Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии праздников  /  Артемида в римской мифологии. Богиня артемида кратко

Артемида в римской мифологии. Богиня артемида кратко

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов...

  • Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого брата громовержца Зевса, колебателя земли Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем...

  • Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный братЗевса, Аид. Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем...

    Великая богиня Гера, жена эгидодержавного Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка...

    Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона, гонимая гневом богини Геры, нигде не могла найти себе приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету...

    Вечно юная, прекрасная богиня родилась на Делосе в одно время с братом своим, златокудрым Аполлоном. Они близнецы. Самая искренняя любовь, самая тесная дружба соединяют брата и сестру. Глубоко любят они и мать свою Латону...

    Самим Зевсом рождена была богиня Афина-Паллада. Зевс-громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола...

    В гроте горы Киллены в Аркадии родился сын Зевса и Майи, бог Гермес, посланник богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний край света в своих крылатых сандалиях, с жезлом-кадуцеем в руках...

    Бог войны, неистовый Арес, - сын громовержца Зевса и Геры. Не любит его Зевс. Часто говорит он своему сыну, что он самый ненавистный ему среди богов Олимпа. Зевс не любит сына за его кровожадность...

    Не изнеженной, ветреной богине Афродите вмешиваться в кровавые битвы. Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром. Только воительница Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу...

    Гефест, сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына...

    Могущественна великая богиня Деметра. Она дает плодородие земле, и без ее благотворной силы ничто не произрастает ни в тенистых лесах, ни на лугах, ни на тучных пашнях. Была у великой богини Деметры юная прекрасная дочь Персефона...

    С незапамятных времен установился в мире такой порядок. Богиня ночи Никта проезжает по небосклону в колеснице, запряженной черными конями, и закрывает землю своим черным покрывалом. Вслед ей белые круторогие быки медленно влекут колесницу богини луны Селены...

    И родился у умирающей Семелы сын Дионис, слабый, неспособный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен был на гибель в огне. Но разве мог погибнуть сын великого Зевса. Из земли со всех сторон, как по мановению волшебного жезла, вырос густой зеленый плющ. Он прикрыл от огня своей зеленью несчастного ребенка и спас его от смерти...

    Пан, хотя и являлся одним из древнейших богов Греции, имел в гомеровскую эпоху и позже, вплоть до II в. до н.э., мало значения. Уже то, что бог Пан изображался как получеловек - полукозел (пережиток тотемизма), указывает на древность этого бога...

    Жили однажды царь и царица и было у них три дочери. Красивыми уродились старшие дочери, но с младшей, по имени Психея, никто не мог сравниться красотой. Прекраснее всех иа земле была она, со всех стран стекались а город люди, чтобы полюбоваться на нее. Каждый восхищался ее очарованием и прелестью и находил ее похожей на Венеру...

    Сайт [ ex ulenspiegel.od.ua ] 2005-2015

    Вступая по следам Гомера и других греческих поэтов в созданный их воображением Олимп, мы сталкиваемся с богами, образы которых разительно отличаются от всего того, что входит в наше понятие "бог". Богам Олимпа не чуждо ничто человеческое...

    Николай Кун

    Вечно юная, прекрасная богиня родилась на Делосе в одно время с братом своим, златокудрым . Они близнецы. Самая искренняя любовь, самая тесная дружба соединяют брата и сестру. Глубоко любят они и мать свою Латону.

    Всем дает жизнь . Она заботится обо всем, что живет на земле и растет в лесу и в поле Заботится она о диких зверях, о стадах домашнего скота и о людях. Она вызывает рост трав, цветов и деревьев, она благословляет рождение, свадьбу и брак. Богатые жертвы приносят греческие женщины славной дочери Зевса Артемиде, благославляющей и дающей счастье в браке, исцеляющей и насылающей болезни.

    Вечно юная, прекрасная, как ясный день, богиня Артемида, с луком и колчаном за плечами, с копьем охотника в руках, весело охотится в тенистых лесах и залитых солнцем полях. Шумная толпа нимф сопровождает ее, а она, величественная, в короткой одежде охотницы, доходящей лишь до колен, быстро несется по лесистым склонам гор. Не спастись от ее не знающих промаха стрел ни пугливому оленю, ни робкой лани, ни разъяренному кабану, скрывающемуся в зарослях камыша. За Артемидой спешат ее спутницы-нимфы. Веселый смех, крики, лай своры собак далеко раздаются в горах, и отвечает им громко горное эхо. Когда же утомится богиня на охоте, то спешит она с нимфами в священные Дельфы, к любимому брату, стреловержцу Аполлону. Там отдыхает она. Под божественные звуки золотой кифары Аполлона водит она хороводы с музами и нимфами. Впереди всех идет в хороводе Артемида, стройная, прекрасная; она прекраснее всех нимф и муз и выше их на целую голову. Любит отдыхать Артемида и в дышащих прохладой, увитых зеленью гротах, вдали от взоров смертных. Горе тому, кто нарушает покой ее. Так погиб и юный Актеон, сын Автонои, дочери фиванского царя Кадма .

