Меню
Бесплатно
Главная  /  Товары для детей  /  Энеида» Вергилия. Сюжет, идейный смысл и художественное своеобразие поэмы Вергилий «Энеида»

Энеида» Вергилия. Сюжет, идейный смысл и художественное своеобразие поэмы Вергилий «Энеида»

Как известно, Вергилий написал свою знаменитейшую «Энеиду» по инициативе Августа. Он желал в пышной форме прославить империю Августа, так как был ее искренним приверженцем. Грандиозный рост Римской империи нуждался как в исторической, так и в идеологической подпочве. Но самих исторических фактов в подобных случаях бывает мало. Здесь всегда на помощь приходит мифология, роль которой заключается, чтобы обычную историю превратить в чудо. Таким мифологическим обоснованием всей римской истории и есть та концепция, которую использовал Вергилий в своей поэме. Он не был ее изобретателем, а лишь своего рода реформатором, а главное - ее талантливым выразителем. Мотив прибытия Энея к Италии встречается еще у греческого лирика VI ст. к н.э. Стесихора. Римские эпики и историки тоже не отставали в этом от греков, и почти каждый из них отдавал дань этой легенде.

Основными источниками мифов, из которых черпал сюжеты Вергилий, очевидно были прежде всего «Илиада» и «Одиссея» Гомера, а также древнегреческий киклический эпос, в частности троянский цикл, который примыкал к «Илиаде» и «Одиссее». Вергилий подражал именно Гомеру, он заимствует массу отдельных слов, выражений и даже целых эпизодов, отличаясь от его простоты огромной психологической сложностью. Первую половину «Энеиды» целиком можно назвать наследованием «Одиссее», другую - «Илиаде».

Обратимся к главному герою поэмы - Энея. Уже в «Илиаде» Гомера, а также в его гимнах к Афродите Эней - выходец одной из ветвей троянского рода и отважнейший воин после Гектора, сын троянца Анфиса и Венеры (Афродиты). Миф об Энее был известный римлянам уже около 500 . до н.э. от этрусков. В V ст. он упоминается в греческой литературе как основатель Рима. Позднее, исходя из хронологии, между действиями Энея и учреждением Риму был включен период правления династии албанских царей. Эней считался мифическим родоначальником римлян, которые в связи с этим иногда носили название энеадами, в частности, род Юлиев, который берет свое название от лица сына Энея Юла.

Но проследим за сюжетом, как именно мифы и легенды переплелись в тесной канве событий поэмы.

Первые шесть песен поэмы посвященные путешествованиям Энея от Трои до Италии, дальнейшие шесть - войнам Энея в Италии с местными племенами.

Первая песня рассказывает нам о морской буре и преследовании Энея Юноной, которая является заместительницей Дидоны, а в римской мифологии, богиней брака, материнства и женщин вообще. Но Эней под защитой другой богини - Венеры, своей матери. Прибыв в Карфаген, Эней встречает ее царицу - Дидону. Ее образ, характер, поведение Вергилий строит, руководствуясь разными мифами об этом персонаже. В римской мифологии, она - царица, учредительница Карфагена, дочь царя Бона, вдова жреца Геракла Акербаса, которого убил брат Дидони Пигмалион, чтобы захватить его богатства. В мифах, Дидона, захватив сокровища, со своими спутниками отправилась в Африку и остановилась около финикийской колонии Утика. Местный берберский царь Ярба пожаловал ей немного земли - сколько займет шкура вола. Хитрая Дидона, порезав эту шкуру на узкие полоски, обложила ими значительный кусок земли и основала город-крепость Карфаген. Цитадель города так и называлась: Бирса («шкура»).

Но возвратимся к Энею. Дидона устроила банкет, и на нем Эней рассказывает о гибели Трои. В рассказе Вергилий соединил легенды о деревянном коне, которого ахейцы оставили возле ворот Трои с наилучшими воинами внутри, и о греческом шпионе Синоне, и о Лаокооне, которого убили змеи. Вергилий очень удачно обработал эти мифы, детально вырисовал события.

Убегая из Трои вместе с сыном и женой, Эней спасает своего больного отца Анхиса. Здесь Вергилий взял миф о властителях зарданов, внука Асссаранча, брат которого Ид был дедом троянского царя Приама. Под чарами Зевса Афродита влюбилась у красавца Анхиса, от которого и родила героя Энея. За то, что Анхис рассказал людям о любви богини, он был поражен ударом молнии и парализован.

Приехав в Италию, Эней встречает в храме Аполлона Сивиллу. В греческой мифологии это - пророчица, которая в экстазе предусматривает будущее (в основном несчастья). Первоначально Сивилла (Сибилла) - собственное имя одной из провидиц. По традиции, первой Сивиллой, от которой получили свое имя все другие, была троянка, дочь Дардана и Несо.

Эней вместе с Сивиллой спускаются в подземное царство, чтобы узнать от умершего Анхиса пророчество о будущем. Подземный мир изображен очень детально. Здесь переплетаются греческие и римские мифы, легенды, а особенно их персонажи - разнообразные мифические чудовища, такие как Цербер, Титаны, кентавры и прочие. Мы видим адские реки, через которые души умерших перевозит мифический Харон.

Изображение Вергилием ада настолько образное, яркое, целостное, что захватывало многих литературных художников разных эпох. Одним из ярчайший примеров наследования этого эпизода есть ад в «Божественной комедии» Данте, который в свои проводники выбрал именно Вергилия.

«Энеида» не была закончена Вергилием, в ней нет изображения тех событий, которые случились после войны троянцев и рутулов.

Вся мифология, однако, не представленная в «Энеиде» полностью, так как учреждение Риму отнесено к будущему и подаются только пророчества.

Вергилий использовал весь арсенал греко-римской мифологии, чтобы создать пышное одеяние для новой власти. Но его несомненный талант сделало произведение бессмертным, о чем свидетельствуют многочисленные его наследование, переводы, перепевы, незатухающий интерес к его творчеству безграничного количества почитателей, так как он сделал очень весомый вклад как в античную, так и в мировую литературу.

"Энеида" Вергилия и ее отношение к гомеровской традиции

Двенадцать песен "Энеиды" четко распадаются на две части: первые шесть песен повествуют о мучительных скитаниях Энея в поисках новой родины на пути из поверженной Трои в Италию, поэтому их порой называют "латинской Одиссеей", вторые шесть посвящены войнам на италийской земле, и потому их сравнивают с "Илиадой".Можно привести много примеров и прямых подражаний Гомеру, начиная от отдельных строчек и сравнений, до целых эпизодов - поединки, разведки, погребальные игры, рассказ Энея о падении Трои и своих злоключениях на пиру у Дидоны, нисхождение в Аид, описание щита Энея, "каталог" племен. Но главное, что Вергилий создает эпос новый. Здесь царят новые идеи, иная философия, другое отношение к действительности, новый подход к эпическому творчеству, когда автор даже не пытается раствориться в повествовании и не только не скрывает своих пристрастий как это делал Гомер, но открыто тенденциозен. У Гомера были предтечи, но не было лит. предшественников, а Вергилий уже с детства изучал гомеровские гекзаметры, киклических и эллинистических поэтов, философов и ораторов.Гомер и Вергилий заставляли своих героев жить высокими страстями, быт отступал на задний план. Четыре стихии объединились в "Энеиде" - мифология и история, поэзия и политика,чтобы показать необходимость возникновения могучей Римской империи и прославить свое время как возвращение "Золотого века".

Черты монументальности у того и другого. Однако у Вергилия монументальность доведена до изображения мировой римской державы.

У Гомера Одиссей спускается в Аид, чтобы узнать свою судьбу, у Гомера - Эней хочет узнать судьбу тысячелетнего Рима. Вергилий везде хочет изобразить нечто чудесное и необычное. Если Гомер все сверхъестественное хочет сделать вполне естественным, обыкновенным, то у Верг. наоборот. У Гомера Афина Паллада хочет скрыть от феаков Одиссея и окутывает его густым облаком, это происходит вечером. У Вергилия Эней и Ахат окутываются облаком среди бела дня. Когда люди изображаются у Вергилия вне всякой мифологии, они отличаются повышенной страстностью, часто доходящей до колебаний и неуверенности. Множество эпиллиев у Вергилия. Почти каждая песнь законченный эпиллий. Лирика проявляется в плачах Евандра и матери Евриала. Острый драматизм, который иногда достигает трагедии.

