Меню
Бесплатно
Главная  /  Для дома  /  Биография себастьяна баха. «Горд и неуживчив». С чем столкнулся Иоганн Себастьян Бах на пути к величию Где баха

Биография себастьяна баха. «Горд и неуживчив». С чем столкнулся Иоганн Себастьян Бах на пути к величию Где баха

Иоганн Себастьян Бах. Трагедия слепого музыканта

За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве были представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы.… Однако композитор был плодовит не только на музыкальные произведения. За годы семейной жизни у него родилось двадцать детей.

К сожалению, из этого количества отпрысков великой династии в живых осталось ровно половина…

Династия

Был шестым ребенком в семье скрипача Иоганна Амвросия Баха, и будущее его было предопределено. Все Бахи, жившие в горной Тюрингии с начала XVI в., были флейтистами, трубачами, органистами, скрипачами. Их музыкальное дарование передавалось из поколения в поколение. Когда Иоганну Себастьяну исполнилось пять лет, отец подарил ему скрипку. Мальчик быстро выучился на ней играть, и музыка заполнила всю его дальнейшую жизнь.

Но счастливое детство кончилось рано, когда будущему композитору исполнилось 9 лет. Сначала умерла его мать, а через год – отец. Мальчика взял к себе его старший брат, служивший органистом в соседнем городке. Иоганн Себастьян поступил в гимназию – брат же обучал его игре на органе и клавире. Но одного исполнения мальчику было мало – он тянулся к творчеству. Однажды ему удалось извлечь из всегда запертого шкафа заветную нотную тетрадь, где у брата были записаны сочинения знаменитых в ту пору композиторов. По ночам тайком он переписывал ее. Когда полугодовая работа уже близилась к концу, брат застал его за этим занятием и отнял все, что уже было сделано… Именно эти бессонные часы при лунном свете в дальнейшем пагубно скажутся на зрении И. С. Баха.

По воле рока

В 15 лет Бах переехал в Люнеберг, где продолжил учиться в школе в школе церковных певчих. В 1707 году Бах поступил на службу в Мюльхаузене в должности органиста в церкви св. Власия. Здесь он начал писать свои первые кантаты. В 1708 году Иоганн Себастьян женился на своей двоюродной сестре, тоже круглой сироте, Марии Барбаре. Она родила ему семерых детей, из которых выжили четверо.

Многие исследователи связывают это обстоятельство с их близким родством. Однако после скоропостижной смерти своей первой жены в 1720 году и новой женитьбе на дочери придворного музыканта Анне Магдалине Вилькен тяжелый рок продолжал преследовать семью музыканта. В этом браке родилось 13 детей, но выжили лишь шестеро.

Возможно, такова была своеобразная плата за успех в профессиональной деятельности. Еще в 1708 году, когда Бах с первой женой переехал в Веймар, удача улыбнулась ему, и он становится придворным органистом и композитором. Это время принято считать началом творческого пути Баха как сочинителя музыки и временем его интенсивного творчества.

В Веймаре у Баха родились сыновья, будущие известные композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.

Блуждающая могила

В 1723 году состоялось первое исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви св. Фомы в Лейпциге, и вскоре Бах получил должность кантора этой церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви.

В Лейпциге Бах становится «музыкальным директором» всех церквей города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением.

В последние годы жизни Бах тяжело болел – сказалось перенапряжение глаз, полученное еще в юности. Незадолго до смерти он решился на операцию по удалению катаракты, но после нее окончательно ослеп. Однако это не остановило композитора – он продолжил сочинять, надиктовывая произведения своему зятю Альтникколю.

После второй операции 18 июля 1750 года он ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Через десять дней Бах умер. Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет.

Однако позже по территории кладбища проложили дорогу, и могила гения затерялась. Но в 1984 году свершилось чудо, останки Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось их торжественное захоронение.

Текст Дениса Протасова.

