Меню
Бесплатно
Главная  /  Семья и отношения  /  Биография виктора астафьева. Виктор Петрович Астафьев - биография. Творчество, личная жизнь, фото

Биография виктора астафьева. Виктор Петрович Астафьев - биография. Творчество, личная жизнь, фото

Принято считать, что творчество Виктора Астафьева автобиографично. Основание для этого, безусловно, есть. Любое произведение, в сущности, немыслимо вне обстоятельств и событий жизни его автора, даже если оно посвящено исторической теме. Но было бы более чем странно считать образ Багрова внука или Вити Потылицына точной копией одного характера – самого писателя, их создавшего. И повести, где действуют эти герои, отличаются одна от другой, и сами герои, воплощающие не одинаковые авторские цели, разные и если похожи чем – либо, то разве что своей лиричностью.

Герои Астафьева в подавляющем большинстве его современники. Их духовный рост, их переживания и потрясения, естественно, соответствовали жизненному опыту их создателя, но никогда этим опытом не ограничивались, не исчерпывали его, так как входили в литературу эти герои на разных этапах нашей истории и в разные периоды жизни писателя

Манеры русской литературы – писать характеры и обстоятельства жизни, а не вымучивать в литературных салонах из ничего, из многажды отражённого света эпатажные, «постмодернистские» сюжеты.

Обращение к творчеству В. П. Астафьева обусловлено неординарностью личности самого писателя, а также возросшим интересом в последнее время к его произведениям, которые учат нас мудрости, взаимопониманию и всепрощению.

Глава 1. Бабушка – художественно-убедительный тип русской жизни

В повествованиях русских писателей о детстве книга В. П. Астафьева «Последний поклон» занимает достойное место. Органично впитывая в себя достижения русской прозы от Аксакова до Шмелёва, она являет собой в то же время особый, неповторимый поэтический мир. В «Последнем поклоне» уловимы и толстовская диалектика души, и «чистота нравственного чувства» и горьковский «жестокий» реализм, и тонкий лиризм Бунина, и шмелёвская одухотворенность предметов и деталей быта. Но сюжетно-композиционное строение книги, широта и глубина охвата жизненного материала свидетельствуют об оригинальном художественном явлении.

В возвращении к детству, в прикосновении к детской душе, отзывчивой, доверчивой и открытой миру, воспринимающей его как что-то необыкновенное, сказочное, видит Астафьев лучшую и, пожалуй, единственную возможность вочеловечиться.

Самым обаятельным, самым значительным, убеждающим и покоряющим образом, который проходит через всю повесть «Последний поклон» является, конечно же, образ бабушки Екатерины Петровны. На редкость многогранен он в обрисовке В. Астафьева, объёмен и пластичен.

Екатерина Петровна, как однажды открыл её внук, «очень уважаемый на селе человек». Шумливая, бранчливая, по-своему неповторимая деревенская общественница, Екатерина Петровна, крутая, когда надо, суровая и решительная, но неизменно полная доброты и неистощимого оптимизма

В рассказе «Конь с розовой гривой», обманом опозорив бабушку (случай с земляникой), Витька ждет справедливого наказания. И действительно, Екатерина Петровна, оправдывая прозвище «генерал», отчаянно распекает Витьку. Посрамленный и обиженный внук чувствует раскаяние.

Но какой поражающий неожиданностью явилась для него чудесная сказочная картина: «По скобленному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами, и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».

Обещанный за землянику бабушкой пряник с мечтой, о котором Витька по понятным причинам уже распрощался. Если перевести поведение бабушки (пряник всё-таки дарит) на язык «неофициальной педагогики», как делает это А. Ланщиков, то бабушка наказывает внука добротой. Действительно, Витька извлекает урок «высокой этики». И дело не только в понимании, что нельзя обманывать предавать близких, а в осознании необходимости прощать. А прощает бабушка Витю как по природной доброте своей и жалости, так и из способности чуткого и тонкого понимания сиротской души ребенка. Потому-то: «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»

С целью лучше узнать осведомлённость обучающихся нашей школы по вопросу ассоциаций, связанных со словом «бабушка», мы провели опрос. В результате чего был создан обобщённый портрет. Итак, бабушка - доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, в платке, пирожки, ласковая, справедливая, в очках, молитва, седина, добрые морщинистые натруженные руки, сказки, колыбельная, варежки, валенки, шерстяные носки.

Соотнесём ассоциации с конкретным образом героини (внешний портрет, внутренние качества, авторское отношение).

Бабушка Астафьева Екатерина Петровна соединяет в себе многие эти качества, предстаёт в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой» хранительницей народной мудрости. Вспомним, как она лечила мальчика, как парила его в бане (ассоциация «забота»). Бабушка знала много средств от разных болезней (ассоциация «мудрость»). «Дома бабушка дала мне ложку противной водки, настоянной на борце, чтоб внутренность прогреть, и мочёной брусники»

Заметим, что бабушка, возвратившись из города, всё-таки подарила мальчику заветного коня с розовой гривой (ассоциация «мудрость»). Вспомним, как она размещала гостей (ассоциация «забота»), бабушка с большим старанием «вязала калачи, резала орешки» (ассоциация «пирожки»).

Виктору Петровичу всё дорого в бабушке, именно поэтому он так усердно, так тщательно, по крупицам «возводит» её образ.

В. Астафьев может в одном небольшом эпизоде сосредоточить вдруг всю простую и величавую красоту «большого сердца» Екатерины Петровны - в эпизоде, органично перекликающемся с главой - вступлением, где открыто, сказано о назначении искусства и о святости великого чувства к родине. Здесь - в главе «Бабушкин праздник» - о том же, но пропущенном через бабушкину душу:

«Песня про реченьку протяжная, величественная. Бабушка всё увереннее выводит её, удобней делает для подхвата. И в песне она заботится о том, чтобы детям было хорошо, чтоб всё пришлось им впору и песня будила бы неизгладимую память о родном доме, о гнезде, из которого они вылетели, но лучше которого нет и не будет.

Мастерство писателя в выявлении скрытых пружин действий и поступков многочисленных героев рассказа обнаруживается во всех внутренних завершенных его эпизодах, но полнее всего, быть может, там, где речь идет о песнях, которые исполнялись на празднике.

Воспринимаемые песни мальчиком настолько физически ощутимы, что не может нам не передаваться, а сам поэтический лад его говорит и об эмоциональности мальчика, и об истинном месте песенного искусства в крестьянской среде:

«У меня почему-то сразу начинало коробить спину, и по всему телу россыпью колючек пробежал холод от возникшей вокруг меня восторженности. Чем ближе подводила бабушка запев к общеголосью, чем напряженней становился её голос и бледней лицо, тем гуще вонзались в меня иглы, казалось, кровь густела и останавливалась в жилах».

