Меню
Бесплатно
Главная  /  Красота  /  Федотов павел андреевич - русский офицер и художник. Презентация на тему "федотов павел андреевич" Из биографии художника

Федотов павел андреевич - русский офицер и художник. Презентация на тему "федотов павел андреевич" Из биографии художника

Слайд 1

Павел Андреевич Федотов
1815–1852
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Слайд 2

П.А. Федотов продемонстрировал в своих полотнах глубину постижения социальных конфликтов повседневной жизни. Высвечивая различные грани личности, фиксируя типажи и «положения», этот мастер критического реализма создал энциклопедию нравов современного ему общества.
Автопортрет Конец 1840-х
Молодой человек с бутербродом. Этюд к картине «Завтрак аристократа». 1849

Слайд 3

Федотов родился в Москве в бедной семье. Обучался в Московском кадетском корпусе, где стал известен как портретист и карикатурист. Посещал вечерние рисовальные классы Императорской Академии художеств. Получил известность как полковой художник-рисовальщик (портреты, шаржи, романтические сюжеты). Окончив с отличием кадетский корпус, поступил в Финляндский полк в Петербурге. Полностью посвятить себя искусству художник смог лишь в 1844-м, когда оставил службу.
Прогулка (Автопортрет с отцом и сестрой). 1837
Портрет отца художника (А.И. Федотова). 1837
П.А. Федотов в бытность офицером л.-г. Финляндского полка и его товарищи по службе. 1840–1842

Слайд 4

Брань под Красным (селом). Сцена из лагерной жизни. 1840
Портрет поручика П.Е. Львова. 1846
Группа солдат. Этюд. 1849–1850
Бивуак л.- гв. гренадерского полка (Установка офицерской палатки). 1843
Брань под Смоленском. Сцена из лагерной жизни. 1840

Слайд 5

Передняя частного пристава накануне большого праздника. 1837
В ранних картинах обнаруживаются важные особенности произведений Федотова: ясность рассказа, сатирическая направленность, сценичность построения, любование предметами, фигурами, позами.
Встреча в лагере л.- гв. Финляндского полка вел. Кн. Михаила Павловича 8 июля 1837
Уличная сцена в Москве после дождя. 1837

Слайд 6

Главное событие в творческой биографии Федотова середины 1840-х – серия композиций, нарисованных сепией.
Кончина Фидельки. 1844

Слайд 7

Следствие кончины Фидельки. 1844
Художник внимателен к деталям, он тонко использует в своих работах гротескное преувеличение трактовки человеческих образов, мастерски разрабатывает «говорящие» детали.

Слайд 8

Крестины. 1847
Господа, женитесь – пригодится. 1840–1841

Слайд 9

В середине 1840-х Федотов впервые начал заниматься масляной живописью. Первая работа маслом, еще связанная с сепией, очень детальная – «Свежий кавалер».
«Свежий кавалер». Утро чиновника, получившего первый крестик. 1846
Завтрак аристократа. 1849–1850

Слайд 10

В надежде на свой талант, женился без приданого. 1844–1846
Сватовство майора 1848
Разборчивая невеста. 1847
Театрализованный дизайн подчеркивает сценичность композиций Федотова.

Слайд 11

Федотов обладал острой наблюдательностью, которая проявилась и в портретах.
Портрет М.П. Дружининой. 1848
Портрет архитектора 1849
Портрет детей Жербиных. 1851
Автопортрет. 1848

Слайд 12

Портрет С.Д. Шишмарева на борту корабля. 1849
Портрет М.И. Варнек. 1849
Художник, пишущий портрет. 1849–1851
Групповой портрет Андрея, Григория и Александра Васильевичей Дружининых. 1840-е

Слайд 13

Павел Петрович Жданович – друг и сослуживец Федотова. Он познакомил художника со своей большой семьёй, в которой тот всегда находил тепло и поддержку.
Портрет Н.П. Жданович в детстве. 1846
«Портрет Н.П. Жданович за клавесином», живой, непосредственный, легкий, гибкий по живописи, в котором ощущается свободное владение ритмикой силуэтов.
Портрет Н.П. Жданович за клавесином. 1850
Портрет П.П. Ждановича. 1846