35 подборов, из них 3 в этом месяце

Биография

Иоганн Себастьян Бах - великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания как сочинитель, но был известен как исполнитель и, особенно, как импровизатор.

Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха - «Страсти по Матфею». Впервые - в Германии - было издано полное собрание баховских сочинений. А музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. «Не ручей! - Море должно быть ему имя», - сказал о Бахе великий Бетховен.

Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха - музыкантом.

Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: маленький Бах должен был стать музыкантом. Девяти лет ребенок остался сиротой. Его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. Но то был нечуткий музыкант. Однообразно и скучно шли занятия. Для пытливого десятилетнего мальчика это было мучительно. Поэтому он стремился к самообразованию. Узнав, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. И каково же было огорчение ребенка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты.

В пятнадцать лет Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург. В 1703 году он закончил гимназию и получил право поступить в университет. Но Баху не пришлось использовать это право, так как нужно было добывать средства к существованию.

В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы. Почти каждый раз причина оказывалась одна и та же - неудовлетворительные условия работы, унизительное, зависимое положение. Но как бы ни была неблагоприятна обстановка, его никогда не покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию. С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов. Не упускал Бах случая и лично познакомиться с выдающимися музыкантами, изучить манеру их исполнения. Однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком, чтобы послушать игру прославленного органиста Букстехуде.

Так же неуклонно отстаивал композитор своё отношение к творчеству, свои взгляды на музыку. Вопреки преклонению придворного общества перед иностранной музыкой, Бах с особой любовью изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Прекрасно познав музыку композиторов других стран, он не стал им слепо подражать. Обширные и глубокие знания помогали ему совершенствовать и отшлифовывать свое композиторское мастерство.

Талант Себастьяна Баха не ограничивался этой областью. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойдённым. Это вынуждены были признать даже его соперники.

Рассказывают, что Бах был приглашён в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. В другой раз, в городе Касселе, Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства, композитор ответил: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».

С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и городским органистом. В веймарский период композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди них известнейшая Токката и фуга ре минор, знаменитая Пассакалия до минор. Эти произведения значительны и глубоки по содержанию, грандиозны по своим масштабам.

В 1717 году Бах с семьёй переехал в Кётен. При дворе принца Кётенского, куда он был приглашён, не было органа. Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине. Без труда справляясь со своими обязанностями, Бах всё свободное время отдавал творчеству. Созданные в это время произведения для клавира представляют собою вторую после органных сочинений вершину в его творчестве. В Кётене были написаны двухголосные и трехголосные инвенции (трехголосные инвенции Бах называл «синфониями»). Эти пьесы композитор предназначал для занятий со своим старшим сыном Вильгельмом Фридеманом. Педагогические цели руководили Бахом и при создании сюит - «Французских» и «Английских». В Кётене Бах закончил также 24 прелюдии и фуги, составившие первый том большого труда под названием «Хорошо темперированный клавир». В этот же период была написана и знаменитая «Хроматическая фантазия и фуга» ре минор.

В наше время инвенции и сюиты Баха стали обязательными пьесами в программах музыкальных школ, а прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира» - в училищах и консерваториях. Предназначенные композитором для педагогической цели, эти произведения представляют, кроме того, интерес и для зрелого музыканта. Поэтому пьесы Баха для клавира, начиная со сравнительно нетрудных инвенции и кончая сложнейшей «Хроматической фантазией и фугой», можно услышать на концертах и по радио в исполнении лучших пианистов мира.

Из Кётена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви Св. Фомы. Бах был обязан обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. Ему пришлось принять стеснительные для себя условия. Наряду с обязанностями преподавателя, воспитателя и композитора были и такие предписания: «Не выезжать из города без разрешения господина бургомистра». Как и прежде, ограничивались его творческие возможности. Бах должен был сочинять для церкви такую музыку, которая бы «не была слишком продолжительной, а также… опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение». Но Бах, как всегда, жертвуя многим, никогда не поступался главным - своими художественными убеждениями. На протяжении всей жизни он создавал произведения, поразительные по своему глубокому содержанию и внутреннему богатству.

