Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии сказок  /  Азимут юго восточного направления. Какой азимут имеет направление на Полярную звезду? Что такое азимут и для чего он нужен

Азимут юго восточного направления. Какой азимут имеет направление на Полярную звезду? Что такое азимут и для чего он нужен

    Нужно сначала понять, что такое азимут. Прочтите определение ниже:

    Как видите, азимут найти на карте весьма просто. Определите северное направление, а потом отмеряйте угол по часовой стрелке от Севера до предмета, как показано на рисунке:

    Для начала нужно научиться пользоваться картой. Нас еще в школе учили, что верхний край карты - это север, нижний край - это юг, справа будет восток, а слева - запад. И параллельно учили ориентироваться на местности: нужно встать лицом к восходу солнца, тогда справа будет юг, а слева - север. Ну а со спины - запад. Но если нужно по карте определить азимут, то есть угол между той точкой, которая нам нужна и меридианом, на котором мы находимся, то нужен компас или транспортир. Компас устанавливаем в точке нашего пребывания, его стрелка смотрит на север, определяем угол по градусам на катушке. Или прочертите линию между точками: ваше место нахождения - объект - ближайший меридиан. Транспортир нужно приложить к этому меридиану и по градусам определить угол.

    Для того чтобы передвигаться по местности, используя компас, нужно будет определить по карте азимут. Это важно как для морских и воздушных судов, которые совершают длительные плавания и перелеты, так и для пеших путешественников, которым нужно найти дорогу в условиях недостаточной видимости, например ночью, когда невозможно передвигаться по ориентиру.

    Для того, чтобы определить азимут, нужно взять

    • путевую карту
    • компас
    • транспортир
    • карандаш
    • линейку

    Азимутом называется угол между меридианом Вашего местонахождения и направлением на объект. Он определяется в градусах от нуля до трхсот шестидесяти и отсчитывается по направлению часовой стрелки.

    Для того, чтобы определить азимут а именно направление на объект а также, вероятно, и направление Вашего движения, необходимо узнать свое актуальное местонахождение. Пометьте его на Вашей карте, ориентируясь по тем данным, которые обозначены на карте.

    Теперь надо найти ориентир, по направлению которого Вам нужно двигаться. Обычно прямолинейное движение по азимуту возможно только по воздуху, а также в открытом море. Но на суше это возможно только в пустыне или в открытой степи. Поэтому в-основном движение по суше происходит по ломаной линии, огибая при этом естественные природные препятствия. По этой причине азимут по ходу движения надо будет периодически корректировать.

    Для то, чтобы определить азимут, возьмите транспортир, лучше всего прозрачный, а также карандаш и линейку. Линейку надо положить на карту таким образом, чтобы точка, в которой Вы находитесь, и ориентир оказались на одной линии по линейке, а затем прочертить карандашом линию до е пересечения со следующим меридианом. Теперь следует приложить транспортир его основанием к линии меридиана. Центральную риску теперь доведите до е пересечения с уже начерченной Вами линией направлением на желаемый ориентир. На дуге транспортира, в том же месте, где он пересекается с той же линией снимите показания (в градусах). Это и есть искомый азимут.

    Если у Вас нет транспортира, можно использовать также компас, используя при этом его градуированную картушку.

    Но это пока еще не вс. К примеру, в результате вычисления Вашего направления на объект (азимут) Вы получили 30 градусов. Это - истинный азимут, который обычно отличается от магнитного. Поэтому, если Вы будете ориентировать Ваш компас на 30 градусов, Вы будете двигаться в неправильном направлении. Поэтому надо найти на карте ближайшую к точке Вашего расположения ремарку со значением магнитного склонения, которое выражено в градусах и может быть как с минусовым, также и с плюсовым значением. Введите теперь поправку, и смело передвигайтесь, теперь уже ориентируясь по компасу.

    Приложи к карте компас, туда где есть стрелка север и юг, и смотри какой азимут показывает на объект, который ты хочешь узнать!