    Актеон

    Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"

    Однажды охотился Актеон со своими товарищами в лесах Киферона. Настал жаркий полдень. Утомленные охотники расположились на отдых в тени густого леса, а юный Актеон, отделившись от них, пошел искать прохлады в долинах Киферона. Вышел он на зеленую, цветущую долину Гаргафию , посвященную богине Артемиде. Пышно разрослись в долине платаны, мирты и пихты; как темные стрелы высились на ней стройные кипарисы, а зеленая трава пестрела цветами. Прозрачный ручей журчал в долине. Всюду царила тишина, покой и прохлада. В крутом склоне горы увидел Актеон прелестный грот, весь обвитый зеленью. Он пошел к этому гроту, не зная, что грот часто служит местом отдыха дочери Зевса, Артемиде.

    Когда Актеон подошел к гроту, туда только что вошла Артемида. Она отдала лук и стрелы одной из нимф и готовилась к купанью. Нимфы сняли с богини сандалии, волосы завязали узлом, и уже хотели идти к ручью зачерпнуть студеной воды, как у входа в грот показался Актеон. Громко вскрикнули нимфы, увидав входящего Актеона. Они окружили Артемиду, они хотят скрыть ее от взора смертного. Подобно тому как пурпурным огнем зажигает облака восходящее солнце, так зарделось краской гнева лицо богини, гневом сверкнули ее очи, и еще прекраснее стала она. Разгневалась на то Артемида, что Актеон нарушил ее покой, в гневе Артемида превратила несчастного Актеона в стройного оленя.

    Ветвистые рога выросли на голове Актеона. Ноги и руки обратились в ноги оленя. Вытянулась его шея, заострились уши, пятнистая шерсть покрыла все тело. Пугливый олень обратился в поспешное бегство. Увидел Актеон свое отражение в ручье. Он хочет воскликнуть: "О, горе!" - но нет у него дара речи. Слезы покатились у него из глаз - но из глаз оленя. Лишь разум человека сохранился у него. Что делать ему? Куда бежать?

    Собаки Актеона почуяли след оленя; они не узнали своего хозяина и с яростным лаем бросились за ним.

    Через долины по ущельям Киферона, по стремнинам гор, через леса и поля, как ветер, несся прекрасный олень, закинув на спину ветвистые рога, а за ним мчались собаки. Все ближе и ближе собаки, вот они настигли его, и их острые зубы впились в тело несчастного Актеона-оленя. Хочет крикнуть Актеон: "О, пощадите! Ведь это я, Актеон, ваш хозяин!" - но только стон вырывается из груди оленя, и слышится в этом стоне звук голоса человека. Упал на колени олень-Актеон. Скорбь, ужас и мольба видны в его глазах. Неизбежна гибель, - рвут его тело на части рассвирепевшие псы.

    Подоспевшие товарищи Актеона жалели, что нет его с ними при таком счастливом лове. Дивного оленя затравили собаки. Не знали товарищи Актеона, кто этот олень. Так погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды, единственный из смертных, видевший небесную красоту дочери громовержца Зевса и Латоны.

    Примечания:

    Артемида (у римлян Диана) - одна из древнейших богинь Греции. Как можно предполагать, Артемида - богиня-охотница - первоначально была покровительницей животных, как домашних, так и диких. Сама Артемида в древнейшее время изображалась иногда в виде животного, например, медведицы. Так изображалась Артемида брауронская в Аттике, недалеко от Афин. Затем Артемида становится богиней охранительницей матери во время рождения ребенка, дающей благополучные роды, Как сестра Аполлона, бога света, она считалась также богиней луны и отождествлялась с богиней Селеной. Культ Артемиды - один из распространенных в Греции. Знаменит был ее храм в городе Эфесе (Артемида эфесская).

    Долина в Беотии с одноименным родником, от которого через всю долину протекал ручей.

    Николай Кун. Легенды и мифы Древней Греции

    Добавлено ок. 2006-2007 гг.

    Дарья, 11 лет.

    Краснодарский край,Россия, Новороссийск

    #2237

    Мне в общем-то нравится сайт! Сайт хороший, но есть 1-но НО, на сайте иногда нет достающих материалов и Рисунков! Администрация я Вас очень прошу, выкладывайте больше материала и тогда сайт будет просто замечательным! Спасибо за внимание!! Благодарю!

    #1787

    Почему здесь не сказано какого цвета одежда Артемиды(((((((((((Пошла у учителя истории спрашивать

    Сказание.info

    Малиновые штаны. Она же богиня. Как можно не знать?

    из Москвы

    #1389

    Ну почему нет мифа об Артемиде? Ладно... пошла дальше мифы про неё искать(((

    10 марта 2019 г.

    прощёное воскресенье в православии

    1762 г. - в Тулузе подвергся колесованию протестант Жан Каллас, что послужило поводом для начала кампании Вольтера за религиозную терпимость

    1957 г. - родился Осама бен Ладен, саудовский шейх, лидер исламской террористической организации «Аль-Каида»

    1982 г. - «Парад планет», ожидался Конец Света

    Случайный Афоризм

    Точка зрения, будто верующий более счастлив, чем атеист, столь же абсурдна, как распространённое убеждение, будто пьяный счастливее трезвого.