Так было и на этот раз. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции: большую часть кантат (всего Бахом написано около 250 кантат), «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Мессу си минор. «Страсти», или «пассионы» по Иоанну и Матфею - это повествование о страданиях и смерти Иисуса Христа в описании евангелистов Иоанна и Матфея. Месса близка по содержанию «Страстям». В прошлом и месса и «страсти» представляли собою хоровые песнопения в католической церкви. У Баха эти произведения выходят далеко за рамки церковной службы. Месса и «Страсти» Баха - это монументальные произведения концертного характера. В их исполнении участвуют солисты, хор, оркестр, орган. По своему художественному значению кантаты, «Страсти» и Месса представляют собою третью, самую высокую вершину творчества композитора.

Церковное начальство было явно недовольно музыкой Баха. Как и в прежние годы, её находили слишком яркой, красочной, человечной. И действительно, музыка Баха не отвечала, а скорее противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного. Наряду с крупными вокально-инструментальными произведениями Бах продолжал писать музыку для клавира. Почти в одно время с Мессой был написан знаменитый «Итальянский концерт». Позже Бах закончил второй том «Хорошо темперированного клавира», куда вошли новые 24 прелюдии и фуги.

Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, Бах принимал активное участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской, а не церковной музыки для жителей города. С большим успехом Бах выступал в концертах «Музыкальной коллегии» как солист и дирижер. Специально для концертов общества он написал много оркестровых, клавирных и вокальных произведений светского характера.

Но основная работа Баха - руководителя школы певчих - приносила ему одни огорчения и неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были ничтожны, и певчие мальчики голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень их музыкальных способностей. Певчих нередко набирали, не считаясь с мнением Баха. Оркестр школы был более чем скромен: четыре трубы и четыре скрипки!

Все прошения о помощи школе, поданные Бахом городскому начальству, оставались без внимания. Отвечать же за всё приходилось кантору.

Единственной отрадой были по-прежнему творчество, семья. Подросшие сыновья - Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан - оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора. Она обладала прекрасным слухом и красивым, сильным сопрано. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.

Последние годы жизни композитора были омрачены серьёзной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. Печально сложилась судьба жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме презрения для бедных. Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы её тяжелой жизни ей помогал Бетховен. Умер Бах 28 июля 1750 года.

Он один из тех редких и прекрасных людей, кто мог записывать Божественный свет.

Грандиозный маэстро Иоганн Себастьян Бах за собственную длительную жизнь успел написать более тысячи произведений. Будучи набожным протестантом, Бах переделывал церковные произведения в стиль барокко. Многие его шедевры относятся именно к религиозной музыке. Его работы охватывают все значительные музыкальные жанры, кроме оперы. Композитор из Германии вошел в историю, как виртуоз, гениальный педагог, лучший капельмейстер, а также как профессиональный органист.

Первые годы и юность Баха

Иоганн был последним ребенком в семействе Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Эмбер. Он родился 31 марта в 1685 году. История этого семейства всегда была связано с музыкой и ее проявлениями. С 16 века многие родичи Баха слыли довольно профессиональными музыкантами. Родной отец Иоганна Себастьяна проживал в немецком Эйзенахе. Там он выполнял работу по подготовке концертов, а также по воспроизведению музыки для паствы. В 9-летнем возрасте будущий виртуоз потерял мать, а вскоре и отца. Старший брат Баха Кристоф принял мальчика к себе. Родственник, заботливо взявший опеку над сиротой, также работал органистом в соседнем городе. Там Бах поступил в гимназию, еще он обучался игре на органе и своем клавире у родственника.

В процессе обучения Иоганн ознакомился с произведениями южно-немецких исполнителей, изучил музыку немецкого севера и французского юга. В пятнадцатилетнем возрасте Иоганн Себастьян переехал жить в Люнебург. До 1703 года ему удалось проучиться в школе Св. Михаила. В подростковом возрасте Бах много путешествовал по Германии. Посмотрел Гамбург, оценил Целле, а также провинции Любека.

