Меню
Бесплатно
Главная  /  Для дома  /  Чем знаменит Жак-Ив Кусто? Биография, исследования, изобретения. Утопленная легенда Что открыл жак ив кусто

Чем знаменит Жак-Ив Кусто? Биография, исследования, изобретения. Утопленная легенда Что открыл жак ив кусто

Жак-Ив Кусто родился 11 июня 1910 в Сент-Андре-де-Кюбзаке, близ Бордо, в семье адвоката Даниэля и Элизабет Кусто.

В 1930 году он поступил на службу на флот в качестве руководителя группы подводных исследований.

В 1933 году Кусто окончил Французскую Морскую Академию и получил звание лейтенанта. Он мечтал о военно-морской карьере, видел себя капитаном военного крейсера. Кусто был назначен на учебный корабль «Жанна Д’Арк», на котором ему удалось поплавать по всему свету.

Однако в 1936 году он попал в автомобильную аварию, которая навсегда закрыла путь военной карьере Кусто. Во время продолжительного периода реабилитации Кусто изобрел очки для подводного плавания.

В 1937 он женился на Симоне Мелихор, от которой родилось два сына, Жан-Мишель (1938) и Филипп (1940).

В 1937 году Кусто познакомился с Филиппом Тайе - морским офицером, поэтом, гуманистом, человеком, влюбленным в море. Именно он стал для Кусто «крестным отцом» в свободном погружении. С момента их знакомства Кусто навсегда посвящает себя познанию тайн подводного мира. Жак-Ив Кусто, Филипп Тайе и вскоре присоединившийся к ним Фредерик Дюма с тех пор почти неразлучны - их даже прозвали «три мушкетера». Они совершают погружения, ищут способ продлить пребывание под водой при помощи всех известных им средств.

В 1943 году Жак-Ив Кусто вместе с Эмилем Гагнаном изобрел аппарат, предназначенный для дыхания под водой - первый акваланг.

Во время II Мировой войны Жак-Ив Кусто служил в артиллерии пулеметчиком и по окончании войны был удостоен Ордена Почетного Легиона за активное участие в антифашистской партизанской борьбе.

В годы войны Кусто начал заниматься подводными съёмками и созданием научно-исследовательских документальных фильмов на базе собственных материалов. После разгрома Германии Кусто основал и возглавил Группу по подводным исследованиям (Undersea Research Group).

Уже в 1946 году было начато промышленное производство аквалангов. Увлечение Кусто подводным плаванием и исследованиями океанских глубин натолкнуло его и на другие открытия: он придумал «подводное блюдце» - маленькую маневренную подводную лодку, а также различные виды видеокамер для подводной съёмки.

Еще в 1948 году Кусто стал капитаном корвета, а в 1950 году он приобрел списанный британский миноносец и переделал его в плавучую исследовательскую лабораторию, которая стала всемирно известна как «Калипсо». Именно на этом легендарном судне Кусто и его команда не раз совершали кругосветные путешествия, исследовали морскую флору и фауну, делали уникальные записи, съёмки, фотографии. К первым достижениям команды «Калипсо» относятся обстоятельные подводные археологические исследования и фотографирование морского дна на глубине 7250 м.

В 1956 году Жак-Ив Кусто уволился из Военно-Морских сил Франции в ранге капитана и занял пост директора Океанографического института и музея в Монако.

В 1974 году было основано Общество Кусто (Cousteau Society), некоммерческая исследовательская организация, основная цель которой - охрана мирового океана.

В декабре 1990 года внезапно скончалась Симона Кусто. Только она одна могла влиять на взрывной характер капитана Кусто. Прах Симоны развеяли над морем у берегов Монако.

В 1991, через год после смерти супруги Симоны от рака, он женился на Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана (1980) и сын Пьер (1982), рожденные до женитьбы.

Жак-Ив Кусто скончался в Париже 25 июня 1997 года в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда в результате осложнения респираторного заболевания. Он был похоронен на фамильном участке на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.

После смерти капитана Кусто продолжателями его дела остались Общество Кусто и созданное Жаном-Мишелем Кусто общество «Ocean Future».

Биография и эпизоды жизни Жак-Ива Кусто Когда родился и умер Кусто, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты исследователя, фото и видео.

Годы жизни Жак-Ива Кусто:

родился 11 июня 1910, умер 25 июня 1997

Эпитафия

Умер он в доброй старости, 

Насыщенный жизнию, 

Богатством и славою…

Биография

На медали, которой его наградил Джон Кеннеди, было написано «Человеку Земли, который дал людям ключ от Мира безмолвия». Биография Жак-Ива Кусто - история человека ненасытного, разностороннего, талантливого педагога, антрополога, этнографа. Человека, открывшего водную стихию и влюбившего в нее весь мир.

