Меню
Бесплатно
Главная  /  Праздники  /  Характеристика и образ дины в рассказе кавказский пленник толстого сочинение. Урок: «Образ Дины в новелле «Кавказский пленник

Характеристика и образ дины в рассказе кавказский пленник толстого сочинение. Урок: «Образ Дины в новелле «Кавказский пленник

В произведении Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Дина является второстепенным персонажем, хотя ее роль весьма значительна. Эта худенькая тринадцатилетняя девочка с выразительными черными глазами – дочь татарина Абдул - Мурата, который держал у себя пленных офицеров.

В Дине присутствуют черты характера, которыми обладает истинная горянка. Это уважение к старшему поколению, послушание, скромность и трудолюбие. Девочка никогда не покидала своего аула и людей другой национальности, очевидно, не видела, поэтому она испытывает страх перед пленниками, а вместе с тем и интерес. Потому она с огромным любопытством наблюдает, как Жилин пьет и ест, она по-детски считала, что русские делают такие простые вещи по иному. Постепенно Дина поняла, что пленники не отличаются от жителей ее аула, они такие же люди. После того как Жилин подарил ей куклу, сделанную им, девочка перестала его бояться и между ними завязалась тайная дружба.

Дина, несомненно, смелый и отзывчивый ребенок. Зная, что может быть жестоко наказана отцом за помощь пленникам, она все равно носила воду и еду для своего нового друга. Девочка, которая живет в обществе, воюющем с русскими, не видит в них врагов и очень сострадает пленникам, стараясь хоть немного облегчить им участь.

Она очень эмоциональный и ранимый ребенок, состояние покоя для нее не типично. Дина то смеется, то рыдает, такую смену настроений может спровоцировать любой незначительный случай. В ней очень развито чувство благодарности. Получив от Жилина игрушку, девочка попыталась оказать ему минимальную помощь, которая была ей по силам.

Привязавшись всем сердцем к главному герою, Дина пошла на большой риск, когда узнала, что пленных собираются казнить. Несмотря на страх перед отцом, она сделала все, чтоб уберечь своего друга от беды. Боязнь за жизнь своего товарища победила эгоизм, присущий детям. Дина осознавала, что, помогая Жилину сбежать, она потеряет общение, к которому привыкла, что не будет больше игрушек, доставляющих ей большую радость. Она знала, что никогда не увидит человека, так полюбившегося ей.

Отважная, маленькая героиня проявляет взрослую заботу о своем подопечном. Помогая ему в побеге, она заботится о том, чтоб обеспечит пленника едой, хотя бы на короткий срок.

Дине чуждо понятие «враг», она не принимает насилие и отрицательно относится к войне. Ей непонятна неприязнь и ненависть к другому народу, ведь благодаря дружбе с Жилиным, она понимает, что все люди одинаковы и имеют право на жизнь.

Образец 2

Дина это героиня произведения «Кавказский пленник», Льва Николаевича Толстого. Это произведение полюбили читатели, из-за описания красивых пейзажей природы. При жизни автора были напечатаны тысячи экземпляров, которые в последствие разошлись по всему миру. Все это указывала на небывалую популярность произведения.

Дина хоть и не главный персонаж, но все ровно очень важный. Многие читатели начали принимать ее за женское воплощения Жилина. Она молодая ей всего тринадцать лет. Ее вид всегда единообразный. Она носит длинную рубаху и башмаки. Она всегда была в центре внимания, а точнее ее длинные волосы, которые она заплетала в одну большую и толстую косу. А свою косу она украшала яркими разноцветными лентами. У нее были красивые глаза, которые все сравнивали с глазами кошки. В общем, девушка была очень красива и была похожа на своего отца.

Дина и Жилин, не когда не были ягодами одного поля. Жилин это служивый офицер, а Дина обычная дочкой татарина. Между ними было множество преград. Они были разные по национальности, а их народы вели между собой войну. Но эти противоречия не смогли помещать их сближению. Но только для этого понадобилось много времени. Первое впечатления Дины на Жилина, была не самое лучшее. Их первая встреча произошла, когда Дина принесла Жилину воды. Он напугал ее и она убежала от него. Отец Дины это увидел и только рассмеялся.

Жилин всеми силами пытался наладить отношения с Диной. Он был рукодельником и сделал для нее фигуру девушки из глины. Он одел ее в красивую национальную одежду и оставил ее на крыльце. Девушка заметив ее, забрала с крыльца и оставила себе. Девушка очень ценила этот подарок, так как раньше ей некто не дарил подобных подарков. К несчастью она не смогла его уберечь, и по этому поводу часто грустила. Узнав про это Жилин, изготовил новую куклу. За эти добрые дела дина стала скрытно подкармливать Жилина.