    Случайный Анекдот

    Никсон спросил у бога, когда в США кончится безработица. - Через двадцать лет, - ответил бог. - Жаль, это будет уже не при мне! - Сказал Никсон. Брежнев спросил у бога, когда в России наступит счастливая жизнь. - Жаль, это будет уже не при мне! - ответил бог.Мир в году 920 после Сотворения

    Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

    Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

    Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

    …Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

    Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

    Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

    Дагестанцы - термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

    Черкесы (самоназв. - адыге) - народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие - мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

    [ глубже в историю ] [ последние добавления ]

    Называли Артемидой. Значение этого имени до сих пор точно не определено, некоторые утверждают, что оно переводится как «медвежья лапа», другие объясняют значение как «владычица», есть и те, кто считают её «убийцей». Артемида - богиня, родившаяся одновременно со своим братом-близнецом, златокудрым Аполлоном, от верховного бога Зевса и титаниды Лето. Аполлон красив и ярок, он подобен солнцу. Артемида же, как луна, таинственна и прекрасна. Очень тесная дружба и самая связывает брата и сестру на протяжении всей жизни, они глубоко почитают и любят свою мать.

    Образ жизни

    Вечно юна, девственна и очаровательна - именно такой предстает перед нами Артемида. Богиня очень любит охотиться, поэтому она постоянно носится по лесам в легкой развевающейся тунике в окружении своей свиты с луком в руках и колчаном стрел за плечами. Шестьдесят прекрасных нимф были подарены чтобы ей не было скучно во время охоты, и ещё двадцать ухаживали за её собаками и обувью. Лай своры, крики и веселый смех, издаваемые шумной толпой, были слышны далеко в горах, и им громко вторило эхо.

    Артемида - богиня охоты, она смела, быстра и прекрасно стреляет, в меткости ей просто нет равных. Никому не скрыться от её стрел, не знающих промаха: ни робкой лани, ни пугливому оленю, ни огромному разъяренному кабану. Устав от охоты, Артемида любила отдохнуть в уединении под сводами прохладного грота, увитого зеленью, вблизи звенящих ручьев и вдалеке от любопытных взоров смертных. И горе тому, кто смел нарушить её покой.

    Жестокая богиня Артемида

    Картинки, описанные в мифах, достаточно наглядно показывают её дерзкий характер. Однажды около грота, в котором отдыхала Артемида, случайно оказался юный охотник Актеон. Увидев купающуюся богиню, он был настолько поражен её красотой, что не смог сдвинуться с места. Следует заметить, что Артемида - богиня, которая никогда не отличалась девичьей мягкостью, жалостливостью и состраданием, напротив, имела агрессивный и решительный характер. Увидев охотника, она не на шутку разгневалась и плеснула ему в лицо пригоршню воды, а затем сказала, что он может идти и, если сможет, пусть каждому похвастается, что видел купающуюся Артемиду. В следующее мгновенье Актеон нащупал на своей голове рога, а подбежав к реке, он увидел в отражении, что лицо его превратилось в морду оленя, ноги и руки вытянулись, и вместо пальцев образовались копыта.

    Не на шутку испугавшись, он бросился искать своих товарищей, чтобы поведать им о случившемся, однако ни охотники, ни собственные собаки не признали его в новом образе. Смертоносные стрелы были выпущены. Довольные удачной охотой товарищи водрузили окровавленное оленье тело на плечи и отправились домой, даже не подозревая, что несут собственного друга.

    Защитница и мстительница

    Артемида - богиня диких лесов и хищников, покровительница охотников. Она проявляет заботу обо всех живущих на земле людях, диких животных и домашнем скоте, вызывает рост деревьев, цветов и трав. У Артемиды люди просили благословения на рождение ребенка и счастливый брак. И все-таки основными её чертами были непреклонность и беспощадность, кровь и мучения доставляли ей определенное удовольствие. Стрелы Артемиды часто служили орудием наказания для нарушивших обычаи и установленные правила растительного и животного миров.

    Она очень любила мать и брата, заботилась обо всем, что растет в лесу и в поле, а также о диких животных . Она любила охотиться и вечно носилась по лесам и полям с колчаном стрел и копьем в сопровождении любимой лани. Артемида ходила в короткой одежде охотницы, очень метко стреляла.
    Ее сопровождали нимфы и свора собак. Любила Артемида не только охоту, но и уединение, прохладные гроты, увитые зеленью, и горе тому смертному, кто нарушит ее покой. Юный охотник Актеон был превращен в оленя только за то, что осмелился взглянуть на прекрасную Артемиду. Устав от охоты, она несется к брату Аполлону в Дельфы и там водит хороводы с нимфами , и музами . В хороводе она прекраснее всех и выше всех на целую голову. Как сестра бога света она часто отождествляется с лунным светом и с богиней Селеной . В честь нее был построен знаменитый храм в Эфесе. Люди приходили в этот храм, чтобы получить от Артемиды благословение на счастливый брак и рождение ребенка. Считали также, что она вызывает рост трав, цветов и деревьев.

