Меню
Бесплатно
Главная  /  Интересное  /  Аукцион christie's. Закулисье аукционного дома Christie's: как в Лондоне продают русское искусство. История Аукциона Кристис

Аукцион christie's. Закулисье аукционного дома Christie's: как в Лондоне продают русское искусство. История Аукциона Кристис

15 и 16 апреля 2013 года в двух ведущих аукционных домах в Нью-Йорке прошли интересные аукционны Русского антиквариата, о которых пойдет речь в новом материале on-line Magazine Elegant New York.

Длинный шлейф истории и легкий флер таинственности окрашивает наше отношение к аукционам в романтические тона. Интригуют и вызывают интерес личности тех, кто, посещая торги, оставляют там многозначные суммы, со знанием дела приобретая антиквариат и предметы искусства. Бесспорным кажется нам утверждение, что этот мир принадлежит только очень и очень состоятельным людям Но, как любой стереотип, такая точка зрения верна лишь отчасти.

Совсем не обязательно равняться на короля Катара, которому, не так давно, посчастливилось приобрести за 300 000 000 картину Поля Сезанна “Игроки в карты”. Он, не задумываясь, заплатил сумму, которую никогда еще в мире не платили ни за одно произведение искусства. Но, как говорится Кесарю- кесарево, Богу- богово, …и каждому свое.

Обороты ведущих мировых аукционов не могут не впечатлять, – по данным агентства Bloomberg, в 2012 году суммарная стоимость 10 самых дорогих предметов искусства составила $594,6 млн, что на 44% превзошло показатель 2011 года ($413,6 млн).

А статистика, как говорится, упрямая вещь и не нужно быть королем, что бы согласиться с ведущими финансовыми экспертами, – вложения в произведения искусства и антиквариат, в наши дни, приносят прибыль более значительную, чем инвестиции, скажем, в недвижимость. А, кто из нас за последние 15-20 лет не подумывал вложить деньги в квартиру или землю?

Последний экономический кризис в мире, показал – банковские депозиты, недвижимость, ценные бумаги далеко небесспорны, как средства сохранения и умножения капиталов, а вот уникальный антиквариат всегда в цене. Причем, в современном мире коллекционирование старинных вещей и произведений искусства не прерогатива только богатых людей, каждый может найти здесь свою нишу. Неспроста сейчас происходит интенсивный рост интереса обычных людей, относящих себя к «среднему классу», к инвестициям в антиквариат и искусство.
Задумавшись над этим феноменом, я решила посетить нью-йоркские аукционные дома. Правда, пока, не с целью инвестиций, но с твердым намерением посмотреть, что к чему, и как все происходит.

История аукционов началась в 18-том веке. Одна жды, 1707 году, австрийскому императору Иосифу I пришла идея продавать с молотка предметы искусства тому, кто может дать более высокую цену. Эти первые торги и легли в основу старейшего аукционного дома Dorotheum . Вскоре, подхватив оригинальную и доходную идею австрийского монарха, были созданы, знамениты ныне английские аукционные дома Сотбис (Sotheby s) и Кристис (Christie ` s) .


Кристис ( Christie
s) - аукционный дом Англии, основан в Лондоне в 1766 г. Считается, что именно Christie s превратил процесс аукционной торговли в своеобразное искусство. Здесь проходили самые значительные аукционы XVIII и XIX веков. Не кто иной, как Джеймс Кристи, основатель Дома, был посредником при продаже выдающейся коллекции живописи Роберта Уолпола, английского премьер-министра, императрице Екатерине II . Эти картины стали началом музейного собрания Эрмитажа.

Сотбис ( Sotheby s) возник немного раньше, чем Кристис ( Christie s) - однако более полутора веков фирма занималась продажей раритетных книг и не расширяла сферу деятельности. Первый аукцион живописи Sotheby s провел только в 1917 г., а в середине 20 века он вышел на международный уровень и с тех пор два лондонских дома лидируют и конкурируют на рынке живописи и антиквариата.

Вот именно, эти два аукционных дома и стали целью одной из моих нью-йоркских прогулок. Тем более что 15 и 16 апреля в обоих Домах проходили торги предметов русского искусства 19-го, начала 20-го столетия, включающие редкие изделия ювелирной фирмы «Фаберже». Эти торги были включены в весеннюю программу Russian Works of Art аукционов Сотбис (Sotheby s) и Кристис (Christie ` s) .

Как известно, аукционные дома ко всем своим торгам выпускают высококачественные каталоги, в подготовке которых принимают участие несколько сотен экспертов. Такие каталоги, дают исчерпывающую информацию о продаваемых предметах, и их справедливо называют иллюстрированными путеводителями по продажам. Приехав в Рокфеллер центр, где располагается аукционный дом Christie’s (войти в него можно с 49 улицы) и вооружившись таким каталогом я отправилась осматривать коллекцию.

Перед каждыми торгами аукционный дом устаивает выставку, на которой демонстрируются все лоты. Длится такая выставка 5-6 дней и каждый желающий может посетить ее бесплатно. Как правило, выставленные коллекции, достойны лучших музеев и состоят из уникальных вещей принадлежащих частным лицам. Причем, большинство этих вещей долгое время, или вообще никогда, не выставлялись для обозрения широкой публики, разве что перед предыдущей продажей с аукциона. Осматривать такую коллекцию необыкновенно интересно: демонстрационные залы просторны и, как правило, малолюдны, а сознание того что вещи перед тобой собраны вместе и доступны для осмотра лишь на очень короткий срок, рождает приятное чувство эксклюзивности.

Причем в отличии от музея, где бдительные бабушки непрестанно твердят: «руками не трогать», здесь элегантные молодые люди любезно предлагают открыть витрину и дать подержать в руках, дабы внимательно осмотреть, любую из выставленных вещей, – будь то табакерка работы Фаберже, или медальон Николая II в изящной раме украшенной бриллиантами.
В этот раз на аукционе Кристис было выставлено 166 лота. Изделия, многие из которых, принадлежали царской семье или их ближайшему окружению, выполнены из серебра, бронзы, золота, причем немало с клеймом Фаберже. Портсигары, шкатулки, рамки для фотографий, лорнеты, табакерки, мундштуки, фигурки животных, статуэтки, столовые приборы, посуда, вазы, письма, открытки, телеграммы – такой набор обыденных, для прошедших столетий вещей, был выставлен для продажи.

На аукционе у каждого изделия существует диапазон предполагаемой цены, которую устанавливает эксперт, предварительно согласовав его с продавцом. Если ни кто из покупателей не дает минимальную указанную цену – лот снимается с торгов. Бывает, что лот уходит за цену, лежащую в названом экспертом диапазоне, но чаще значительно превышает верхний предел. Как, к примеру, произошло на торгах 15 апреля: серебряное, с частичной позолотой блюдо, украшенное гравированной и тисненой серебряной салфеткой эмитирующей шёлковое кружево, было продано за $62 500 , при предполагаемой цене $4 000-$6 000.

Интересно, что присутствовать на торгах может каждый, без предварительной записи, а вот что бы участвовать в торгах, с целью что-либо приобрести, необходимо зарегистрироваться через интернет. Причем, вероятно, будут потребованы документы, удостоверяющие вашу платежеспособность. Поэтому если вы еще не готовы к покупке, то стоит просто прийти и посмотреть, как происходят торги. В этом действе, определенно есть изящество, азарт и драма.

В этот раз торги прошли весьма успешно, практически все было распродано.

Для наглядности, приведу несколько примеров лотов выставленных на аукционе Кристис 15 апреля 2013 г.

Центральным и самым дорогим лотом была розовая презентационная фарфоровая ваза 1908 года, с инициалами императора Николая и императрицы Александры, украшенная серебряными ручками в виде грифонов работы Фаберже, из нью-йоркской частной коллекции, сделанная для важного подарка, но так и оставшаяся в хранилище кабинета Николая II. Позже ее приобрела американка Индия Эрли Миншалл. С тех пор ваза несколько раз продавалась на торгах, причем стоимость ее при продаже каждый раз росла.

Она была продана за $483 750, при предположительной максимальной цене $250 000.

Папка с письмами и телеграммами великих князей Марии Александровны и Александра Александровича, включая письма к графине Толстой была продана за $43 750, а несколько папок с аналогичными письмами так и не нашли своего покупателя и были сняты с торгов.

Большой интерес на торгах вызвал фалеристический раздел Золотой Орден св. Анны, II степени ушел за $6 000, св . Владимира, II степени за $4 500.

A GOLD AND ENAMEL ORDER OF ST. ANNE SECOND CLASS, WITH SWORDS
MARK OF ALBERT KEIBEL WITH THE IMPERIAL WARRANT, ST. PETERSBURG, 1899-1908

Золотой Орден св. Андрея Первозванного, I степени.
Был продан за $291 750, а орденская цепь к нему за $315 750.

