Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеи подарков  /  Античный город у брюллова. Клоны любимой: занимательные факты о самой известной картине Брюллова. на сюжет поэта XVI века Камоэнса, разрабатывает эскиз картины под названием «»

Античный город у брюллова. Клоны любимой: занимательные факты о самой известной картине Брюллова. на сюжет поэта XVI века Камоэнса, разрабатывает эскиз картины под названием «»

Известен такой факт, что в среде учеников Карла Брюллова его полотно «Последний день Помпеи» имело довольно простое название – просто «Картина». Это значит, что для всех учеников, это полотно было просто картиной с большой буквы, картиной картин. Можно привести пример: как Библия является книгой всех книг, слово Библия как будто и означает слово Книга . В сердцевине своего замысла и конечного эстетического эффекта «Последний день Помпеи» являет собой не просто очередной опыт в стиле метаморфоз, но и воплощенную идею, замысел.

Принцип метаморфоз держится на волшебной силе искусства, это не только в игрушечном масштабе, но и в грандиозном. Гоголю удалось выразить все чувства со всей определенностью: « … мне казалось, что скульптура, которая была постигнута в таком пластическом совершенстве древними, что скульптура эта перешла, наконец, в живопись и сверх того проникнулась какою-то тайной музыкой» . Идеал совершенства, который был показан зрителю, потерпел метаморфозы. Он воскрес и преобразился в живописной форме. Ведь живопись так и называют в переводе – писать живо. В скульптуре все каменное просто оживает. Но тут же в ней исчезают все признаки жизнеподобия, которые способна восстановить живопись. При этом она вовсе не теряет совершенства, она отпечатывается в скульптурах античностью.

Отсюда следует, что сюжет картины «Последний день Помпеи» интерпретирует не очень трагический случай из жизни, а художественный сюжет. В нем рассказывается о том, как был схоронен идеал совершенства, но он был сохранен в камне для того, чтобы оказаться способным преодолеть, победить время. Ему было необходимо вновь возродиться в живописи для того, чтобы постичь в скульптурных образах черты совершенной красоты. Она накопила за долгое время свои средства, чтобы оживить и вернуть дыхание такой красоте. Это был долг, который искусство живописи должно было возвратить классическому искусству. Необходимо было научиться найти идеал совершенно прекрасного. Именно такое было настроение в диалоге между антизмом и романтизмом, это был некий эстетический фон, на котором обрисовывались контуры брюлловской картины. Живопись Карла Брюллова имела именно такой метафизический сверхсюжет о неисповедимости путей преемственности и художественного опыта.

Стоит напомнить, что Баратынский сочинил ставшие знаменитыми строки «И стал последний день Помпеи» . Гоголь объявляет в самом начале своей статьи о мрачном зрелище конца и гибели светлого воскресенья в живописи. В словах обоих мастеров финальный сюжет и название картины обыгрывают в одном ключе. Именно это и есть ключ к картине и к тому успеху, которого удостоилась картина у своих современников. Обыгрывается антитеза: день Последний, это значит гибель и конец, смерть – и первый – то есть знаменующий и торжественный. Но в обеих картинах показано катастрофическое убывание жизни в одной материи – материи истории и в одной точке поставлено в мистическую связь с чудесным пребыванием живой энергии.

Здесь художником нарисован образ животворящей смерти. Древний мир на картине погиб, но он как будто спасен живой красотой. Карлу Брюллову удалось и воскресить, и обессмертить. Именно об этом и толкует Гоголь : «его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой…у Брюллова является человек, для того, чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы. Страсти, чувства верные, огненные, выражаются на таком прекрасном облике, в таком прекрасном человеке, что наслаждаешься до упоения…»

В первом веке нашей эры произошла серия извержений вулкана Везувий , которые сопровождались землетрясением. Они разрушили несколько цветущих городов, которые были расположены недалеко от подножья горы. Города Помпеи не стало всего за два дня - в августе месяце 79 года он был полностью засыпан вулканическим пеплом. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. Казалось, что город скрылся с лица земли. Открытие Помпеи совершилось в 1748 году. Именно с тех пор месяц за месяцем непрерывно ведущиеся раскопки открывали город. Помпеи оставили неизгладимый след в душе Карла Брюллова уже при первом посещении им города в 1827 году.