    От нас требуется:

    • компас;
    • карта;
    • понимание того, куда нам нужно идти (направление движения);
    • память, чтобы запомнить следующую информацию.

    Берем наш компас, накладываем его на карту. Крутим компас так, чтобы в конце концов стрелка легла по линии Серер - Юг. По этой линии, кстати, пролегает магнитный меридиан. Теперь последний шаг: определяем угол между линией магнитного меридиана и направлением нашего движения (считаем от севера, причем всегда по часовой стрелке!).

    По карте азимут определить легко, куда сложнее идти по нему в условиях реальности! Даже есть присказка: иду по Азимуту, т.е. по плохой дороге рядом с хорошей.

    Азимутом называют угол между направлением на какую-либо точку и направлением на другую точку, объект от места наблюдателя.

    Азимут бывает магнитный и географический.

    Проще всего определить азимут как по компасу , вторым способом является использование транспортира и карты.

    Ставите компас в ту точку где вы сейчас находитесь и смотрите направление в градусах на тот объект куда хотите попасть.Для более точного определения лучше пользоваться туристическим компасом(прозрачным) с линейкой для определения расстояний.Можно на карте провести карандашом линию от точки своего нахождения к точке куда хотите попасть - тогда азимут будет более точным.На некоторых картах есть стрелка ориентирования карты в направлении север - юг.Если стрелка не обозначена то всегда верхний обрез карты это север,нижний - юг.

    Когда то я умел пользоваться компасом, и он даже был у меня, знаете ли такой с ремешком от наручных часов и размещающийся на запястье, а еще у него была фосфорная стрелка. Очень замечательная вещица, но для определения азимута обязательно нужен прозрачный компас с колбой (желательно Плата - то есть он такой прямоугольной формы, как плата).

    Так же нам потребуется топографическая карта, и лучше, если она будет с крупным масштабом. Так легче для последующей работы и получения навыка использования и применения, так как на карте мира понять будет несколько сложнее.

    Теперь остановившись на местности, и разложив карту на ровной поверхности, прикладываем компас к карте. Для этого мы проводим линию от точки, где мы в настоящий момент находимся, до той точки, к которой планируем двигаться, и где хотим оказаться через некоторое время. Теперь когда мы линию провели, можно карандашом, а можно мысленно, вот только теперь мы прикладываем компас линейкой. На любом компасе, предназначенном для определения азимута имеется линейка с красной полосой, и вот эту полосу мы совмещаем с линией движения. Теперь закрепляем положения компаса пальцами, надежно удерживая его в одном положении, немного прижимая. Далее, теперь мы должны ориентировать колбу компаса, по отношении к северу и югу карты. Для этого на карте нанесены линии. Эти линии идут снизу карты, от юга, к верху карты, на север. Учитывая, что колба компаса прозрачная, и на колбе так же имеются линии и градусы, мы поворачивая колбу, совмещаем северные полюса карты и колбы компаса (совмещаем линии).

    Теперь, когда компас ориентирован по курсу движения, а так же по полюсам карты, необходимо выровняться и самим вместе с картой и компасом, относительно полюсов. То есть поворачиваясь в пространстве, делаем так, что бы магнитная стрелка компаса стала своим острием на север.

    И вот теперь мы можем определить азимут, который откладывается по часовой линии от красной отметки на компасе. Иными словами, азимут соответствует градусному разбиению картушки по кругу горизонта, что составляет триста шестьдесят градусов. А нами достаточно теперь посмотреть внимательно на цифры, и та которая будет как бы по центру направления вперед, и будет искомой величиной азимута в данном нашем положении, достигнутом в результате верного ориентирования в пространстве и на местности. В приложенном одном из видеопримеров эта цифра в районе двухсот двадцати девяти.

Азимут - это угол, образуемый между направлением на какой-либо предмет местности и направлением на север.

Азимуты отсчитываются от 0 до 360° по ходу часовой стрелки.

