Меню
Бесплатно
Главная  /  Все для дома  /  Художники васнецовы. Виктор васнецов Вятский род Васнецовых

Художники васнецовы. Виктор васнецов Вятский род Васнецовых

по теме: Братья Васнецовы и их деятельность в Вятке



Введение

Виктор и Аполлинарий Васнецовы - жизнь и творчество

Творчество и организационная деятельность в Вятке

Заключение

Список литературы


Введение


Город Вятка (Хлынов, Киров) является крупным городом России, который расположен на реке Вятка в 896 км от столицы нашей страны. Датой основания Вятки считается 1374 год, именно тогда она впервые была упомянута в летописи. Известно, что в эпоху Киевской Руси (IX-XII века) бассейн реки Вятки населяли племена древних удмуртов. Предполагают, что одно из этих племен называлось «ватка», что предположительно и послужило основой для наименования главной реки края. По другой версии, удмуртское племя «ватка» именовалось от реки, исследователи также возводят слово «вяда» к финно-угорскому «венто» - медленный, спокойный, глубокий. Однозначного подтверждения какой-либо из версий нет, поэтому загадка слова «Вятка», как и названий многих других русских рек и городов, останется неразгаданной.

Известно, что на протяжении XVIII и XIX вв. Вятка была местом политической ссылки. В 1826-1828 г.г. через территорию Вятской губернии проехали, направляясь в Сибирь на каторгу и ссылку, около 100 участников восстания декабристов. Часть из них побывала в Вятке, в их числе близкий лицейский друг Пушкина И.И. Пущин. Из среды вятчан вышел декабрист А.А.Фок, он был подпоручиком Измайловского полка и принял активное участие в восстании 14 декабря, за что был разжалован в солдаты. Некоторое время в Вятке находился на службе видный декабрист А.Н.Муравьев.

В поселении при Воткинском заводе (современный Воткинск) Сарапульского уезда родился П.И. Чайковский - всемирно известный композитор и дирижер. В городе Вятка родился известный писатель-реалист Н.Ф. Бажин. Однако наибольшую известность среди деятелей культуры Вятке принесли знаменитые художники - братья Васнецовы.

Именно этими художниками здесь в 1910 году был открыт один из старейших музеев России - Вятский художественный музей.

Цель работы состоит в подробном рассмотрении деятельности Братьев Васнецовых в Вятке.

Задачи работы:

Рассмотреть жизнь и творчество братьев Васнецовых;

Изучить организационную деятельность братьев Васнецовых в Вятке.


1. Виктор и Аполлинарий Васнецовы - жизнь и творчество

васнецов вятка творчество художник

Из двух братьев Васнецов, несомненно, более известен Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Он родился в далеком вятском селе Лопьял в патриархальной семье деревенского священника. Вскоре родители с детьми переехали в село Рябове, где и прошло детство будущего художника. В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По вечерам читали много книг и журналов, посвященных естественным наукам и астрономии, рисовали. И бабушка и отец художника владели акварелью, именно отец стал его первым учителем рисования.

Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо. Мальчик рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и ребенка в 1858 году отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.

В то время Вятская губерния славилась местными художниками, которые чего только не делали: вышивали, занимались резьбой по дереву, начиная с дуг и вальков и кончая наличниками деревенских изб, разрисовывали ложки и мебель, делали глиняные расписные игрушки, знаменитые вятские пряники и за всем этим мог наблюдать любознательный и пытливый мальчик.

С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.

Известно, что Вятка шестидесятых годов прошлого века была переполнена политическими ссыльными. Среди них оказалось много участников польского освободительного движения - культурных и образованных людей. Виктор Васнецов, попав в новую для него среду, начал усиленно восполнять недостатки своего образования чтением художественной литературы - произведений С.Т. Аксакова, И.С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, не забывая, конечно, и рисования.

Время, прожитое в Вятке (1858-1867), занятые учебой в училище и семинарии, были временем созревания твердого решения Васнецова стать художником. Он с благодарностью вспоминал тех людей, которые помогли ему осуществить это захватившее его желание. Среди них был преподаватель рисования вятской гимназии художник Николай Александрович Чернышев.

Согласно воспоминаниям учеников Чернышева, они могли делать на уроках рисования все, что угодно. Учитель же невозмутимо сидел на кафедре, время от времени подзывая к ней то одного, то другого из них, или потихоньку бродил по классу, позвякивая монетами в кармане, или играл цепочкой часов. Зато в своей иконописной мастерской Чернышев преображался: был внимательным, делал толковые замечания, давал ученикам советы. Познакомившись с рисунками Васнецова, Чернышев предложил ему заходить в его мастерскую и смотреть, как он обучает иконописцев.

Также человеком, оказавшим влияние на Виктора Васнецова, был преподаватель старших курсов семинарии Александр Александрович Красовский, горячий почитатель Чернышевского и Добролюбова, связанный с польским освободительным движением, приговоренный впоследствии к бессрочной каторге. Красовский, имевший небольшую, хорошо подобранную библиотечку и охотно снабжавший книгами всех желающих познакомиться с передовой литературой того времени, благотворно влиял на общее развитие юноши.

Однако больше всего в приобретении художественных знаний и навыков дал Виктору Васнецову Эльвиро Андриолли, высланный на поселение в Вятку за ту же «провинность», что и Красовский. Это был разносторонне образованный талантливый человек. До ссылки он учился в Петербургской Академии художеств, бывал в художественных мастерских Парижа, Рима, Лондона, писал портреты, увлекался гравированием.

Эти люди, очень различные по складу характера, темпераменту, вкусам и художественным увлечениям, каждый по-своему влияли на Васнецова. Они укрепили его в мысли стать художником, помогли вырваться из окружавшей его провинциальной обстановки. В числе сосланных на поселение в Вятку был виленский архиепископ, поэт и филолог, Адам Красинский. Его очень почитал местный архиерей. При содействии Адама Красинского для росписи строящегося в Вятке собора был приглашен его соотечественник Эльвиро Андриолли. В помощь Андриолли был направлен, по указанию архиерея, семинарист богословского факультета Васнецов, известный товарищам и преподавателям своим увлечением рисованием.

Андриолли, просмотрев принесенные мною рисунки, - вспоминал Васнецов, - пригласил помогать ему в работе. У нас вскоре установились дружеские отношения. Однажды Андриолли сказал мне: «Зачем вы готовите себя к священническому сану? Священников и без вас много, а с художественным дарованием людей значительно меньше. Бросайте семинарские занятия и отправляйтесь в Академию художеств в Петербурге. Там вы научитесь всему, что нужно знать художнику».

