Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии сказок  /  Что отличает татьяну и ленского. Почему Онегин полюбил Татьяну Ларину? Готовимся к сочинению

Что отличает татьяну и ленского. Почему Онегин полюбил Татьяну Ларину? Готовимся к сочинению


Знаете ли вы, сколько лет героям романа "Евгений Онегин" Пушкина? В этой статье представлены материалы о возрасте Евгения Онегина, Татьяны Лариной, Владимира Ленского и Ольги Лариной. Информация в статье основана на научных работах известного литератора Юрия Лотмана (см. статья Ю. М. Лотмана «Внутренняя хронология "Евгения Онегина"»). ПЛЮС РАЗБОР ПОЛЕТОВ НЕРАВНОДУШНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ...
И ОНЕГИН БЫЛ ПРАВ, ОТКАЗАВ МАЛОЛЕТКЕ...

Смотрите: Все материалы по "Евгению Онегину" Сколько лет Евгению Онегину, Татьяне Лариной, Ленскому и Ольге в романе "Евгений Онегин"? (возраст героев)
1. Евгений Онегин На момент дуэли с Ленским Евгению Онегину 26 лет. В начале романа Пушкин также описывает период из жизни Онегина, когда ему было 18 лет: "...Убив на поединке друга, / Дожив без цели, без трудов / До двадцати шести годов..."
2. Владимир Ленский Владимиру Ленскому всего 18 лет, когда он погибает на дуэли с Онегиным: "...пускай поэт / Дурачится; в осьмнадцать лет..."
3. Татьяна Ларина Татьяне Лариной 17 лет, когда она пишеь письмо Евгению Онегину. Дело в том, что о возрасте Татьяны в романе не говорится ничего конкретного. Но Пушкин указывает возраст Татьяны в письме П. А. Вяземскому: "...Дивлюсь, как письмо Тани очутилось у тебя [...] если, впрочем, смысл и не совсем точен, то тем более истины в письме; письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной!..." (Пушкин Вяземскому, 29 ноября 1824 г.)
4. Ольга Ларина Ольге Лариной около 16 лет на момент дуэли Онегина и Ленского. По словам исследователя Ю. М. Лотмана, Ольге не меньше 15 лет, когда она стала невестой Ленского: по правилам того времени Ольге не могло быть меньше, чем 15 лет. Следовательно, Ольге было около 16 лет, потому что она младше своей сестры Татьяны, которой 17 лет.

Но в следующей главе после письма Татьяны четко написано: "Уничтожать предрассужденья, Которых не было и нет У девочки в тринадцать лет!" То есть на момент написания письма Татьяне было 13 или даже 12 лет... Но никак не 17...

Пушкин не предполагал чтение читателями писем ни Вяземскому, ни кому бы то ни было. На протяжении всего романа указан возраст Татьяны; 13 лет, когда пишет письмо, а скоро именины - 14 лет. Число 13 упоминается 2 раза (у Пушкина нет ничего случайного). Вопрос к оппонентам: неужели эти строки написаны про 17 девушку? Или с Пушкиным что-то не так? "Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; Про вести города, про моды Беседы с нею не вела. И были детские проказы Ей чужды"

По тексту встречается упоминание письма 13-летней девочки, которая может быть только Татьяной. Не так уж мало, если вспомнить классическую историю 12-летней Джульетты и то, что в те времена замуж выходили рано. Могло Татьяне быть 13 лет? Могло. Далее имеется упоминание о "сне отроковицы", опять-таки отроковица согласно Далю - это возраст от 12 до 15 лет, то есть Татьяне максимум могло быть 15. Почему это важно? Потому что младшая ее сестра тоже должна была выйти замуж, за Ленского, а сколько же тогда ей было лет, если Татьяне было бы 13?
Автор сам точно называет возраст двух девочек. Одной из них, Татьяне 13 лет, а Ольге - 11. Ольга, несмотря на возраст в свои 11 сбежала с гусаром из дома. А Татьяна по тем меркам засиделась в девках. Ее отдали замуж в 16 лет, после того как отвезли в Петербург. Там она приглянулась старому генералу. Читайте 30-тилетнему. И все это время она помнила свою первую любовь.Через два года брака, в свои 18 лет она была княгиня, и знала правила хорошего тона. Как замужняя дама она игнорировала Онегина, чем заинтриговала беднягу.


И полно, Таня! В ЭТИ ЛЕТА
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.

В ЭТИ (то есть Танины) ЛЕТА няня уже пошла под венец. А было ей, напомню,13 лет.
Онегин, возвращаясь с бала, где увидел впервые генеральшу, светскую даму, спрашивает себя:

Ужель та самая Татьяна?
Та ДЕВОЧКА... Иль это сон?
Та ДЕВОЧКА, которой он
пренебрегал в смиренной доле?»
Вам была не новость
Смиренной ДЕВОЧКИ любовь?

Дает отповедь герою сама Татьяна.

Продолжим чтение четвертой главы, где явилась 13-летняя девочка.

...получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был...
Быть может, чувствий пыл старинный
Им на минуту овладел;
Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной.

Выходит, Евгений не захотел, подобно старой развратной обезьяне, погубить невинную девочку. И потому ответил отказом. Тактично взяв всю вину на себя, чтобы не травмировать Татьяну. И в конце свидания дал девочке добрый совет:

Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет.

Прочитал внимательно Александра Сергеевича и понял вдруг, какой же глупостью мы вынуждены были заниматься в школе, мучаясь над сочинениями о взаимоотношениях Евгения и Татьяны! Пушкин же все сам объяснил и сам же вынес оценку поступку своего героя.

Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель.

***
А сколько ж тогда было Ольге, на которой собирался жениться 17-летний Ленский? Максимум 12. Где это написано?
В данном случае Пушкин лишь указал, что Оля была младшей сестрой 13-летней Татьяны. Чуть отрок (лет 8 по Далю) Ленский был свидетель умиленный ее МЛАДЕНЧЕСКИХ забав. (Младенец - до 3 лет. От 3 до 7 - дитя).

Считаем: если ему было 8 лет, то ей - 2 - 3 года. К моменту дуэли ему - без малого 18, ей - 12. А помните, как возмутился Ленский, когда Оля танцевала с Онегиным?

Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!

Вы, конечно, шокированы. В таком возрасте - и замуж?! Не забывайте, какое время было. Вот что писал в статье об Онегине Белинский:

«Русская девушка не женщина в европейском смысле этого слова, не человек: она нечто другое, как невеста... Едва исполнится ей двенадцать лет, и мать, упрекая ее в лености, в неумении держаться..., говорит ей: «Не стыдно ли вам, сударыня: ведь вы уже невеста!»

А в 18, по Белинскому, «она уже не дочь своих родителей, не любимое дитя их сердца, а тягостное бремя, готовый залежаться товар, лишняя мебель, которая, того и гляди, спадет с цены и не сойдет с рук».

