Меню
Бесплатно
Главная  /  Интересное  /  Что случилось с музеем рериха. Как государство забирает помещение центра рерихов и почему на это всем плевать. Что будет дальше

Что случилось с музеем рериха. Как государство забирает помещение центра рерихов и почему на это всем плевать. Что будет дальше

Захват

«Нам же работать нужно, организация международная ведь. Мне что, звонить в ООН, господа?» - спрашивает по телефону вице-президент Международного центра Рерихов Александр Стеценко.

В субботний полдень он стоит у ограды особняка в Малом Знаменском переулке, вокруг собралась толпа. «В таком случае я вынужден считать, что дана команда на ликвидацию организации», - заканчивает разговор Стеценко, и, кажется, его отчаяние поддерживают все сорок человек рядом. Это сотрудники Музея им. Рериха и неравнодушные москвичи: интеллигентные люди в шарфиках и беретах, некоторые с портретами Николая Рериха - старца с иконным ликом. Их снимает одна камера - кажется, канала «Москва 24». По ту сторону ограды - представители органов и седовласый господин, которого не выпускают за территорию с сумкой IKEA, потому что в ней могут оказаться бухгалтерские книги.

Организация готова обращаться за помощью ко всем - к Путину и ООН в том числе

«Такое острое развитие событий мы наблюдаем достаточно долго - с 2016 года», - рассказывает вице-президент центра Александр Стеценко в беседе с корреспондентом «Афиши». Президентом организации в прошлом году был назначен дирижер и худрук оркестра Санкт-Петербургской филармонии Юрий Темирканов, и этот пост явно носит почетный характер: о гонениях на Рериховский центр он не высказывался. «Это вторая попытка захвата музея, и частично она удалась, - продолжает Стеценко. - Первая состоялась 7 марта при поддержке следственных органов».

Усадьбу Центр Рерихов занимает с 1990-х годов - она была передана московским правительством в долгосрочную аренду, потом перешла в безвозмездное пользование. Юридические проблемы Стеценко связывает с приходом Мединского: «Он со своим первым заместителем Рыбаком принимает активное участие в ликвидации нашей организации в интересах Музея Востока. 29 апреля здесь был их директор с некими лицами, не предоставившими документов. Мы не позволили им овладеть внутренними помещениями здания музея, но при помощи милиции пришли к компромиссу, что и мы, и они покидаем территорию усадьбы Лопухиных».

Пока ситуация патовая: на прошлой неделе в Малый Знаменский уже приезжали машины, чтобы вывозить коллекцию, но ее удалось отстоять. Александр Стеценко называет происходящее рейдерским захватом, потому что решение суда, которым мотивирует свои действия Музей Востока, не вступило в полную силу и обжалуется в апелляционном порядке.

Кто такие Рерихи

Николай Константинович Рерих (1874–1947)

Диапазон деятельности Николая Константиновича - основателя династии - был невероятно широк. Художник, писатель, философ, археолог, этнограф, правовед, историк, путешественник. Он подсказал Игорю Стравинскому идею балета «Весна священная» и нарисовал эскизы костюмов. Создал более 7000 картин, которые вошли в крупнейшие музейные собрания мира. Для пейзажей разработал палитру, которую теперь называют рериховской, - в ней преобладают синие, бирюзовые, сиреневые, розовые и янтарно-желтые цвета. Юрий Гагарин, увидев Землю из космоса, сравнил ее цветовую гамму с его полотнами.

Рерих с семьей покинул Россию после революции, пожив в Финляндии, Великобритании и США. Британская разведка считала его буддистом коммунистической направленности и шпионом. Николай Константинович серьезно интересовался мистическими учениями и в рамках трехлетней Центрально-Азиатской экспедиции (1925–1928) исследовал Алтай, Монголию и Тибет, где искал проход в мистическую страну Шамбалу. Поселившись в Индии, Рерих вел большую общественную работу - разработал пакт о защите исторических, культурных и научных памятников в военное время, получивший широкую поддержку по всему миру (Пакт Рериха). Фактически он автор теперешней доктрины ЮНЕСКО по сохранению культурно-исторического наследия.