Слайд 14

Портрет Александры Петровны Жданович. 1847
Портрет П.В. Ждановича. 1846
Портрет Ольги Петровны Жданович, урожденной Чернышевой. 1845–1847

Слайд 15

Работы позднего периода рождают алогичную, призрачную, миражную атмосферу. Кажется, что персонажи утрачивают человеческие качества, жизненные цели. В сюжетах прослеживается близость к Гоголю, Достоевскому.
Вдовушка (вариант с лиловыми обоями). 1851–1852
Вдовушка. 1852
Если в первом варианте «Вдовушки» в характеристике персонажа ощущается бытовое начало, то в последних художник добивается удивительной простоты и глубины: фигуру героини приблизил к зрителю, сократил число аксессуаров.

Слайд 16

1852-й, последний год жизни мастера, был особенно плодотворным и напряженным, когда Федотов много работал, копировал и улучшал оригиналы картин. «Анкор, еще анкор» – самая трагическая работа мастера.
Анкор, еще анкор! 1851–1852
Игроки. 1852
Обыденную картину – проигрыш хозяина дома – Федотов превращает в страшное зрелище человеческого разрушения. Фигуры корчатся в судорогах, застывают как манекены, странная силуэтная бесплотность ощущается в персонажах.

Слайд 17

Презентация подготовлена Е. Князевой по материалу В. Хан-Магомедовой Журнал «Искусство» № 05-06/2015
Зимний день. Начало 1850-х

«Павел Андреевич Федотов» – презентация, которая познакомит с творчеством русского художника, которого можно назвать первым среди художников середины сороковых годов XIX века, принадлежащих к натуральной школе, стремящихся к отображению правды жизни.

Павел Андреевич Федотов «Гоголь русской живописи»

«Картины Павла Федотова представляют сцены из жизни, в которых под маской обыденного скрывается трагическая сущность ситуации. Их можно назвать нравственными проповедями, задача которых исправление людей»

«Федотов был в русской жанровой живописи предтечей критического реализма. Именно этому аналитическому методу, вскрывающему противоречия окружающего мира, предстояло стать господствующим в русском искусстве второй половины XIX века»
Л.Г. Емохонова

Живопись Павла Федотова

Первые живописные работы «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста» Федотов показал Карлу Брюллову. «Великий Карл» дал художнику несколько советов. Скорее всего Федотов к этим советам прислушался, так как картина «Сватовство майора» , демонстрирующаяся на академической выставке в 1849 году произвела фурор. К ней трудно было подойти из-за толпы восторженной публики. За эту работу (не без содействия Брюллова) Павел Федотов получил звание академика живописи.

Живопись Федотова называют «фарфоровой» за тщательность лессировок и мастерскую передачу текстуры и фактуры изображаемых материалов. Попробуйте воспользоваться лупой и посмотреть при большом увеличении материал, из которого изготовлены мебель, ткани одежды, светильники на полотнах художника. Федотов относился к созданию каждой картины, как относились средневековые мастера к созданию своего шедевра.

Творчество и судьба художника

Родившийся в семье отставного военного, окончивший с отличием Первый Московский кадетский корпус, Павел Федотов десять лет прослужил в Петербурге в лейб-гвардии гренадёрском полку и, не смотря на отсутствие достаточных средств к существованию, рискнул выйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству.

Начинал Федотов с портретов своих боевых товарищей. Первые работы написаны с использованием графических материалов: акварели, карандаша, сепии . Эти работы носили часто носили назидательный характер, представляя карикатуры, остроумные зарисовки «вседневной жизни» .

«Моего труда в мастерской немного: только десятая доля. Главная моя работа на улицах и в чужих домах. Я учусь жизнью, я тружусь, глядя в оба глаза; мои сюжеты рассыпаны по всему городу, и я сам должен их разыскивать»
Павел Федотов

Интересно, что в портретах художника ирония уступила место светлому, созерцательному лиризму.