Духовная семинария в Вятке была высокоразрядным учебным заведением. В семинарии Васнецов изучал летописные своды, хронографы, четьи минеи - жития святых, притчи и другие произведения. Древнерусская литература, ее поэтика также направляли интерес будущего художника к русской старине. «Я всегда только Русью и жил», - вспоминал позднее художник. Из семинарии Васнецов вынес глубокое знание сложной православной символики, которое использовал потом в монументальной живописи, в своих храмовых росписях.

Виктор Васнецов с увлечением рисовал, и эта страсть скоро сделалась для него не только радостью и отдыхом, но и главной целью в жизни - Васнецов не стал священником, как мечтал отец. Для рисования использовал каждую свободную минуту в семинарии, и на последнем курсе юноша решил, что уедет из Вятки в Петербург и поступит в Академию художеств. Это и было сделано, Васнецов сначала начинает заниматься в школе Общества поощрения художеств, а в 1868 году становится учеником Академии.

После года учебы в академии Васнецов получает две малые серебряные медали за рисунок «Два обнаженных натурщика» и этюд с натуры, а через два года удостаивается большой серебряной медали за рисунок «Христос и Пилат перед народом». Время это для Васнецова очень трудное. Он переживает смерть отца, заботиться о младшем брат и много работает ради заработка.

Виктора Васнецова называли «истинным богатырем русской живописи», причем это определение родилось не только благодаря образной связи с «богатырской» темой его живописи, но и осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, национального направления в русском искусстве. Значение творчества Васнецова не только в том, что он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. Хотя именно этот Васнецов - автор «Аленушки», «Богатырей», ««Ивана-Царевича на Сером Волке», широко репродуцируемых в течение многих лет огромными тиражами в школьных учебниках, на календарях, ковриках, конфетных и папиросных коробках, - вошел в массовое сознание, заслонив истинное лицо художника.

И хоть многие считают, что основной темой творчества Васнецова была русская история и фольклор, однако на самом же деле он был весьма многогранным мастером и в жанровом плане, и по технике исполнения. Помимо картин бытового жанра художник создал множество иллюстраций к произведениям русских писателей, эскизы театральных постановок, портреты, а также архитектурные проекты.

Творчество Виктора Михайловича Васнецова играет огромную роль в русской культуры. Художник своим обращением к фольклору углубил и расширил основную тему передвижников - тему народной жизни, обогатив русский реализм новой поэтикой. Он одним из первых поднял на большую высоту русскую театрально - декорационную живопись.

Искусство Васнецова основано на подлинно народных представлениях о красоте и правде, поэтому оно пользуется неизменной любовью и признательностью и в наше время. Однако и при жизни творчество Виктора Михайлович было признан.

Он является действительным членом Императорской Академии Художеств, Почетным членом Рейнской Академии живописи, Почетным членом Московской духовной Академии, Почетным членом Киевского общества древностей, профессором живописи, действительным членом Музея изящных искусств в Москве, Почетным членом Строгановского училища, действительным членом Исторического музея, Почетным членом «Общества им. А.И. Куинджи», членом Союза художников России, награжден орденом «почетного легиона» (Франция) «за заслуги на поприще человеческой мысли и деятельности».

Младший брат писателя Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) известен гораздо менее, однако он не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием. Превосходный мастер-пейзажист, А.М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы. Его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем реальный образ древней русской столицы, редко кого оставляют равнодушными. Аполлинарий Васнецов не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и другими.

Аполлинарий в отличие от брата, родился уже в селе Рябове Вятской губернии (ныне Кировская область). Детские годы мальчика были омрачены большим горем: в 1866 году скончалась его мать, а в 1870 - отец; в тринадцать лет будущий художник остался круглым сиротой, поэтому о нем стал заботиться брат Виктор, который был на восемь лет старше Аполлинария. Именно брат, увидел талантливые рисунки юноши и понял, что в семье растет еще один художник. Виктор отправил брата учиться к польскому художнику Эльвиро Андриолли, сосланному в Вятку за участие в восстании 1863 года.

Окончив Вятское духовное училище в 1872 году Аполлинарий, по настоянию брата переезжает в Петербург. Первые три года жизни в столице будущий художник под руководством брата активно готовится к поступлению в Академию художеств; он много рисует, знакомится с И. Е. Репиным, М. М. Антокольским, В. М. Максимовым и другими художниками.

В 1875 году Аполлинарий возвращается в Вятку для сдачи экзамена за курс реального училища с тем, чтобы в последующем иметь право поступления в Академию художеств. Однако там принимает активное участие в работе кружка самообразования, в котором ему было поручено хранение нелегальной литературы и он решает посвятить себя просвещению простого народа. В 1875 году Аполлинарий сдает экзамен на звание народного учителя и уезжает в село Быстрица Орловской губернии.

Младший Васнецов в 1878 году покидает деревню, уезжает в Москву, к брату, и с тех пор уже все свои силы безраздельно отдает искусству, близкому и понятному народу, воспевая родную природу, талантливо воссоздавая картины прошлого своей страны.

С 1882 года Аполлинарий ежегодно проводит лето на даче у брата в селе Ахтырка, расположенном близ Абрамцева, имения известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Семья Мамонтовых и группировавшийся вокруг нее кружок передовых талантливых представителей интеллигенции оставили яркий след в русской художественной культуре последней четверти XIX века. На формирование Аполлинария Васнецова как художника большое влияние оказало тесное общение с членами абрамцевского кружка и вообще с товарищами Виктора Михайловича Васнецова, обладавшими большими, яркими талантами.

С 1883 года А. Васнецов начинает показывать свои произведения на выставках Товарищества передвижных художественных выставок. В том же году чуткий ко всему новому П. М. Третьяков приобретает у него для своей галереи пейзаж «Серый денек» (1883). Для молодого художника это была, несомненно, большая творческая победа. Он становится все более широко известным мастером-пейзажистом.

В 1898 году А. М. Васнецов предпринимает поездку за границу. Он посещает Францию, Италию, Германию, где внимательно знакомится с жизнью и искусством этих стран, пишет много этюдов, особенно в Риме и его окрестностях. Почерпнув много ценного для себя как художника, он возвращается на Родину. Однако при всей, казалось бы, полноте и незабываемости заграничных впечатлений Аполлинарий Михайлович вовсе не собирался отходить от своего основного творческого направления, от национальной тематики. 30 октября 1900 года Академия художеств признала А. М. Васнецова своим академиком, а 27 октября 1903 года он был избран действительным членом Академии. Помимо творческой и преподавательской деятельности, Васнецов более десяти лет участвовал в работе Комиссии по охране древних памятников. Ему часто приходилось обследовать старые здания, спускаться в подвалы, лазить по чердакам старинных домов и под крыши церквей, а также изучать древние иконы и руководить их реставрацией. Обследуя исторический памятник, художник давал его обмеры, делал зарисовки и высказывал в письменном виде соображения о возможности его реставрации.

