Меню
Бесплатно
Главная  /  Интересное  /  Храм николы в подкопаях. Николая чудотворца в подкопаях, храм

Храм николы в подкопаях. Николая чудотворца в подкопаях, храм

1882. Храм святителя Николая Чудотворца в Подкопаях. Из альбомов Найдёнова


Храм святителя Никоаля Чудотворца в Подкопаях - православный храм Богоявленского Благочиния Московской епархии.

Храм расположен в Белом городе в Басманном районе (на углу Подкопаевского и Подколокольного переулков, недалеко от Хитрвоской площади). Главный престол освящён в честь Казанской иконы Божией Матери; приделы в честь Преподобного Сергия Радонежского, в честь Николая Чудотворца.

Церковь Николы в Подкопаях расположена в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки . «Кулишки» (правильнее кулижки ) - старинное русское слово, трактуемое различными источниками по разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки. Старинный район Кулишки был расположен в месте слияния Москвы-реки и Яузы . В настоящее время это район Солянки с прилегающими переулками до Яузского бульвара и набережной Яузы вся территория бывшего Воспитательного дома.

Из истории:

  • В центре района возвышался холм, который пересекала речка Рачка (в 18 веке она была спрятана в трубу). В 15 веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домовой цервью, освящённой во имя Святого кеязя Владимира. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями. Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе была построена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и лавра, которых в народе почитали, как покровителей лошадей. После строительства по соседству с конюшнями загородного дома московского митрополита (в Трёхсвятительском переулке) к церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трёх Святителей Вселенских, известный в настоящее время как Храм Трёх святителей на кулишках .
  • Село Подкопаевл два раза упоминается великокняжеским летописцем в 1493, когда государь и великий князь Иван III после сильнейшего пожара, истребившего его дворец в Кремле, некоторое время жил у церкви Николы в Подкопаях, пока не был выстроен новый дворец.
  • Существует несколько версий происхождения названия «Подкопаи»:
  • По одной из них, название Подкопаево могло произойти от фамилии какого-либо Подкопаева, строителя или возобновителя церкви.
  • Бытует, впрочем, следующее предание… Воры собрались похитить из этой церкви имущество и подкопались под стену храма. Через подкоп они влезли в церковь, похитили серебряную ризу с иконы святителя Николая и удалились, но один из них в том подкопе был завален и умерщвлен обвалившимися камнями. Поэтому будто бы и церковь получила наименование «в Подкопаях».
  • Известен также рассказ, опубликованный Сергеем нипусом о чудесном избавлении Николаем Чудотворцем купца от разорения. По этому преданию Святитель разрешил купцу сделать подкоп в храм и забрать ризу с его чтимой иконы. А когда купец снова «встал на корень», то изготовил такой же оклад и возвратил его обратно в храм.
  • Ещё одна версия объясняет название также подкопом, - здесь, у берегов реки рачки находился карьер для добычи глины. Под асфальтом до сих пор скрываются залежи отменной красной глины. Интересно, что во время недавнего вскрытия пола выяснилось, что под храмом существует заброшенное сводчатое помещение от которого ведут засыпанные подземные ходы.
  • Церковь во имя Святого Николая Чудотворца в Подкопаях, впервые упоминается в 1493 году, когда сюда удалился великий князь Иван 3 Васильевич после пожара, истребившего его дворец в Кремле.
  • Недавние реставрационные исследования показали, что существующий четверик храма был построен в 1550-е годы.
  • Он сложен из так называемого Грозненского маломера, - тонкого кирпича, который применялся также при строительстве приделов Благовещенского собора в Кремле во времена Ивана Грозного.