Мы так же приметили одну особенность: автор очень мило описывает бабушкины горшки с цветами. Екатерина Петровна любит красоту, цветы приносят ей радость: «Цветки обрызгивали окна, луковица сворачивала тёмные граммофончики, роняла на окно сохлые лепестки ждала своего часа, чтобы порадовать людей».

Вот какое мнение В. Курбатова по отношению к образу Екатерины Петровны: «Главная героиня «Поклона» - Витькина бабушка Екатерина

Петровна именно поэтому и станет нашей общей русской бабушкой, что соберет в себе, в редкой живой полноте всё, что ещё осталось в родной земле крепкого, наследного, исконно родного, что мы про себя каким-то внесловным чутьём узнаём как своё, будто всем нам светившее и заранее и навсегда данное. Ничего он в ней не приукрасит, оставит и грозу характера, и ворчливость, и непременное желание всё первой указать и всем в деревне распорядиться (одно слово – Генерал). И бьётся, мучается она за внуков,

10 срывается в гнев и слёзы, а начнёт рассказывать о жизни, и вот, оказывается, нет в ней для бабушки никаких невзгод»

За этическими зарисовками, столько простодушно обворожительными, проступает глубокая философия. Вещный мир (дивный пряник или новые штаны из «трико»), как и поэтические картины природы не самоценны для автора. Они выступают как некие посредники тёплого человеческого общения, духовного контакта людей, приобщения ребёнка к истинным ценностям бытия. И, одухотворяясь в этом процессе, вещь приобретает уже некий нравственный смысл, надолго откладываясь в памяти.

Глава 2. Народные речения как художественно-выразительные средства, составляющие образ бабушки в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой»

Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества.

Н. Карамзин

Известно, что порой художественные произведения дают больше материала, факторов для раздумий, для понимания исторического периода, чем иные научные исследования. «Последний поклон» принадлежит именно к таким книгам. Это своеобразная энциклопедия сибирской деревни тридцатых годов нынешнего столетия. Охвачен практически весь круг проблем, с которыми приходилось сталкивать сибирскому крестьянину в те годы.

Есть в нашей душе светлый лик, который всегда притягивает, всегда бесконечно дорог. Для писателя этим светом была бабушка. Её он считает своим главным воспитателем. Образ Екатерины Петровны проходит через всю книгу, является её стержнем. Всё в этой женщине трогательно: редкое трудолюбие, кроткий нрав, беспредельная доброта, высокая справедливость, слёзы умиления и надежда за вознаграждение на том свете, за земные муки. А главное – неистребимая деятельная любовь к сироте – внуку. Почти всё в книге – родная Овсянка, её люди, земля отцов и дедов писателя. Многое из увиденного и услышанного от земляков он зримо, узнаваемо перенёс в «Последний поклон» .

Может быть, не стоило бы так подробно останавливаться на значении народных изречений, не будь они так органично связаны с общим образом бабушки в рассказах В. П. Астафьева.

Этическая завершённость, полнота рассказов «держится» на красоте характера бабушки – это бесспорно, но ещё и на обаянии самого рассказчика, который всюду присутствует, участвует в событиях или остро их переживает. Покоряет памятливость рассказчика и зоркость к деталям.

Через десять лет после появления рассказа «Бабушкин праздник», в печати автор к нему вернулся – нет, не переписал, а отредактировал, достигнув тем самым большой выразительности. Существенным образом ничего не менялось, но что-то убиралось или добавлялось, и картина становилась иной по освещению, по темпу, по слитности со всем остальным, ранее найденным.

Герои рассказа чаще, чем ранее заговорили присказками, присловиями, поговорками, афоризмами или украсили свою речь причудливыми словесными фигурами.

Требовательный художник не напрасно вернулся к тексту десятилетней давности: неприметная на первый взгляд правка обогатила рассказ, сделала его совершенней по форме и глубже.

Речь бабушки выразительна во всех рассказах. Например, присказки « на лес глянет – лес повянет», «пуп узелком, ноги кругляшком, дух хлебный – пахарь будет, пахарь!», «муж да жена – одна сатана» («Бабушкин праздник»). Искаженные общеупотребительные, диалектные слова, своеобразные народные обороты, приметы, присловия: «рематизм» (ревматизм), «хорошеньче» (лучше), «тутока» (здесь, тут), «анделы»

(ангелы), «не студися» (не застудись), «мольчи» (молчи), «робёнок» (ребёнок), «баушка» (бабушка); «эк его крюком скрючило», «мох сырость засасывает», «уголёк обмёрзнуть стёклам не даёт» («Фотография, на которой меня нет»); «ероплан» (аэроплан), «хочь» (хочешь), «штабы» (чтобы), «культурнай» (культурный), «тепереча» (теперь) («Конь с розовой гривой»).

Съездив на фестиваль «Астафьевская весна – 2008, 2009, 2010», мы опросили работников библиотеки - музея В. П. Астафьева в Овсянке, жителей самого села о роли народных речений как художественно-выразительных средств, составляющие образ бабушки в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой». Все они едины в своих мнениях о том, что образ бабушки – ведущий образ в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой». Побывав в доме-музее бабушки Екатерины Петровны и побеседовав с двоюродной сестрой писателя Краснобровкиной Г. Н. , мы будто почувствовали присутствие хозяйки дома с её наказами, заветами, так захотелось увидеть своих бабушек с их прибаутками, поучениями, на которые мы иногда обижаемся без всякого повода. Жалко, что моей бабушки уже нет, но, читая рассказы В. П. Астафьева, я представляю её глаза, смешинки в уголках рта при чтении сказок мне перед сном.

Заключение

Изучив материал по творчеству В. П. Астафьева, следует отметить, что:

В произведениях писателя «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой» образ бабушки является одним из ведущих образов;

Своеобразный язык бабушки, наполненный присказками, присловиями, поговорками, афоризмами или украсившими речь причудливыми словесными фигурами раскрывает нам, читателям, красоту и своеобразный язык Сибири.

Виктор Петрович Астафьев представлял бабушку в своих произведениях как одну из главных героев своих рассказов. Кажется и сама память, так баловавшая его, такая цепкая и вместительная, пробудилась именно после смерти матери, когда он уже звался в Овсянке «Витька Катеринин».

Образ бабушки, красной линией прошедший через прозу В. П. Астафьева, никого не оставляет равнодушным, и в мыслях читающих возникает милый образ бабушки именно их детства. Таким образом, рассказы писателя имеют практическую направленность, пробуждая в сердце каждого читателя чувства глубокого уважения и преклонения к самой главной женщине – бабушке, способной простить любые прегрешения, пожурить за непослушание и тут же приласкать и обогреть ласковым словом.

