Меню
Бесплатно
Главная  /  Рецепты  /  Блокфлейта для начинающих. Расположение рук. Как правильно держать губы

Блокфлейта для начинающих. Расположение рук. Как правильно держать губы

Учимся играть на свирели левой рукой.
В первом уроке звуки записывались цифрами. Сейчас мы познакомимся еще с одной системой записи звуков – нотной.

Вы научились играть по цифровой системе, а теперь добавим еще и нотную запись, которая так же проста. Сыграйте попевки, ориентируясь на цифры над нотным станом:

Надо следить за тем, чтобы отверстия были полностью закрыты и звук был тихим, но без присвиста. На каждый звук как бы проговариваем слог. Этот прием игры называется non legato.
Играем по цифровой и нотной записи.

1. Дождик . Русская народная детская попевка

2. Дождик . Русская народная закличка

3. Лесенка

Для повторения одинаковой мелодии в музыке используют такие знаки:

4. Белка

Предыдущие песни игрались поочередным закрыванием-открыванием отверстий на стволе свирели. Следующие более сложные, требуют большего внимания, так как изменения в мелодии будут проходить скачками, а не поступенно.

5. Вставала ранёшенько . Русская народная песня

Можно ли в этой песне поставить репризу? Вот второй куплет:

Найдите правильный ритм для исполнения следующих куплетов, не меняя общей структуры мелодии:

  • Я медведя испугалася, за ракитов куст бросалася:
  • «Уж ты батюшка, медведушко, задери мою коровушку
  • Задери мою коровушку, развяжи мою головушку».

Реприза в этой песне несколько условная, поскольку слова вызывают ритмические вариации, не меняя мелодическую структуру: следуйте при исполнении словам так, как это делается при исполнении русских народных песен.

6. Солнышко . Русская народная закличка

7. Уж, как зоренька-заря . Русская народная песня-считалка

8. Звоны . Украинская народная песня

9. Серые гуси . Детская песенка

bgcolor="#fffffcc">

Заказать облегченную версию Свирельки, которая содержит всё для обучения игре
на инструменте свирель ученическая шестидырочная можно в форме ниже

Облегченная "Свирелька"

только для свирели ученической

Проверьте как написан Ваш e-mail,
чтобы "Свирелька" к Вам точно дошла!

Вопросы для закрепления материалов урока

1. Что такое legato?
2. Сыграйте non legato:


Придумайте слова к этой мелодии и подпишите их.
По правилам записи мелодии со словами, этот ритм должен выглядеть следующим образом:

В чем разница?
Как вы думаете, почему именно так записываются инструментальные мелодии, а со словами – иначе?
3. Определите мелодию. С какими словами она поется? Сыграйте ее в характере песни:

4. Используя мелодические обороты урока, придумайте мелодию к пословице и запишите ритм над словами:
НЕ ХВАЛИ СЕБЯ – ЕСТЬ УМНЕЙ ТЕБЯ.
5. Сочините и запишите ритм и мелодию к загадке:

(Отгадка – голова человека)
6. Запишите попевку «Василек» по цифровой системе для инструментального исполнения:

7. Запишите русскую народную песню «Как под горкой под горой» по цифровой системе для инструментального исполнения:

Урок игры на свирели № 2 завершен

Свои вопросы, замечания и предложения оставьте в комментариях внизу страницы

Урок 1. Берем свирель правильно.

Свирель ученическая состоит из ствола и мундштука. Мундштук – это свисток, а ствол это часть свирели с отверстиями, которые регулируют высоту звука. Для удобства обучаемого отверстия на стволе окружены бугорками. Всего бугорков с отверстиями ШЕСТЬ, и считаются они от мундштука. На нижней части ствола (противоположной отверстиям) находятся бугорки-подставки для больших пальцев.

Берем свирель ученическую за конец ствола, противоположный мундштуку правой рукой как карандаш. Пока никакие отверстия правой рукой не закрываем. Пальцами левой руки закрываем отверстия 1, 2 и 3 соответственно указательным, средним и безымянным, а большой палец левой руки располагаем на верхней подставке внизу свирели.