«Своими последними картинами Федотов подписывает приговор злому миру, губящему всё живое. Он губит и Федотова …Художник заканчивает свой путь на тридцать седьмом году жизни, заканчивает трагически – в сумашедшем доме»
Д.В. Сарабьянов

Последние картины Павла Федотова

«Вместе с великим Гоголем художник представлял русский реализм на том его этапе, когда критическое и трагическое начало органично сливалось с поэтическим. Не зря современники и потомки сопоставляли Федотова с Гоголем»
Д.В. Сарабьянов


Из биографии художника Родился Павел Андреевич в Москве 22 июня 1815 г. на одной из окраинных улицах Москвы в Огородниках в семье титулярного советника. Отец художника, мечтал о военной карьере для сына. На всю жизнь запомнились Павлуше рассказы отца, в прошлом суворовского солдата, о походах и сражениях.Родился Павел Андреевич в Москве 22 июня 1815 г. на одной из окраинных улицах Москвы в Огородниках в семье титулярного советника. Отец художника, мечтал о военной карьере для сына. На всю жизнь запомнились Павлуше рассказы отца, в прошлом суворовского солдата, о походах и сражениях. Главный фасад Кадетского корпуса Екатерининского дворца в Лефортове. Антонио Ринальди. П.А.Федотов Портрет отца Одиннадцати лет от роду Павел Федотов был определен в воспитанники Первого Москов- ского кадетского корпуса. Одиннадцати лет от роду Павел Федотов был определен в воспитанники Первого Москов- ского кадетского корпуса.


Из истории кадетских корпусов России При Николае I складывается наиболее стройная и рациональная система устройства кадетских корпусов и управление ими. В 1824 г. в Екатерининских казармах г. Москвы размещается прибывший из Ярославля Смоленский кадетский корпус. Тогда же корпус переименовывается в 1-й Московский кадетский корпус, который был отнесен к военным учебным заведениям первого класса. Николай I


В 1830 г. он был сделан унтер-офицером, в 1833 г. произведен в фельдфебели и в 1833 г. окончил курс первым учеником, при чем его имя, по заведенному В 1830 г. он был сделан унтер-офицером, в 1833 г. произведен в фельдфебели и в 1833 г. окончил курс первым учеником, при чем его имя, по заведенному обычаю, внесено на почетную мраморную доску в актовой зале корпуса. П.А. Федотов окончил корпус в звании поручика и получил самое престижное назначение: в лейб-гвардии Финляндский полк, в Санкт- Петербург. П.А. Федотов окончил корпус в звании поручика и получил самое престижное назначение: в лейб-гвардии Финляндский полк, в Санкт- Петербург. Кадет Федотов. портрет Стромилова. 1828


Финляндский лейб-гвардии полк, был сформирован в декабре 1806г. в Стрельне и Петергофе как Батальон Императорской милиции, а уже в 1808г. причислен к гвардии. В октябре 1811г. его переформиро- вали в три батальона и назвали лейб-гвардейским полком. В России армия распадалась на армейские и гвардейские корпуса. ИЗ ИСТОРИИ ФИНЛЯНДСКОГО ЛЕЙБ-ГВАРДИИ ПОЛКА Комплекс казарм ФИНЛЯНДСКОГО ЛЕЙБ-ГВАРДИИ ПОЛКА Гвардия – отборная часть войска, пользующаяся некоторыми служебными преимуществами перед армейскими полками. Служба в гвардии могла обеспечить Федотову карьеру, успех и деньги на всю жизнь.


Федотов - офицер Началась полковая жизнь. В первые месяцы Федорова увлекла жизнь гвардейского офицерства – пирушки, карты, веселые песни. Но прошло немного времени, новизна утратила свою прелесть. Все чаще за внешним блеском парадов он видел пустую, бездумную жизнь гвардейского офицера. Семейный портрет


На акварельных и масляных портретах однополчан военные лишены обычного для той поры романтического ореола героической личности. Товарищи по полку предстают перед зрителями буднично, без всякой позы, они скромны и интелли- гентны, художник относится с симпатией к своим героям, но трезво и объективно. Много зарисовок Федотов делал из солдатской жизни. Он рисовал карикатуры и портреты друзей, сцены из полковой жизни. «Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку»


Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 г Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Академия художеств. Санкт- Петербург. Года через три - четыре службы в полку, молодой офицер начал посещать вечерние рисовальные классы Академии Художеств, на Набережной Невы. Там он старался строже изучить формы человеческого тела и сделать свою руку более свободной и послушной в передаче видимой природы. Часто Федотов как ученик Академии посещал Эрмитаж. Эрмитаж. Набережная Невы




К. П. Брюллов Автопортрет Большое впечатление на Федотова произвела картина Брюллова «Последний день Помпеи». Она была выставлена в Академии Художеств. И в 1840 году Федотову разрешено было стать учеником Брюллова. Но учеником Брюллова Федотов так и не стал: он еще не верил в свой талант. «Последний день Помпеи» Помпеи»


Федотов - живописец Свободного времени становилось все меньше, все чаще закрадывалось в душу сомнение: может быть, никогда не будет он настоящим художником? Испытывая неодолимое влечение к искусству и приняв совет И. А. Крылова (который был одним из любимых его писателей), он выходит в 1844 г. в отставку. Сначала, учась у А. И. Зауервейда, Федотов думал посвятить себя батальной живописи. Гениальный старец, видевший некоторые из работ Федотова, убеждал его бросить солдатиков и лошадок и заняться исключительно бытовым жанром. Так Федотов и поступил. И. А. Крылов.


Полотна Федотова академики. Художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приемов живописи и к весне 1848 г. написал одну за другой, по имевшимся уже в его альбоме наброскам, две картины: «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии Художеств, они привели его в восхищение; благодаря ему, а еще больше своим достоинствам, они доставили Федотова от академии звание назначенного в академики. «Разборчивая невеста». Чтоб в одиночестве не кончить веку, Красавица пока совсем не отцвела, За первого. кто к ней присватался, пошла: И рада, рада уж была, что вышла за калеку. И.А. Крылов «Разборчивая невеста»


"Сватовство майора» Главное произведение Федотова картина «Сватовство майора» (1848), изображающая сцену приема жениха - офицера купеческим семейством. Здесь подмечено одно из характернейших явлений русской жизни 40-х гг. стремление части купечества подняться на общественной лестнице ступенью выше и с другой стороны, желание многих представителей разоряющегося дворянства поправить свои дела выгодной женитьбой. «Сватовство майора» (1848),


«Завтрак аристократа» …Утро. В богато убранной комнате завтракает молодой барин. На завтрак у него – кусок черного хлеба, а рядом на стуле - объявление о продаже устриц. Конечно, он предпочел бы есть устрицы, но денег нет, и он набил рот черным хлебом. Вдруг почуял гостя пудель – «аристократическая собака», которую принято было держать в светских домах. Гость еще за дверью, но видна его рука в перчатке, взявшаяся за занавес. У молодого человека на лице испуг: глядя на дверь, он прикрывает хлеб книгой. Кто он, этот молодой человек? Пустой бездельник, для которого самое главное в жизни – слыть богатым барином, блистать в свете, быть одетым по последней французской моде. Живет он обычно в долг, за чужой счет.


«Вдовушка» Работая над этой картиной, Федотов думал о младшей сестре Любочке. У нее умер муж-офицер и ничего кроме долгов, ей не оставил. Что ожидает ее в будущем? Голод, нищета, горькая судьба русской женщины – офицерской вдовы. Вот она стоит у комода, лицо у нее грустное, задумчивое и покорное. Может быть, вчера похоронила она мужа, а сегодня в дом пришли кредиторы. Как жить?Работая над этой картиной, Федотов думал о младшей сестре Любочке. У нее умер муж-офицер и ничего кроме долгов, ей не оставил. Что ожидает ее в будущем? Голод, нищета, горькая судьба русской женщины – офицерской вдовы. Вот она стоит у комода, лицо у нее грустное, задумчивое и покорное. Может быть, вчера похоронила она мужа, а сегодня в дом пришли кредиторы. Как жить?