Когда Жилин стал планировать побег, то попросил помощи у Дины. Она поначалу отказала, но потом согласилась. Она ночью принесла палку, по которой можно было вылезти из ямы, где сидели пленники. Все это она делала с грустью на душе, потому что если Жилин сбежит ей некто не будет делать глиняных кукол. Она не поддалась чувством и помогла сбежать пленным. Вдобавок к этому, она собрала сумку еды, чтобы в дороге не голодать.

Дина была доброй и отзывчивой девочкой. Она не позволяла появляться эгоизму, и смогла сделать доброе дело.

Сочинение про Дину

На страницах рассказа раскрывается проблема того, что некоторые люди могут возвышать себя над другими. Они присваивают себе право распоряжаться чужими судьбами. С болью в душе читаешь страницы с описанием продажи людей! Это недопустимая дикость!

Но какой гордостью и радостью наполняется сердце, когда на страницах рассказа появляется Дина! Это тринадцатилетняя дочь горца Абдула, который купил русского пленного офицера Жилина.

Дина – необычайно добрая и смелая девочка. Она скромна и стеснительна, как и положено всем горянкам. Она постепенно идёт на контакт с Жилиным, который с нежностью и завидным мастерством лепит из глины кукол для детей аула. Эти фигурки очень заинтересовали девочку. Однако она, проявляя к ним большой интерес, всё же не берёт их поначалу. Для неё Жилин был чужим.

Но вскоре всё меняется. Девочка чувствует доброту и заботу со стороны русского офицера. Постепенно между ними завязывается большая дружба, такая же скромная, как и сама Дина.

Доброта Дины особенная. Не так трудно быть добрым в обычной обстановке. Куда труднее проявлять это качество по отношению к врагу. В том-то и заключается особенность характера этой смышленой девчушки.

Какой силой воли, храбростью нужно обладать, чтобы проявлять великодушие и милосердие к противнику!

Доброта Дины опасна для неё. Только очень смелый и отчаянный человек станет рисковать своим благополучием ради незнакомого человека. Дина идёт на этот риск. Причём делает это осознанно, понимая то, чем для неё может обернуться помощь пленнику.

В начале рассказа она рискует, принося русскому офицеру лепёшки, молоко, кусочки баранины. В конце произведения её помощь Жилину приобретает более серьёзные масштабы. Одно дело - накормить человека, и другое - снабдить его лестницей, при помощи которой он совершит побег из сарая отца.

Детское сердце более чутко относится к боли и горю человека, против которого ополчились все в ауле. Дина не может бросить друга в беде. Она оказывается выше взрослого Костылина, который в начале рассказа бросает Жилина при виде «татар». И даже если бы побег героя не удался, поступок девчушки приравнивается к подвигу.

Дина – человек, которым можно восхищаться бесконечно!

Несколько интересных сочинений

  • История создания повести Очарованный странник Лескова

    Идея написания произведения о простом русском путешественнике родилась у автора в 1872 году. Лесков, решивший совершить путешествие по островам Валаам, прожив некоторое время среди монахов

  • Ответственность – способность личности нести ответственность за свои действия, а также полностью влиять на ход событий, быть на самой вершине жизни и руководить своей судьбой.

  • Характеристика и образ Феди из рассказа Бежин луг Тургенева сочинение

    Федя - это обычный крестьянский мальчик, принадлежавший однако к семье зажиточных крестьян. Его поведение - всегда важное и заносчивое выдавало в нём не поддельную гордость

  • Философская лирика Тютчева 9 класс сочинение

    Творения поэта Тютчева – постоянное присутствие идеи глубокой философии. При помощи философии своих строк он передает читателю скрытый от его глаз, но лежащий на поверхности смысл бытия

  • Галина Четвертак – это одна из главных героинь повести «А зори здесь тихие …» известного советского писателя, фронтовика и потомственного офицера Бориса Львовича Васильева. Из всех девушек-зенитчиц - она самая молодая.

/ / / Образ Дины в рассказе Толстого «Кавказский пленник»

Рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник» удивляет яркостью образов и красотой пейзажей. Он был много раз переиздан, что говорит о популярности произведения. - это поучительный и увлекательный рассказ об отваге и верности.

Дина – не главный, но очень важный персонаж. Она словно женский вариант главного героя Жилина. Девочка такая же добрая, преданная, любящая помогать другим людям.