Чтобы свирель зазвучала, надо знать несколько правил:

  1. Звуки, которые вы сейчас создадите, – не простые! Они волшебные. Они умеют дружить и ссориться, они могут быть глубокими и поверхностными, легкими и тяжелыми, яркими и тусклыми. Надо только научиться различать их, слышать их голоса. Будьте осторожнее! Звук – он живой!!! И рождается он только в тишине…
  2. Свирель не любит, когда в нее сильно дуют, – она начинает плакать, кричать, визжать. Достаточно легкого дыхания и она ответит вам также ласково.
  3. Отверстия должны быть плотно закрыты мягкими подушечками пальцев, чтобы в них не проходил воздух. И сила тут не нужна, только сноровка и находчивость. Закройте три отверстия! Прижмите посильнее пальцы… А теперь переверните руку и посмотрите на отпечатки, оставленные бугорками – если у вас на пальцах кружочки, то задание выполнено правильно и звук будет красивый.
  4. Поиграв на свирели, надо ее хорошенько вымыть теплой водой – от воды звук становится красивее, чище. Затем вытереть свирель чистой тряпочкой или высушить ее и сложить в специальный пакет.

Теперь, держа свирель правой рукой, возьмем кончик мундштука зубами и пропоем шепотом:

МА-МА, ПА-ПА, ТЕ-ТЯ, ДЯ-ДЯ

  • одно верхнее отверстие (№ 1) и сыграем: БА-БУШ-КА, ДЕ-ДУШ-КА;
  • два верхних отверстия: ТА-НЯ, ВА-НЯ;
  • три верхних отверстия: ПА-РО-ХОД, СА-МО-ЛЕТ

Одни звуки получились длиннее, а другие короче. В музыке короткие и длинные звуки, которые можно простучать или прохлопать, называются РИТМОМ. Ритм очень легко записывается:

Более сложные ритмы обозначаются так:

целая длительность
половинная длительность
четвертная с точкой и
восьмая длительности

Ритмы сыгранных вами слов легко можно записать так:

И так можно записать и сыграть любое имя. Попробуйте теперь озвучить свое!
На одном звуке мы с вами можем сыграть любую скороговорку, дразнилку, потешку, поговорку!


А теперь давайте представим, что мы пришли в лес! Слышите, как поют птицы? Высоко на ветке сидит соловей и поет:

А чуть ниже птичка побольше:

А еще ниже?

Будьте внимательнее!
Не забывайте: когда мы играем 2 или 3, все предыдущие отверстия закрыты!
А каких птиц мы еще можем изобразить с помощью свирели? Подумайте!

Заказать облегченную версию Свирельки, которая содержит всё для обучения игре
на инструменте свирель ученическая шестидырочная можно в форме ниже

Облегченная "Свирелька"

только для свирели ученической

Перед тем, как рассказать, что такое игра на блокфлейте позвольте несколько простых и, в тоже время, очень важных рекомендаций. Рекомендации эти касаются методов игры на любой продольной свистковой флейте.

Ведь, ? Это обыкновенная дудочка. Музыканты их называют так: продольная свистковая флейта из группы деревянных духовых. Такие дудки издавна известны многим, а может и всем, народам мира. К ним относятся, например, свирель и сопилка, а также многие другие музыкальные инструменты, принцип игры на которых одинаков. Между прочим, игра на блокфлейте становится очень модной, потому, что это легко и увлекательно, и ещё очень красиво.

Свирели популярны и сейчас

Итак, научиться достаточно просто. Даже без специального музыкального образования за несколько занятий можно начать играть на такой дудочке. Что надо знать, приступая к занятиям?

При игре на продольных флейтах есть несколько простых правил, которые пригодятся вам независимо от того будете вы играть на блокфлейте, или играть на свирели, или играть на сопилке.

Постановка тела для игры на блокфлейте

1. Учиться играть на блокфлейте лучше стоя. Но можно и сидя. Никто не запрещает. Держите блокфлейту под углом примерно 45 градусов, как показано на рисунке. В этом случае звук от инструмента будет направлен прямо на слушателя. Поэтому количество градусов можете не запоминать, главное чтобы свистковое отверстие было направлено на слушателя, а не в потолок или в пол.

так держать блокфлейту правильно

2. Голову держите прямо и чуть приподнято. Нельзя зажимать горло! Все-таки, блокфлейта это духовой инструмент и вам придется в неё дуть… Запрокидывать голову тоже не следует. Устанете. Да и глаза пялить в ноты с запрокинутой головой это ещё то занятие… В общем, как вы уже начинаете понимать, при игре на блокфлейте, главное, это удобство музыканта. Вам должно быть комфортно и приятно играть . Ведь, своему любимому занятию вы будете посвящать свое время.