«Анкор, еще анкор!» Маленькое, как и всегда у Федотова, полотно неоконченной картины «Анкор, еще анкор!» представляет зрителю будни офицера николаевской армии, отбывающего службу в каком- то глухом углу России. Бессмысленность и бесцельность существования этого человека, убивающая в нем всякое живое чувство, вот тема картины, осуждающей губительное влияние, которое оказывала на человека система николаевской военщины, столь хорошо знакомая Федотову по собственному опыту. Расслабленная поза лежащего ничком на лавке офицера, красный, горячечный свет одинокой свечи создают ощущение безысходного одиночества и пустоты существования.


«Свежий кавалер» Первой значительной работой Федотова была небольшая картина «Свежий кавалер» (1846; ГТГ) сатирическое изображение полнейшего нравственного и духовного ничтожества чиновничьего мира Петербурга и Москвы 40-х гг. Здесь представлена оживленная перебранка между чиновником, только что поднявшимся с постели после пирушки, и его кухаркой, развязной молодой женщиной. Во всем облике этого заспанного, неряшливо одетого в рваный халат человека со свежеполученным орденком на груди неописуемая смесь чванства и ограниченности.







Художник очень часто пишет и рисует себя: вот он молодой блестящий гвардеец в парадной форме; вот он играет в карты с полковыми товарищами; вот он пишет портрет собачонки Фидельки; его портрет изображен на комоде рядом с вдовушкой… И каждый раз, изображая себя, он как будто смеется над собой, то добродушно, лукаво, то печально.


Это последний автопортрет Федотова – мрачный и безнадежный, глаза художника беспокойные, настороженные, больные. «…Я увидел себя в страшной безнадежности, потерялся, чувствовал какой-то бред ежеминутный» - так писал он тогда в неотправленном письме Юленьке Тарновской. Постоянная нищета, многолетнее переутомление, нервное напряжение и крушение прекраснодушных иллюзий сказались роковым образом. Весной 1852 г. у Федотова обнаружились признаки психического расстройства. 14 ноября художника не стало. Последний автопортрет художника.


Вывод: Имя этого художника хорошо известно любителям живописи. Его знают в основном по его юмористически-саркастичным картинам. Неслучайно, Федотова называли «Гоголем в русской живописи», а его творческое кредо «живописным анекдотом». Жизнь его, как и у большинства живописцев того времени, была тяжелой: бедность, болезни, постоянная борьба за существование и трагический ранний конец. Нам осталось его интересное творчество.


Библиография 1.Федотов: Альбом /Авт-сост. Э.Д. Кузнецов. – М.: Изобраз. искусство, с. 2.БЭКМ – большая компьютерная энциклопедия Кирилла и Мефодия 3.Данилова Г. И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. Профильный уровень: учеб. Для 11 кл..- М.: Дрофа Карпова Т. Павел Федотов: сцены из обыкновенной жизни. // «Крестьянка» Шер Н.С. Рассказы о русских художниках. М.: Дет. Лит. – С Белошапкина Я. Анкор, ещё анкор! // Искусство Белошапкина Я. Завтрак аристократа // Искусство Белошапкина Я. Павел Федотов // Искусство Белошапкина Я. Свежий кавалер // Искусство Белошапкина Я. Сватовство майора // Искусство

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17

Василеостровского района Санкт-Петербурга

Урок- презентация
«Художник Павел Андреевич Федотов»

Учитель: Бакулина Галина Алексеевна,

Цель урока:


  • В контексте развития русского изобразительного искусства 1-ой половины XIX века познакомить учащихся с творчеством П. А. Федотова, петербургский период жизни которого связан с Васильевским островом.
Задачи урока:

  • Дать основные сведения о биографии П. Федотова, а также адреса его пребывания на Васильевском острове;

  • Познакомить с особенностями творческого метода художника на примере картины «Сватовство майора»;

  • Формировать навыки основ анализа художественного произведения;

  • Формировать потребность общения с подлинными произведениями искусства в залах музеев.
Оснащение урока : ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, доска (с эпиграфом и проблемным вопросом).
Ход урока:

  1. Организационное начало.

  2. Основная часть.

