Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии сказок  /  Электронные торговые площадки для коммерческих заказчиков. Электронные торговые площадки: список ЭТП, что это и какие бывают

Электронные торговые площадки для коммерческих заказчиков. Электронные торговые площадки: список ЭТП, что это и какие бывают

Что такое электронная торговая площадка, какие бывают виды торговых площадок, и как выбрать торговую площадку? Электронная торговая площадка (ЭТП ) - необходимый инструмент для проведения закупки в электронной форме . Для пользователя это специализированный интернет-сайт, после регистрации на котором уполномоченные сотрудники юридического лица могут от имени этого юридического лица объявлять закупки в качестве заказчика или участвовать в них в качестве поставщиков.

СОВЕТ . Электронная торговая площадка – это легкий, удобный выход на закупочные процедуры крупных перспективных заказчиков. Преимущества ЭТП очевидны: закупки открыты, публичны, прозрачны, существует объективность в выборе победителя.

Электронные торговые площадки позволяют заказчикам организовать электронные закупочные процедуры, а потенциальным поставщикам участвовать в них, конкурируя за право поставить продукцию данному заказчику. Другим направлением деятельности является предоставление организаторам торгов возможности продавать реализуемое имущество в электронной форме - в этом случае уже потенциальные покупатели конкурируют за право приобрести реализуемое имущество.

Генеральный директор B2B-Center Андрей Бойко в коротком обучающем видео расскажет о типах электронных торговых площадок, их особенностях, плюсах и минусах каждого типа. Помимо этого, он поможет разобраться в хитростях и тонкостях условий пользования ими, а также объяснит, как подобрать для себя оптимальный тариф.

В электронной закупке участвуют три стороны: организатор торгов (заказчик), участники торгов и оператор электронной торговой площадки (ЭТП). Каждая из этих сторон обладает уникальным правовым статусом и не имеет права вмешиваться в деятельность или реализовывать полномочия другой стороны, поскольку в противном случае резко возрастает риск манипуляций при проведении закупки и, как следствие, нарушения порядка отбора победителя. Процедуры, проводимые на каждой ЭТП, подробно описаны в регламентах соответствующих ЭТП, а эти регламенты, как правило, размещены в открытом доступе на сайтах электронных торговых площадок.

Электронная площадка является именно инструментом проведения закупки, а оператор площадки обязан обеспечивать исправную работу этого инструмента. При этом оператор электронной площадки не обладает ни полномочиями органа государственной власти, ни полномочиями третейского судьи, а значит не может и не имеет права официально оценивать правомерность действий заказчиков и поставщиков, а тем более применять к ним меры властного воздействия.

Основная задача ЭТП сводится к тому, чтобы облегчить доступ поставщика к закупке и минимизировать риск манипуляций с информацией при её проведении. Обе цели достигаются за счёт того, что всё информационное взаимодействие в рамках закупки происходит в интернете. Причём в ряде случаев в режиме реального времени. Это позволяет поставщику не тратить время на дорогу и почтовые отправления. Информация о самой закупке, независимо от статуса заказчика, публикуется в открытом общедоступном источнике. Наконец, заявка самого поставщика защищена от несанкционированного доступа конкурентов и остаётся конфиденциальной до момента вскрытия конвертов.

Всё взаимодействие в рамках электронной закупке происходит в электронной форме. Для этого заказчик и поставщик удостоверяют каждое своё юридически значимое действие электронной подписью. Только с момента проставления такой подписи действие считается совершённым. Так, например, при аукционе в режиме реального времени мало ввести цену в специальном «окошке» на сайте – нужно ещё и подписать её электронной подписью.

Ни регламент, ни правила проведения процедур на площадке не могут противоречить законодательству. При этом ни ЭТП, ни её оператор не являются ни заказчиком, ни поставщиком в рамках закупки, проводимой на данной электронной площадке. Для соблюдения антимонопольного законодательства при проведении закупки любым способом и в любой форме необходимо избегать смешения как форм проведения процедур, так и полномочий сторон соответствующих правоотношений.