Родился в простой рабочей семье. В семь лет остался без родителей. Отец был осужден «за вредительство». Мать утонула в реке Енисей. Воспитанием Вити некоторое время занималась бабушка – Катерина Петровна. Она стала его ангелом-хранителем. Бабушка замечала сочинительские способности мальчика, его безграничную фантазию и называла его «врушей». Это был светлый и счастливый период в детстве В. Астафьева, который он описал в автобиографической повести «Последний поклон».

В 1936 г. отец серьезно заболел, мачеха не заботилась о пасынке. Мальчик чувствовал себя брошенным и стал бродяжничать. В 1937 г. его отправили в детский дом.

В интернате учитель Игнатий Дмитриевич Рождественский заметил в Викторе литературные способности и помог развить их. Сочинение о любимом озере, написанное Астафьевым, было напечатано в школьном журнале. Оно легло в основу первого рассказа «Васюткино озеро».
И.Рождественский писал о детских и подростковых годах В. Астафьева: «…был озорным и бесшабашным подростком, любил читать книги, петь, болтать, выдумывать, хохотать и кататься на лыжах».

Родители

Отец – Петр Павлович Астафьев

Мать – Лидия Ильинична Потылицына

Дедушка (по матери) – Илья Евграфович

Бабушка (по матери) – Екатерина Петровна

Образование

Начальное шестилетнее образование получил в г. Игарка, где жил с отцом и мачехой. Учился в школе-интернате. В Красноярске окончил школу фабрично-заводского обучения. Работал на железнодорожной станции составителем поездов.

Литературного образования В. Астафьев не получил. Но в течение жизни повышал свой профессионализм, обучаясь на московских Высших литературных курсах. Виктор Астафьев считается писателем-самоучкой.

Семья

Жена – Корякина Мария Семеновна

С будущей женой В. Астафьев познакомился на фронте в 1943 году. Она была медсестрой. Вместе пережили все тяготы военной жизни. Поженились после войны, в 1945 году, и не расставались 57 лет.

Дети: дочери – Лидия и Ирина, сын – Андрей. Первая дочь умерла в младенчестве. Вторая дочь умерла скоропостижно в 1987 г., оставив маленьких внуков Витю и Полю. Внуков в дальнейшем воспитывали бабушка Мария и дедушка Витя.

Деятельность

В 1942 году В.Астафьев добровольно ушел на фронт. Был простым рядовым солдатом. В 1943 году награжден медалью «За отвагу». В бою под сильным артиллерийским огнем четыре раза восстанавливал телефонную связь.

В послевоенные годы оказался в г. Чусовой Пермского края. Там посещал литературный кружок при газете «Чусовской рабочий». Однажды в порыве вдохновения за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек». Так началась его литературная работа в газете.
В конце 50-х годов вышла первая книжка рассказов для детей. Начали печататься очерки и рассказы в альманахах, журналах. В 1954 году была издана любимая повесть писателя – «Пастух и пастушка». Этот период был отмечен как расцвет лирической прозы в творчестве В. Астафьева и началом его широкой известности и популярности.

В 60-е годы семья Астафьева переехала в г. Пермь, позднее в г. Вологду. Эти годы были особенно плодотворны для писателя. К 1965 году сложился цикл «Затеси» - лирические миниатюры, раздумья о жизни, которые объединены одной мыслью автора — «убедить читателя слышать боль каждого». Пишутся повести: «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Последний поклон».



В 70-е годы писатель все чаще обращается к воспоминаниям детства. Публикует рассказы «Пир после победы», «Карасиная погибель», «Без приюта», «Гори, гори ясно» и др. Начинает работу над повестью «Зрячий посох». В этот период В. Астафьевым созданы яркие произведения: повести «Ода русскому огороду» и «Царь-рыба».

Уникальность повести «Царь-рыба» потрясла критиков того времени глубиной поставленных в произведении проблем экологии. В 1973 году журнал «Наш современник» начинает публикацию отдельных рассказов и глав из «Царь-рыбы», но с большими ограничениями в тексте. Жесткая цензура искажала первоначальный замысел автора, что огорчало В. Астафьева. Писатель отложил повесть в дальний ящик на много лет. Лишь в 1977 году «Царь-рыба» публикуется издательством «Молодая гвардия» в полной редакции автора.

В 1980 году В. Астафьев решил вернуться в родные края в г. Красноярск.

В 80-е и 90-е годы, находясь в милых сердцу местах, В. Астафьев творил с великим энтузиазмом. Создано множество новых рассказов о детских годах: «Стряпухина радость», «Пеструха», «Заберега» и др. Продолжается работа над повестью «Зрячий посох», опубликованной впервые в 1988 году и отмеченной Государственной премией СССР в 1991 году.

Пишутся главы повести о детстве «Последний поклон», и в двух книгах она выходит к читателю в издательстве «Современник». В 1989 году повесть, дополненная новыми главами, печатается в издательстве «Молодая гвардия» в трех книгах.

В 1985 – 1989 гг. осуществляется замысел романа «Печальный детектив» и таких рассказов, как «Медвежья кровь», «Жизнь прожить», «Слепой рыбак», «Улыбка волчицы» и многих других.

В 1991 – 19994 гг. идет работа над романом «Прокляты и убиты». Этот роман, показывающий бессмысленную жестокость репрессивной системы военного времени, вызывает бурный эмоциональный всплеск у читателей. Смелость и реалистичность В. Астафьева удивляет общество, но и в то же время признает его правдивость. За роман писатель получает заслуженную награду – Государственную премию России в 1994 г.

В 1997 – 1998 гг. появляется издание Собрания сочинений В. Астафьева в 15 томах.


  • В. Астафьев и его жена Мария Семеновна совершенно по-разному смотрели на жизнь. Он обожал деревенскую жизнь, а она – нет. Он творил прозу из своей души, а она из чувства самоутверждения. Он любил выпить, и был неравнодушен к другим женщинам, она не понимала этого и ревновала. Она хотела его преданности семье, а он уходил из нее. Он возвращался, а она прощала, потому что преданно любила.
  • в 2004 г. на автотрассе «Красноярск-Абакан», вблизи пос. Слизнево Красноярского края на смотровой площадке у реки Енисей на вершине утеса возведена скульптура могучего осетра. Называют этот памятник «Царь-рыба» в честь одноименной повести В.Астафьева.
  • В. Астафьевым изобретена новая литературная форма: «затеси»- своеобразные короткие рассказы.
  • в 2009 году принято решение о посмертном вручении В. Астафьеву премии Александра Солженицына. Событие происходило в Москве в библиотеке-фонде «Русское зарубежье». Премия составила 25 тысяч долларов. Литературный критик Павел Басинский заявил, что диплом и деньги передадут вдове писателя на «Астафьевских чтениях» к 85-летию В. Астафьева. Интересна формулировка премии: «Виктору Петровичу Астафьеву – писателю мирового масштаба, бесстрашному солдату литературы, искавшему свет и добро в изувеченных судьбах природы и человека».