  • Упоминается каменной в 1657 году.
  • В 1686 году при церкви было устроено кладбище, и о ней упоминается как о церкви каменной, и именуется она церковью Николая Чудотворца Подкопаева.
  • В 1722 году при церкви было 2 престола: во имя иконы Казанской Божией Матери и Св. Николая Чудотворца.
  • В 18 веке - начале 19 века главный престол в честь иконы Казанской Божией Матери.
  • В 1731 году иждивением вдовы графа Андрея Артамоновича Матвеева Анастасии Ермолаевны была осуществлена перестройка храма.
  • В 1748 году церковь пострадала от пожара. В 1750 году на средства московского 1-й гильдии купца Алексея Михайловича Губина был обновлен Казанский придел.
  • В 1759 году была построена существующая колокольня.
  • В церкви до нашествия французов было три престола: во имя иконы Казанской Божией Матери, Св. Николая Чудотворца и Св. Мученицы Екатерины.
  • В 1812 году церковь пострадала от нашествия французов. После разорения храм был приписан к Иоанно-Предтеченской церкви Ивановского монастыря, был частично восстановлен (придел Св. Николая Чудотворца просуществовал до 1842 года после чего из-за ветхости был закрыт).
  • В 1855 году церковь была передана под Александрийское патриаршее подворье. Никольскую церковь восстановили по проекту архитектора Н.И.Козловского иждивением московских купцов - ктитора церкви Николая Ивановича Каулина и Алексея Гавриловича Шевелкина.
  • Новые иконостасы выполнил резчик В. И. Астафьев и золотарь Дмитрий Иванов, кипарисовые иконы в серебряных окладах, стенное живописное письмо - иконописец Рогожин; утварь работы Фадеева.
  • В 1874 и 1889 гг. церковь была обновлена на средства потомственного почетного гражданина Алексея Дмитриевича Расторгуева; освящения церкви - 6 декабря 1874 г. и 8 тюля 1889 г.
  • В 1885 году на средства настоятеля Александрийского патриаршего подворья Архимандрита Геннадия была построена часовня в честь Св. Николая Чудотворца, освящена в феврале 1887 года.
  • Церковь Св. Николая Чудотворца является Объектом культурного наследия, охранный N114.
  • Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях была закрыта в 1929 году.
  • Были сломаны кресты и главки приделов и главы алтаря. В церкви сначала устроили жилые помещения. Затем, вплоть до 1990 года, территория бывшего подворья находилась в распоряжении завода «Полиэтилен» Управления химической промышленности, разместившего здесь свои производственные помещения, в том числе гальванический цех. Интерьеры церкви были уничтожены, настенные росписи - закрашены. К алтарям приделов церкви, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны 1-этажные пристройки. Каменный 1-этажный технический объём был поставлен и в юго-восточном углу церковного владения.
  • Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов.
  • Церковь возвращена верующим и вновь освящена 29 сентября в 1991 году.
  • На Никольской церкви восстановлены главы и кресты, разобраны уродливые пристройки советского периода. В приделах восстанавливаются первоначальные росписи, идёт работа над созданием главного иконостаса. На Никольской часовне восстановлен шатёр с главкой, разобрана техническая пристройка с северной стороны.
  • В ходе реставрации 1994-1996 годов (Мастерская №13 «Моспроекта-2») на апсиде обнаружено треугольное завершение древнего оконного проёма, поребрик (под венчающим карнизом), на фасаде четверика были открыты кокошником 17 века века.
  • При обследовании четверика 2008 году обнаружены большие фрагменты кладки из "грозненского маломера", датированная реставраторами 1550 годами.
  • При храме действует воскресная школа для детей, православная школа риторики для взрослых, ведется воспитательно-просветительская работа в Таманской дивизии, открыта книжная торговля.