В религиозной школе Иоганн приобрел знания о церкви и религии, истории многих стран и географии, точных науках, французском, латинском и итальянском. В образовательном учреждении Бах общался с детьми местной знати и музыкантами.

Для музыканта Бах был хорошо образован. Он имел качественное представление о многих светских сферах, являлся отличным учеником, впитывал знания, как губка.

Мастер: жизненный путь

Окончив учебу, Бах получил работу придворного исполнителя под покровительством герцога Эрнста. После блестящей службы примерно через год Иоганн был определен смотрителем органа в храм. Так началась его работа в Арнштадте. Поскольку рабочие обязанности отнимали у Баха 3 дня в неделю, а инструмент в церкви был в отличном состоянии, у него оставалось много времени для написания собственных музыкальных творений.

Несмотря на обширные связи и покровительство работодателей у Иоганна все-таки возник конфликт с властями города, так как он был опечален подготовкой хоровых исполнителей. В 1705 году Иоганн уехал в Любек на пару месяцев, чтобы научиться играть также виртуозно, как играл датский органист Букстехуде.

Выходка Баха не осталась незамеченной. После этого начальство выдвинуло против Баха обвинения, которые заключались в нестандартном сопровождении музыки хора, смущавшей общину. Действительно, творчество Иоганна нельзя было назвать чисто светским или только религиозным. В его работах сочеталось несочетаемое, перемешивалось то, что в реальности совместить было просто невозможно.

После этого в 1706 году Иоганн поменял место службы. Он перешел на более престижную должность в приходе Св. Власия. Затем ему пришлось переехать в небольшой город Мюльхаузене. Там на новом месте Иоганн Себастьян пришелся ко двору. Ему назначили хорошее жалование. Да и условия работы в новом храме были значительно лучше. Там Бах подробно составил план реставрации церковного органа. План реставрационных работ церковные власти одобрили полностью. В 1707 году Иоганн Себастьян сделал предложение своей кузине Марии. Позже в семье Баха родилось 7 детей, к сожалению, трое из них скончались в младенчестве.

Пресытившись старым образом жизни, Иоганн Бах поехал на поиски иной должности. Прежний работодатель не хотел отпускать Баха и даже пытался арестовать его за настойчивые просьбы об увольнении, но в 1717 году князь Леопольд лично принял Баха на должность своего капельмейстер. Успешно работая под началом князя, Бах создал много новых произведений.

В 1720 году 7 июля внезапно скончалась молодая жена Иоганна Себастьяна Мария. Сильно переживая трагедию, Иоганн написал музыкальный очерк, выразив свое горе при помощи партиты ре минор для скрипки соло. Это произведение впоследствии стало его визитной карточкой. Когда жена Баха скончалась, заботиться о детях ему помогала престарелая родственница, прожившая в семействе Баха до конца своих дней.

Спустя год траура и стенаний о потерянной возлюбленной Иоганн Бах встретился с Анной Вильке. Девушка слыла одаренной певицей, выступавшей при дворе герцога. Еще через год состоялась их свадьба. Во втором браке у Иоганна было рождено 13 детей. Семь младенцев скончались в раннем возрасте.

Когда житейские перипетии улеглись, Бах стал управляющим хора Святого Фомы и одновременно педагогом в церковной школе. К сожалению, с годами Иоганн Бах стал терять остроту зрения, но великий композитор не сдавался, и продолжал писать музыку, диктуя ноты своему зятю.

Последние годы Бах творил на слух, его поздние музыкальные инсинуации считаются самыми насыщенными и сложными, чем ранние творения.