Прискорбный факт из жизни писателя

В 2001 году В. Астафьев серьезно заболел, много времени провел в больницах г. Красноярска. Требовались немалые деньги на лечение за границей. Друзья и товарищи писателя обратились за помощью в Красноярский Краевой Совет Депутатов. В ответ получили отказ о выделении денежных средств и несправедливые обвинения в адрес писателя в предательстве и искажении российской истории в его произведениях. Все это ухудшило самочувствие В.Астафьева. Писатель скончался 29 ноября 2001 г.

Известные высказывания о Викторе Астафьеве

«Он пишет только то, чем сам живёт, что есть его день и быт, его любовь и ненависть, его собственное сердце». (В. Курбатов)

«Не найти такого яркого, ясного, как у Астафьева, понимания национальных, моральных норм, которые никогда не устаревая, входят в нашу душу, формирует её, учат ценить абсолютные ценности». (В.М. Ярошевская)

«Астафьев – писатель чистейших тонов правды, какой бы она ни была тревожной и даже страшной». (А.Кондратович)

Причина известности Виктора Астафьева

В произведениях В. Астафьева отчетливо слышалась глобальность проблем общества и человечества в целом. Правдиво и реалистично отражались события военного времени. Литературное изложение писателя брало за душу простых людей и даже критиков.

Награды в области литературы

1975 г. – Государственная премия РСФСР им. М. Горького за повести «Перевал», «Кража», «Последний поклон», «Пастух и пастушка»

1978 г. – Государственная премия СССР за повесть «Царь-рыба»

1991 г. – Государственная премия СССР за роман «Зрячий посох»

1994 г. – премия «Триумф»

1995 г. – Государственная премия РФ за роман «Прокляты и убиты»

1997 г. – Пушкинская премия Гамбургского фонда Альфреда Тепфера за совокупность литературных заслуг

2009 г. – премия Александра Солженицына /посмертно/

Многие из нас помнят произведения Виктора Петровича Астафьева по школьной программе. Это и рассказы о войне, и повести о тяжелой жизни в деревне русского крестьянина, и размышления по поводу происходящих до и после войны событий в стране. Поистине народным писателем был Виктор Петрович Астафьев! Биография его - яркий пример страданий и жалкого существования простого человека в эпоху сталинизма. В его произведениях русский народ предстает не в образе всемогущего национального героя, которому по плечу любые лишения и утраты, как это было принято изображать в то время. Автор показал, как тяжело бремя войны и тоталитарного режима, господствовавшего в то время в стране, для простого русского мужика.

Виктор Астафьев: биография

Родился автор 1 мая 1924 года в в селе Овсянка Советского района. Здесь же прошло и детство писателя. Отец мальчика, Пётр Павлович Астафьев, и мать, Лидия Ильинична Потылицына, были крестьянами, имели крепкое хозяйство. Но во времена коллективизации семья была раскулачена. Две старшие дочери у Петра Павловича и Лидии Ильиничны умерли во младенчестве. Виктор рано остался без родителей.

Отца его посадили в тюрьму за «вредительство». А мать утонула в Енисее, когда мальчику было 7 лет. Это был несчастный случай. Лодка, на которой Лидия Ильинична среди прочих переплывала реку, чтобы встретиться с мужем в остроге, перевернулась. Упав в воду, женщина зацепилась косой за бону и утонула. После смерти родителей мальчик воспитывался в семье дедушки и бабушки. Тяга к сочинительству у ребенка возникла рано. Позже, став писателем, Астафьев вспоминал о том, как бабушка Катерина называла его «врушей» за неуемную фантазию. Жизнь у стариков казалась мальчику сказкой. Она стала единственным светлым воспоминанием его о детстве. После инцидента в школе Виктора направили в интернат в селе Игарке. Там ему жилось несладко. Мальчик часто беспризорничал. Учитель интерната Игнатий Рождественский заметил в воспитаннике тягу к чтению. Он старался развивать ее. Сочинение мальчика о его любимом озере позднее назовут бессмертным его произведением «Васюткино озеро», когда он станет После окончания шестого класса средней школы Виктор поступает в железнодорожную школу ФЗО. Закончит он ее в 1942 году.

Взрослая жизнь

После этого юноша какое-то время работает на станции недалеко от города Красноярска. Война внесла свои коррективы в его жизнь. Осенью того же, 1942 года, он уходит добровольцем на фронт. Здесь он был и артразведчиком, и шофером, и связистом. Виктор Астафьев участвовал в боях за Польшу, Украину, воевал на В ходе боев был тяжело ранен и контужен. Военные подвиги его отмечены медалями «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией» и После демобилизации в 1945 году в городе Чусовом на Урале селится Виктор Петрович Астафьев. Биография его здесь делает новый виток. Начинается иная, мирная жизнь. Сюда же он привозит и свою жену, ставшую позднее известной как писательница - М. С. Корякину. Они были совершенно разными людьми. Вокруг Виктора всегда вились женщины. Он был очень интересным человеком. Известно о том, что у него есть две внебрачные дочери. Жена Мария его ревновала. Она мечтала, чтобы муж был верен семье. Здесь, в Чусовом, Виктор берется за любую работу, чтобы прокормить детей. В браке у него родилось их трое. Старшую девочку Мария и Виктор потеряли. Ей было всего несколько месяцев, когда она умерла в больнице от тяжелой диспепсии. Произошло это в 1947 году. А в 1948 году у Астафьевых родилась вторая дочь, которую назвали Ирой. Через 2 года в семье появился сын Андрей.

Дети Виктора Петровича Астафьева росли в тяжелых условиях. Из-за состояния здоровья, подорванного на войне, будущий писатель не имел возможности вернуться к своей специальности, полученной в ФЗО. В Чусовом он успел потрудиться и слесарем, и грузчиком, и литейщиком на местном заводе, и мойщиком туш на колбасном предприятии, и плотником в вагонном депо.

