Меню
Бесплатно
Главная  /  Психология  /  Гуситское движение, основные направления, программы. Информационный проект совместно со взрослыми «Путешествие по памятным местам гуситского движения». С помощью дополнительной Итоги гуситского движения в чехии

Гуситское движение, основные направления, программы. Информационный проект совместно со взрослыми «Путешествие по памятным местам гуситского движения». С помощью дополнительной Итоги гуситского движения в чехии

Итоги и значение гуситских войн. Утвердилась гуситская церковь. Католическая церковь потеряла все свои владения и влияние в обществе. Гуситская церковь была более демократичной и близкой к народу. Крестьяне перестали выплачивать десятину. Церковные земли достались дворянству, поэтому никто не был заинтересован в восстановлении власти церкви. Королевская власть была ограничена парламентом – сеймом. Чехия – сословная монархия. Из городов изгнано немецкое население, Чехия превратилось в почти однонациональное государство. Гуситское движение надолго оторвало Чехию от общеевропейского развития. Если при Карле страна находилась в центре культурной, идеологической и политической жизни Европы, то теперь она стала совершенно замкнутой в рамках своих местных религиозно-политических проблем. Праге было больше не суждено стать мировым центром.

Слайд 22 из презентации «Гуситское движение» . Размер архива с презентацией 13667 КБ.
Скачать презентацию

Позднее Средневековье

краткое содержание других презентаций

«Франция в Средние века» - Людовик XI. Борьба. Последняя битва. Война Алой и Белой розы. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Правление Генриха VII. Королевские налоги. Задание на урок. Культура. Централизованное государство. Елизавета Йоркская. Последствия объединения Франции. Причины усиления королевской власти. Укрепленный замок. Франция в 1498 году. Рыцарский турнир. Англия в период войны Роз.

«Начало гуситского движения» - Выберите правильный ответ. Чехия была самым сильным государством. Ян Гус. Великий раскол католической церкви. Борьба за независимость. Начало Гуситского движения. Чехия в 14 веке. Гуса арестовали. Проповедь еретика. Казнь Яна Гуса.

«Гуситское движение» - Гуситское движение в Чехии. Основатель первого Университета. Гуситское движение. Собор. Жижка разошелся с руководством умеренных гуситов. Император и король. Чешский народ. Любимое оружие. Горожане. Слои населения. Начало вооруженной борьбы. Итоги и значение гуситских войн. Крестьяне. Карл IV. Покровитель искусства. Начало крестовых походов. Талантливый писатель. Ян Жижка. Ян Гус. Табориты. Карлов мост в Праге.

«Д`Арк» - Камиль Писсарро. Шесть легенд вокруг великого имени. Жанна дарк, покровительница военных и Франции. 30 МАЯ. Еще одна внутри. Полгода пробыла Жанна в бургунском плену. Для освобождения Орлеана Жанне потребовалось 9 дней. канун Рождества и день рождения Жанны дарк. Испытания продолжаются. Памятник Жанне дАрк в Париже. Обращается, что- бы понять. Прошло два дня. Многие собрания и разговоры Деве неприятны.

«Восстания крестьян» - Причины восстания. 4.1 Начало восстания Уота Тайлера в Англии. 4.3 Начало восстания Уота Тайлера в Англии. 2.3 Жакерия во Франции. 4.5 Начало восстания Уота Тайлера в Англии. 2.1 Жакерия во Франции. Введение новых налогов. Крестьяне одной деревни отбили нападение отряда наёмников-грабителей. 3.1 Почему восстали английские крестьяне. Усиление эксплуатации крестьян. 4.2 Начало восстания Уота Тайлера в Англии.

Гуситское революционное движение. Такое название получили события в Чехии, перевернувшие всю страну, в первой трети XIV в. Само название движение получило по имени одного из его вождей - ученого, профессора университета в Праге, магистра Яна Гуса (1371-1415). Он выступал против роскоши и дурных нравов священников, епископов, монахов, против несправедливости. Римский папа увидел в этом отступление от поведения доброго христианина и веры и решил Яна Гуса вызвать на собор. Так в то время назывались специальные съезды ученых, епископов, духовных лиц, тех, кто был в церкви у власти. Они все вместе задавали человеку, заподозренному в неверном понимании католического учения или слишком смело критикующему церковь, вопросы и, как правило, сурово осуждали его, вплоть до сожжения на костре. Собор состоялся в немецком городе Констанце. Гусу обещали безопасность и неприкосновенность. Однако это обещание было нарушено, Ян Гус взят под стражу и 6 июля 1415 г. сожжен на костре как еретик.