Подкопаевский пер., 15

Церковь Николая Чудотворца в Подкопа́ях - православный храм Богоявленского благочиния Московской епархии.
Храм расположен в Белом городе в районе Басманный, Центрального административного округа города Москвы (на углу Подкопаевского и Подколокольного переулков, недалеко от Хитровской площади). Главный престол освящён в честь Казанской иконы Божией Матери; приделы в честь Преподобного Сергия Радонежского, в честь Николая Чудотворца.
Существует несколько версий происхождения названия «Подкопаи»:
По одной из них, название Подкопаево могло произойти от фамилии какого-либо Подкопаева, строителя или возобновителя церкви.
Бытует, впрочем, следующее предание… Воры собрались похитить из этой церкви имущество и подкопались под стену храма. Через подкоп они влезли в церковь, похитили серебряную ризу с иконы святителя Николая и удалились, но один из них в том подкопе был завален и умерщвлен обвалившимися камнями. Поэтому будто бы и церковь получила наименование «в Подкопаях».
Известен также рассказ, опубликованный Сергеем Нилусом о чудесном избавлении Николаем Чудотворцем купца от разорения. По этому преданию Святитель разрешил купцу сделать подкоп в храм и забрать ризу с его чтимой иконы. А когда купец снова «встал на корень», то изготовил такой же оклад и возвратил его обратно в храм.
Ещё одна версия объясняет название также подкопом, - здесь, у берегов реки Рачки находился карьер для добычи глины. Под асфальтом до сих пор скрываются залежи отменной красной глины. Интересно, что во время недавнего вскрытия пола выяснилось, что под храмом существует заброшенное сводчатое помещение от которого ведут засыпанные подземные ходы.
Церковь во имя Святого Николая Чудотворца в Подкопаях, впервые упоминается в 1493 году, когда сюда удалился великий князь Иван III Васильевич после пожара, истребившего его дворец в Кремле.
Недавние реставрационные исследования показали, что существующий четверик храма был построен в 1550-е годы.
Он сложен из так называемого Грозненского маломера, - тонкого кирпича, который применялся также при строительстве приделов Благовещенского собора в Кремле во времена Ивана Грозного.
Упоминается каменной в 1657 году.
В 1686 году при церкви было устроено кладбище, и о ней упоминается как о церкви каменной, и именуется она церковью Николая Чудотворца Подкопаева.
Церковь была закрыта в 1929 году.
Были сломаны кресты и главки приделов и главы алтаря. В церкви сначала устроили жилые помещения. Затем, вплоть до 1990 года, территория бывшего подворья находилась в распоряжении завода «Полиэтилен» Управления химической промышленности, разместившего здесь свои производственные помещения, в том числе гальванический цех. Интерьеры церкви были уничтожены, настенные росписи - закрашены. К алтарям приделов церкви, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны 1-этажные пристройки. Каменный 1-этажный технический объём был поставлен и в юго-восточном углу церковного владения.
Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов.

Церковь возвращена и вновь освящена 29 сентября в 1991 года.
На Никольской церкви восстановлены главы и кресты, разобраны уродливые пристройки советского периода. В приделах восстанавливаются первоначальные росписи, идёт работа над созданием главного иконостаса. На Никольской часовне восстановлен шатёр с главкой, разобрана техническая пристройка с северной стороны.
В ходе реставрации 1994-1996 годов (Мастерская №13 «Моспроекта-2») на апсиде обнаружено треугольное завершение древнего оконного проёма, поребрик (под венчающим карнизом), на фасаде четверика были открыты кокошники XVII века.
При обследовании четверика в 2008 году обнаружены большие фрагменты кладки из "грозненского маломера", датированная реставраторами 1550-и годами.
При храме действует воскресная школа для детей, православная школа риторики для взрослых, ведется воспитательно-просветительская работа в Таманской дивизии, открыта книжная торговля.

Москва, Подкопаевский переулок 15/9
Проезд: Метро: "Китай-Город", выход к ул. Солянка
Год постройки: 1625.
Церковь. Действует.

Престолы: Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца, Сергия Радонежского.
В исторических источниках Никольский храм близ великокняжеской резиденции у основания Ивановской горки, упоминается, начиная с конца ХУ в. А переулок, в котором стоял храм, одно время так и назывался – Никольский. С течением времени внешний вид храма изменялся. В 1700 г. возвели уникальное изящное шестигранное завершение, которое и сейчас очень украшает храм. Спустя полвека на средства прихожан была построена колокольня, а при ней отдельно стоящая кладовая палата. Входили тогда в храм не так, как сейчас, со стороны Подкопаевского переулка – главный вход был южным и располагался в Подколокольном переулке.После войны с Наполеоном он стоял закрытым почти полвека, а потом вдруг пришло решение о передаче храма Александрийскому патриарху. В 1858 г. храм свят. Николая в Подкопаях был освящен прославленным впоследствии в лике святых митрополитом Филаретом Московским и епископом Фиваидским Никанором.
Через год придел в честь Казанской Божьей матери становится в храме главным. Вскоре с восточной стороны по линии улицы пристроили шатровую часовню. На этом и завершилось формирование ансамбля храма.В тревожные послереволюционные 20-ые годы храму удалось избежать закрытия, благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Храм был закрыт в 30-ые годы.
Возвращенный Церкви в 1991 г., храм свт. Николая в Подкопаях восстанавливается и хорошеет.