    Гомер посвятил Артемиде гимн:

    Песня моя к златострельной и любящей шум
    Артемиде, Деве достойной, оленей гоняющей, стрелолюбивой,
    Одноутробной сестре златолирного Феба-владыки.
    Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра,
    И иа тенистых отрогах свой лук всезлатой.напрягает,
    Стрелы в зверей посылая стенящие. В страхе трепещут
    Главы высокие гор. Густотенные чащи тесные
    Стонут ужасно от рева зверей. Содрогается суша
    И многорыбное море. Она же с бестрепетным сердцем
    Племя зверей избивает, туда и сюда обращаясь.
    После того, как натешится сердцем охотница-дева,
    Лук свой красиво согнутый она наконец ослабляет
    И направляется к дому великому милого брата
    Феба, царя-дальновержца, в богатой округе дельфийской...

    «медвежья богиня», «владычица», «убийца»), в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона (Hes. Theog. 918). Родилась на острове Астерия (Делос). А. проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком, её сопровождает свора собак (Hymn. Hom. XXVII; Callim. Hymn. Ill 81-97). Богиня обладает решительным и агрессивным характером, часто пользуется стрелами как орудием наказания и строго следит за исполнением издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир. А. разгневалась на царя Калидона Ойнея за то, что он не принёс ей в дар, как обычно, в начале жатвы первые плоды урожая, и наслала на Калидон страшного вепря (см. в статье Калидонская охота); она вызвала раздор среди родичей Мелеагра, возглавлявшего охоту на зверя, что привело к мучительной гибели Мелеагра (Ovid. Met. VIII 270-300, 422-540). А. потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, предводителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань А. и похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко её убить. Тогда А. в гневе наслала безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Через прорицателя была передана воля богини, потребовавшей взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей А. унесла Ифигению с жертвенника (заменив её ланью) в Тавриду, где та стала жрицей богини, требующей человеческих жертв (Eur. Iphig. А.). А. Таврической приносили человеческие жертвы, о чём свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы А. (Eur. Iphig Т.). Перед А. и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший керинейскую лань с золотыми рогами (Pind. 01. Ill 26-30). Эти факты, подчёркивающие губительные функции богини, связаны с её архаическим прошлым - владычицы зверей на Крите. Именно там ипостасью А. была нимфа-охотница Бритомартис. Древнейшая А. - не только охотница, но и медведица. В Аттике (в Бравроне) жрицы А. Вравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались медведицами (Aristoph. Lys. 645). Святилища А. часто находились вблизи источников и болот (почитание А. Лимнатис - «болотной»), символизируя плодородие растительного божества (напр., культ А. Ортии в Спарте, восходящий к крито-микенскому времени). Хтоническая необузданность А. близка образу Великой матери богов - Кибеле в Малой Азии, откуда оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие божества. В Малой Азии, в знаменитом Эфесском храме, почиталось изображение А. многогрудой (??????????). Рудименты архаической растительной богини в образе А. проявляются в том, что она через свою помощницу (в прежнем свою ипостась) Илифию помогает роженицам (Callim. Hymn. Ill 20- 25). Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона (Apollod. I 4, 1). Ей же принадлежит прерогатива приносить быструю и лёгкую смерть. Однако классическая А. - девственница и защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь (Eur. Hippol.). Перед свадьбой А., согласно обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она наполнила брачные покои змеями (Apollod. I 9, 15). Юный охотник Актеон, нечаянно подсмотревший омовение богини, был ею превращён в оленя и растерзан псами (Ovid. Met. Ill 174-255). Она же убила свою спутницу нимфу - охотницу Каллисто, превращённую в медведицу, гневаясь за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса (Apollod. Ill 8, 2). А. убила страшного Буфага («пожирателя быков»), пытавшегося посягнуть на неё (Paus. VIII 27, 17), так же как и охотника Ориона (Ps.-Eratosth. 32). А. Эфесская - покровительница амазонок (Callim. Hymn. Ill 237).
    Древнее представление об А. связано с её лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает А.-луну, тайно влюблённую в красавца Эндимиона (Apoll. Rhod. IV 57-58). В героической мифологии А. - участница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев, что объясняется малоазийским происхождением богини. А. - враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря её хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся нарушить мировой порядок. Дерзкий и необузданный Титий был убит стрелами А. и Аполлона (Callim. Hymn. Ill 110). Похвалявшаяся перед богами своим многочисленным потомством Ниоба потеряла 12 детей, также убитых Аполлоном и A. (Ovid. Met. VI 155-301).

    В римской мифологии Артемида известна под именем Дианы , считалась олицетворением луны, так же как её брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем

    Артемида (Артемис), греч., лат. Диана - дочь Зевса и титаниды Лето; богиня охоты и зверей, владычица природы, а также богиня луны. На фото: картина Батони Помпео «Диана и Купидон», 1761 год, Метрополитен-музей в Нью-Йорке.

    Была сестрой-близнецом бога света и солнца Аполлона и, согласно наиболее распространенному преданию, родилась на острове Делос (см. статью « »). Но по другой версии, Лето родила их в роще Ортигии под Эфесом; поблизости от этого места греки построили храм Артемиды, ставший одним из «семи чудес света».