Такое отношение к девушкам, ранние браки объясняются не дикостью обычаев, а здравым смыслом, - утверждает сексолог Котровский. - Семьи тогда были, как правило, многодетные - аборты церковь запрещала, а надежных противозачаточных средств не было.

Родители старались поскорее выдать девушку («лишний рот») замуж в чужую семью, пока та выглядит молодо. Да и приданого за нее требовалось меньше, чем за увядшую деву. (Девка-вековуха - как осенняя муха!)

В случае с Лариными ситуация была еще острее. Отец девочек умер, невест надо было срочно пристраивать! Юрий Лотман, знаменитый литературовед, в комментариях к роману писал:

«В брак молодые дворянки в начале XIX века вступали рано. Правда, частые в XVIII веке замужества 14 - 15-летних девочек начали выходить из обычной практики, и нормальным возрастом для брака сделались 17 - 19 лет.
Ранние браки, бывшие в крестьянском быту нормой, в конце XVIII века нередки были и для не затронутого европеизацией провинциального дворянского быта. А. Лабзина, знакомая поэта Хераскова, была выдана замуж, едва ей минуло 13 лет.

Мать Гоголя обвенчали в 14. Однако время первых увлечений молодой читательницы романов начинались значительно раньше. И окружающие мужчины смотрели на молодую дворянку как на женщину уже в том возрасте, в котором последующие поколения увидали бы в ней лишь ребенка.

23-летний поэт Жуковский влюбился в Машу Протасову, когда ей было 12. Герой «Горя от ума» Чацкий влюбился в Софью, когда ей было 12 - 14 лет».


**

В русской литературе есть только одна героиня, которая по любви читателей приближается к Татьяне Лариной. Наташа из «Войны и мира» Льва Толстого.

Тоже дворянка. Девочку мы впервые встречаем в день ее именин. Влюбленная в офицера Друбецкого, она поймала Бориса в укромном месте и поцеловала в губы. Смущенный Борис тоже признался девочке в любви, но попросил больше не целоваться 4 года. «Тогда я буду просить вашей руки».

Наташа стала считать по тоненьким пальчикам: «Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать». Ей было 13.
Ситуация точь-в-точь как в «Евгении Онегине». Но она споров не вызывает. А в это время ее отец, граф Ростов, вспоминает в светской беседе, что их матери выходили замуж в 12 - 13 лет. "

Александра ПОЛЯН,
11-й класс, школа № 57,
Москва
(учитель - Н.А. Шапиро)

Готовимся к сочинению

Ленский и Татьяна

В романе «Евгений Онегин» наряду с центральным героем - Онегиным - ярко высвечены ещё два персонажа - Ленский и Татьяна. Автор отзывается о них с очевидной симпатией, любовно рассуждает об их судьбах, посвящает им множество лирических отступлений. Отношения с этими героями - самые важные события в жизни Онегина (по крайней мере, из включённых в сюжет романа); кроме того, эти персонажи чрезвычайно значимы для понимания образа автора: с Ленским он связывает один из периодов своей жизни, Татьяна предстаёт как идеал, неизменно сопутствующий автору.

О ба героя - Ленский и Татьяна - вводятся в сюжет романа во второй главе, где описывается начало жизни Онегина в деревне. Этим подчёркивается их принадлежность к мирку поместных дворян и обозначается противопоставление их Онегину, столичному жителю. Онегин - представитель петербургской "золотой молодёжи", привыкший к светской жизни; Татьяна и Ленский - помещики, воспитанные "в глуши", в узком кругу соседей (даже для Ленского, который учился в университете в Германии, жизнь, очевидным образом, ограничивается пределами деревни). Онегин скучает "средь модных и старинных зал", страдает от хандры; Ленский же и Татьяна не утратили пылкости чувств и не испытали разочарования в мире. Зато Онегин способен трезво, холодно и насмешливо смотреть на жизнь, он знает истинную цену окружающим его людям и обстоятельствам, а Ленский и Татьяна плохо представляют себе действительность, они больше живут воображаемой жизнью, перенося в реальность книжные ситуации.

Ленский и Татьяна вызывают у Онегина сходное отношение: он смотрит на них свысока, улыбаясь незрелости своих молодых знакомцев ("Простим горячке юных лет // И юный жар, и юный бред", - думает он о Ленском. "К беде неопытность ведёт", - предостерегает он Татьяну). Однако, несмотря на слегка насмешливое и снисходительное к ним отношение, Онегин может их понять и по-настоящему оценить.

Отношение автора к Ленскому и к Татьяне также похоже. Оба героя, безусловно, любимы. Однако интонация, с которой автор пишет о них, изменяется на протяжении романа, притом изменяется сходным образом. Вначале в ней сочетаются симпатия и ирония. Автор насмешливо подражает речи Ленского, обозначает его вкусы перечнем поэтических штампов:

Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальние страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слёзы;
Он пел поблёклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет, -

и с улыбкой копирует язык романов, которые читает Татьяна: "Ты в руки модного тирана // Уж отдала судьбу свою", "Ты в ослепительной надежде // Блаженство тёмное зовёшь, // Ты негу жизни узнаёшь, // Ты пьёшь волшебный яд желаний", "Везде, везде перед тобой // Твой искуситель роковой"; даже свидание Татьяны и Онегина автор описывает этим языком: "Блистая взорами, Евгений // Стоит, подобно грозной тени".

Однако во второй половине романа интонация становится более серьёзной, утрачивает лёгкость и насмешливость. Убитый на дуэли Ленский без тени иронии оплакивается автором; новым, трагически пронзительным смыслом наполняются прежде вызывавшие лишь усмешку литературные штампы: "Младой певец // Нашёл безвременный конец! // Дохнула буря, цвет прекрасный // Увял на утренней заре, // Потух огонь на алтаре". О Татьяне автор отзывается всё более серьёзно и восхищённо: в конце романа она названа "милым идеалом".

Надо сказать, что оба героя оказываются удивительно значимыми в романе: их роль не ограничивается только участием в его сюжете. От них протягиваются нити за событийную ткань романа: образ поэта Ленского неизбежно вытягивает за собой образ другого поэта - автора (с одной стороны, противопоставленного Ленскому, а с другой - близкого и в чём-то родного ему). А за образом Татьяны смутно различается "та, которую автор не смеет тревожить лирой".

Таким образом, роль Татьяны и роль Ленского в образной системе романа сходны. Похоже строятся отношения к ним автора и центрального героя. Однако этим их сходство исчерпывается. Глубинные различия между ними проявляются уже в их взаимодействии со средой. Они оба порождены поместным дворянством, но относятся к нему по-разному: для Ленского неочевидна эта связь, соседи-помещики представляются ему идиллическим "домашним кругом", приютом для скитальца, которым он себя воображает. Татьяна же осознаёт, что она - дитя этой среды (в письме к Онегину она объединяет и себя, и своих родных и соседей местоимением "мы"). Она унаследовала от неё сердечность и простоту ("А мы... ничем мы не блестим, // Хоть вам и рады простодушно", - пишет она Онегину), однако ощущает своё одиночество и несходство с этой средой и с горечью жалуется: "Я здесь одна, // Меня никто не понимает"; она страдает и ненавидит свой круг (во сне соседи-помещики даже являются ей чудовищами).

