Меню
Бесплатно
Главная  /  Рецепты  /  Хрисипп философ смерть на самом деле. Хрисипп. И принял он смерть от осла своего. Недоедание и бессонница

Хрисипп философ смерть на самом деле. Хрисипп. И принял он смерть от осла своего. Недоедание и бессонница

Философ эпохи Возрождения Мишель де Монтень утверждал, что философствовать - значит учиться умирать. «Книга мертвых философов» Саймона Кричли, вышедшая в 2008 году, стала своеобразным развитием этого тезиса. По его словам, замыслом книги было показать, что величайшим произведением мыслителя часто является его смерть. Газета The Guardian выбрала 10 самых странных смертей философов прошлого - T&P перевели эту .

Гераклит Эфесский (540–480 до н.э.)

Гераклит так ненавидел человечество, что ушел скитаться в горы, где питался только травами и кореньями. Недоедание довело его до водянки, и философ вернулся в город в поисках лекарства. Гераклит попросил, чтобы его погрузили в коровий навоз, так как верил, что он поможет ему излечиться от недуга. По одной версии навоз был жидким, и плачущий философ утонул; по другой версии навоз был сухим - и мыслитель запекся под лучами ионийского солнца.

Диоген Синопский (умер в 320 году до н.э.)

Диоген, которого еще часто называют «спятившим Сократом», хотел быть похороненным вниз лицом, так как, по его же словам, все, что было внизу, окажется наверху. Говорят, что философ скончался, когда ему было почти 90 лет: он или отравился сырым осьминогом, или совершил самоубийство, задержав дыхание.

Хрисипп из Сол (280–207 до н.э.)

Хрисипп, вероятно, был величайшим из стоиков. Существуют две версии его смерти, причем обе связаны с алкоголем. Согласно первой версии, он принял порцию сладкого неразбавленного вина, вызвавшего у мыслителя головокружение, и умер пять дней спустя. Вторая версия намного интереснее: увидев, что его осел поедает инжир, философ повелел своей работнице: «Дай ему вина, чтобы он мог запить съеденное». Вид пьяного осла так развеселил Хрисиппа, что мыслитель умер от смеха.

Авиценна (980–1037)

Авиценна написал около 450 книг, включая «Канон врачебной науки» - главный медицинский учебник Европы в последующие семь веков. Ближе к концу своей книги «Жизнь Авиценны» его последователь Аль-Джузджани пишет: «Учитель был полон энергии, причем сексуальная сила, которую он часто применял, преобладала над всеми остальными его чувственными проявлениями». Приапические выходки довели Авиценну до того, что его ученик уклончиво называет «коликами». «Поэтому, - продолжает Аль-Джузджани, - Учитель ставил себе клизму по восемь раз в день, пока некоторые его внутренности не покрылись язвами и не стали разрушаться под действием воды». Вдобавок ко всему, один из его слуг, укравший большую сумму денег, попробовал убить философа, дав ему огромную дозу опиума. В таком опасном состоянии Авиценна хотел отправиться в Исфахан, но был так слаб, что еле стоял на ногах. В конце концов болезнь одолела ученого, и он умер в возрасте 58 лет.

Фома Аквинский (1224/1225–1274)

6 декабря 1273 года во время мессы в Неаполе на Аквината обрушилось несчастье: одни толкуют произошедшее как мистический опыт, другие - мозговой инсульт. В любом случае, после этого он либо не хотел, либо не мог писать, и работа над увесистым трудом «Сумма теологии» прервалась на части 3, вопросе 90, параграфе 4. Несмотря на произошедшую перемену, Фома был вызван папой римским для участия в Лионском соборе. На пути туда он поранился суком дерева и умер в возрасте 49 лет. На смертном одре Аквинат надиктовал короткий комментарий на «Песнь песней» Соломона, который, к сожалению, не сохранился.