При проведении закупки в электронной форме, как и при проведении любой закупки, полномочиями по пресечению незаконных действий заказчика либо поставщика обладают исключительно государственные контролирующие органы и суд.

Таким образом, ЭТП, не зависящая от конкретного заказчика, представляет собой инструмент, который не может влиять на ход закупки, но при этом облегчает участие в ней и минимизирует риск злоупотреблений при её проведении.

Исполнение антимонопольных требований к закупкам диктует необходимость проведения каждой отдельной закупки на одной электронной площадке от объявления закупки до публикации итогового протокола. Проведение одной и той же закупки одновременно на разных площадках ставило бы участников закупки в формально неравное положение.

Существует специальный список товаров, проводить закупки которых можно исключительно в электронной форме . Если же товар не включается в этот перечень, то заказчик вправе сам устанавливать форму закупки, но только при условии, что она включена в положение о закупке.

Перечень товаров и услуг, закупка которых выполняется исключительно в электронной форме, утверждается правительством РФ. Действующую редакцию этого списка можно найти в постановлении Правительства РФ № 616 от 21.06.2012. Все товары или услуги, которые содержатся в этом постановлении, заказчики, при условии, что действие закона № 223-ФЗ распространяется на них, обязаны закупать исключительно в электронной форме. Несоблюдение этого требования повлечет за собой отмену результатов тендера. Также будет выполнена проверка, по решению которой может быть назначен штраф для заказчика.

Итак, какую торговую площадку выбрать? Если вы хотите стать поставщиком государственных организаций, нужно выбрать одну из официально аккредитованных площадок для госзакупок. Всю информацию по гостендерам можно найти на сайте ЕИС .

Площадки для госзакупок:

Плюсы и минусы разных видов площадок

Коммерческие ЭТП :

Плюсы . Удобство использования, «умный» подбор торгов для каждого поставщика, дополнительные сервисы, в том числе финансовые. Например, B2B-Center предоставляет клиентам набор финансовых услуг: банковскую гарантию, обеспечительный платеж, кредиты. Есть нефинансовые сервисы, такие как консалтинг по закупочной деятельности, юридическое сопровождение торгов.

Минусы . Наличие абонентской платы. Закупки только коммерческие и по 223-ФЗ (нет госзакупок по 44-ФЗ).

"Кэптивные" ЭТП:

Плюсы . Бесплатны для поставщика.

Минусы . Организованы для одного закупщика, деятельность площадки непрозрачна для поставщика, к алгоритмам работы на каждой отдельной ЭТП надо привыкать. Одновременное использование нескольких ЭТП - распыление усилий поставщика.

Государственные ЭТП:

Плюсы : Много поставщиков, единые правила закупочных процедур (44-ФЗ)

Минусы : Минимум удобства использования и сервисов, скрытая платность в виде резервирования денежных средств поставщиков.

Обязательно ли использовать ЭТП?

Для закупок согласно Закону № 44-ФЗ это является обязательным, но в Законе № 223-ФЗ формулировка является не настолько жесткой. Можно сказать, что Закон № 223-ФЗ не требует обязательного использования ЭТП, но указывает, что делать это желательно.

Заказчик может не только самостоятельно выбирать электронную площадку для проведения закупки в электронной форме, но и уполномочен определять порядок такой закупки. Он вправе отказаться от использования электронной площадки и выбрать альтернативные формы проведения закупки.

Контролирующие органы считают закупку электронной, если в процессе ее проведения не требовалось предоставлять никаких документов в бумажной форме, а весь документооборот проводился в электронном формате. Таким образом, согласно Закону № 223-ФЗ, от заказчика не требуется использовать публичную площадку для электронной закупки. Он может самостоятельно определять форму проведения этой процедуры и это будет полностью считаться правомерным.