Так, на рис. 1 азимуты будут:

На лиственное дерево 50°

На фабричную трубу 135°

На указатель дорог 210°

На хвойное дерево 330°

Определение азимута по компасу

Чтобы определить азимут на местности, надо:

стать лицом в направлении предмета, на которыйтребуется определить азимут;
ориентировать компас, то есть подвести его нулевое деление (или букву С) под затемненный конец стрелки компаса;
вращая компасную крышку, направить на предмет визирное приспособление;
против указателя визирного приспособления, обращенного к предмету, прочесть величину азимута.

Чтобы определить на местности заданный азимут, надо :

установить указатель визирного приспособления компаса точкой над делением, соответствующим величине заданного азимута;
повернуть компас так, чтобы указатель визира находился впереди;
- поворачиваться самому вместе с компасом до тех пор, пока нулевая точка не совпадет с северным концом стрелки; направление указателя визира и будет направлением по заданному азимуту.
Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать компас до уровня глаз, снижается точность измерения. Точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова составляет плюс-минус 2-3°.

Движение по азимуту

Для движения по заданному азимуту надо:

изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения и наметить маршрут, легко распознаваемый по местным предметам;
начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;
определить на карте длину каждого звена маршрута в шагах (пара шагов в среднем равна 1,5 м);
все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схематичного чертежа

Придя на исходный пункт, следует:

ориентироваться по компасу;
установить указатель подвижного кольца компаса против отсчета, равного величине азимута первого звена маршрута (в нашем примере - 335°);
плавно поворачивать компас до тех пор, пока нулевое деление не совпадет с северным концом стрелки; тогда визирное приспособление будет показывать направление движения по азимуту - 335°;
в этом направлении выбрать какой-нибудь предмет и идти на него. Подойдя к предмету, нужно проверить ориентировку компаса и продолжить путь до первой поворотной точки;
у первой поворотной точки нужно установить по компасу азимут на следующий поворотный пункт и двигаться на него так же, как из исходного пункта.

Определение азимутов на карте транспортиром

Вначале выбранные по маршруту движения ориентиры соединяют прямой линией, но так, чтобы эта линия пересекала хотя бы одну из вертикальных линий километровой сетки. Ни рис. 196 направление "сарай - овраг" пересекло километровую линию, обозначенной цифрой 61, а направление "сарай - мост" пересекло линию под цифрой 60.

Затем измеряют транспортиром угол от северного направления вертикальной линии километровой сетки по ходу часовой стрелки до направления на предмет. При этом транспортир прикладывается к вертикальной линии километровой сетки так, чтобы риска (черточка) на линейке транспортира совпадала с той точкой, где прочерченное направление пересекает вертикальную линию километровой сетки, а крайние деления транспортира (0 и 180) совместились с направлением этой линии.

На рисунке по направлению "сарай - овраг" азимут равен 65 °, по направлению "сарай - мост" 274 ° (180°+94° =274°).

Отклонением магнитной стрелки или поправкой направления называют угол между вертикальной линией километровой сетки и стрелкой компаса (магнитным меридианом). Данные о величине склонения стрелки всегда даются под южной (нижней) стороной рамки карты в виде схемы и текста.

Определение магнитных азимутов

Выполняется в отличие от вышеизложенного на ориентированной карте с учетом магнитного склонения. Магнитное склонение бывает или восточное со знаком "+" или западное со знаком "-". Зная величину и знак отклонения нетрудно совместить направление одной из сторон рамки листа карты (западное или восточное) с направлением истинного меридиана (рис. 197). При совмещенном положении сторон рамки карты с направлением истинного меридиана карта будет ориентирована точно.