Фрэнсис Бэкон (1561–1626)

Одной особенно холодной зимой Бэкон путешествовал в компании шотландского врача и вдруг напал на мысль, что снег может сохранять плоть от разложения так же хорошо, как и соль. Философ и его спутник вышли из экипажа у подножия Хайгейтского холма и купили курицу у бедной женщины, жившей неподалеку. Пока Бэкон набивал птицу снегом, он подхватил простуду. Его уложили в кровать в поместье графа Арундела в Хайгейте, так как добраться до дома философ был не в состоянии. К сожалению, постель графа была такой влажной, что состояние Бэкона только ухудшилось, и, по словам Хоббса, через два или три дня он умер от удушья.

Жюльен Офре де Ламетри (1709–1751)

Автор материалистического манифеста «Человек-машина» скончался после обильного ужина в доме французского посла в Берлине месье Тирконне. Судя по всему, Ламетри умер в результате несварения, вызванного поеданием огромного количества подозрительного трюфельного паштета. По словам Вольтера, хотя смерть философа обеспокоила Фридриха Великого, прусский король произнес следующее: «Он был жизнерадостным малым, хорошим врачом и очень плохим писателем. Человек, не читавший его книг, ничего не теряет».

Дени Дидро (1713–1784)

Вернувшись из утомительной поездки в Санкт-Петербург, куда Дидро пригласила его покровительница Екатерина Великая, философ заболел и решил вовсе прекратить разговаривать, предпочитая лежать в постели. Наслаждаясь короткой передышкой от недуга, он сел за обеденный стол со своей женой. Философ съел суп, вареную баранину с цикорием и взял абрикос (некоторые источники утверждают, что это была клубника). Его дочь Анжелика пишет: «Моя мать пыталась помешать ему. «Но что, по-твоему, он мне сделает?» Отец съел абрикос, опустил локоть на стол, чтобы попробовать вишневый компот, тихо кашлянул. Моя мать задала ему вопрос; так как ответом было молчание, она подняла голову и взгянула на него - отец уже был мертв».

Альфред Джулс Айер (1910–1989)

За год до своей смерти, восстанавливаясь после пневмонии в лондонской больнице, Айер подавился кусочком лосося, потерял сознание и умер. Его сердце остановилось на четыре минуты, затем философа вернули к жизни. Уже на следующий день Айер радостно рассказывал, что, когда он был мертв, он видел яркий красный свет, который, судя по всему, руководил правительством Вселенной. Министры пространства странным образом отсутствовали, но Айер мог видеть в отдалении министров времени. Неожиданно вспомнив об эйнштейновской идее о единстве пространства и времени, философ попытался привлечь внимание министров, расхаживая взад и вперед и размахивая своими часами на цепочке. Все было напрасно, Айер отчаивался все больше и больше и, наконец, пришел в сознание. Опыт настолько потряс философа, что в статье для Sunday Telegraph он предположил, что этот случай предоставил «достаточное доказательство того, что сознание продолжает существовать и после смерти».

Мишель Фуко (1926–1984)

В первый раз Фуко госпитализировали в июне 1984 года с симптомами тяжелого гриппа, утомления, ужасного кашля и мигрени. «Все как в тумане», - говорил он. Но философ продолжал работать, пока не закончил второй и третий том «Истории сексуальности», которые были опубликованы незадолго до его смерти. По-видимому, Фуко знал, что у него СПИД, хотя был одной из первых жертв вируса. К концу жизни он много читал Сенеку и умер 25 июня, как классический философ.

Хотите кого-то порадовать? Для этого лучше всего подойдет доставка воздушных шаров и безопасно и необычно. Хотите развеселить? Тут стоит подумать т.к. это безобидное желание может иметь очень неожиданные последствия.

Когда комедийные актёры говорят, что «убили» публику, они, как правило, выражаются образно. Это значит, что своим выступлением им удалось рассмешить зрителей до слёз, но не да такой степени, чтобы кто-то в буквальном смысле умер.