Аполлинарий Михайлович Васнецов был одним из тех русских художников, которые не только приняли Великую Октябрьскую социалистическую революцию, но и вложили немалый труд в становление молодой советской культуры. Он много работал в различных творческих комиссиях, продолжал свою деятельность и как художник и как ученый-археолог. По свидетельству современников А.М. Васнецов являлся одним из самых активных членов общества «Старая Москва», он принимал личное участие в археологических раскопках, неутомимо, строго исторически, научно пополняя свои и без того обширнейшие знания, касающиеся архитектуры, жизни и быта древней Москвы. Достаточно сказать, что даже в самые последние годы своей жизни А. Васнецов не упускал возможности археологических изысканий, спускаясь в шахты и котлованы строившегося в начале 1930-х годов Московского метрополитена. Знакомясь с древними планами, летописями, свидетельствами иностранных путешественников, А.М. Васнецов создавал ценнейшие в своем роде произведения. Недаром его называли и знатоком, и певцом древней Москвы.

Художник и ученый, пытливый историк и вместе с тем вдохновенный поэт русской природы и седой старины - таков был этот замечательный человек в глазах современников. «Искусство Аполлинария Васнецова, обладавшего даром видеть и воскрешать живой трепет жизни ушедших веков, было проникнуто подлинно вдохновенным теплом и правдой. Оно не только не умрет, а, наоборот, чем дальше будет существовать, тем будет ценимее...» - пророчески писал об этом большом мастере его современник, теоретик искусства К. Ф. Юон.

Примером общественной деятельности Васнецова является его участие в 1910 году в хлопотах по созданию в Вятке Художественно-исторического музея.


2. Творчество и организационная деятельность в Вятке


Изначально желание собирать картины и создать Художественный музей было высказано Николаем Хохряковым в письме в Москву своему другу - уже известному художнику Аполлинарию Васнецову в 1899 г. От этой идеи до реальных дел прошло десять лет, когда 137 вятских художников и любителей искусства создали в 1909 г. художественный кружок, программа и деятельность которого удивляет до сих пор своими масштабами. Кроме устройства выставок, содействия молодежи в получении художественного образования, организации рисовальной школы и художественного базара, в работе кружка значилось еще одно дело - создание художественно-исторического музея с гравюрным кабинетом и библиотекой при нем. И как показало время, организация музея - одно из самых значительных дел кружка.

В начале века старшие братья Виктор и Аполлинарий жили в Москве и были уже известными художниками. Их младший брат Аркадий Михайлович Васнецов служил «заступающим место городского головы» в городском общественном управлении Вятки и отвечал за благосостояние города, за просвещение и образование жителей губернского центра, а также был искусным столяром-краснодеревщиком и даже принимал участие во Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г. В переписке братьев Аполлинария и Аркадия за 1900 г. предметом обсуждения стал вопрос об устройстве в Вятке музея, где могли бы разместиться картины. Аполлинарий собирался приехать в этом году в гости к брату. Но до его летнего посещения Аркадий пишет: «…Относительно музея пока ничего нельзя сказать. В том здании, где ты говорил музей устроить, сейчас находится… совестно сказать… трактир, и очень много он доходу дает, так что наши Ким Кимычи не променяют его на картинную галерею. Поскребышев предполагает поместить картины в Управе, в канцелярии, но этого никоим образом нельзя допустить: картины со временем улетучатся. Да и что за музей, когда за столами будут писцы сидеть, а по Управе будет ходить публика и глядеть на картины. Вот в Музей реального училища можно, пожалуй, поместить картины, он в отдельном здании и совсем самостоятелен от училища. Это бывший музей, который устраивал Алабин».

Подлинное единомыслие братьев, заинтересованность искусством прочитывается еще в одном сохранившемся письме из Вятки: «…Музей наш живет жизнью неважной… Сколько раз я говорил в правлении, чтобы обратились в думу, но так ничего и не добился… Не особенно давно в Вятке был скульптор Аронсон. Музей ему понравился. Очень ему понравилась, как и тебе нравится, картина Досекина «Северное море». Это хорошо, а то наши «местные» художники не ставят ее ни во что. Им больше нравятся и больше они ценят картины Бохана и Богаевского… Голова у нас нынче (Шкляева не утвердили) выборный, только очень неважный, малообразованный и не может разбираться в делах. Он торговал кожей. Если бы был жив и здоров Поскребышев, то, наверное, устроил бы художественный музей по-хорошему. А на этого голову надежда плохая».

За все 10 лет существования кружка Аркадий Михайлович избирался то казначеем, то товарищем председателя, то председателем, но, главное, что в течение почти 20 лет он был соавтором идеи создания музея и занимался ее осуществлением. В драматический момент жизни Аркадия Михайловича, когда он был арестован и осужден после революционного переворота 1917 г., Аполлинарий Михайлович прислал брату письмо не только утешающее, обнадеживающее, направляющее, но и утверждающее значимость его деятельности. За него, как за деятеля культуры, заступился отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса.

Переписка позволяет определить значение деятельности А.П. Васнецова как первостепенное в истории создания музея. Совершенно очевидно: забери Аполлинарий Михайлович свои произведения в трудный для молодого музея период, за ним последовали бы другие жертвователи, и музей в Вятке не имел бы такой примечательной истории или не существовал вовсе.

Главными затейщиками были братья Васнецовы - Виктор, Аполлинарий, Аркадий. 28 августа 1908 г. на заседании правления кружка Аркадий Васнецов передал желание своих братьев, живших тогда в Москве, «устроить в Вятке галерею и дать для нее свои произведения, а так же содействовать в приобретении картин других художников». Членами Вятского художественного кружка были историк искусства Н.Г. Машковцев <#"justify">В настоящее время музей насчитывает свыше двадцати тысяч экспонатов и располагается в четырех зданиях в центре города.


Заключение


На Вятской земле род Васнецовых был известен с 1629 года. В XVII веке Васнецовы жили в основном в городе Хлынове. В память об этом на юго-западной окраине города Вятки в 1891 году значилась деревня Васнецовская (Пересторонины). Причем всего 6 семей Васнецовых, из более чем 20, не были церковными служителями. К ним относятся и братья Васнецовы - знаменитые художники, среди которых особенно известен Виктор Михайлович Васнецов.

Однако и его младший брат Аполлинарий Михайлович является большим и хорошо известным живописцем. Поскольку оба они родились в Вятской области, отношение к этому краю у них особое, поэтому они и с восторгом поддержали предложение о создании в Вятке Художественного музея, который в последствие стал носить их имя. Этот музей был первый художественно-историческим музеем на Севере и Северо-Востоке России.