Биография Кусто должна была стать биографией военнослужащего - Кусто окончил военную академию, даже отслужил несколько лет. Но его всегда манили океанские глубины. Однажды Кусто нырнул под воду в очках для плавания и увиденное его потрясло, вскоре после начала морских исследований Кусто изобрел «акваланг». Позже Кусто основал собственную киностудию, получил несколько «Оскаров» не будучи профессиональным кинематографистом, исследовал несколько океанов и морей, руководил Океанографическим музеем (известным как «музей Кусто»), создал «Общество Кусто», занимающееся охраной морской среды. Жизнь Кусто была долгой, яркой и насыщенной.

Смерть Кусто наступила на 87-м году жизни. Причиной смерти Кусто стал инфаркт миокарда. Много разговоров велось о том, что Кусто принял ислам, но эти слухи всегда отрицали члены его семьи и коллеги. Как бы там ни было, похороны Кусто (прощание с Кусто) прошло в католическом соборе Нотр-Дам-де-Пари. Могила Кусто находится в семейном склепе на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак, в городе, где родился Кусто. Единственный памятник Кусто был установлен после смерти Жак-Ива Кусто в Алуште крымскими дайверами, под водой. Чтобы его увидеть, придется воспользоваться изобретением Кусто, аквалангом. Известно, что Кусто был в Алуште в 1968 году на чемпионате по подводному плаванию.



Исследовательское судно Кусто «Калипсо» является символом спасения Мирового океана

Линия жизни

11 июня 1910 г. Дата рождения Жак-Ива Кусто.
1920 г. Переезд семьи Кусто в Нью-Йорк.
1922 г. Возвращение во Францию.
1930 г. Поступление во Французскую военно-морскую академию.
1933 г. Окончание академии.
1935-1938 гг. Служба в Шанхае и Японии.
1937 г. Женитьба на Симоне Мельхиор.
1938 г. Рождение сына Жана-Мишеля.
1940 г. Рождение сына Филиппа.
1949 г. Окончание службы в ВМС Франции.
1950-е гг. Создание Французской океанографической компании, начало океанографических исследований Кусто на судне «Калипсо».
1956 г. Получение золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля и премии «Оскар» за фильм «В мире безмолвия».
1957 г. Назначение Кусто директором Океанографического музея Монако.
1973 г. Основание «Фонда Кусто» по охране морской среды.
1979 г. Гибель сына Филиппа, рождение дочери Дианы от Франсины Триплет.
1981 г. Рождение сына Пьера от Франсины Триплет.
1991 г. Женитьба на Франсине Триплет.
25 июня 1997 г. Дата смерти Жак-Ива Кусто.

Памятные места

1. Колледж Stanislas в Париже, где учился Жак-Ив Кусто.
2. Военная академия École Navale, которую закончил Жак-Ив Кусто.
3. Музей океанографии в Монако, директором которого был Жак-Ив Кусто.
4. Дом Кусто в Париже (штаб-квартира), где он жил в 80-е гг.
5. Собор Нотр-Дам-де-Пари в Париже, где проходило прощание с Жак-Ивом Кусто.
6. Кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак, где прошли похороны Жак-Ива Кусто.

Эпизоды жизни

Кусто мечтал стать летчиком, но вскоре после окончания академии он попал в тяжелую автомобильную аварию, после чему ему понадобилось около года, чтобы восстановить переломанные руки. Путь в летчики был ему заказан. Что, впрочем, не помешало Кусто во время II мировой войны служить пулеметчиком и быть бойцом французского сопротивления.

Заветы

«Надо любить жизнь, даже в самых непривлекательных формах».

«Если у человека появляется возможность вести необычную жизнь, он не имеет права от неё отказываться».


Документальный фильм «Жак-Ив Кусто. Гражданин океана»

Соболезнования

«Мой отец хотел плавать как рыба. Он был как Жюль Верн».
Жан-Мишель Кусто, сын Жак-Ива Кусто

Доклад расскажет об известном покорителе морских глубин, который изучал подводный мир более 60 лет и стал настоящим символом океана. Об этом человеке написали десятки книг и сняли большое количество фильмов. Им продолжают восхищаться до сих пор, когда речь заходит об изучении «голубого континента» нашей планеты.