Его смерть вызвала волнения в Чехии. Все население Чешского королевства разделилось на два больших лагеря: гуситский, куда входили люди всех сословий, в той или иной степени разделявшие взгляды Гуса, и католический, который объединял всех противников гусизма. Лагерь гуситов не был един. Наиболее зажиточные слои общества, представители чешского дворянства (шляхты), особенно его верхушки (панства), богатые жители городов, хотели отобрать у католической церкви часть богатств и переделить их в свою пользу, отменить особые правила причастия для духовных лиц. Крестьяне, мелкий городской люд не удовлетворились подобной программой. Также выступая за лишение церкви богатств и привилегий, они требовали серьезного переустройства общества, чтобы всем жилось хорошо и по справедливости. Это крыло гуситов получило название таборитов по названию города Табора, который был их центром.

Между гуситами и католиками скоро начались войны, и шли они очень долго, почти 20 лет. Католическая церковь объявила всех гуситов еретиками, и призвала своих сторонников в крестовый поход против них. В отряды крестоносцев вошли чешские паны-католики, феодалы из соседних государств, в первую очередь - Германии и Венгрии. В Чехию было совершено пять крестовых походов, и все пять потерпели полное поражение.

Гуситская тактика. Главным секретом побед гуситов была придуманная ими самими тактика ведения боевых действий. Напомним, что в войско таборитов приходили крестьяне и горожане, не знавшие военного дела. Однако уже в начале 1420-х годов гуситская армия стала одной из самых боеспособных в Европе. Дворяне, вставшие во главе этой армии, понимали, что надо научиться успешно противостоять тяжелой рыцарской кавалерии. Ясно, что в чистом поле пехота, не имеющая хорошей подготовки, не может выдержать ударов рыцарской кавалерии, если каким-то образом не мешать ее действиям. И табориты начали применять боевые возы, т.е. особые повозки с высокими бортами. Перед битвой возы замыкались в кольцо и скреплялись заранее приготовленными цепями. Обращенную к противнику сторону возов усиливали деревянными щитами, а с внутренней стороны на каждый воз вели специальные сходни. К каждому возу приставляли специальную обслуживающую команду.

Если позволяло время, оборона усиливалась земляными укреплениями. Таким образом, среди поля вырастала своеобразная крепость, приспособленная для ведения оборонительного боя. По наступающему противнику открывался огонь из мощных луков и арбалетов. Кроме того, табориты имели на вооружении очень сильную артиллерию и ручное огнестрельное оружие. Находясь под прикрытием возов, они изматывали панов и их отряды, вынужденные безуспешно атаковать укрепление.

В тот момент, когда натиск противника начинал ослабевать, гуситы переходили в атаку. Цепь возов размыкалась, и на изнуренного схваткой врага устремлялись свежие конные отряды, находившиеся в резерве. Удар конницы поддерживался атакой пехоты. Так гуситы одержали много славных побед. В 1420 г. при Судомерже табориты под командованием Яна Жижки из Троцнова нанесли поражение впятеро превосходящим силам католиков. В 1424 г. при Малешове табориты вновь одержали победу над значительно превосходящими силами противника. В кровопролитном сражении при Усти (1426 г.) табориты под командованием Прокопа Великого нанесли сокрушительное поражение крестоносцам. По данным хроники, крестоносцы в этом бою потеряли 10 тысяч человек.

За 10 лет гуситы превратились в опытных, закаленных в многочисленных боях с крестоносцами воинов. Они были хорошо вооружены и дисциплинированны. Моральный и боевой дух таборитов был очень высок. В течение всех лет табориты не знали крупных поражений. Слава их была так велика, что 14 августа 1431 г. при одном лишь известии о приближении гуситского войска армия крестоносцев под Домажлицами обратилась в паническое бегство, даже не вступив в бой.

Которого казнили в 1415 г. Спустя несколько лет в Богемии (территория современной Чехии) вспыхнули массовые восстания, которые отражали общественные настроения и были протестом на религиозную, политическую и экономическую ситуацию в королевстве. Начались войны в 1419 году и продлились до 1434 года. Это была часть Реформаторского движения, которое в 15 в. захватило всю Европу.

Ученые отмечают одну важную особенность этого локального конфликта – восставшие массово стали применять огнестрельное оружие, из-за чего погибло большое количество людей.

Участники войн

  • Крестьяне, которых называли гусит. Умеренных восставших называли чашниками, а радикальных – таборитами;
  • Городской плебс;
  • Мелкие мещане;
  • Дворяне;
  • Немецкие, австрийские, венгерские, польские, итальянские феодалы.

Косвенно поддерживали польский и литовский короли.