Брат Брюллова изучает помпеянскую архитектуру и работает над проектами реставрации помпеянских терм. Может показаться, что тема будущей картины возникла естественно, как будто это была дань впечатлению. Но в европейском искусстве сюжет города Помпеи является кочующим сюжетом. Романтизм, как искусство был создан поколением людей эпохи наполеоновских войн. Именно перед их взорами предстали зрелища таинственной игры. Исторические сюжеты у романтиков стали иначе изобретаться и трактоваться.

В различных проявлениях классического искусства очень часто изображались трагические сцены. Например, разрушения Содома или египетские казни. Но в таких библейских историях подразумевалось, что казнь идет свыше, здесь можно было увидеть проявление божьего промысла. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. На картине вам не удастся найти главного героя. Его там просто нет. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом.

В отличие от многих картин эпохи классицизма, где в основном преобладал один поворот лица героев – к зрительному залу, здесь прорабатывается новая технология, новый вариант. Направление движения осуществляется только с направлением движения в глубину. Отдельные фигуры на картине изображены со спины, некоторые находятся в сильном диагональном движении. Такой прием размещения групп наделял происходящее независимым от зрителя существованием, здесь все существует только для зрителя. Все происходящее трагическое и ужасное происходит только для зрителей. Именно такое происшествие, как настоящий пожар на искусственно приспособленной для искусственных страстей сценической площадке, тут заставляют зрителей ощущать все, что они видит, их все касается на прямую, он будто участник события, а не зритель.

У Брюллова был смысл применять в эскизах композиционный маневр, он собирался изменить зрительную установку по аналогии с подобного рода ситуациями. Зрителю необходимо было проникнуться ощущением, что все происходит на прямую. В эскизе, который хранится в Третьяковской галерее, можно увидеть целый клубок линий, которые разнопланово крутятся. На картине в правом верхнем углу изображено извержение вулкана – огненный язык так и вырывается из жерла, а языки лавы спускаются по склонам горы. Красное небо на картине тоже находится в клубах пламени.

На эскизе можно заметить и видоизмененные цитаты из ватиканской фрески «Пожар в Борго» . Здесь же можно заметить группы лиц, которые поднимают руки к небу. Они просят о пощаде у верховного жреца. Картина имеет форму прямоугольной гробницы, которая ограничивает глубину картины и создает ощущение тесноты. Осуществляется смешение классического канона и нового. Именно романтические пристрастие автора обеспечили такой большой успех картины в Италии. Картина пользовалась успехом и в Петербурге. Именно здесь картину ждали с нетерпением.

Картина была создана по заказу. Ее заказал Анатолий Демидов , он являлся одним из богатейших наследников уральских горнозаводчиков. Он купил в Италии себе специальный титул князя Сан – Донато, коллекционера и мецената. В 1834 году Демидов приехал в Петербург и преподнес эту картину в дар Николаю Первому. Анатолий решил показать картину сначала во Франции, поэтому картина отправилась в Париж. Но в марте того же года, она показывалась в Барселоне. Жюри выставки определило главный приз именно этой картине.

Но Карл Брюллов остался недовольным реакцией французской критики, особенно после итальянских восторгов. Именно художественная французская критика отражала общую расстановку сил в искусстве, но это была борьба партий. Брюллов достиг компромисса – соединил романтизм и классицизм. Но на фоне продолжавшейся борьбы классицизма и романтизма картина не удовлетворяла вкусы обеих групп. На выставке картина располагалась между картинами – «Св. Симфорион» Энгра и «Алжирские женщины» Делакруа.

Четыре с лишним года прожил Карл Брюллов в Италии, прежде чем в 1827 году добрался до Помпеев. В то время он искал сюжет для большой картины на историческую тему. Увиденное поразило художника. Шесть лет у него ушло на то, чтобы собрать материал и написать эпическое полотно площадью почти 30 м 2 . На картине мечутся застигнутые катастрофой люди разного пола и возраста, рода занятий и веры. Однако в пестрой толпе можно заметить четыре одинаковых лица…

В том же 1827 году Брюллов встретил женщину своей жизни - графиню Юлию Самойлову. Разойдясь с мужем, молодая аристократка, бывшая фрейлина, любившая богемный образ жизни, переехала в Италию, где нравы вольнее. И у графини, и у художника была репутация сердцеедов. Их отношения оставались свободными, но долгими, а дружба продолжалась до смерти Брюллова. «Между мной и Карлом ничего не делалось по правилам», - писала впоследствии Самойлова его брату Александру.