Проведение аналогии между электронной закупкой и закупкой с помощью электронной площадки формально считается ошибочным. Согласно данным письма ФАС России от 02.08.2012 № АК/24857, под электронной закупкой можно понимать любую закупку, в рамках которой обмен необходимыми документами осуществляется в электронной форме. Причем, порядок обмена документами не должен иметь отклонений от требований к определенному способу закупки.

Законодательство не регламентирует порядок определения площадки, с помощью которой проводятся электронные закупки, но это не значит, что поступать можно как угодно. В процессе поиска электронной торговой площадки следует внимательно изучить требования к ее пользователям, ознакомиться с функциональностью и регламентом работы ресурса. Определяющим фактором является именно закон, а не внутренние правила ЭТП, если они противоречат действующему законодательству, то сделка, осуществленная с помощью данной ЭТП, будет аннулирована. Также следует убедиться, что возможности площадки позволяют полноценно реализовать предусмотренный порядок проведения тендера.

Нужно помнить, что письмом ФАС России от 01.03.2012 № ИА/6011 регламентируется рассмотрение жалоб и претензий к оператору ЭТП. Обработка любых обращений со стороны заказчика проводится по месту нахождения площадки. Таким образом, если заказчик и оператор площадки находятся в разных городах, то заказчику следует заранее продумать взаимодействие с местным отделением УФАС России.

Большое значение имеет Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц ФАС России (далее - Стандарт), который был создан в 2015 году. Он содержит принцип о конфиденциальности информации, которая предоставляется участниками закупок.

Также Стандарт содержит положение о том, что своевременность и полнота предоставления информации, переданной поставщиками для участия в торгах, заказчику, а также соблюдение конфиденциальности данных, ложится на оператора ЭТП. Из этого можно сделать вывод, что необходимости в выборе конкретным заказчиком собственной ЭТП отсутствует, напротив, независимость деятельности ЭТП от заказчика существенно поможет повысить прозрачность закупок.

Стандарт пока что не является обязательным, а содержит лишь перечень рекомендаций ФАС России. Но на его основе можно сделать вывод о направлении дальнейшего развития сферы электронных закупок. Вероятность того, что положения Стандарта будут утверждены законодательно в качестве обязательных к исполнению в ближайшее время, достаточно высокая, поэтому как заказчикам, так и поставщикам, которые хотят принять участие в конкурентных закупках, следует проводить подготовку персонала к новым стандартам деятельности. Независимость ЭТП от заказчика поможет значительно повысить объективность заключения контрактов на поставки.

Оценить шаги по внедрению электронных закупок можно достаточно позитивно. Если развитие системы закупок продолжится в таких же темпах, то в скором времени будет существенно снижено количество случаев необъективного выбора поставщика, которые могут быть продиктованы как низкой компетенцией заказчика, так и наличием влияния крупных бизнес-групп.

перечень операторов специализированных электронных площадок, предусмотренный частью 3 статьи 24.1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", операторов электронных площадок для осуществления закрытых конкурентных закупок, предусмотренный частью 4 статьи 3.5 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", согласно .

Перечень
операторов электронных площадок, предусмотренный частью 3 статьи 24.1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", частью 11 статьи 3.4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

1. Акционерное общество "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан"

2. Акционерное общество "Единая электронная торговая площадка"

3. Акционерное общество "Российский аукционный дом"

4. Акционерное общество "ТЭК - Торг"

5. Акционерное общество "Электронные торговые системы"

6. Закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов"

7. Общество с ограниченной ответственностью "РТС - тендер"

8. Общество с ограниченной ответственностью "Электронная торговая площадка ГПБ"

Перечень
операторов специализированных электронных площадок, предусмотренный частью 3 статьи 24.1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", операторов электронных площадок для осуществления закрытых конкурентных закупок, предусмотренный частью 4 статьи 3.5 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Закрытое акционерное общество "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа"

Обзор документа

Утверждены перечни операторов электронных площадок для проведения государственных (муниципальных) и корпоративных закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Напомним, что с 1 июля 2018 г. определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по 44-ФЗ конкурентными способами производится в обычной или электронной форме по выбору заказчика. С 1 января 2019 г. - только в электронной форме.