Жак-Ив Кусто (Jacques-Yves Cousteau) родился 11 июня 1910 года во Франции, где и началась его исследовательская деятельность. Неудачная автомобильная авария нанесла вред его здоровью, перечеркнула планы покорить небо и стать авиатором. Врачи назначили лечебную физкультуру, и восстановление здоровья Жак-Ива проходило в бассейне. Именно после этого молодой человек серьёзно увлекся морем.

Жак-Ив Кусто - французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель, автор множества книг и фильмов.

В тот период он изобретает свои первые подводные очки. После первой успешной разработки исследователь идёт дальше и придумывает новую экипировку для погружения под воду. В 1943 году он создаёт первый акваланг, который работает автоматически. А ещё через три года после удачного тестирования, этот проект ставят на промышленный поток.

Со временем изобретатель разрабатывает осветительные приборы и телекамеры, которые позволяют снимать на больших глубинах. А вскоре Жак Кусто представил миру спроектированный им погружной батискаф. Это стало настоящим прорывом в океанической исследовательской деятельности.

История «Калипсо»

Покорение океанов давалась французу нелегко. Долгое время у изобретателя не было собственного судна, пока ему не подарил корабль ирландский миллионер Томас Гиннесс. Чтобы избежать проблем с документами, Том сдавал его в аренду Жак-Иву всего за один франк. Во время Второй мировой судно было английским военным катером, но впоследствии стало одним из самых известных исследовательских кораблей в мире. Кусто дал кораблю имя «Калипсо» и оснастил техническим оборудованием для погружений.

За долгие годы работы яхта обошла все континенты мира вместе с командой исследователя, которая насчитывала 11 человек. «Калипсо» избороздил все водные просторы планеты, включая русло реки Амазонка, и берега Антарктиды. Судно помогало исследовать морские глубины, преодолевая трудности и попадая в разные приключения, однако, в 1996 году столкнулось с баржей и затонуло возле берегов Сингапура. На данный момент поднятый со дна корабль планируют сделать музеем Кусто.

Корабль, оборудованный исследователем для изучения мирового океана.

Наследие покорителя океанов

Жак-Ив Кусто был не только изобретателем, но и гениальным фотографом, а также автором ряда публикаций и кинокартин. Его книга и одноимённый фильм «В мире безмолвия» стали мировым достоянием. Эта кинолента была первым документальным фильмом, получившим награду в Каннах. Две его последующие киноработы - «История красной рыбы» и «Мир без солнца» получили премию Оскар.

Командор ордена Почётного легиона изучает подводный мир.

О Жак-Иве Кусто знают в каждом уголке Земли благодаря целому циклу телепередач и печатных изданий, которые перевели на десятки языков. Он за свои заслуги неоднократно награждён медалями и орденами.

Умер знаменитый океанолог в 1997 году, всего через год после того, как затонул его легендарный «Калипсо».

Жак-Ив Кусто (фр. Jacques-Yves Cousteau; 11 июня 1910, Сен-Андре-де-Кюбзак, Бордо, Франция — 25 июня 1997, Париж, Франция) — знаменитый французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель, автор множества книг и фильмов. Являлся членом Французской академии. Командор ордена Почётного легиона. Известен как Капитан Кусто (фр. Commandant Cousteau).

Совместно с Эмилем Ганьяном в 1943 году разработал и испытал акваланг.

Если у человека появляется возможность вести необычную жизнь, он не имеет права от нее отказаться.

Кусто Жак-Ив

Родился в Сен-Андре-де-Кюбзаке, близ Бордо, в семье разъездного коммерсанта. Отец постоянно переезжал с места на место, и сыну пришлось учиться в разных школах. Каждое лето семья проводила в Руайане, на берегу Бискайского залива. Здесь мальчик рано научился плавать и на всю жизнь полюбил море. Постоянные переезды способствовали расширению кругозора, имели и другие положительные стороны: в Нью-Йорке он научился говорить по-английски, в Эльзасе овладел немецким языком. Стремление к перемене мест, увидеть и испытать новое - эти качества Кусто явно вынес из детства. По-видимому, они-то и привели к решению поступить в Военно-морскую академию: ее диплом давал возможность повидать мир, не расставаясь с полюбившейся морской стихией.