Икона Казанской Божьей Матери в серебряном позолоченном окладе, расшитая жемчугом, 1880г.
Была продана за $40 000.

На следующий день, 16 апреля, прошли торги Русского искусства и Европейского серебра 19-го, начала 20 века на аукционе Сотбис (Sotheby s) , который располагается в Верхнем Манхеттене на York Avenue and 71 street .

Принцип продаж здесь тот же, но величина и размах этого аукционного дома в Нью-Йорке значительно больше. На продажу было выставлено 400 лотов. Выставка разместилась в нескольких больших залах, и чтобы хорошенько осмотреть ее, потребовалось пару часов.

Одновременно с выставкой Русского искусства и Европейского серебра, в соседних залах, проходила предпродажная выставка ювелирных украшений под названием Magnificent Jewelry, где были выставлены на торги украшения из платины и золота с уникальными драгоценными камнями. Среди них был достаточно интересный лот №387 – Exceptional Pearl-Shaped Diamond, бриллиант каплевидной формы величиной 74.79 карат, предположительная цена $9 000 000 – $12 000 000, был продан 17 апреля за $14 165 000.

Так же интересен лот № 393 – MAGNIFICENT PAIR OF PLATINUM, FANCY PINK DIAMOND AND DIAMOND PENDANT-EARCLIPS

Платиновые серьги с розовыми брильянтами 5.79 и 5.68 карат, дополненными брильянтами каплевидной формы и маркизами – 19.25 карат.
Предпродажная цена: 3 500,000 – 4 500,000, серьги не нашли своего покупателя и были сняты с торгов.

Интересно, что на торгах Русского искусства, аукциона Sotheby’s 16 апреля 2013 г. цены продаж были значительно ближе к тем, что предварительно установили эксперты, чем на торгах Christie’s 15 апреля.

Евгений Лансере (1884-1886). Скульптурная бронзовая группа “Арабская конная игра.”
Продан за $173 000 , при предварительной цене $140 000- $160 000.

Серебряный самовар Александр Кордеы, 1869 г.
Продан за $75 000 (предварительная оценка $20 000 – $30 000)

Коронационный альбом в 2-х томах, в кожаной обложке, с черно белыми фотографиями и цветными иллюстрациями коронации Императора Николая II. 1899 г Продан за $21 250 (предварительная оценка $7 000 – $10 000)

Набор для пунша, серебро инкрустированное эмалью. Овчинников. 1899-1908. Продан за $161 000 (предварительная цена $80 000- $120 000)

Самый значительный и дорогой лот: настольный портрет Императора Николая II, обрамленный бриллиантами, с бриллиантовой императорской коронной, и четырьмя вензелями. Мастер Генрих Вигстром, художник Василий Зуев, 1909 г.

Такие портреты были одними из редчайших императорских подарков и предназначались только для важных и значительных людей. При Николае II такими драгоценными портретами были награждены только девять россиян и девять иностранцев.
Продан за $413 000 (предварительная цена $200 000- $400 000)

Общая сумма продаж в этот день составила 5,673,692 USD

Известно, что во всем мире антиквариатом торгует множество галерей, салонов, лавок и магазинов. Но мировым, то есть взаимосвязанным, этот рынок делают именно аукционы. Благодаря их каталогам формируется общая база сведений о предметах антиквариата, которая позволяет следить за основными ценовыми тенденциями и в какой-то мере защищает рынок от подделок.

Достаточно часто владельцы выдающихся антикварных или художественных раритетов, решаясь их продать, прибегают к услугам аукциона, который служит для них определенной гарантией честности сделки и дает возможность, выручит хорошие деньги. Поэтому громкие и значительные события в области продаж антиквариата происходят именно на торгах ведущих аукционных домов. Благодаря аукционам такие лоты получают широкую огласку, и именно по результатам их продаж формируется элитарная мода на предметы искусства.

Так что отслеживать события, происходящие на аукционах интересно и полезно, даже если вы не собираетесь стать серьезным коллекционером.

И, даже, если мой рассказ об аукционных домах Нью-Йорка не убедил среднестатистического гражданина мира в целесообразности инвестиций в антиквариат, надеюсь, он показал что посещение этих мест увлекательный и познавательный досуг, неплохая пища для размышлений, в сочетании с бесспорным эстетическим удовольствием.

Text by Tatyana Borodina

Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможно только с разрешения автора проекта .

Аукционный дом Christie`s является на данный момент крупнейшим в мире по оборотам. Назван по фамилии его основателя, Джеймса Кристи (James Christie), который провел свои первые аукционные торги в Лондоне 5 декабря 1766. С самого начала у дома Christie"s была установка на элитарность предприятия и стремление к лидерству, которой во многом определялось списком высокопоставленных клиентов. И дому есть, чем гордиться: члены королевской семьи и аристократия нередко отправляли сюда свои коллекции, а в качестве лотов нередко выставлялись даже ценности британского национального наследия, а также полотна большинства великих европейских художников: импрессионистов, модернистов, кубистов. Золотое время в истории дома - XVIII и XIX столетия, когда прославленный Кристис проводил самые крупные торги того времени. Именно представители этого аукционного дома вели переговоры с императрицей Екатериной Великой о продаже коллекции сэра Роберта Уорпола, которая легла впоследствии в основу экспозиции Эрмитажа.

Самой дорогостоящей стала картина Винсента Ван Гога «Портрет доктора Гаше», проданная в мае 1990 г. более чем за 80 млн. долл. В июле 2001 г. работа Пабло Пикассо из серии «голубого периода» - «Женщина со скрещенными руками» - ушла за 55 млн. долл., что вдвое выше ее стартовой цены. На шедевр претендовали еще 6 покупателей, готовых отдать за него 32 млн. долл. Похожая ситуация сложилась в 1940 г. с картиной Матисса «Персидское платье». Ее удалось продать за 17 млн. долл., тогда как начальная стоимость составляла чуть меньше 12 млн. долларов.

Аукционный дом Christie"s относится к числу наиболее уважаемых организаторов торгов. Совместно с аукционным домом Sotheby"s он занимает 90% мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусства. Его ежегодный оборот составляет 1,5-2 млрд. долларов. Сегодня Christie"s предлагает своим многочисленным клиентам работы мастеров, чьи картины украшают экспозициимногих музеев мира, а также редкие книги, автомобили, сигары, коллекционные вина и другие ценности. Christie"s - это элитный аукционный дом, а потому он весьма трепетно относится к своей репутации. Все лоты обеспечиваются оценкой экспертов, поэтому и количество скандалов, связанных с этим домом, минимально.

Christie`s при каждом удобном случае не забывает отметить, что его связи с Россией уходят далеко в XVIII век, когда Джеймс Кристи помог императрице Екатерине II с приобретением знаменитой коллекции сэра Роберта Уолпола, справедливо считающейся одной из ключевых в собрании Государственного Эрмитажа. Продажи Christie`s по всему миру в 2006 году составили £2.51 миллиардов ($4,67 миллиардов). Christie`s осуществляет более 600 продаж (т.е. в среднем 2 раза в день) по 80 категориям, включая такие области, как изобразительное и декоративное искусство, ювелирные изделия, фотографии, мебель, часы, вино, машины и т.д. Christie`s располагает 85 офисами в 43 странах мира на всех пяти континентах, а также имеет 14 собственных торговых площадок (salerooms), включая Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Париж, Женева, Милан, Амстердам, Тель-Авив, Дубаи, Гонконг. Недавно дом проявил свою активность на развивающихся рынках – в России, Китае, Индии, ОАЭ. Christie`s имеет постоянный русский отдел и престижные Русские торги (Russian Sales). По признанию самого дома Русские торги продолжают оставаться одними из самых быстро растущих областей международного рынка.

В 2006 году обороты достигли $54.9 миллионов;было установлено несколько очередных рекордов. «В конце 1890-х годов участие России в международных выставках позволило прежде неизвестным российским произведениям оказаться в Америке. В начале ХХ века первая волна русских иммигрантов принесла с собой огромное число произведений искусства, что повторялось каждый раз с каждой новой волной иммиграции в течение всего ХХ века. Ностальгия и интерес к отечественной культуре, привитый русской интеллигенции с юности, заставляли их выкупать обратно их национальное достояние – процесс, который сейчас продолжается в более масштабной форме» – сообщила в своем недавнем интервью газете «Коммерсант» ведущий специалист русского отдела Christie`s в Нью-Йорке Елена Харбик. Русский отдел Christie`s ежегодно проводит продажи в апреле (Нью-Йорк) и в ноябре (Лондон). Иконы регулярно продаются на отдельном аукционе в Лондоне.

Сладкоречивый лжец: золотая эра дома Christie"s

Об основателе дома Christie"s мы знаем только в общих чертах. Известно, что Джеймс Кристи родился в шотландском городе Перт в 1730 году у матери-шотландки и отца-англичанина. После недолгой службы в королевском военно-морском флоте юноша стал работать подмастерьем аукциониста в Ковент-Гарден - фешенебельном в то время районе Лондона.