Героическая поэма Вергилия «Энеида». Художественное своеобразие и идейная направленность

Вергилию дали время для работы – 12 лет, но так и не завершил. Завещал эту поэму сжечь своему другу. Об Августе ни слова – но тот не стал ее уничтожать. Одобрил политические тенденции, что римляне – это избранный народ, которому предназначено править миром.

Состоит из 12 книг. Вергилий делит на две части.

Первая часть – бегство Энея из горящей Трои и прибытие в Карфаген – 5 книг.

Вторая часть – повествование о войнах в Италии. Посередине шестой книги – рассказ о спуске Энея в царство мертвых. Эней спускается узнать, куда он плывет и о будущей судьбе Рима. «Страдал ты на море - будешь страдать и на суше, - говорит Энею Сивилла, - ждет тебя новая война, новый Ахилл и новый брак - с чужеземкой; ты же, беде вопреки, не сдавайся и шествуй смелее!»

Приплывают - устье Тибра, область Лаций. Путники ужинают, выложив овощи на плоские лепешки. Съели овощи, съели лепешки. «Вот и столов не осталось!» - шутит Юл, сын Энея. «Мы у цели! - восклицает Эней. - Сбылось пророчество: «будете грызть собственные столы». Мы не знали, куда плывем, - теперь знаем, куда приплыли».

Но богиня Юнона в ярости - враг ее, троянец, одержал верх над ее силой и вот-вот воздвигнет новую Трою: «Будь же война, будь общая кровь меж тестем и зятем!». В Лации есть храм; когда мир - двери его заперты, когда война - раскрыты; толчком собственной руки распахивает Юнона железные двери войны. …

Мать Энея, Венера, сходит в кузницу своего мужа Вулкана (Гефест), чтобы тот сковал ее сыну доспехи, как когда-то Ахиллу. На щите Ахилла был изображен весь мир, на щите Энея - весь Рим: волчица с Ромулом и Ремом, похищение сабинянок, победа над галлами, преступный Катилина, доблестный Катон и, наконец, торжество Августа над Антонием и Клеопатрой. …

После первого дня борьбы - Поставлены алтари, принесены жертвы, произнесены клятвы, два строя войск стоят по две стороны поля. И опять, как в «Илиаде», вдруг перемирие обрывается. В небе является знамение: орел налетает на лебединую стаю, выхватывает добычу, но стая обрушивается на орла, заставляет его бросить лебедя и обращает в бегство. «Это - наша победа над пришельцем!» - кричит латинский гадатель и мечет свое копье в троянский строй. Войска бросаются друг на друга, начинается общая схватка.

Эней и Турн нашли друг друга: «сшиблись, щит со щитом, и эфир наполняется громом». Юпитер стоит в небе и держит весы со жребиями героев». Турн ранен, просить его не убивать, но Эней видит на нём пояс убитого друга и не щадит Турна. (Поединок Энея и Турна = Ахилла и Гектора)

Вергилий как бы объединил «Илиаду» и «Одиссею» в обратном порядке. Вергилий не скрывает, что в качестве примера использовал Гомера.

Энею предназначено основать римское государство, которому будет принадлежать мир. Поэма направлена в будущее. Еще одна сверхзадача, связанная с героем. О судьбе Энея, о судьбе Рима – судьба это главная сила, управляющая всем. Герои Гомера не были слепыми игрушками, а здесь полное подчинение року, отрицание личности. Устремлена к будущему, поэтому в ней много глаголов. Отбор деталей.

На идейное содержание оказали влияние стоики. Страдания оправдываются целью, гармония. Причина людских страданий в том, что люди не всегда разумны. Боги нужны, чтобы показать иерархию знания и соподчинения. Только боги знают истину. Внешне поэма напоминает Гомера. Но мир греков нам знаком, а у Вергилия мир раздвигается до необыкновенных пределов. Расширяется представление о времени. Героя интересует будущее потомков. Поэма не закончена. Уже многим современникам Августа казалось, что надежды не оправдались. Вергилий оставляет героя на распутье, убийство Турна.

Особенности:

Посвящена и прошлому, и настоящему

В отличие от «И» и «О» - Гомер не знает, что будет дальше, это его не интересует. В. знает, что будет дальше (3 Пунические воины, уничтожен Карфаген).

Драматизм, а у Г. – спокойно-повествовательный тон

Соотносит мифологическое прошлое и современность

Судьба, рок – главная сила, управляющая событиями. Боги – возвышенные и мудрые, главное не они, а рок.

Эней – как идеальный римлянин, но есть трагизм человека, который должен подчиниться року.

И Эней и Дидона показаны в развитии

Каждый эпизод – эпилии.

«Энеида» - незаконченный патриотический эпос Вергилия, состоит из 12 книг, написанных между 29-19 гг. После смерти Вергилия «Энеида» была издана его друзьями Варием и Плотием без всяких изменений, но с некоторыми сокращениями. По всей вероятности, «Энеида» была рассчитана, подобно «Илиаде», на 24 песни; 12-я заканчивается лишь победой над Турном, между тем как поэт хотел рассказать самое поселение героя в Лациуме и его смерть. Сюжет эпопеи - Эней, основывающий новый Илион в Риме и делающийся родоначальником gens Julia, из которой произошёл Август.

Самое исполнение сюжета страдает общим недостатком произведений Вергилия - отсутствием оригинального творчества и сильных характеров. Особенно неудачен герой, «благочестивый Эней» (pius Aeneas), лишённый всякой инициативы, управляемый судьбой и решениями богов, которые покровительствуют ему как основателю знатного рода и исполнителю божественной миссии - перенесения Лар на новую родину. Кроме того, на «Энеиде» лежит отпечаток искусственности; в противоположность Гомеровскому эпосу, вышедшему из народа, «Энеида» создана в уме поэта, без связей с народной жизнью и верованиями; греческие элементы перепутаны с италийскими, мифические сказания - с историей, и читатель постоянно чувствует, что мифический мир служит лишь поэтическим выражением национальной идеи. Зато Вергилий употребил всю силу своего стиха на отделку психологических и чисто поэтических эпизодов, которые и составляют бессмертную славу эпопеи. Вергилий неподражаем в описаниях нежных оттенков чувств. Стоит только вспомнить патетическое, несмотря на свою простоту, описание дружбы Низуса и Эриала, любовь и страдания Дидоны, встречу Энея с Дидоной в аду, чтобы простить поэту его неудачную попытку возвеличить славу Августа на счет преданий старины. Из 12 песней «Энеиды» шестая, где описывается сошествие Энея в ад, чтобы повидаться с отцом (Анхизом), считается самой замечательной по философской глубине и патриотическому чувству. В ней поэт излагает пифагорейское и платоническое учение о «душе мироздания» и вспоминает всех великих людей Рима. Внешняя постройка этой песни взята из XI п. «Одиссеи». В остальных песнях заимствования из Гомера тоже весьма многочисленны.

В построении «Энеиды» подчеркнуто стремление создать римскую параллель поэмам Гомера. Большинство мотивов «Энеиды» Вергилий нашёл уже в прежних обработках сказания об Энее, но выбор и расположение их принадлежат самому Вергилию и подчинены его поэтическому заданию. Не только в общем построении, но и в целом ряде сюжетных деталей и в стилистической обработке (сравнения, метафоры, эпитеты и т. п.) обнаруживается желание Вергилия «соперничать» с Гомером.

Тем резче выявляются глубокие различия. «Эпическое спокойствие», любовное вырисовывание деталей чужды Вергилию. «Энеида» представляет цепь повествований, полных драматического движения, строго концентрированных, патетически напряженных; звенья этой цепи соединены искусными переходами и общей целеустремленностью, создающей единство поэмы.

Её движущая сила - воля судьбы, которая ведёт Энея к основанию нового царства в латинской земле, а потомков Энея к власти над миром. «Энеида» полна оракулами, вещими снами, чудесами и знамениями, руководящими каждым действием Энея и предвозвещающими грядущее величие римского народа и подвиги его деятелей вплоть до самого Августа.