Ему повезло: из тысячи кандидатов он поступил в академию двадцать вторым, ему повезло вдвойне: группа, в которой он учился, первой ушла в кругосветное плавание на корабле "Жанна д`Арк". После окончания Военной академии служил на военно-морской базе в Шанхае. Перед ним открывалась многообещающая карьера флотского офицера. Но идти проторенной дорожкой значило бы изменить самому себе: Кусто распрощался с флотом и поступил в Академию морской авиации. Окончить ее ему было не суждено - попал в автомобильную аварию на горной дороге, от авиации пришлось отказаться. Понадобились годы и присущее ему упорство, чтобы парализованная в результате повреждения лучевого нерва рука начала действовать. В 1936 году поступил инструктором на крейсер "Сюфрен", приписанный к порту Тулон. Однажды, увидев в продаже водонепроницаемые очки, купил их. Надел, опустил лицо в воду - и "цивилизованный мир разом исчез", зато от раскрывшегося перед ним подводного мира захватило дух. Кусто понял, что отныне жизнь его безраздельно принадлежит подводному царству.

Он становится пионером подводного плавания. Создает кислородный аппарат замкнутого типа. Вдвоем с Ганьяном совершенствует, изобретенный капитаном Леприером акваланг, совместно со специалистами Французского центра подводных исследований конструирует "ныряющее блюдце" - компактное судно для подводных исследований. В годы Второй мировой войны Кусто был активным участником французского Сопротивления, после нее снова вернулся к любимому делу. В начале 1950-х годов приобрел и переоборудовал для исследовательских работ в море старый британский минный тральщик "Калипсо". Совершил на нем множество океанографических экспедиций в Атлантический, Индийский океаны, Красное, Черное, Аравийское моря и в Персидский залив.

Приняв предложение возглавить Океанографический музей в Монако, он переезжает туда вместе с семьей и целиком отдается океанографическим исследованиям. В шестидесятые годы Кусто осуществил обширную научную программу "Коншельф", направленную на исследование, освоение и "обживание" континентальных шельфовых зон. На подводном карнизе кораллового рифа Шаб-Руми в Красном море он установил "Морскую звезду" - металлический дом, рассчитанный на длительное проживание пяти акванавтов, и еще ниже, на глубине 15 метров, "Ракету" - кабину на два человека. Используя их в качестве базы для подводных работ, он в течение месяца проводил океанографические исследования, причем обитатели "Ракеты" спускались до глубин 110-120 метров. В ходе экспериментов были получены ценные сведения об обитателях морских глубин, но, по мнению Кусто, "самым важным было захватывающее сознание того, что море стало нашим домом".

Осенью 1965 года в Средиземном море, близ Монако, на глубине 110 метров был установлен шаровидный дом, в котором шестеро акванавтов провели двадцать три дня.

В начале 1967 года Кусто приступил к новой научной программе - исследованию жизни на разных широтах Мирового океана и взаимоотношений с ней человека. В феврале "Калипсо", оснащенная аппаратурой для подводных киносъемок, телевизионными камерами и двумя одноместными подводными лодками для погружения до 500 метров, вышла из Марселя. Исследования проводились в Красном море и западной части Индийского океана. Главным объектом исследования были акулы. О результатах экспедиции Кусто подробно рассказал в своих книгах - "Чтобы не было в море тайн" и "Калипсо" и кораллы".

Жизнь легендарного французского исследователя океана состоит из невероятных амплитуд: Жак-Ив Кусто то поднимался на вершину успеха и любви аудитории, то оказывался сброшен обратно к безденежью и непониманию. Первую половину жизни преодолевать этот путь ему помогала первая жена — Симона Кусто, в девичестве Мельхиор. Если бы не она, вряд ли мир узнал бы о легендарном «Калипсо» и его капитане.

Авария

Семья адвоката Даниэля Кусто много путешествовала. Двое его сыновей обожали плавать и играть в воде, а у родителей была возможность обеспечить им такой досуг. Особенно увлекся младший: скоро он стал совершать короткие погружения, а получив свои первые очки для подводного плавания, понял, чему посвятит жизнь.

Мальчика звали Жак-Ив Кусто.

Окончив военно-морскую академию, он хотел освоить еще и морскую авиацию, но судьба жестоко дала понять: две стихии для него — это слишком. Управляя автомобилем на горном серпантине, Кусто попал в аварию и получил серьезные травмы. Правую руку парализовало — и от идеи управлять самолетом пришлось отказаться.

Будущее, еще недавно манившее множеством возможностей, теперь сузилось до рамок реабилитации, которую Жак-Ив должен был пройти, если хотел снова вернуться в море. И здесь ему впервые пришла на помощь Симона Мельхиор.

С этой дочерью адмирала они общались уже несколько месяцев. Кусто не скрывал, что влюблен, и надеялся на взаимность, но авария спутала все планы — захочет ли Симона быть рядом с калекой?