В самом начале Гуситских войн участники движения раскололись на два лагеря – революционное и умеренное. Представителей первого крыла назывались таборитами, которые в 1420 году в южных регионах Чехии основали одноименный город. Это был центр борьбы революционного направления гуситов. К радикальным восставшим примкнули городской плебс, бюргеры, крестьяне, часть обедневших дворян.

Табориты требовали реформировать церковь, перестроить политический и общественный строй, систему Чехии, уничтожить католические монастыри и церкви, секуляризовать их собственность и имения. Также они хотели, чтобы Библию каждый человек мог свободно трактовать. Культ святых, почитание мощей табориты не признавали и поэтому требовали их отмены. Священники должны были перестать носить пышные и роскошные наряды. Стать священником мог каждый человек, который знал Святое Писание. Это могла быть и женщина, если она сдавала экзамен на знание Библии.

Второе крыло – умеренное – называли себя чашниками, поскольку выступали за то, что причащение должно происходить из чаш для всех, а не только для священников. Среди чашников были верхушка патрициев, которые жили в городах, шляхта и паны Чехии. Чашники составили свой документ с требованиями, который назывался «Четыре пражские статьи». Он содержал идеи Реформации, требования проводить богослужение на родном для чехов языке, отменить привилегии священникам, ввести церковные требы.

Табориты между собой постоянно ссорились, не выдерживая накала борьбы и напряжения. Спустя время они раскололись на умеренных таборитов и радикальных хилиастов.

Противоречия между гуситами подорвали основы революционного движения в Чехии, мешали добиваться поставленных целей. Войны проходили не только с немецкими захватчиками Чехии, но и между восставшими. Чашники, например, сделали попытку организовать покушение на Яна Жижку, но оно оказалось неудачным. Умеренные и радикальные гуситы боролись друг против друга и в идеологической сфере.

Предпосылки и причины

Католическая церковь и немецкие феодалы создали в 15 в. в Чехии условия для развития оппозиционного движения. Его возглавил ректор Пражского университета Ян Гус, который требовал проведения радикальной реформы внутри церкви, критиковал богачей. В результате чего, Гус очень быстро стал популярным среди бедняков. Среди основных требований и заслуг Яна Гуса были:

  • Призыв отменить индульгенции;
  • Обличал симонию духовенства;
  • Выступал против немецкой колонизации Чехии;
  • Перевел Библию на чешский язык, что сделало Священное Писание доступным для бедняков.

Ученики Гуса были более радикальными, призывая к расправам над духовенством Католической церкви. Обычное реформирование уже не устраивало. Папа Римский считал, что в распространении ереси виноват Ян Гус, поэтому вызвал его на собор в Констанце. Перед поездкой ректору университета император Священной Римской империи выдал специальную охранную грамоту. Но она не была принято никем из священников и духовенства во внимание. Гус был арестован и сожжен на костре.

Ответом на подобную жестокость стали общественные движения, которые к 1419 года стали всенародными. Непосредственными причинами Гуситских войн стали следующие факторы:

  • Дворяне Чехии направили протест собору в Констанце;
  • Стали появляться народные проповедники, которые трактовали идеи Яна Гуса по-своему, в результате чего, они стали принимать радикальную направленность;
  • Открытое неповиновение крестьян своим феодалам;
  • Желание избавиться от немецкого владычества и засилья.

Поводом к войне стало собрание около Прати (гора Фавор) летом 1419 года, которое и переросло в стычки гуситов и католиков.

Характер войн

  • Религиозный;
  • Национальный;
  • Антифеодальный;
  • Народный.

Ход военных действий и крестовые походы

После первых вооруженных столкновений гуситов и католиков, стали вспыхивать восстания по всей стране. В частности, в Праге в ряды сторонников идей Яна Гуса влились представители городского плебса. С каждым месяцем все больше населенных пунктов Чехии поднимались против церкви и немцев. Стычки и битвы, носившие локальный характер, заканчивались по-разному:

  • Победой гуситов;
  • Поражением от католиков;
  • Победой богатых слоев общества, которые поддерживали немцев.

Внутреннюю ситуацию в стране осложнила смерть короля Чехии Вацлава Четвертого и избрание на престол его брата Сигизмунда Первого, который по совместительству был императором Священной Римской империи. Население Чехии не приняло нового короля, поэтому противостояния вспыхнули с новой силой.

В ответ на события в Чехии Сигизмунд объявил крестовый поход против гуситов. Это была серия военных мероприятий, в которых можно выделить несколько этапов:

  • Первый крестовый поход – 1420 г.;
  • Второй – 1421 г.;
  • Третий – 1422 г.;
  • Четвертый- 1427 г.
  • Пятый – 1431 г.