В изображении богов и героев Вергилий тщательно избегает грубого и комического, которое так часто имеет место у Гомера, и стремится к «благородным» аффектам.

Правда, герои Вергилия атомистичны, они живут вне среды и являются марионетками в руках судьбы, но таково было жизнеощущение распылённого общества эллинистических монархий и Римской империи. Главный герой Вергилия, «благочестивый» Эней воплощает идеал стоицизма, ставшего почти официальной идеологией. «Энеида» была закончена лишь вчерне. Но и в этом «черновом» виде «Энеида» отличается высоким совершенством стиха, углубляя реформу, начатую в «Буколиках».

Когда на земле начинался век героев, то боги очень часто сходили к смертным женщинам, чтобы от них рождались богатыри. Другое дело - богини: они лишь очень редко сходили к смертным мужам, чтобы рождать от них сыновей. Так от богини Фетиды был рожден герой «Илиады» - Ахилл; так от богини Афродиты был рожден герой «Энеиды» - Эней.

Поэма начинается в самой середине пути Энея. Он плывет на запад, между Сицилией и северным берегом Африки - тем, где как раз сейчас финикийские выходцы строят город Карфаген. Здесь-то и налетает на него страшная буря, насланная Юноной: по ее просьбе бог Эол выпустил на волю все подвластные ему ветры. «Тучи внезапные небо и свет похищают у взгляда, / Мрак на волны налег, гром грянул, молнии блещут, / Неизбежимая смерть отвсюду предстала троянцам. / Стонут канаты, и вслед летят корабельщиков крики. / Холод Энея сковал, вздевает он руки к светилам: / «Трижды, четырежды тот блажен, кто под стенами Трои / Перед очами отцов в бою повстречался со смертью!..»

Энея спасает Нептун, который разгоняет ветры, разглаживает волны. Проясняется солнце, и последние семь кораблей Энея из последних сил подгребают к незнакомому берегу.

Это Африка, здесь правит молодая царица Дидона. Злой брат изгнал ее из далекой Финикии, и теперь она с товарищами по бегству строит на новом месте город Карфаген. «Счастливы те, для кого встают уже крепкие стены!» - восклицает Эней и дивится возводимому храму Юноны, расписанному картинами Троянской войны: молва о ней долетела уже и до Африки. Дидона приветливо принимает Энея и его спутников - таких же беглецов, как она сама. В честь их справляется пир, и на этом пиру Эней ведет свой знаменитый рассказ о падении Трои.

Греки за десять лет не смогли взять Трою силой и решили взять ее хитростью. С помощью Афины-Минервы они выстроили огромного деревянного коня, в полом чреве его скрыли лучших своих героев, а сами покинули лагерь и всем флотом скрылись за ближним островом. Был пущен слух: это боги перестали помогать им, и они отплыли на родину, поставив этого коня в дар Минерве - огромного, чтобы троянцы не ввезли его в ворота, потому что если конь будет у них, то они сами пойдут войною на Грецию и одержат победу. Троянцы ликуют, ломают стену, ввозят коня через пролом. Провидец Лаокоон заклинает их не делать этого - «бойтесь врагов, и дары приносящих!» - но из моря выплывают две исполинские Нептуновы змеи, набрасываются на Лаокоона и двух его юных сыновей, душат кольцами, язвят ядом: после этого сомнений не остается ни у кого, Конь в городе, на усталых от праздника троянцев опускается ночь, греческие вожди выскальзывают из деревянного чудовища, греческие войска неслышно подплывают из-за острова - враг в городе.

Эней спал; во сне ему является Гектор: «Троя погибла, беги, ищи за морем новое место!» Эней взбегает на крышу дома - город пылает со всех концов, пламя взлетает к небу и отражается в море, крики и стоны со всех сторон. Он скликает друзей для последнего боя: «Для побежденных спасенье одно - не мечтать о спасенье!» Они бьются на узких улицах, на их глазах волокут в плен вещую царевну Кассандру, на их глазах погибает старый царь Приам - «отсечена от плеч голова, и без имени - тело». Он ищет смерти, но ему является мать-Венера: «Троя обречена, спасай отца и сына!» Отец Энея - дряхлый Анхис, сын - мальчик Асканий-Юл; с бессильным старцем на плечах, ведя бессильного ребенка за руку, Эней покидает рушащийся город. С уцелевшими троянцами он скрывается на лесистой горе, в дальнем заливе строит корабли и покидает родину. Нужно плыть, но куда?

Начинаются шесть лет скитаний. Один берег не принимает их, на другом бушует чума. На морских перепутьях свирепствуют чудовища старых мифов - Скилла с Харибдой, хищные гарпии, одноглазые киклопы. На суше - скорбные встречи: вот сочащийся кровью кустарник на могиле троянского царевича, вот вдова великого Гектора, исстрадавшаяся в плену, вот лучший троянский пророк томится на дальней чужбине, вот отставший воин самого Одиссея - брошенный своими, он прибивается к бывшим врагам. Один оракул шлет Энея на Крит, другой в Италию, третий грозит голодом: «Будете грызть собственные столы!» - четвертый велит сойти в царство мертвых и там узнать о будущем. На последней стоянке, в Сицилии, умирает дряхлый Анхис; дальше - буря, карфагенский берег, и рассказу Энея конец.

За делами людей следят боги. Юнона и Венера не любят друг друга, но здесь они подают друг другу руки: Венера не хочет для сына дальнейших испытаний, Юнона не хочет, чтобы в Италии возвысился Рим, грозящий ее Карфагену, - пусть Эней останется в Африке! Начинается любовь Дидоны и Энея, двух изгнанников, самая человечная во всей античной поэзии. Они соединяются в грозу, во время охоты, в горной пещере: молнии им вместо факелов, и стоны горных нимф вместо брачной песни. Это не к добру, потому что Энею писана иная судьба, и за этой судьбою следит Юпитер. Он посылает во сне к Энею Меркурия: «Не смей медлить, тебя ждет Италия, а потомков твоих ждет Рим!» Эней мучительно страдает. «Боги велят - не своей тебя покидаю я волей!..» - говорит он Дидоне, но для любящей женщины это - пустые слова. Она молит: «Останься!»; потом: «Помедли!»; потом: «Побойся! если будет Рим и будет Карфаген, то будет и страшная война меж твоими и моими потомками!» Тщетно. Она видит с дворцовой башни дальние паруса Энеевых кораблей, складывает во дворце погребальный костер и, взойдя на него, бросается на меч.

Ради неведомого будущего Эней покинул Трою, покинул Карфаген, но это еще не все. Его товарищи устали от скитаний; в Сицилии, пока Эней справляет поминальные игры на могиле Анхиса, их жены зажигают Энеевы корабли, чтобы остаться здесь и никуда не плыть. Четыре корабля погибают, уставшие остаются, на трех последних Эней достигает Италии.

Здесь, близ подножья Везувия, - вход в царство мертвых, здесь ждет Энея дряхлая пророчица Сивилла. С волшебной золотою ветвью в руках сходит Эней под землю: как Одиссей спрашивал тень Тиресия о своем будущем, так Эней хочет спросить тень своего отца Анхиса о будущем своих потомков. Он переплывает Аидову реку Стикс, из-за которой людям нет возврата. Он видит напоминание о Трое - тень друга, изувеченного греками. Он видит напоминание о Карфагене - тень Дидоны с раной в груди; он заговаривает: «Против воли я твой, царица, берег покинул!..» - но она молчит. Слева от него - Тартар, там мучатся грешники: богоборцы, отцеубийцы, клятвопреступники, изменники. Справа от него - поля Блаженных, там ждет его отец Анхис. В середине - река забвенья Лета, и над нею вихрем кружатся души, которым суждено в ней очиститься и явиться на свет. Среди этих-то душ Анхис указывает сыну на героев будущего Рима: и Ромула, основателя города, и Августа, его возродителя, и законодателей, и тираноборцев, и всех, кто утвердит власть Рима над. всем миром. Каждому народу - свой дар и долг: грекам - мысль и красота, римлянам - справедливость и порядок: «Одушевленную медь пусть выкуют лучше другие, / Верю; пусть изведут живые из мрамора лики, / Будут в судах говорить прекрасней, движения неба / Циркулем определят, назовут восходящие звезды; / Твой же, римлянин, долг - полновластно народами править! / Вот искусства твои:

предписывать миру законы, / Ниспроверженных щадить и ниспровергать непокорных«.