Вклад братьев Васнецовых в создание музея трудно переоценить, так они не только передавали туда свои произведения, подавая тем самым пример остальным художникам, но и всячески поддерживали все творческие идеи в родном городе.


Список литературы


1. XIX век: целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств. Сборник статей. - М.: ВГНИУ ГИИ, 2000.

Аполлинарий Васнецов. К столетию со дня рождения. / Под общ. ред. К.Ф. Юона. - М.: Искусство, 2007.

Аполлинарий Васнецов. Альбом /Авт. Сост. Е.К. Васнецова, И.М. Шмидт. - М.: Искусство, 1980.

Астахова Н. Шедевры Русской живописи. -М.: Белый город, 2005.

Беспалова Л.А. Аполлинарий Михайлович Васнецов. - М.: Искусство, 1983.

Богемская К.Т. Пейзаж. Страницы истории. - М.: Наука, 2004.

Васнецов A.M. Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи / A.M. Васнецов. - М.: Издание И. Кнебель, 1988.

Верещагина А.Г. Художник и время. История. Очерки русской исторической живописи XVII - начала XX века. - М.: Искусство, 2006.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. -М.: Искусство, 2005.

История города Вятки: Очерки /Сост. В.А. Бердинских. - Киров, 2008.

Лапшин В.П. Союз русских художников. - Л.: Художник, 2004.

Маковский С.К. Силуэты русских художников. - М.: Республика, 2002.

Манин B.C. Русский пейзаж. - М.: Белый город, 2003.

Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX-начала XX века. - М.: Искусство, 2005.

Пилипенко В.Н. Пейзажная живопись. - СПб.: Художник России, 1993.

Самин Д.К. 100 великих художников. -М.: Вече, 2010.

Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX - начала ХХ века. М.: Советский художник, 2004.

Целая поэма запустения. //Московско-Вятский литературно-художественный, краеведческий журнал. Вятка. - 1997. № 1.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МАОУ «Бигилинская СОШ» филиал Першинская ООШ Выполнила: Ученица 9 класса Корепанова Валерия.

2 слайд

Описание слайда:

ВАСНЕЦОВ, ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ. ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ РОДИЛСЯ 15 МАЯ 1848 ГОДА В РУССКОМ СЕЛЕ ЛОПЬЯЛ УРЖУМСКОГО УЕЗДА ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ, В СЕМЬЕ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ВАСНЕЦОВА (1823-1870), ПРИНАДЛЕЖАВШЕГО К ДРЕВНЕЙ ВЯТСКОЙ ФАМИЛИИ ВАСНЕЦОВЫХ.

3 слайд

Описание слайда:

Учился в Вятском духовном училище (1858-1862), а затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышёва. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге - сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников (1867-1868), затем в Академии художеств (1868-1873). В годы учёбы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием. По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом - в выставках передвижников.

4 слайд

Описание слайда:

Член мамонтовского кружка в Абрамцеве. В 1893 году Васнецов стал действительным членом Академии Художеств. Кузнецов Н. Д. Портрет В. М. Васнецова (1891) После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби». В 1912 ему было пожаловано «дворянское Российской Империи достоинство со всем нисходящим потомством». В 1915 году участвовал в создании Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени. Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище.

5 слайд

Описание слайда:

В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземлённости передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).

6 слайд

Описание слайда:

Позже главным направлением становится былинно-историческое - «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881-1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). В конце 1890-х годов всё более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения (храм Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира, росписи храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Сотрудничал с художниками М. В. Нестеровым, И. Г. Блиновым и др. После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917-1926).

9 слайд

Описание слайда:

Аполлинарий Михайлович Васнецов (25 июля (6 августа) 1856 - 23 января 1933) - русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед, брат Виктора Васнецова. Аполлинарий Васнецов родился 25 июля (6 августа) 1856 года в селе Рябово под Вяткой (ныне Кировская область), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. В тринадцать лет мальчик остался круглым сиротой. Обладая недюжинным талантом, Аполлинарий не получил систематического художественного образования. Учась в Вятском духовном училище, он начал брать уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли, сосланного в Вятку:

10 слайд

Описание слайда:

В 1872 году окончил Вятское духовное училище и по настоянию старшего брата, Виктора Васнецова, переехал в Петербург, где жил с 1872 по 1875 год. Учился живописи у Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. М. Антакольский, В. М. Максимов. В 1875 году Аполлинарий отказался от идеи поступить в Академию художеств и сдал экзамен на звание народного учителя, после чего уезжает работать в село Быстрица Орловской губернии. Вскоре, однако, он разочаровался в народнических идеях. В 1878 году Аполлинарий Васнецов покинул деревню, уехал в Москву, к брату, и с тех пор уже полностью посвятил себя искусству.

11 слайд

Описание слайда:

С 1882 года Аполлинарий Васнецов ежегодно проводил лето на даче у брата в селе Ахтырка близ Абрамцева имения Саввы Ивановича Мамонтова, много общался с членами абрамцевского кружка. С 1883 года Аполлинарий Васнецов начал показывать свои произведения на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок. В 1885-1886 годах художник путешествовал по Российской империи, посещал Украину и Крым. В 1898 году совершил путешествие по Франции, Италии и Германии. Мемориальная доска в Фурманном переулке, дом 6, скульптор М. Л. Петрова, открыта 21 июля 1956 года Могила А.М. Васнецова на Введенском кладбище в Москве В 1900 году Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств. В 1903 году участвовал в организации Союза русских художников.

12 слайд

Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году 15 мая в селе со смешным названием Лопьял. Отец Васнецова был священником, также как и его дед и прадед. В 1850 году Михаил Васильевич увез семью в село Рябово. Это было связано с его службой. У Виктора Васнецова было 5 братьев, один из которых также стал знаменитым художников, звали его Аполлинарий.

Талант Васнецова проявился с детства, но крайне неудачное денежное положение в семье не оставило вариантов, как отдать Виктора в Вятское духовное училище в 1858 году. Уже в 14-летнем возрасте Виктор Васнецов учился в Вятской духовной семинарии. Детей священников туда брали бесплатно.

Так и не окончив семинарию, в 1867 году Васнецов отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Денег у него было совсем мало, и Виктор выставил на «аукцион» 2 свои картины – «Молочница» и «Жница». До отъезда он так и не получил за них денег. 60 рублей за эти две картины он получил спустя несколько месяцев уже в Петербурге. Прибыв в столицу, у молодого художника было всего 10 рублей.

Васнецов отлично справился с экзаменом по рисованию и сразу был зачислен в Академию. Около года он занимался в Рисовальной школе, где и познакомился со своим учителем – .

