают рабы, а граждане возлежат — и читают.

— А сами вы что читаете?

— Я мало чего читаю — сил нет, работы много. Это как раз к теме "почему люди не читают?" Да вкалывают они! Вообще Пелевина читаю, мне это интересно, это неожиданно. Улицкую, Дину Рубину — это большие писатели. Из иностранных — Умберто Эко мне нравится. Сейчас много всплывает классики, которую мы раньше не знали. Скажем, гениальная вещь Киплинга в переводе Григория Кружкова и Марины Бородицкой — "Пак с Волшебных холмов". У того же Киплинга я прочел "Сталки и компания" — повесть о детских годах в частной школе. Это была любимая вещь Стругацких — в честь Сталки они назвали своего Сталкера. Вот так все время выскакивает неожиданная классика, которую я еще читал — а за новизной не гонюсь.

Думал, что хорошо знаю Лескова, а тут обнаружил его публицистику. Прочел целый том пьес Платонова. У нас же Платонов рождается раз в сто лет, сейчас его восьмитомник вышел — я просто умираю.

Воспитание подростков: "поди угадай"

— Мамы подростков часто сталкиваются с тем, что ребенок ленится: "Ничего не хочет — только развлекаться".

— Это не новая проблема. Я помню, мне самому хотелось ходить на танцы, заниматься музыкой — я ее всегда любил — а книги... В 9-10 классе я читал в 3-4 раза меньше, чем в младших классах. Это нормальный для подростков процесс. Для них становится важнее общение, мода, все подростки становятся музыкальными дураками — это норма, это надо просто пережить.

— Хорошо, если музыка, а если бесконечные компьютерные игры?

— Ну а раньше? Бегали и жгли покрышки на свалке — те же квесты и стрелялки. Если разобраться: ну чем мы раньше занимались? Да тем же самым. Я не вижу ничего из ряда вон выходящего.

Другое дело, что у нас общий процесс загнивания и потери культуры, это да. А дети просто живут в этом всем, растут на этой почве. Мы же и есть перегной для будущих поколений.

— А что делать, если ребенку тяжело, он не хочет напрягаться, читает только от сих до сих?

— Не скажу. Моих детей не приходилось заставлять. Мы читали детям — не я, жена, скорее — уже когда они были в пятом классе, шестом. Они, по-моему, класса до восьмого все вместе читали, мне очень это нравилось. Сыну сейчас 27 лет, дочери — 24 года. Дочка в каком-то возрасте перестала читать вообще, а сейчас вдруг снова начала. Сын же, наоборот: в детстве, юности много читал, сейчас почти не читает. И вот поди угадай: выросли в одной семье, слушали одни книги. Ничего нельзя просчитать заранее.

Если хочешь, чтобы дети читали — то любым способом нужно находить время: садись с ними, читай. Мы же заставляем детей чистить зубы, умываться. Ты имеешь право не читать что-то, но хотя бы школьную программу. Тут уже надо настаивать.

Андрей Усачев - детский писатель, поэт и прозаик. Он появился в литературных кругах в трудные времена, когда все хорошие стихи были созданы и песни все написаны. Другой писатель на его месте давно пошел бы на дно литературы: создавать критику на детскую литературу либо рекламу. А Андрей Усачев принялся за упорную работу. Он без перерыва ездил по редакциям, работал на телевидении и радио, писал песни для постановок и спектаклей. И все у него получалось хорошо.

Андрей Усачев: биография

Андрей Алексеевич Усачев родился 5.07.1958 года в Москве. Отец поэта - рабочий, мать была учителем истории. По семейной легенде, дед Усачева был знаком с Надеждой Крупской и видел Гитлера вживую. Писать стихи поэт начал еще в подростковом возрасте в вокально-инструментальном ансамбле, где играл на барабанах. После школы Андрей Усачев поступил в институт в Москве по изучению электронной техники, но после 4 курса бросил учебу. После армии поэт был зачислен на филологический факультет Калининского государственного университета, который окончил в 1987 г. Дипломная работа была на тему: «Поэтика стихов для детей Даниила Хармса».

В 1985 году автора стали публиковать, благодаря журналу «Мурзилка». После этого Усачев сотрудничал с «Пионером», «Веселыми картинками», «Крокодилом»; для них он писал фельетоны, юморески, стихи. Кроме этого, Андрей Усачев работал сторожем, мойщиком посуды. Был он также дворником и рабочим сцены.