Через несколько лет, считая, что получил достаточно опыта, Кристи идет на рискованный шаг и открывает собственный аукционный дом на Pall Mall. Выбор места был сделан с пророческой прозорливостью. Пройдет несколько десятков лет, и именно эта улица станет символом роскошной жизни - средоточием джентльменских клубов и арт-центров Лондона. Первый аукцион Кристи состоялся 5 декабря 1766 года. Чистая выручка от продажи лотов, среди которых было и вино, составила 76 фунтов 16 шиллингов и шесть пенсов. Так началась более чем двухсотлетняя история крупнейшего в мире аукционного дома.

Дела сразу пошли на лад. Джеймс Кристи, казалось, так и родился - с деревянным молоточком в руках. Обладая особым шармом и даром убеждения, он мог продать все - от кухонного котелка до лишнего гроба, за что и снискал у остряков прозвище "Сладкоречивый лжец". Через несколько лет успешных продаж аукционный дом уже имел дело с работами маститых европейских художников и "старых мастеров" живописи. А сам Кристи перебрался в новый офис на Pall Mall 125, став соседом Томасу Гейнсборо, написавшему в последствии (как и сэр Джошуа Рейнолдс) портрет аукциониста.

Несколько раз сменив владельцев, портрет Джеймса Кристи нашел хозяина в лице знаменитого американского промышленника Жана Поля Гетти, купившего картину за 26 с половиной тысяч долларов в 1938 г. Это было первое крупное приобретение в сфере искусства основателя музея Гетти.

Смелости и природного таланта Кристи оказалось достаточно для успешного старта. Но, чтобы выжить в нелегком мире лондонского бизнеса, нужно было гораздо больше. И Кристи удалось увидеть в своем деле нишу, которую до него никто не успел занять - аукционист сделал ставку на современное искусство. И не прогадал. Дело в том, что в Британии в то время не существовало ни одного выставочного зала, в котором зритель мог бы познакомиться с художественными работами своих современников. Поэтому местом, где можно было увидеть картины Ландсира, Росетти или Сарджента, стал именно аукционный дом Кристи.

Еще одним успешным ходом стала установка на элитарность предприятия. Во многом это определялось списком высокопоставленных клиентов. За историю существования Christie"s сюда нередко отправляли свои коллекции члены королевской семьи и аристократия, а в качестве лотов выставлялись даже ценности британского национального наследия. Именно представители этого аукционного дома были приглашены в качестве экспертов для переговоров с российской императрицей Екатериной Великой о продаже коллекции сэра Роберта Уорпола, которая легла впоследствии в основу экспозиции Эрмитажа. Коллекция была продана за феноменальную на те времена сумму – 40 тысяч фунтов стерлингов.

Но апогеем золотой эры аукциона стала, как ни странно, Французская революция: Париж, главный арт-рынок того времени, был разрушен, и в Британию хлынули целые потоки драгоценного наследия французских аристократов – золото, живопись, все, что представляло какую-либо ценность. Революционное правительство Франции даже обратилось к Christie"s с предложением помочь продать легендарную коллекцию ювелирных украшений фаворитки Людовика XV, графини Дюбарри, погибшей на эшафоте в 1793 году. Сам Джеймс Кристи пережил графиню всего лишь на 10 лет. "Сладкоречивый лжец" умер в 1803 году, а руководить компанией стал его сын – Джеймс Кристи младший.

Ветер перемен

Эра промышленной революции означала для Christie"s новые реалии, к которым нужно было приспосабливаться. Во-первых, на смену покупателям-аристократам пришли покупатели-магнаты: основными игроками арт-рынка стали американские нувориши, такие как Эндрю Уильям Меллон или Джон Пьерпонт Морган. Аукционистам грезились большие прибыли, а значит, пора было расширять бизнес. В 1823 году Christie"s переезжает в свое новое обиталище на Кинг Стрит 8 (лондонский офис компании находится здесь по сей день).

Christie"sПомещение, отведенное для проведения аукционов, казалось огромным. Его так и назвали – Большой зал. По преданию, план его был задуман в форме шестиугольника еще Джеймсом Кристи – с тем, чтобы создать как можно больше вертикальных площадей, на которых и размещать лоты аукциона. Очевидцы позже вспоминали, что стены Большой комнаты были увешаны картинами до самого потолка.

Время "серьезного бизнеса" означала и то, что семья Кристи постепенно начала терять монополию в руководстве аукционного дома. В 1831 году к компании присоединился Уильям Мэнсон, а в 1859 году еще одним партнером аукционного дома стал Томас Вудс, и Christie"s сменила название на "Christie, Manson and Woods". А 1889 год стал последним, когда семья Кристи еще принимала участие в делах аукционного дома своего имени – ушел в отставку Джеймс Кристи четвертый. По иронии судьбы в этом же году аукцион впервые выставил на продажу работы импрессионистов – главных новаторов своего времени.

Удары судьбы

Первая половина ХХ века принесла Christie"s серьезные испытания. Сперва ударом стало появление на арт-рынке нового игрока - маститого аукционного дома Sotheby"s. Основанный на два десятилетия ранее Christie"s, он до сих пор не стоял у последнего на пути, так как занимался, в основном продажей книг. Но эра модерна принесла с собой новые искушения: расцвет живописи означал неплохую возможность заработать, и в 1913 году Sotheby"s начинает торговать картинами. Christie"s испугался не на шутку. В ответ он перестал продавать свои книги через Sotheby"s и организовал собственные продажи книжных коллекций. Так началась конкуренция двух аукционных домов, которая не прекращается и по сей день.

Крупнейшим успехом 20-х гг. стала продажа портрета миссис Дэвенпорт (1782-1784) английского портретиста Джорджа Ромни за £360 900.

Но скоро Christie"s стало не до конкурентов. Глобальная экономическая депрессия 1930-х годов и последствия Первой мировой войны истощили арт-рынок. Как мера выживания, рассматривался даже вариант о слиянии Christie"s и Sotheby"s. Из этих дискуссий ничего не получилось - имея наработанную базу в США, Sotheby"s постепенно отвоевывал позиции, и потребность в объединении отпала.

Самым же страшным ударом стали не конкуренты и даже не Великая депрессия. 16 апреля 1941 года от бомбы пострадало помещение аукционного дома на Кингс Стрит. К его возобновлению аукционисты смогли приступить только в 1953 году. Еще на дольше – до 1966 года – компании пришлось отказаться от продаж коллекционных вин, что также означало заметные финансовые потери.

Новые возможности

Встать на ноги после войны аукционному дому помогли несколько оперативных решений. Во-первых, Christie"s из элитного заведения, куда доступ имели только богачи, превратился в публичное шоу. Зал для проведения аукционов буквально наводнили телеоператоры, а о самых громких продажах рассказывали в новостях. Аукционы стали достоянием общественности, привлекая к Christie"s все больше клиентов. Параллельно руководство аукционного дома нанимает специалистов для создания пресс-офиса компании. Затем к освоению медиа-пространства добавилось овладение новыми технологиями. В 1965 году Christie"s приобрела White Bros. Printers за £38 000 и начала печатать каталоги и другие издания высокого полиграфического качества. Эффект от всей этой публичности был незамедлительным: в 1960 году Christie"s отчиталась о продажах на сумму в 2,7 млн фунтов стерлингов, а в следующем году эта цифра достигла 3,1 млн. Но гораздо более важным результатом подобных процессов стало то, что в ходе коммерциализации именно ведущие аукционные дома стали диктовать моду в искусстве.

Противостояние Christie"s и Sotheby"s возобновилось с новой силой в конце 1950-х гг. Компании буквально состязались в... чтении некрологов, выискивая потенциальные объекты для продаж.

Во-вторых, несмотря на серьезные финансовые трудности в послевоенный период, Christie"s первым среди британских аукционных домов начал работать над представительством в континентальной Европе, открыв сперва отделение в Риме. Скоро офисы компании появились в нескольких европейских странах и Christie"s сосредоточилась на Америке. Аукционный дом также расширил сферу своих особых интересов, прибавив к ним коллекционные монеты и фарфор, и увеличил штат соответствующих специалистов.

Наконец, успешным ходом стало размещение акций компании на Лондонской фондовой бирже. Это сразу принесло хорошие результаты: за пять лет доналоговая прибыть Christie"s выросла со 139 тысяч до 1,1 млн фунтов стерлингов. Компания оставалась публичной с 1973 по 1999 год, пока не стала собственностью французского мультимиллиардера Франсуа Пино.