После войны начинает переговоры с СССР о возвращении на родину, но в 1947 году умирает в Индии, так и не дождавшись советского гражданства. В его честь в 2016 году названа улица в районе Сокол - недалеко от поселка художников.

Святослав Николаевич Рерих (1904–1993)

Продолжатель дела своего отца. Создал более тридцати его портретов, писал также портреты деятелей Индии - например, Джавахарлала Неру. Возглавлял естественно-научный отдел института гималайских исследований «Урусвати». Был последователем и идеологом религиозно-философской системы «Живая этика» (агни-йога). В 1945 году женился на одной из самых популярных индийских киноактрис того времени и внучатой племяннице Рабиндраната Тагора - Девике Рани. В конце 1950-х его брат Юрий Николаевич встречался с Хрущевым, а выставка Святослава Рериха в 1960-м в ГМИИ стала одним из знаковых событий оттепели.

В 1989 году при участии Раисы Горбачевой был создан Советский фонд Рерихов (СФР), которому была передана часть архива семьи художников. Для его размещения государством было выделено здание усадьбы Лопухиных в Малом Знаменском переулке, находившееся в плачевном состоянии. В 1993 году там был создан Музей им. Рериха как филиал Музея Востока; к нему у Рериховского музея возникла претензия - требование передать 300 картин, которые в 1970-е Святослав Рерих предоставил СССР для передвижных выставок.

Елена Ивановна Рерих (1879–1955)

Супруга Николая Рериха, урожденная Шапошникова, - эзотерический философ и общественный деятель. Президент-основатель международного института гималайских исследований «Урусвати». Автор книги «Основы буддизма», переводчица на русский язык «Тайной доктрины» Елены Блаватской, автор серии из 14 книг «Живая этика» (агни-йога). Увлекалась спиритическими опытами, автоматическим письмом и столоверчением. На сеансы в дом Рерихов в 1920-х приглашались высокопоставленные лица и представители богемы. Считала, что главной задачей государства должна быть «забота о просвещении народа, иначе гидра тьмы поглотит все». Оказала огромное влияние на последующее развитие философии и религии нью-эйдж в России.

В 1990-х в России возникло движение почитателей «Живой этики», особенно фанатичных представителей которого называли «рерихнутые» (пример употребления: «Рерихнутые часами могут рассказывать о Шамбале»). Русская православная церковь однозначно считает Блаватскую и Рерихов проводниками сатанизма.

Юрий Николаевич Рерих (1902–1962)

Ученый-востоковед с мировым именем, владевший 30 языками. В 1957 году вернулся в СССР и был зачислен в Институт востоковедения, который присудил ему степень доктора филологических наук без защиты диссертации. В Москве продолжил заниматься исследованиями и переводами важнейших буддийских текстов.

Суперагент

Журналист и автор документальной повести «Битвы за Гималаи» Олег Шишкин уверен, что корни проблем МЦР надо искать не в кознях Минкульта, а глубже. «Международный центр Рериха, в общем-то, здание захватил у государства и методом субботника провел там какие-то строительно-восстановительные работы», - говорит он. Судьба музея долгие годы оставалась нерешенной, потому что у рериховцев были мощные покровители. Среди них - Борис Булочник, семье которого принадлежал Мастер-банк. Увлечение бизнесмена рериховским учением отразилось в логотипе компании, взявшем за основу Знамя мира - символ Пакта Рериха, окружность с тремя кругами внутри (его также используют в эмблеме недавно закрывшегося ночного клуба «Крыша мира»).

Финансовая организация активно росла в нулевые: она оказалась в десятке банков страны по количеству операций с пластиковыми карточками, в 2010 году в его руководство вошел двоюродный брат Путина. Однако это не спасло Мастер-банк от краха: в 2013 году у него была отозвана лицензия по причине «высокой степени криминализации его деятельности», как ЦБ, а Булочник бежал за границу. Ущерб от его деятельности оценивают в 61 млрд рублей, в прошлом году он был в международный розыск. Булочник купил часть картин, экспонировавшихся в музее, вкладывал в него банковские деньги, и теперь, когда он в бегах, «больше некому препятствовать закону», говорит Шишкин.