Практически это делают так:

установить на одну из боковых сторон карты компас так, чтобы линия север-юг шкалы компаса совпала с направлением этой стороны рамки, а ноль (С) на шкале был направлен к северной стороне рамки карты;
отпустить тормоз стрелки компаса и, когда стрелка успокоится, поворачивать карту до тех пор, пока стрелка не станет своим северным концом против нулевого деления (С) шкалы компаса,
повернуть карту не сдвигая компаса так, чтобы северный конец стрелки встал против деления соответствующего величине и знаку склонения для данного листа карты (на рисунке карта ориентирована при склонении - 10,западное);
ориентированную таким образом карту закрепляют;
соединить прямыми линиями ориентиры: овраг - сарай, сарай - камень;
установить компас на прочерченной прямой между ориентиром так, чтобы линия "север-юг" шкалы совпала с этим направлением, а нулевое деление (С) было направлено в сторону движения;
когда стрелка успокоится, сделать отсчет по шкале против северного конца стрелки; вычесть полученный отсчет из 360°, эта разность и будет магнитный азимут.


Измерение расстояния между ориентирами

Измерение расстояния между ориентирами выполняют так:

определяют длину отрезков на карте циркулем или линейкой;

пользуясь масштабом карты, узнают какому расстоянию соответствуют отрезки на местности;
Например, на карте масштаба 1: 25 000 измеренное расстояние между двумя ориентирами равно 6,4 см. Величина масштаба 250 м в 1 см.

Расстояние будет 250 х 6,4 = 1600 м.

Движение начинают с нахождения нужного азимута направления движения. В направлении движения желательно выбрать и запомнить возможно более удаленный ориентир. В движении ведут отсчет пройденного расстояния (обычно парами шагов).

В случае если ориентир не окажется в данной точке, в точке выхода оставляют знак, или одного-двух бойцов, а ориентир разыскивают в радиусе равном 0,1 расстояния пройденного от предыдущего ориентира.

В движении используют дополнительные ориентиры: линии электропередач, реки, дороги и т.п.

Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующим способов:

При наличии видимости через препятствие:

заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;
обойти препятствие и продолжить движение от замеченного ориентира, ширину препятствия опреде-лить любым способом и прибавить к пройденному рас-стоянию;
При отсутствии видимости через препятствие, например, при обходе лесного завала, а также в условиях ограниченной видимости: туман, дождь и т.д.

Допустим, что движение совершалось по азимуту 65 ° и до остановки перед препятствием пройдено 340 пар шагов (на рис. 198 это точка 1.) После изучения местности было решено обход совершать с правой сто-роны. Определить по компасу азимут направления вдоль препятствия (от точки 1 на точку 2), продолжить движение по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой границы препятствия. На рисунке азимут равен 145 °, а пройденное расстояние - 180 пар шагов. Сделав остановку в точке 2, определяют по компасу направление соответствующее первона-чальному азимуту, по которому совершалось движе-ние до препятствия (65 °) и продолжают двигаться до выхода за препятствие. Счет парами шагов ведется от точки 2 до точки остановки за препятствием (точка 3). На рисунке пройденное расстояние равно 270 пар шагов. Из точки 3 движение совершается влево по об-ратному азимуту направления от точки 1 до точки 2.

Обход препятствия по азимутам

на рисунке обратный азимут равен 325 °) до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 180 пар шагов (на рисунке до точки 4). На точке 4 определяют направление по первоначальному азимуту (65 °) и прибавив к пройденному расстоянию до препятствия расстояние от точки 2 до точки 3 (рис. 198 это 340 пар шагов + 270 пар шагов) продолжают движение к новому ориентиру.

Бойцам надо запомнить, что обратный азимут отличается от прямого на 180 градусов. Например, Ам = 330, обратный азимут будет 330 - 180 = 150. am= 30, обратный будет 180 + 30 = 210.

Перевод длины каждого участка между ориенти-рами в пары шагов: от ориентира 1 до ориентира 2 будет 1200 м. 1200: 1,5 = 800 п.ш. (1,5 м - средняя длина 2-х пар шагов).

Нанесение обнаруженного объекта на карту

Это один из важнейших моментов в работе разведчика. От того, насколько точно объект (цель) будет нанесен на карту, зависит точность определе-ния его координат. Ошибка вызовет огонь средств по-ражения по пустому месту.

Обнаружив объект (цель), разведчик должен сначала точно определить по различным признакам, что обнаружено. Затем, не прекращая наблюдение за объектом и не обнаруживая себя, нанести объект на карту.