    Уильям Генри Райнхарт, «Латона и ее дети, Аполлон и Диана» (1871-74), Метрополитен-музей в Нью-Йорке

    Однако где бы ни родилась Артемида, происхождение у нее явно малоазиатское; еще хетты поклонялись богине охоты Рутамиш (Ртемис), священными животными которой были олень и лань. В древнейшие времена ее культ распространился по всему греческому, а затем и римскому миру. Первоначально Артемида почиталась как повелительница природы; так как брат ее был богом солнца, Артемида, соответственно, стала богиней луны. Будучи богиней природы, она была одновременно и богиней ее плодовитости; под ее покровительством находились леса, рощи, луга, поля и, в конечном счете, все, что раньше называлось флорой, или растительным миром. Поскольку она была богиней плодовитости и плодородия, в ее компетенцию входили и роды: едва родившись, она уже помогала своей матери Лето (Латоне) родить брата Аполлона. Артемида ведала также целебными источниками; она могла наслать на людей безумие, паралич и внезапную смерть. Она ни разу не выходила замуж - так и осталась богиней-девственницей с рождения до угасания своего культа. Охота была самой сильной страстью Артемиды, поэтому художники изображали ее в виде охотницы с луком и стрелами, сопровождаемой различными животными (лебедем, львом, тигром или оленем). А поскольку охота и война когда-то были очень тесно связаны, в некоторых странах Артемида стала также и богиней войны. Как сообщали, в Спарте ей некогда приносили человеческие жертвоприношения, а позже заменили их другим обрядом: перед ее статуей бичевали спартанских юношей - это была своеобразная подготовка к мукам, которые ждали их в будущей солдатской жизни. Артемида, богиню луны, иногда путали с Селеной, так же как ее брата Аполлона - с богом солнца Гелиосом.

    Купание Дианы, Франсуа Буше, 1742

    Основным занятием Артемиды была охота; она охотилась в одиночку или в сопровождении дружины низших богинь и нимф. Наохотившись вволю, Артемида обычно отправлялась к своему брату в Дельфы и там развлекалась танцами в хороводе с харитами и пением с музами. Некоторые рассказы о ее вмешательстве в судьбы людей свидетельствуют о том, что она была скорее жестокосердной, чем женственно мягкой. Микенскому она не хотела простить, что он убил ее любимую лань, и поэтому собиралась сорвать ему поход на Трою; смягчилась она лишь после того, как он пожертвовал ей свою дочь Ифигению. Она жестоко , нечаянно подсмотревшего ее купание. Когда однажды калидонский царь Ойней забыл принести ей жертву, Артемида наслала на Калидон огромного вепря, разорявшего страну. Из ревности Артемида убила (или велела убить) прославленного охотника Ориона. За оскорбление своей матери Лето Артемида убила семерых дочерей Ниобы.

    Сюжет «Артемида и Актеон» на античной вазе

    Однако известны случаи, когда раскаяние и жертвы смягчали ее сердце. Так, например, сумел примириться с ней Геракл, хотя и поймал ее любимицу - керинейскую лань. Артемида , Ипполиту, Кефалу и другим своим почитателям и почитательницам.

    Для греков Артемида была идеалом женской красоты. Ей даже незачем было участвовать в злополучном конкурсе красоты, ставшем причиной троянской войны. Правда, она не обладала красотой величавой дамы, как Гера, или красотой достойной и мудрой Афины, или чувственной красой Афродиты - но, как сказали бы мы сегодня, она была прекрасна как спортсменка, каких мы встречаем на спортплощадках и в плавательных бассейнах. Возможно, поэтому грекам, высоко ценившим спортивные и воинские занятия (у них это были близкие понятия), именно Артемида больше всего импонировала своей внешностью. А затем и римлянам, которые отождествили ее с древней италийской богиней Дианой.

    На фото: развалины храма Артемиды в современной Турции. На заднем плане византийская крепость, церковь Св. Иоанна и мечеть XIV века.

    Греки посвятили Артемиде ряд великолепных храмов и святилищ: в аттическом Бравроне, в Спарте, на Делосе, в Магнесии над Меандром, в лидийских Сардах и т. д.; священный участок был у нее и на афинском Акрополе. В Риме ей поставили храм на Авентине; из остальных ее храмов в Италии самым значительным был храм Дианы Неморенской в Ариции, куда в основном паломничали женщины. Но всех лучше был храм Артемиды в Эфесе (Ортигии) - первый храм в ионическом стиле. Его строительство началось в сер. 6 в. до н. э. и закончилось более чем сто лет спустя.

    В 356 г. до н. э. его поджег Герострат, в 334 г. до н. э. храм был восстановлен по планам архитектора ДейнократАртемида Храм последовательно становился жертвой готов, землетрясений и эдикта императора Феодосия I против языческих храмов (383 н. э.). Остатки его развалин были обнаружены в 1869 г. британским археологом Д. Т. Вудом.