Шахматист Анатолий Карпов выступает в защиту МЦР после изъятия картин 7 марта в рамках следственных действий по делу Мастер-банка

Шишкина, который в 1990-е делал телепередачу вместе с Владимиром Епифанцевым, но больше прославился как исследователь и разоблачитель оккультизма, настолько не любят рериховцы, что он оказался фигурантом разгромных статей и попал в судебные тяжбы.

Я считаю, что Рерих был советским Индианой Джонсом с задачами вполне себе в духе Дэна Брауна

«С 1994 года я занимался поисковой работой, посвященной Якову Блюмкину - суперагенту Кремля на Востоке, - рассказывает Олег. - Изучив, что происходило в тогдашней столице Монголии Урге, где Блюмкин был представителем ОГПУ, и прямые контакты во время экспедиций, я предположил, что деятельность Рериха и Блюмкина была связана. Моя позиция простая: я считаю, что Рерих был советским Индианой Джонсом с задачами вполне в духе Дэна Брауна. Он искал какую-то исчезнувшую рукопись, хранившуюся в тибетском монастыре, и он об этом прямо пишет».

Одной из причин ослабления рериховского сообщества в XXI веке Олег Шишкин считает то, что оно «не принимало всех этих глобальных поп-культурных тем и сюжетов, которые нес в себе Николай Константинович». Именно поэтому они невзлюбили писателя, который, кажется, мог бы пересказать биографию Рериха в формате американского сериала. А вместе с поддержкой Раисы Горбачевой, высокопоставленными покровителями из МИДа, СВР и историей беглого банкира Булочника сюжет прямо просится на питч к продюсерам «Фарго».


Группа поддержки Международного центра Рериха

Преданья старины

На прошлой неделе в МЦР должно было пройти мероприятие под названием «Беседы у камина: об ответственности перед космосом». Один из пожилых активистов у ограды рассказывает, что встречу уже переносили - она не состоялась, когда в марте происходила выемка картин по делу Мастер-банка. Не суждено было ей случиться и в этот раз.

«Первую картину Рериха я увидел в Музее Востока лет тридцать назад, - заявляет еще один неравнодушный у ворот. - Я тогда учился в институте, очень сильное впечатление произвело. Однако по сравнению с Рериховским центром атмосфера в Музее Востока напоминала кладбище. Какие-то фрагменты ушедших цивилизаций там собраны, разложены по полочкам, и от этого несло мертвечиной. А здесь пространство живое. Сюда приходишь и чувствуешь, что это наследие живет в людях, в идеях, которые они выдвигают».

Как рассказывает Шишкин, у Музея им. Рериха в 1990-е была возможность бесконфликтно влиться в состав Музея Востока. Но Людмила Васильевна Шапошникова - советский востоковед и основательница МЦР - стояла на жесткой позиции. Она считала, что в Музее Востока не будет уделено должное внимание философским взглядам Рериха, которые базировались на вере в оккультные сущности.

Завкафедры новых медиа факультета журналистики МГУ Иван Засурский , что противостояние центра и государства означает провал проекта семьи Рерихов по возвращению наследия на родину. «Оно было национализировано методами большевиков через 100 лет после революции, несмотря на то что они уже встречались с Дзержинским, договорились обо всем с Горбачевым и Ельциным, - пишет Засурский. - Центр подвело то, что скончался главный его покровитель - Евгений Примаков, а главный спонсор центра - владелец Мастер-банка - дал повод предъявить претензии к 9 подаренным им картинам из-за их возможной оплаты за счет средств банка, у которого отозвали лицензию».


Оставить цветок у ограды - вероятно, сейчас единственный способ выразить поддержку рериховцам

Что будет дальше

«Все рушится, поэтому прогнозы у меня самые что ни на есть удручающие, - говорит вице-президент МЦР Стеценко. - Права культуры попраны, власть не хочет считаться с общественной организацией, столько много сделавшей для сохранения культурного наследия. Но мы будем продолжать отстаивать свои права и надеемся, что отстоим их». Директор Музея Востока Александр Седов объяснил прессе, что решение по передаче усадьбы Лопухиных в собственность музея уже вступило в силу, а смена охраны произошла в результате опасения за сохранность усадьбы и предметов, находящихся в ней.