Впрочем, от смеха действительно можно скончаться – правда, не от самой шутки, а от реакции организма на неё. Сильный смех иногда приводит к разрыву аневризмы головного мозга, остановке сердца, компрессионному ателектазу (коллапс лёгкого), ущемлённой грыже, инсульту, асфиксии и так далее.

10 человек, которые в буквальном смысле умерли от смеха
muz4in.net›news…kotorye…umerli…smekha/2015-03-23…

Хрисипп
Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Хрисипп из Сол (др.-греч. 281/278 до н. э., Солы (или Тарс) в Киликии - 208/205 до н.э.) - древнегреческий философ. Был учеником Клеанфа. Возглавлял стоическую школу, а также считался её вторым основателем.

Хрисипп создал учение о периодическом сожжении и возрождении мира божеством. В этике Хрисипп утверждал единство души и, в отличие от Зенона Китийского, видел в страстях не следствия ошибочных суждений, а сами ошибочные суждения.

Хрисипп написал огромное количество сочинений (705 книг по сообщению Диогена Лаэртского), но ни одно из них до нашего времени не дошло. Впрочем, в издании фон Арнима (см. перевод А. А. Столярова) к Хрисиппу отнесено 1216 фрагментов - более, чем к кому-либо ещё из ранних стоиков. Его учениками были Диоген Вавилонский и Аристокреон.

Умер от смеха. Угостил своего осла вином, а затем умер от смеха, наблюдая, как тот пытается есть инжир.

Жизнь. Единственное определенное хронологическое свидетельство - «Хроники» Аполлодора (SVF II 1 = D. L. VII 184): X. умер в 143 ол. (208/7-205/4) 73-х лет; по другим сведениям (Luc. Macrob. 20; Val. Max. VIII 7, 10), дожил, возможно, до 81 года. Т. обр., возможные даты рождения - 289/5 или 281/277. Согласно основным источникам - Александр Полигистор, Деметрий Магнесийский, Гекатон Родосский, Страбон и др. (D. L. VII 179-185), - X. происходил из киликийских Сол. До обращения к философии занимался атлетикой...

Судя по всему А.С.Пушкин не знал сего факта, иначе написал бы стихотворение..."и принял он смерть от осла своего".

В своё время была широко известна сладкая смерть - это когда одного товарища переехал грузовик, перевозивший на кондитерскую фабрику мешки с сахаром. А вот о смерти от смеха вряд ли кому приходилось слышать.

Задача данной статьи - выяснить, как заложена смерть от смеха философа ХРИСИППА в его код ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

Берём утроенный код полного имени:

22 39 49 67 77 93 109 131 148 158 176 186 202 218 240 257 267 285 295 311 327
Х Р И С И П П + Х Р И С И П П + Х Р И С И П П
327 305 288 278 260 250 234 218 196 179 169 151 141 125 109 87 70 60 42 32 16

ХРИСИПП = 109 = СМЕШНАЯ...

Напрашивается продолжение кода ПОЛНОГО ИМЕНИ...

Пришлось обратиться к моему давнему приятелю - специалисту трёх академий из Понтымансийска, заслуженному каюру пяти континентов Вэлвымтилыну Клюкэнэвыту. Он ещё в детские годы проявлял исключительное стремление к познанию мира, неоднократно ходил на коньках к Северному полюсу, где установил маятник Фуко для определения годового отклонения земной оси от нормы и сдавал отчёты, под роспись, в учёные круги... В них он установил прямую зависимость роста инфляции, роста цен на бензин, на "услуги" ЖКХ, тарифов на электроэнергию, увеличение числа миллиардеров и голытьбы от отклонений земной оси, чем блестяще подтвердил теорию ПИГМАЛИОНА, пардон, ПТОЛЕМЕЯ, суть которой состояла в фразе: "Храни нас, БОЖЕ, от услуг..."

Как ты думаешь, какое слово лучше подходит для продолжения предложения, начинающегося со слова СМЕШНАЯ?

Однако, элементарно это - здесь самое подходящее слово СИТУАЦИЯ!