    Знаменитая статуя «Диана Версальская» находится в Лувре

    Первоначально греки изображали Артемиду в виде богини с месяцем, затем - с крыльями и в длинном облачении (и она походила на христианского ангела), иногда - как богиню плодородия - с множеством грудей, и наконец - в виде стройной девушки в простом, высоко подоткнутом и подпоясанном одеянии без рукавов, в охотничьих сандалиях и с короткой прической. Так выглядит, например, знаменитая «Артемида Версальская», римская копия оригинала Леохара (ок. 330 до н. э., Париж, Лувр) - пара к «Аполлону Бельведерскому». Из многочисленных статуй Артемидаы-охотницы отметим римскую копию эллинистического оригинала, хранящуюся в Национальном музее в Неаполе. Сохранилось несколько копий и имитаций архаических малоазиатских статуй, изображающих Артемиду - ортигийскую богиню плодородия (самые известные - в Национальном музее в Неаполе и в Эфесском музее в Сельчуке). В сер. 18 в. в Помпеях была обнаружена статуя Артемиды с волосами, имевшими покрытие из чистого золота, в голубом одеянии с красной каймой, с желтыми и розовыми ремешками на сандалиях, с карминовыми ногтями и с ярко-красным ртом. Эта важная археологическая находка послужила одним из первых доказательств, что греческие скульпторы колорировали свои произведения.

    Телеведущая Мария Кравцова (Марика) в образе Артемиды в календаре Микеле Чеппи.

    В античной вазописи насчитывается около 400 изображений Артемиды, одно из самых знаменитых - в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже («Артемида с лебедем» работы так наз. «художника Пана», 5 в. до н. э.). Архаическая статуэтка Артемиды (ок. 650 г. до н. э.), найденная в 1878 г. на острове Делос, числится в Афинском национальном археологическом музее под инвентарным номером 1.

    У художников нового времени Артемида (Диана) пользовалась не меньшим успехом, чем у античных. Из статуй назовем три «Дианы»: Гудона (1790, Лувр), Вассе (1760-1765, Потсдам, дворец Сан-Суси) и Ф. Щедрина (1798). Наиболее известные картины: «Актеон и Артемида» Д. Венециано (1445-1450), «Купание Дианы» Пальмы Старшего (нач. 16 в., Вена, Художественно-исторический музей), «Артемида и Актеон» и «Наказание Актеона» Тициана (1559 и 1560, Бриджуотер-хаус и Национальная галерея в Лондоне), «Артемида и Актеон» Брейгеля Старшего (Национальная галерея в Праге), «Диана и нимфы» Д. Доменичино (ок. 1610, Рим, Галерея Боргезе), «Возвращение Дианы с охоты» и «Диана и Каллисто» Рубенса (примерно 1615-1617, Дрезденская галерея и Прадо, Мадрид), «Диана с нимфами» Вермера (2-я пол. 17 в., Маурицхёйс, Гаага), «Отдых Дианы» Буше (ок. 1742, Лувр), «Купание Дианы» Коро (1873), «Диана» Ренуара (ок. 1900, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Диана» - поэтичная работа чешского художника Зрзавого (1913). Известная картина П. Бордоне «Диана-охотница среди нимф» (ок. 1560) сгорела при бомбардировке Дрездена в феврале 1945 г.

    Фэнтези «Артемида», Борислав Бакинский.

    Кадры из сериала «Ксена. Принцесса-воин» (1995-2001 гг.). В роли Артемиды новозеландская актриса Жозефин Дэвисон.

    Богиня Артемида - одна из самых древних многочисленных греческих богинь. Ей поклонялись охотники, а кроме того Артемида олицетворяла собой луну.. Ее отцом был Зевс - главный из Олимпийских богов, повелитель молний, а матерью - Лето - являвшая собой живую природу, дочка титанов Кея и Фебы. Ее брат-близнец - златокудрый Аполлон, ничто иное как, самая яркая небесная звезда, Солнце.

    Артемида веселая и жизнерадостная, она любит бродить по пустынным чистым лесам и лугам, всегда прибывает в компании своих нимф и диких животных. Она - вечно юная и девственная покровительница живой природы и молодости, дарующая влюбленным счастье в браке. Ее любимые занятия охота и стрельба из лука, но также она следит и за тем, чтобы зверей никто не обижал понапрасну. Ее задача - помогать охотникам, но она наблюдает и за приплодом диких зверей и за тем, чтобы их количество не сокращалось.
    Однако Артемида любит не только охоту, но и музыку, пение, танцы и веселые хороводы. Со своим братом Аполлоном у нее прекрасные нежные отношения, они никогда не ссорятся, и частенько сестра любит послушать, как ее любимый брат играет на кифаре.

    Зевс в Древней Греции считался самым любвеобильным богом, соблазнившим немалое количество богинь, нимф и даже смертных женщин. От его любовных связей родилось более сотни внебрачных детей, среди которых были и Олимпийские боги - Дионис, Гермес и Аполлон с Артемидой.

    Законная и ревнивая жена бога Зевса, Гера - была полна гнева и желания мести, потому Лето долго не могла найти убежище для того, чтобы произвести на свет своих детей. Южный ветер на своих крыльях перенес ее на одинокий остров Делос, где Лето в мучительных родах и произвела своих близнецов на свет. Первой родилась Артемида и помогала своей матери при рождении Аполлона, по этой причине, женщины стали считать ее покровительницей родов и обращаться с просьбами об облегчении родовых мук.