Это - дальнее будущее, но на пути к нему - близкое будущее, и оно нелегкое. «Страдал ты на море - будешь страдать и на суше, - говорит Энею Сивилла, - ждет тебя новая война, новый Ахилл и новый брак - с чужеземкой; ты же, беде вопреки, не сдавайся и шествуй смелее!» Начинается вторая половина поэмы, за «Одиссеей» - «Илиада».

В дне пути от Сивиллиных Аидовых мест - середина италийского берега, устье Тибра, область Лаций. Здесь живет старый мудрый царь Латин со своим народом - латинами; рядом - племя рутулов с молодым богатырем Турном, потомком греческих царей. Сюда приплывает Эней; высадившись, усталые путники ужинают, выложив овощи на плоские лепешки. Съели овощи, съели лепешки. «Вот и столов не осталось!» - шутит Юл, сын Энея. «Мы у цели! - восклицает Эней. - Сбылось пророчество: „будете грызть собственные столы". Мы не знали, куда плывем, - теперь знаем, куда приплыли». И он посылает послов к царю Латину просить мира, союза и руки его дочери Лавинии. Латин рад: лесные боги давно вещали ему, что дочь его выйдет за чужестранца и потомство их покорит весь мир. Но богиня Юнона в ярости - враг ее, троянец, одержал верх над ее силой и вот-вот воздвигнет новую Трою: «Будь же война, будь общая кровь меж тестем и зятем! <...> Если небесных богов не склоню - преисподних воздвигну!»

В Лации есть храм; когда мир - двери его заперты, когда война - раскрыты; толчком собственной руки распахивает Юнона железные двери войны. На охоте троянские охотники по ошибке затравили ручного царского оленя, теперь они латинам не гости, а враги. Царь Латин в отчаянии слагает власть; молодой Турн, сам сватавшийся к царевне Лавинии, а теперь отвергнутый, собирает могучую рать против пришельцев: тут и исполин Мезенций, и неуязвимый Мессап, и амазонка Камилла. Эней тоже ищет союзников: он плывет по Тибру туда, где на месте будущего Рима живет царь Евандр, вождь греческих поселенцев из Аркадии. На будущем форуме пасется скот, на будущем Капитолии растет терновник, в бедной хижине царь угощает гостя и дает ему в помощь четыреста бойцов во главе со своим сыном, юным Паллантом. А тем временем мать Энея, Венера, сходит в кузницу своего мужа Вулкана, чтобы тот сковал ее сыну божественно прочные доспехи, как когда-то Ахиллу. На щите Ахилла был изображен весь мир, на щите Энея - весь Рим: волчица с Ромулом и Ремом, похищение сабинянок, победа над галлами, преступный Катилина, доблестный Катон и, наконец, торжество Августа над Антонием и Клеопатрой, живо памятное читателям Вергилия. «Рад Эней на щите картинам, не зная событий, и поднимает плечом и славу, и судьбу потомков».

Но пока Эней вдалеке, Турн с италийским войском подступает к его стану: «Как пала древняя Троя, так пусть падет и новая: за Энея - его судьба, а за меня - моя судьба!» Два друга-троянца, храбрецы и красавцы Нис и Евриал, идут на ночную вылазку сквозь вражеский стан, чтобы добраться до Энея и призвать его на помощь. В безлунном мраке бесшумными ударами пролагают они себе путь среди спящих врагов и выходят на дорогу - но здесь на рассвете застигает их неприятельский разъезд. Евриал попадает в плен, Нис - один против трехсот - бросается ему на выручку, но гибнет, головы обоих вздеты на пики, и разъяренные италийцы идут на приступ. Турн поджигает троянские укрепления, врывается в брешь, крушит врагов десятками, Юнона вдыхает в него силу, и только воля Юпитера кладет предел его успехам. Боги взволнованы, Венера и Юнона винят друг друга в новой войне и заступаются за своих любимцев, но Юпитер мановением их останавливает: если война начата, «…пусть каждому выпадет доля / Битвенных бед и удач: для всех одинаков Юпитер. / Рок дорогу найдет».

Тем временем наконец-то возвращаются Эней с Паллантом и его отрядом; юный Асканий-Юл, сын Энея, бросается из лагеря на вылазку ему навстречу; войска соединяются, закипает общий бой, грудь в грудь, нога к ноге, как когда-то под Троей. Пылкий Паллант рвется вперед, совершает подвиг за подвигом, сходится, наконец, с непобедимым Турном - и падает от его копья. Турн срывает с него пояс и перевязь, а тело в доспехах благородно позволяет соратникам вынести из боя. Эней бросается мстить, но Юнона спасает от него Турна; Эней сходится с лютым Мезенцием, ранит его, юный сын Мезенция Лавс заслоняет собою отца, - гибнут оба, и умирающий Мезенций просит похоронить их вместе. День кончается, два войска хоронят и оплакивают своих павших. Но война продолжается, и по-прежнему первыми гибнут самые юные и цветущие: после Ниса и Евриала, после Палланта и Лавса приходит черед амазонки Камиллы. Выросшая в лесах, посвятившая себя охотнице Диане, с луком и секирою бьется она против наступающих троянцев и погибает, сраженная дротом.

Видя гибель своих бойцов, слыша скорбные рыдания старого Латина и юной Лавинии, чувствуя наступающий рок, Турн шлет гонца к Энею: «Отведи войска, и мы решим наш спор поединком». Если победит Турн - троянцы уходят искать новую землю, если Эней - троянцы основывают здесь свой город и живут в союзе с латинами. Поставлены алтари, принесены жертвы, произнесены клятвы, два строя войск стоят по две стороны поля. И опять, как в «Илиаде», вдруг перемирие обрывается. В небе является знамение: орел налетает на лебединую стаю, выхватывает из нее добычу, но белая стая обрушивается со всех сторон на орла, заставляет его бросить лебедя и обращает в бегство. «Это - наша победа над пришельцем!» - кричит латинский гадатель и мечет свое копье в троянский строй. Войска бросаются друг на друга, начинается общая схватка, и Эней и Турн тщетно ищут друг друга в сражающихся толпах.

А с небес на них смотрит, страдая, Юнона, тоже чувствуя наступающий рок. Она обращается к Юпитеру с последней просьбой:

«Будь что будет по воле судьбы и твоей, - но не дай троянцам навязать Италии свое имя, язык и нрав! Пусть Лаций останется Лацием и латины латинами! Троя погибла - позволь, чтоб и имя Трои погибло!» И Юпитер ей отвечает: «Да будет так». Из троянцев и латинов, из рутулов, этрусков и Евандровых аркадян явится новый народ и разнесет свою славу по всему миру.

Эней и Турн нашли друг друга: «сшиблись, щит со щитом, и эфир наполняется громом». Юпитер стоит в небе и держит весы с жребиями двух героев на двух чашах. Турн ударяет мечом - меч ломается о щит, выкованный Вулканом. Эней ударяет копьем - копье пронзает Турну и щит и панцирь, он падает, раненный в бедро. Подняв руку, он говорит: «Ты победил; царевна - твоя; не прошу пощады для себя, но если есть в тебе сердце - пожалей меня для моего отца: и у тебя ведь был Анхис!» Эней останавливается с поднятым мечом - но тут взгляд его падает на пояс и перевязь Турна, которые тот снял с убитого Палланта, недолгого Энеева друга. «Нет, не уйдешь! Паллант тебе мстит!» - восклицает Эней и пронзает сердце противника; «и объятое холодом смертным / Тело покинула жизнь и со стоном к теням отлетает».

Так кончается «Энеида».

Каждой книги (главы, песни) можно причитать в этой статье.

Вергилий "Энеида" краткое содержание

1 Книга «Энеида» сокращенно

Большой флот во главе с Энеем направляется к берегам Италии. Богиня Юнона преследует Энея, насылает на его корабле бурю. Произошел страшный шторм, покрутил и разрушил некоторые корабли, но здесь Нептун заметил, что море волнуется, и решил выяснить, что случилось. Подняв голову над водой, он увидел, что натворила хитрая и коварная Юнона.