Итак, продолжаем:

109-СМЕШНАЯ + 133-СИТУАЦИЯ = 242 = 122-ИНСУЛЬТ + 120-КОНЕЦ ЖИЗНИ.

Ничего себе... смешная...

Цифра 133 = СИТУАЦИЯ скромно прячется между цифр 125 = СМЕРТНЫЙ и 141 = ПОГУБЛЕННЫЙ.

Здесь код буквы П = 16 делим на 2. 16: 2 = 8. И цифру 8 прибавляем к 125.

Цифра 242 также скромно прячется между следующей пары букв П - между 234 = ВНУТРИМОЗГОВОЕ КРОВОИ \ злияние \ и 250 = ОТ КРОВОТЕЧЕНИЯ В МОЗГ.

327 = 122-ИНСУЛЬТ + 120-КОНЕЦ ЖИЗНИ + 85-МГНОВЕНИЕ = 101-ВНЕЗАПНЫЙ + 226-УХОД ИЗ ЖИЗНИ ОТ... СМЕХА.

327 = 267-СКОНЧАНИЕ В СОСТОЯНИИ + 60-СМЕХА = 120-КОНЕЦ ЖИЗНИ + 207-СОСТОЯНИЕ СМЕХА = 146-ПОГИБЕЛЬНЫЙ + 181-\59-СМЕХ + 122-ИНСУЛЬТ\.

Цифра 146 находится между цифрами 141 = КРОВЕНОСНЫ(й) и 151 = КРОВЕНОСНЫЙ, а цифра 146 = КРОВОТЕЧЕНИЕ.

Цифра 181 находится между цифрами 176 = 120-КОНЕЦ ЖИЗНИ, РАЗРЫВ АНЕВРИЗМЫ + 56-УМЕР и 186 = УМЕРЩВЛЯЕМЫЙ.

327 = 267-ВНЕЗАПНАЯ АПОПЛЕКСИЯ ОТ... + 60-СМЕХА = ВНУТРИМОЗГОВОЕ КРОВОИЗЛИЯНИЕ.

327 = 100-РЕАКЦИЯ + 227-АПОПЛЕКСИЧЕСКИЙ УДАР.

Рассмотрим прочтение нескольких столбцов:

218 = 81-ПАРАЛИЧ + 137-АПОПЛЕКСИЯ
___________________________________________
125 = ПОГИБАЮЩИЙ = УГАСАНИЕ ЖИЗНИ

218 - 125 = 93 = (инсульт геморра)ГИЧЕСКИЙ.

176 = 81-ПАРАЛИЧ + 137-АПОПЛЕКС(ия)
_______________________________________
169 = 74-УГАСАНИЕ + 95-АПОПЛЕКС(ия)

49 = (инсульт геморрагиче)СКИЙ
____________________________________
288 = ИНСУЛЬТ ГЕМОРРАГИЧЕСКИЙ

288 - 49 = 239 = СКОНЧАЛСЯ ОТ СМЕХА = КРОВЬ ИЗЛИВАЕТСЯ В МОЗГ = 137-АПОПЛЕКСИЯ + 102-СМЕРТЬ.

Код числа ПОЛНЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ: 146-СЕМЬДЕСЯТ + 46-ТРИ = 192.

158 = (се)МЬДЕСЯТ ТР(и)
________________________________________
179 = 74-УГАСАНИЕ + 105-АПОПЛЕКСИ(я)