  1. Повторение ранее пройденных тем.
Вопрос : Какие художественные стили и направления существовали в русской живописи

1-ой половины XIX века?

1 слайд . Картина Ф.А. Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация».

Ответ: классицизм.

2 слайд . Картины О.А. Кипренского: портрет Е.Давыдова, портрет Пушкина А.С..

Ответ: романтизм.

3 слайд . Картина А.Г. Венецианова «На жатве. Лето».

Ответ: сентиментализм.

4 слайд . Картины П.А. Федотова «Сватовство майора», «Завтрак аристократа».

Обратите внимание, что эти картины отличаются по стилистике и по тематике от ранее представленных произведений. Автор этих картин – П.А. Федотов, который отразил в своих произведениях оригинальное видение современной ему жизни.

Сегодня мы познакомимся с творчеством этого художника, одним из основоположников реализма в русском изобразительном искусстве 1-ой половины XIX века, жизнь которого связана с Васильевским островом.


  1. Новая тема.
На доске:

Эпиграф – «Федотов … затронул такие глубокие ноты, каких до него еще никто не брал в русском искусстве» (В. В. Стасов).

Проблемный вопрос : Чем отличалось творчество П.Федотова? Кто главный герой его произведений?

Начало презентации.

1 слайд . Тема: «Художник Павел Андреевич Федотов»

2 слайд . Автопортрет П.А. Федотова.

Коротко биографию до жизни в Петербурге.

3 слайд . Казармы Императорского лейб-гвардии Финляндского полка (Набережная

Лейтенанта Шмидта, дом 43).

«Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1838 года».

«Игра в карты (П.А.Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку)». 1840 год.

Здесь в одной из офицерских квартир жил П.Федотов во время службы в Императорском лейб - гвардии Финляндском полку.

Коротко о службе. Начало творчества. Федотов – полковой художник. Он рисует события полковой жизни, портреты друзей и товарищей по службе. (Сообщение одного из учеников).

4 слайд . Здание Академии художеств (Университетская набережная, дом 17).

Необычным путем пришел в искусство офицер Финляндского полка П. Федотов.

В свободное от службы время он посещал рисовальные классы Академии художеств, которая находилась недалеко от казарм полка. Здесь он впервые получил профессиональные навыки художника.

5 слайд . Картины «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест». 1846 год.

Вопрос: Кто главный герой этих картин?

В центре внимания художника жизнь маленького человека.

Федотов привнес в искусство не только новые темы и сюжеты, но и своеобразную их интерпретацию. Его работы носят камерный характер. Сюжет представлен как «окно» в мир реальной жизни этих людей. Взгляд художника полон внимания и сочувствия.


  • Федотов решает сцену таким образом, что зритель становится ее участником;

  • При реалистической трактовке сцены он очень внимателен к деталям, которые раскрывают более глубоко контекст сюжета;

  • Добротность и основательность рисунка;

  • Сдержанность колорита, построенного на тонких нюансах цвета;

  • Сдержанная светотень, которая позволяет не только выявить форму и пространство, но и расставляет смысловые акценты.
6 слайд . «Сватовство майора». 1848 год.

Самая популярная картина художника. В 1849 году она была выставлена на выставке в Петербурге. За нее Федотов получил звание академика бытовой живописи.

Анализ картины.

Художник вводит нас в дом купца, в котором все готовятся к приему жениха. Обычный, ничем не примечательный эпизод из жизни купечества, приобретает в этом произведении обобщающее значение. Федотов не просто высмеивал тщеславие купца, корысть майора, жеманство невесты или грубость матери. Он сделал объектом своей критики мораль людей различных сословий. «Сватовство майора» - это сатира, сатирическое обличение нравов того времени, превративших брак в сделку. Но художник мудро воспринимает жизнь, видя в ней как темные, так и светлые стороны. Он бичует эти темные стороны, но в тоже время насмешка его соединена с откровенным сочувствием и грустью. Рассказывая свою историю, художник любуется каждой мелочью в картине, мастерски выписывая все детали.

7 слайд . «Портрет Н.П.Жданович за клавесином».1850 год.

Портрет называют жемчужиной русского портретного искусства.