К занятиям в Академии художеств Васнецов приступил в 1868 году. В это время он сдружился с , и даже одно время они жили на одной квартире.

Хоть Васнецову и нравилось в Академии, но он ее не закончил, уехав в в 1876 году, где прожил больше года. В это время там же находился и Репин в командировке. Они также поддерживали дружеские отношения.

После возвращения в Москву Васнецова сразу приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени стиль рисования художника значительно меняется, да и не только стиль, сам Васнецов перебирается жить в Москву, где сближается с Третьяковым и Мамонтовым. Именно в Москве Васнецов раскрылся. Ему нравилось находиться в этом городе, он чувствовал себя легко и выполнял различные творческие работы.

Более 10 лет Васнецов оформлял Владимирский собор в Киеве. В этом ему помогал М. Нестеров. Именно после окончания этой работы, Васнецова можно по праву назвать великим русским иконописцем.

1899 год стал пиком популярности художника. На своей выставке Васнецов представил публике .

После революции Васнецов стал жить уже не в России, а в СССР, что его серьезно угнетало. Люди уничтожали его картины, относились неуважительно к художнику. Но до конца своей жизни Виктор Михайлович был верен своему делу – он рисовал. Умер он 23 июля 1926 года в Москве, так и не закончив портрет своего друга и ученика М. Нестерова.

Введение

Город Вятка (Хлынов, Киров) является крупным городом России, который расположен на реке Вятка в 896 км от столицы нашей страны. Датой основания Вятки считается 1374 год, именно тогда она впервые была упомянута в летописи. Известно, что в эпоху Киевской Руси (IX-XII века) бассейн реки Вятки населяли племена древних удмуртов. Предполагают, что одно из этих племен называлось «ватка», что предположительно и послужило основой для наименования главной реки края. По другой версии, удмуртское племя «ватка» именовалось от реки, исследователи также возводят слово «вяда» к финно-угорскому «венто» - медленный, спокойный, глубокий. Однозначного подтверждения какой-либо из версий нет, поэтому загадка слова «Вятка», как и названий многих других русских рек и городов, останется неразгаданной.

Известно, что на протяжении XVIII и XIX вв. Вятка была местом политической ссылки. В 1826-1828 г.г. через территорию Вятской губернии проехали, направляясь в Сибирь на каторгу и ссылку, около 100 участников восстания декабристов. Часть из них побывала в Вятке, в их числе близкий лицейский друг Пушкина И.И. Пущин. Из среды вятчан вышел декабрист А.А.Фок, он был подпоручиком Измайловского полка и принял активное участие в восстании 14 декабря, за что был разжалован в солдаты. Некоторое время в Вятке находился на службе видный декабрист А.Н.Муравьев.

В поселении при Воткинском заводе (современный Воткинск) Сарапульского уезда родился П.И. Чайковский - всемирно известный композитор и дирижер. В городе Вятка родился известный писатель-реалист Н.Ф. Бажин. Однако наибольшую известность среди деятелей культуры Вятке принесли знаменитые художники - братья Васнецовы.

Именно этими художниками здесь в 1910 году был открыт один из старейших музеев России - Вятский художественный музей.

Цель работы состоит в подробном рассмотрении деятельности Братьев Васнецовых в Вятке.

Задачи работы:

1. Рассмотреть жизнь и творчество братьев Васнецовых;

2. Изучить организационную деятельность братьев Васнецовых в Вятке.

Виктор и Аполлинарий Васнецовы - жизнь и творчество

васнецов вятка творчество художник

Из двух братьев Васнецов, несомненно, более известен Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Он родился в далеком вятском селе Лопьял в патриархальной семье деревенского священника. Вскоре родители с детьми переехали в село Рябове, где и прошло детство будущего художника. В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По вечерам читали много книг и журналов, посвященных естественным наукам и астрономии, рисовали. И бабушка и отец художника владели акварелью, именно отец стал его первым учителем рисования.

Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо. Мальчик рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и ребенка в 1858 году отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.

В то время Вятская губерния славилась местными художниками, которые чего только не делали: вышивали, занимались резьбой по дереву, начиная с дуг и вальков и кончая наличниками деревенских изб, разрисовывали ложки и мебель, делали глиняные расписные игрушки, знаменитые вятские пряники и за всем этим мог наблюдать любознательный и пытливый мальчик.

С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу. Маковский С.К. Силуэты русских художников. - М.: Республика, 2002,С. 115.

Известно, что Вятка шестидесятых годов прошлого века была переполнена политическими ссыльными. Среди них оказалось много участников польского освободительного движения - культурных и образованных людей. Виктор Васнецов, попав в новую для него среду, начал усиленно восполнять недостатки своего образования чтением художественной литературы - произведений С.Т. Аксакова, И.С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, не забывая, конечно, и рисования.

Время, прожитое в Вятке (1858-1867), занятые учебой в училище и семинарии, были временем созревания твердого решения Васнецова стать художником. Он с благодарностью вспоминал тех людей, которые помогли ему осуществить это захватившее его желание. Среди них был преподаватель рисования вятской гимназии художник Николай Александрович Чернышев.

Согласно воспоминаниям учеников Чернышева, они могли делать на уроках рисования все, что угодно. Учитель же невозмутимо сидел на кафедре, время от времени подзывая к ней то одного, то другого из них, или потихоньку бродил по классу, позвякивая монетами в кармане, или играл цепочкой часов. Зато в своей иконописной мастерской Чернышев преображался: был внимательным, делал толковые замечания, давал ученикам советы. Познакомившись с рисунками Васнецова, Чернышев предложил ему заходить в его мастерскую и смотреть, как он обучает иконописцев. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. -М.: Искусство, 2005, С. 142.

Также человеком, оказавшим влияние на Виктора Васнецова, был преподаватель старших курсов семинарии Александр Александрович Красовский, горячий почитатель Чернышевского и Добролюбова, связанный с польским освободительным движением, приговоренный впоследствии к бессрочной каторге. Красовский, имевший небольшую, хорошо подобранную библиотечку и охотно снабжавший книгами всех желающих познакомиться с передовой литературой того времени, благотворно влиял на общее развитие юноши.

Однако больше всего в приобретении художественных знаний и навыков дал Виктору Васнецову Эльвиро Андриолли, высланный на поселение в Вятку за ту же «провинность», что и Красовский. Это был разносторонне образованный талантливый человек. До ссылки он учился в Петербургской Академии художеств, бывал в художественных мастерских Парижа, Рима, Лондона, писал портреты, увлекался гравированием.