Для нанесения объекта на карту существуют несколько способов.

Глазомерно: объект наносится на карту, если он находится вблизи известного ориентира.

По направлению и расстоянию: ориентировать карту, найти на ней точку своего стояния, свизировать на карте направление на обнаруженный объект и прочертить линию, определить расстояние до объекта, отложить это расстояние на карте от точки сто-яния. Полученная точка и будет положение объекта на карте. Если таким образом графически невозмож-но решить задачу (мешает противник, плохая видимость и др.), то нужно точно измерить азимут на объект, затем перевести его в дирекционный угол и прочертить на карте из точки стояния направление, на котором отложить расстояние до обекта. Чтобы получить дирекционный угол, надо к магнитному азитмуту прибавить магнитное склонение данной карты (поправка направления).

Нанесение объекта на карту прямой засечкой

Прямой засечкой. Этим способом наносят объект на карту из 2-х 3-х точек, с которых можно вести наблюдение за ним. Для этого из каждой выбранной точки прочерчивается на ориентированной карте на-правление на объект, тогда пересечение прямых оп-ределяет местонахождение объекта (рис. 199).

Азимут - угол, измеряемый на горизон-тальной плоскости меж вертикальными плоскостями меридиана и полосы визиро-вания; угол меж направлением на точку и направлением на какую то другую точку либо предмет. Есть - азимут магнитный, географический.Измеряеться азимут от 0 до 360 градусов.

Азимут именуются настоящими, географическими либо астроно-мическими, в том случае счет их ведется от напра-вления географического меридиана; они измеряются от меридиана, определенного из астрономических наблюдений.

Азимуты магнитные измеряются от направления маг-нитного меридиана, указываемого напра-влением магнитной стрелки. Азимут именуют условными, когда для счета принимают условный меридиан. Направление истинно-го меридиана и магнитного в дарной точ-ке не совпадают, а поэтому азимут настоящий и магнитный отли-чаются друг от друга на некий угол - угол склонения.

Зная угол склонения для данной точки и в данную эру, есть возможность с известной точностью по магнитному азимуту найти настоящий, и назад. Все меридианы сходятся в одной точке - в полюсе; угол меж 2-мя мери-дианами именуется углом сближения меридианов; в том случае пересечь прямой линией немного меридианов, то в точках пере-сечения будут создаваться азимуты, которые отличаются друг от друга на угол сближе-ния меридианов; величина угла сближения меридианов 2-ух точек одной и той же пря-мой полосы находится в зависимости от длины полосы, ее на-правления и от широты места. Азимут, измеряе-мый в исходной точке полосы, именуется прямым; Азимут, измеряемый из конечной точки на исходную, именуется оборотным. Азимут оборотный (а2) равен прямому азимуту (а1) плюс либо минус 180° и плюс угол сбли-жения меридианов t, т. е. а2 - а1± 180° +t.

В средних широтах, для полосы в 15 км угол сближения приблизительно равен 10"; в почти всех случаях ежедневной практики третируют подобным углом сближения меридианов и считают, что азимут прямой и оборотный отличаются ровно на 180°, либо а2 = а1± 180°. Это принято в низшей геоде-зии для маленьких площадей земной поверх-ности, однако для огромных расстояний и изме-рений с большей точностью вычисления выполняются по правилам высшей геоде-зии, с учетом сближения меридианов и сфе-рического эксцесса (см.). В подобных случаях применяется формула а2 = а1± 180° + t-e, где t - угол сближения, вычисляемый по особенным формулам, и е-эксцесс, либо избы-ток, над 180° суммы углов сферического тре-угольника на земной поверхности, тоже определяемой по особенной формуле.

Азимут в астрономии:

Азимутом светила именуется дуга математического горизонта от точки юга до вертикального круга светила, либо угол меж полуденной линией и линией скрещения плоскости математического горизонта с плоскостью вертикального круга светила.