    В три года Артемида познакомилась со своим отцом и другими божественными родственниками. Она так полюбилась своему могущественному отцу, что тот предложил ей просить у него всего, что она только захочет. Артемида пожелала колчан со стрелами, лук, охотничьих собак, нимф для сопровождения и коротенькое одеяние, которая не мешала ей бегать по лесам. Зевс отдал ей в распоряжение горы и дикие леса, а также вечное целомудрие.
    Артемида всегда помогала тем, кто обращался к ней с молитвами. Однако, по правде богиня вовсе не обладала спокойным нравом, скорее ее характер был решительным, агрессивным и непреклонным характером. Она беспощадно расправлялась с теми, кто пытался обидеть или оскорбить ее или ее мать Лето. Так как богиня была целомудренной девственницей, она всегда помогала женщинам, нимфам или даже другим богиням, которых пытались подвергнуть насилию. Однажды к ней воззвала лесная нимфа Аретуса, на которую, купающуюся, хотел напасть бог реки Алфей. Артемида стремительно явилась на ее зов, скрыла нимфу в облаке и превратила ее в родник, благодаря чему, нимфа смогла скрыться от преследователя.

    Но далеко не всегда все обходилось так благополучно для обидчиков. Когда великан по имени Титий попытался изнасиловать ее мать, богиня, не раздумывая, сразила его своей стрелой. Глупой царице города Фивы Ниобее повезло еще меньше, когда она решила похвастаться перед Лето тем, что имеет большее количество детей. В этот раз на защиту чести матери выступили и Артемида, и Аполлон. Он поразил своими меткими стрелами шестерых, а по другим источникам, семерых сыновей Ниобеи, а Артемида убила всех шестерых или семерых ее дочерей. Сама же Ниобея была превращена в вечно плачущий камень.

    В древнегреческих мифах описывается история об охотнике по имени Актеон. Богиня Артемида была оскорблена тем, что он посмел приблизиться к водоему, где она купалась вместе со своими нимфами. Решительная она в тот же миг превратила его в оленя, а охотничьи собаки разорвали его на куски.

    Также известна история об Агамемноне, царе Микен, которому Артемида не могла простить убийство на охоте своей любимой лани. И пощадила его только после того, как он отдал ей дочь Ифигению, которую она сделала своей жрицей.
    Еще одной из примечательных историй является трагедия о нимфе по имени Каллисто. Она была настолько прекрасна, что, конечно же, привлекла внимание бога Зевса. Следствием их любовного свидания стала беременность, и когда Артемида увидела это, то нимфа была изгнана из свиты, так как в окружении богини могли присутствовать только девственницы. Брошенная всеми, Каллисто в одиночестве скиталась по лесам и горам, где родила своего сына Аркаса. Когда об этом стало известно Гере, та из ревности обратила девушку в медведицу, и однажды собственный ее сын, ставший чуть не поразил стрелой свою же мать. Этого, к счастью, не допустил сам Зевс. Но так как он не мог отменить решение Геры, богу пришлось обратить и Аркаса в медведя, а затем они оба были перенесены на небесный звезд, и стали самыми известными созвездиями Большой и Малой медведицей, которых мы можем наблюдать из своего окна в звездную ночь.

    Существует мнение, что в городе Эфесе находился храм богини Артемиды, построенный амазонками в VI веке до н.э. Храм по праву считался одним из величайших семи чудес света. Люди приходили туда, дабы быть благословленными на рождение ребенка или на счастливый брак. Около 356 году до н. э. храм был подожжен Геростратом, который благодаря этому поступку хотел запомниться будущим поколениям. Примерно лет через двадцать он был восстановлен архитектором Дейнократом. Но впоследствии стал жертвой землетрясений, а также действий императора Феодосия I, который выступал против языческих храмов.

    Также храмы находились в аттическом Бравроне, в Магнесии, на острове Делос, в лидийских Сардах и не только. Священный участок Артемиды располагался также и на Афинском Акрополе, а в Риме был построен храм на Авентине. Существуют сведения, что в храме, возведенном в Спарте, богине даже приносили человеческие жертвоприношения, видимо, зная о ее беспощадном, можно сказать, кровожадном, характере.
    Чаще всего богиня Артемида изображается вместе со своими нимфами и в сопровождении гончих, одета в коротенькую тунику, с луком в руках. Так как она не только богиня охоты, но и в противоположность своему брату являет собой луну, она изображалась с нимбом из звезд над головой, горящими факелами. Также можно обнаружить изображения, где она едет на колеснице, запряженной оленями. С древних времен сохранилось множество монет, на которых нанесены изображения головы богини.

    Ни для кого не секрет, что аналогом Артемиды в Древнем Риме являлась Диана-охотница. Одной из лучших ее статуй считается «Диана с ланью», находящаяся сегодня в Лувре. В отличие от современных художников в древние времена Диану-Артемиду никогда не изображали обнаженной, так как считалось, что простой смертный не может увидеть ее наготу безнаказанно. В связи с этим очень широко в искусстве представлен миф об Актеоне, который был беспощадно за это наказан. Существует немало картин на эту тему. Она заинтересовала таких великих мастеров, как Тициан, Альбано, Пеленбург, Лезюэр, Филиппо Лори, Рубенс и других. Пожалуй, одно из самых известных любителям искусства произведений на эту тему художника Доминико Венициано так и называется «Актеон и Артемида».
    Также художники очень любили воплощать в своих произведениях историю о нимфе Каллипсо. Буше, Рубенс и Тициан посвятили этому сюжету по несколько картин.