Часовня Николая Чудотворца в Подкопаях
Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях
Москва, Подколокольный переулок, 9 Часовня. Действует.
Освящена в честь: Николая Чудотворца

Год постройки:Между 1885 и 1887. В 1885 году у храма Николая Чудотворца в Подкопаях на средства настоятеля Александрийского патриаршего подворья Архимандрита Геннадия была построена часовня в честь Св. Николая Чудотворца, освящена в феврале 1887 года.
Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях была закрыта в 1929 году. В советское время к алтарям приделов церкви, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны 1-этажные пристройки. Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов.
Церковь возвращена и вновь освящена 29 сентября в 1991 года. Через некоторое время на Никольской часовне восстановлен шатёр с главкой, разобрана техническая пристройка с северной стороны.

Храм Свт. Николая в Подкопаях, в Подкопаеве, или просто Николай Подкопай – один из многочисленных храмов Первопрестольной, посвященных Николаю Угоднику. Каких только нет среди них: и Николы в Пыжах, и в Звонарях, и на Болвановке. Когда-то был даже Никола на Курьих ножках. Однако наш Подкопаевский нам особенно близок и дорог. Расположенный поблизости от современной станции метро «Китай-город», он невелик, но уютен. В нем три престола: Казанской Божьей Матери, Святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.

Жизнь храма можно уподобить горящей свече. Наша подкопаевская свеча загорелась в Белом городе, за Китайгородской стеной, почти шесть веков назад. В исторических источниках Никольский храм близ великокняжеской резиденции у основания Ивановской горки, упоминается, начиная с конца ХУ в. А переулок, в котором стоял храм, одно время так и назывался – Никольский. С течением времени внешний вид храма изменялся. В 1700 г. возвели уникальное изящное шестигранное завершение, которое и сейчас очень украшает храм. Спустя полвека на средства прихожан была построена колокольня, а при ней отдельно стоящая кладовая палата. Входили тогда в храм не так, как сейчас, со стороны Подкопаевского переулка – главный вход был южным и располагался в Подколокольном переулке. А названия-то какие чудесные: Подколокольный – значит явно под колоколами, к церковному звону прислушивается, а Подкопаевский почему – неизвестно. Только догадки всякие существуют. Одни связывают его с фамилией владельца соседнего двора, другие с глиняным карьером, а третьи – ни с чем иным, как с подкопом. Как бы то ни было, название закрепилось прочно, и не только за переулком. Подкопаевцами называют себя и постоянные прихожане храма, и бойцы военно-патриотической дружины, вот уже почти девять лет существующей при храме. Подкопаевцам хорошо известны связанные с этим названием легенды. Одна из них так и называется Николай-Подкопай. Это очень необычная история.

В храме всегда в великом почитании была икона Святителя Николая. Церковной старостой в то время был богатый купец. Было у него свое правило: каждый день читал он акафист Святителю. Но вдруг: разорился купец. Приуныл он от такого испытания и стал горевать да с плачем Николая Угодника на помощь призывать.:?- Святителю, отче Николае, помоги! Почто ж ты меня оставил? Я ль тебе не веровал? Я ль тебе не молился и не служил? А теперь должен идти по миру...?И вот ночью после усиленной молитвы видит он сон: приходит к нему Святитель Николай и говорит:?- Я пришел помочь тебе за твою ко мне любовь и веру. На иконе моей, что в вашей церкви, риза золотая и много драгоценных каменьев: сними ризу с каменьями, продай их и начинай опять торговать; а как разживешься, сделай на икону новую ризу, чтоб была точь-в-точь как старая.?Купец смутился: не прелесть ли вражия.?- Как же,- говорит, - могу это сделать? Первое - это святотатство, а второе- как снять? Днем народ, а ночью храм заперт.?- А ты, - отвечает ему Святитель, - приди ночью, да под стену, что против моей иконы, и ПОДКОПАЙ, а в подкоп пролезь, да и сними ризу.?Проснулся купец; подушка вся мокрая от слез. Дивится сну: верить или не верить. Опять молится, плачет. И снова является ему во сне Святитель и опять говорит те же слова.?- Не могу,- отвечает купец, - в ворах я никогда не был.?- Воровства тут, - говорит Святитель, - никакого нет: икона моя, и ризе я хозяин; делай так, как я говорю.?И в третий раз явился Святитель во сне купцу и опять повторил приказание. И тогда решился купец поступить, как велел ему Святитель... А как встал купец в силу, приходит к батюшке настоятелю и говорит:?- Есть у меня усердие новую ризу на икону Святителя соорудить. Благословите... Как старую, в точности, с рисунками и каменьями, чтобы и отличить было нельзя от настоящей.?- Ну, к чему ж такую же точно??- Нет, уж благословите, как хочу: таково мое усердие.?Пришлось благословить. Поделали ризу... Стал мастер прилаживать новую ризу к иконе, а народ смотрит и удивляется: накладывают новую ризу на старую, а она точно такая же, как и старая, и старую не снимают; что такое - понять не могут... Когда стал народ подходить ко кресту, а купец встал около батюшки и около иконы и говорит:?- Обождите, батюшка, и благословите мне доброе слово сказать!?- Говори!?И поведал купец православным чудо, что сотворил ему Святитель Николай.?- Вижу, не верите вы мне. Ну, мастер, снимай с иконы твою ризу.?Тот снял, а под новой ризой-то старой нет... Что тогда в храме было?!..?С тех пор храм в Москве зовется НИКОЛАЙ ПОДКОПАЙ».