«Дальнейший сценарий прост, - считает Олег Шишкин, - российское государство должно восстановить юрисдикцию над территорией, провести инвентаризацию и выяснить, что там вообще есть». Он называет действия Седова и органов справедливыми, и то, что центр поддерживают не московские музейщики, а шахматист Карпов с журналистом и адептом йоги Засурским, косвенно подтверждает его слова.

Очевидно, что Рериховский центр застрял в эпохе, когда в России зачитывались Кастанедой и затоваривались в «Пути к себе». С тех пор случилось радикальное перераспределение идей и власти. Эзотерика вышла из моды, йога стала разновидностью фитнеса, истеблишмент увлечен историческими реконструкциями, а не духовными практиками - даже евразийство возвращается в андеграунд. Все последние годы Рериховский центр выглядел как осколок 1990-х, памятник их увлечениям и утопиям, и его потеря означает еще один разрыв со временем, которое бесконечно жалко и нет.

В разделе

Такой вывод можно сделать после просмотра новостного сюжета на РТР 5 декабря 2019 года. Это стало очевидно уже не только сотрудникам Международного Центра Рерихов (МЦР), которые не раз выказывали свои опасения, но и федеральным СМИ.

Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

Д.С. Лихачев

Все бравурные уверения Минкультуры в ответ на тревожные обращения общественников разбиваются о факты, которые невозможно игнорировать: помещение, где вывешены картины Н.К. и С.Н.Рерихов, неприспособленно, в нем, судя по всему, грубо нарушен температурно-влажностный режим, произведения висят прямо над батареями и у входной двери. Что значит подобное содержание для темперы, в технике которой и написаны живописные шедевры, очень хорошо известно специалистам-реставраторам.

Им не раз приходилось по крупицам восстанавливать утраченный красочный слой, спасая бесценные произведения. Темпера чрезвычайно чувствительна к переменам температуры и влажности. Огромные залы с высокими потолками 13 павильона ВДНХ, близость выставки к выходу на улицу, включенное отопление могут в прямом смысле убить шедевры, причем ситуация с наступлением зимы только усугубляется.

Напрашивается вывод, что чиновникам Министерства культуры не достаточно того, что они уже сделали с общественным Музеем МЦР, пытаются уничтожить сам МЦР, борются против философии Рерихов и памятников нашим великим соотечественникам, поэтому они обрекли более тысячи рериховских полотен на физическое уничтожение. Если ситуация в ближайшее время не изменится, то через несколько лет Россия просто утратит значительную часть богатейшей коллекции картин Рерихов.

Странно, что на это весьма «специфическое», а по сути варварское отношение Государственного музея Востока к творчеству великих мастеров обратили внимание только теперь. Ведь еще до , которые можно назвать «захватом» и разрушением общественного музея имени Н.К.Рериха в Москве, всем хорошо было известно, что в залах Государственного музея Востока (ГМВ) температурно-влажностный режим, фигурально выражаясь, регулируется с помощью форточки, иными словами, не регулируется совсем.

В общественном Музее имени Н.К.Рериха, где большинство произведений находилось с 1990 до 2017 года, к ним было совсем другое отношение. Идеальные условия хранения с использованием новейшего оборудования прославленных зарубежных фирм; строжайшие правила экспонирования, за соблюдением которых велся постоянный контроль: проверялись датчики влажности, для регулирования температуры использовались увлажнители. Такая система, как в Музее имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов применялась далеко не во всех крупных федеральных музеях. Сотрудники Государственного музея искусств имени А.С.Пушкина (ГМИИ) приходили перенимать опыт у общественной организации. Специалисты, приглашенные Минкультуры для проверки состояния шедевров, не раз констатировали их хорошее состояние. Но, как видно, сохранность рериховских полотен Минкультуры абсолютно не интересует, поэтому и сломали дорогостоящее оборудование, обеспечивавшее им необходимые условия.

По теме

В Норильск прибыли художники, которые в ближайшие дни превратят несколько фасадов города в образцы монументальной уличной живописи. Представители российского и зарубежного стрит-арта уже приступили к преображению зданий.