Федотов не замкнулся в рамках бытового жанра. Обращение к портрету – показатель многогранности его творчества.

Поздний период творчества связан с состоянием собственного опустошения, что вносит трагические нотки в его произведения.

8 слайд . Картина «Анкор, еще анкор!», «Игроки».

Эти картины, написанные в год смерти художника, не вызвали интереса у современников, остались не замеченными.


  1. Ответы учеников на проблемный вопрос.
Выводы. Мы познакомились с творчеством художника Павла Федотова. Он первым среди русских художников обратился к жизни и проблемам обычных людей. Своим творчеством он проложил дорогу реализму. Особо следует еще раз отметить, что петербургский период жизни этого замечательного художника связан с Васильевским островом.

  1. Закрепление материала в форме игры «Сегодня на уроке я узнал, что …»

  2. Подведение итогов.

  3. Домашнее задание :

  • Подготовить рассказ о любой понравившейся картине П. Федотова.

  • Где на Васильевском острове находится мемориальная доска, посвященная Федотову? Какие еще адреса В.О. связаны с именем художника?

  1. Список литературы:

  • Г. Гор, В. Петров «Художник Федотов», Москва, 1951 г.

  • Г.А.Загянская « Павел Андреевич Федотов», Москва, Искусство, 1977 г.

  • МХК. Романтизм и реализм. Пособие под редакцией Л.В. Пешиковой, Владос, 2004

  • Д. В. Сарабьянов «П.А.Федотов», 1985г.

  • Э. Кузнецов «Павел Федотов», Ленинград, Искусство, 1990 г.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17

Василеостровского района Санкт-Петербурга

Урок- презентация
«Художник Павел Андреевич Федотов»

Учитель: Бакулина Галина Алексеевна,

Цель урока:


  • В контексте развития русского изобразительного искусства 1-ой половины XIX века познакомить учащихся с творчеством П. А. Федотова, петербургский период жизни которого связан с Васильевским островом.
Задачи урока:

  • Дать основные сведения о биографии П. Федотова, а также адреса его пребывания на Васильевском острове;

  • Познакомить с особенностями творческого метода художника на примере картины «Сватовство майора»;

  • Формировать навыки основ анализа художественного произведения;

  • Формировать потребность общения с подлинными произведениями искусства в залах музеев.
Оснащение урока : ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, доска (с эпиграфом и проблемным вопросом).
Ход урока:

  1. Организационное начало.

  2. Основная часть.

  1. Повторение ранее пройденных тем.
Вопрос : Какие художественные стили и направления существовали в русской живописи

1-ой половины XIX века?

1 слайд . Картина Ф.А. Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация».

Ответ: классицизм.

2 слайд . Картины О.А. Кипренского: портрет Е.Давыдова, портрет Пушкина А.С..

Ответ: романтизм.

3 слайд . Картина А.Г. Венецианова «На жатве. Лето».

Ответ: сентиментализм.

4 слайд . Картины П.А. Федотова «Сватовство майора», «Завтрак аристократа».

Обратите внимание, что эти картины отличаются по стилистике и по тематике от ранее представленных произведений. Автор этих картин – П.А. Федотов, который отразил в своих произведениях оригинальное видение современной ему жизни.

Сегодня мы познакомимся с творчеством этого художника, одним из основоположников реализма в русском изобразительном искусстве 1-ой половины XIX века, жизнь которого связана с Васильевским островом.


  1. Новая тема.
На доске:

Эпиграф – «Федотов … затронул такие глубокие ноты, каких до него еще никто не брал в русском искусстве» (В. В. Стасов).

Проблемный вопрос : Чем отличалось творчество П.Федотова? Кто главный герой его произведений?

Начало презентации.

1 слайд . Тема: «Художник Павел Андреевич Федотов»

2 слайд . Автопортрет П.А. Федотова.

Коротко биографию до жизни в Петербурге.

3 слайд . Казармы Императорского лейб-гвардии Финляндского полка (Набережная

Лейтенанта Шмидта, дом 43).

«Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1838 года».

«Игра в карты (П.А.Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку)». 1840 год.