Этот легендарный случай был записан замечательным духовным писателем Сергеем Нилусом со слов архимандрита Оптиной пустыни, о. Ксенофонта. Откуда оптинский старец слышал о Подкопаях, сказать трудно. Однако, доподлинно известно то, что примерно в это же время, т.е. спустя сотню с лишним лет назад протянулись ниточки из Оптиной к Подкопаевскому храму, и как-то сокровенно стала укрепляться духовная связь между старцами и общиной храма. Она очень поддержала молодых пастырей: иеромонаха Андрея (Эльбсона) и его верного сподвижника иерея Петра Петрикова, которые появились в храме в период гонений на Церковь, в 20-е годы, и которым суждено было принять мученические венцы в страшном 1937.

С их именами связана новая, послереволюционная страница истории Подкопаевского храма. Однако прежде чем раскрыть ее, следует вспомнить, что нового принес храму прожитый им ХIХ век. После войны с Наполеоном он стоял закрытым почти полвека, а потом вдруг пришло решение о передаче храма Александрийскому патриарху. Так и стал наш Подкопай Александрийским подворьем. Привели его тогда в надлежащее благолепие и снабдили всей необходимой утварью. В 1858 г. был освящен прославленным впоследствии в лике святых митрополитом Филаретом Московским и епископом Фиваидским Никанором. Через год придел в честь Казанской Божьей матери становится в храме главным. Вскоре с восточной стороны по линии улицы пристроили шатровую часовню. На этом и завершилось формирование ансамбля храма. Однако, испытаниям только суждено было начаться. Приближался ХХ век...

В тревожные послереволюционные 20-ые годы храму удалось избежать закрытия, благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Не удалось тогда затушить окончательно нашу подкопаевскую свечу. Через год после роспуска общины в 1926 г., не без промысла Божьего сюда, в Подкопаи, приходят чада оптинских старцев о. Андрей (Борис Яковлевич Эльбсон), сестры Мироновичи (Вера и будущая монахиня Любовь), а впоследствии и о. Петр Петриков, сплотившие вокруг себя единомышленников.

Пламя свечи вспыхивает, жизнь храма продолжается. Иеромонах Андрей принимает на свои плечи окормление монашеской женской общины, сестры которой становятся активными участницами жизни храма. О. Петр самоотверженно помогает ему в служении.

В 1931 г., когда священников и активных прихожан арестовали, над Подкопаем вновь нависла угроза закрытия. Однако, у храма вдруг появился новый защитник – за него начинает ходатайствовать не кто иной, как представитель Вселенского и Александрийского патриарха, архимандрит Синайской горы, о.Василиий Демаполо. Недавно стало известно, что митр. Сергий примерно в это же время командировал в Подкопаевский храм священника Дорогимоловского собора о. Иоанна Павловского. А дальше уже ничего не знаем. Не известно, добрался ли он в храм, не известно, когда в последний раз праздновалась Пасха в Подкопаях: в 1932 или 1933гг. Догорала наша Подкопаевская свеча.

Наступал 1937 год... Советская власть готовила беспощадную расправу с теми, кто не смирился с атеистической пропагандой. Прошедшие сквозь аресты и ссылки наши священники, о. Андрей и о. Петр, вместе с несколькими сестрами общины были вновь арестованы по делу бывшего настоятеля Чудова монастыря в Москве, архиепископа Арсения (Жадановского). Последовали семь месяцев заточения, допросов, пыток и... страшные рвы Бутовского полигона.