Иоганн Бах ушел в мир иной 28 июля 1750 года. Великого маэстро захоронили в Церкви Св. Иоанна, рядом находилась церковь, где он прослужил 27 лет. Затем 28 июля 1949 года прах композитора был перенесен в приход Св. Фомы. Перенос был обусловлен военными действиями, разрушившими его усыпальницу. В 1950 году на могиле виртуоза установили бронзовое надгробие, а данный год провозгласили годом легендарного музыканта.

Культовое искусство виртуоза

Органная музыка была ведущей в работах Баха. Он написал для органа 6 трио сонат, знаменитую «органную книжечку», а также множество менее известных композиций.

Клавирное творчество – это область, которая для Баха была интересна так же, как и другие музыкальные направления. Именно для игры на клавире были сотворены английские сюиты, а также известные мелодии со множеством вариаций.

Камерная музыка для ансамблей включала в себя музыкальные произведения для виолончелей, лютни, флейты, и, конечно же, органа. Вокальные инсинуации Баха выражались в пассионах, кантатах и мессах.

Феномен немецкого композитора хорошо раскрывается в дисциплине «Баховедение». Так как его работы настолько обширны, что изучаются отдельно музыкантами со всего мира.

Легендарный композитор творил музыку не только для светской и религиозной публики, он писал свои сонаты и партии для продуктивного обучения молодых музыкантов. Именно для них были написаны самые сложные и самые захватывающие музыкальные творения Баха. Ведь кроме всего прочего, Иоганн Бах был прекрасным педагогом.

Выдающийся немецкий композитор, органист и клавесинист Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach) родился 21 марта 1685 года в городе Эйзенахе, Тюрингия, Германия. Он принадлежал к разветвленному немецкому роду, большинство представителей которого на протяжении трех столетий были профессиональными музыкантами в Германии. Начальное музыкальное образование (игра на скрипке и клавесине) Иоганн Себастьян получил под руководством отца - придворного музыканта.

В 1695 году после смерти отца (мать умерла ранее) мальчик был взят в семью старшего брата Иоганна Кристофа, служившего церковным органистом при Санкт-Михаэлис-кирхе в Ордруфе.

В 1700-1703 годах Иоганн Себастьян учился в школе церковных певчих в Люнебурге. Во время учебы посетил Гамбург, Целле и Любек для знакомства с творчеством знаменитых музыкантов своего времени, новой французской музыкой. В эти же годы он написал свои первые произведения для органа и клавира.

В 1703 году Бах работал в Веймаре в качестве придворного скрипача, в 1703-1707 годах ‒ церковным органистом в Арнштадте, затем с 1707 года по 1708 год — в Мюльхазенской церкви. Его творческие интересы были сосредоточены тогда главным образом на музыке для органа и клавира.

В 1708-1717 годах Иоганн Себастьян Бах служил придворным музыкантом у герцога Веймарского в Веймаре. В этот период он создал многочисленные хоральные прелюдии, органную токкату и фугу ре-минор, пассакалью до-минор. Композитор написал музыку для клавира, более 20 духовных кантат.

В 1717-1723 годах Бах служил у герцога Анхальт-Кетенского Леопольда в Кетене. Здесь были написаны три сонаты и три партиты для скрипки соло, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, шесть Бранденбургских концертов для оркестра. Особый интерес представляет сборник "Хорошо темперированный клавир" - 24 прелюдии и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывающие преимущества темперированного музыкального строя, вокруг утверждения которого шли горячие споры. Впоследствии Бах создал второй том "Хорошо темперированного клавира", также состоящего из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях.

В Кетене начата "Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах", включающая наряду с пьесами разных авторов пять из шести "Французских сюит". В эти же годы создавались "Маленькие прелюдии и фугетты. Английские сюиты, Хроматическая фантазия и фуга" и другие клавирные сочинения. В этот период композитор написал ряд светских кантат, в большинстве своем не сохранившихся и получивших вторую жизнь уже с новым, духовным текстом.

В 1723 году состоялось исполнение его "Страстей по Иоанну" (вокально-драматическое произведение, основанное на евангельских текстах) в церкви Святого Фомы в Лейпциге.