Обосновавшись в отобранной у МЦР усадьбе Лопухиных, сотрудники ГМВ вместо того, чтобы позаботиться о попавших им в руки , по нашему мнению, с первых дней обрекли их на уничтожение. Датчики были отключены. Еще через некоторое время вода просто выливалась из дорогостоящих увлажнителей, вышедших из строя. Спрашивается: "Зачем?".

Складывается впечатление, что здесь налицо малограмотность, помноженная на равнодушие. Оно заметно проявилось и в ответах хранителя фонда Н.К. и С.Н.Рерихов ГМВ С.Д.Фролова на вопросы корреспондента новостного сюжета «Россия 1» : «Я, честно говоря, не знаю…», «Мы поставили перед службами музея задачу, что нужно воздушные потоки отвести, и вот результат…». Хранитель фонда не знает, что происходит с вверенными ему культурными ценностями и, судя по всему, не хочет знать. Поражает его, прикрытое циничной улыбкой, примитивное лукавство – дескать, во всем виноват датчик влажности, который просто разрядился, поэтому и показывает в помещении неприемлемую температуру… Впрочем его отношение не исключение… Где, например, руководитель рериховского отдела ГМВ В.А.Росов или директор А.В.Седов ? Еще совсем недавно СМИ, и в том числе ВГТРК, пели дифирамбы открытию выставки картин Рерихов на ВДНХ, а представители руководства музея Востока с удовольствием позировали на камеры, рассказывая о том, какая прекрасная экспозиция, как рериховским полотнам здесь хорошо. Сейчас же смущенный хранитель неуверенно мямлит, что лучшим определением для концепции выставки будет известная русская поговорка: «Что в печи, то на стол мечи» . Вспомним, как бывший директор филиала ГМВ Мкртычев Т.К. нелестно отзывался об общественном Музее, как бил себя в грудь и клялся, что профессионалы из Музея Востока создадут экспозицию, отвечающую новейшим требованиям современного экспонирования, а в результате – безобразие, от которого приходят в ужас даже обычные посетители. Полотна великих художников и мыслителей развешены без всякой концепции, многие из них, видимо, ради экономии места, просто налеплены вплотную друг к другу, так что рассмотреть каждое из них не представляется возможным. Но безусловным ноу-хау являются картины под потолком. Можно посоветовать сотрудникам ГМВ выдавать посетителям при входе крылья, ведь им время от времени придется воспарять, чтобы рассмотреть понравившиеся произведения. В этом случае отбоя от желающих полетать, точно, не будет. Одним словом, уважаемые зрители, что из «печи» вывалили, то и кушайте. Правда, все ли уместилось на этом, с позволения сказать, «столе»?

Несмотря на внушительные залы 13 павильона ВДНХ, где все стены просто увешены от пола до потолка картинами Рерихов, да еще мемориальный кабинет Н.К.Рериха, снова открытый в главном здании ГМВ, далеко не всем шедеврам, , хватило места. По-прежнему неизвестна судьба многочисленных раритетов, а их хранилось в общественном Музее около 16 тысяч. Арестованные приставами в начале 2018 года 19 картин в рамках исполнительного производства по банкротству МЦР , остались в усадьбе Лопухиных. В одном из залов они, упакованные, вот уже почти два года стоят на полу, прислоненные к стенам. Подобное хранение в случае аварии водоснабжения может привести к утрате бесценных полотен. Естественно, о необходимом температурно-влажностном режиме никто не заботится, ведь само помещение перестало быть музейным.


В усадьбе Лопухиных сейчас располагается так называемый «Пушкинский Youth». Некогда классические залы старинного особняка, каждый из которых так гармонировал с экспозицией общественного Музея МЦР, изменились до неузнаваемости. Их архитектурные элементы потерялись, а они сами унифицировались и обезличились. Это произошло сразу после событий 2017 года, когда их выкрасили в ужасный мышиный цвет прямо поверх ярких обоев. А затем, уже в наши дни, постарались превратить в пространство производственного цеха, сдобрив его дешевой икеевской мебелью.