О чень важная для Пушкина характеристика героя - это его отношение к природе. Ленскому природа представляется лишь как перечень отвлечённых понятий ("он рощи полюбил густые, // Уединенье, тишину, // И ночь, и звёзды, и луну"). Для Татьяны же природа - любимый друг, необходимый собеседник: перед отъездом из деревни она, "как с давними друзьями, // С своими рощами, лугами // Ещё беседовать спешит". Есть у Татьяны и постоянный спутник в природе - луна, при которой совершаются все важные для Татьяны события. Именно луну видит она в зеркале, выходя гадать, её она замечает, говоря с няней о своей любви; "смотря на луну", Татьяна задумывает письмо к Онегину, в "сумрак лунный" она посещает его усадьбу. Наконец, именно с луной она сравнивается в VII главе романа.

Для Ленского же луна - только "небесная лампада, // Которой посвящали мы // Прогулки средь вечерней тьмы, // И слёзы, тайных мук отраду…"

Ещё одна важная черта героев, оказывающаяся судьбоносной для них, - это их отношение к действительности. Ленский отказывается видеть её, считая, что где-то есть иная, лучшая жизнь. Он погибает при первой встрече с жизнью настоящей: чувствуя крушение своих представлений о ней (оказалось неправдой, что "друзья готовы // За честь его принять оковы // И что не дрогнет их рука // Разбить сосуд клеветника"), Ленский видит единственный возможный выход из сложившейся ситуации - выход, почерпнутый им из книг, - дуэль, где он должен либо умереть за свою честь, либо убить "развратителя".

Для Татьяны же не бывает таких однозначных и бесспорных решений, её постоянно терзают сомнения и поиски. И она способна правильно понять свою любовь к Онегину и не ожидать книжного развития событий. Она может переосмыслить, пересмотреть своё отношение к нему: если сначала он для неё может явиться только в двух ликах ("ангел-хранитель" или "коварный искуситель"), то позже она отвергает эту возможность однозначной оценки, пытается понять Онегина лучше, мучается вопросом: "Уж не пародия ли он?" - и, наконец, меняется с ним ролями в конце романа.

Только в связи с Татьяной в роман вводится проблема нравственности, верности и долга. Героиня оказывается способна преодолеть своё чувство, каким бы сильным оно ни было, чтобы не нарушить клятв верности. Такие муки сильной натуры незнакомы Ленскому. Примечательно, что главным качеством Ленского автор называет его "прямо гёттингенскую душу", в то время как Татьяна названа "русской душою". Очевидно, нравственные искания, постоянную эволюцию человека Пушкин связывает именно с русской натурой. А Ленский, из-за своего нежелания узнать жизнь погибший в первом столкновении с нею, навеки остающийся неизменным, статичным персонажем, воспринимается как что-то чуждое русскому характеру.

И так, Татьяна оказывается гораздо сложнее и глубже Ленского: она всё время пытается понять настоящую жизнь, не подменяя её своими представлениями о ней, как это делает Ленский; она способна принимать гораздо более сложные решения, чем он; наконец, она находится в постоянном изменении, нравственной эволюции, в то время как Ленский, так и не узнавший жизни, навсегда останавливается в своём развитии, "застывает". Именно с Татьяной связываются важнейшие темы и проблемы романа, именно она предстаёт носителем русского в этом романе - "энциклопедии русской жизни". Однако примечательно, что в конце романа вновь всплывает образ Ленского (неслучайно эти строки написаны его языком):

Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочёл её романа…

Автор по-новому смотрит на своего героя, ещё раз оценивает его (как Татьяна - Онегина), утверждая, что и в позиции Ленского есть определённая правота и что невозможно дать однозначную оценку такой натуре, как Ленский, и признать верной какую-либо одну точку зрения, один взгляд на жизнь.

Примечание: работа писалась в классе в течение четырёх часов.

Отношения Онегина и Татьяны строятся по принципу антитезы, противостояния. Но в основе этого противостояния заключена потенциальная общность. Как два противоположно заряженных полюса магнита, Онегин и Татьяна тянутся друг к другу. В характере Татьяны заключены положительные жизненные ценности, которые так нужны Онегину и от которых он так далек.

В то же время есть нечто общее между всеми молодыми героями романа. И Онегин, и Ленский, и Татьяна переросли духовно ту среду, которая их окружает. Ведь и Татьяна чувствует себя чужой в своей патриархально-дворянской среде. «Вообрази: я здесь одна, / Никто меня не понимает, / Рассудок мой изнемогает, / И молча гибнуть я должна», – сетует она в любовном письме к Онегину.

Но в отличие от Онегина Татьяна растет в иной обстановке, в других условиях. Главное преимущество ее над «нерусским» Онегиным и «полурусским» Ленским в том, что, по определению Пушкина, Татьяна «русская душою». И автор объясняет, почему она такая. В противоположность Онегину Татьяна выросла в «глуши забытого селенья», в близости с народом, в атмосфере. сказок, песен, гаданий, поверий и «преданий простонародной старины». Картины детства, отрочества и юности Татьяны перекликаются с жизнью Онегина по принципу антитезы: они во всем противоположны.

У Евгения – иностранцы-гувернеры, у Татьяны – добрая няня, простая русская крестьянка, за которой легко угадать няню самого Пушкина – Арину Родионовну. У Онегина – «наука страсти нежной», у Татьяны – нищелюбие, помощь бедным и смиренная молитва, которая «услаждает тоску волнуемой души». У Онегина – суетная юность, напоминающая изо дня в день повторяющийся обряд – «одних обедов длинный ряд». У Татьяны – уединение, сосредоточенность молчаливо зреющей души.

Рассказывая о детстве Татьяны, Пушкин неспроста вводит в роман мотивы житийной литературы. Детство всех православных праведниц сопровождалось отчуждением от забав, от детских игр и шалостей. Татьяна «в горелки не играла», «ей скучен был и звонкий смех, и шум их ветреных утех»:

Задумчивость, ее подруга

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей.

Избегая детских проказ, она любила долгими зимними вечерами слушать рассказы няни, в которых оживали преданья старины глубокой. Если Онегин вел в юности противоестественный образ жизни, «утро в полночь обратя», то юность Татьяны послушна ритмам природы и согласным с нею ритмам народной жизни:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод.

Как Божия птичка, она всегда просыпается на рассвете, как все крестьянские и дворовые девушки, она в утро первого снега «идет зиму встречать, / Морозной пылью подышать / И первым снегом с кровли бани / Умыть лицо, плеча и грудь».