Здесь в одной из офицерских квартир жил П.Федотов во время службы в Императорском лейб - гвардии Финляндском полку.

Коротко о службе. Начало творчества. Федотов – полковой художник. Он рисует события полковой жизни, портреты друзей и товарищей по службе. (Сообщение одного из учеников).

4 слайд . Здание Академии художеств (Университетская набережная, дом 17).

Необычным путем пришел в искусство офицер Финляндского полка П. Федотов.

В свободное от службы время он посещал рисовальные классы Академии художеств, которая находилась недалеко от казарм полка. Здесь он впервые получил профессиональные навыки художника.

5 слайд . Картины «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест». 1846 год.

Вопрос: Кто главный герой этих картин?

В центре внимания художника жизнь маленького человека.

Федотов привнес в искусство не только новые темы и сюжеты, но и своеобразную их интерпретацию. Его работы носят камерный характер. Сюжет представлен как «окно» в мир реальной жизни этих людей. Взгляд художника полон внимания и сочувствия.


  • Федотов решает сцену таким образом, что зритель становится ее участником;

  • При реалистической трактовке сцены он очень внимателен к деталям, которые раскрывают более глубоко контекст сюжета;

  • Добротность и основательность рисунка;

  • Сдержанность колорита, построенного на тонких нюансах цвета;

  • Сдержанная светотень, которая позволяет не только выявить форму и пространство, но и расставляет смысловые акценты.
6 слайд . «Сватовство майора». 1848 год.

Самая популярная картина художника. В 1849 году она была выставлена на выставке в Петербурге. За нее Федотов получил звание академика бытовой живописи.

Анализ картины.

Художник вводит нас в дом купца, в котором все готовятся к приему жениха. Обычный, ничем не примечательный эпизод из жизни купечества, приобретает в этом произведении обобщающее значение. Федотов не просто высмеивал тщеславие купца, корысть майора, жеманство невесты или грубость матери. Он сделал объектом своей критики мораль людей различных сословий. «Сватовство майора» - это сатира, сатирическое обличение нравов того времени, превративших брак в сделку. Но художник мудро воспринимает жизнь, видя в ней как темные, так и светлые стороны. Он бичует эти темные стороны, но в тоже время насмешка его соединена с откровенным сочувствием и грустью. Рассказывая свою историю, художник любуется каждой мелочью в картине, мастерски выписывая все детали.

7 слайд . «Портрет Н.П.Жданович за клавесином».1850 год.

Портрет называют жемчужиной русского портретного искусства.

Федотов не замкнулся в рамках бытового жанра. Обращение к портрету – показатель многогранности его творчества.

Поздний период творчества связан с состоянием собственного опустошения, что вносит трагические нотки в его произведения.

8 слайд . Картина «Анкор, еще анкор!», «Игроки».

Эти картины, написанные в год смерти художника, не вызвали интереса у современников, остались не замеченными.


  1. Ответы учеников на проблемный вопрос.
Выводы. Мы познакомились с творчеством художника Павла Федотова. Он первым среди русских художников обратился к жизни и проблемам обычных людей. Своим творчеством он проложил дорогу реализму. Особо следует еще раз отметить, что петербургский период жизни этого замечательного художника связан с Васильевским островом.

  1. Закрепление материала в форме игры «Сегодня на уроке я узнал, что …»

  2. Подведение итогов.

  3. Домашнее задание :

  • Подготовить рассказ о любой понравившейся картине П. Федотова.

  • Где на Васильевском острове находится мемориальная доска, посвященная Федотову? Какие еще адреса В.О. связаны с именем художника?

  1. Список литературы:

  • Г. Гор, В. Петров «Художник Федотов», Москва, 1951 г.

  • Г.А.Загянская « Павел Андреевич Федотов», Москва, Искусство, 1977 г.

  • МХК. Романтизм и реализм. Пособие под редакцией Л.В. Пешиковой, Владос, 2004

  • Д. В. Сарабьянов «П.А.Федотов», 1985г.

  • Э. Кузнецов «Павел Федотов», Ленинград, Искусство, 1990 г.