    Иногда Артемида изображалась в виде какого-либо животного, чаще всего, медведицы, хотя ее связь с медведями все еще не до конца изучена, потому эти сведения нельзя назвать полными.
    В античной вазописи сохранились около четырехсот изображений богини. Самая известная из них «Артемида с лебедем», находящаяся в Эрмитаже Санкт-Петербурга.
    В XVIII веке во время раскопкоу в Помпеях была найдена статуя Артемиды с волосами, покрытыми чистым золотом и цветной одежде.

    Богиня Артемида олицетворяет дух независимой женщиный. Она позволяет женщине следовать своим личным желаниям, поддаваться собственным порывам души, делать что-то только для себя.
    Учитывая то, что Артемида очень целомудренна, она никогда не состояла в браке, более того, не обременяла себя любовными узами, и не подвергалась насилию. Она чиста и девственна, поэтому, женщина с ее архетипом - это решительная самостоятельная особа, способная самостоятельно постоять за себя. Ей нет нужды искать мужского покровительства или одобрениия, она живет прежде всего воплощая собственные интересы, она независима от мужчин. Сверх того, склонна состязаться с ними или же с другими представительницами прекрасного пола и усердно добиваться поставленной цели.

    Качества, присущие Артемиде, стараются воплощать в жизнь женщины-феминистки. Также как богиня защищала девушек от нападений и наказывала насильников, феминистическое движение занимается помощью тем, кто подвергся изнасилованию, пытается добиться справедливости к жертвам, и борется с факторами, травмирующими женщин и детей, такими как порнография и инцест.
    Архетип Артемиды приклекает женщин к естественной среде, дикой природе, тихому уединению, безлюдному взморью. Это позволяет им чувствовать покой и гармонию с своей душой, они могут глубже вникнуть в личные проблемы и предаваться мечтам.

    Обычно архетип Артемиды проявляются у девочек с самого детства. Это активность веселья, но вместе с тем и желание познавать. Такие дети всегда стремятся к изучению чего-то нового. О них отзываются, как о сосредоточенных не по возрасту девочках, с прекрасной памятью. Они с детства бросаются на защиту слабых, и не боятся заявлять о несправедливом отношении к себе или к кому-то другому. В юности они любят соревноваться, и готовы к самоограничению и различным жертвам, чтобы достичь своей цели. Везде и всюду проявляется их склонность к открытиям, будь то новые территории или просто соседняя улица. Иногда их упорство и видимая чрезмерная уверенность в себе заставляют всех прочих относить их к наглым и высокомерным особам.
    В избранную работу женщина -Артемида вкладывает все свои усилия, и часто выбирает такую профессию, где может помогать. Если смотреть иначе, у нее нет потребности в общественном признании, славе, карьерном росте и обладании крупными денежными суммами. Она идет к своей собственной цели, иногда даже непонятной другим людям.

    Богине Артемиде отражена не только в картинах и скульптурах, но и в других произведениях искусства. Так например, ее прославлеют и в древних песнопениях, например, нескольких гимнах Гомера, аналогичном произведении автора Каллимаха и одной из орфических песен. Она является одним из персонажей в произведениях древнегреческого драматурга Еврипида «Ипполит» и «Ифигения в Авлите».

    В честь Артемиды названы два астероида, открытых астрономами в XIX веке.
    Культ богини в древние времена был распространен повсеместно. Она считалась любимицей богов, следила за справедливостью и вела спортсменов к победе.

    Совершенно очевидно, что без Артемиды рассказ о богах древней Греции получился бы неполным. Она, как и многие другие боги личность неоднозначная, имеет множество особенностей и отличительных черт. При всем притом, есть в ней и постоянные элементы - это неизменная юность и чистоту. Она не так широко известна, как, к примеру ее брат-близнец, даже если брать во внимание тот факт, что Артемида родилась раньше, и будучи старшей сестрой непременно должна была стать известнее Апполона. Однако, богине этого и ненужно, она совсем не тщеславна. Помогая брату во всех его начинаниях, Артемида оставалась в тени его славы. Она была отличной охотницей, и не стремилась к большому, хотя вполне могла бы вместе с братом быть, к примеру, покровительницей музыки. Но разве это важно, вовсе нет. В то же время и межличностные отношения ни сыграли в судьбе Артемиды главной роли.

    Семейные - да, но только не любовные. Все это вместе и создает своеобразный облик богини, которая по многим параметрам отличается от всех прочих. Ей были чужды размышления о собственной красоте и самолюбование, вместо этого она целиком отдавала себя другим, подчас не думая о себе. Не случайно на основе этой богини сложился определенный архетип, иначе и быть не могло. Артемида - единственная в своем роде, других таких нет, и быть не может. Вероятно, пантеон богов без нее был бы совершенно другим, да и Апполон вряд ли бы научился так искусно стрелять из лука, если бы ни старшая сестра и ее терпение. Так что Артемида совершенно заслужено занесена в список основных древнегреческих богинь и знать о ней должен каждый, просто потому, что иначе нельзя.