Мир природы в романе неизменно соотносится с образом этой девушки, которой Пушкин, рискуя навлечь недовольство читателей и читательниц, дал такое простонародное имя (в эпоху Пушкина оно звучало вроде Акулины, Матрены или Лукерьи). Само определение русскости Татьяны связано со свойственным ей поэтическим чувством природы:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарею поздней

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Природа в романе Пушкина чаще всего и открывается через окно, в которое глядит Татьяна. Можно сказать, что Татьяна у окна – это лейтмотив, повторяющаяся в романе сюжетная ситуация:

…Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор.

«И часто целый день одна / Сидела молча у окна»; «И молчалива, как Светлана, / Вошла и села у окна»; «Татьяна пред окном стояла, / На стекла хладные дыша»; «Глядит, уж в комнате светло; / В окне сквозь мерзлое стекло / Зари багряный луч играет»; «Садится Таня у окна, / Редеет сумрак; но она / Своих полей не различает»;

Одна, печальна под окном

Озарена лучом Дианы,

Татьяна бедная не спит

И в поле темное глядит.

По мере чтения романа русская природа с ее чередой времен суток и времен года настолько срастается с образом любимой Пушкиным героини, что порой ловишь себя на мысли: любой пейзаж в романе – «окно» в мир ее поэтической души.

Существенно отличается от Онегина и тот круг чтения, та европейская культурная традиция, которая оказала заметное влияние на формирование характера Татьяны. Онегин, даже разочаровавшись в жизни и людях, захватил с собой в деревню ряд книг, сохраняющих для него безусловный интерес и авторитет. Среди них первое место занимает Байрон, да с ним еще два-три романа,

В которых отразился век

И современный человек

Изображен довольно верно

С его безнравственной душой,

Себялюбивой и сухой,

Мечтанью преданной безмерно,

С его озлобленным умом,

Кипящим в действии пустом.

Татьяна – «уездная барышня», она зачитывается старомодной литературой западноевропейских сентименталистов, представленных именами Ричардсона и Руссо. Произведения их сохраняют веру в человека, а высокие христианские идеалы в них связываются с глубокими потребностями человеческого сердца. Такая литература не противоречит народным взглядам на истинные и мнимые ценности жизни. Сентиментализм органически входит в состав «русской души» Татьяны. И хотя навеянный сентиментальными романами строй мыслей и чувств героини наивен, вместе с тем, как заметила Е. Н. Купреянова, он «высоко одухотворен и нравственно активен». В романах сентименталистов культивировалась сердечность и поднимался на высокий пьедестал не эгоист и скептик, как у Байрона, а благородный и чувствительный герой, способный на подвиг самопожертвования. Писатель-сентименталист «являл нам своего героя как совершенства образец»:

Он одарял предмет любимый,

Всегда неправедно гонимый,

Душой чувствительной, умом

И привлекательным лицом.

Питая жар чистейшей страсти,

Всегда восторженный герой

Готов был жертвовать собой…

О таком избраннике сердца и мечтает поэтическая Татьяна, когда она встречает в деревенской глуши ни на кого не похожего, всеми соседями презираемого и гонимого Онегина. И она приняла его за свой идеал, который она так долго вынашивала в своем воображении, о котором лила слезы в «тишине лесов»:

Ты в сновиденьях мне являлся,

Незримый, ты мне был уж мил,

Твой чудный взгляд меня томил,

В письме к Онегину проступают драгоценные особенности характера Татьяны – ее искренность и доверчивость, а также простодушная вера избранной мечте. Татьяна дорога Пушкину тем, что она

…любит без искусства,

Послушная веленью чувства,

Что так доверчива она,

Что от небес одарена

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным.

В отличие от «науки страсти нежной», от любви светских «красавиц записных» чувство Татьяны к Онегину возвышенно и одухотворенно. В нем нет ни грани той любовной игры, которой отдал дань Онегин и которая до времени отравила и иссушила его сердце. В глазах Татьяны любовь – святыня, Божий дар, с которым нужно обращаться бережно и нежно. В письме к Онегину она говорит:

Не правда ль? я тебя слыхала:

Ты говорил со мной в тиши,

Когда я бедным помогала

Или молитвой услаждала

Тоску волнуемой души?

В любви для нее главное не чувственная страсть, а глубокая духовная связь с любимым человеком. Любовь – это выход из одиночества, из низких меркантильных желаний и интересов, в которых погрязли люди, окружающие Татьяну. В союзе с Онегиным для нее открываются заманчивые перспективы духовного роста, нравственного самоусовершенствования:

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан Богом,

До гроба ты хранитель мой.

Такой взгляд на любовь утверждается православной церковью в «последовании обручения», где Сам Бог соединяет жениха и невесту в нерушимый союз и наставляет их на всякое доброе дело в мире, единомыслии, истине и любви.

В трепетные минуты, когда Татьяна ожидает Онегина, Пушкин сопровождает ее переживания хороводной песней девушек, собирающих ягоды в господском саду:

Девицы, красавицы,

Душеньки, подруженьки…

Так поэт еще раз подчеркивает глубокую укорененность сердечных чувств Татьяны в русской национальной жизни и культуре, неподдельную народность ее души.

Пресыщенный поверхностными любовными утехами, Онегин все-таки почувствовал в письме Татьяны что-то глубокое и серьезное. «Доверчивость души невинной» тронула его и привела в волненье «давно умолкнувшие чувства». По-человечески оценив сердечный порыв Татьяны, Онегин искренне признался ей, что не может ответить таким же чувством на ее любовь:

Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя;

Напрасны ваши совершенства;

Их вовсе не достоин я…

Но ведь отказаться принять «совершенство» – это значит не только проявить великодушие, но и оскорбить «совершенство» высокомерным его отторжением. «А счастье было так возможно, так близко!» – упрекнет Татьяна Онегина в сцене последнего свидания в финале романа. О чем говорит этот упрек? О том, что Онегин далеко уж не такой полный антипод Татьяны.

Е. Н. Купреянова пишет: «Онегин настолько же превосходит Татьяну своим европеизированным интеллектом, насколько „русская душою“ Татьяна возвышается над Онегиным своим нравственным, общим с народом чувством. И это чувство не угасло в Онегине, а тлеет где-то в глубине его души, испепеленной незаурядным, но охлажденным, озлобленным, европеизированным умом. И беда Онегина в том, что он не сознает в себе этого здорового чувства и становится рабом своего скептического ума».

В деревенской глуши Онегин встречается с Татьяной трижды: при первом появлении у Лариных, в день объяснения с Татьяной по поводу ее письма и примерно через год на ее именинах. И ни одна из этих встреч не оставляет его равнодушным, в чем он, однако, не хочет себе признаться и за что даже сердится на себя и других.