Если поняли как держать голову, при игре на духовых инструментах, поставьте лайк:

Как держать кончик свистка губами при игре на блокфлейте

3. Сейчас поднесите блокфлейту ко рту. Плотно обхватите губами кончик свистка. Кончик свистка блокфлейты похож на клюв. Так его иногда и называют. Так вот, обхватите губами клюв блокфлейты. Правильно сделать это так: нижнюю часть клюва кладем на середину нижней губы и накрываем верхнюю часть клюва верхней губой.

Кончик клюва должен быть достаточно близко к зубам, но не касаться их. Делайте это без напряжения, чтобы вы могли свободно вдыхать и выдыхать воздух ртом. Вдох через уголки губ чуть растянув губы в улыбке. По поводу вдыхания воздуха через нос при игре на блок-флейте разные авторы дают разные рекомендации. Некоторые авторы допускают такой вдох, другие категорически против. В любом случае, основной вдох делается через уголки губ.

В зависимости от мелодии вдох может быть быстрым или медленным, но всегда глубоким. Одновременно, не старайтесь набрать воздуха «полную грудь» — это затруднит выдох, ускорит его и ухудшит звучание блокфлейты. Положение клюва во рту должно быть таким: кончик клюва не касается зубов

4. Пока никаких отверстий на блокфлейте не закрывайте. Плавно извлеките из блокфлейты звук произнеся слово «ту». Некоторые произносят слово «та». На самом деле, все равно, что вы будете «произносить». Главное здесь, — произносить «ту» без голоса, соблюдая артикуляцию для «т». Язык следует отводить назад, чтобы освободить проход для воздуха. Никогда не извлекайте звук, просто выдыхая воздух. Помните об участии языка при звукоизвлечении. Язык закрывает и открывает поток воздуха. Звук вы должны прекращать языком. Звук не должен прекращаться сам по себе, например, когда закончился воздух для выдоха.

Извлекаем первые звуки

5. Потренируйтесь извлекать звук плавно без рывков и срывов. Вдувать воздух в блокфлейту следует спокойно, плавно, ровно, полным потоком как при пении. От скорости струи воздуха зависит звук блокфлейты. Медленно меняйте силу воздушной струи. Не выдыхайте весь воздух из легких, так как это затруднит дыхание из-за чего вы быстро утомитесь и качество звучания блокфлейты будет плохим.

Извлеките подряд несколько звуков «ту, ту, ту, ту». Звучание каждого «ту» прекращайте закрытием языком отверстия блокфлейты. На этом этапе постарайтесь понять как меняется звучание блок-флейты в зависимости от того с какой силой вы дуете. Почувствуйте, когда блокфлейта начинает звучать, а когда просто издает противный свист. Не делайте резких «вдувов», будто вы разгневанный футбольный судья.

Флейта это ваша подруга и вам лучше поскорее привыкнуть друг к другу. Некоторые флейтисты уверяют, что они сразу чувствуют, если вдруг на их блокфлейте поиграет посторонний. Как извлекать ноты и играть мелодии на блок флейте подробно рассказано на страницах этого самоучителя игры на блокфлейте, а сейчас ещё одно важное общее правило при игре на блокфлейте:

Блокфлейта это индивидуальный инструмент. Поэтому самоучитель «Игра на блокфлейте» рекомендует: вымойте руки и, при возможности, почистите зубы перед игрой. И вам будет приятно и блокфлейте полезно… Содержите свою блокфлейту в чистоте. Протирайте её снаружи мягкой тканью. Внутри блокфлейту протирайте специальной щеткой или тканью на палочке-протирке. Некоторые духовые инструменты, например деревянные, требуют дополнительного ухода в виде смазки. Пластмассовые инструменты можно мыть, а затем вытереть и просушить. В общем случае, соблюдайте правила ухода за инструментом, рекомендованные его производителем. Серьезные производители музыкальных инструментов кладут при продаже блокфлейты палочку.

Теперь пора правильно взять блокфлейту в руки, чтобы начать играть на блокфлейте. Посмотрите короткое (всего 1 минуту) видео, как играет ребенок. На видео есть крупные планы и хорошо видно как располагать пальцы на отверстиях блокфлейты. Выступление Софии Куренной на международном фестивале-конкурсе «Звездный Олимп»:

На этом первое занятие самоучителя завершено.