Дина является дочерью татарина, который держал в плену русских офицеров – Жилина и . Ей 13 лет, она еще юна и пуглива. Из одежды на ней была синяя длинная рубаха, отороченная красным по краям, штаны и башмаки. Внимание привлекали ее длинные темные волосы, заплетенные в косу. А в косе - лента с серебряным рублем. Ее глаза блестящие, как звезды, а ночью они светятся, как у кошки. Девочка была очень похожа на отца Абдул-Мурата, - такая же красивая.

Дина и – люди из разных «миров». Он – русский офицер, она – дочь татарина. Их народы воюют, однако даже это не помешало двум родственным душам сблизиться. Правда, произошло это не сразу.

Первая их встреча состоялась, когда Дина принесла Жилину воды. Он был для нее диковинным чужаком, и поэтому она отпрянула от него в испуге. Да так что даже ее отец улыбнулся.

Жилин умел делать разные поделки. Как-то слепил он из глины красивую куклу, нарядил ее татарскую одежду, и оставил на крыше. Дина увидела игрушку и, улучив подходящий момент, забрала ее себе. Девочка очень радовалась кукле, ведь раньше ей не доводилось с ними играть. К сожалению, куклу разбили - и Дина очень огорчилась. Тогда главный герой решил сделать для нее еще одну куклу. Девочка была рада и в знак благодарности стала носить Жилину тайком еду. Дина по-детски щедро отплачивала Жилину за его доброту. Однажды она даже смогла пронести ему кусочек баранины.

Когда Жилин задумался о побеге, то попросил Дину помочь ему. Девочка поначалу испугалась, но ночью пробралась к пленным и сбросила длинную палку, по которой можно было выбраться наверх. Дина понимала, что, дав Жилину сбежать, она его больше не увидит. А значит, некому будет больше делать для нее милые игрушки. Но она смогла побороть свой детский эгоизм и совершила добрый поступок. Расставаясь с другом, Дина плачет, но даже тогда проявляет заботу, приготовив ему немного еды в дорогу.

Дина не просто добрая, но и смелая девочка. Помогая пленным, она рисковала навлечь на себя гнев отца. Но уже в своем юном возрасте она смогла сделать моральный выбор. Дина не могла допустить, чтобы ее другу причинили вред.

Женский образ Дины в рассказе Льва Толстого «Кавказский пленник» удивительно светлый и очень привлекательный.

Образ Дины в рассказе Кавказский пленник

Ответы:

Жилин и Дина принадлежат к разным народам. Жилин – русский офицер, который попал в плен к татарам. Дина – дочь Абдул-Мурата, хозяина Жилина. Их дружба началась не сразу. Жилин впервые увидел Дину, когда она принесла ему воды. Автор так описывает девочку. Ей было тринадцать лет, она была похожа на своего отца. Одета она была в синюю длинную рубаху. У Дины длинные волосы. Сначала она испугалась Жилина, она смотрела на Жилина, как на какого-то дикого зверя. Даже ее отцу стало смешно, когда Жилин подал ей кувшин, а она отпрыгнула от него, как дикая коза. Когда Жилин немного обжился в татарском ауле, он начал мастерить разные поделки. Сначала он слепил куклу, одел ее в татарские одежды и поставил на крышу. Дина увидела это и позвала других татарских девочек. Потом она увидела, что Жилин ушел в сарай, и схватила куклу. У Дины это была ее первая кукла. Но ее разбила злая старуха. Жилин понял, что девочка огорчилась, и сделал куклу еще лучше. Так началась их дружба. Дина тайком от всех носила Жилину еду. Она знала, что пленников плохо кормят. Сначала это было козье молоко, потом сырные лепешки, а однажды – кусок баранины. Дина, как и Жилин, любила помогать другим людям. Если бы не Дина, Жилин никогда не смог бы сбежать второй раз. Их с Костылиным посадили в глубокую яму, из которой пленникам не выбраться. Жилин чувствовал, что Дина его не бросит. Он наделал девочке из глины разных фигурок лошадей, собак. Дина пришла на другой день к яме и сказала Жилину, что Их хотят убить. Жилин попросил Дину помочь, но она отказалась. Жилин подумал, что девочка испугалась. Однако ночью в яму упала длинная палка. По ней и выбрался Жилин. Дина помогала русскому офицеру сбить замок с кандалов. Когда у нее это не получилось, она заплакала от горя. Девочка знала, что она больше никогда не увидит Жилина, если даст ему убежать. Но она пожертвовала собой, своими чувствами. Дина не только помогла ему бежать, но и приготовила немного еды. Я думаю, что отношения Дины и Жилина можно назвать настоящей дружбой. Тринадцатилетняя девочка сделала то, на что не могли решиться взрослые люди. Она спасла Жилина от смерти. А тот подарил ей детство. Я думаю, что игрушки, сделанные Жилиным, были первыми в жизни девочки.