Он сердится на себя за то, что проснувшееся в глубине дремлющего сердца чувство к Татьяне подтачивает его самоуверенный и холодный эгоизм, в плену у которого он оказался. Но одновременно Онегин сердится еще и на других, на Ленского например, который верит «в чистую любовь и мира совершенство». Ведь желание убить в восторженном поэте эту веру искушает Онегина давно: «Он охладительное слово / В устах старался удержать». Долго тлевшее в душе Онегина презрительное раздражение прорывается теперь, когда сам Онегин раздражен неравнодушием своим к Татьяне:

…Но девы томной

Заметя трепетный порыв,

С досады взоры опустив,

Надулся он и, негодуя,

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

Как это ни парадоксально на первый взгляд, но проникающая в сердце Онегина симпатия к Татьяне, несовместимая с его «озлобленным умом», является источником раздражения, которое привело к разрыву связей с Ленским, к дуэли с ним и к убийству юного героя.

Сердечная интуиция и тут не подводит Татьяну. Вспомним ее вещий сон, в котором она видит себя невестой Онегина, выступающего в роли искусителя-разбойника, главаря шайки нечистых, бесовских тварей. Завидев Татьяну, эта нечисть хочет овладеть ею как безличным товаром и кричит – «Мое! мое!»:

Мое – сказал Евгений грозно,

И шайка вся сокрылась вдруг…

Мерой народной сказки, вошедшей в плоть и кровь Татьяны, измеряется в этом сне разрушительная (разбойничья) природа онегинского эгоизма. А далее является Ленский как препятствие к осуществлению эгоистических целей Онегина («мое!»), возникает спор:

Спор громче, громче; вдруг Евгений

Хватает длинный нож, и вмиг

Повержен Ленский; страшно тени

Сгустились; нестерпимый крик

Раздался… хижина шатнулась…

И Таня в ужасе проснулась…

Примечательно, что картина свадебного пира в сне Татьяны перекликается с описанием праздника ее именин. Съезжающиеся на бал гости своей карикатурностью напоминают ту нечисть, которая окружала Онегина в сне Татьяны. Причем Пушкин показывает «лай мосек, чмоканье девиц, шум, хохот, давку у порога» (сравните: «копыта, хоботы кривые, хвосты хохлатые, усы») глазами недовольного Онегина, который «стал чертить в душе своей / карикатуры всех гостей».

Смертный холод, угрожающие симптомы которого проникали в душу Онегина уже в первой главе, теперь начинает свою разрушительную работу по отношению к близким герою людям. Ю. М. Лотман в комментарии к «Евгению Онегину» убедительно показал, что кровавый исход дуэли Онегина с Ленским был спровоцирован секундантом Зарецким, который, в нарушение правил дуэльного кодекса, отрезал все пути к примирению: при передаче картеля игнорировал обязанность секунданта склонить противников к примирению; не отменил дуэль, хотя Онегин опоздал почти на два часа; допустил в качестве секунданта Онегина его слугу; не встречался с этим секундантом накануне, чтоб обсудить правила дуэли. Исследователь романа доказал, что Онегин не намеревался убить Ленского, что он оказался убийцей поневоле. Однако заметим, что спровоцировал дуэль все-таки Онегин и что Зарецкий является виновником убийства с молчаливого попустительства того же Онегина, который, испугавшись неблагоприятного для себя общественного мнения, дал волю этому проходимцу.

«В тоске сердечных угрызений» Онегин покидает усадьбу. «Им овладело беспокойство, / Охота к перемене мест». Сменой внешних впечатлений он хочет заглушить поднимающиеся из глубин его души угрызения совести. Убийство друга нанесло сокрушительный удар по эгоизму Онегина. В свое время Г. А. Гуковский высказал мысль, что в процессе путешествия, а потом под воздействием проснувшейся любви к Татьяне происходит нравственное перерождение героя, что Татьяна этих перемен в Онегине не разгадала и ее отказ – жестокая ошибка героини.

На самом деле все обстоит гораздо сложнее. Если бы Пушкин хотел показать перерождение Онегина, он бы не исключил главу о его путешествии из текста романа. Начиная с седьмой главы внимание Пушкина от Онегина целиком перешло к Татьяне, так как именно с ней была связана мечта Пушкина об идеале русского человека. Не раз в этой связи Пушкин признавался в любви к Татьяне, а седьмую главу открыл темой весеннего обновления. В этой главе Татьяне суждено выдержать и одолеть тот искус, жертвой которого явился Онегин. Она посещает кабинет скитальца и читает те книги, которые оказали решающее влияние на внутренний мир героя:

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?…

Уж не пародия ли он?

Открывая для себя интеллектуальный мир Онегина, «русская душою» Татьяна не только понимает его, но и поднимается над ним, давая точное определение одной из коренных слабостей онегинского ума. Легкость, с которой она преодолевает это искушение, свидетельствует о здоровой нравственной основе ее души, о зрелости обретающего силу интеллекта.

Отъезд Татьяны из усадебной глуши в Москву, а потом появление ее в великосветском обществе Петербурга на философском уровне романа сопровождается разрешением того конфликта между «европейским» интеллектом и «русской душой», который так и не удалось преодолеть Онегину. При встрече с Татьяной в Петербурге он никак не может соединить в одном лице простодушную сельскую девочку и «богиню роскошной, царственной Невы». Тайна этого единства так и остается за порогом его сознания.

В комментарии к «Евгению Онегину» Ю. М. Лотман обратил внимание, что в восьмой главе романа значительно усложняется взгляд Пушкина на светское общество. «Образ света получает двойное освещение: с одной стороны, мир бездушный и механистический, он остается объектом осуждения, с другой – как сфера, в которой развивается русская культура… как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого автора „Евгения Онегина“, он сохраняет безусловную ценность». В этой связи само понимание народности у Пушкина расширяется, усложняется. «В пятой главе оно захватывает один чуждый „европеизма“ пласт народной культуры. Теперь он мыслится как понятие культурно всеобъемлющее, охватывающее и высшие духовные достижения, в том числе и духовные ценности вершин дворянской культуры. Поэтому Татьяна, сделавшись светской дамой и интеллектуально возвысившись до уровня автора, могла остаться для него народной по типу сознания»:

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Все тихо, просто было в ней…

Внезапно вспыхнувшее в Онегине чувство к Татьяне сопровождается недоуменным восклицанием: «Как! из глуши степных селений!…» Это восклицание говорит о том, что чувство Онегина скользит по поверхности души Татьяны и не захватывает ее духовного ядра: «Хоть он глядел нельзя прилежней, / Но и следов Татьяны прежней / Не мог Онегин обрести». И увлечен герой «не этой девочкой несмелой, влюбленной, бедной и простой», а «равнодушною княгиней» и «неприступною богиней». Его чувство искренне, но на первом месте в нем лежит по-прежнему не духовная близость, а чувственная страсть:

О люди! все похожи вы

На прародительницу Эву:

Что вам дано, то не влечет,

Вас непрестанно змий зовет

К себе, к таинственному древу;

Запретный плод вам подавай,

А без того вам рай не рай.