Гигантизм как бизнес

Дальнейшее развитие компании иначе как гигантизмом назвать нельзя. Сделав первый шаг ко всемирной экспансии в Риме, через несколько лет Christie"s уже шагала семимильными шагами по всему миру. Столкнувшись в Италии со строгими законами, ограничивающими экспорт предметов искусства, аукционный дом основал в Женеве еще одну дочернюю компанию - Christie"s International SA, а в план "мирового захвата" были включены Австралия, Япония и Канада. В 1977 году Christie"s открывает зал продаж в знаменитом отеле "Дельмонико" в Нью-Йорке. Спустя год в городе появился еще один выставочный зал компании, а продажи в США приобрели для аукционного дома первоочередную важность. Окончательно репутация Christie"s в Штатах укрепилась в 1980 году, когда Генри Форд II обращается в компанию с предложением продать 10 картин из его коллекции импрессионистов и модернистов. Именно тогда за рекордную сумму в $5,2 млн была продана картина Ван Гога "Сад поэтов". Сегодня офисы Christie"s находятся в 43 странах мира, а постоянные аукционные залы действуют в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Цюрихе, Милане, Амстердаме, Женеве, Дубаи, Гонконге и Лос-Анджелесе.

В 70-х годах внимание общественности привлекла продажа на аукционе Christie"s гардероба Коко Шанель из 40 платьев, принесшая £43 250.

Все это время компания продолжает устанавливать рекорды аукционных торгов. Одним из самых ярких успехов 60-х стала продажа картины "Леди из Шалотта" Холмана Ханта за $27 950 - самую большую сумму, которую когда-либо давали за картины прерафаэлитов. А продажа в 1965 году коллекции Кука (живопись старых мастеров) окончательно утвердила репутацию аукционного дома. Портрет Титуса, сына Рембрандта Ван Рейна, был продан за сумму, которая превзошла все ожидания, - $2,2 млн.

Количеством рекордных продаж на аукционе Christie"s отличился 1987 год. В частности за $39,9 млн ушла с молотка знаменитая картина Ван Гога "Подсолнухи", за $6,4 млн был продан бриллиант грушевидной формы массой 65 карат и Bugati Type 41 Royale 1931 года за $9,8 млн.

В последние годы аукционный дом все более уделяет внимание драгоценностям. Их стабильная распродажа помогла Christie`s International поднять свои доходы в первой половине 2008 года. Если общая выручка от продаж компании поднялась на 10 процентов, то продажа драгоценностей, жадеита и часов поднялась на 34 процента и выручка от них составила $275 млн.

Рецепт от кризиса

Мировой экономический кризис, начавшийся в третьем квартале 2008 года, принес Christie’s падение продаж на 19% (у главного конкурента - Sotheby’s - сокращение составило 15%). Тем не менее аукционный дом в 2008 году продал 629 произведений искусства за суммы, превышающие миллион долларов. Лучшим лотом стали "Кувшинки" Клода Моне, ушедшие с молотка за 80,5 миллиона. Вторую позицию в десятке самых дорогих работ занял триптих Фрэнсиса Бэкона - 51,7 миллиона, третью - картина "№15" Марка Ротко (50,4 миллиона). Суммарный итог торгов за год составил 5,1 миллиарда долларов. А в начале 2009 года аукционный дом выиграл состязание с Sotheby’s за право выставить на торги художественную коллекцию Ива Сен-Лорана. Эксперты оценили это собрание в 300 млн евро. Торги, которые французская пресса уже успела назвать "аукционом столетия", состоятся в парижском Гран-Пале 23-25 февраля. В их преддверии директор департамента "Искусство импрессионизма и модернизма" Christie`s Мэтью Стивенсон озвучил свои рекомендации для коллекционеров и инвесторов в условиях кризиса: "В сложные времена всегда покупайте лучшее".

Интересные факты

* В 1962-м, когда Карибский кризис становился все напряженнее, глава компании Питер Ченсе тайно проник на Кубу, пытаясь найти имущество аукциона, национализированное в 1959 году после прихода Кастро к власти. И хотя оценочная комиссия прибыла с каталогом ценностей, её усилия не увенчались успехом.

* В конце 60-х, через пять лет после неудачи в Кубе, Christie"s смог установить успешные торговые отношения с СССР, продав 1700 приборов из обеденного сервиза, изготовленного в 1830 году, принадлежащего ранее царю Николаю Первому, на сумму 65,751 фунтов ($193 308).

* В январе 1967 года, к 200-летию со дня своего основания Christie"s организовала года огромную выставку. Около 60 известнейших картин, побывавших в стенах аукциона, были одолжены у владельцев и выставлены на публику. Общая стоимость этих работ, влючая портрет основателя компании кисти Гейнсборо, составляла около $5 млн.

* В конце 2008 года представители Christie`s среди наиболее перспективных называли рынок... икон, ведь потенциальных покупателей, людей из стран, где принято православие, становится все больше.

* В ноябре 2008 года Christie’s привез свои шедевры и в Киев: 18 полотен старых мастеров, русских и украинских современников, среди которых - работы кисти Каналетто, Франса Халса, Натальи Гончаровой и Казимира Малевича. Изюминками выставки единодушно были признаны две работы Каналетто - "Площадь Св. Марка в Венеции" и "Вид на Большой Канал в Венеции". Стоимость каждой из них - не менее 4 млн евро. Украинская живопись, кроме Малевича, была представлена работами Давида Бурлюка.

*В феврале 2009 года фото обнаженной Мадонны, сделанное Ли Фридлэндером для журнала Playboy в 1979 году, было продано на Christies за $37,5 тыс.

Два раза в год аукционный дом Christie"s устраивает в Лондоне аукцион русского искусства, а в остальное время гордится установленными на них рекордами и без устали напоминает о связи с нашей страной, которая образовалась еще в XVIII веке. Тогда основатель дома Джеймс Кристи помог императрице Екатерине II приобрести коллекцию сэра Роберта Уолпола, составившую основу коллекции Государственного Эрмитажа. С тех пор дружба России с Christie"s только крепнет

П опав в штаб-квартиру Christie"s на Кинг-стрит, мы понятия не имели, как в ней все устроено, и уж тем более предположить не могли, что под нашими ногами, твердо стоящими на узорном ковре в фойе, скрывается большое хранилище с русским искусством. Пока культурное население Москвы мечтает заглянуть за кулисы Пушкинского музея, Эрмитажа или Третьяковской галереи и не имеет такой возможности, а мы разделяем их неосуществленные желания, заграничные музеи, галереи и театры оказываются более доступными. Хранилище Christie"s - место столь же сакральное, что и костюмерная Большого театра или цеха Ansaldo в Милане, где создают монументальные декорации к спектаклям La Scala. Если в последние два места периодически водят с экскурсиями, а хранилище РГБИ, например, даже открывают для всех желающих в рамках "Библионочи", то за кулисы одного из старейших аукционных домов попасть, не будучи причастным к нему, практически невозможно. Christie"s показали нам кулуары, оставив на десерт отсек с русским искусством, но, как это часто бывает, не разрешили ничего сфотографировать. Впрочем, после женевского музея Patek Philippe, где на входе у каждого посетителя отбирают все вещи вплоть до мобильных телефонов, такими запретами никого не удивишь.

Если войти в здание по адресу Кинг-стрит, 8 и свернуть налево от главной лестницы, вы увидите железную дверь, которую можно открыть лишь по специальному пропуску. За ней спрятана небольшая винтовая лестница, украшенная афишами и плакатами. Спустившись под землю, на цокольный этаж, вы найдете хранилища русского, исламского, индийского искусства, где специалисты собирают лоты к грядущим торгам. Перед входом в каждую наглухо закрытую комнату испытываешь замешательство - как в тот миг, когда с шедевров снимают скрывающее их покрывало или когда распахивается театральный занавес. Эту минуту мы встретили в компании руководителя отдела русского искусства Christie"s Сары Мэнсфилд, которая любезно провела нас по закрытым территориям.

Если в хранилище венского музея Essl (мы вспомнили о нем на недавних торгах Christie"s, где продавали коллекцию создателя музея, австрийца Карлхайнца Эссла) нужно изо всех сил тянуть за поручни, чтобы вывезти на свет трехметровые стенды с немецкой живописью, то миниатюрный по сравнению с ним отсек русского искусства Christie"s впечатляет своим уютом и теплой атмосферой. Он похож на маленькую библиотеку в старом здании времен классицизма, какую можно встретить, например, в московской художественной школе имени Серова. На деревянных стеллажах в ряд расставлены полотна русских художников: Лентулова, Машкова, Григорьева. Над письменными столами висят полки с русскими книгами, а рядом вразнобой расставлены эмалевые фигурки, медная посуда, фарфоровые статуэтки, лампы и прочие предметы декоративно-прикладного искусства. Все сокровища - на расстоянии вытянутой руки: нет ни стекол, ни защитных оболочек. "Это большая редкость", - Сара протянула мне лампу с нежно-розовым абажуром, созданную в коллаборации "Тиффани" и "Фаберже", которая в 1901 году была приобретена императрицей Марией Федоровной. Она показала нам старинную российскую посуду, затем вытащила несколько масляных картин к грядущему аукциону и одну из них понесла в крошечную глухую комнату. "Заходите", - Сара закрывает дверь, и мы оказываемся в темноте. Здесь, под светом ультрафиолетовой лампы, эксперты Christie"s исследуют попавшие к ним предметы искусства, находя дефекты и следы реставрации - те, что не заметить ни при дневном свете, ни при электричестве. На небе того пейзажа, который она принесла для проверки, мы обнаружили темное пятно - это, по словам Сары, означает, что кто-то немного реставрировал картину через десятки лет после ее создания. Когда мы вновь вышли на белый свет, "секретное" пятно снова стало незаметным.