Эти люди, очень различные по складу характера, темпераменту, вкусам и художественным увлечениям, каждый по-своему влияли на Васнецова. Они укрепили его в мысли стать художником, помогли вырваться из окружавшей его провинциальной обстановки. В числе сосланных на поселение в Вятку был виленский архиепископ, поэт и филолог, Адам Красинский. Его очень почитал местный архиерей. При содействии Адама Красинского для росписи строящегося в Вятке собора был приглашен его соотечественник Эльвиро Андриолли. В помощь Андриолли был направлен, по указанию архиерея, семинарист богословского факультета Васнецов, известный товарищам и преподавателям своим увлечением рисованием.

Андриолли, просмотрев принесенные мною рисунки, - вспоминал Васнецов, - пригласил помогать ему в работе. У нас вскоре установились дружеские отношения. Однажды Андриолли сказал мне: «Зачем вы готовите себя к священническому сану? Священников и без вас много, а с художественным дарованием людей значительно меньше. Бросайте семинарские занятия и отправляйтесь в Академию художеств в Петербурге. Там вы научитесь всему, что нужно знать художнику». Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX-начала XX века. - М.: Искусство, 2005, С. 153.

Духовная семинария в Вятке была высокоразрядным учебным заведением. В семинарии Васнецов изучал летописные своды, хронографы, четьи минеи - жития святых, притчи и другие произведения. Древнерусская литература, ее поэтика также направляли интерес будущего художника к русской старине. «Я всегда только Русью и жил», - вспоминал позднее художник. Из семинарии Васнецов вынес глубокое знание сложной православной символики, которое использовал потом в монументальной живописи, в своих храмовых росписях. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX-начала XX века. - М.: Искусство, 2005,С. 172.

Виктор Васнецов с увлечением рисовал, и эта страсть скоро сделалась для него не только радостью и отдыхом, но и главной целью в жизни - Васнецов не стал священником, как мечтал отец. Для рисования использовал каждую свободную минуту в семинарии, и на последнем курсе юноша решил, что уедет из Вятки в Петербург и поступит в Академию художеств. Это и было сделано, Васнецов сначала начинает заниматься в школе Общества поощрения художеств, а в 1868 году становится учеником Академии.

После года учебы в академии Васнецов получает две малые серебряные медали за рисунок «Два обнаженных натурщика» и этюд с натуры, а через два года удостаивается большой серебряной медали за рисунок «Христос и Пилат перед народом». Время это для Васнецова очень трудное. Он переживает смерть отца, заботиться о младшем брат и много работает ради заработка.

Виктора Васнецова называли «истинным богатырем русской живописи», причем это определение родилось не только благодаря образной связи с «богатырской» темой его живописи, но и осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, национального направления в русском искусстве. Значение творчества Васнецова не только в том, что он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. Хотя именно этот Васнецов - автор «Аленушки», «Богатырей», ««Ивана-Царевича на Сером Волке», широко репродуцируемых в течение многих лет огромными тиражами в школьных учебниках, на календарях, ковриках, конфетных и папиросных коробках, - вошел в массовое сознание, заслонив истинное лицо художника.

И хоть многие считают, что основной темой творчества Васнецова была русская история и фольклор, однако на самом же деле он был весьма многогранным мастером и в жанровом плане, и по технике исполнения. Помимо картин бытового жанра художник создал множество иллюстраций к произведениям русских писателей, эскизы театральных постановок, портреты, а также архитектурные проекты.

Творчество Виктора Михайловича Васнецова играет огромную роль в русской культуры. Художник своим обращением к фольклору углубил и расширил основную тему передвижников - тему народной жизни, обогатив русский реализм новой поэтикой. Он одним из первых поднял на большую высоту русскую театрально - декорационную живопись.

Искусство Васнецова основано на подлинно народных представлениях о красоте и правде, поэтому оно пользуется неизменной любовью и признательностью и в наше время. Однако и при жизни творчество Виктора Михайлович было признан.

Он является действительным членом Императорской Академии Художеств, Почетным членом Рейнской Академии живописи, Почетным членом Московской духовной Академии, Почетным членом Киевского общества древностей, профессором живописи, действительным членом Музея изящных искусств в Москве, Почетным членом Строгановского училища, действительным членом Исторического музея, Почетным членом «Общества им. А.И. Куинджи», членом Союза художников России, награжден орденом «почетного легиона» (Франция) «за заслуги на поприще человеческой мысли и деятельности». Верещагина А.Г. Художник и время. История. Очерки русской исторической живописи XVII - начала XX века. - М.: Искусство, 2006, С. 231.

Младший брат писателя Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) известен гораздо менее, однако он не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием. Превосходный мастер-пейзажист, А.М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы. Его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем реальный образ древней русской столицы, редко кого оставляют равнодушными. Аполлинарий Васнецов не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и другими. Беспалова Л.А. Аполлинарий Михайлович Васнецов. - М.: Искусство, 1983, С. 15.

Аполлинарий в отличие от брата, родился уже в селе Рябове Вятской губернии (ныне Кировская область). Детские годы мальчика были омрачены большим горем: в 1866 году скончалась его мать, а в 1870 - отец; в тринадцать лет будущий художник остался круглым сиротой, поэтому о нем стал заботиться брат Виктор, который был на восемь лет старше Аполлинария. Именно брат, увидел талантливые рисунки юноши и понял, что в семье растет еще один художник. Виктор отправил брата учиться к польскому художнику Эльвиро Андриолли, сосланному в Вятку за участие в восстании 1863 года.

Окончив Вятское духовное училище в 1872 году Аполлинарий, по настоянию брата переезжает в Петербург. Первые три года жизни в столице будущий художник под руководством брата активно готовится к поступлению в Академию художеств; он много рисует, знакомится с И. Е. Репиным, М. М. Антокольским, В. М. Максимовым и другими художниками. Беспалова Л.А. Аполлинарий Михайлович Васнецов. - М.: Искусство, 1983, С. 24.

В 1875 году Аполлинарий возвращается в Вятку для сдачи экзамена за курс реального училища с тем, чтобы в последующем иметь право поступления в Академию художеств. Однако там принимает активное участие в работе кружка самообразования, в котором ему было поручено хранение нелегальной литературы и он решает посвятить себя просвещению простого народа. В 1875 году Аполлинарий сдает экзамен на звание народного учителя и уезжает в село Быстрица Орловской губернии.

Младший Васнецов в 1878 году покидает деревню, уезжает в Москву, к брату, и с тех пор уже все свои силы безраздельно отдает искусству, близкому и понятному народу, воспевая родную природу, талантливо воссоздавая картины прошлого своей страны.

С 1882 года Аполлинарий ежегодно проводит лето на даче у брата в селе Ахтырка, расположенном близ Абрамцева, имения известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Семья Мамонтовых и группировавшийся вокруг нее кружок передовых талантливых представителей интеллигенции оставили яркий след в русской художественной культуре последней четверти XIX века. На формирование Аполлинария Васнецова как художника большое влияние оказало тесное общение с членами абрамцевского кружка и вообще с товарищами Виктора Михайловича Васнецова, обладавшими большими, яркими талантами.