Азимуты отсчитываются в сторону дневного вращения небесной сферы, другими словами к западу от точки юга, в границах от 0° до 360°. Время от времени азимуты отсчитываются от 0° до +180° к западу и от 0° до -180° к востоку. (В геодезии азимуты отсчитываются от точки севера.)

Азимут в геодезии:

Азимут - угол меж направлением на север и направлением на какой-нибудь удаленный предмет. Отсчитывается обычно по часовой стрелке.

При определении азимута по компасу нужно вводить поправку на т. н. магнитное склонение возникающее в следствие несовпадения географических и магнитных полюсов земли.

направлениеазимут в градусахсевер0° либо 360°северо-восток45°восток90°юго-восток135°юг180°юго-запад225°запад270°северо-запад315°

Первоисточники:

Википедия - азимут в астрономии;

Википедия - азимут в геодезии;

Азимут | Техно энциклопедия. - Техно энциклопедия

Вычисление неизменного азимута и длины полосы румба меж 2-мя точками для геодезических координат (GIS-lab)

Вычисление расстояния и исходного азимута меж 2-мя точками на сфере (GIS-lab)

Подготовка данных и движение по азимутам - Определение азимута по компасу. Определение магнитных азимутов. Движение по азимутам

Азимут настоящий и азимут магнитный - ориентирование в туристском походе.

Азимуты и движение по азимутам (Адельбаев Вадим)

АЗИМУТ — это угол, образуемый в данной точке на местности или на карте между направлением на север и направлением на какой-либо предмет. Азимутом пользуются для ориентирования при передвижении в лесу, в горах, в пустынях или в условиях плохой видимости, когда сличить карту с местностью и ориентироваться по ней трудно, а порой и невозможно. С помощью азимута определяют также направление движения судов и самолетов.

На местности отсчет азимутов проводится от направления стрелки компаса (от ее северного конца) по ходу часовой стрелки от 0° до 360°, иначе говоря — от магнитного меридиана данной точки. Если предмет находится от наблюдателя точно к северу, то азимут его 0°, если на востоке — 90°, на юге — 180°, на западе — 270°. При наблюдении по компасу измеряется магнитный азимут.

Для определения азимута компас располагают так, чтобы 0° на циферблате и буква «С» указывали точно на север, то есть ориентируют компас по сторонам горизонта. Следя за тем, чтобы коробка компаса оставалась неподвижной и стрелка не отходила от деления 0°, надо вращать специальное визирное приспособление и наводить его мушку на предмет, азимут которого необходимо определить. Далее нужно заметить, около какой цифры на градусном круге компаса остановился указатель. Отсчет по указателю в градусах и будет равен азимуту данного предмета. Если же компас не имеет визирного приспособления, его надо заменить тонкой палочкой. Ее кладут на стекло компаса так, чтобы она проходила через центр циферблата и была направлена на предмет, азимут которого надо определить.

На рисунке показаны примеры определения азимута на некоторые местные предметы: на столбы крепления линии электропередач он равен 50°, на дом — 135°, на пересечение дорог — 210°, на отдельно стоящее хвойное дерево — 330°. При записи азимут обозначается буквой А, далее пишутся градусы (А=330°).

Азимут определяют не только на местности, но и по карте. Истинный азимут определяется как угол между направлением географического меридиана, проходящего через данную точку, и направлением на предмет. Географический и магнитный полюсы не совпадают. Поэтому существует склонение магнитной стрелки. Оно может быть западным и восточным. При географических работах на местности его приходится учитывать так же, как и при работе с картой. Магнитное склонение на данное время указывается за рамочным оформлением карты. Пользуясь этим, можно легко перевести азимут из магнитного в истинный и наоборот.

Для измерения азимутов на местности удобнее пользоваться разновидностью компаса — буссолью. Ее основное отличие от компаса в том, что буссоль имеет приспособление для визирования, то есть точного определения направления на ту или иную точку местности. Обычно это прорези в вертикальных пластинках компаса. В одной из этих прорезей натянут тонкий волосок.

Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами, и расстояний, определённых по карте.

Магнитный азимут и его определение . При определении направления на местный предмет обычно пользуются магнитным азимутом.

Магнитным азимутом называется горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до направления на предмет. Он имеет значения от 0 до 360 градусов.

Для определения магнитного азимута на местный предмет с помощью компаса надо стать лицом к этому предмету и ориентировать компас. Затем, удерживая компас в ориентированном положении, установить визирное приспособление так, чтобы визирная линия прорезь-мушка совпала с направлением на местный предмет. В этом положении отсчёт на лимбе против указателя у мушки покажет величину магнитного (прямого) азимута (направления) на местный предмет (рис. 78).

Рис. 78. Магнитные азимуты: на лиственное дерево - 56°; на фабричную трубу - 137°; на ветряную мельницу - 244°; на ель - 323°

Обратный азимут - это направление от местного предмета на точку стояния. От прямого азимута он отличается на 180°. Для его определения нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°.

Для определения направления на местности по заданному магнитному азимуту необходимо установить указатель мушки на отсчёт, равный значению заданного магнитного азимута, и ориентировать компас. Затем, удерживая компас в ориентированном положении, заметить на местности по визирной линии прорезь-мушка удалённый предмет (ориентир). Направление на этот предмет (ориентир) и будет искомым.

Работая с компасом, необходимо держать его на 10 см ниже уровня глаз в левой руке, локоть которой для устойчивости плотно прижать к боку.

Движение по азимутам . Для движения по азимутам необходимо знать магнитные азимуты с каждого пункта на маршруте движения и расстояния между пунктами движения в парах шагов (для человека среднего роста пара шагов принимается за 1,5 м). При движении на машине расстояние измеряют по спидометру. Эти данные подготавливает командир и оформляет в виде схемы маршрута

Рис. 79. Схема маршрута движения по азимутам (п.ш. - пара шагов)

При движении переходят от одного пункта к другому, выдерживая направление на ориентиры и ведя счёт пар шагов. На исходном и поворотных пунктах по заданному азимуту с помощью компаса находят направление движения. В этом направлении выбирают и запоминают или более удалённый ориентир (вспомогательный), или ориентир, расположенный ближе к поворотному пункту маршрута движения (промежуточный). Если с промежуточного ориентира не виден поворотный пункт, то определяют следующий ориентир.

На открытой местности без ориентиров направление движения выдерживается по створу. На исходной точке по компасу определяют направление движения на следующую точку. Двигаясь в этом направлении, выставляют на некотором расстоянии один от другого какие-нибудь знаки. Периодически оглядываясь на них, следят за тем, чтобы направление дальнейшего движения совпадало с прямой линией, мысленно проведённой через оставленные позади знаки (следы собственного движения). Для контроля периодически проверяют направление движения по обратному азимуту и по небесным светилам. Достигнутые ориентиры постоянно сравнивают с заданными ориентирами, а при наличии карты (схемы) сличают с ней местность и маршрут движения. Если необходимо вернуться обратно по тому же пути, то пользуются прежней схемой маршрута, для чего предварительно переводят прямые азимуты в обратные.

Ночью в качестве промежуточных (вспомогательных) ориентиров используются силуэты местных предметов, светящиеся вдали точки и яркие звёзды. Если такой возможности нет, то компас со свободно опущенной стрелкой всё время держат перед собой в ориентированном положении, а за направление движения принимают прямую, проходящую через прорезь и мушку.

Для обхода препятствия (при наличии видимости) поступают таким образом: замечают ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия, определяют расстояние до него и прибавляют эту величину к длине пройденного пути; обходят препятствие и продолжают движение от выбранного ориентира, определив предварительно по компасу направление прерванного пути.

  1. Какие данные нужны для движения по азимутам?
  2. Определите размер своего шага и переведите в пары шагов расстояние 100 м.
  3. Определите азимуты возможных направлений движения от дома до учреждения образования.
  4. Определите обратные азимуты для азимутов 70°, 120°, 170°, 285°.