Опустошенный и постаревший душою Онегин играет с огнем, ибо его увлечение Татьяной, напоминающее юношескую влюбленность («в Татьяну как дитя влюблен»), грозит ему полным испепелением:

Любви все возрасты покорны;

Но юным, девственным сердцам

Ее порывы благотворны,

Как бури вешние полям:

В дожде страстей они свежеют,

И обновляются, и зреют -

И жизнь могущая дает

И пышный цвет и сладкий плод.

Но в возраст поздний и бесплодный,

На повороте наших лет,

Печален страсти мертвой след:

Так бури осени холодной

В болото обращают луг

И обнажают лес вокруг.

Мудрая Татьяна чувствует гибельность для Онегина этой «мертвой страсти» и из любви-сострадания к нему пытается погасить ее: «Она его не замечает, / Как он ни бейся, хоть умри». Татьяне страшно за Онегина, за безумные строки его письма, в котором «все совершенство» любимой он видит в «улыбке уст», «в движенье глаз» и говорит:

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

Татьяне страшно за тот чувственный пожар, который может сжечь Онегина. Потому она и не отвечает на его письма, а при встречах обдает его «крещенским холодом». И все это – из жалости, из сострадания к нему. На этом фоне особенно убийственно полное непонимание Онегиным благородных намерений Татьяны:

Да, может быть, боязни тайной,

Чтоб муж иль свет не угадал

Проказы, слабости случайной…

Всего, что мой Онегин знал…

Так мелко объясняет герой причину неприступности Татьяны. Пытаясь избавиться от страсти, он пробует уйти в беспорядочное чтение книг, набор которых поражает странной пестротой. И тут появляются в дебрях онегинской души какие-то проблески, какие-то искорки возможного его пробуждения:

Он меж печатными строками

Читал духовными глазами

Другие строки. В них-то он

Был совершенно углублен.

То были тайные преданья

Сердечной, темной старины,

Ни с чем не связанные сны,

Угрозы, толки, предсказанья,

Иль длинной сказки вздор живой,

Иль письма девы молодой.

«Духовные глаза» Онегина наконец-то обращаются от внешних впечатлений, от мало помогающих ему книг, в которых запечатлелась далекая от русской почвы чужая мудрость, в глубины собственного сердца. И там, в темных лабиринтах, начинают блуждать спасительные, манящие огни. Просыпается совесть, «змея сердечных угрызений», Онегин видит на талом снегу недвижного юношу – призрак убитого им Ленского; проносится в его сердечном воображении «рой изменниц молодых», и вдруг как удар и упрек – «то сельский дом – и у окна сидит она… и все она!».

Вот эти русские глубины онегинской души, которые он начинает обнаруживать в себе, выводят его вновь к «русской душою» Татьяне, которую он не понял и не оценил тогда и которую тщетно пытается понять сейчас. Но все в этой душе пока еще так призрачно, так туманно и неопределенно, что автор не выдерживает и срывается на грубую шутку:

Он так привык теряться в этом,

Что чуть с ума не своротил

Или не сделался поэтом.

Признаться: то-то б одолжил!

Беда Онегина заключается в том, что его интеллект, его ум не опирается на высокую культуру человеческих чувств. Чувства Онегина, при всей их искренности и силе, остаются темными, поврежденными «наукой страсти нежной». Онегин не знает одухотворенной культуры любви, поднимающейся над элементарной человеческой чувственностью, которая шутит злые шутки с героем, превращает его в раба стихийной, неуправляемой страсти. И Татьяна права, когда в сцене последнего свидания упрекает Онегина в «обидной страсти»:

А нынче! – что к моим ногам

Вас привело? какая малость!

Как с вашим сердцем и умом

Быть чувства мелкого рабом?

Любовь Онегина, лишенная национальной нравственной опоры, потому и обречена, потому и обидна Татьяне, что при всей ее силе и безоглядности она не выходит за пределы светского «стандарта». В основе ее – нравственная облегченность, неуемная чувственность. А потому, с досадой и упреком обращаясь к Онегину, Татьяна говорит:

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я вас,

Да за смиренное кладбище,

Где нынче крест в тени ветвей

Над бедной нянею моей…

Так понять всю силу онегинской любви-страсти и всю разрушительную бесплодность ее могла только Татьяна, высокий ум и интеллект которой питался ее «русской душой». Во имя любви к Онегину, не плотской, не чувственной, а высокой и одухотворенной, нашла в себе силы Татьяна произнести самые мужественные и мудрые в романе слова:

Я Вас прошу меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость и прямая честь,

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Прав В. С. Непомнящий, утверждающий, что чувство, любовь Татьяны – «вовсе не проявление „потребностей“ и „страстей“ эгоистического „естества“»: «Для понимания романа, в первую очередь Татьяны, это имеет первостепенное значение. Все споры, все недоуменные или осуждающие взгляды в сторону Татьяны в связи с ее поведением в последней главе романа объясняются тем, что поступки Татьяны рассматриваются в привычном плане борьбы „чувства“ и „долга“. Но это не коллизия Татьяны – миросозерцание ее коренным образом отличается от описанного выше. Чувство Татьяны к Онегину вовсе не „борется“ с долгом, совсем напротив: Татьяна расстается с Онегиным во имя любви, ради него – и в этом столкновении героя с совсем иными, незнакомыми ему основаниями нравственной жизни заключается весь смысл финала романа».

Именно Татьяна поняла глубочайшее, трагическое несоответствие между назначением Онегина и его существованием, отделив от Онегина «онегинское» и убедившись, что это «онегинское» – «призрак», «пародия», «подражание». Именно она почувствовала, что у Онегина есть другое, более высокое предназначение, которое «онегинство» в нем давит, не давая ему раскрыться и развернуться, превращая Онегина в жертву «бурных заблуждений и необузданных страстей».

«Роман движется в глубины души неподвижного героя, – замечает В. С. Непомнящий, – туда, где может забрезжить свет надежды на возрождение этой души, – и останавливается в момент, когда „Стоит Евгений, / Как будто громом поражен“». Отказ любящей его Татьяны «показал, что существуют – не в мечтах, но в действительности – иные ценности, иная жизнь и иная любовь, чем те, к каким он привык, – и стало быть, не все в жизни потеряно и можно верить „мира совершенству“». Своим поступком Татьяна показала ему, что человек не игра «природных» стихий и «естественных» желаний, что у него в этом мире есть более высокое предназначение.