В том же году Бах получил должность кантора (регента и учителя) в церкви святого Фомы в Лейпциге и школе при этой церкви.

В 1736 году Бах получил от дрезденского двора титул королевско-польского и саксонского курфюрстского придворного композитора.

В этот период композитор достиг вершин мастерства, создавая великолепные образцы в разных жанрах, - духовную музыку: кантаты (сохранилось около 200), "Магнификат" (1723), мессы, в том числе бессмертная "Высокая месса" си-минор (1733), "Страсти по Матфею" (1729); десятки светских кантат (среди них — комические "Кофейная" и "Крестьянская"); произведения для органа, оркестра, клавесина, среди последних - "Ария с 30 вариациями" ("Гольдберг-вариации", 1742). В 1747 году Бах написал цикл пьес "Музыкальные приношения", посвященный прусскому королю Фридриху II. Последней работой композитора стало произведение "Искусство фуги" (1749-1750) - 14 фуг и четыре канона на одну тему.

Иоганн Себастьян Бах - крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры, его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли в музыке. Свободно скрещивая черты не только разных жанров, но и национальных школ, Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем.

В конце 1740-х годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте.

Последние месяцы своей жизни он провел в затемненной комнате, где сочинил последний хорал "Пред престолом Твоим предстою", продиктовав его своему зятю - органисту Альтниколю.

28 июля 1750 года Иоганн Себастьян Бах скончался в Лейпциге. Он был похоронен на кладбище у церкви Святого Иоанна. Из-за отсутствия памятника его могила вскоре была затеряна. В 1894 году останки были найдены и перезахоронены в каменном саркофаге в церкви Святого Иоанна. После разрушения церкви от бомбежек во время Второй мировой войны, его прах был сохранен и перезахоронен в 1949 году в алтаре церкви Святого Фомы.

При жизни Иоганн Себастьян Бах пользовался известностью, но после смерти композитора его имя и музыка были забыты. Интерес к творчеству Баха возник лишь в конце 1820-х годов, в 1829 году композитором Феликсом Мендельсоном-Бартольди в Берлине было организовано исполнение "Страстей по Матфею". В 1850 году было создано Баховское общество, стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора - за полвека было издано 46 томов.

При посредничестве Мендельсона-Бартольди в 1842 году в Лейпциге был воздвигнут первый памятник Баху перед зданием старинной школы при церкви Святого Фомы.

В 1907 году был открыт музей Баха в Эйзенахе, где родился композитор, в 1985 году - в Лейпциге, где он скончался.

Иоганн Себастьян Бах был дважды женат. В 1707 году он сочетался браком со своей кузиной Марией Барбарой Бах. После ее смерти в 1720 году, в 1721 году композитор женился на Анне Магдалене Вилькен. У Баха было 20 детей, но только девять из них пережили отца. Четверо сыновей стали композиторами - Вильгельм Фридеман Бах (1710-1784), Карл Филипп Эммануил Бах (1714-1788), Иоганн Кристиан Бах (1735-1782), Иоганн Кристоф Бах (1732-1795).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Иоганн Себастьян Бах - один из величайших и известнейших композиторов. Он написал множество великолепных музыкальных произведений, которые слушают и которыми восхищаются до сих пор миллионы людей во всем мире. Давайте подробнее узнаем о жизни этого выдающегося немецкого композитора.

Иоганн Себастьян Бах: биография

Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году, 31 марта, в Германии, в городе Эйзенах. Его родителями были немецкий музыкант и дирижер Иоганн Амброзиус Бах и Элизабет Леммерхирт. Мать Иоганна Себастьяна умерла, когда ему было 9 лет, а еще через год скончался отец. Тогда его забрал к себе на попечение в город Ордруф старший брат, Иоганн Кристоф, органист. Он обучал мальчика музыке, в частности, игре на органе и клавире. Через несколько лет он умер, и Бах уехал в Люнебург, где поступил в вокальную школу. Во время обучения он часто посещал города Гамбург и Целле, где услышал произведения многих своих знаменитых современников.