С 1883 года А. Васнецов начинает показывать свои произведения на выставках Товарищества передвижных художественных выставок. В том же году чуткий ко всему новому П. М. Третьяков приобретает у него для своей галереи пейзаж «Серый денек» (1883). Для молодого художника это была, несомненно, большая творческая победа. Он становится все более широко известным мастером-пейзажистом. Беспалова Л.А. Аполлинарий Михайлович Васнецов. - М.: Искусство, 1983, С. 28.

В 1898 году А. М. Васнецов предпринимает поездку за границу. Он посещает Францию, Италию, Германию, где внимательно знакомится с жизнью и искусством этих стран, пишет много этюдов, особенно в Риме и его окрестностях. Почерпнув много ценного для себя как художника, он возвращается на Родину. Однако при всей, казалось бы, полноте и незабываемости заграничных впечатлений Аполлинарий Михайлович вовсе не собирался отходить от своего основного творческого направления, от национальной тематики. 30 октября 1900 года Академия художеств признала А. М. Васнецова своим академиком, а 27 октября 1903 года он был избран действительным членом Академии. Помимо творческой и преподавательской деятельности, Васнецов более десяти лет участвовал в работе Комиссии по охране древних памятников. Ему часто приходилось обследовать старые здания, спускаться в подвалы, лазить по чердакам старинных домов и под крыши церквей, а также изучать древние иконы и руководить их реставрацией. Обследуя исторический памятник, художник давал его обмеры, делал зарисовки и высказывал в письменном виде соображения о возможности его реставрации. Там же, С. 32.

Аполлинарий Михайлович Васнецов был одним из тех русских художников, которые не только приняли Великую Октябрьскую социалистическую революцию, но и вложили немалый труд в становление молодой советской культуры. Он много работал в различных творческих комиссиях, продолжал свою деятельность и как художник и как ученый-археолог. По свидетельству современников А.М. Васнецов являлся одним из самых активных членов общества «Старая Москва», он принимал личное участие в археологических раскопках, неутомимо, строго исторически, научно пополняя свои и без того обширнейшие знания, касающиеся архитектуры, жизни и быта древней Москвы. Достаточно сказать, что даже в самые последние годы своей жизни А. Васнецов не упускал возможности археологических изысканий, спускаясь в шахты и котлованы строившегося в начале 1930-х годов Московского метрополитена. Знакомясь с древними планами, летописями, свидетельствами иностранных путешественников, А.М. Васнецов создавал ценнейшие в своем роде произведения. Недаром его называли и знатоком, и певцом древней Москвы.

Художник и ученый, пытливый историк и вместе с тем вдохновенный поэт русской природы и седой старины - таков был этот замечательный человек в глазах современников. «Искусство Аполлинария Васнецова, обладавшего даром видеть и воскрешать живой трепет жизни ушедших веков, было проникнуто подлинно вдохновенным теплом и правдой. Оно не только не умрет, а, наоборот, чем дальше будет существовать, тем будет ценимее...» - пророчески писал об этом большом мастере его современник, теоретик искусства К. Ф. Юон Аполлинарий Васнецов. К столетию со дня рождения. / Под общ. ред. К.Ф. Юона. - М.: Искусство, 2007..

Примером общественной деятельности Васнецова является его участие в 1910 году в хлопотах по созданию в Вятке Художественно-исторического музея.

Знаменитый, выдающийся русский живописец, один из основоположников национально-романтического варианта русского модерна, Виктор Михайлович Васнецов, появился на свет в 1848 году в селе Лопьял Уржумского уезда в Вятской губернии. Прадед художника окончил рисовальный класс семинарии. Его отец, Михаил Васильевич Васнецов, был образованным сельским священником.

В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По вечерам читали много книг и журналов, посвященных естественным наукам и астрономии, рисовали. И бабушка и отец художника владели акварелью, именно отец стал его первым учителем рисования. Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо.

Первое начальное образование Васнецов получил в местном духовном училище, а затем в духовной семинарии (1862 — 1867), где он изучал древнерусскую литературу. Литературные образы переплетались в душе художника с фольклорными образами, что не могло не отразиться на дальнейшем творчестве художника.

В августе 1867 года Васнецов поступает в Императорскую Академию художеств в Петербурге, где знакомится с Крамским и Репиным и становится членом Товарищества передвижников. С 1868 года Виктор Михайлович увлекся графикой и к началу 1870-х годов достиг больших успехов в этой области. Его «Книжный лавочник» и «Мальчик с бутылью водки» получили бронзовую медаль на Международной выставке 1874 года в Лондоне.

Весной 1876 года, после выхода из Академии, Васнецов, по приглашению Репина, с которым они были особенно дружны, приехал в Париж, где работал больше года. Благодаря Репину Васнецов окунается в изучение художественной жизни Парижа. Художник знакомится с С. И. Мамонтовым и вместе с Поленовым получает от него приглашение поселиться в Москве. Полотно “Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)” (1877), написанное в Париже носило еще жанровый характер, но именно там к художнику пришла идея направить свое творчество в другое русло. В это время им был написан эскиз “Богатыри”, положивший начало эпическому циклу.

Возвратившись в Россию художник создал своеобразный жанрово-исторический цикл, отображающий русско-турецкую войну. В цикл вошли: картины “Военная телеграмма”, “Карс взяли” и рисунок “Ночью на улицах Петербурга в день взятия Плевны” (1878). Эти работы были показаны на VI выставке ТПХВ в марте 1878 года. В том-же году по приглашению Репина и Поленова Васнецов переезжает в Москву.

В душе художника всегда жили образы народного эпоса. Окончательно избрав для своих картин национально-историческую тематику, художник погружается в мотивы Средневековья, в атмосферу поэтической легенды или сказки. Началом новой идейно-художественной направленности творчества художника является полотно “Витязь на распутье” (1882).

Под впечатлением “Слова о полку Игореве” он создает эскиз картины “После побоища Игоря Святославовича с половцами” (1880). Одновременно с “Тремя царевнами” в 1881 году создает картину “Аленушка”, в которой обнаружил дарование тонкого пейзажиста. Все натурные пейзажи художник писал неподалеку от села Абрамцева, которое было имением И. С. Мамонтова.

Абрамцево занимает исключительное место в творческой жизни художника. Мамонтовское окружение тяготело к русской национальной культуре и с восторгом приняло историко-фольклорную тематику художника. Летом 1881 года Васнецов вместе с Поленовым, Репиным, Мамонтовым принимал активное участие в строительстве церкви Спаса Нерукотворного (1881 — 1882) в Абрамцеве. При постройке церкви Васнецов был не только архитектором, но и создателем целостного решения ансамбля, он писал для церкви иконы, сочинял орнаменты, расписывал клиросы. В Абрамцеве художник построил “Избушку на курьих ножках” (1883).