1. Введение . Дина - персонаж рассказа Л. Н. Толстого "Кавказский пленник". Это дочь Абдула Мурата, у которого в плену находятся Жилин и Костылин. В образе Дины раскрываются гуманистические представления писателя, который резко отрицательно относится к войне и насилию.

2. Общая характеристика. Дина - девочка в возрасте тринадцати лет. Она не бывала нигде, кроме своего аула. Дина обладает бойким и веселым нравом. Судя по всему, русских она видит впервые, поэтому они вызывают в ней неподдельное изумление. Когда Дина впервые приносит Жилину воды и хлеба, она пристально наблюдает за тем, как он ест и пьет. Русские представляются ей в качестве диковинных зверей. Дина никогда не находится в состоянии покоя. Она либо смеется, либо плачет. Поводом для резкой смены настроения может стать самый незначительный случай.

3. Отношения с Жилиным. Русскому пленнику удалось сломить лед недоверия благодаря искусно сделанной кукле. Дина была в восторге от игрушки. После второй куклы она уже сама принесла Жилину кувшин молока. Постепенно она привыкла к умелому пленнику и стала его подкармливать. Отношения Дины и Жилина очень показательны. Все жители аула, не исключая детей, относятся к русским, как к непримиримым врагам. Их терпят только в расчете получить выкуп. Дине совершенно несвойственны ненависть и жестокость.

Когда первый испуг прошел, она поняла, что пленники - такие же люди. У Дины была возможность сравнить поступки "своих" и "чужих". Старуха сломала ее куклу, а Жилин сделал другую. Дина понимает, что подкармливая тайком Жилина, она может подвергнуться наказанию. Но русский пленник настолько ей симпатичен, что она с готовностью идет на такой риск.

Самым главным моментом в раскрытии образа Дины является ее помощь Жилину во время второго побега. Девочка узнала о том, что русских собираются казнить. Ей очень жалко Жилина, поэтому она предупреждает его о грозящей опасности. Пленник умоляет Дину помочь ему сбежать. Девочка отказывается, но когда в доме остается всего лишь два человека, все-таки спускает в яму длинный шест. Дина настолько привязалась к Жилину, что даже пытается помочь ему сбить колодки. Естественно, у нее ничего не получается. Девочка плачет от собственного бессилия. Прощаясь с пленником навсегда, она не забывает напоследок сунуть ему в дорогу лепешек.

4. Итог . Дина - самый симпатичный и трогательный персонаж рассказа. Она как бы возвышается над двумя враждующими нациями. Для девочки не существует понятия "враг". Любой человек может стать ее другом, если сделает доброе дело. Русский пленник стал для девочки живым свидетельством того, что где-то существует какой-то другой мир. Жизнь не ограничивается собственным аулом и войной. Дина пока еще не осознает, что ее помощь Жилину вызвана стремлением вырваться из тесных рамок многолетней ненависти и неприязни к другому народу.

литературы гимназии № 000

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - проследить за тем, как создается в новелле образ Дины;

Решить вопрос о роли Дины в произведении.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: портрет; репродукции, иллюстрирующие эпизоды, в которых появляется Дина; рисунки учащихся помещены на отдельный стенд.

ХОД УРОКА:

1. Вступительное слово учителя.

Каждое произведение литературы – удивительный и прекрасный мир образов, красок и звуков. В центре этого мира всегда стоит человек. Поэтому особое место в произведении всегда занимают персонажи – действующие лица произведения.

Образ каждого персонажа автор создает при помощи особых приемов. И наша задача – научиться видеть их в тексте, с тем, чтобы составить о герое полное впечатление, научиться понимать его чувства и мысли, а главное – понять, какая роль отведена автором этому персонажу в произведении.

На предыдущих уроках мы наблюдали за тем, как созданы автором образы Жилина и Костылина. Сегодня же нам предстоит поработать над образом Дины.

2. Работа с текстом новеллы «Кавказский пленник». Одновременно учащиеся самостоятельно делают записи в тетрадях.

1). Вспомните, что помогает правильно охарактеризовать художественный образ? На что необходимо прежде всего обращать свое внимание в тексте?