От Энея флота осталось только семь кораблей. Они остановились у Ливийской страны, и Эней вышел на скалу посмотреть вокруг. Увидел он оленей и убил семь из них, и начался пир. Богиня Венера, мать Энея, смущенная теми событиями, которые произошли с ее сыном, со слезами обращается к Юпитеру, прося помочь троянцам. Юпитер посылает «сына Майи», вестника богов Меркурия, чтобы он открыл для троянцев карфагенские земли, где бы их гостеприимно встретила Дидона. Венера появляется сыну и рассказывает о славном городе Карфаген и его царицу Дидону.

Прибыв в Карфагена, Эней осмотрел город и храм, который Дидона построила в честь богини Юноны. В храме состоялось первая встреча и знакомство Энея с Дидоной. Она гостеприимно приняла троянцев. Венера, задумав прикохаты Дидону к Энея, подговаривает своего сына Купидона принять вид Аскания, чтобы пустить в Дидону свою стрелу. Торжественно приветствуя Дидону, переодетый Купидон делает свое дело, а веселый пир продолжается речами в честь Энея.

2 Книга «Энеида» сокращенно

Эней начинает рассказ о разрушении Трои. Рассказывает, как троянцы вводят в город пагубное «подарок девы Минервы» - построенного греками большого деревянного коня. Жрец Лаокоон начал предостерегать троянцев, за что он и двое его сыновей были задушены змеями; лошади вводят в город. Спрятаны в нем греки ночью выходят из чрева деревянного коня и, убив охрану, открывают городские ворота, впуская войско, овладевают городом. Во сне Энею появляется тень Гектора:

грязная борода обгорела,
Слиплись волосы в крови, и ранами весь он покрыт.

Он предупреждает Энея, враги уже завладели Троей, и советует Эней с войском бежать и построить новые «стены, проехав море». Эней призывает товарищей идти в последний бой. Товарищи Энея падают среди горящего города за пленницу греками Кассандру, дочь Приама, которую за волосы вытащили из святого храма Минервы. Направляясь к Приамового дворца, Эней видит, что там тоже идет жестокая драка; Пирр

дрожащего старца под алтарь
Тянет, и скользит то в лужах сыновней крови.
Руку он левую в волосы вмотавшы, меч вытягивает
Правой, в сторону втыкает Приама по рукоятку.

Увидев это и вспомнив о своем старика, Эней в гневе хотел убить Тиндарееву дочь, сидевшая на пороге храма Весты, и вдруг видит свою мать. Венера уговаривает сына бежать из Трои. Эней забирает сына Анхиса и жену Креус, выносит из горящей Трои своего старого отца.

3 Книга «Энеида» сокращенно

Эней продолжает свой рассказ, что увидел,

когда Илион надменный
Упал, когда дымом курилась свергнута Троя Нептунська,

покинул родной город и пустился на море. Путешествуя, он пристает к берегам Фракии, высаживается там и, построив стены, основывает город Енеаду. Плывя дальше, Эней останавливается на острове Делосе, но оракул побуждает его плыть дальше на остров Крит, а затем в Италию.

Как корабли оказались в открытым море и на земле уже
Больше нигде не было видно, только небо и море,
Над головою мрачные появились тучи,
Бурю и темень несли они, и волны в тьмы заиграли.

Буря заносит троянцев на Строфадськи острова, где они встречаются с гарпиями и совершают с ними бой.

Жрец Хелен предвещает Энею и его спутникам события дальнейшего плавания, одаривает их.

4 Книга «Энеида» сокращенно

Дидона в слезах признается своей сестре Анне в любви к Энея; та же, поддерживая сестру, подает ей надежду на брак с ним.

Вот с собой Энея она везде по городу водит,
Город все и сидонский богатства показывает, хочет
Что-то объяснить, и рвет на полуслове. А день стемнеет -
Все те же пиры производит и слушать стремится
Опять, безумная, о горе троянское; слова его внимательно
Из уст выпивает.

Увидев это, Юнона обрадовалась и решила, что это может отвлечь Энея от Италии; для этого она договаривается с Венерой на вступление в брак Энея с Дидоной. Было совершено охоты, потом случилась буря, от которой Эней и Дидона спрятались в пещере, где и состоялся их «брак», - все случилось именно так, как спланировали богини.

Сейчас пошла по ливийским городам молва...
... Распространяли везде, приехавший Эней с троянского рода
И выйти за него пожелала прекрасная Дидона.
Хотя с любви вмливае бедный, и божьим приказам
Все же подчиняясь, он спешит к флоту.
Дидона делает последнюю неудачную попытку задержать Энея.

Чувствуя свое бессилие, она умоляет смерти и, уже предчувствуя ее, готовится умереть. Эней с товарищами оставляют Карфаген. Увидев, что их флот отплывает, Дидона проклинает Энея и в отчаянии умирает.

5 Книга «Энеида» сокращенно

Начинается буря, пригнанной флот Энея в Сицилию.

Юнона, послав к троянского флота с неба Ириду, увидела, как возле брошенных мужчинами кораблей плачут женщины после смерти Анхиса;

Города все просят, надоело уже беды морские им терпеть.

Переодевшись одной из троянских женщин, Юнона подстрекает их поджечь флот троянцев, думая, что это остановит Энея на его пути. Эвмел доносит Эней известие о том, что его флот горит. Тот, подняв руки, просит Юпитера помочь. В ответ начинается дождь.

Суда от бедствия спасены, только четыре пропало.

Увлечен навть, Эней, размышляя, видит образ отца Анхиса, что тоже советует ему уезжать. Он просит Энея встретиться с ним в подземном царстве.

Эней основывает город Сегесте и отплывает. Под опекой Нептуна он благополучно плывет в Италию.

6 Книга «Энеида» сокращенно

Прибыв в Италию, Эней высаживается около города Кум. Он идет к жрицы Сивиллы, которая в храме Аполлона предвещает его судьбу:

Наконец, в длинных приключениях,
Что на морях понесенные - и на суше ждут еще более тяжелые, -
Войдут дарданцы в царство лавинське, ты этим не беспокойся.
И они скажут: «Хотя бы не входили». Вижу я войны,
Войны ужасные, и Тибр я он вижу, что исполнится кровью.
Будет ведь там Симоент, будет Ксант, будет лагерь дорический,
И родился уже в Лации дрзьгий Ахилл от богини...
... Путь первая спасения,
Что и думал про нее, откроется из греческого города.

Эней просит Сивилла о свидании в подземном царстве с тенью своего отца Анхиса. Сивилла показывает ему дорогу туда; но сначала надо похоронить тело, являющееся непогребенным. Эней, вернувшись, увидел, что на сухом берегу действительно лежит тело Мизена. Он прячет его, только тогда приобретает «золотой ветви», как ему приказала Сивилла. По принесении жертвы Прозерпине Эней с Сивиллой спускаются в подземное царство. Там они видят тени умерших у реки Ахеронта:

Водоворот здесь бездонный болотом клокочет и кипит мутью,
Грязь всю отсюда и песок, и ил в Коцит выбрасывает.
Вод и рек этих неизменно Харон стережет перевозчик.

Встречаются они и с Цербером, и с другими чудовищами, проживающих в царстве Плутона и Прозерпины. Встречают главного судью царства мертвых Миноса, и много теней, каждая из них наказывается за свой грех. Наконец доходят они и до Елисии, страны вечного блаженства, где Эней встречает своего отца Анхиса. Тот преподает сыну свое учение об очищении и переселение душ и показывает ему историю основания Рима и всех потомков - знаменитых римлян, начиная с Ромула, основателя Рима, и кончая Марцеллом, племянником и зятем Августа. Предупреждает он сына и о будущих препятствия, о войнах и драки, но обещает победу и славу.

Так там поучает Анхис своего сына, а с ним и Сивилла
И через ворота с слоновой кости на свет выпускает.
Тот возвращает к судам и друзей своих там находит.