В других департаментах Christie"s - все те же внушительные склады, полные скульптур, холстов и подрамников, и только в одном помещении горит свет: оттуда доносятся постоянные щелчки затвора фотоаппарата. Древние китайские вазы, картины Пабло Пикассо, скульптуры Джеффа Кунса и другие предметы искусства обязательно проходят перед объективом фотографа Christie"s, который за годы работы видел едва ли не больше искусства, чем все остальные сотрудники аукционного дома. Вспоминается фотолаборатория журнала LIFE, показанная в фильме "Невероятная жизнь Уолтера Митти", где главный герой, трудящийся на своей должности уже 16 лет, погружен в работу всего журнала и знает ее от и до. На каждый из снимков для каталога у фотографа уходит 60-70 кадров и около 20 минут работы. При этом Christie"s имеют целых шесть фотостудий в особняке на Кинг-стрит, куда свозят все главные лоты.

Итоги русских недель - 2014

Эксперты Christie"s всегда говорят о русском департаменте как о самом быстроразвивающемся. Итоги последних лет это наглядно иллюстрируют. Этим летом на аукционе русского искусства Christie"s получили рекордную выручку - £24 миллиона, примерно на £200 тысяч обогнав своего главного конкурента - старейший аукционный дом Sotheby"s. Если заглянуть в 2013 год, то тогдашние £12,4 миллиона на 49% превысили выручку аналогичных торгов 2012 года.

24 ноября 2014 теперь особенная дата в календаре Christie"s. В этот день был установлен абсолютный рекорд на произведение, проданное в рамках русских торгов. Так, полотно Валентина Серова "Портрет Марии Цетлин" ушло с молотка за £9,3 миллиона ($14,5 миллиона). В список десяти топ-лотов также вошли "Портрет Александра Тихонова" Юрия Анненкова (куплен за £4 миллиона дилером из России), две картины Бориса Григорьева, изделия фирмы "Фаберже", редкая советская ваза, выпущенная на Государственном фарфоровом заводе в Петербурге, и другие произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Аукцион Christie"s, посвященный печатной продукции, в рамках которого были выставлены русские книги, прошел в Южном Кенсингтоне на следующий день, 25 ноября. На продажу было выставлено 205 предметов, в числе которых - 38 лотов с русским провенансом, например посвященный Симону Чиковани перевод "Фауста" Гете (выполнен Борисом Пастернаком), который ушел с молотка за £6875 ($10766), а также другие ценные документы. Теперь деятельность русского департамента ненадолго притихнет перед тем, как начнется подготовка к летнему аукциону 2015 года.

Первый ряд

Два главных человека, которые продвигают русский департамент, - это Алексей Тизенгаузен и Сара Мэнсфилд. Связуя Нью-Йорк, Москву и Лондон, они вместе уже десять лет. возглавляет международный департамент русского искусства Christie"s 23 года и знает его лучше, чем кто-либо другой. В послужном списке Тизенгаузена значатся крупные продажи коллекций "Фаберже" в конце 1990-х, а особенно внушительная - в 2007 году, когда Christie"s удалось продать яйцо Фаберже из коллекции Ротшильдов за $18,5 миллиона и установить новый ценовой рекорд. Он также занимается каталогизацией всех произведений искусства, попадающих в русские департаменты, и является обязательной фигурой на всех предаукционных вернисажах Christie"s, проходящих в Москве.



наведывается в Россию чаще других: совершая по несколько деловых визитов в год, она обзавелась массой друзей в Москве, отточила знание русского языка и приобрела важные записи в своей биографии. Усилиями госпожи Мэнсфилд, которая в основном занимается русской живописью, в последние годы Christie"s удалось продать несколько произведений искусства за рекордные суммы. Самый яркий пример - "Цветы" Натальи Гончаровой, которые в 2008 ушли с молотка более чем за $10 миллионов, установив рекорд стоимости работ художницы. Другие крупные достижения - это продажа полотен Абрама Архипова ("На рынке"), Ивана Айвазовского ("Американское судно у скал Гибралтара") и Константина Сомова.

Русский контекст

К неделям русских торгов в Лондоне, которые кроме Christie"s провели также Sotheby"s, Bonhams и MacDougall"s, была приурочена целая плеяда мероприятий. Стоит отметить, что ни санкции, ни общая ситуация в мире не препятствуют тому, чтобы перекрестный год культуры России и Великобритании завершился удачно. Интерес к русской культуре не только не угасает, но, напротив, разгорается. Итоги торгов этого года, а также очень русские для Лондона осенние месяцы и декабрь тому подтверждение.

Лондонская галерея Pace, например, всегда стоящая в первом ряду на арт-ярмарках и имеющая десять площадок по всему миру (чуть-чуть не дотягивая до Gagosian Gallery), 25 ноября открыла в одном из своих пространств крупную выставку Ольги Чернышовой. Эта московская художница, знаменитая своими проектами на международных биеннале (в 2001, например, она представляла Россию в Венеции), впервые попала в Pace и сразу оказалась на Лексингтон-стрит, заняв площадку почти на два месяца. Чернышова свободно работает в разных медиа, преуспевая как в графике, фотографии и живописи, так и в создании видеоинсталляций. Все жанры смешаны воедино в лондонской Pace, образуя общее полотно, которое раскрывает Россию в целом и Москву в частности. Интересно, что параллельно с лондонской выставкой Чернышову также показывают в Антверпене: там ее произведения смешаны с постоянной коллекцией музея, и, стоит отметить, контрастируют они с ней не менее ярко, чем работы Вима Дельвуа и привычные нам залы Пушкинского .

Отметим также открытие нового здания обрусевшего аукционного дома Phillips на Беркли-сквер, активное участие русских коллекционеров в октябрьской неделе Frieze Art Week , показ спектакля "Как вам это понравится" по пьесе Шекспира "Сон в летнюю ночь" на сцене Центра Барбикан и другие связанные с Россией события осени.

Пожалуй, главное русское мероприятие декабря принял в своей галерее Чарльз Саатчи. Он решился примирить Россию с остальным миром и смешал в одной выставке "Пост-поп: встреча Востока и Запада" работы художников из США, Великобритании, Китая, Тайваня, России и стран СНГ. Так, видеоинсталляции AES+F, живопись Эрика Булатова и Владимира Дубосарского, инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых в ней сочетаются с работами китайского активиста Ай Вэйвэя, американского скульптора Даниэля Аршама, иконических послевоенных художников Жан-Мишеля Баския и Кита Харинга, а также экспонатами от британцев Гленна Брауна, Гэри Хьюма, Марка Куинна и многих других. Вехи XX столетия в работах художников того времени и их отголоски в современном искусстве можно изучить с 26 ноября по 23 февраля 2015 года.

Основан еще в 1766 году, Джеймсом Кристи, Аукцион Кристис проводил самые большие аукционы в 18-ом, 19-ом и 20-ом столетии. На сегодняшний день, Аукцион Кристис, остается популярной витриной для всего уникального и прекрасного. На Аукционе Кристис ежегодно предлагается более 450-ти предметов искусства из 80-ти категорий. Сюда входят все области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, ювелирные изделия, фотографии, предметы коллекционирования, вино и многое другое. Цены варьируются от 200 долларов и до 80 миллионов долларов.

Аукцион Кристис располагается в 53 офисах в 32 странах и в 10 торговых залах по всему миру. Сюда входят: Лондон, Нью-Йорк, Париж, Женева, Милан, Амстердам, Дубай и Гонконг. Аукцион Кристис также осуществляет международный доступ к своим продажам через Аукцион Кристис LIVE™ для своих клиентов. Это уникальное обслуживание предлагает сделать покупки онлайн, в реальном времени.

История Аукциона Кристис

1766 год

5 декабря, Джеймс Кристи, проводит продажу из своих Великих Комнат в Пэлл-Мэлл. Это первое постоянное на тот момент место для аукционов. Продажа предметов состояла из: 2-ух ночных горшков, пары простыней, 2-ух наволочек и 4-х утюгов.

1778 год

Джеймс Кристи оценивает коллекцию картин сэра Роберта Уолпоула от имени его внука Джорджа Уолпоула, 3-го графа и ведет переговоры про их продажу из Хаутона за 40 000 фунтов стерлингов с императрицей России Екатериной Великой.