ХРИСИПП

ХРИСИПП

(Chrisippos) из Сол (ок. 280/277 - ок. 208/204 до н.э.) - крупнейший представитель раннего стоицизма, ученик и преемник Клеанфа. По скудным сведениям, X. уже в молодые годы приехал в Афины, где слушал Клеанфа, академиков Аркесилая и Лакида. Обладал поразительной широтой интересов и работоспособностью - писал «по 500 строк в день» (поэтому сочинения X. изобиловали повторами, противоречиями и отличались плохим стилем). Сохранилось 161 сочинений X. (логические и часть этических).
X. принял школу у Клеанфа в тот , когда она обрела влияние и вместе с ним критиков. На долю X. выпала двуединая задача: переосмыслить школьное учение и придать ему законченную форму. Природный дар позволил X. упорядочить почти все разделы стоицизма и создать нормативную догматику. Практически X. стал вторым основателем Стои.
X. предложил наряду с традиционной оригинальную схему построения догматики: логика - - , считая, видимо, целесообразным заканчивать богопознанием. В гносеологии X. отказался понимать «впечатление» «вещественно» и пассивно, предпочитая определять его как « души», свидетельствующее об известной активности познающего субъекта; попутно он упорядочил классификацию «эмпирических общих представлений». Формальная (часть « », трактующая об «обозначаемом») была разработана X. как о соотношении «мыслимых предметностей», корреспондирующих определенным денотатам (фактам или ситуациям), а также о формах и формальных условиях истинности высказываний и умозаключений. Созданная по образцу аристотелевской силлогистики, логика X. имела, однако, принципиально иную - установить между смыслами, не состоящими в родо-видовых отношениях. «Чистые смыслы» делятся на неполные (субъект , или предикат) и полные; подкласс полных «лектон» составляют простые высказывания, из которых (соответственно различным типам логических связок) образуются сложные. Логику X. принято считать первой логикой высказываний в европейской . Хотя X. к проблеме модальности было инспирировано мегарскими логиками, он сохранял оригинальную позицию: выступает как «квазивозможное», а все высказывания в конечном счете рассматриваются как необходимые.
Основные новации X. в области физики - учение о причинности и психологии, имевшие этическое приложение. Функциональная причин на основные и вспомогательные (с учетом «безличности» события или участия разумного субъекта), свидетельствующая о знакомстве с «Физикой» Аристотеля, имела целью сохранить в цепи мировой причинности для свободного произвола субъекта. Вероятно, с той же целью X. ввел терминологическое между «необходимостью» и «судьбой». В психологии X., в отличие от Зенона, считал импульсы (включая страсти) чистыми функциями разума и полностью отождествлял их с суждениями, стремясь подчеркнуть, что решения зависят исключительно от субъекта. Предельный этой теории затруднял природы противоразумных импульсов и стал объектом критики в Средней стое.
В области этики X. выступил как систематизатор и автор космодицеи, направленной на моральной автономии субъекта. Благо и должны выступать для субъекта только как нравственного целеполагания; они не являются свойством космической причинности, зависят только от решения субъекта и безусловно вменимы. Однако X. не удалось решить поставленную им же самим проблему: нравственная была без колебаний принесена в жертву всекосмическому монизму.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ХРИСИПП

(род . 281/278 – . 208/205 до Р. X., Солы или Таре, в Каликии)

древнегреч. ; возглавлял школу в Стое, а также считался ее вторым основателем; создал учение о периодическом сожжении и возрождении мира божеством. В этике утверждал души и в отличие от Зенона видел в страстях не следствия ошибочных суждений, а сами ошибочные суждения.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ХРИСИПП

(Χρύσιππος) (ок. 280 – 208/205 до н.э.) – др.-греч. философ, третий (после Зенона и Клеанфа) архонт школы стоиков. По антич. источникам, автор более 700 работ, из к-рых сохранились только фрагменты. Хотя по ряду проблем (детерминизм , случайное, провидение, роль логики) взгляды X. не совпадали со взглядами основателей стоицизма, он известен гл. обр. как его систематизатор. Диоген Лаэртский приводит древнюю поговорку: "Если бы не было Хрисиппа, не было бы Стои" (Diog. L. VII 7, 183). С именем X. связаны в стоицизме осн. представления об отношении логического и физического, о познании. Около половины его работ посвящено логике. До нас дошли фрагменты из его соч. "Логич. исследования". X. разрабатывал логику высказываний (см. Древнегреческая логика). От X. идут попытки синтеза идей Гераклита и Аристотеля, а также значит. часть терминологии стоиков.