В 1420 году в Богемию вошли крестоносцы, которых около Праги встретили гуситы. Их возглавлял опытный военачальник и полководец Ян Жижка. Восставшие под его управлением вступили в борьбу с крестоносцами, и выиграли битву. Таким образом, проблема наследника престола в Чехии осталась нерешенной.

Второй Крестовый поход начался год спустя после первого, и снова Ян Жижка с гуситами заставил рыцарей бежать. В одной из битв полководец был ранен, потом ослеп, но продолжал выполнять успешно свои обязанности, руководя гуситами.

Третий крестовый поход снова закончился неудачей, но проходил на фоне внутреннего раскола в гуситском движении. В 1424 году радикальные гуситы – табориты, которые возглавлялись Жижкой разгромили чашников. Спустя несколько месяцев Ян Жидка умер, заболев чумой. Его место занял Прокоп Большой, который стал активный и важным деятелем Реформации в Чехии. Таборитами он руководил очень опытно, выигрывав не одну битву против немцев и других иностранных захватчиков. Четвертый Крестовый поход Папа объявил сразу после того, как табориты в очередной раз разгромили армию императора Священной Римской империи. Гуситы снова выиграли, что позволило им начать контрнаступление против врагов, и выйти во владения империи в Австрии и Венгрии. Чешским восставшим удалось дойти до Балтийского побережья, распространяя идеи Яна Гуса и Реформации. Католический мир и католики называли эту веру ядом из Богемии.

Папа Римский и Сигизмунд Первый понимали, что остановить гуситское движение необходимо любой ценой. Они стали использовать внутренние расколы, делая ставку на чашников. Это была оппозиция к радикалам-таборитам. Пока решался вопрос о том, как договориться с чашниками, Папа снова объявил Пятый крестовый поход, который произошел в 1431 году. Рыцарей снова разбили, на этот раз под Домажлицами.

В 1431 году состоялся собор в Базеле, на котором присутствовали умеренные гуситы чашники. Папа Римский договорился с ними, выработав компромиссное решение. На основании этого был составлен документ под названием Пражские компактаты (основывались на «Пражских статьях)», которые содержали следующие условия:

  • Богослужение в Чехии разрешено проводиться на чешском языке;
  • Причащаться в церкви можно было под обоими видами;
  • Была ликвидирована церковная юрисдикция;
  • Факт секуляризации был признан, как свершившийся;
  • Чехи и моравы обязаны были подчиняться католической церкви и признавать власть Папы Римского;
  • Проповедь в национальных церквях провозглашалась свободной;
  • Священников имел право назначать епископов;
  • Все преступления и греки наказывались не только духовенством, но и гражданскими властями и другими органами;
  • Священникам разрешалось владеть имуществом.

Табориты не признали компактаты, и снова стали воевать с чашниками. Последние обратились к Ватикану.

Рядом Умеренные и радикальные гуситы встретились в битве 30 мая 1434 года около села Липаны, что с Ческим Бродом. Табориты проиграли сражение, несмотря на разгром и гибель лидеров восстания, но продолжали вести партизанскую войну против немцев. Самое яростное сопротивление длительное время оказывал регион Сион. Только в 1437 году область пала, а таборитского руководителя Яна Рогача казнили.

Результаты и последствия Гуситских войн

Через два года Сигизмунд Первый был второй раз провозглашен королем Чехии. Следствием этого стал приезд в страну огромного количества священников-католиков, немцев. Иностранцы жестоко расправлялись с гуситами, которые прятались от официальной власти. Все обещания, которые Сигизмунд давал во время коронации были отменены и нарушены, требования восставших не выполнялись, в Чехии началась реакция, которая усиливала позиции феодалов. Обычные люди страдали от преследований и налогового гнета.

В 1437 году Сигизмунд Первый умер, чехи и Национальная чешская партия не признали наследника императора, которым был Альбрехт Австрийский. Вместо него на престол в 1438 году выбрали Казимира Ягеллона, родного брата польского короля Владислава. Этого кандидата не приняли католики и умеренные чашники, бывшие участники гуситского движения. Разгорелась очередная междоусобица, в которую были втянуты чехи, поляки, австрийцы, немцы. В конце концов, католики в Чехии выбрали своего представителя на престол, им стал Мейнгард Нейгаузский, а чашники – Генрика Птачека, они воевали друг с другом. Но борьба закончилась ничем для них, поскольку Птачек умер, и чашники выбрали своим предводителем-старшиной Иржи (Юрия) Подебрада. Он арестовал противника Птачека, благодаря чему партия чашников стала правящей в стране. В 1458 году он был избран королем. Именно ему принадлежит слава того, кто разгромил остатки таборитского движения. Выжившие члены стали членами общины Чешских братьев, основанной в 1457 г. Участники этой организации стали проповедовать нравственное совершенствование.