После отработки упражнения и усвоения материала на странице Самоучитель игры на блокфлейте переходите ко второму занятию:

Второе занятие:

или ознакомьтесь с историей этого удивительного музыкального инструмента ниже на этой странице.

Немного из истории продольной флейты

Костяной дудочке из рога оленя, найденной археологами возле села Молодове Черновицкой области примерно 20 тысяч лет.

У свистковой флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, в отличие от других духовых инструментов в которых используется язычок. Продольные свистковые флейты включают целое семейство духовых музыкальных инструментов: сопилка, свирель, блокфлейта, дводенцивка, флояра, дудка, вистл это далеко не полный перечень продольных флейт.

Слово «свирель » очень древнее. Оно встречается ещё в древнеславянском языке и существовало даже до разделения этого языка на восточную, западную и южную ветви.

Конструкция этих инструментов настолько проста, что некоторые музыканты играют на собственноручно изготовленных флейтах. Наверное, отсюда родилась пословица «каждый хозяин в свою дуду дудит». Кстати, тот кто играет на флейте обычно называется флейтист. Играющий на сопилке называется сопилкарь. Музыка флейты звучит в разных стилях от народного до самых современных.

Долгое время продольные флейты изготовлялись в основном в диатоническом строе, когда полное открытие и закрытие отверстий приводило к звучанию нот без диезов и бемолей. Для извлечения таких звуков надо было прибегать к дополнительным приемам. Игра на диатонических инструментах чем-то напоминала игру исключительно на белых клавишах фортепиано.

Современная ситуация

В последнее время стали широко распространяться инструменты хроматического строя. Этому, в частности, способствовало изобретение в Украине в семидесятых годах двадцатого столетия Дмитрием Деменчуком десятидырочковой хроматической сопилки. По своим исполнительским и техническим возможностям она стоит значительно выше своих предшественниц.

Несмотря на то, что продольная флейта наиболее приспособлена для самостоятельного виртуозного исполнительства, она становится ведущим мелодийным инструментом в оркестрах и ансамблях народной музыки. И с успехом используется как основной, так и как дополнительный инструмент в музыкально-образовательных заведениях. Используется она, конечно же, и в домашнем музицировании и музыкальном образовании детей.

разные блокфлейты и сопилки

Переходите ко второму занятию.

Свирель ученическая применяется для обучения музыке в школах. Занятия на сайте составлены по «Научно-методическому руководству игры на свирели» доктора искусствоведения Марины Львовны Космовской. Обучение музыке испокон времен начиналось с практики — пения и игры на простейший свистящих-звучащих музыкальных инструментах: гудочках, дудочках, свирелях. Шестидырочная свирель ученическая на сегодняшний день самый доступный духовой музыкальный инструмент для массового обучения музыке.

Приобрести инструмент можно по контактам справа —>

Легкость и простота игры на этой дудочке позволяет освоить её даже четырехлетнему ребенку. Поэтому, если хотите быстро получить результат в обучении музыкой, используйте её. В дальнейшем на сайте будем называть эту дудочку свирелью ученической, чтобы выделить её из всего разнообразия народных духовых инструментов. Подробную информацию о других народных духовых инструментах можно найти в разделе сайта .

Обучение игре на свирели ученической разделим на две ступени:

  • первая ступень — — уроки с 1 по 5
  • вторая ступень для продвинутых — уроки с 6 по 9

Желательно проходить все уроки последовательно и выполнять задания для закрепления знаний/умений и активно участвовать в обсуждении каждого урока. Так вы ещё лучше научитесь играть на свирели. Если заниматься будет ребенок, пусть взрослые помогут ему.

По мнению специалистов игра на свирели ученической способствует:

  • интенсивному развитию музыкальных задатков (координация слуха и голоса и отработка исполнительского дыхания),
  • осознанию собственных творческих возможностей и значимости в мире искусства звуков,
  • а также оздоровлению организма (гипервентиляция легких и мозга).

Свирель ученическая. Плюсы и минусы инструмента

Из плюсов отметим:

  • качественный пластик;
  • очень легкий инструмент и в прямом смысле и по легкости обучения игре на нем: чем меньше отверстий, тем легче запомнить какие и когда закрывать-открывать;
  • замечательный учебник, разработанный высококвалифицированным педагогом ученым искусствоведом.

Из минусов: простота конструкции определяет небольшой диапазон инструмента и, мягко скажем, не самый качественный звук. В общем-то, звук такой свирели ученической это граница ниже которой уже не следует опускаться. Ниже нет музыки … и там можно получить «музыкальную травму».