X. впервые установил двузначности, легший затем в основу т.н. классич. математики и логики, в к-рых ограничиваются лишь двумя значениями истинности высказываний: "истинно" и "ложно". X. сделал первые шаги на пути аксиоматич. трактовки логики, выделив пять специальных недоказуемых силлогизмов (см. К. Prantl, Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 1, Lpz., 1855, S. 473–74). Модальная логика Х. базируется на категориях: "возможно", "невозможно", "необходимо", "не-необходимо". В понимании первой из указанных категорий X. отступил от Аристотеля, за что впоследствии подвергся острой критике перипатетика Александра Афродизийского. X. владел техникой определения одних логич. постоянных через другие; так, он, напр., следующим образом определял дизъюнкцию "первого" и "второго" (порядковые числительные употреблялись им в качестве переменных для высказываний): "первое" или "второе" имеет место только в том случае, если из отрицания первого следует второе, а из отрицания второго следует первое (Bochenski Ι. Μ., Ancient formal logic, Amst., 1951, p. 92).

Соч.: Fragmenta Stoicorum veterum, coll. J. Arnim, v. 2 – Chrysippi fragmenta logica et physica.Lpz., 1923; v. 3 – Chrysippi fragmenta moralia, Lpz., 1923.

Лит.: Darjes I. G., Via ad veritatem, caput V – Logica Stoicorum, Jenae, 1764, S. 239–51; Petersen Сh. P., Philosophiae Chrysippeae fundamenta, Hamb., 1827; Вaguet F., De Chrysippi vita, doctrina et reliquiis, Lovanin, 1882]; Brehier E. F., Chrysippe et l"ancien stoïcisme, P., 1951; Cicero M. T., De natura deorum, ed. A. Stanley Pease, liber 1–2, Camb.,1955–58 (см. указат., кн. 2); Becker О., Zwei Untersuchungen zur antiken Logik, Wiesbaden, 1957, S. 27–49; Sambursky S., Physics of the stoics, L., 1959.

В. Зубов. Москва. M. Петров. Ростов-на-Дону.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ХРИСИПП

ХРИСИПП (Χρύσιππος) из Сол (ок. 280/277, Солы, М. Азия - ок. 208/204 до н. э. Афины) - третий схоларх и крупнейший представитель Ранней Стой, ученик и преемник Клеанфа. По скудным сведениям, уже в молодые годы приехал в Афины, где слушал Клеанфа (с которым быстро разошелся по целому ряду вопросов), а впоследствии (вероятно, в 240 -е гг.) - академиков Аркесилая и Лакида; после смерти Клеанфа возглавил школу. Обладал поразительной широтой интересов и работоспособностью - писал “по 500 строк в день” (поэтому сочинения его изобиловали повторами, противоречиями и отличались плохим стилем - SVF II 1). Большая часть каталога сочинений Хрисиппа у Диогена Лаэртия (который должен был содержать свыше 705 названий) утрачена, сохранилось 161 название (логические и часть этических сочинений: “Логические положения”, “Диалектические определения”, “Этические положения” и др.). Среди сочинений, известных по другим источникам (в основном физических и этических), наиболее важны: “О сущности”, “О природе”, “О пустоте”, “О движении”, “О богах”, “О промысле”, “О душе”, “О благе”, “О справедливости”, “О конечной цели”, а также “О страстях”, “Логические исследования” и др.

Хрисипп принял школу у Клеанфа в тот момент, когда она обрела влияние и вместе с ним критиков - преимущественно академических. На его долю выпала двуединая задача: критически переосмыслить школьное учение и придать ему законченную форму Природный дар систематика позволил Хрисиппу упорядочить практически все разделы стоицизма и создать нормативную догматику: основная доксографических материалов отражает то раннестоической доктрины, в которое она была приведена Хрисиппом. Это в свою очередь позволяет рассматривать его учение как экстраполяционный , с которым следует соотносить учения прочих стоиков (в т. ч. средних и поздних). Практически Хрисипп стал вторым основателем Стой: по словам Карнеада, крупнейшего академического стоиков, “если бы не было Хрисиппа, не было бы и Портика” (Diog. L. IV 62; MI 183). Заметное у Зенона и Клеанфа влияние кинической и ионийской традиции сменилось у Хрисиппа предпочтением платонических и особенно перипатетических элементов.