Сам по себе индустриальный стиль больше подходит для бывших фабрик и заводов, где сегодня и располагаются центры современного искусства, такие как «Винзавод», «Фабрика» (видимо, в память о знаменитой тусовке Энди Уорхола) или «Флакон», но классический особняк с палатами XVII века, где все еще витает утонченный дух «золотых екатерининских времен», переделать в заводской цех – это значит изувечить и извратить саму суть его пространства. Но чего не сделаешь, чтобы выглядеть модным, современным и привлечь молодежь? А если еще устроить для них не менее популярный «коворкинг», то отбоя от желающих потусоваться не будет.

Вот и получается, что более тысячи бесценных шедевров, изгнанные из своего уютного, будто созданного для них дома, умирают под забором равнодушия государственных чиновников, ГМИИ имени А.С.Пушкина, жалуясь на нехватку помещений для собственных фондов, а обретая новые площади, заканчивает примитивным коворкингом.

Недавно в усадьбе Лопухиных побывали журналисты из Европейских информационных агентств и, почему-то не оценили современный дизайн старинных залов, сравнив пространство «Пушкинского Youth» с хостелом, только без кроватей. Неужели патриоту Мединскому за державу не обидно?

Фото с сайта: pandia.ru

Но точка в «разделе» наследства знаменитого художника и философа Николая Рериха пока не поставлена.

Противостояние государства и общественной организации «Международный центр Рерихов» (МЦР) продолжается ни один год.

Наследие Рерихов стало притчей во языцех. Написано множество статей в различных СМИ, представляющих и ту, и другую стороны. Ответить однозначно, даже глубоко вникнув в суть конфликта и изучив все документы и судебные решения, а было их немало, на чьей стороне правда, все равно непросто.

Новый всплеск интереса к этому вопросу связан с недавними событиями, произошедшими 28-29 апреля нынешнего года. МЦР заявляет, что произошел вооруженный рейдерский захват усадьбы Лопухиных, который якобы был совершен Государственным музеем Востока при поддержке силовых структур. В связи с этим Министерство культуры РФ и Государственный музей Востока провели пресс-конференцию в ТАССе «Наследие Рерихов: уничтожение или сохранение?», где разъяснили журналистам свою позицию.

Для широкой общественности, по сути, важнее всех перипетий, связанных с наследством Рерихов, возможность прикоснуться к творчеству Николая Рериха, познакомиться с его удивительными живописными полотнами и философскими изысканиями. Так ли уж важно где это все будет находиться и храниться?

И все же большую сохранность, изучение, реставрацию, научные изыскания и необходимые исследования может обеспечить только государственный музей.

Тем, кто хочет возразить, можно напомнить слова бывшего директора рериховского музея, который существовал при МЦР Людмилы Шапошниковой, которая говорила, что МЦР и музей остались без средств к существованию после того, как у Мастер-банка, который фактически содержал МЦР, отобрали лицензию. Это как раз и подтверждает то, что содержать музейные и культурные ценности может далеко не каждая общественная организация. О трудной финансовой ситуации, сложившейся в МЦР говорил на пресс-конференции и бывший ее президент Александр Лосюков. Он даже отметил, что «МЦР сам себя уничтожает».

Сейчас в бывшей резиденции МЦР, которая долгие годы располагалась в памятнике федерального значения - усадьбе Лопухиных, работает комиссия, которая занимается описью имущества МЦР. В дальнейшем здесь разместится Музей Рерихов , как составляющая часть Государственного музея Востока, его филиал.

Надо отметить, что решение о создании такого музея было принято более 20 лет назад и именно в этом же самом месте. Но случилось так, что здесь на два десятилетия поселился Международный центр Рерихов с общественным музеем. «Отбирать» это историческое здание Музей Востока стал не просто так, а основываясь на решении суда. Арбитражный суд Москвы 20 марта 2017 года удовлетворил иск Музея Востока о выселении МЦР из усадьбы Лопухиных. 4 апреля Мосгорсуд признал законным решение Росимущества о передаче Государственному музею Востока усадьбы Лопухиных, принятое еще в 2015 году.