Выступление школьного ансамбля на свирелях ученических:

Свирель ученическая. Об авторе методики обучения

Марина Львовна Космовская.

Курский Государственный Университет.
Заведующая Кафедрой методики преподавания музыки и изобразительного искусства.
Доктор искусствоведения. Профессор.

Преподаваемые дисциплины:

  • Актуальные проблемы музыкознания и музыкального образования
  • Инструментальное музицирование на свирели
  • История музыки (зарубежной, отечественной)
  • История зарубежной музыки
  • История отечественной музыки
  • История русской музыки
  • Источниковедение музыкальной культуры
  • Методология и методы научного исследования
  • Музыка внеевропейских цивилизаций
  • Музыка и современность
  • Музыка разных стран и народов
  • Музыкальная историография
  • Музыкальная критика
  • Слушание музыки
  • Теория музыки в нотных редакторах

Пройдите все девять уроков обучения игре на свирели ученической на этом сайте.
Для более быстрого и качественного обучения рекомендуем использовать компьютерную программу «Свирелька», которая покажет ноты разучиваемой мелодии, проиграет мелодию в удобном вам темпе и отобразит аппликатуру (состояние отверстий: открыто/закрыто) свирели, чтобы вы сразу могли понять, что и как у вас должно получиться при игре:

bgcolor="#fffffcc">

Заказать облегченную версию Свирельки, которая содержит всё для обучения игре
на инструменте свирель ученическая шестидырочная можно в форме ниже

Облегченная "Свирелька"

только для свирели ученической

Проверьте как написан Ваш e-mail,
чтобы "Свирелька" к Вам точно дошла!

У Свирельки есть специальная облегченная версия, которая предназначена для маленьких пользователей и сделана так, чтобы разные настройки не отвлекали от обучения. В облегченной версии оставлен только русский интерфейс и один инструмент — свирель ученическая 6-тидырочная. Именно для этой свирели предназначены уроки игры по материалам «Научно-методического руководства игры на свирели» Марины Львовны Космовской. В дальнейшем, если захотите продолжить обучение на других флейтах, программу «Свирелька» можно будет обновить до полной версии.

И ещё, если есть возможность, начинайте обучение музыке с другой флейты. Например, с блокфлейты. Блокфлейта сопрано не намного сложнее, чем свирель ученическая, но заметно качественнее и на годы перспективнее. Впрочем, если в школе предлагают занятия на свирели ученической, так тому и быть. Для обучения музыке на начальном этапе свирель ученическая вполне приемлемый вариант.

Споры о свирели, очевидно, не закончатся никогда. Вот одно из мнений опубликованное в Сети о пластмассовой свирели . Мое мнение: даже самое маленькое действие лучше самых длинных разговоров. Хотите учиться музыке? Учитесь! Хоть и на свирели с шестью дырочками… Результат будет лучше, чем если только языком ля-ля-ля.

Даже, если в будущем человек никогда не будет заниматься музыкой, он навсегда запомнит свои упражнения с этой простенькой пластмассовой дудочкой. И будет благодарен учителям, что такие занятия в его жизни были.

Все занятия, представленные на сайти, совершенно бесплатны. Поэтому просьба — поделитесь с друзьями возможностью заниматься игрой на свирели и поддержите проект:

Напишите в комментариях, чего вы хотите достичь начиная обучение игре на свирели.

Светлана Пономарёва
Учимся играть на свирели в детском саду

Учимся играть на свирели в детском саду

Пономарёва Светлана Николаевна

музыкальный руководитель

ДОУ ЦРР Детский сад «Счастливое детство »

Новоусманского района Воронежской области

Так несмело, неумело,

Но ведь мастера нашла!

Подарил ей мастер трель,

Превратив её в свирель .

(Н. Пикулева) .

Свирель – один из древнейших музыкальных инструментов, оставшийся при этом неизменным до сих пор. Имеет множество разных названий в различных странах. В России называется «сопилка» , но более известен под названием «свирель » . Является национальным народным инструментом в десятках государств. Очень распространён в странах причерноморья и средиземноморья от Украины до Португалии. Тысячелетиями свирель являлась неизменным атрибутом пастухов. Пастухи и подпаски очаровывали мелодичными напевами своих рожков и свирелей , подобно Лелю из сказки – пьесы Александра Островского «Снегурочка» . И умели они не только играть , но и делать свои инструменты.