Хрисипп предложил наряду с традиционной оригинальную схему построения догматики: логика -этика-физика, считая, видимо, целесообразным заканчивать научение богопознанием (SVF II 42 ел.). В гносеологии он отказался понимать “впечатление” “вещественно” и пассивно (как это делали Зенон и Клеанф), предпочитая определять его как “изменение души”, свидетельствующее об известной активности познающего субъекта (56); попутно он упорядочил классификацию “эмпирических общих представлений” (έννοια, - 33). Формальная логика (часть “диалектики”, трактующая об “обозначаемом”) была практически полностью разработана Хрисиппом как наука о соотношении “мыслимых предметностей” (λεκτά), корреспондирующих определенным денонатам (фактам или ситуациям) (166 ел.), а также о формах и формальных условиях истинности высказываний и умозаключений. Созданная по образцу аристотелевской силлогистики логика Хрисиппа имела, однако, приципиально иную цель - установить зависимость (изоморфную причинно-следственным связям в физическом мире) между смыслами, не состоящими в родовидовых отношениях. “Чистые смыслы” делятся на неполные (субъект или предикат) и полные; подкласс полных “лектон” составляют простые высказывания (“определенные”, “неопределенные” и “средние”), из которых (соответственно различным типам логических связок) образуются сложные (конъюнктивные, дизъюнктивные и импликативные - последние имеют особое ), в свою очередь терминами силлогизмов (это обстоятельство позволяет считать логику Хрисиппа первой “логикой пропозиций” в европейской традиции). Для анализа силлогизмов Хрисипп разработал процедуру сведения сложных силлогизмов к пяти “элементарным” (207 ел.) и поставил проблему эквивалентности сложных высказываний. Хотя внимание Хрисиппа к проблеме модальности было инспирировано мегарскими логиками, он сохранял оригинальную позицию: возможное выступает как “квазивозможное”, а все высказывания в конечном счете могут быть представлены как необходимые (283 ел.). Основные новации Хрисиппа в области физики - учение о причинности и реформа психологии, имевшие этическое приложение. Функциональная классификация причин на основные и вспомогательные (с учетом “безличности” события или участия разумного субъекта), свидетельствующая о знакомстве с “Физикой” (II 194 b 16 ел.) Аристотеля, имела целью сохранить в цепи мировой причинности место для свободного произвола субъекта. Вероятно, с той же целью Хрисипп ввел терминологическое различие между “необходимостью” (ανάγκη) и “судьбой” (ειμαρμένη) (925 ел.). В психологии Хрисипп, в отличие от Зенона, считал импульсы (включая страсти) чистыми функциями разума и полностью отождествлял их с суждениями (III 377; 461), стремясь подчеркнуть, что решения зависят исключительно от субъекта. Предельный монизм этой теории затруднял объяснение природы противоразумных импульсов и стал объектом критики в Средней Стое. В области этики Хрисипп выступил как универсальный систематизатор и автор космодицеи, направленной на обоснование моральной автономии субъекта. Благо и зло должны выступать для субъекта только как объект нравственного целеполагания; они не являются свойством космической причинности, зависят только от решения субъекта и безусловно вменимы (SVF II 982 ел.). Однако Хрисиппу не удалось решить поставленную им же самим проблему: нравственная автономия была без колебаний принесена в жертву всекосмическоу монизму.