1795 год

В течение пяти дней продается студия сэра Джошуа Рейнолдса за 25 000 фунтов стерлингов. После казни в 1793 году мадам дю Барри, фаворитки Людовика XVI, ее драгоценности продаются Джеймсом Кристи за 8 791 фунта 4 шиллинга и 9 пенсов.

1797 год

Картины Хогарта Модный Брак (Mariage a` la Mode), продаются за 1000 гиней (1050 фунтов стерлингов). Серия этих сатирических картин висит в Национальной галерее Лондона.

1803 год

После смерти своего отца, Джеймс Кристи, полностью ведет весь бизнес.

1823 год

Аукцион Кристис переезжает в новое помещение на 8-ую Королевскую улицу Святого Джеймса, где и появляется настоящая Лондонская штаб-квартира аукциона.

1831 год

После смерти Джеймса Кристи, Уильям Мэнсон присоединяется к фирме и называет ее «Кристиси Мэнсон» (Christie & Manson).

1848 год

Коллекция герцога Букингемского, продажа дома Стоуи (Stowe House), осуществляется в течении 40 дней за 75 562 фунтов стерлингов.

1859 год

Аукцион Кристис под именем Мэнсон и Вудс (Manson & Woods) образуется в то время, когда Томас Вудс становится ее директором. Вудс был сыном егеря Стоуи и его интерес к картинам стал очевидным партнерами Аукциона Кристис в момент продажи дома.

1876 год

Портрет Гейнсборо герцогини Девонширской становится первым произведением искусства, продающимся за 10 000 гиней (10 500 фунтов стерлингов).

1882 год

Продажа Хемилтон Палас (Hamilton Palace). Замечательная коллекция картин, образованная 10-ым герцогом Гамильтон. Разрозненная продажа, длящаяся 17 дней. В общей сложности выручка составила 392 562 фунтов стерлингов. Одиннадцать из картин покупает, недавно созданная, Национальная галерея в Лондоне.

1892 год

Аукцион Кристис продает свою первую импрессионистскую картину Абсент (L"Absinthe) Эдгара Дега за189 фунтов стерлингов. Картина и сегодня висит в Лувре.

1919 год

Последняя в этой серии продажа, состоящая из семи подарков Красного Креста, произошла в 1915 году, что принесло почти 420 тысяч фунтов стерлингов совокупного дохода. (Самые большие продажи Красного Креста произошли после Второй Мировой Войны).

1926 год

Портрет Ромни миссис Дэвенпорт (Mrs. Davenport) стал самым дорогим произведением искусства, продающимся между двумя мировыми войнами. Портрет был продан за 60 900 фунтов стерлингов и сейчас висит в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.

1941 год

Помещения Аукциона Кристис страдают от блиц-обстрелов. Фирма переезжает в дом Дерби, рядом с Оксфорд-стрит, а затем в дом Спенсера в Святом Джеймсе. И, наконец, возвращается ко вновь отстроенному зданию на Королевской улице (King Street) в 1953 году.

1958 год

Аукцион Кристис открывает свой первый зарубежный офис со своим представителем в Риме.

1965 год

Портрет Рембрандта Титус (Titus) продается за 760 000 гиней (798 000 фунтов стерлингов).

1968 год

Аукцион Кристис открывает свой первый зарубежный торговый зал в Женеве, где проводит международные ювелирные аукционы.

1969 год

Аукцион Кристис открывает офис в Париже.
Аукцион Кристис проводит свою первую продажу в Азии, в Токио.

1970 год

Портрет Веласкеса Хуана де Пареха (Juan de Pareja) получает 2 300 000 фунтов стерлингов, это первое произведение искусства, которое продается за больше, чем 1 000 000 фунтов стерлингов. Картина выставлена в музее Метрополитен в Нью-Йорке.

1973 год

Аукцион Кристис становится публичной компанией, котирующейся на Лондонской фондовой бирже.

Офисы Аукциона Кристис открыты в Амстердаме и Токио.

1975 год

Основан Южный Кенсингтонский Аукцион Кристис (South Kensington). В Женеве продается грушевидный алмаз Звезда Южной Африки за 1 600 000 швейцарских франков

1977 год

Аукцион Кристис открывает зал на Парк-авеню в Нью-Йорке. С первых же серий продаж прибыль составляет 5 000 000 фунтов стерлингов.


1980 год

Форд Коллекция импрессионистских картин продана в Нью-Йорке за 18 400 000 американских долларов. Старинная рукопись Лестер (Codex Leicester), сборник заметок и рисунков по космологии и воде, составленный Леонардо да Винчи примерно в 1508 году, проданы в Нью-Йорке за 2 200 000 американских долларов.

1984 год

Рисунки Рафаэля из знаменитой коллекции Герцога Девонширского в Четсуорте выручают 20 000 000 фунтов стерлингов. Продажа включает в себя изысканный рисунок Рафаэля Этюд головы и руки Апостола (Hand of an Apostle Study for the Head), который продается за 3 500 000 фунтов стерлингов.

1985 год

Шедевр Мантеньи, Поклонение волхвов (The Adoration of the Magi) станет самой дорогой живописью художника, когда-либо проданной в то время – 8 100 000 американских долларов. Картина сейчас висит в музее Гетти в Малибу.

1986 год

Со своей картиной La Rue Monsieur aux Paveurs, Мане становится самым дорогим художником-импрессионистом, работающим в этой технике и продаваемой картиной на Аукционе Кристис за 7 700 000 фунтов стерлингов.

Нанкине груз (Nanking Cargo) из китайского фарфора и золотые слитки, спасенные с Восточной Голландии Индиэмен, проданы в Амстердаме в общей сложностью за 10 200 000 фунтов стерлингов. Это первая продажа из категории «продажи после кораблекрушений».

1987 год

Звездный год для Аукциона Кристи. Подсолнечники (Sunflowers) Ван Гога продаются за 24 750 000 фунтов стерлингов, а вторая работа Ван Гога Мост Тренктай (Le Pont de Trinquetaille) достигает в цене 12 650 000 фунтов стерлингов. Другие дорогостоящие продажи – Библия Гутенберга (Gutenberg Bible) продана за 3 300 000 фунтов стерлингов. Безупречный 64.83-каратный алмаз класса D, за 3 900 000 фунтов стерлингов. Также был продан легковой автомобиль Бугатти Роял (Bugatti Royale) 1931 года выпуска, за 5 500 000 фунтов стерлингов.

1988 год

Портрет Ван Гога Аделина Ревукс (Adeline Ravoux) продается за 13 750 000 американских долларов в Нью-Йорке в доме Аукциона Кристи. Акробат и Молодой Арлекин (Acrobate et Jeune Arlequin) работы Пикассо - продаются за 20 900 000 фунтов стерлингов в Лондоне на Аукционе Кристи.

1989 год

Портрет Понтормо Герцог Козимо де Медичи (Duke Cosimo I de’ Medici) станет самой дорогой картиной Старого Мастера, когда-либо проданной за 35 200 000 американских долларов (на тот момент). Портрет сейчас висит в музее Гетти в Малибу.

Аукцион Кристис расширяется на Дальнем Востоке, формируется совместное предприятие. Аукцион Кристис Свайр Лимитед в Гонконге (Swire (Hong Kong) Limited.).

Новый торговый зал открыт в Мельбурне в Австралии.

1990 год

Портрет Доктор Гэчета (Portrait of Dr. Gachet) Ван Гога, становится самым дорогим произведением искусства, когда-либо продаваемым за тот период времени. Сумма продажи составила 49 100 000 фунтов стерлингов на Аукционе Кристис в Нью-Йорке.

Кабинет Бадминтон продается за 8 580 000 фунтов стерлингов или за 15 100 000 американских долларов, тем самым, установив рекорд, в продаже предметов мебели и предметов для интерьера, как произведение искусства.

1991 год

Венера Тициана (Titian’s Venus) и Адонис (Adonis) проданы за 7 500 000 фунтов стерлингов.

1992 год

Работа Микеланджело Отдых на пути в Египет (Rest on the Flight to Egypt) продан на Аукционе Кристис в Лондоне за 4 200 000 фунтов стерлингов, рекордная цена для мастера на Аукционе Кристи.

Великолепный ассирийский барельеф из Дворца Ашурнасирпал II из Нимруд (Ashurnasirpal II), датированный 9-ым столетием до н.э., обнаруженный в мужской школе в Дорсете. Барельеф установил мировой рекорд в истории продаж старины с Аукциона Кристис, и был куплен за 7 700 000 фунтов стерлингов.

Первые продажи драгоценностей в Гонконге принесли Аукциону Кристис 2 700 000 американских долларов. Ожерелье Мдивани (Mdivani) продается за 33 000 000 гонконгских долларов. Установлен новый мировой ценовой рекорд на драгоценности, а также на другие произведения искусства, проданные в Азии.