В. Г. Белинский, который совершенно не понял всей глубины и значимости поступка Татьяны, так охарактеризовал смысл открытого финала романа: «Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? – Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца? Довольно и этого знать, чтоб не захотеть больше ничего знать…»

Такой безотрадный взгляд на итог романа прямо вытекает из непонимания смысла финальной его сцены. Сам вопрос Белинского, «воскресила ли» Онегина «страсть», свидетельствует о непонимании губительной и разрушительной основы этой страсти. Такая страсть не способна воскресить никого. Уровень осмысления Белинским поступка Татьяны оказывается даже ниже онегинского. Если Евгений «стоит… как громом поражен», то Белинский не без иронии резонерствует: «Но я другому отдана, – именно отдана, а не отдалась! Вечная верность – кому и в чем? Верность таким отношениям, которые составляют профанацию чувства чистоты и женственности, потому что некоторые отношения, не освященные любовию, в высшей степени безнравственны…»

В скрытой полемике с Белинским иначе оценил поступок Татьяны в речи о Пушкине Ф. М. Достоевский. Он утверждал, что свой отказ Татьяна твердо высказала Онегину, «как русская женщина, в этом ее апофеоз. Она высказывает правду поэмы. О, я ни слова не скажу про ее религиозные убеждения, про взгляд на таинство брака, – нет, этого я не коснусь. Но что же: потому ли она отказалась идти за ним… что она, „как русская женщина“… не способна на смелый шаг, не в силах пожертвовать обаянием честей, богатства, светского своего значения, условиями добродетели? Нет, русская женщина смела. Русская женщина смело пойдет за тем, во что поверит, и она доказала это. Но она „другому отдана и будет век ему верна“. Кому же, чему же верна?… Да, верна этому генералу, ее мужу, честному человеку, ее любящему и ею гордящемуся. Пусть ее „молила мать“, но ведь она, а не кто другая дала согласие, она ведь, она сама поклялась ему быть честной женой его. Пусть она вышла за него с отчаяния, но теперь он ее муж, и измена ее покроет его позором, стыдом и убьет его. А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а в высшей гармонии духа… Скажут: да ведь несчастен же и Онегин; одного спасла, а другого погубила!… Я вот как думаю: если бы Татьяна стала свободною, если бы умер ее старый муж и она овдовела, то и тогда она не пошла бы за Онегиным. Надобно же понимать суть этого характера! Ведь она же видит, кто он такой… Ведь если она пойдет за ним, то он завтра же разочаруется и взглянет на свое увлечение насмешливо. У него нет никакой почвы, это былинка, носимая ветром. Не такова она вовсе: у ней и в отчаянии и в страдальческом сознании, что погибла ее жизнь, все-таки есть нечто твердое и незыблемое, на что опирается ее душа. Это ее воспоминания детства, воспоминания родины, деревенской глуши, в которой началась ее смиренная, чистая жизнь, – это „крест и тень ветвей“ над могилой ее бедной няни… Тут соприкосновение с родиной, с родным народом, с его святынею. А у него что есть и кто он такой?… Нет, есть глубокие и твердые души, которые не могут сознательно отдать святыню свою на позор, хотя бы из бесконечного сострадания. Нет, Татьяна не могла пойти за Онегиным».

Таков ответ Достоевского, как будто бы более глубокий и правильный, за исключением одного: из рассуждений писателя так и осталось неясным, за что же Татьяна любит Онегина? В той интерпретации, какую дает Онегину Достоевский, все в нем убито и вытеснено «онегинским», «светским», поверхностным и легкомысленным. Эту грань в характере Онегина Татьяна прекрасно понимает и любить Онегина за его «онегинство», конечно, не желает и не может. Все дело в том, что за светской развращенностью, беспочвенностью и опустошенностью «онегинства» Татьяна прозревает в Онегине не вполне осознанное им самим духовное ядро, опираясь на которое он может развернуть свою жизнь в другую, прямо противоположную сторону. Татьяна любит в Онегине то, что он сам в себе еще не понял и не раскрыл.

Кто ты, мой ангел ли хранитель,

Или коварный искуситель:

Мои сомненья разреши, -

обращается Татьяна с вопросом еще в девическом письме к Онегину. Такой же высокий духовный запрос по отношению к нему она сохраняет и сейчас, говоря, что любит другое в нем. «Другому отдана» Татьяны значит не только верность старому мужу, но и преданность той величайшей святыне, которая открылась ей и которую она прозревает в разочарованном, мятущемся Онегине. Но эту святыню нельзя никому навязать. Онегин сам должен открыть ее в себе страдальческим опытом жизни.

Как громом пораженный последним свиданием с Татьяной, Онегин остается на пороге новой жизни и нового поиска. Пушкин разрешает в конце романа основной, узловой конфликт его, указывая Онегину устами Татьяны «путь, истину и жизнь». Одновременно в характере Онегина он дает художественную формулу будущего героя русских романов Тургенева, Толстого, Достоевского. Все эти писатели «раскроют скобки» пушкинской формулы и поведут своих героев путями, векторы которых, а также границы и горизонты очерчены Пушкиным. То же самое можно сказать и о Татьяне. К ней восходит галерея женских образов Тургенева, Гончарова, Толстого, Некрасова, Островского и Достоевского. «Даль свободного романа» открывается у Пушкина в будущее русской жизни и русской литературы.

Одной из сюжетных линий романа в стихах «Евгений Онегин» служат отношения двух молодых людей – и .

По сути, Ленский и Онегин − герои противоположности. Но не было бы противостояния без единства. В них много общего. Оба были молодыми людьми дворянского происхождения. Оба рано остались без родителей и получили в наследство имение, став полноправными хозяевами. Правда, онегинское имение, полученное от отца, ушло за долги, зато ему досталось имение дяди. Оба молодых человека богаты, привлекательны, и представляли собой завидных женихов для уездных барышень. Оба приехали в имение почти одновременно: один из Германии, другой из Санкт-Петербурга. Для обоих честь и благородство не было пустым звуком. В политических вопросах придерживаются либеральных взглядов, и оба увлекаются философией и экономикой. Причем Онегин тут же постарался свои экономические познания применить на практике.

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил…

Чем вызвал недовольство соседей. Молодые люди были не похожи на провинциальных помещиков, и те считали их обоих странными.

В чем был смысл жизни для Онегина и Ленского? Наверное, они и сами не смогли бы ответить на этот вопрос. Хотя с Ленским более-менее понятно. Со временем он женился бы на Ольге и вел свое хозяйство, постепенно дряхлея и становясь похожим на своих соседей.

А Онегин жил сегодняшним днем, не заглядывая в завтра. В литературной критике появилось выражение – лишние люди. Онегин был одним из них. Он не стремился создать семью. Не проявлял вообще никакого желания служить отечеству ни на гражданской, ни на военной службе. Евгений по-настоящему никого не любил, кроме самого себя, был ленив.

Несмотря на сходство некоторых взглядов и условий, в которых оказались Онегин с Ленским, молодые люди были совершенно разными. Попробуем осветить их основные различия.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.