(Всего 19 изображений)

Карл Брюллов, «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини», 1839-1840 годы, фрагмент.

Юлия с ее средиземноморской внешностью (ходили слухи, что отец женщины - итальянец граф Литта, отчим ее матери) была идеалом для Брюллова, к тому же будто созданным для античного сюжета. Художник написал несколько портретов графини и «подарил» ее лицо четырем героиням картины, которая стала самым знаменитым его творением. В «Последнем дне Помпеи» Брюллов хотел показать красоту человека даже в отчаянной ситуации, и Юлия Самойлова была для него совершенным образцом этой красоты в реальном мире.

Исследователь Эрих Голлербах отмечал, что похожие друг на друга героини «Последнего дня Помпеи», несмотря на социальные различия, выглядят как представительницы одной большой семьи, словно бедствие сблизило и уравняло всех горожан.

«Декорацию сию взял я с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», - объяснял Брюллов в письме к брату выбор места действия. Это уже пригород, так называемая Дорога гробниц, ведущая из Геркуланумских ворот Помпеев к Неаполю. Здесь находились усыпальницы знатных горожан и храмы. Расположение зданий художник зарисовывал на раскопках.

По словам Брюллова, один женский и два детских скелета, засыпанных в этих позах вулканическим пеплом, он видел на раскопках. Мать с двумя дочерьми могла ассоциироваться у художника с Юлией Самойловой, которая, не имея собственных детей, взяла на воспитание двух девочек, родственниц друзей. Кстати, отец младшей из них, композитор Джованни Пачини, в 1825 году написал оперу «Последний день Помпеи», и модная постановка стала для Брюллова одним из источников вдохновения.

Христианский священник. В первый век христианства в Помпеях мог оказаться служитель новой веры, на картине его легко узнать по кресту, богослужебной утвари - кадилу и потиру - и свитку со священным текстом. Ношение нательных и наперсных крестов в I веке не подтверждено археологически.

Языческий жрец. На статус персонажа указывают предметы культа в его руках и головная повязка - инфула. Современники упрекали Брюллова, что он не вывел на первый план противостояние христианства язычеству, но у художника и не было такой цели.

Предметы языческого культа. Треножник предназначался для воскурений богам, ритуальные ножи и топоры - для забоя жертвенного скота, сосуд - для омовения рук перед совершением обряда.

Одежда гражданина Римской империи состояла из нижней рубашки, туники и тоги, большого куска шерстяной ткани миндалевидной формы, задрапированного вокруг тела. Тога была знаком римского гражданства, ссыльные римляне теряли право ее носить. Жрецы носили белую тогу с пурпурной полосой по краю - toga praetexta.

Судя по количеству фресок на стенах Помпеев, профессия живописца была востребована в городе. В качестве античного живописца, бегущего рядом с девушкой с внешностью графини Юлии, Брюллов изобразил себя - так нередко делали мастера Ренессанса, творчество которых он изучал в Италии.

По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, лежащая на мостовой упавшая с колесницы помпеянка символизирует гибель античного мира, по которому тосковали художники классицизма.

Вещи, выпавшие из шкатулки, как и другие предметы и украшения на картине, скопированы Брюлловым с найденных археологами бронзовых и серебряных зеркал, ключей, светильников, наполнявшихся оливковым маслом, ваз, браслетов и ожерелий, принадлежавших жителям Помпеев I века н.э.

По замыслу художника, это два брата, спасающие больного старого отца.

Плиний Младший с матерью. Древнеримский прозаик, ставший очевидцем извержения Везувия, подробно описал его в двух письмах историку Тациту. Брюллов поместил сцену с Плинием на полотно «как пример детской и материнской любви», несмотря на то что бедствие застигло писателя и его семью в другом городе - Мизенах (около 25 км от Везувия и около 30 км от Помпеев). Плиний вспоминал, как они с матерью выбирались из Мизен в разгар землетрясения, а на город надвигалось облако вулканического пепла. Пожилой женщине было трудно бежать, и она, не желая стать причиной гибели 18-летнего сына, уговаривала оставить ее. «Я ответил, что спасусь только вместе с ней; беру ее под руку и заставляю прибавить шагу», - рассказывал Плиний. Оба выжили.

