Меню
Бесплатно
Главная  /  Детские игры  /  Анатолий Алексин В Стране Вечных Каникул. Коля пишет Оле, Оля пишет Коле. Читать книгу «В Стране Вечных Каникул» онлайн полностью — Анатолий Алексин — MyBook В стране вечных уроков

Анатолий Алексин В Стране Вечных Каникул. Коля пишет Оле, Оля пишет Коле. Читать книгу «В Стране Вечных Каникул» онлайн полностью — Анатолий Алексин — MyBook В стране вечных уроков

Набери две двойки на телефоне и произнеси свое желание - в Стране Вечных Каникул его тут же исполнят. Наверное, это предел мечтаний, когда каждый день жизни наполнен праздниками и весельем. Не нужно идти в школу, делать уроки, помогать по дому, а только веселиться. И так можно прожить не один десяток лет. Вот только разве не появится чувство одиночества? В страну, где кроме тебя нет ни одного жителя, непросто навсегда переехать. И краткое содержание рассказа «В Стране Вечных Каникул» поведает об этом.

Несколько слов об авторе

Пересказывать краткое содержание книги «В Стране Вечных Каникул» лучше после того, как будет сказано несколько слов о ее авторе.

Анатолий Георгиевич Алексин родился 3 августа 1924 года. В историю русской литературы вошел как автор детских и юношеских произведений. За свои творческие достижения был награжден орденом Ленина, правительственными наградами, а также получил два ордена Трудового Красного Знамени. Он прожил долгую жизнь, умер в возрасте 93 лет в Люксембурге.

За время своей деятельности успел написать 34 рассказа, 14 пьес, 3 романа, 39 повестей, 12 сценариев, которые были экранизированы, и бесчисленное количество стихотворений, что время от времени появлялись в разных советских журналах. Впервые он дебютировал еще в подростковом возрасте и с того времени писательская деятельность заняла основное место в его жизни. Был он гением в своей сфере или нет, судить читателю, именно для этого представлено произведения «В Стране Вечных Каникул» краткое содержание.

Главный герой

«Если бы все дни в календаре, что отмечены красным цветом, были учебными, а остальные считались каникулами, тогда походы в школу можно было назвать настоящим праздником». Очень часто о такой перемене думал главный герой рассказа «В Стране Вечных Каникул». Краткое содержание произведения стоит начать именно с этого. Главный герой был обычным двенадцатилетним школьником, и больше всего он любил отдыхать. Вот только, в отличие от своих сверстников, которые под конец каникул желали вернуться в школу, хотел, чтобы праздничные дни никогда не заканчивались.

Новый год

И больше чем летние каникулы, он любил новогодние праздники. Еще в 20-х числах декабря он начинал обзванивать знакомых и родственников с поздравлениями. В частности, это делалось для того, чтобы ему не забыли взять пригласительные на елку.

Это произошло в последний день зимних каникул. Главный герой отправляется на елку в Дом культуры медицинских работников. В большом зале проходили велосипедные гонки. Мальчик услышал, как Дед Мороз объявляет о ценном и необычном призе для победителя велосипедного турнира. Хотя мальчик уже устал от развлечений на других локациях, желание заполучить необычный подарок придало ему сил, и он поставил новый рекорд.

Желание

В награду за победу в велосипедных гонках Дед Мороз ему предлагает загадать одно желание, которое обязательно исполнится. Главный герой задумался: он мог попросить о чем угодно. К примеру, дружить с Валериком (своим лучшим другом) всю жизнь, или чтобы домашние задания отменили, а работа по дому делалась сама собой. Но главный герой попросил, чтобы каникулы никогда не заканчивались и он мог постоянно развлекаться. На следующий день он действительно попадает в Страну Вечных Каникул. Краткое содержание дальнейших событий поведает о жизни главного героя в мире его мечты.

Мир мечты

На следующее утро после праздника в Доме культуры медицинских работников у главного героя не зазвонил будильник, родители не торопились его будить и даже друг Валерик не позвонил в его дверь, когда уже пришло время идти в школу. Но особенно Петю удивило наставление отца «Перевернись на другой бок и продолжай спать!».