То есть, как прокомментировали ситуацию советник министра культуры РФ Кирилл Рыбак и директор Музея Востока Александр Седов, 28 апреля состоялось законное выселение МЦР, руководство которого продолжает бороться и не выполняет решения суда.

В здании сменилась охрана, были опечатаны все помещения, создана специальная комиссия, которая занимается описью всего имущества и ведет видеофиксацию происходящего. По словам директора нового Музея Рерихов Тиграна Мкртычева, работать она будет до конца мая.

На сегодняшний день ситуация такова, что усадьба Лопухиных - памятник федерального значения - принадлежит государству, которое передало ее в оперативное управление Государственному музею Востока с целью размещения там Музея Рерихов. Что же будет с МЦР пока не ясно, учитывая не только судебные тяжбы по поводу имущества, но и уголовное дело, связанное с банкротством Мастер-банка, который имел к МЦР непосредственное отношение, вкладывая в него средства.

Оказавшаяся сначала в Советском Союзе, а затем в России часть наследия Николая Рериха и его сына Святослава находится частично в Музее Востока и частично в МЦР.

По утверждению не только представителей Минкульта и Музея Востока, но даже бывшего президента МЦР, а ныне президента Национального рериховского комитета Александра Лосюкова, рериховский центр не имеет никаких прав даже на свою часть наследия, которую он хранил. Более того, он не является правопреемником Советского фонда Рерихов, которому были переданы эти культурные сокровища.

Вообще инсинуаций, связанных с завещанием Святослава Рериха и его супруги, на которые постоянно ссылаются представители МЦР столько, что в пору проводить международное расследование на самом высоком уровне, чтобы выяснить истину.

Екатерина Мельникова

Теги: Музей Рерихов, Москва, «Международный центр Рерихов»

В настоящее время Международный Центр Рерихов готовит к вывозу имущество из двух главных зданий своего общественного Музея имени Н.К.Рериха, расположенного в московской усадьбе Лопухиных недалеко от Кремля. Похоже, почти девять месяцев новые хозяева особняка, руководство Государственного музея Востока, не допускало сотрудников МЦР на территорию к личным вещам и имуществу организации, объясняя это примерно тем, что все здания вместе с содержимым переданы на ответственное хранение.

Напомним, 28 апреля несколько десятков охранников государственного музея Востока вошли на территорию общественного музея имени Н.К.Рериха и блокировали вход. На следующий день при участии советника министра культуры Кирилла Рыбака усадьба вместе со всеми строениями была передана ГМВ на ответственное хранение якобы в рамках уголовного дела в отношении обанкротившегося Мастер-банка. Вместе с имуществом рериховского центра "в плен" попали и личные вещи трудового коллектива общественного музея Рериха. Свои вещи сотрудники стали получать только недавно, после массовой подачи исков в суды на руководство государственного музея Востока в связи с незаконным удержанием личных вещей. ГМВ был вынужден начать выдачу имущества сотрудников. Сразу запахло криминалом. Сотрудники недосчитались принадлежащих им документов, электронных носителей с личными данными, рукописей.


Но то, что музейщики МЦР увидели в подвалах и кабинетах общественного музея вызвало шок. Новые хозяева из государственного музея Востока под управлением заместителя его директора Тиграна Мкртычева осваиваясь в общественном музее имени Н.К.Рериха не церемонились с контролем помещений. В музее можно было наблюдать примерно такую картину: было разбито и свалено в кучу дорогостоящее музейное оборудование – витрины и витражи. Фризы, некогда украшающие музейные залы, вандалы преднамеренно разломали и изуродовали. Восстановлению они не подлежат. Вещи из всех кабинетов набросаны в беспорядочные кучи. Сейфы взломаны. Компьютеры организации свалены в туалетных комнатах. Картина напоминает документальную хронику разорения фашистами Ясной Поляны или Петергофа в годы Великой Отечественной войны. И руководство музея Востока и Минкультуры называет такие действия имущества Международного Центра Рерихов? Похоже, что также считает Прокуратура и полиция, куда сотрудники МЦР безрезультатно обращались с жалобами на действия чиновников от культуры, каждый раз получая один и тот же ответ «нарушений не усматривается». Хотя, по всей видимости, происходит безнаказанное глумление над законом и правом со стороны высоких чиновников, уверенных, что им все сойдет с рук. А ведь это совершается в отношении известной в мире общественной организации культуры, создавшей уникальный музей с мировой коллекцией живописи кисти Рерихов. Организации, которая была основана и опекалась Святославом Рерихом – младшим сыном великого русского художника Николая Рериха . Впрочем, для разрушителей общественного музея имена великих представителей российской культуры, не более чем звук. Сегодня они с легкостью переиначивают волю сына Рериха о сохранении наследия его родителей в общественном музее в усадьбе Лопухиных, утверждая, что Святослав Рерих на самом деле мечтал создать государственный музей.