Щегол. Во время извержения вулкана птицы погибали на лету.

По древнеримской традиции венками из цветов украшали головы новобрачных. С головы девушки упал фламмей - традиционное покрывало древнеримской невесты из тонкой желто-оранжевой ткани.

Здание с Дороги гробниц, место упокоения Авла Умбриция Скавра Младшего. Усыпальницы древних римлян обычно строились за чертой города по обе стороны от дороги. Скавр Младший при жизни занимал должность дуумвира, то есть стоял во главе городского управления, и за заслуги даже удостоился памятника на форуме. Этот гражданин был сыном богатого торговца рыбным соусом гарумом (Помпеи славились им по всей империи).

Сейсмологи по характеру разрушений зданий, изображенных на картине, определили интенсивность землетрясения «по Брюллову» - восемь баллов.

Извержение, случившееся 24–25 августа 79 года н.э., погубило несколько городов Римской империи, расположенных у подножия вулкана. Из 20–30 тысяч жителей Помпеев не спаслись около двух тысяч, судя по найденным останкам.

Автопортрет Карла Брюллова, 1848 год.

1799 - Родился в Петербурге в семье академика орнаментальной скульптуры Павла Брюлло.
1809–1821 - Учился в Академии художеств.
1822 - На средства Общества поощрения художников отбыл в Германию и Италию.
1823 - Создал «Итальянское утро».
1827 - Написал картины «Итальянский полдень» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя».
1828–1833 - Работал над полотном «Последний день Помпеи».
1832 - Написал «Всадницу», «Вирсавию».
1832–1834 - Работал над «Портретом Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком».
1835 - Вернулся в Россию.
1836 - Стал профессором Академии художеств.
1839 - Женился на дочери рижского бургомистра Эмилии Тимм, но через два месяца развелся.
1840 - Создал «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала…».
1849–1850 - Уехал на лечение за границу.
1852 - Умер в селении Манциана близ Рима, похоронен на римском кладбище Тестаччо.

Материал подготовлен Натальей Овчинниковой для журнала «Вокруг света» . Публикуется с разрешения журнала.

Карл Павлович Брюллов (1799 - 1852),

Художник.

Автопортрет

Родился Карл Брюллов 12 декабря 1799 года в Петербурге. Вырос в художественной семье: его братья, отец, дед, прадед были художниками.
Он успешно окончил Академию художеств, где преподавал его отец. Благодаря редкой одаренности и изрядной домашней подготовке, он с первых шагов резко выделялся среди своих сверстников.

В 1821 году в Петербурге было учреждено Общество поощрения художников, главной целью которого было всеми возможными средствами помогать художникам и способствовать широкому распространению всех изящных искусств. Именно Карл Брюллов и его брат Александр первыми отправились на деньги Общества в Италию, в Рим.

Портрет архитектора А.П.Брюллова, брата художника

А накануне заграничной поездки их исконной фамилии "Брюлло" было придано русское окончание, оба стали отныне "Брюлловыми". Молодые русские художники обстоятельно знакомились с историей, искусством Западной Европы.

Портрет императрицы Александры Федоровны. 1837

Там Карл написал картину "Итальянское утро", которая сделала его необыкновенно популярным художником.

Итальянское утро

Его героиня, умывающаяся под струями фонтана, пронизанная солнечными лучами, воздушно-легкая, воспринимается как олицетворение самого утра, утра восходящего нового дня, утра человеческой жизни.

Итальянский полдень


Великий Карл - так еще при жизни называли современники замечательного русского художника Карла Павловича Брюллова. Всемирное признание принесло Брюллову написанное им в Италии огромное полотно "Последний день Помпеи". Имя Карла Брюллова теперь ставилось рядом с именами Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка.

Последний день Помпеи

Сюжет картины «Последний день Помпеи» - гибель античного города Помпеи в результате извержения вулкана Везувия в 79 году нашей эры. Работая над осуществлением своего замысла, он тщательно изучил исторический материал, в частности свидетельства очевидца катастрофы - римского писателя и государственного деятеля - Плиния Младшего, ездил на место археологических раскопок, где сделал много зарисовок и этюдов с натуры.
Трагическая гибель людей во время извержения Везувия, поэтика чувств, величие человеческого духа перед слепой стихией иллюстрировали драматическое восприятие художником жизни.