Начало творческого пути

Писательское дело по-прежнему влечет будущего мастера слова. Здесь, в Чусовом, он посещает литературный кружок. Вот как об этом вспоминает сам Виктор Петрович Астафьев. Биография его мало известна, поэтому для его читателей важны любые мелочи, связанные с его жизнью или творчеством. «Тяга к сочинительству у меня появилась рано. Отлично помню, как в то время, когда я посещал литературный кружок, один из занимающихся прочел свой только что написанный рассказ. Произведение поразило меня своей надуманностью, неестественность. Я взял и написал рассказ. Это было мое первое творение. В нем я рассказал о своем фронтовом друге», - поведал о своем дебюте автор. Название этого первого произведения - «Гражданский человек». В 1951 году оно было напечатано в газете «Чусовой рабочий». Рассказ имел успех. Следующие четыре года писатель является литературным сотрудником данного печатного издания. В 1953 году в городе Перми вышел его первый сборник рассказов под названием «До будущей весны». А в 1958 году Астафьев написал роман «Тают снега», в котором осветил проблемы деревенской колхозной жизни. Вскоре второй сборник рассказов под названием «Огоньки» выпустил Виктор Астафьев. «Рассказы для детей» - так охарактеризовал свое творение.

Повесть «Стародуб». Перелом в творчестве писателя

Виктор Астафьев считается самоучкой. Образования как такового он не получил, однако он всегда старался повышать свой профессионализм. С этой целью писатель в 1959-1961 годах учится на Высших литературных курсах в Москве. В журналах Урала периодически печатает свои произведения Виктор Петрович Астафьев, биография которого здесь представлена.

В них он поднимает острые проблемы становления человеческой личности, взросления в тяжелых условиях 30-х, 40-х годов. Это такие рассказы, как «Кража», «Последний поклон», «Где-то гремит война» и другие. Стоит отметить, что многие из них носят автобиографический характер. Здесь и сцены детдомовской жизни, представленные во всей ее жестокости, и раскулачивание крестьян, и многое другое. Переломным моментом в творчестве Астафьева стала его повесть «Стародуб», написанная в 1959 году. Действие в ней разворачивается в старинном сибирском поселении. Идеи и традиции староверов не вызывали у Виктора сочувствия. Таежные законы, «природная вера», по мнению автора, вовсе не спасают человека от одиночества и решения насущных проблем. Кульминация произведения - смерть главного героя. В руках покойника вместо свечи - цветок стародуба.

Астафьев о в рассказе «Солдат и мать»

Когда началась серия произведений автора о «русском национальном характере»? По мнению большинства литературных критиков, с рассказа Астафьева «Солдат и мать». У главной героини творения нет имени. Она олицетворяет всех русских женщин, по сердцам которых прошлось «тяжелое железное колесо войны». Здесь писатель создает такие человеческие типы, которые поражают своей реальностью, подлинностью, «правдой характера».

Удивляет и то, как мастер смело в своих творениях обнажает больные проблемы общественного развития. Главный источник, в котором черпает вдохновение Астафьев Виктор Петрович - биография. Краткая версия ее вряд ли сможет пробудить в сердце читателя ответное чувство. Поэтому и рассмотрена непростая жизнь писателя здесь так подробно.

Тема войны в произведениях писателя

В 1954 году вышло «любимое детище» автора. Речь идет о повести «Пастух и пастушка». Всего за 3 дня мастер написал черновик в 120 страниц. Позднее он лишь шлифовал текст. Повесть не хотели печатать, постоянно вырезали из нее целые фрагменты, которые не допускала цензура. Лишь через 15 лет автор смог выпустить ее в первоначальном варианте. В центре повествования - история молодого командира взвода Бориса Костяева, который переживает все ужасы войны, но все же умирает от ран и истощения в поезде, везущим его в тыл. Любовь женщины не спасает главного героя. В повести автор рисует перед читателем жуткую картину войны и смерти, которую она несет. Не так уж и сложно догадаться, почему произведение не хотели выпускать в свет. Народ, который воевал и победил в этой войне, принято было изображать могучим, сильным, несгибаемым. Согласно рассказам мастера, он не только сгибаем, но и уничтожаем. Причем смерть и лишения люди терпят не только по вине фашистских захватчиков, пришедших на их землю, но и по воле тоталитарной системы, господствующей в стране. Творчество Астафьева Виктора пополнилось и другими яркими произведениями, такими как «Сашка Лебедев», «Тревожный сон», «Руки жены», «Индия», «Синие сумерки», «Русский алмаз», «Ясным ли днем» и другими.

Повесть «Ода русскому огороду» - гимн крестьянскому трудолюбию

В 1972 году свое очередное произведение выпускает Астафьев Виктор Петрович. Биография, краткая версия которой изложена здесь, очень интересна. Писатель рос в деревне. Он видел ее изнанку. Ему не чужды страдания и тяготы людей, занятых непосильным трудом, который знаком ему с детства. Повесть «Ода русскому огороду» - это произведение, которое является своего рода гимном крестьянскому труду. Писатель Е. Носов так сказал о нем: «Это не рассказано, а пропето…» Для простого деревенского мальчишки огород - это не просто место, где можно «брюхо набить», а целый мир, полный загадок и тайн. Это ему и школа жизни, и академия изящных искусств. При чтении «Оды» не покидает чувство печали по утраченной гармонии земледельческого труда, которое дает возможность человеку ощутить животворную связь с природой-матушкой.

Повесть «Последний поклон» о жизни в деревне

Крестьянскую тему писатель Виктор Астафьев развивает и в других своих произведениях. Одно из них - цикл рассказов под названием «Последний поклон».

Повествование ведется от первого лица. В центре данного творения автора - судьбы деревенских детей, чье детство пришлось на годы 30-е годы, когда в стране началась коллективизация, а юность - на «огненные» 40-е. Стоит отметить, что данный цикл рассказов создавался два десятилетия (с 1958 по 1978 годы). Первые повествования отличаются несколько лиричным изложением, тонким юмором. А в заключительных рассказах явно прослеживается готовность автора жестко обличить систему, разрушающую национальные основы жизни. В них звучит горечь и открытая издевка.

Повесть «Царь-рыба» - путешествие по родным местам

В своих произведениях писатель развивает тему сохранения национальных традиций. Его повесть под названием «Царь-рыба», выпущенная в свет в 1976 году, является близкой по духу к циклу рассказов о деревенской жизни. В 2004 году в Красноярске был установлен памятник в честь 80-летия писателя. Сейчас он является одним из символов города.

Ко времени выхода книги в свет уже узнаваемым и популярным автором становится Виктор Астафьев. Фото его - на первых полосах литературных журналов. Что можно сказать о книге? Интересна манера подачи материала в данном произведении. Автор рисует картины девственной природы, не тронутой цивилизацией, народной жизни в сибирской глубинке. Люди, чьи нравственные нормы утрачены, в рядах которых процветают пьянство, браконьерство, воровство, кураж, представляют собой жалкое зрелище.