портрет

поступки

2). Теперь давайте обратимся к тексту. Вспомните эпизод, в котором Дина появится перед читателем впервые /эпизод читается наизусть заранее подготовленным учеником/.

От слов « Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали» до слов «глаз не спускает – смотрит».

Как описывается девочка в этом эпизоде? Что мы о ней узнаем?

/Дина показана глазами Жилина/

О чем рассказывает ее одежда?

Как характеризуют ее движения?

Что вы можете сказать об отношении к ней отца, Жилина?

Что важного открыл нам данный эпизод?

3). Давайте обратимся ко второму эпизоду.

От слов «Жилин на всякое рукоделие мастер был» до слов «бросит и убежит» .

Как развиваются взаимоотношения Дины и Жилина? /они сдружились/

- Изменилась ли Дина? Почему она привязалась к Жилину?

/Они похожи; в них много общего. Вначале – любопытство, интерес к новому человеку. Затем - Дина почувствовала в Жилине искреннего, доброго человека, она стала ему доверять. Еще одно свело их – чувство одиночества: Жилин – пленник, Дина – сирота. Ей одиноко, она нуждается в ласке, понимании, заботе. Об этом не сказано прямо, но читателю дана подсказка: эпизод, где Дина качает на руках куклу./

О каких чертах характера Дины мы узнаем из этого эпизода?

Дина отзывчива, умеет сопереживать, чувствовать боль, одиночество другого человека; она заботливая, добросердечная, помнит и ценит добро, отвечает тем же и др.

4). А теперь давайте обратимся к 6 главе

/ побег Жилина; яма; татары озлоблены, не кормят/

- Как представлена в этом эпизоде Дина? Забыла ли она о друге? Прочтите.

/ «Вдруг прямо ему на коленки…»/

О чем вам скажет слово «вдруг»; смех Дины?

/она радуется, что вновь видит Жилина и что ей удалось его удивить/

Почему она убежит, но потом вернется?

/узнала, что грозит Жилину беда; она не могла бросить друга/

Каково состояние Дины? Что помогает вам это понять?

/Дина грустна, расстроена. Это можно понять, обратив внимание на глаголы, передающие движения девочки. Раньше она убегала, прыгала, смеялась, теперь же – притихла: «посидела, помолчала»./

Чем этот эпизод отличается от двух предыдущих?

/ Диалог. Жилин и Дина стали понимать друг друга, они говорят(!)/

Что нового узнаем о Дине?

/Она верный, преданный друг; готова прийти на помощь, пожертвовать собой; не бросит друга в беде; думает не о себе – о друге; чуткая, храбрая, решительная, предусмотрительная./

«глаза, как у кошки» / «глазенки, как звездочки»

«отпрыгнула, как коза» / «легко, как козочка»

руки / «ручонки.., как прутики»

Объясните последнее предложение этого эпизода. Почему Дина так быстро убежала?

/Наступил час прощания. Это очень тяжело. Да и у Жилина времени мало. Дина это понимала./

5). Итак, давайте подведем итог нашим наблюдениям. Как создается образ Дины в произведении?

/Толстой использует сравнения, описывая движения девочки. Именно движения выдают внутреннее состояние Дины. Также автором создается портрет. Он звучит в произведении дважды, почти без изменения(«черные, светлые глаза»). Однако в последнем эпизоде автор подбирает слова более эмоциональной окраски.

Дина похожа на героинь народных сказок, прежде всего своей внутренней красотой, любовью, верностью и преданностью./

В создании образов Жилина и Костылина писатель использует говорящие фамилии. Давайте обратимся к толкованию имени Дины (задание получено учеником заранее).

3. Итог урока.

Ребята, вы помните, что новелла написана Толстым специально для детей. Я предлагаю решить вам важный вопрос: «С какой целью вводит образ Дины в свое произведение? Какова роль этого персонажа?»

/Перед нами произведение художественного стиля. Как мы помним, задача художественного стиля – воздействие. посредством Дины воздействует на своих читателей. Повествование становится более теплым в эпизодах с девочкой. Именно она помогает Жилину бежать. Она может служить для нас примером верности и преданности.

Но главное, что хотел показать: для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность (Дина – татарка, Жилин – русский). Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас любить всех людей, не зависимо от их национальности и цвета кожи. Если таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на планете воцарится мир./

Понравилась вам Дина? Хотели бы вы иметь такого друга?

Что вы больше всего цените в своих друзьях? Чему научились вы у героини новеллы?

Мы не прощаемся с этой девочкой. Я предлагаю вам дома написать письмо своему другу, рассказав о замечательной девочке из далекого кавказского аула.