Вспомните :

«Я пойду, пойду погуляю,

Белую берёзу заломаю :

Срежу я с берёзы три пруточка –

Сделаю из них я три гудочка…

Теперь не надо заламывать берёзки – давайте лучше охранять зелёных друзей.

«Гудочки» - свирели изготовила Завидовская фабрика игрушек.

С воронкой – раструбом КЛАРНЕТ

Или без раструба СВИРЕЛЬ

Известны миру сотни лет,

Такой свирелью в старину ,

Крестьянских коз со всех дворов

Сгоняли в поле на стерню. Ведь сочная трава лугов

Была для барских лишь коров…

В эпоху Римской империи свирели вместе с барабанами были главными инструментами военных оркестров. Это сочетание оказалось столь удачным, что до сих пор часто используется в военных маршах.

У свирели очень характерный хрипловатый нежный звук, поэтому она обычно используется как солирующий инструмент. Для неё в разное время писались серьёзные музыкальные произведения.

При всех этих достоинствах игра на свирели проста .

При обучении игры на свирели с дошкольниками я использую свирели , изготовленные Завидовской фабрикой игрушек. Она представляет трубку длиной около 30 см со свистковым устройством с одной стороны и с шестью отверстиями. При первых отверстиях закрываются пальцами левой руки, а с четвёртого по шестое – пальцами правой руки.

Звукоизвлечение произносится лёгким певческим дыханием, близким к слогу «ХА» или «ТУ» , а если дунуть чуть СИЛЬНЕЕ – звук будет ОКТАВОЙ ВЫШЕ. Под текстами песен помечено, СКОЛЬКО отверстий надо ЗАКРЫТЬ для данного слога.

Ва - си - лёк, ва - си - лёк,

Мой- лю – би- мый - цве - ток.

Как говорил Гамлет – «…играть на свирели очень просто… Нужно только зажимать пальцами дырки, дуть ртом в конец свирели и из неё польётся волшебная музыка…»

Не зря именно на этом инструменте учат играть детей не только в музыкальных школах, но даже в детских садах . Это не сложно.

Обучая детей подготовительной группы игре на свирели я использую незаменимое пособие педагога – музыканта Эдельвены Яковлевны Смеловой непреклонной в своём стремлении возродить наши корни – свирельное и балалаечное искусство, чтобы миллионы Анечек и Ванечек снова стали ЛЕЛЯМИ.

Её система приобщения к музицированию общедоступна и демократична, способствует познанию мира через музыкальное творчество разных времён и народов.

Эта система с успехом применялась Смеловой в Шри Ланке, стране самобытной культуры, своеобразной, не похожей на нашу письменность и записи нот.

Эдельвена Смелова одержима идеей обучения ВСЕХ! нотной грамоте : «Ведь нот всего семь! – меньше, чем цифр и букв, - не устаёт доказывать она».

И с этим я соглашусь с ней, целиком и полностью поддерживаю её.

Тетрадь для дошкольников и младших школьников «Играем на свирели , рисуем и поём» А. И. Конч ставит своей целью – научить ребёнка музицировать на свирели по цифрам (донотный период) и через инструментальное исполнение развивать координацию его слуха и голоса. Это пособие подготовлено к программе «Приемственность» ,

А. И. Конч предлагает последовательность разучивания.

Чтобы играть на чудо – инструментах, не обязательно сразу осваивать нотную грамоту, достаточно научиться считать хотя бы до семи.

И кем бы ни стали наши дети, у них должны быть ловкие пальцы, чуткое сердце и добрая душа.

Литература :

1. Конч, А. И. Играем на свирели , рисуем и поём. Тетрадь для дошкольников и младших школьников. – М.: ГНОМ и Д, 2011. -72с.

2. Смелова, Э. Я. Ежеквартальный детский музыкальный журнал «ХОРОВОД» М.: Инкоцентр, 2011. – 15с.

3. Петелин А. С., Горькова Л. Г. Развитие творческих способностей детей средствами музыки. – Воронеж, ВОИПКРО, 2003.

4. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду . – М.: Просвещение. 1981.

5. Ветлугина Н. А. Детский оркестр . – М.: Просвещение.

6. Кононова Н. Г. обучаем игре на детских музыкальных инструментах. -1990.

7. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение : Владос, 1994.

8. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду – М ., - 1985.

9. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. –Ростов – на – дону : Феникс, 2008. – с. 42.

10. Метлов Н. А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 1985.