7 Книга «Энеида» сокращенно

Удачно минуя коварные берега Цирцеи, корабли Энея достигают устья реки Тибр. Эней плывет по ней до Лаврентийского царя Латина и отправляет к нему послов:

Только первыми лучами посмотрел на землю рассвет,
Все разошлись, чтобы развод о городе, и население,
И берега и границы.
Осмотрев местность, послы пришли в храм:
Вот в таком-то храме богов царь Латин, на престоле
Родительском сев, Тевкр к себе в храм призывает.

Они предложили мир от имени Энея и попросили разрешения построить новый город в его стране. Лат благосклонно принимает послов и, повинуясь приказу богов, соглашается сделать Энея своим зятем. Узнав об этом, Юнона, желая расстроить это согласие, вызывает Эринии Аллекто, которая подстрекает против Энея сначала Амати, мать Лавинии, подбросив ей синюю змею под сердце, а потом и рутульского царя Турна прямо у него на свадьбе в царском дворце. Довольна, Аллекто возвращается к Юноны и докладывает о сделанном. На устроенном троянцами охоте возникает спор, Амата и Турн вызывают латинян на войну с троянцами. Многочисленные племена со всех частей Италии спешат соединиться и выступить против троянских войск.

8 Книга «Энеида» сокращенно

Турнир, вывесив военные флаги, поднимает на войну весь Лаций, спешно принимает присягу, и посылает к Диомеда в Аргирипу венул, чтобы просить помощи. К печального Энея во сне приходит бог реки Тибра Тиберина, что рассказывает ему о городе Альбу, который построит Асканий, и побуждает Энея взять аркадского царя Евандра, основавший на Палатинском холме город Паллант, союзником в войне. Проснувшись, Эней принес в жертву белое поросенок, как велел ему Тиберина, и отправил в Евандра два судна с флота. Евандр, что тогда царствовал еще в убогой стране, дружески принимает Энея и обещает ему помощь. Он гостеприимно приглашает Энея и его спутников принять участие в праздновании в честь Геркулеса, знакомит его с окрестностями.

Венера просит своего мужа Вулкана выковать оружие для ее сына, тот соглашается:

В огромной пещере железо ковали Циклоп:
Бронт, и Стеропа, и голый Пиракмон.

Проснувшись на следующее утро, Евандр спешит к Энея, чтобы предложить ему возглавить этрусков, только прогнали своего царя Мезенция, и дает ему четыреста всадников под предводительством своего сына Палланта. Эней соглашается. Подав сыну знак, Венера показывает, как куется для него оружие на небе.

9 Книга «Энеида» сокращенно

Пока Эней находился в Евандра, Юнона подсылает к Турна Ириду, которая подстрекает его напасть на лагерь Энея, возглавляемый юным Асканием, и пытается сжечь троянские корабли, но это ей не удается, потому что корабли были построены из стволов сосен, растущих в священном лесу, где приносят жертвы, - Юпитер, по просьбе Кибелы, обращает их в морских нимф:

... Сколько там судов,
Медью покрытых, стояло на берегу, столько девичьих
Фигур вышла из воды и выплыло в море спокойное.

Но Турн не успокоился, а еще более разозлился. Он облегает новую Трою. Троянское войско мужественно стоял на стенах под предлогом Мнестея и Серест.

Говорят, что в битве тогда впервые Асканий стрелой
Быстрой бросил, потому что до сих пор только пугливые зверьки
Привык беспокоит, попал Нумана, что Ремулом назывался
И мощью руки был прославленный везде, - того, что недавно
Турная младшую сестру взял в жены, - и протянул неживого.

Увидев это, Аполлон спустился на землю, похвалил Аскания за подвиг, но приказал в войну больше не вмешиваться. Пандар с бит, стоявших на страже у городских ворот, открывают ее и, заманив врагов, многих из них убивают. Турнир спешит на помощь и отгоняет троянцев, но впоследствии под их натиском отступает в Тибр, переплывает его и возвращается к своим.

10 Книга «Энеида» сокращенно

На всемогущим Олимпе открылись между тем покои,

И отец богов и людей туда совет созывает домой.

На совете Юпитер напрасно пытается помирить Юнону с Венерой и поэтому решает так:

«Судьба у кого сегодня которая и какие ожидания;
И то будет Рутул или троянец - одинаковое будет ».

На этом совещание закончилось.

В это время рутулов уже совершают наступление на ворота. Эней, войдя от Евандра к этрусского лагеря, берет в союзники этрусского военачальника тархоня, и, взяв Палланта, возвращается на тридцати кораблях с многочисленными войсками союзников. Прибыв к берегу, Енеив флот встретил ожесточенное сопротивление, совершенное Турном. Завязался страшный бой. Асканий делает вылазку и соединяется с войсками своего отца.

Боги на Олимпе, не вмешиваясь, наблюдают за этой кровавой дракой. Наконец Эней убивает Мезенция, и для его сына Лавс «парки прядут уже нить последнюю». Победа остается за троянцами.

11 Книга «Энеида» сокращенно

Эней, похоронив погибших друзей, сооружает трофей в память победы над Мезенцием.

И прежде всего в скорбное Евандрове город дела
Тело Палланта того, что доблести полного сейчас
Черная забрала час и в могиле унылой поселила.

Увидев бездушное тело Палланта Эней не мог сдержать слез, ибо напомнил ему, что и у него есть сын. ГИалланта пышно провели в последний путь.

Между тем приходят послы Латина «с оливковым ветвями». Они умоляют Энея дать им время, чтобы скрыть погибших на поле боя.

А хороший на это разрешение
Согласился с радостью, потому просят о вещах важны...
И уже к Евандра дошла весть о гибели сына.

Обе стороны разожгли костер и хоронили убитых в течение двенадцати дней, за которые ни одна из сторон не нарушила мира.

Но наступает ночь, и обе стороны укрепляют свои лагеря.

12 Книга «Энеида» сокращенно

Увидев, что кровавый бой сломал боевой дух латинян, Туры еще больше разозлился и решился на поединок с Энеем, несмотря на уговоры Латина и слезы Амати. Эней согласился на этот поединок. Турнир приказал привести себе лучшего коня, одежду на себя лучшую старинное оружие;

И одновременно страшен Эней, в Венерений оружия,
Запал к бою в себе нагнетает и бередит гнев свой,
Рад, что может таким договором войну закончить.
Условия боя с обеих сторон подтверждаются клятвами.

Между тем Юнона подговаривает Турново сестру Ютурны, чтобы и разожгла боевой дух рутулов, и они начали вместо поединка общую битву. Начинается суета, в которой у самого Энея ранены руку.

Случай простой, или бог который, может. забвение закрыла
Славу большую той происшествия, и никто не хвалился
Затем, что он причинил Энею рану.

Увидев, что Энея ранены, Турн обрадовался и пошел в наступление на троянцев. Энею рану Венера исцеляет, промыв ее лекарственным зельем. Силы возвращаются к Энея, и он снова идет в бой, где долго ищет встречи с Турном.

Царица Амата, увидев, что враг уже занимает стены, а Турна нигде нет, решила, что его уже убили, и кончает жизнь самоубийством. Увидев это, Латин и сам уже неистовствует, сожалея, что не сделал Энея своим зятем добровольно.

Эней наконец находит Турна и выходит с ним на поединок. Юпитер приказывает Юноне не вмешиваться во события, так как Эней суждено быть царем, это его судьба, и уже никто ему не помешает. Поэтому Ютурна, не испытывая приказов Юноны, отступает от брата, и Эней после длительного боя убивает своего главного врага.

Когда на земле начи-нался век героев, то боги очень часто сходили к смертным женщинам, чтобы от них рожда-лись бога-тыри. Другое дело — богини: они лишь очень редко сходили к смертным мужам, чтобы рождать от них сыновей. Так от богини Фетиды был рожден герой «Илиады» — Ахилл; так от богини Афро-диты был рожден герой «Энеиды» — Эней.