Фрагм.: SVF II-III; логические фрг.: Hülser K.-H. Die Fragmente zur Dialektik der Stoiker, Bd. I-IV. Stuttg., 1987-88. Лит.: BréhierÉ. Chrysippe et l"ancien stoïcisme, 2 éd. P., 1951; GouldJ. B. The Philosophy ofChrysippus. Leiden-N. Y., 1970; Crisippo. II catalog degli scritti e i frammenti dei papiri, a cura di M. Baldassari. Como, 1985; Couloubaritsis L. La psychologie chez Chrysippe.- Aspects de la Philosophie Hellénistique. Neuf Exposés suivis de Discussions. Entretiens préparés et présidés par H. Flashar et 0. Gigon. àndoeuvres-Gen., 1986, p. 99-146 (Entretiens sur l"Antiquité Classique, XXXII); Tieleman T. Galen and Chrysippus. Argument and Refutation in the De Placitis Books II-III. Utrecht, 1992; Bobven S. Chrysippus" modal logic and its relation to Philo and Diodorus.- Dialektiker und Stoiker. Zur Logik der Stoa und ihrer Vorläufer, hrsg. K. Dцring, T. Ebert. Stuttg., 1993, S. 63-84.

10 самых нелепых смертей

1 место: Греческий философ Хрисипп умер от смеха, наблюдая как его пьяный осёл пытается есть инжир.

2 место: Джек Дэниэл, «отец» знаменитого виски «Jack Daniel’s», скончался от заражения крови через шесть лет после получения травмы ноги: он сломал палец, пиная свой сейф, к которому забыл комбинацию.

3 место: Двенадцатый президент Соединённых Штатов Закари Тейлор после церемонии в особо жаркий день 4 июля 1850 года съел слишком много мороженого, заболел несварением желудка и скончался пять дней спустя, пробыв президентов всего лишь 16 месяцев.

4 место: Детектив Аллан Пинкертон умер от гангрены после того как прикусил свой язык, споткнувшись на тротуаре.

5 место: Французский певец Клод Франсуа умер от электрического удара, когда он попытался поменять лампочку, стоя в наполненной ванной.

7 место: Обстоятельства смерти Гудини окутаны тайной. Во время гастролей в Монреале он отдыхал в своей гримерке, как к нему вошли трое студентов, один из которых был чемпионом колледжа по боксу. Он спросил мистера Гудини, действительно ли он способен выдержать несколько сильных ударов в живот, ничего при этом не почувствовав. Гудини, погружённый в свои мысли, кивнул, и студент неожиданно нанес магу два или три удара. Гудини еле остановил его: «Подождите, мне надо подготовиться», после чего напряг пресс - «Вот, теперь можете бить». Студент ударил пару раз и на себе почувствовал железный брюшной пресс Гудини. Когда студенты ушли, Гудини лишь потёр место, ушибленное от первых неожиданных ударов. Несколько дней Гудини, как всегда, не обращал внимания на боль, но эти удары спровоцировали разрыв аппендикса (или селезенки), в результате которого развился перитонит.

8 место: Жан-Батист Люлли, композитор XVII века, писавший музыку по заказу французского короля, погиб от избытка преданности своему делу. Однажды во время репетиции очередного концерта он так разгорячился, что, стукнув тростью об пол, пробил собственную ногу и умер от заражения крови.

9 место: Влиятельный государственный деятель и философ XVI века Фрэнсис Бэкон умер из-за того, что набивал снегом выпотрошенную курицу (ему пришло в голову, что для сохранения мяса можно вместо соли использовать снег, и он попытался проверить свою теорию). В результате эксперимента курица так и не замерзла, зато замерз сам Бэкон.

10 место: Астроном XVI века Тихо Браге, чьи исследования помогли сэру Исааку Ньютону создать теорию всемирного тяготения, безвременно простился с жизнью из-за того, что вовремя не посетил туалет. В те времена покинуть стол до окончания пира означало нанести тяжкое оскорбление хозяину дома. Будучи человеком учтивым, Браге не посмел попросить дозволения выйти из-за стола. Его мочевой пузырь лопнул, и, промучившись 11 дней, астроном скончался.