1994 год

8 декабря продажа произведений искусства из Хаутон-Холла дома Маркизы Шолмондолей (Cholmondeley), приносит сверхприбыль в 24 000 000 фунтов стерлингов.

1995 год

Драгоценности из личной коллекции принцессы Салимы Ага-хан проданы в Женеве за 27 700 000 фунтов стерлингов. Аукцион Кристис приобретает филиал в Соединенных Штатах под названием Великое Состояние Аукциона Кристис (Christie’s Great Estates).

Коллекция покойного Рудольфа Нуриева была разбросана по разным аукционам в Лондоне и Нью-Йорке. Аукционы Кристис реализовывают продажу в общей сложности на сумму более 10 000 000 американских долларов. Только за одну пару балетных тапочек получили 12 000 фунтов стерлингов.


1996 год

Впервые с 1882 года, картина ныне живущего художника, стала самой дорогой работой и продалась в течение года. Произведение живописи Женщина (Woman) Вильема де Кунинга купили в Нью-Йорке за 15 600 000 американских долларов.
Изящный рисунок Рафаэля – Этюд Головы и Руки Апостола, который был основным предметом продаж оригиналов художника из Четсуорта в 1984, появляется на аукционе снова. На сей раз, он продается за 5 300 000 фунтов стерлингов, тем самым, установив новый рекорд для художника.

1997 год

Продажи коллекций двух художников (импрессиониста и работающего в современном искусстве) Джон и Фрэнсис Л. Леб (John и Frances L. Loeb) в Нью-Йорке, получают звездные 93 000 000 американских долларов.

В Нью-Йорке Виктор и Салли Ганц делают Аукциону Кристис грандиозную историю продаж, на общую сумму 206 500 000 американских долларов (122 200 000 фунтов стерлингов). Это самая высокая цена продаж у одного владельца на аукционе.

На благотворительном гала-аукционе, в Нью-Йорке, продаются 79 Платьев из коллекции Дианы, принцессы Уэльской, за ошеломляющие деньги - 3 258 750 американских долларов (1 960 150 фунтов). Аукцион Кристис перечислил доходы от продаж в пользу Госпиталя Роял Марсден (Royal Marsden Hospital) в фонд по борьбе с раком и СПИДом.

1998 год

Продажа автопортрета Винсента Ван Гога, Портрет художника без бороды (Portrait de l’artiste sans barbe), за 71 500 000 американских долларов (42 800 000 фунтов стерлингов), пополнила список самых дорогих произведений искусства, проданных на аукционе за весь год.

Артемис С.А.(Artemis SA) приобретает Аукцион Кристис Интернешнл PLC.

2000 год

В апреле, в Нью-Йорке, новая американская штаб-квартира Аукциона Кристис открылась в Рокфеллер Плаза (Rockefeller Plaza).

Коллекция Барон Натаниэль и Альберт фон Ротшильд (The Barons Nathaniel and Albert von Rothschild) продана в июле на лондонском Аукционе Кристис за 57 700 000 американских долларов. Самая высокая цена всего за одну продажу одним владельцем в Европе. Тем самым разрушились прежние 27 мировых рекордов, в том числе девять от Старых художников из категории «один владелец».

Личная собственность Мэрилин Монро идет с молотка. В Америке вновь открыли Аукцион Кристис Рокфеллер Плаза, продажи на котором составили сумму более 13 400 000 американских долларов (8 100 000 фунтов стерлингов). Самым выдающимся лотом было платье «С Днем Рождения» Мэрилин Монро. Мэрилин одевала его 19 мая 1962 года на выступление с песней для президента Джона Ф. Кеннеди. Платье было продано чуть больше, чем за 1 200 000 американских долларов. Очередной мировой рекорд в продаже женской одежды. Также лот оказался на третьем месте среди самых высоких цен на товар от знаменитостей.

2001 год

Рисунок Микеланджело - Этюд для воскресшего Христа (Study for the Risen Christ), ранее входивший в коллекции сэра Бринсли Форд, был продан в Лондоне за 8 100 000 американских долларов. Картина Пикассо - Женский помощник крючок бюстгальтера (Femme aux bras Croix) продана за 55 000 000 американских долларов в Нью-Йорке. Картина занимает первое место, как самая дорогая работа художника и пятое место среди других произведений искусств.

В Париже на 9 авеню Матигнон, в современном новом помещении открывается Аукцион Кристи. Первая продажа состоялась 5 декабря, спустя ровно 235 лет после первой продажи Джеймса Кристи. В Лондоне продается Лошадь и Всадник (Horse and Rider) Леонардо да Винчи, заняв высокий рейтинг по цене среди Старых художников, за 8 100 000 фунтов стерлингов.

Весьма важная классическая римская мраморная статуя Дженкинская Венера (Jenkins Venus),типа Медичи, продается за 11 600 000 американских долларов (7 900 000 фунтов стерлингов), тем самым, объявляя мировой рекорд цены в категории древности, среди проданных на аукционе предметов искусств.

2002 год

Мировой рекорд среди индийских драгоценностей произошел на Аукционе Кристис в сентябре, когда Изумрудная чаша вина Мугхаль (Mughal emerald wine cup), с Джахангирского периода (1605-1627 года до нашей эры), продалась за 1 797 250 фунтов стерлингов (2 963 665 американских долларов).

2004 год

Кабинет Бадминтона продается в декабре за 19 045 250 фунтов стерлингов (36 662 106 американских долларов) в Лондоне, обновляя свой собственный рекорд. И становится самым дорогим произведением декоративно-прикладного искусства, когда-либо проданным на Аукционе Кристис.

2005 год

В Дубае открывается представительство Аукциона Кристис, наращиваются этапы новаторской общественной выставки.

2006 год

Апрель: Джудекка, Ла Донна делла Салюте и Сан Джорджо (Giudecca, La Donna della Salute and San Giorgio) от Дж. М. У. Тернера получает выдающиеся 35 656 000 американских долларов и устанавливает новый мировой рекорд на аукционах британской живописи.

В Дубае 24 мая в отеле Эмирейтс Тауер (Emirates Tower) происходят первые продажи Международного современного искусства и Современные Арт постановки.
Продажа коллекций Ее Королевского Высочества Принцессы Маргарет, графини Сноудон выручает 13 658 728 фунтов стерлингов. Коллекция создает небывалый интерес и превышает все предпродажные ожидания на 100 процентов.

Запуск LIVE ™ Кристи, сигнализирующий о новой эре в промышленности. Предлагается возможность удаленных ставок, не выходя из своего дома. Программа предлагает в режиме реального времени видео и аудио с четкими инструкциями торгов, чтобы пользователи смогли фактически посещать аукционы в торговых залах Аукциона Кристис по всему миру.

Самые ценные продажи в истории аукционов в то время. Нью-Йорк, Аукцион Кристис, продажи импрессионистов и современного искусства в ноябре составили 491 472 000 американских долларов, Проданные четыре картины Климта, возвращены наследникам Адель и Фердинанд Блох-Бауэр - одно из Наиболее горячо ожидаемых событий в истории искусства, сумма составила 192 704 000 американских доллара.

Декабрь: Дэвид Линли назначен председателем Аукциона Кристисв Великобритании.

2007 год

Международный Аукцион Кристис объявил о приобретении новой галереи Бедро Оленя (Haunch of Venison). Это известная галерея современного искусства с выставочными помещениями в Лондоне, Нью-Йорке и Берлине. Очень своевременная инициатива, чтобы выйти на основной художественный рынок и развивать его частный бизнес послевоенного современного искусства по всему миру.

В июне, Аукцион Кристис, проводит неделю импрессионистов и современного искусства, послевоенного и современного аукциона искусств в Лондоне. Продажи составляют 237 055 980 фунтов стерлингов (470 408 453 американских долларов/349 647 337 евро). Очередной раз был побит рекорд быстрых продаж. Всего за неделю в Европе создано 23 новых записи аукционов мира и 48 лотов продано более чем за 1 000 000 фунтов стерлингов.

Портрет Лоренцо Медичи от Рафаэля Санти, названного Рафаэлем (1483-1520) продан на Аукционе Кристис в Лондоне за 18 500 000 фунтов стерлингов (37 277 500 американских долларов/ 27 343 000 евро). Безусловно, цена побила мировой рекорд продаж картин художника на аукционе, и стала мировым рекордом для итальянских Старых художников.

Яйцо Ротшильда Фаберже, (Яйцо Фаберже) продано на лондонском Аукционе Кристис за 8 980 500 фунтов стерлингов (18 499 830 американских долларов / 12 509 837 евро). Новый ценовой мировой рекорд в русском искусстве (не включая картин) на аукционе.