Поэма начи-на-ется в самой сере-дине пути Энея. Он плывет на запад, между Сици-лией и северным берегом Африки — там, где как раз сейчас фини-кий-ские выходцы строят город Карфаген. Здесь-то и нале-тает на него страшная буря, насланная Юноной: по ее просьбе бог Эол выпу-стил на волю все подвластные ему ветры. «Тучи внезапные небо и свет похи-щают у взгляда, / Мрак на волны налег, гром грянул, молнии блещут, / Неиз-бе-жимая смерть отвсюду пред-стала троянцам. / Стонут канаты, и вслед летят кора-бель-щиков крики. / Холод Энея сковал, взде-вает он руки к светилам: / «Трижды, четы-режды тот блажен, кто под стенами Трои / Перед очами отцов в бою повстре-чался со смертью!..»

Энея спасает Нептун, который разго-няет ветры, разгла-жи-вает волны. Прояс-ня-ется солнце, и последние семь кораблей Энея из последних сил подгре-бают к незна-ко-мому берегу.

Это Африка, здесь правит молодая царица Дидона. Злой брат изгнал ее из далекой Финикии, и теперь она с това-ри-щами по бегству строит на новом месте город Карфаген. «Счаст-ливы те, для кого встают уже крепкие стены!» — воскли-цает Эней и дивится возво-ди-мому храму Юноны, распи-сан-ному карти-нами Троян-ской войны: молва о ней доле-тела уже и до Африки. Дидона привет-ливо прини-мает Энея и его спут-ников — таких же беглецов, как она сама. В честь их справ-ля-ется пир, и на этом пиру Эней ведет свой знаме-нитый рассказ о падении Трои.

Греки за десять лет не смогли взять Трою силой и решили взять ее хитро-стью. С помощью Афины-Минервы они выстроили огром-ного дере-вян-ного коня, в полом чреве его скрыли лучших своих героев, а сами поки-нули лагерь и всем флотом скры-лись за ближним островом. Был пущен слух: это боги пере-стали помо-гать им, и они отплыли на родину, поставив этого коня в дар Минерве — огром-ного, чтобы троянцы не ввезли его в ворота, потому что если конь будет у них, то они сами пойдут войною на Грецию и одержат победу. Троянцы ликуют, ломают стену, ввозят коня через пролом. Провидец Лаокоон закли-нает их не делать этого — «бойтесь врагов, и дары прино-сящих!» — но из моря выплы-вают две испо-лин-ские Непту-новы змеи, набра-сы-ва-ются на Лаокоона и двух его юных сыновей, душат коль-цами, язвят ядом: после этого сомнений не оста-ется ни у кого, Конь в городе, на усталых от празд-ника троянцев опус-ка-ется ночь, грече-ские вожди выскаль-зы-вают из дере-вян-ного чудо-вища, грече-ские войска неслышно подплы-вают из-за острова — враг в городе.

Эней спал; во сне ему явля-ется Гектор: «Троя погибла, беги, ищи за морем новое место!» Эней взбе-гает на крышу дома — город пылает со всех концов, пламя взле-тает к небу и отра-жа-ется в море, крики и стоны со всех сторон. Он скли-кает друзей для послед-него боя: «Для побеж-денных спасенье одно — не мечтать о спасенье!» Они бьются на узких улицах, на их глазах волокут в плен вещую царевну Кассандру, на их глазах поги-бает старый царь Приам — «отсе-чена от плеч голова, и без имени — тело». Он ищет смерти, но ему явля-ется мать-Венера: «Троя обре-чена, спасай отца и сына!» Отец Энея — дряхлый Анхис, сын — мальчик Асканий-Юл; с бессильным старцем на плечах, ведя бессиль-ного ребенка за руку, Эней поки-дает руша-щийся город. С уцелев-шими троян-цами он скры-ва-ется на леси-стой горе, в дальнем заливе строит корабли и поки-дает родину. Нужно плыть, но куда?

Начи-на-ются шесть лет скитаний. Один берег не прини-мает их, на другом бушует чума. На морских пере-пу-тьях свиреп-ствуют чудо-вища старых мифов — Скилла с Харибдой, хищные гарпии, одно-глазые киклопы. На суше — скорбные встречи: вот соча-щийся кровью кустарник на могиле троян-ского царе-вича, вот вдова вели-кого Гектора, исстра-дав-шаяся в плену, вот лучший троян-ский пророк томится на дальней чужбине, вот отставший воин самого Одиссея — брошенный своими, он приби-ва-ется к бывшим врагам. Один оракул шлет Энея на Крит, другой в Италию, третий грозит голодом: «Будете грызть собственные столы!» — четвертый велит сойти в царство мертвых и там узнать о будущем. На последней стоянке, в Сицилии, умирает дряхлый Анхис; дальше — буря, карфа-ген-ский берег, и рассказу Энея конец.

За делами людей следят боги. Юнона и Венера не любят друг друга, но здесь они подают друг другу руки: Венера не хочет для сына даль-нейших испы-таний, Юнона не хочет, чтобы в Италии возвы-сился Рим, грозящий ее Карфа-гену, — пусть Эней оста-нется в Африке! Начи-на-ется любовь Дидоны и Энея, двух изгнан-ников, самая чело-вечная во всей античной поэзии. Они соеди-ня-ются в грозу, во время охоты, в горной пещере: молнии им вместо факелов, и стоны горных нимф вместо брачной песни. Это не к добру, потому что Энею писана иная судьба, и за этой судьбою следит Юпитер. Он посы-лает во сне к Энею Меркурия: «Не смей медлить, тебя ждет Италия, а потомков твоих ждет Рим!» Эней мучи-тельно стра-дает. «Боги велят — не своей тебя покидаю я волей!..» — говорит он Дидоне, но для любящей женщины это — пустые слова. Она молит: «Останься!»; потом: «Помедли!»; потом: «Побойся! если будет Рим и будет Карфаген, то будет и страшная война меж твоими и моими потом-ками!» Тщетно. Она видит с двор-цовой башни дальние паруса Энеевых кораблей, скла-ды-вает во дворце погре-бальный костер и, взойдя на него, броса-ется на меч.

Ради неве-до-мого буду-щего Эней покинул Трою, покинул Карфаген, но это еще не все. Его това-рищи устали от скитаний; в Сицилии, пока Эней справ-ляет поми-нальные игры на могиле Анхиса, их жены зажи-гают Энеевы корабли, чтобы остаться здесь и никуда не плыть. Четыре корабля поги-бают, уставшие оста-ются, на трех последних Эней дости-гает Италии.

Здесь, близ подножья Везувия, — вход в царство мертвых, здесь ждет Энея дряхлая проро-чица Сивилла. С волшебной золотою ветвью в руках сходит Эней под землю: как Одиссей спра-шивал тень Тиресия о своем будущем, так Эней хочет спро-сить тень своего отца Анхиса о будущем своих потомков. Он пере-плы-вает Аидову реку Стикс, из-за которой людям нет возврата. Он видит напо-ми-нание о Трое — тень друга, изуве-чен-ного греками. Он видит напо-ми-нание о Карфа-гене — тень Дидоны с раной в груди; он заго-ва-ри-вает: «Против воли я твой, царица, берег покинул!..» — но она молчит. Слева от него — Тартар, там мучатся греш-ники: бого-борцы, отце-убийцы, клят-во-пре-ступ-ники, измен-ники. Справа от него — поля Блаженных, там ждет его отец Анхис. В сере-дине — река забвенья Лета, и над нею вихрем кружатся души, которым суждено в ней очиститься и явиться на свет. Среди этих-то душ Анхис указы-вает сыну на героев буду-щего Рима: и Ромула, осно-ва-теля города, и Августа, его возро-ди-теля, и зако-но-да-телей, и тиран-оборцев, и всех, кто утвердит власть Рима над всем миром. Каждому народу — свой дар и долг: грекам — мысль и красота, римлянам — спра-вед-ли-вость и порядок: «Одушев-ленную медь пусть выкуют лучше другие, / Верю; пусть изведут живые из мрамора лики, / Будут в судах гово-рить прекрасней, движения неба / Циркулем опре-делят, назовут восхо-дящие звезды; / Твой же, римлянин, долг — полно-властно наро-дами править! / Вот искус-ства твои: пред-пи-сы-вать миру законы, / Ниспро-вер-женных щадить и ниспро-вер-гать непо-корных».