В 1703 году Иоганн Себастьян Бах стал придворным музыкантом у герцога Иоганна Эрнста в Веймаре. Через некоторое время его пригласили в Арнштадт в церковь Св. Бонифация на должность органиста. В это время композитор создал несколько произведений для органа. В 1705 году Бах отправился в Любек, чтобы познакомиться с выдающимся немецким органистом Дитрихом Букстехуде. Через 2 года Иоганн Себастьян стал работать в церкви Св. Власия в Мюльхаузене. В этом же году, 1707, он женился на Марии Барбаре Бах, своей кузине. В будущем у них родилось 7 детей, 3 из которых скончались в детстве.

В 1708 году Иоганн Себастьян Бах вернулся в Веймар и стал придворным органистом. Там он работал до 1717 года. В это время Бах сочинил множество музыкальных произведений для разных инструментов. Слава о нем как об исполнителе широко распространилась. В 1717 году в Дрезден приехал французский органист и пианист Луи Маршан. Баху и Маршану было предложено принять участие в музыкальном состязании между ними, оба согласились, однако Маршан, услышавший игру Баха, неожиданно покинул Дрезден.

В 1718 году композитор получил должность придворного капельмейстера у князя Ангальта-Кетенского. В 1720 году скончалась жена Баха, Мария Барбара. Через год Иоганн Себастьян познакомился с немецкой певицей Анной Магдаленой Вильке, на котором вскоре женился. В дальнейшем у них родилось 13 детей, 7 из них умерли в детстве. Через 3 года, в 1723, Бах сменил место работы на школу святого Фомы в Лейпциге, где стал кантором хора. Там он работал до самой смерти, и в эти годы было написано большинство его знаменитых музыкальных произведений. Со временем у композитора возникли серьезные проблемы со зрением. В 1750 году Баха прооперировали, но это не повлекло улучшения, и он ослеп. Иоганн Себастьян Бах умер 28 июля того же года в Лейпциге.

Произведения Иоганна Себастьяна Баха

Иоганн Себастьян Бах написал более тысячи музыкальных произведений в разнообразных жанрах. Известна его музыка для органа, клавесина, оркестра, а также вокальные произведения.

1. Органные произведения.

Среди произведений Баха для органа есть прелюдии, токкаты, фантазии, фуги. Известна его "Органная книжечка", в которой собрано 46 прелюдий, 6 три-сонат, Лейпцигские хоралы, сборник «Clavier-Übung» (3 часть).

2. Клавирные произведения.

Говоря о произведениях Баха для клавишных инструментов, нельзя не упомянуть сборник "Хорошо темперированный клавир". Он содержит 48 прелюдий и фуг на каждую тональность. Также Иоганн Себастьян написал 15 двухголосных и 15 трёхголосных инвенций. Известны его английские и французские сюиты, Увертюра во французском стиле, Итальянский концерт, Гольдберг-вариации.

3. Произведения для оркестра.

Одни из самых известных произведений для оркестра, написанных Бахом, - "Бранденбургские концерты". Знамениты его "Шутка" - последняя часть Второй сюиты - и "Ария" - 2 часть Третьей сюиты. Также композитор написал 2 скрипичных концерта, концерт для 2 скрипок ре минор, концерты для клавиров и камерного оркестра, сюиты для скрипки, виолончели, флейты, лютни.

4. Вокальные произведения.

Бах создал более 300 кантат, среди которых "Christ lag in Todesbanden", "Ein’ feste Burg, "Wachet auf, ruft uns die Stimme", "Herz und Mund und Tat und Leben". Это кантаты на духовную тематику, если говорить о светских, то это, например, "Кофейная" и "Крестьянская". Известны произведения "Страсти по Иоанну" и "Страсти по Матфею", также Рождественская и Пасхальная оратории, месса си минор.