Камнем, прозой и льдом был Онегин, который считал, что к своим 26 годам успел познать жизнь и характер женщин. Онегин получил образование поверхностное. В отрочестве мусье не утруждал дитя занятиями. Достаточно было того, что «он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал». Философские познания Онегин приобрел самостоятельно, читая книги. Ленский со своим беспокойным характером, был как волна, страстным и энергичным. Он получил блестящее образование в Геттингенском университете. И в то время, когда Ленский изучал в Германии философию, экономику и прочие науки, Онегин в столице познавал «науку страсти нежной».

Ленский был поэтом, Онегин же

Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;

Ленский был восторженным мечтателем, влюбленным романтиком с искренней и чистой душой. Все его чувства и мысли были на поверхности, на лице. Онегин, напротив

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать.

Любовь, взаимоотношения с людьми были для него игрой.

Вполне возможно, если бы Ленский мог бы хоть вполовину подозревать в Онегине эту его способность, он не воспринял бы так остро злую шутку Онегина на именинах Татьяны. Но не умея кривить душой сам, Ленский не подозревал подобные таланты в других.

В поэме оттеняет и дополняет Онегина. Не нужно забывать о том, что между молодыми людьми значительная разница в возрасте. Каким был Онегин в 18, и каким бы стал Ленский в 26, мы не знаем. Пушкин ничего не говорит о первой любви Онегина. Была ли она, чем закончилась. Ведь не просто так, не от душевной лени Онегин стал скептиком. А может быть и от нее, родимой. Может быть, Онегин никогда не испытывал истинной любви к женщине, а только подражал героям прочитанных книг, да салонным ухажерам?

Полюбил ли Онегин Татьяну, когда встретился с ней в Петербурге? Или это было страдание уязвленного самолюбия? Он пытался завоевать расположение женщины, которую отверг когда-то. Пушкин, считает, что действительно любил, но сама Татьяна Онегину не верит. На все эти вопросы Пушкин не дает ответа, давая тем самым читателям пищу для размышления.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» по праву можно считать одним из лучших литературных произведений девятнадцатого века. На его страницах автор знакомит нас с главными героями - Евгением Онегиным и Татьяной Лариной. Оба персонажа, безусловно, заслуживают внимания. Чтобы ответить на вопрос о том, почему Онегин полюбил Татьяну, попробуем сначала понять, что собой представляет Евгений.

в начале романа

Особенности характера героя, его чувства, нрав и мысли открываются нам постепенно.

Евгений Онегин — типичный аристократ своего времени, дворянин. Он «понемногу, чему-нибудь» обучался французскими учителями и гувернерами, что дало ему возможность говорить обо всем поверхностно, с «видом знатока».

В свете Евгений пользовался успехом у дам. Сначала он был доволен тем, что умел произвести впечатление на представителей высшего общества, но постепенно им овладело равнодушие, на него напала хандра.

Герой пытается найти в жизни что-то интересное. Он начинает писать, но, как оказалось, не любит «труд упорный». Чтение тоже мало интересует его.

В деревню к больному дяде он приезжает, озлобленный на весь свет. Здесь Онегин и знакомится с семьей Лариных. К нему проникается чувствами старшая дочь этого семейства, милая провинциальная барышня. Чтобы понять, почему Онегин полюбил Татьяну, попробуем узнать больше об этой героине.

Образ Татьяны Лариной. Почему она выбрала Онегина

Пушкин очень любит свою героиню. Татьяна Ларина - чувствительная и сентиментальная девушка, воспитанная на романах. Это высокодуховная личность с богатым внутренним миром.

Пушкин выделяет Татьяну среди прочих действующих лиц, называя ее
«милым идеалом». Автор ценит способность чувствовать искренне. Татьяна любит видит ее необыкновенную красоту. С детства она стремится к уединению, читает французские книги о любви.

Почему именно Онегина полюбила Татьяна, понять несложно. Он - столичный франт, умеющий произвести впечатление, знающий, как тронуть сердце дамы.

Продолжаем наше сочинение. Почему Татьяна полюбила Онегина? На первый взгляд все понятно: «Душа ждала... кого-нибудь, И дождалась...». Однако чувства девушки глубоки, «Татьяна любит не шутя».

Что общего между Онегиным и Татьяной

Два персонажа, Онегин и Татьяна, казалось бы, совершенно разные: он уверен в себе, она - робкая; он знает свет, она - провинциальная скромная девушка. Однако в характере героини есть черты, которые присущи Онегину.

Во-первых, оба героя отличаются своеобразием и самобытностью характера. Во-вторых, нелюдимый Онегин, подобно Татьяне, чувствует себя одиноким в свете, тогда как она - чужая среди своих близких. В-третьих, они тоскуют из-за неудовлетворенности своим окружением. В-четвертых, герои понимают пустоту и пошлость провинциального и столичного обществ. На этих особенностях и строится сочинение.

Почему Татьяна полюбила Онегина? Девушка сделала Евгения героем своего романа неспроста. Она нашла в нем Однако мы ищем ответ на вопрос о том, Как нам известно, в ответ на признание девушки Евгений посоветовал ей научиться «властвовать собою». Итак, читаем роман дальше.

Вторая встреча

После дуэли с Ленским, как нам известно, Онегин покидает деревню. Он отправляется путешествовать. Проходит два года, прежде чем наш герой снова встречается с Татьяной Лариной. Онегин застает ее в Москве, она - светская дама, княгиня, которая составляет счастье своего мужа, ведет себя очень достойно, не позволяя себе «этих маленьких ужимок», «притязаний на успех». Все кругом восхищаются ею, в том числе и наш герой. Он пишет ей признание, на которое Татьяна отвечает, что, несмотря на любовь к Евгению, она отдана другому.

Почему Онегин теперь полюбил Татьяну

На этот вопрос сложно ответить однозначно. С одной стороны, сама Татьяна предполагает, что она теперь понравилась Евгению из-за определенного положения в высшем свете. Ее теперь «ласкает двор». Позор Татьяны смогли бы заметить все, что принесло бы Онегину «соблазнительную честь».

Тем не менее, в ней, скорее всего, говорит обида, ведь она признается, что любит Евгения.

Итак, почему Онегин полюбил Татьяну? Возможно, она просто вызвала в нем интерес как молодая светская женщина, которая гораздо привлекательнее провинциальной барышни. Кроме того, запретный плод всегда сладок, ведь Татьяна стала женой уважаемого всеми генерала. Она прекрасная и недоступная. Мы можем сделать вывод о том, что Евгений ее не любил.

Однако стоит вспомнить, как при первой встрече он сказал Ленскому, что выбрал бы Татьяну, а не Ольгу, если бы был поэтом. Это подтверждает, что Онегин видел в ней глубокую личность, способную вызвать истинные чувства, к которым сам герой на тот момент был не готов, боясь потерять «постылую свободу». Тем не менее, можно предположить, что своими словами Онегин пытался отвлечь внимание юного поэта от Ольги.

Скорее всего, Онегин действительно полюбил Татьяну, ведь таким искренним кажется его письмо к Лариной.