Андрей Усачев: стихи

В 1990 г., благодаря поэт опубликовал первый детский стихотворный сборник «Если бросить камень вверх», за который получил первую премию на конкурсе юных писателей. Через год вступил в Союз писателей. Несколько лет Усачев работал сценаристом и ведущим программ для детей «Веселая квампания», «Кварьете», «Летающий диван». Очень быстро Усачев стал популярным автором в российской В 1994 году он написал поэтическую книгу «Сны Петушкова», в 1996 г. - «Волшебную азбуку», в 1998 - «Сказочную азбуку», в 1999 - «Планету кошек» и «Шкатулку», в 2003 г. - «Шуршащую песню», «Любопытную Варвару» и «Шел по улице жучок». Также у него есть сборники сказок и фантастики для деток «Умная собачка Соня»- 1996 год, «Сказочная история воздухоплавания» - 2003 год, «Оранжевый верблюд» - 2002 год и др.

Литература и другие сферы деятельности Усачева

В России выпущено больше 100 детских книг Усачева. Две его книги издавались в Израиле на иврите, две книги - в Украине, две - в Молдове. Публикуется он также в Японии, Польше, Сербии. 5 книг Андрея Усачева рекомендовало российское Министерство образования для обучения в школах в качестве учебников.

Музыку на стихи писателя сочиняли известные композиторы: Теодор Ефимов, Максим Дунаевский, Павел Овсянников. К отдельным стихам Андрей Усачев написал музыку самостоятельно. По телевизору доносились больше 50 детских песен с музыкой и стихами писателя. Вышли в свет двадцать аудиокассет с его сказками и песнями.

Кроме прозы и поэзии, он писал для кукольного театра. Самостоятельно и с другими авторами создал больше 10 пьес. Их показывают в двадцати российских театрах. Усачев много времени отдал телевидению. В 1995-96 годах выпустил больше ста передач. На студиях «СТВ», «Союзмультфильм» снято 15 мультфильмов. Один из них полнометражный.

Мультфильмы и награды Усачева

По его сценариям разные студии страны сняли десятки мультфильмов, также художественный фильм из 40 серий «Дракоша и компания».

Усачев также писал популярные пьесы для детского театра, новогодние сценарии. Кроме этого, он много внимания уделял песням: сейчас выпущено больше десяти его сборников. Андрей Усачев стал лауреатом фестиваля «Золотой Остап» (2005 год), конкурсов «Книга года» (за произведение «333 кота») и "Петя и волк-2006" за лучшее произведение для детей.

Андрей Алексеевич Усачев родился 5 июля 1958 года в Москве.
Сначала поступил в Московский институт электронной техники, проучился там 4 года и перешел на филологический факультет Тверского государственного университета.
В послужном списке Андрея Алексеевича - работа дворником, сторожем, барабанщиком в ресторане, машинистом сцены в Театре Сатиры, охранником на железной дороге, уборщиком на пляже, посудомойкой, редактором журнала «Веселые картинки».
Публиковаться начал в 1985 г.
В 1990 г. книга стихов «Если бросить камень вверх» получила первую премию на Всероссийском конкурсе молодых писателей для детей.
Член Союза Писателей с 1991 года.
В России вышло более 100 книг Андрея Усачева для детей. Две книги вышли в Израиле (на иврите). Две - на Украине, две - в Республике Молдова. Есть публикации в Польше, Сербии, Японии. Пять книг Андрея Усачева рекомендовано Министерством Образования России для изучения в школах в качестве учебных пособий: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» 1, 2, 3-4 класс, «Декларация Прав Человека», «Мои географические открытия».
Музыку на его стихи писали известные композиторы: Максим Дунаевский, Теодор Ефимов, Павел Овсянников, Александр Пинегин. К некоторым своим стихам он сочинил музыку сам. На телевидении звучало около более 50 песен для детей со стихами и музыкой Усачева. Выпущено 20 аудиокассет с его песнями и сказками.
Кроме стихов и прозы, пишет для кукольного театра. Единолично и в соавторстве создано более 10 пьес. Пьесы идут в 20 театрах России.
На студиях «Союзмультфильм», «Экран», «СТВ» по сценариям и стихам А. Усачева нарисовано 15 мультфильмов. В том числе один полнометражный.
Автор сценариев 40-серийного телевизионного художественного фильма «Дракоша и Компания». Много работал на телевидении. Только в 1995-1996 гг. выпустил около ста передач «Кварьете "Веселая Квампания"».
В течение нескольких лет вел детские радиопередачи «Веселая радиоквампания», «Летающий диван».
Автор сценариев Новогодних представлений для детей в Кремлевском дворце съездов и Московской мэрии.
В 2005-м году стал лауреатом фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап» за песни для детей и лауреатом Ежегодного Национального конкурса «Книга года» за книгу «333 кота», в 2006 - лауреатом международного конкурса «Петя и волк-2006» за лучшее произведение для детей.

АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ УСАЧЁВ

Родился в 1958 г.








«333 КОТА»

ПАНК Хозяин, это не лишай, А панковский прикид… Меня обеда не лишай За мой прикольный вид. Ты б видел, как тащились кошки От новой стрижки и серёжки!..

Страница из книги




Большое время Андрей Усачёв уделяет песенному творчеству. На сегодняшний день выпущено более десятка его авторских сборников.