Она захотела. Симона приходила каждый день и они подолгу гуляли, разговаривая и мечтая. Кусто позднее признавался, что именно тогда размытые мечты о море превратились в цель. В 1937 году они поженились, и Жак-Ив стал работать над своим первым и самым важным изобретением — аквалангом.

Поддержка Симоны

Механика и конструирование тоже входили в число увлечений Кусто. В юности он сам собрал машинку с двигателем, работающим от батарейки. Восстанавливаясь после аварии, Жак-Ив много плавал и погружался в воду, но долго продержаться там не мог — и стал думать, как это исправить.

В 1943 году он представил первый прототип современного акваланга. Изобретение занимало все его время и деньги. Но Симона предоставила мужу полную свободу, взяв на себя заботы о доме и двух сыновьях. Когда о Жаке-Иве Кусто заговорили как о изобретателе, он стал искать спонсоров для дальнейших исследований моря.

К концу 40-х Кусто смог увлечь своими идеями ирландского миллионера Томаса Лоела Гиннеса. Тот купил для него бывший британский минный тральщик «Калипсо» и согласился сдавать его в аренду за символическую плату — 1 франк в год. Кусто оставалось лишь нанять команду, переделать корабль в исследовательское судно и выйти в море — но на все это нужны были деньги.

Вновь на помощь пришла Симона. Она продала все свои фамильные драгоценности и не переставала уверять мужа, что он на правильном пути. Когда «Калипсо» был готов к отплытию, Жак-Ив решил, что именно она должна первой ступить на его палубу.

Мировой успех


Всего за три года Кусто оправдал доверие супруги. Первый же фильм, снятый на борту «Калипсо» («В мире безмолвия») получил премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Одну за другой он выпускал книги и продолжал снимать то, что любил больше всего на свете — подводный мир.

Но такая работа требовала постоянных денежных вливаний — на зарплату команде, топливо для корабля, новую современную технику. Кусто все меньше времени проводил в океане и все больше — в поездках к потенциальным спонсорам. Роль неофициального капитана — или, как ее называли матросы «Пастушки» «Калипсо» — отошла к Симоне.

Жак-Ив прилетал ненадолго, снимался в самых кульминационных сценах своей «Одиссеи» и снова улетал. В семье начался разлад.

Стюардесса


Во время очередного перелета Кусто познакомился со стюардессой по имени Франсин. Девушка младше его на 30 лет, но он в прекрасной физической форме и к тому же знаменитость — и роман не заставил себя долго ждать.

Симона и дети ничего не знали. У старшего сына Жана-Мишеля отношения с отцом не сложились — тот разочаровал Кусто, выбрав профессию архитектора. Все надежды капитан возлагал на младшего Филиппа, который много времени проводил на борту «Калипсо» и наравне с остальными участвовал в подводных съемках.

В 1979 году Филипп управлял морским бомбардировщиком «Каталина» и не сумел посадить его на воду. Оторвавшийся двигатель пробил кабину пилота — тело Филиппа так и не нашли. Едва оправившись после смерти сына, Симона получила новый удар: Кусто признался в своей связи с Франсин.

Разводиться он не собирался: изредка появляясь в обществе в сопровождении любовницы, он представлял ее как свою племянницу. Симона попросила у мужа только одно: позволить ей и дальше жить на «Калипсо». За долгие годы плавания судно стало ей домом, а его команда — настоящей семьей. Кусто согласился.

В год смерти Филиппа Франсин родила ему дочь Диану, а еще через два года на свет появился сын Пьер.

Война наследников


Жак-Ив Кусто и Франсин поженились через несколько месяцев после того, как Симона скончалась от рака в 1991 году. Ему был 81 год, ей 36 — и она изрядно устала от своего подпольного положения. Франсин настояла на том, чтобы запретить старшему сыну Кусто использовать его фамилию в коммерческих целях — и отношения Жана-Мишеля с отцом разладились окончательно.

Печальная судьба постигла и «Калипсо» — в 1996 году ее протаранила баржа, и судно затонуло.

«Из-за огромной пробоины судно опустилось на дно причала. Местные рабочие подготовили смету ремонтных работ, но Франсин ее не утвердила», — вспоминал главный механик корабля Жан-Мари Франс.

Кусто пережил свой корабль ровно на год — он скончался в 1997-м от инфаркта миокарда. Долгие годы после его смерти Франсин то собиралась ремонтировать «Калипсо», то отказывалась от этой нерентабельной идеи. Многие из ближнего окружения Кусто считали, что это своеобразная месть кораблю, который был домом для первой жены капитана.