Среди заслуг Иржи Подебрада были попытки ограничить произвол феодалов, шляхты, снизить их давление на крестьян. Помимо этого, король способствовал тому, чтобы активно развивались торговля и ремесла, повысил налоги. Подебрад всячески оказывал сопротивление императору Священной Римской империи и Папе Римскому, поэтому в Чехии длительное время существовала свобода вероисповедания. Этот принцип общественной и религиозной жизни был подтвержден при приемнике Подебрада – при короле Владиславе (Польша). В 1516 году Чехия стала составной частью Австрии, и на его престол сел Фердинанд Австрийский. Из-за этого свобода вероисповедания стала постепенно ограничиваться, из-за чего в стране усиливались преследования. Учения гуситов нашло отражение в учении общества Богемские братья.

Гуситские войны не только привели к власти нового короля, который старался поддерживать крестьян и плебс. Противостояние оказало огромное влияние на чехов и моравов, которые перед внешней угрозой объединились и длительное время оказывали серьезное сопротивление немцам. Большая часть общества боролась за независимое национальное государство, требовала проведения реформы церкви, что способствовало формирование чешского характера, самосознания и менталитета. Войны сторонников Яна Гуса стали предпосылкой для развития Реформации в Чехии, оказали огромное влияние на судьбу западных, восточных и южных славян.

Движение зародилось после казней Яна Гуса (15 июля 1415) и Иеронима Пражского (1416). На сейме в сентябре 1415 в Праге был составлен протест против сожжения Гуса, подписанный 452 баронами и низшими дворянами Богемии и Моравии. 5 сентября на сейме была подписана грамота, в которой вельможи и дворяне обязались способствовать свободной проповеди в своих владениях, а в случаях противоречия между мнением церковников и Священным Писанием решение предоставлялась профессорам и магистрам Пражского университета (который к тому времени был практически чисто чешским). Вопрос о евхаристии (тот, за который в основном и был признан еретиком Уиклиф) стал центральным для повстанцев. Они требовали причащения для мирян «под обоими видами», то есть хлебом и вином (католическая церковь причащает мирян только хлебом). Чаша для мирян стала символом движения. Другим важным пунктом расхождения с ортодоксальным католицизмом была литургия на чешском языке. Для того, чтобы послушать проповеди, в 1415-1419 народ собирался на горах (Табор, т. е. евангельский Фавор, Ореб, Беранек), где народные проповедники выступали подобно Христу с Нагорной проповедью. От «чаши» и г. Табор и получили название впоследствии два важнейших крыла гуситов. Самих же гуситов в начале движения чаще называли виклефитами (по имени Уиклифа).

И народ, и чешское дворянство были резко настроены против императора Сигизмунда , чья охранная грамота помогла выманить Гуса в Констанц (хотя император и сожалел о его аресте). В 1419 умер король Вацлав , и император, брат покойного, стал претендовать над власть над Богемией, что вызвало новые восстания. 30 июля 1419 под предводительством Яна Желивского произошла пражская дефенестрация - из окон ратуши выбросили католиков-членов городского совета. Так началось настоящее восстание гуситов. Наряду с Прагой важным центром стал г. Пльзень, где вождем был народный проповедник Вацлав Коранда . Из Пльзеня повстанцы двинулись на юг и укрепились на г. Табор (Южная Чехия, р. Лужнице у Сезимово-Усти, близ городка Аусти). Религиозное и национальное брожение охватило всю страну. В Чехии началась война между католическим и гуситским лагерями. Император Сигизмунд I начал против гуситов крестовый поход при поддержке папы Мартина V . Крестоносцы осадили Прагу, но потерпели полное поражение 14 июля 1420 от гуситов, чте войско возглавил опытный и талантливый полководец Ян Жижка .