Роман о войне «Прокляты и убиты» - критика сталинизма

В 1980 году переезжает на родину - в Красноярск - Виктор Астафьев. Биография здесь его меняется не в лучшую сторону. Спустя несколько лет после переезда скоропостижно умирает дочь писателя Ирина. Виктор Петрович и Мария Семеновна забирают к себе ее детей, своих внуков Полину и Витю. С другой стороны, именно здесь, на родине, у мастера наблюдается творческий подъем. Он пишет такие произведения, как «Заберега», «Пеструха», «Предчувствие ледохода», «Кончина», последние главы «Последнего поклона» и другие. Здесь же была создана им его главная книга о войне - роман «Прокляты и убиты». Это творение писателя отличает резкость, категоричность, страстность. За написание романа Астафьев был удостоен Государственной премии России.

2001 год стал для автора бессмертных рассказов роковым. Он много времени проводит в больнице. Два перенесенных инсульта не оставляют надежды на выздоровление. Его друзья ходатайствовали перед Красноярским Краевым Советом Депутатов на выделение средств на лечение писателя за границей. Рассмотрение этого вопроса превратилось в судилище над автором. Денег выделено не было. Врачи, разведя руками, отправили больного умирать домой. 29 ноября 2001 года скончался Виктор Астафьев. Фильмы, снятые по его произведениям, и сегодня очень интересны зрителям.

Виктор Петрович Астафьев (01.05.1924 - 29.11.2001) - выдающийся советский и российский писатель. Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР (1978, 1991), премии «Триумф», Государственной премии России (1995, 2003 (посмертно)), Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997).
Награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

Творчество Астафьева в одинаковой степени принадлежит двум направлениям современной литературы, заявившим о себе в 1960-е-1970-е годы. С одной стороны, творчество Астафьева знаменует начало так называемой деревенской прозы, мало-помалу открывавшей истинную картину коллективизации и ее долгих, последовательных и разорительных результатов. С другой - война, увиденная глазами русского деревенского человека. В романе «Прокляты и убиты» (1994 г.) быт учебного полка очень напоминает тюремный. Повести «Пастух и пастушка» (1971 г.) и «Так хочется жить» (1995 г.) делают понятной ту резкую оценку, которую Астафьев дал победе в одной из статей: «…мы просто завалили их (немцев. — Прим. ред.) своими трупами и утопили в нашей собственной крови». Неоднозначность отношения к Великой Отечественной войне проявилась во многих его публицистических выступлениях.

http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1183 - здесь очень подробно и интересно рассказано о жизни Виктора Петровича. Лучше мне на страницах Интернета не попадалось.

Мемориальный комплекс Астафьева в Овсянке открыт 1 мая 2004 года. Это филиал Красноярского краевого краеведческого музея.

В комплекс входит: музей повести "Последний поклон" (больше известный как- Дом бабушки Е.П.Потылицыной), храм святителя Иннокентия Иркутского, библиотека-музей В.П. Астафьева и дом-музей В.П. Астафьева.

Библиотека-музей В. П. Астафьева.
Построена в 1975 году по проекту архитектора А.С. Демирханова на деньги Виктора Петровича.
Здесь хранится личный фонд писателя: рукописи, книги с автографами, фото-, видео- и другие документы. Книжный фонд библиотеки насчитывает более 33 тыс. томов, его гордостью является уникальная коллекция дивногорского художника и библиофила В.И. Набокова, включающая редкие книги по искусству и автографы писателей XX в. С 1999г. библиотекой ведется научная работа по изучению и сохранности истории поселка Овсянка.

Дом-музей В.П. Астафьева.
Дом писателя, в котором он жил с 1980 по 2001 год, стоит на узкой улочке Щетинкина. Горница, кабинетик, небольшой огород. Человеку, избалованному городской жизнью, такие условия покажутся некомфортными, но этот маленький домик лишний раз подтверждает, что истинно великий человек скромен. В этом доме Виктор Петрович жил каждое лето (остальное время Виктор Петрович и Мария Семеновна жили в своей квартире в Акадмгородке). Здесь были написаны: «Печальный детектив» (1987), «Зрячий посох» (1988), «Прокляты и убиты» (1993-1994), «Так хочется жить» (1995), многочисленные рассказы, “Веселый солдат”, “Обертон”. В общей сложности он создал 373 произведения. Этот маленький домик видел много гостей. Здесь пили чай президенты Горбачев, Ельцин, писатели Солженицын и Распутин, режиссер Михалков, и много других известных людей.

Во дворе, в окружении кедров и яблонь, посаженных Виктором Петровичем, на невысоком постаменте установлена бронзовая скульптурная композиция (авторы - скульптор В. Зеленов и художник В. Гирич): писатель сидит с женой и другом Марией Семёновной на бронзовой скамеечке напротив дома. Мария Семеновна глядит на мужа восторженно - находясь в тени гениального мужа, она писала свои книги. Сам мастер улыбающийся, распахнутый, широкий, доступный и простой, со стороны задумчивый - такой, каким его знали друзья.
Возле скульптуры раскинулся широкий кедр, который писатель посадил и за которым ухаживал всей душой. Виктора Петровича не стало в последних числах ноября, и на следующую весну кедр, посаженный его руками, заболел. Как ни старались смотрители дома, спасти затосковавшее дерево не удавалось до той поры, пока рядом с ним не возник небольшой бронзовый памятник Виктору Петровичу и Марии Семеновне. И кедр ожил, зазеленел вновь, начал плодоносить.

В доме Астафьева был тщательно воссоздан кабинет писателя и горница. Здесь сохранены подлинная обстановка и личные вещи писателя

Гостевой домик (всего одна небольшая комната, но очень светлая и уютная) :

К 90-летию со дня рождения Астафьева, весной 2014 г., в мемориальном комплексе завершилась очередная реконструкция: были открыты два дополнительных здания, в которых разместили выставочный и зрительный залы с площадкой для выступлений, игровую зону и зону отдыха с беседками (именно там и проводился фестиваль, на котором я побывала)

Дом бабушки Е.П.Потылицыной
Писателю не было еще и семи лет, когда его воспитанием занялась бабушка - «генерал», как называли её в деревне, Екатерина Петровна Потылицына. Самая светлая книга Астафьева «Последний поклон» посвящена воспоминаниям детства. Бабушка приучала Витю к труду: возделывали огромный огород-кормилец, который Виктор Петрович увековечил в «Оде русскому огороду». Как описал этот огород Виктор Петрович, так его и обихаживают: две-три гряды под репчатый лук, самую близкую гряду под лакомство ребятишек - морковку, помидорную грядку на самом солнечном месте, а огуречную почему-то поближе к воротам.