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Использованные ресурсы:

  • http:// vilka.by/images/cms/data/author/ysachev/ysachev1.jpeg - портрет поэта
  • http:// img.rl0.ru/92a580c31fef4759c53c6bee7b307074/432x288/www.epochtimes.ru/images/stories/06/interviews2011/115_82.jpg - портрет А.Усачёва
  • http:// www.char.ru/books/4736795_Letalka.jpg - обложка книги автора «Леталка»
  • http:// old.prodalit.ru/images/110000/108892.jpg - обложка книги автора «Таблица умножения в стихах»
  • http:// static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1003555651.jpg - обложка книги «Домик у перехода»
  • http:// www.ushkinamakushke.ru/usachev_mp3.html - биография автора
  • http:// uvc.mil.ru/dyn_images/expose/big3100.jpg - МИЭТ
  • http:// www.fotosoyuz.ru/preview/600x600-p2owd7/ma/bkhitm/600x600,fs-KRYLOV,07-11,5760.jpg?ez6t1xib – здание Тверского (Калининского) государственного университета
  • http:// www.libex.ru/dimg/5baf1.jpg - обложка сборника «Если бросить камень вверх»
  • http:// www.kostyor.ru/images0/principal/7-08_big.jpg - обложка журнала «Костёр»
  • http:// l2.ihome.net.ua/torrents/images/48161.jpg - обложка журнала «Мурзилка»
  • http:// img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/56/436/56436128_42_p9495.jpg - иллюстрация №1 Чижикова к книге «333 кота»
  • http://www.labirint.ru/screenshot/goods/174244/7 / - иллюстрация №2 Чижикова к книге «333 кота»
  • http://www.labirint.ru/screenshot/goods/174244/6 / - иллюстрация №3 к книге «333 кота»
  • http://www.bookpost.ru/covers/% C0%C001079.jpg – «Дракоша и компания»
  • http:// skupiknigi.ru/multimedia/books_covers/1004498540.jpg - «Весёлая квампания»

Андрей Усачёв родился 5 июля 1958 года в Москве. Учился в Московском институте электронной техники, однако после четвёртого курса перешёл на филологический факультет Тверского государственного университета. Прежде чем стать профессиональным писателем, сменил немало работ и должностей: был дворником, сторожем, охранником, музыкантом в ресторане, редактором журнала "Весёлые картинки".

Публикуется с 1985 года. В 1990 году его сборник стихов "Если бросить камень вверх" был удостоен первой премии на Всероссийском конкурсе молодых писателей для детей. На следующий год был принят в члены Союза писателей. Довольно быстро Усачёв стал одним из наиболее популярных авторов в отечественной детской литературе. Среди его книг - поэтические "Сны Петушкова" (1994), "Волшебная азбука" (1996), "Мы играли в паповоз" (1998), "Сказочная азбука" (1998), "Шкатулка" (1999), "Планета кошек" (1999), "Шуршащая песня" (2003), "Любопытная Варвара" (2003), "Шёл по улице жучок" (2003), а также сборники сказок и фантастических историй для детей "Флюм-пам-пам" (1992), "Умная собачка Соня" (1996), "Барабашка, или Обещано большое вознаграждение" (1998), "Оранжевый верблюд" (2002), "Малуся и Рогопед" (2003), "Сказочная история воздухоплавания" (2003).

Всего же в России вышло более 100 книг писателя. Некоторые из его произведений были переведены на иврит, украинский, молдавский, польский и сербский языки. Его "Основы безопасности жизнедеятельности" 1, 2, 3-4 класс, "Декларация прав человека", "Мои географические открытия" были рекомендованы для изучения в школах Министерством образования и науки России.

Помимо стихов и прозы, Андрей Усачёв также пишет пьесы для кукольного театра и песни. Он много работал на телевидении - писал сценарии и песни для передачи "Кварьете "Весёлая квампания"" и для многосерийного художественного фильма "Дракоша и компания". На протяжении нескольких лет вёл детские радиопередачи "Весёлая радиоквампания" и "Летающий диван". По его сценариям поставлен ряд мультипликационных фильмов, в том числе "Умная собачка Соня" (1991, реж. Вадим Меджибовский), "Девица Бигелоу или жевательная история" (1995, реж. Эльвира Авакян), "Рыцарский роман" (2003, реж. Эльвира Авакян), "Девочка и крот" (2005, реж. Татьяна Ильина) и "Меню" (2007, реж. Аида Зябликова). В 2005 году как автор детских песен он был удостоен премии "Золотой Остап", а созданная им вместе с художником Виктором Чижиковым книга "333 кота" победила в номинации "Вместе с книгой мы растём" на конкурсе "Книга года". На следующий год он стал лауреатом международного конкурса "Петя и волк-2006" за лучшее произведение для детей.