Вместе с тем позиция самого младшего Рериха хорошо известна. В своих документах и публичных выступлениях он неоднократно свидетельствовал, что создаваемый им общественный Центр-Музей имени Н.К.Рериха в Москве не должен подчиняться «Музею искусств народов Востока». Он, если верить порталу save-roerich-museum.ru, высказывался еще более определенно в письме к президенту Ельцину :

«В 1990 году я вместе с остальным наследием передал Центру (имеется в виду Международный Центр Рерихов – правопреемник Советского Фонда Рерихов) большую выставку картин моего отца и моих собственных (286 полотен), которая долгое время находилась в ведении Министерства культуры СССР. Теперь эту выставку незаконно удерживает Музей искусства народов Востока. Очень прошу Вас содействовать передаче ее Международному Центру Рерихов».

Нынешнюю ситуацию с общественным музеем, созданным коллективом МЦР под руководством доверенного лица С.Н.Рериха Людмилы Шапошниковой с полным правом можно назвать своеобразной местью чиновников Святославу Рериху, который почти тридцать лет назад высказал открытое недоверие государственно-чиновничьей системе культуры и поэтому твердо стоял на создании в Москве именно общественного музея на базе наследия семьи Рерихов, включающего сотни картин кисти отца и сына Рерихов, редкие коллекции и уникальный семейный архив с бесценными философскими рукописями Елены Рерих . За 25 лет активной культурной деятельности общественный Музей имени Н.К.Рериха МЦР сделал невероятно много для изучения и популяризации философского и художественного наследия Рерихов в России и за рубежом. И вот теперь, по-видимому, мы наблюдаем общественной организации за многогранную культурную деятельность по развитию и защите российской культуры, многие годы проводимую вне подчинения чиновников Минкультуры. Это, на мой взгляд, стало результатом произвола невежества, триумф которого мы наблюдаем сегодня в нашей стране в области культурной политики, когда культура подменяется идеологией, нравственные ценности – лозунгами, а значимость того или иного культурного учреждения состоит не в его содержательной просветительской и научной деятельности, а в размере полученной прибыли. Бездушные "образованцы" пытаются превратить культуру России в бизнес – подменяя ее изначальную роль "почитания света" ("культ" – почитание и "ур" – свет) , иначе говоря, развития духовности и нравственности, развлечением и досугом.



Произошедший, как мне кажется, именно незаконный захват и разгром крупнейшего общественного музея Рериха в России наблюдать больно и стыдно. От того еще больно и стыдно, что действия чиновников были бы невозможны при активной гражданской позиции деятелей отечественной культуры, которые стыдливо молчат, наблюдая разрушение музея. На фоне этого зловещего гробового молчания все чаще приходят новости о все новых бедствиях нашей культуры. Вот и на днях пришла очередная весть с "фронта" о постепенном разрушении Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря (ВХНРЦ) , трудовой коллектив которого в отчаянии обратился за помощью к президенту В.В.Путину .

И все же хочется надеяться, что век разрушителей нашей культуры недолог, что их деяния непременно получат справедливую оценку и послужат уроком к осознанию необходимости перехода России от государственного тоталитаризма в области культуры к ее действительному всеобщему развитию и сохранению на основе широкого распространения ее общественных форм. Опыт общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов показал, что это не только возможно, но и необходимо, если мы хотим видеть нашу страну по-настоящему Великой Державой, а не страной попкорна и пива.