В 1836 году К.П.Брюллов возвратился в Россию и занял должность профессора Академии художеств.

В Петербурге художник создал галерею портретов современников.

Всадница

Портрет Ю.П. Самойловой с приёмной дочерью Амалией 1842г.

Помпей, из прошлого

Продолжаю повествование о небольших городах из серии «мал да удал».

Начало на

На этих страницах я взяла на себя большую ответственность представить вам, уважаемые читатели маленький город большой Италии - Помпей.

Я уверена, что многие из вас, побывавшие на юге Италии, не обошли своим вниманием великий Везувий и не отказали себе в удовольствии совершить путешествие в глубь веков, т.е. посетить Помпей.

Перед поездкой в Италию я немного знала об этом городе, мои познания практически ограничивались известной картиной Брюллова « Последний день Помпеи », но, готовясь к поездке, я решила, что картина будет неполной, если не покопаться в истории и не попытаться понять, как жили люди в этом древнем городе, какие были у них интересы, привычки, предпочтения и почему так неожиданно оборвалась их жизнь.

Итак, что же донеслось до нас из глубины веков?

Основание Помпей археологи относят к середине VI века до н.э., тогда Помпей ничем не выделялся на фоне остальных городов Кампании (так называлась и называется сейчас плодородная область Апеннинского полуострова, где располагался город Помпей).

Значительно позже, в I в. до н. э. Помпей превращается в культурный центр. Сооружаются амфитеатр на 20 тысяч зрителей, Одеон, многочисленные здания, мостятся улицы. Город украшается скульптурами, мозаиками, фресками. Это были времена, когда особое внимание в Римской империи уделялось архитектуре: строились водопроводы и мосты, термы и амфитеатры, виллы и многочисленные жилые дома.

5 февраля 62 г. н.э. прозвучало первое предупреждение грядущей катастрофы - в Кампании произошло мощное землетрясение с эпицентром в окрестностях Помпей. Город был разрушен. До этого момента в городе ощущались несильные толчки, которые не наносили ощутимого ущерба. Чувство опасности у жителей к этому времени притупилось.

Последующие 15 лет Помпей строился - жители города восстанавливали разрушенные землетрясением дома и строили новые здания.

Как это ни странно, горожане, несмотря на жестокий урок судьбы, не принимали Везувий в серьез и дальнейших неприятностей от него не ждали.

Подземные толчки не очень беспокоили горожан. Они каждый раз заделывали трещины в домах, попутно обновляя интерьер и добавляя новые украшения. Никакой паники.

Но в октябре 79 года н.э. дремавший до сих пор Везувий проснулся окончательно и обрушил на город всю свою мощь, как бы мстя людям за многолетнее пренебрежение к его великой особе.

Подземные толчки, хлопья пепла, падающие с неба камни - все это полетело с огромной скоростью на город. Люди пытались укрыться в домах, но погибали там же от удушья или под развалинами. Смерть настигала везде: в театрах, на рынках, форуме, в храмах, на улицах города, за его чертой. Но большинство жителей все же успели покинуть город.

Везувий же бушевал весь день. Помпей накрыло многометровым слоем пепла. Пыль и пепел черной пеленой висели в небе последующие три дня. Город погиб безвозвратно.

Картина Брюллова « Последний день Помпеи»

«Стремясь к наибольшей достоверности изображения, Брюллов изучил материалы раскопок и исторические документы. Архитектурные сооружения на картине восстановлены им по остаткам древних памятников, предметы домашнего обихода и женские драгоценности скопированы с экспонатов, находящихся в Неаполитанском музее. Фигуры и головы изображенных людей писаны в основном с натуры, с жителей Рима. Многочисленные наброски отдельных фигур, целых групп и эскизы картины показывают стремление автора к максимальной психологической, пластической и колористической выразительности.

Брюллов построил картину как отдельные эпизоды, на первый взгляд не связанные между собой. Связь становится ясной лишь при одновременном охвате взглядом всех групп, всей картины»

Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г.

Благодаря внезапной и быстрой гибели Помпей оказался самым сохранившимся античным городом, поскольку вся обстановка домов осталась нетронутой под слоем застывшей лавы.