Кроме того, с 1 июля 2018 г. корпоративные заказчики проводят конкурентные закупки по 223-ФЗ с участием субъектов малого и среднего предпринимательства также в электронной форме.

Проведение электронных процедур обеспечивается на электронной площадке оператором электронной площадки.

В утвержденные перечни включено 8 операторов электронных площадок и 1 оператор специализированной электронной площадки и площадки для закрытых конкурентных закупок.

Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) представила рейтинг федеральных электронных торговых площадок России.

Напомним, что в сентябре 2009 года минэкономразвития отобрало пять операторов электронных площадок, уполномоченных проводить торги в электронной форме в секторе государственного заказа. Отбор был осуществлен на пятилетний срок, и в сентябре этого года будут отобраны новые площадки, где федеральные, региональные и муниципальные заказчики смогут размещать торги. Четыре года из пяти работа шла по закону 94-ФЗ о госзакупках, полгода - в соответствии с новым законом 44-ФЗ о федеральной контрактной системе, вступившим в силу 1 января 2014 года. Рейтинг, представленный НАУЭТ, составлен по итогам первого полугодия 2014 года.

Результаты рейтинга показали, что, несмотря на внутренние колебания показателей, рыночная расстановка сил кардинально не изменилась. В число лидеров по показателям по-прежнему входят Единая электронная торговая площадка (152 балла, 1-е место в рейтинге) и электронная площадка "Сбербанк-АСТ" (130 баллов, 2-е место). По мнению экспертов НАУЭТ, лидерство "Сбербанк-АСТ" в количественных критериях уступает высоким оценкам системы сервисов ЕЭТП. Эксперты НАУЭТ отмечают, что при общей тенденции развития электронных торговых площадок - переносе акцентов с заказчика на поставщика - именно это позволяет ЕЭТП занять первое место в рейтинге.

РТС-Тендер занимает третье место (81 балл), имея только один высший балл по быстроте поиска контактов техподдержки на сайте. Позиции ММВБ-ИТ поколебались после смены владельца, поэтому площадка опустилась с третьего на четвертое место (76 баллов). АГЗРТ, работающая лишь с одним регионом, занимает последнее место в рейтинге (56 баллов).

По словам исполнительного директора НАУЭТ Антона Назаркина, основные критерии рейтинга формируются в две базовые группы: количественная статистка и клиентоориентированность сервиса. "В большинстве случаев аналитики НАУЭТ использовали данные сайта zakupki.gov.ru и сайтов самих электронных площадок, а также основывались на заключениях независимых экспертов, - говорит Антон Назаркин. - Оценки выставлялись по 5-балльной системе, где максимальный балл получал оператор, показавший лучший результат в категории. Итоговый балл для каждого оператора получен путем суммирования всех присвоенных ему баллов".

ЕЭТП принадлежит правительству Москвы (52%) и Банку Москвы (48%). Основные клиенты площадки в госсекторе - субъекты РФ: Москва, Санкт-Петербург и Республика Башкортостан, а также ряд крупных ведомств - минобороны, МЧС и другие. У ЕЭТП есть блок по работе с корпоративными клиентами в соответствии с Законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ). Среди них - "Ростелеком", "Росатом", Московский и Санкт-Петербургский метрополитены и другие. В марте 2014 г. ЕЭТП запустила пилотный проект по продаже государственной недвижимости Москвы в соответствии с законом о приватизации (178-ФЗ). За исследуемый период, согласно статистике портала zakupki.gov.ru, на площадке было проведено более 115,1 тыс. торгов на сумму 432,1 млрд рублей, что составляет 27,2% от общей суммы проведенных процедур.