ТАИНСТВО ЖИЗНИ НАРУШЕНО: ТЫ НЕ УГОДЕН – РАССТРЕЛ,
ВЗДРОГНУЛО С УЖАСОМ БУТОВО, СТАВ УСЫПАЛЬНИЦЕЙ ТЕЛ.
НЕТ НИ СЕСТРЫ И НИ МАТЕРИ, БЛИЗКОГО НЕТ НИКОГО.
ДУШУ ВОСПРИНЯЛИ АНГЕЛЫ – МИР ОПУСТЕЛ И ЗАМОЛК...

Вместе с пастырями в праздник Крестовоздвиженья были расстреляны две инокини, прихожанки Подкопаевского храма, Вера (Рожкова) и Валентина (Засыпкина). Келейница о. Петра Вера Миронович была сослана под Тынду, где умерла в 1941 г., до конца дней работая в лазарете медсестрой. На долгие десятилетия в бывшем Подкопаевском храме залег мрак, смешавшийся с вонью полиэтиленового завода, который здесь разместили.

В августе 2000 г. о. Петр Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был прославлен в лике новомучеников и исповедников российских как священномученик Петр Подкопаевский. Его память совершается дважды: на следующий день после Крестовоздвиженья (28 сентября), а также в составе Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, в четвертую субботу по Пасхе. Кровавые ужасы, слава Богу, ушли в прошлое. Возвращенный Церкви в 1991 г., храм Свт. Николая в Подкопаях восстанавливается и хорошеет, Дай Бог, чтоб нашими совместными усилиями крепла память об истории храма и его святых о подвижниках – наших молитвенниках!

Храм во имя Святого Николая Чудотворца в Подкопаях, близ Солянки (Подкопаевский пер., 15/7), впервые упоминается в 1493 году, когда сюда удалился великий князь Иван III Васильевич после
пожара, истребившего дворец в Кремле. В 1686 году при церкви было устроено кладбище, и о ней упоминается как о церкви каменной, и именуется она церковью Николая Чудотворца Подкопаева. Вероятно, название произошло от фамилии какого-либо Подкопаева, строителя или возобновителя церкви.

Существует, впрочем, следующее предание... Воры собрались похитить из этой церкви имущество и подкопались под стену храма. Через подкоп они влезли в церковь, похитили серебряную ризу с иконы святителя Николая и удалились, но один из них в том подкопе был завален и умерщвлен обвалившимися камнями. Поэтому будто бы и церковь получила наименование "в Подкопаях".

Известен так же рассказ,опубликованный С. Нилусом о чудесном избавлении Николаем Чудотворцем купца от разорения. По этому преданию Святитель разрешил купцу сделать подкоп в храм и забрать ризу с его чтимой иконы. А когда купец снова "встал на корень", то изготовил такой же оклад и возвратил его обратно в храм.

Еще одна версия объясняет название также подкопом, - здесь, у берегов реки Рачки находился карьер для добычи глины. Под асфальтом до сих пор находятся залежи отменной красной глины.
Интересно,что во время недавнего вскрытия пола выяснилось, что под храмом существует заброшенное сводчатое помещение от которого ведут засыпанные подземные ходы.

Церковь несколько раз переделывали - в конце XVII - начале XVIII вв., в середине XVIII века. В результате пожара 1812 года церковь сильно пострадала и была восстановлена в 1855-1858 годах по проекту Н.И. Козловского. В то время храм получает статус Александрийского подворья. Под поздней отделкой до сих пор скрывается декор 17 века. Сейчас уже видны некоторые фрагменты открытые реставраторами.

В церкви три престола: Казанской Божьей Матери, Свт. Николая Чудотворца и Прп. Сергия Радонежского. Каменная шатровая часовня при Никольской церкви построена в 1885 г. на средства настоятеля Александрийского подворья архим. Геннадия. Освящена в 1887 г. Закрыта вместе с храмом в 1929 г., тогда был уничтожен шатёр, сломаны кресты и главки на приделах. В церкви устроили жилые помещения, а затем - гальванический цех.

Храм возвращён и вновь освящён в 1991 г. При храме действует воскресная школа для детей, православная школа риторики для взрослых, ведется воспитательно-просветительская работа в Таманской дивизии, открыта книжная торговля.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!