В 1885 году Васнецов создал серию рисунков для постановки в Московской частной русской опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, созданной по лирической сказке А. Н. Островского. В этих эскизах проявился одушевленный характер “васнецовской природы”. В постановке “Снегурочки” художник впервые утвердил творческое равноправие художника-оформителя с драматургом и композитором. “Снегурочка” стала стимулом новых явлений в русском театре.

В первом пятилетии 1880-х годов Васнецов увлекся монументальной живописью. Осенью 1882 года художник получил приглашение от известного археолога Уварова написать картины монументально-декоративного плана для Исторического музея в Москве. В 1885 году А. В. Прахов предложил художнику работу по декорированию Владимирского собора в Киеве (1885 — 1896). Это стало исполнением желаний художника. Васнецов трудился над росписью собора более десяти лет. Это грандиозная работа, не имеющая аналогов в русском искусстве XIX века, стала его самым значительным свершением. Художник создал свой “васнецовский стиль”.

В 1897 году художник создаёт полотно “Царь Иван Васильевич Грозный», в 1889 году - “Иван-царевич на Сером волке». Написание картины "Богатыри" (нередко эту картину называют "Три богатыря") стало поворотным событием в биографии Васнецова. Эта картина, венчающая героический цикл работ Васнецова была написана Васнецовым в 1898 году.

К 100-летию А. С. Пушкина Васнецов оформляет пушкинскую “Песнь о Вещем Олеге”, полностью проиллюстрировав ее. Заставки, концовки, заглавные буквицы, иллюстрации — все подчинено одному решению. Такой подход к оформлению книги впоследствии был развит Билибиным и художниками “Мира искусства”. В 1899 году Васнецовым была написана небольшая картина “Гусляры”.

В конце XIX начале XX веков художник выполнил ряд архитектурных проектов. Он был автором проекта своего дома в Москве (1894); автором проекта павильона для Всемирной выставке в Париже (1898); Грановитой палаты; Красного крыльца; проекта перехода из Оружейной палаты в Кремлевский дворец (1901); дома И. Е. Цветкова на берегу Москвы-реки (1901 — 1903); проектов орнаментального оформления Большого Кремлевского дворца (1901 — 1903). Васнецов был одним из участников устройства экспозиции Третьяковской галереи, переданной в дар Москве в 1904 году, для которой он оформил фасад и спроектировал деревянные витрины для показа икон. На месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле Васнецовым был создан памятный крест (1905), уничтоженный при советской власти и воссозданный на территории московского Новоспасского монастыря.

В картинах последних лет Васнецов обращается к лирическим мотивам, но фольклор “не отпускает” его и он создает картины “Царевна-лягушка” (1901 — 1918), “Несмеяна-царевна” (1916 — 1926), “Сказка о спящей царевне” (1900 — 1926), “Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем” (1913 — 1918).

Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Аполлинарий Васнецов отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием.

Превосходный мастер-пейзажист, А. М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы.

Аполлинарий Васнецов не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и другими.

Влияние отца на формирование характеров и взглядов сыновей было огромным. "Любовь к природе, так сказать, влюбленность в нее, наблюдательность, была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды... Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу", - писал в своей "Автобиографии" А. Васнецов.

Виктор был на восемь лет старше Аполлинария, и, когда не стало отца, он уже учился в петербургской Академии художеств. Приехав на родину по случаю похорон, Виктор увидел талантливые рисунки брата и понял, что в семье растет еще один художник. Пример старшего брата был воспринят младшим. Он уже неплохо рисовал с натуры, добиваясь близкого сходства с природой. Перед отъездом в Петербург Виктор направил брата учиться к польскому художнику Эльвиро Андриолли, сосланному в Вятку за участие в восстании 1863 года.

В 1878 году А. Васнецов покидает деревню, уезжает в Москву, к брату, и с тех пор уже все свои силы безраздельно отдает искусству, близкому и понятному народу, воспевая родную природу, талантливо воссоздавая картины прошлого своей страны. Долгие годы постоянным наставником и по существу его основным учителем был брат Виктор Михайлович.

С 1882 года Васнецов ежегодно проводит лето на даче у В.М. Васнецова, расположенной близ Абрамцева, имения известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова.

Семья Мамонтовых и группировавшийся вокруг нее кружок передовых талантливых представителей интеллигенции оставили яркий след в русской художественной культуре последней четверти XIX века. На формирование А. М. Васнецова как художника большое влияние оказало тесное общение с членами абрамцевского кружка и вообще с товарищами Виктора Михайловича Васнецова, обладавшими большими, яркими талантами. Летом в Абрамцеве, а зимой в московской квартире Мамонтовых собирались художники Н. В. Неврев, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. М. и А. М. Васнецовы, Л. А. Киселев, В. А. Серов, К. А. Коровин, Н. Д. Кузнецов, И. И. Левитан, М. В, Нестеров, В. И. Суриков, М. А. Врубель, артистки М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова; с Абрамцевым связано начало театральной деятельности К. С. Станиславского и Ф. И. Шаляпина.

Живописная природа, окружавшая имение, и артистическая обстановка, господствовавшая там, способствовали творческому росту художников. В Абрамцеве В. М. Васнецов писал своих "Богатырей", В. А. Серов - "Девочку с персиками", И. Е. Репин собирал материал и работал над "Крестным ходом в Курской губернии". Абрамцевский пейзаж можно увидеть в "Аленушке" В. Васнецова и в "Видении отрока Варфоломея" М. Нестерова.

Яркие краски юга, угрюмые кавказские утесы, величественные просторы северного Урала - каждый уголок огромной России нашел отражение в творчестве А.Васнецова. Объехав полстраны со своим этюдником, художник обосновался в Москве, искренне полюбил этот город и сделался настоящим певцом его истории и культуры. Улочки древней столицы, реконструированные художником по архивным данным и по материалам археологических раскопок, и сегодня поражают своей достоверностью и реалистичностью.

Кисти А.М.Васнецова принадлежат: «Северный край. Сибирская река» (1899), «Родина» (1886), «Тайга на Урале. Синяя гора» (1891), «Кама» (1895), «Улица в Китай-городе. Начало XVII века» (1900), «Красная площадь во 2-й половине XVII века» (1925), а также эскизы к театральным постановкам «Хованщина» (1897), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1907).

Умер Аполлинарий Михайлович Васнецов в 1933 году на семьдесят седьмом году жизни и похоронен на Введенском кладбище.