В ноябре Аукцион Кристис празднует свое 20-ти летие в Гонконге. В историю это событие входит, как самое большое достижение на тот момент в Азии, достигнута планка в 2 000 000 000 гонконгских долларов. Осенние показатели по всем видам продаж вышли на уровень 2 100 000 000 гонконгских доллара, включая аукционы картин, часов и ювелирных изделий. Мировые аукционные рекорды установлены во всех категориях для азиатских аукционов.

2008 год

Вечерняя продажа Импрессионистов и современного АРТ искусства в июне дает доход в 144 440 500 фунтов стерлингов (283 970 023 американских долларов). Самый дорогой аукцион искусства, проводимый до этого времени в Европе. Топ-лотом был Пруд с лилиями (Le Bassin AUX Nympheas), живопись шедевра Клода Моне продалась за 40 921 250 фунтов стерлингов (80 451 178 американских долларов/ 51 683 539 евро). Для художника это был ценовой рекорд на аукционе и самая дорогая картина импрессиониста. Для Аукциона Кристис это также стало самым дорогим произведением искусства, проданным в Европе.

Кроме того, в Лондоне в июне, прошел наиболее значимый аукцион английской мебели 18-го столетия. Десять шедевров продали за 10 330 500 фунтов стерлингов (20 154 806 американских долларов / 12 995 769 евро), а четыре лота ушло за более чем 2 000 000 фунтов стерлингов. Продажу возглавлял глава Кабинета Кенуре Томас Чиппендейл. Его продажа стала лучшим примером в работе аукциона. Всего за антикварную мебель выручили 27 29 250 фунтов стерлингов (53 24 767 американских долларов). Продажа британской мебели стала самой дорогой в своей категории, проданной на аукционе.

В Нью-Йорке, картина Люсьена Фрейда «Преимущества Спящего Руководителя» (Benefits Supervisor Sleeping), продалась за 33 641 000 американских долларов, установив мировой рекорд аукционных продаж для любого живущего художника.

Алмаз 17-века Виттельсбах (Wittelsbach), подушковидный темно-серовато-синего цвета, классаVS2, весом в 35,56 карата, был продан за 16 393 250 фунтов стерлингов (24 311 190 американских долларов) установив тем самым ценовой рекорд для всех алмазов и драгоценных камней, проданных на аукционе.

2009 год

Трехдневная продажа великолепной коллекции Ив Сен-Лорана и Пьера Берже в Гранд Палас. Предложенное Аукционом Кристис сотрудничество с Пьером Берже и Ассоциацией (Pierre Berge & Associates), дало результат в виде 342 500 000 евро (304 900 000 фунтов стерлингов / 443 100 000 американских долларов) - установив рекорд в номинации «наиболее ценная частная коллекция», проданная на аукционе в Европе.

Кристис запускает «приложение» iPhone - мобильное приложение, расширяющее опыт работы компании онлайн в глобальной аудитории пользователей Apple и мобильных устройств.

Яркий розовый алмаз продан в Гонконге в декабре за 83 500 000 гонконгских долларов. (10 800 000 американских долларов) - новый рекорд цены за карат для драгоценных камней, проданных на аукционе (2 100 000 американских долларов за карат).

Вечерние торги искусства Старых художников 19-го века в декабре в Лондоне. Продажи составили 68 400 000 фунтов стерлингов (112 400 000 американских долларов) – общий рекорд для Старых художников на аукционе. Вспомогательный рисунок Рафаэля Голова Музы, используемый для выполнения фрески в Ватикане, продан за 29 200 000 фунтов стерлингов (47 900 000 американских долларов). Это была вторая высокая цена, заплаченная за Старого художника. Первое место принадлежит картине Портрет мужчины Рембрандта, ее купили за 20 200 000 фунтов стерлингов (33 200 000 американских долларов), мировой ценовой рекорд для художника на аукционе.

2010 год

Работа Пабло Пикассо Обнаженный бюст на зеленых листьях (Nude, Green Leaves and Bust) из коллекции госпожи Сидни Ф. Броуди проданы за рекордные 106 482 500 американских доллара (70 278 450 фунтов стерлингов). Мировой рекорд продажи, как самое дорогое произведение искусства проданное на аукционе. Коллекция Броуди достигла 224 177 500 американских долларов (147 957 150 фунтов стерлингов). Коллекция стала самой дорогой в общей статистике от одного владельца, выставленной на продажу на Аукционе Кристис в Нью-Йорке, продажа осуществлялась по 100 процентному жребию.

Также в мае, Коллекция Майкла Крайтона из категории современного искусства, стала самой значительной коллекцией в своей области, и была куплена за 103 330 913 американских доллара. Флаг Джаспера Джонса побил мировой рекорд продаж от художника, выйдя на уровень 28 642 500 американских долларов.

В Париже в июне, картина Голова (Tête) Амедео Модильяни побила рекорд самой высокой цены, достигнутой за произведение искусства. Продажа состоялась на аукционе во Франции за 43 185.000 евро (35 886 735 фунтов стерлингов/ 52 620 923 американских долларов). В этот период в очередной раз был побит мировой ценовой рекорд в категории произведения искусства Модильяни.

В июне на вечерних торгах в Лондоне, в номинации Импрессионисты и Модернисты были проданы картины на сумму 152 595 550 фунтов стерлингов (226 451 796 американских долларов). Общий аукционный рекорд, произошедший в Соединенном Королевстве и самый ценный в категории различных владельцев, в европейской истории арт. Рынка.

Аукцион Кристис открывает в Азии дополнительные помещения, включая, аукционную комнату и комнату для выставок. Помещение занимает 29 000 квадратных метров в центре города Гонконг.

2011 год

В Париже Аукцион Кристис предлагает коллекцию Шато-де-Гордон (Château de Gourdon). Трехдневная продажа декоративного искусства и дизайна начала 20-го века реализуется за 59 300 000 американских долларов.

Коллекция ювелирных изделий от Элизабет Тейлор. В нее вошло - изобразительное искусство, мода, декоративно-прикладное искусство и памятные вещи, продана за 183 500 000 американских долларов. Устанавливается новый рекорд по наиболее ценным ювелирным изделиям одного владельца. До этого самая дорогая коллекции на аукционе продавалась за 144 000 000 американских долларов.

Винсент ван Гог. «Вспаханное поле и пахарь». 1889. Фото: Christie"s

Сомнения в том, что оборот аукционного дома Christie’s в 2017 году будет самым большим, отпали уже в ноябре, когда на торгах в Нью-Йорке за $450,3 млн картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира». Эти 20-минутные торги вошли в историю мирового арт-рынка, зрителями прямой трансляции продажи «Спасителя мира» стали почти полмиллиона человек. А работа наверняка теперь годами будет возглавлять список самых дорогих в мире произведений искусства, проданных на торгах (обычно покупатели предпочитают совершать подобные грандиозные сделки приватно).

Суммарный оборот дома составил $6,6 млрд, что выше результатов 2016 года на 21%. Причем рост наблюдается по всем позициям (то есть Christie’s лидировал бы и без Леонардо). Значительно выросла доля покупателей из Азии, сейчас они совершают примерно треть всех покупок, и примерно половина того, что они покупают, — искусство азиатского региона. Но главной площадкой традиционно остается Нью-Йорк. Здесь продали за $262,8 млн, «Спящую музу» Константина Бранкузи за рекордные для мастера $57,4 млн, картину Винсента ван Гога за $81 млн. На долю клиентов из США пришлось 32% всех приобретений. Впрочем, британские и французские отделения аукционного дома тоже не подкачали — везде наблюдается рост. Например, подборка работ из коллекции Юбера де Живанши, выставленная на продажу в Париже в марте, была распродана на 100%.

Константин Бранкузи. «Спящая муза». Фото: Christie"s

Даже раздел русского искусства пошел в рост: осенние торги в Лондоне были успешными. «Для российского представительства Christie’s 2017 год был очень насыщенным, — говорит Дирк Болл, президент Christie’s EMERI. — Мы провели семь выставок в московском офисе, а также ряд совместных проектов, в том числе с . В 2018 году 25-летний юбилей отметит московский офис Christie’s, старейшее из аукционных представительств российской столицы. Это событие будет отмечено соответствующим образом».

В целом мировой арт-рынок снова на подъеме. Аукционный дом Sotheby’s также отчитался о , торги принесли ему $4,7 млрд, на 13,1% больше прошлогоднего итога. В нынешнем году конкуренция обещает быть острой: второй Леонардо Christie’s вряд ли подвернется, а Sotheby’s продолжает вооружаться. В придачу к консалтинговой компании Art Agency, Partners (эксперты которой, кажется, знают всех покупателей искусства в мире лично) и , позволяющему рассчитать выгоду от приобретения отдельных произведений и художников, Sotheby’s только что купил нью-йоркский стартап под названием Thread Genius, который использует технологию распознавания изображений. Алгоритм Thread Genius идентифицирует поток изображений произведений искусства и выбирать из него то, что может подойти вкусу и бюджету конкретного покупателя.