Когда родилась идея сделать музеем бабушкин дом, оказалось, что он не подлежит восстановлению. Было принято решение снести его и заново построить типичную усадьбу 1920—1930-х гг. Усадьба была восстановлена до мельчайших подробностей по воспоминаниям очевидцев и сочинениям писателя. Дом бабы Кати простоял 200 лет, дерево прогнило насквозь. Строители поставили точную копию старого дома по старинным технологиям: как и положено, первые четыре венца срубили из сибирской лиственницы, остальные из сосны.
Хотя подлинных вещей, принадлежащих семье Потылицыных, здесь практически нет, обстановка дома восстановлена по повести Виктора Астафьева «Последний поклон». На лестнице, ведущей в подвал, ровно 28 ступенек - как-то Витя замаялся перебирать тут картошку и с тоски посчитал ступени.

Бабушкин дом: (на фотографиях - на улице и в амбаре- накрыты столы для участников фестиваля)

А подойдя к спаленке - я аж вздрогнула: настолько родной и близкой показалась обстановка в комнате. Точно такая же машинка "Зингер" была у моей бабушки. А подзоры, наволочки, лоскутные одеяла, вышивки и самотканные дорожки словно вернулись из моего детства (всё это было в доме моих бабушки и дедушки)

Есть во дворе зимовье, стайки для скота, сараи и большой навес. Слева от ворот - погреб:

Под навесом собраны многочисленные орудия труда и предметы быта крестьян прошлого века. Большинством из этих вещей пользуются в деревнях до сих пор:

Я впервые (!) увидела деревенские сани

да и телегу не так много раз видела в своей жизни

Заведует музейным комплексом двоюродная сестра Виктора Петровича - Галина Николаевна Краснобровкина (урожденная Потылицына). Мне довелось познакомиться и поговорить с этой удивительной женщиной, истинной хранительницей наследия Астафьева.

В этом году Виктору Петровичу Астафьеву исполнилось бы девяносто лет. Судьба его была неразрывно связана с Игаркой. Впервые приехав сюда в 1935 году одиннадцатилетним подростком и через некоторое время, будучи выставленным из семьи мачехой, он оказался в Игарском детском доме. Сиротство, беспризорничество, тяга к чтению и особый дух творчества, царивший в игарских школах в средине тридцатых годов, пробудили в подростке литературные способности. Лишь по иронии судьбы, он не стал автором книги «Мы из Игарки». Как сам он объяснял впоследствии: «Материалов в книжку набралось тьма, и отбор был жесточайший. За фамилией В.Астафьев поставили один материал и посчитали – хватит, два, мол, жирно будет. А это был мой однофамилец, совсем из другой школы – Вася Астафьев».

(«Твердь и посох», переписка Виктора Петровича Астафьева с Александром Николаевичем Макаровым, 1962-1967 годы, Иркутск, 2005, стр.223-224)

И все-таки одно из его первых школьных сочинений под названием «Жив» о том, как мальчик заблудился в , и что ему помогло выбраться, легло в основу одного из ныне известных детских рассказов писателя «Васюткино озеро». Игарка, ее жители, увиденное – неизменно присутствовало в части произведений великого русского писателя, увековечившего таким образом далекий северный городок.

Поэтому-то в город детства уточнить или опровергнуть живущие в сознании воспоминания его всегда тянуло. И как только появлялась возможность, он приезжал в Игарку. Сколько же раз Виктор Петрович бывал в нашем городе после окончания войны? Возможно, работники музея и успели его об этом расспросить, я такими данными не располагаю, поэтому взялась за самостоятельный поиск, насчитав в общей сложности до девяти визитов.

Как известно, Виктор Астафьев выехал из Игарки в 1941 году, заработав первые самостоятельные средства. Потом была война. А после ее окончания молодая семья фронтовиков Виктора и Марии Астафьевых обосновалась на Урале в небольшом городке Чусовом. Но как только появилась первая возможность, Виктор Петрович поехал в Сибирь. В Овсянке жила его родная бабушка Екатерина Петровна Потылицына – мать его рано ушедшей из жизни мамы, другие родственники по материнской линии.


А в Игарке «всю войну бедовала с сыночком» Николаем другая его бабушка – Мария Егоровна Астафьева, урожденная Осипова. «Бабушка из Сисима» – так звал он ее, очередную молодую супругу его деда Павла Яковлевича Астафьева, нашедшего невесту именно в этом глухом селе под названием Сисим. Глава семейства утонул в Игарке 7 июня 1939 года в возрасте 57 лет. На попечении молодой вдовы кроме собственного сына, остались еще шестеро. Ушедшие на фронт приемные сыновья Марии Егоровны – Иван и Василий, погибли.

«В 1947 я ее вывез наконец-то из опостылевшей ей Игарки, к этой поре она осталась совершенно одна, ибо любимого ее сыночка забрали в армию и «по умной» привычке, как закаленного на Севере человека, на север же и отправили», написал Виктор Петрович впоследствии в своей биографии «Расскажу о себе сам».
Для нас эти сведения важны как точное свидетельство его первого приезда в Игарку – 1947 год.

Непросто к тому времени складывалась «мирная» биография бывшего фронтовика: неустроенный быт, невозможность ввиду контузии работать по полученной до войны специальности железнодорожника, сложные взаимоотношения со свояком-интендантом, привезшем с фронта кучу разного барахла и установившего в семье свои порядки. Все это стало причиной его первой поездки в Сибирь весной 1946 года. Кто знает, как все могло тогда сложиться. Мария Семеновна в своей автобиографической повести «Знаки жизни» впоследствии писала: «И уехал мой Витя. Не заверил, что скоро вернется, но, наверное, подумал, как поэт Рубцов в своей прощальной песне: «Может быть, я смогу возвратиться, может быть, никогда не смогу». («Знаки жизни», М.С.Астафьева-Корякина, Красноярск, 2000, стр.230-231)
Однако, в тот приезд Астафьев ограничился лишь посещением Овсянки, и вскоре вернулся в Чусовой. Семейная жизнь понемногу налаживалась, молодые переселились во флигель. Виктор с должности дежурного по железнодорожному вокзалу перешел на работу в артель «Металлист», там продовольственные карточки были повесомее. 11 марта 1947 в семье Астафьевых родилась дочка, названная по настоянию Виктора, в честь его матери, Лидочкой. 2 сентября этого же года Лидочка умерла, заболев диспепсией.

Документальных свидетельств первой поездки Виктора Петровича в Игарку, увы, я нашла совсем немного. Мария Семеновна пишет в «Знаках жизни»: «А вскоре после того, как появилась на свет наша первая дочка, Виктор Петрович, не знаю зачем, вызвал из Сибири свою неродную бабушку Марию Егоровну…довольно еще молодую – лет пятидесяти». Вскоре после смерти Лидочки Мария Егоровна запросилась вернуться в Сибирь.