К настоящему времени трудами археологов открыто 3/5 города (остальное решили оставить будущим поколениям!): оборонительные стены, ворота, некрополи, кварталы жилых домов с мозаиками, фресками и скульптурами, два форума, амфитеатр и два театра, храмы и многое другое доступны для осмотра.

Давайте войдем в ворота города Помпей.

Неожиданно, непосредственно возле самых ворот, едва переступив порог, при входе в город я увидела хорошо сохранившееся изображение фаллоса на плитках пола.

Вот это да! - оторопела я - веселенький был, однако, городишко!

- Не правда ли, более чем экстравагантно действовали в античные времена?

Не могу даже представить, чтобы началось, если бы сейчас люди попробовали вести себя также… - прим. автора.

Таблички с изображением волчиц или фаллосов, ранее висевшие на домах, давно находятся в музеях Неаполя, и остается только верить экскурсоводам, что здесь и здесь они висели когда-то. Древние джентльмены не стеснялись похвастаться, если было чем, и заказывали художникам специальные таблички с изображением своего достоинства и его размеров, которые прикрепляли над порогом своего дома.

Легко догадаться, каким неординарным городом был Помпей и почему моряки и воины всегда стремились туда. Лупонариев в городе было предостаточно: они располагались в отелях и в частных домах на вторых этажах, или на первых с отдельным входом, лишь только в банях и термах их не было (парадокс, в наше время услуги интимного характера процветают как раз в банях! - прим. автора) . Римляне же любили мыться и не хотели отвлекаться от этого священного занятия на разные

Их легко понять, не было же ванных комнат в домах, в которых отсутствие горячей воды в течение двух недель мы воспринимаем как стихийное бедствие! Древним приходилось ходить в общественные заведения, где удавалось совмещать приятное с полезным: можно было помыться и встретиться с друзьями и соседями. - прим. автора.

В лупонариях сохранились занимательные фрески, которые настраивали посетителей на нужный лад, эти фрески детям показывать не стоит. Много фресок эротического характера обнаруживается в частных домах, что говорит о серьезном отношении бывших хозяев к вопросам секса. Приглядевшись, вы с удивлением обнаружите, что в услугах интимного характера мало, что изменилось с древних времен.

Европейцам в Помпеях покажутся дверные проемы узкими, потолки низкими, ложи короткими, комнаты маленькими. Древние люди были небольших размеров, примерно как современные японцы.

В Помпеях вы найдете множество мраморных колонн, которые теперь ничего не подпирают, разве что небосвод, мозаики, фрески, живописные развалины, древний туалет и остатки древнего водопровода.


К водопроводу были подключены лишь богатые дома, фонтаны и термы. Обычные горожане набирали воду из фонтанов, поэтому никаких признаков водопровода в их домах нет. Сохранились только большие емкости для набора дождевой воды.

Экспонируются гипсовые фигурки древних жителей в натуральную величину.

Ныне в Помпеях насчитывается около 30 улиц и переулков. Дома в основном были двухэтажные, расположенные к улице глухой стеной, что говорит о том, что древние люди не имели желания выставлять свою личную жизнь на показ. Целые городские кварталы занимали термы, излюбленные места досуга горожан. Иные места досуга и развлечений расположены периферийно, там сосредоточены театры. Город обнесен крепостной стеной с несколькими воротами.

На время представлений в театре сиденья устанавливают, а затем снимают.

В Помпеях применяется принцип «щадящей» реставрации, подразумевающей восстановление и реставрацию лишь незначительного процента зданий или отдельных конструктивных элементов. Цель такого подхода заключается в том, чтобы показать, т.е. намекнуть на то, как мог выглядеть тот или иной объект в завершенном виде, позволить провести аналогии с другими объектами, при этом, не нарушая связь с достоверным археологическим наследием - примеч. архитектора

Дальнейшие раскопки практически не ведутся, т.к. остро стоит вопрос сохранения того, что уже раскрыто.

В наши дни на Помпей наступает новый враг - разнообразная растительность, которая пробивается повсюду, неумолимо продолжая процесс разрушения города. С этим врагом средства борьбы пока не найдены.

Зрительно растительность придает определенный шарм городу. Красные головки цветущих маков, то тут, то там колышущиеся от легкого ветерка тонкие молодые деревца усиливают чувство покоя и заброшенности, напоминая о мирной жизни и разразившейся здесь когда-то трагедии.