Это — дальнее будущее, но на пути к нему — близкое будущее, и оно нелегкое. «Страдал ты на море — будешь стра-дать и на суше, — говорит Энею Сивилла, — ждет тебя новая война, новый Ахилл и новый брак — с чуже-земкой; ты же, беде вопреки, не сдавайся и шествуй смелее!» Начи-на-ется вторая поло-вина поэмы, за «Одис-сеей» — «Илиада».

В дне пути от Сивил-линых Аидовых мест — сере-дина италий-ского берега, устье Тибра, область Лаций. Здесь живет старый мудрый царь Латин со своим народом — лати-нами; рядом — племя рутулов с молодым бога-тырем Турном, потомком грече-ских царей. Сюда приплы-вает Эней; выса-див-шись, усталые путники ужинают, выложив овощи на плоские лепешки. Съели овощи, съели лепешки. «Вот и столов не оста-лось!» — шутит Юл, сын Энея. «Мы у цели! — воскли-цает Эней. — Сбылось проро-че-ство: „будете грызть собственные столы“. Мы не знали, куда плывем, — теперь знаем, куда приплыли». И он посы-лает послов к царю Латину просить мира, союза и руки его дочери Лавинии. Латин рад: лесные боги давно вещали ему, что дочь его выйдет за чуже-странца и потом-ство их покорит весь мир. Но богиня Юнона в ярости — враг ее, троянец, одержал верх над ее силой и вот-вот воздвигнет новую Трою: «Будь же война, будь общая кровь меж тестем и зятем! Если небесных богов не склоню — преис-подних воздвигну!»

В Лации есть храм; когда мир — двери его заперты, когда война — раскрыты; толчком собственной руки распа-хи-вает Юнона железные двери войны. На охоте троян-ские охот-ники по ошибке затра-вили ручного царского оленя, теперь они латинам не гости, а враги. Царь Латин в отча-янии слагает власть; молодой Турн, сам сватав-шийся к царевне Лавинии, а теперь отверг-нутый, соби-рает могучую рать против пришельцев: тут и исполин Мезенций, и неуяз-вимый Мессап, и амазонка Камилла. Эней тоже ищет союз-ников: он плывет по Тибру туда, где на месте буду-щего Рима живет царь Евандр, вождь грече-ских посе-ленцев из Аркадии. На будущем форуме пасется скот, на будущем Капи-толии растет терновник, в бедной хижине царь угощает гостя и дает ему в помощь четы-реста бойцов во главе со своим сыном, юным Паллантом. А тем временем мать Энея, Венера, сходит в кузницу своего мужа Вулкана, чтобы тот сковал ее сыну боже-ственно прочные доспехи, как когда-то Ахиллу. На щите Ахилла был изоб-ражен весь мир, на щите Энея — весь Рим: волчица с Ромулом и Ремом, похи-щение саби-нянок, победа над галлами, преступный Кати-лина, доблестный Катон и, наконец, торже-ство Августа над Анто-нием и Клео-патрой, живо памятное чита-телям Вергилия. «Рад Эней на щите картинам, не зная событий, и подни-мает плечом и славу, и судьбу потомков».

Но пока Эней вдалеке, Турн с италий-ским войском подсту-пает к его стану: «Как пала древняя Троя, так пусть падет и новая: за Энея — его судьба, а за меня — моя судьба!» Два друга-троянца, храб-рецы и красавцы Нис и Евриал, идут на ночную вылазку сквозь враже-ский стан, чтобы добраться до Энея и призвать его на помощь. В безлунном мраке бесшум-ными ударами прола-гают они себе путь среди спящих врагов и выходят на дорогу — но здесь на рассвете засти-гает их непри-я-тель-ский разъезд. Евриал попа-дает в плен, Нис — один против трехсот — броса-ется ему на выручку, но гибнет, головы обоих вздеты на пики, и разъ-яренные италийцы идут на приступ. Турн поджи-гает троян-ские укреп-ления, врыва-ется в брешь, крушит врагов десят-ками, Юнона вдыхает в него силу, и только воля Юпитера кладет предел его успехам. Боги взвол-но-ваны, Венера и Юнона винят друг друга в новой войне и засту-па-ются за своих любимцев, но Юпитер мано-ве-нием их оста-нав-ли-вает: если война начата, «...пусть каждому выпадет доля / Битвенных бед и удач: для всех одинаков Юпитер. / Рок дорогу найдет».

Тем временем наконец-то возвра-ща-ются Эней с Паллантом и его отрядом; юный Асканий-Юл, сын Энея, броса-ется из лагеря на вылазку ему навстречу; войска соеди-ня-ются, заки-пает общий бой, грудь в грудь, нога к ноге, как когда-то под Троей. Пылкий Паллант рвется вперед, совер-шает подвиг за подвигом, сходится, наконец, с непо-бе-димым Турном — и падает от его копья. Турн срывает с него пояс и пере-вязь, а тело в доспехах благо-родно позво-ляет сорат-никам вынести из боя. Эней броса-ется мстить, но Юнона спасает от него Турна; Эней сходится с лютым Мезен-цием, ранит его, юный сын Мезенция Лавс засло-няет собою отца, — гибнут оба, и умира-ющий Мезенций просит похо-ро-нить их вместе. День конча-ется, два войска хоронят и опла-ки-вают своих павших. Но война продол-жа-ется, и по-преж-нему первыми гибнут самые юные и цветущие: после Ниса и Евриала, после Палланта и Лавса приходит черед амазонки Камиллы. Выросшая в лесах, посвя-тившая себя охот-нице Диане, с луком и секирою бьется она против насту-па-ющих троянцев и поги-бает, сраженная дротом.

Видя гибель своих бойцов, слыша скорбные рыдания старого Латина и юной Лавинии, чувствуя насту-па-ющий рок, Турн шлет гонца к Энею: «Отведи войска, и мы решим наш спор поединком». Если победит Турн — троянцы уходят искать новую землю, если Эней — троянцы осно-вы-вают здесь свой город и живут в союзе с лати-нами. Постав-лены алтари, прине-сены жертвы, произ-не-сены клятвы, два строя войск стоят по две стороны поля. И опять, как в «Илиаде», вдруг пере-мирие обры-ва-ется. В небе явля-ется знамение: орел нале-тает на лебе-диную стаю, выхва-ты-вает из нее добычу, но белая стая обру-ши-ва-ется со всех сторон на орла, застав-ляет его бросить лебедя и обра-щает в бегство. «Это — наша победа над пришельцем!» — кричит латин-ский гада-тель и мечет свое копье в троян-ский строй. Войска броса-ются друг на друга, начи-на-ется общая схватка, и Эней и Турн тщетно ищут друг друга в сража-ю-щихся толпах.

А с небес на них смотрит, страдая, Юнона, тоже чувствуя насту-па-ющий рок. Она обра-ща-ется к Юпитеру с последней просьбой:

«Будь что будет по воле судьбы и твоей, — но не дай троянцам навя-зать Италии свое имя, язык и нрав! Пусть Лаций оста-нется Лацием и латины лати-нами! Троя погибла — позволь, чтоб и имя Трои погибло!» И Юпитер ей отве-чает: «Да будет так». Из троянцев и латинов, из рутулов, этрусков и Еван-дровых аркадян явится новый народ и разнесет свою славу по всему миру.

Эней и Турн нашли друг друга: «сшиб-лись, щит со щитом, и эфир напол-ня-ется громом». Юпитер стоит в небе и держит весы с жребиями двух героев на двух чашах. Турн ударяет мечом — меч лома-ется о щит, выко-ванный Вулканом. Эней ударяет копьем — копье прон-зает Турну и щит и панцирь, он падает, раненный в бедро. Подняв руку, он говорит: «Ты победил; царевна — твоя; не прошу пощады для себя, но если есть в тебе сердце — пожалей меня для моего отца: и у тебя ведь был Анхис!» Эней оста-нав-ли-ва-ется с поднятым мечом — но тут взгляд его падает на пояс и пере-вязь Турна, которые тот снял с убитого Палланта, недол-гого Энеева друга. «Нет, не уйдешь! Паллант тебе мстит!» — воскли-цает Эней и прон-зает сердце против-ника; «и объятое холодом смертным / Тело поки-нула жизнь и со стоном к теням отле-тает».

Так конча-ется «Энеида».