Электронная площадка "Сбербанк-АСТ" принадлежит Сбербанку России. Проводит государственные и корпоративные закупки, продажу имущества предприятий-банкротов, приватизацию и аренду имущества, а также закупки для нужд Сбербанка России. За предыдущие шесть месяцев площадка провела 279,3 тыс. торгов на сумму 689,8 млрд рублей (43,4% от суммы всех проведенных процедур).

Владелец "РТС-Тендер" - некоммерческое партнерство развития финансового рынка НП РТС. Площадка проводит около 80% госзакупок Сибирского федерального округа, также в число ее клиентов входит ряд федеральных ведомств. РТС-Тендер не имеет собственного блока ведения коммерческих торгов по 223-ФЗ, но предоставляет такую возможность через своего партнера "OTC-tender". С января по июнь 2014 года площадка провела 96,7 тыс. торгов на сумму 290,5 млрд рублей (18,3% от общей суммы проведенных процедур).

ММВБ-ИТ, 100% акций которого в январе этого года Московская биржа продала торговому порталу Fabrikant.ru, с марта изменила фирменное название на "Электронные торговые системы". Сумма сделки составила 440 млн руб. Клиенты площадки - Федеральное казначейство, Федеральная служба по оборонному заказу, Счетная палата, Нижегородская область, а также блок закупок Республики Беларусь. Площадка не имеет собственного блока ведения коммерческих торгов и проводит их на площадке Fabrikant.ru. С начала этого года площадка провела 14,5 тыс. торгов на сумму 84 млрд рублей (5,3% от всех торгов).

АГЗРТ обслуживает организации Республики Татарстан. В числе клиентов площадки - муниципальные образования республики, а также различные региональные структуры исполнительной власти и военные организации. За исследуемый период площадка провела 27,4 тыс. торгов на сумму 92,5 млрд рублей (5,8% от общей суммы проведенных процедур).

В России в 2013 году рынок государственных закупок составил 6 трлн рублей, что равняется почти 10% годового ВВП (66,689 трлн). По данным Национального рейтинга прозрачности закупок (НРПЗ), торги в электронной форме составили 73% (4,4 трлн рублей) от всего объема госзаказа, а потери государства от коррупционной составляющей - закупок по завышенным ценам - вылились в 265 млрд рублей (5,5 млрд евро).

"Рынок государственных закупок составляет внушительную долю экономики государства, а контроль целесообразности и эффективности расходования бюджетных средств - одна из стратегических задач любого правительства, - говорит исполнительный директор Ассоциации электронных торговых площадок Илия Димитров. - Проведение государственных закупок в электронной форме многократно упрощает процедуру контроля и, соответственно, препятствует развитию коррупции".

Перечень электронных торговых площадок, которые осуществляют закупки в электронной форме для различных коммерческих организаций достаточно велик. Вполне естественно, что в него входят и все перечисленные выше ЭТП, которые занимаются не только осуществлением торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Более того, можно с уверенностью сказать, что самые крупные по объему госзакупок площадки практически всегда возглавляют и рейтинг коммерческих торгов.

Это объясняется достаточно просто - заказчикам, которые в данном случае представляют собой различные коммерческие организации и компании с госучастием, но не подпадающие под действие указанных выше законов, намного удобнее и проще работать с известными и давно зарекомендовавшими себя торговыми площадками.

Кроме того, именно такие ЭТП, как ЭТП ГПБ, Сбербанк-АСТ, B2B-Center и подобные им, имеют самое большое количество зарегистрированных поставщиков, что является серьезным аргументом в пользу работы с ними.

При этом в список коммерческих ЭТП входят самые разнообразные торговые площадки, некоторые из которых являются универсальными, часть - отраслевыми, а другие четко привязаны к тому или иному региону. Такое многообразие ЭТП позволяет любому заказчику и поставщику подобрать наиболее подходящую для него торговую площадку. В число наиболее известных коммерческих ЭТП входят:

    Закупки ПАО “Газпром”.