И вот еще: “Мария Егоровна жила недолго у нас, только добрых родственных отношений у нас с нею не сложилось, вместе тесно, врозь тошно. Теперь уже дело прошлое: Марии Егоровны и в живых давно нет. А тогда… У нее характер, у меня характер, она, бывало, если что не так скажу или сделаю, – непременно Вихтору пожалуется, а мне и жаловаться некому. Я с облегчением с нею рассталась. Стала она жить у родного сына…» («Земная память и печаль», М.С.Корякина-Астафьева, Красноярск, 1996, стр.8)

Что важно знать нам? Скорее всего, Виктор Петрович был в Игарке в первой половине июня, приехав первым пароходом. Пробыл в Игарке очень недолго, забрал родственницу и уехал из города. Естественно, хотелось бы знать поподробнее, где был, с кем встречался, остались ли какие-либо свидетельства этого. Сам Астафьев как-то упоминал, что Мария Егоровна жила во втором бараке на окраине нового города. Но дальше данные о месте жительства разнятся. В сведениях о гибели Ивана Павловича Астафьева адресом его матери Марии Астафьевой указана игарская улица Орджоникидзе, дом 17 «б». А у Василия Павловича Астафьева адрес матери: улица Куйбышева, дом 14 «а». Сравнив, что первый документ датирован сентябрем 1942 года, а второй апрелем 1947, можно предположить, что «бабушка из Сисима» меняла место жительства, в конце войны жила в няньках у кого-то из игарчан, и Виктор Петрович, забирая ее, останавливался на улице Куйбышева. К сожалению, дом этот до нашего времени не сохранился.


Но сохранился эпизод этого первого его приезда в Игарку, и не где-нибудь, а в самом известном романе «Царь-рыба» (повествовании в рассказах, как сам определил жанр произведения писатель), в первой его главе «Бойе».

Памятуя, что в художественном произведении допускается вымысел, не всегда отображаются документальные события, и, вполне вероятно, присутствуют вымышленные герои, тем не менее, подтверждается и факт приезда Астафьева в Игарку, и цель его – забрать бабушку, и время действия – лето – герой прибывает на пароходе, используя орденские проездные билеты.

«Я много ждал от этой поездки, – пишет автор «Царь-рыбы», – но самое знаменательное в ней оказалось все же то, что высадился я с парохода в момент, когда в Игарке опять что-то горело, и мне показалось, что никуда я не уезжал… («Царь-рыба», В.П.Астафьев, Собрание сочинений в 15 томах, том 6, Красноярск, 1996, стр.9).

Вполне вероятно, что автор действительно, как и описано в романе, вместе с «работодателем» бабушки пилил дрова в Медвежьем логу, встретился со своим братом и даже съездил в станок Сушково повидаться со своим отцом и его разросшимся семейством. Но всего лишь один штрих из повествования, и все рассказанное можно поставить под сомнение – сына бабушки в романе зовут не Колькой, как на самом деле, а Костькой. Так и в «Последнем поклоне» в главе «Сорока» Астафьев описывает эпизод своей встречи с мертвым дядькой Василием, чего в реальной жизни не было.


Печально сложилась судьба Марии Егоровны. И в Красноярске она, не имея собственного жилья, вынуждена была, дожидаясь прихода из армии сына, жить прислугой у военного профессора-хирурга. Николай вернулся из армии законченным алкоголиком и гомосексуалистом. Ни на одной из работ долго не задерживался, неудачно сложилась и его семейная жизнь. В квартире в Покровке они жили с матерью на его случайные заработки и деньги, присылаемые совестливым внуком Виктором, приобретавшим известность в качестве писателя. Дошло до того, что однажды, избив предварительно мать, Николай повесился. И на Виктора Петровича легли заботы об определении бабушки в Дом инвалида, а потом и ее похоронам на только что открытом в Красноярске кладбище Бадалык.

В свой последний приезд в Игарку в августе 1999 год, он, возможно, вспоминал свой первый послевоенный визит в Игарку, «бабушку из Сисима». Дальнейшие события это подтверждают.

Так случилось, что я встречала его по возращению в Красноярске.

– Что будешь делать завтра? – спросил он меня. Хочу позвать тебя с собой на кладбище навестить бабушку.

Я согласилась. И мы: Виктор Петрович, его сын Андрей и начальник краевого управления культуры Владимир Кузнецов, отказав в сопровождении бригаде санкт-петербургских кинодокументалистов, до этого снимавших последний приезд писателя в Игарку, отправились на ту часть кладбища, которая считалась уже «Старым Бадалыком». Так быстро заполнялся погост. Солнце светило ярко. Сентябрь. Бабье лето. Виктор Петрович никак не мог отыскать дорогую ему могилу. Оценив ситуацию, мы, трое помоложе, попытались идти в разных направлениях от него. И после долгих поисков все-таки отыскали заросшее многолетней травой, скрывавшей низкую оградку, последнее ее пристанище. Я достала из пакета испеченные дома блины, бутылку минеральной воды, стаканчики. Виктор Петрович был доволен, но потихоньку ворчал, дескать, снимали бы сейчас «журналюги» «своей сраной камерой» и растрезвонили бы потом всему миру, как внук «ухаживает» за могилой бабушки… Увидев, что я протягиваю ему блин и стаканчик с водой, удивился, и когда это ты, девка успела…

А я смотрела на него с сочувствием и восхищением. Мне было жаль этого 75-летнего «внука», и я думала о том, что более молодое поколение не испытывает уже, возможно, такой привязанности к своим родственникам. Мария Егоровна была почти ровесницей матери Виктора Петровича, некоторое время женщины общались между собой, обихаживая многочисленное семейство Астафьевых. Может быть, нерастраченную сыновью любовь, естественную потребность взрослого заботиться о своих престарелых родителях, он подспудно перенес на нее, и страдал, и без вины переживал за ее не вполне удавшуюся жизнь…

Могилу Николая мы так и не нашли. На обратном пути в город Виктор Петрович и рассказал мне приведенные выше подробности о их кончине.

«Огромное чувство вины носил и ношу я в сердце перед бабушкой из Сисима, Марией Егоровной, и ее сыном, да и перед всей родней, с каждым годом все уменьшающейся», – написал он своей «Автобиографии» 17 октября 2000 года, за год до своей кончины.

В 1951 году Виктор Петрович напишет свой первый рассказ, станет профессиональным писателем, и вновь приедет в Игарку. Но это уже другая история.

Фото из семейного архива семьи Астафьевых:
Виктор Петрович и Мария Семеновна, город Чусовой, 1946 год.
Дед Павел Яковлевич (слева) и Мария Егоровна, отец Петр Павлович и Лидия Ильинична Астафьевы, с.Овсянка, начало 30-х годов.
Мария Егоровна Астафьева, бабушка из Сисима.
Фрагмент улицы Игарки.