После первого крестового похода состоялись еще четыре: 1421, 1426, 1427 и 1431. Все они окончились неудачей. Гуситы в этот период только оборонялись. Ян Жижка и его преемники (Прокоп великий и др.) в качестве тактических средств успешно применяли вагенбурги , ввели новые роды войск - повозочные и пушкарские. Иногда войско гуситов даже называют первым войском Нового времени. Противники же гуситов в основном придерживались традиционной тактики рыцарей, плохо применяли артиллерию. Гуситы одерживали победы, из Чехии были изгнаны не только крестоносцы, но и тысячи немцев. В 1420 обозначилась разница между таборитами и умеренными. Чашники, среди которых ведущую роль играли магистры Карлова университета, изложили свою программу в Четырех пражских статьях. Они требовали разрешить народным проповедникам использовать Священное Писание в их проповедях, совершать причастие мирян хлебом и вином, ввести отказ от собственности для священства, а также запрет проституции и суровое наказание за совершенные грехи. Программа таборитов (Двенадцать пражских статей) была принята в августе 1420 и гораздо более радикальна. От Церкви табориты требовали возвращения к евангельской простоте, отказа от богатства и власти, от светской власти - ликвидации частной собственности и феодальных привилегий. На Таборе была сделана попытка отказаться от собственности, создать общество всеобщего равенства. Кроме того, среди таборитов были более радикальные группировки, часто вспыхивали ожидания хилиазма . В 1419-1421 взгляды наиболее радикальных таборитов (пикартов) преобладали, чешские историки впоследствии назвали этот период «гегемонией бедноты». Но на практике попытка создать общество «всеобщего равенства» привела лишь к падению уровня жизни, прекращению земледелия и ремесел. 1421 стал переломным для гуситского движения. В этом году чашники расправились с вождями сторонников бедности - Яном Быдлинским, Мартиной Гуской и др. 9 марта 1422 был убит Ян Желивский , в 1424 умер Ян Жижка . После смерти Яна Жижки его войска назвали себя «сиротами». Табориты и «сироты» от обороны перешли к вылазкам в соседние страны: в Силезию (1427-28), Саксонию, Верхнюю Франконию и Баварию (1429-30), в Восточную Словакию и к Балтийскому морю (1433).

Император не смог военной силой победить гуситов, но тяжелое положение страны вызывало все большее недовольство бюргерства и рыцарей. Они пошли на примирение с Сигизмундом, который был согласен на незначительные уступки чашникам на Базельском соборе 1431, но табориты не пошли на компромисс. Тогда чашники соединились с католиками и нанесли поражение таборитам в битве при Липанах в 1434, в 1436 Сигизмунд занял, наконец, чешский трон. По Пражским соглашениям 1436 было признано общее причащение хлебом и вином (вскоре отмененное). Император согласился с провозглашением независимой от Рима Богемской церкви, которая просуществовала до 1620. Последняя крепость таборитов, Сион пала в 1437.

Гуситские войны стали прологом к началу Реформации 16 в. В самой Чехии их преемниками в религиозном смысле стали «чешские братья».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Гуситское Движение в Чехии

Выполнила: Ученица 6 "В" класса

Сергамаскина Анастасия

1. Чехия в XIV веке

В середине XIV века, как уже было сказано, чешский король Карл I был избран императором Священной Римской империи под именем Карла IV (см. § 23, п. 3). Чехия стала в ней самым сильным государством. Чешский король занял первое место среди князей, получивших право избирать императора.

Карл I избегал войн, но сумел расширить территорию Чешского королевства: он скупал земли, устраивал выгодные браки своих детей.

Король покровительствовал развитию ремесла, горного дела, торговли и культуры.

В это время Чехия переживала хозяйственный подъем. По добыче серебра, из которого тогда чеканили монету, Чехия вышла на одно из первых мест в Европе. В городах насчитывалось более 200 ремесел, в том числе производство сукна и стеклянной посуды. В Чехии, расположенной почти в центре Европы, пересекались важнейшие торговые пути. В Праге два раза в год устраивали большие ярмарки; на них съезжались купцы из Польши, Германии и Италии.

В Праге, ставшей при Карле I столицей империи, проживало около 40 тысяч человек. Тогда был сооружен знаменитый Карлов мост, заложен собор Святого Вита.

В города Чехии переселялись немецкие купцы и мастера. Как и у себя на родине, они создавали в городах самоуправление. До середины XIV века в городском совете Праги не было ни одного чеха. В руках немцев оказались и рудники. Чешские ремесленники и торговцы тщетно добивались участия в городском управлении.

Католическая церковь в Чехии владела третьей частью самых плодородных земель. Главе чешской церкви, архиепископу Пражскому, принадлежало 14 городов и 900 деревень. Особенно богатыми были монастыри.

Крестьяне и горожане изнемогали от бесчисленных поборов церкви. Значительную часть доходов, получаемых в Чехии, духовенство отсылало в Рим. Против католической церкви в Чехии назревало общее недовольство.

2. Жизнь и смерть Яна Гуса

В начале XV века небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные проповеди профессора Пражского университета Яна Гуса (1371--1415).

Ян Гус беспощадно обличал духовенство за то, что оно отступает от провозглашенной в Евангелии бедности. Он возмущался торговлей церковными должностями в Риме, продажей индульгенций в Чехии и называл папу главным мошенником. «Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как же не сказать после этого, что он хитрее и злее вора?» -- говорил Гус. чехия борьба гусит католический

От критики духовенства Гус перешел к требованиям реформы -- переустройства церкви. Он призывал отнять у церкви ее богатства, отобрать земли у епископов и монастырей; отменить плату за обряды, а богослужение проводить на родном языке. Гус сам разработал грамматику чешского языка. В Чехии должна быть своя церковь, подчиненная не папе, а королю. Против папы надо применить силу. «Настает, братья, ныне время войны и меча», -- утверждал Гус.