    ЭТП ТЭК-Торг Газпром-бурение.

    Закупки ПАО “Роснефт”ь и дочерних акционерных обществ.

    Портал закупок ГК “Росатом”.

    Система торгов и закупок Роснано. Входит в группу B2B-Center.

    Закупки ПАО “Лукойл”.

    Закупки ПАО “Транснефть”.

    Тендеры УРПС ПАО “Татнефть”.

    Закупки ОАО “Сургутнефтегаза”.

    Закупки Русснефть.

    ЭТП Башнефть. Входит в группу B2B-Center.

    Закупки ОАО Новатэк.

    Тендеры Сибур. Входит в группу B2B-Center.

    Электронная закупочно-торговая площадка ЭТЗП РЖД.

    Электронная площадка для закупок Алроса.

    Тендеры ВТБ.

    Закупки Сколково.

    ЭТП Автодор.

    ЭТП ГАЗ. Входит в группу B2B-Center.

    ЭТП АвтоВАЗ. Входит в группу B2B-Center.

    ЭТП ПАО КАМАЗ.

    Торговая площадка ЕВРАЗ.

    Закупки Русала.

    ЭТП Автотор. Входит в группу B2B-Center.

    Закупки ГК Северсталь.

    Закупки Эльдорадо.

    Закупки Билайн.

    Закупки Евросеть.

    Система электронных торгов МТС.

    Закупки АФК Система.

    ЭТП Мегафон. Входит в группу B2B-center.

    Закупки компании “Балтика”.

    Закупки группы компаний “Мегаполис”.

    Тендеры и конкурсы Альфа-Банка.

    Тендеры и конкурсы банка Открытие.

    Тендеры ОТП-Банка.

    Тендеры Банка Русский стандарт.

    Закупки и тендеры Аэрофлота.

    Закупки ПАО “Мосэнерго”.

    ЭТП ПАО “Российские сети”.

    Закупки ПАО “Центральный телеграф”.

    Закупки группы компаний “РАО Интер”.

    ЭТП УГМК.

    Торговая площадка СУЭК.

    Тендеры и закупки ТГК-1.

    Тендеры Уралхима.

    Тендеры и закупки Imperial Energy.

    Закупки Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

    Закупки и конкурсы Объединенной двигателестроительной корпорации. Входит в группу ЭТП B2B-Center.

    Тендеры Евросибэнерго.

    Торговая площадка Т-плюс.

    Торговая площадка АО “Вертолеты России”. Входит в группу ЭТП В2В-Center.

    ЭТП компании “Евроцемент Ресурс”.

    Сайт закупок СК “Росгосстрах”.

    Закупки торгово-розничной сети магазинов “Магнит”.

    Закупки торговой сети “Азбука Вкуса”.

    ЭТП агропромышленного холдинга “Мираторг”. Входит в группу ЭТП B2B-Center.

    Закупки Дикси.

    Электронная торговая площадка X5 Retail Group.

    Тендеры и закупки компании “Метро”.

    Закупки Ашан.

    Тендеры торговой сети “Седьмой континент”.

    ЭТП Wildberries.

    Тендеры сети аптек “Ригла”.

    Торговая площадка сети “Ароматный мир”.

    Закупки ГК “Протек”.

    Тендеры ОАО “Медицина”.

    Тендеры группы компаний “Русагро”.

    Закупки ТМК.

  1. Закупки компании “Полюс-Золото”.

    Тендеры корпорации “Технониколь”.

    Тендеры компании “Главстрой Девелопмент”.

    Закупки группы компаний RDI.

    Торговая площадка инвестгруппы “Абсолют”.

    Закупки компании “Фосагро”.

    Торговая площадка группы компаний “ПИК”.

При проведении электронных торгов на перечисленных выше и других, подобных им площадках организаторы закупок руководствуются установленными на них правилами, которые могут значительно отличаться от положений Федеральных законов 44-ФЗ и 223-ФЗ.