Архиепископ Пражский запретил Гусу выступать с проповедями, а затем отлучил его от церкви. Но Гус не дал себя запугать. Покинув Прагу, он два года жил на юге Чехии, где продолжал выступать перед крестьянами.

Тогда папа римский вызвал Гуса на церковный собор, заседавший на юге Германии в городе Констанце. Хотя император дал Гусу охранную грамоту, Гус понимал, что ему грозит гибель, и написал завещание. Он все же решил поехать на собор, чтобы отстоять свои взгляды. В Констанце Гуса заковали в цепи и полгода держали в сырой и холодной темнице. Затем над ним устроили суд

Собор объявил Гуса еретиком и потребовал, чтобы он отрекся от своих взглядов. Гус ответил: «Не могу изменить своей совести. Если отрекусь от истины, как дерзну посмотреть в глаза народу, который я всегда учил говорить правду?» Он предпочел умереть, но не отступил от своих убеждений. В 1415 году Ян Гус был сожжен на костре. Он мужественно встретил мучительную казнь.

3. Начало вооруженной борьбы

Гуситы. Казнь Гуса вызвала возмущение чешского народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи сторонников Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами.

В 1419 году произошло восстание в Праге. Горожане-чехи ворвались в ратушу, выбросили из окна ненавистных правителей города. Из других городов стали изгонять немецких богачей. Восставшие громили монастыри, убивали или изгоняли служителей церкви. Паны (чешские феодалы) захватывали церковные земли.

Среди восставших было два течения: умеренные и табориты. К умеренным принадлежали зажиточные бюргеры, а также большинство дворян. Умеренные требовали упразднить привилегии и землевладения церкви, упростить обряды, ввести богослужение на чешском языке.

Гораздо дальше в своих требованиях шли табориты: крестьяне, основная масса горожан, бедные рыцари. Они добивались реформы не только церкви, но и всего общества. Проповедники таборитов призывали уничтожить частную собственность, все повинности и налоги. Они верили, что скоро снова придет Христос и установит «Царство Божье»: «...не будет на земле ни королей, ни властителей, ни подданных, исчезнут налоги, и правление должно быть передано в руки народа». Табориты собирались на горе Табор на юге Чехии (отсюда их название). Здесь они заложили город, обнесли его мощными стенами и назвали, как и гору, Табором.

Люди, приходившие в Табор, опускали свои деньги в особые бочки на улицах. Эти средства шли на вооружение восставших и помощь беднякам. В Таборе все считались равными и называли друг друга братьями и сестрами.

4. Крестовые походы против гусито в

Папа объявил Крестовый поход против гуситов. Войско крестоносцев, состоявшее в основном из немецких феодалов, возглавил германский император. В походе приняли участие рыцари и наемники из многих европейских стран.

В 1420 году в Чехию вторглось стотысячное войско. Путь крестоносцев к чешской столице был отмечен грабежами, пожарами и убийствами. Крестоносцы кольцом охватили Прагу. Ожесточенная битва завязалась на холме у восточных ворот -- Витковой горе, где небольшой отряд таборитов стойко отбивал атаки рыцарской конницы. В решающий момент в тыл рыцарям ударил отряд горожан. Крестоносцы в смятении бежали от стен Праги.

Папа и император предприняли против гуситов еще четыре похода, которые закончились так же бесславно.

5. Народное войско

В чем же секрет побед гуситов? С крестоносцами боролось народное войско. У таборитов была рыцарская кавалерия, но основную часть их войска составляла пехота. Воины были вооружены цепами, косами, пиками, топорами, палками с железными наконечниками. Табориты стаскивали рыцарей с коней специальными крюками и «домолачивали» их цепами.

С большим успехом табориты впервые стали применять в бою небольшие полевые пушки, которые перевозили на повозках, используя их на открытой местности. Чтобы выдерживать атаки рыцарской конницы, табориты быстро сооружали замкнутые ограждения из крестьянских возов, которые скрепляли цепями и досками. Внутри такого кольца помещали больных и раненых, запасных лошадей, продукты и оружие. Возы ставили плотно один к другому. Почти никогда такие укрепления рыцарям взять не удавалось.

Отряды народного войска отличались от армий крестоносцев высоким боевым духом, стойкостью и дисциплиной. За ссоры, пьянство, азартные игры и грабеж воины наказывались, как за тяжкие преступления.

Главным организатором и руководителем гуситских войск был бедный рыцарь, опытный воин Ян Жижка. В одном из сражений Жижка был ранен в голову и ослеп. «Глазами» Жижки стали его помощники: они сообщали ему о движении вражеских войск. Прекрасно зная родные места, слепой полководец безошибочно выбирал наиболее удобную для чехов позицию. В сражениях он ошеломлял врагов неожиданными приемами и решениями. В одной битве по приказу Жижки с вершины холма на атакующих рыцарей спустили десятки возов, груженных камнями; рыцари были смяты и обращены в бегство. После смерти Яна Жижки новые талантливые полководцы возглавляли гуситские войска. Гуситы совершали успешные походы в Венгрию, Австрию и далеко в глубь Германии, доходили даже до берегов Балтийского моря. Гуситское войско превратилось в постоянное. Теперь воины -- бывшие повстанцы не имели других доходов, кроме добычи, и использовали походы в соседние страны для грабежа населения.

6. Конец гуситских войн

Чехия устала от многолетних войн, была разорена вражескими нашествиями и внутренней борьбой. Первыми сдались умеренные.

Разуверившись в успехе Крестовых походов, папа и император вступили в переговоры с умеренными. И когда пала признал новые церковные порядки в Чехии, умеренные образовали большое войско для борьбы с таборитами.

В 1434 году у городка Липаны, к востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их. После поражения у Липан лишь отдельные отряды таборитов продолжали военные действия, пока окончательно не были рассеяны.

7. Значение гу ситского движения

Чешский народ в течение 15 лет (с 1419 по 1434 г.) героически боролся против католической церкви и полчищ крестоносцев. В результате на два столетия среди части чешского народа утвердилась гуситская церковь; другая часть населения осталась католической. Католическая церковь так и не смогла полностью вернуть в Чехии утраченные земли и восстановить разрушенные монастыри. Крестьяне перестали платить десятину.

В годы гуситских войн большую роль в управлении страной играл сейм -- собрание представителей сословий. Сейм сохранился и в дальнейшем. Как и в других странах, в Чехии утвердилась сословная монархия.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Гуситы - чешское реформаторское религиозное движение под руководством Яна Гуса. Социально-политические причины возникновения гуситского движения. Основные идеи учения Яна Гуса и реакция общества. Вооруженная борьба гуситов, течения, итоги и значение.

    реферат , добавлен 20.05.2014

    Понятие и основные этапы распространения гуситского движения, причины и предпосылки его поражения. Формирование и утверждение соответствующей церкви. Ограничения королевской власти и изгнание немецкого населения из Чехии. Тевтонский орден в Польше.

    презентация , добавлен 24.12.2014

    Особенности экономического развития Чехии после окончания Тридцатилетней войны: феодальная реакция, обременительные налоги, разорение крестьян и их имущественное расслоение. Усиление католической реакции. Положение чешской деревни. Крестьянское движение.

    реферат , добавлен 10.07.2012

    Полный развал системы тимариотского землевладения. Изменения в положении болгарских земель в XVIII в. Подъем национально-освободительного движения. Культурно-просветительское движение и начало борьбы за создание самостоятельной болгарской церкви.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2011

    Идеология "аджорнаменто" в трудах западноевропейских теологов персоналистов. Основные положения, выдвинутые на II Ватиканском соборе и его итоги. Реформаторские движения в рядах католической церкви в 1950-1960-е гг. и значение привнесенных изменений.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2011

    Предпосылки правления Карла IV, его внутренняя и внешняя политика. Социально-экономическое развитие Чехии. Развитие чешской литературы. Основание Эммаусского монастыря в Праге. Повышение материального благосостояния Чехии. Создание первого университета.

    реферат , добавлен 26.01.2013

    Изучение взаимоотношений католической церкви и испанского государства в ХХ веке. Определение основных идейных течений католицизма. Анализ и оценка роли идеологов католицизма в политической мысли Испании в ХХ веке. Диктаторский режим генерала Франко.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2014

    История возникновения первых политических образований на территории современной Чехии. Укрепление привилегированного статуса Чехии королем Карлом IV. Общая характеристика и основные положения "Золотой Буллы". Предпосылки и последствия гуситских войн.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2010

    Революционный подъем в Молдавии в середине 50-х годов XIX столетия. Пропаганда демократических идей, борьба против царизма за освобождение крестьян. Последствия проведения реформы 1861 года. Обострение классовой борьбы резешей. Рабочее движение Молдавии.

    доклад , добавлен 22.11.2010

    Швеция в начале XVI в.. Важное значение католической церкви в шведской политической жизни. Реформа и ослабление позиций католической церкви. Проведение и политические итоги Реформации. Ливонская война и военно-политический союз Швеции и Речи Посполитой.