Когда родители главного героя ушли на работу, ему удалось выйти на улицу. Он прошелся по старой знакомой дороге, что вела к школе, и которую он мог пройти с закрытыми глазами. Повстречал несколько своих знакомых, но они словно не замечали его, хотя раньше накинулись бы с расспросами о том, как прошли каникулы. Бесцельно блуждая, Петр вышел на мостовую, где милиционер направил его на остановку троллейбуса.

Общественный транспорт с надписью «В ремонт» был специально предназначен для Пети и довез его к Дому культуры медицинских работников. Там все было так же, как и вчера: Дед Мороз, елка, конкурсы, концерт и подарки. С одной только поправкой: все это было для него одного. Поначалу было весело. Петя выходил победителем из любого соревнования, даже если в чем-то и был плох - у него ведь не было конкурентов. Да и все призы достались ему. Вот только петь хором в одиночестве было совсем не весело. Но он готов терпеть, ведь стал первым жителем (каникуляром) в Стране Вечных Каникул. В кратком содержании стоит также упомянуть, что ему стали доступны все развлечения - от цирка до кино.

Товарищи, друзья, старушки

Даже во дворе его стали замечать старшие товарищи и вели себя так, чтобы Петя мог хорошо развлечься. Ему уступали место в бильярд или принимали в футбольную команду, хотя в этой игре он не особо блистал успехами. Изменился и его рацион - теперь он питался исключительно пряниками, пастилой и шоколадными медалями, а все его тетради и учебники мама заперла в шкафу.

Теперь он мог ежедневно посещать кино, цирк, аттракционы или другие развлечения, что доступны для его возраста. Есть сколько угодно сладостей, и дворовые товарищи всегда и во всем ему уступали. Но даже самый сладкий плод приедается со временем.

Спустя полтора месяца Петя уже не мог смотреть на сладости, а начал мечтать о черном хлебе. В кинотеатре его невзлюбили зрители, потому что, видя фильм по нескольку раз, он начинал пересказывать содержание. А товарищи просто жили своей жизнью, из-за чего Петя много времени проводил со стариками во дворе.

Кратким содержанием «В Стране Вечных Каникул» сложно передать состояние человека, который остается позади. Товарищи Пети, хоть и уступали ему во всем, но жили своей веселой, хоть и трудной школьной жизнью. Они посещали уроки, принимали участие в различных мероприятиях и просто двигались вперед. Пожалуй, это и есть самое страшное - остаться позади, хотя начинали вы все вместе.

Разорвать замкнутый круг

Петя решает, что пора от этого всего избавиться. Одним утром он обманывает маму и собирает портфель. На пути к школе ему встречается множество препятствий, которые не пускают его к знаниям. Перелезая через забор, он падает, и милиционер, который находился под волшебством Деда Мороза, отвозит Петю в Дом культуры медицинских работников.

После разговора с Дедом Морозом Петя возвращается к обычной жизни, а Страна Вечных Каникул прекращает свое существование.

О чем хотел сказать А. Алексин? Из краткого содержания «В Стране Вечных Каникул» это становится понятным - без дружбы даже безделье и веселье в тягость.

Алексин А. сказка "В стране вечных каникул"

Жанр: литературная сказочная повесть

Главные герои сказки "В стране вечных каникул" и их характеристика

  1. Петя. Мальчик, который не любил учиться, а любил отдыхать и любил пряники. Ленивый, легкомысленный, беззаботный, веселый, хвастун и фантазер.
  2. Валерик, лучший друг Пети, гипнотизер.
  3. Мишка Парфенов. Очень умный и дисциплинированный мальчик.
  4. Жорик, лучший спортсмен двора, самый высокий из ребят. Сильный и ловкий.
  5. Дед Мороз. Добрый волшебник.
  6. Снегурочка. И паспортистка, и работник стола заказов в Стране вечных каникул.
Кратчайшее содержание сказки "В стране вечных каникул" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Мальчик Петя хотел, чтобы каникулы никогда не кончались и попросил об этом деда Мороза.
  2. Петя прописался в Стране вечных каникул, и каждый день у него начинался и заканчивался развлечениями.
  3. Все концерты, представления, конкурсы были для одного только Пети.
  4. Ребята восхищались Петей, все, кроме Валерика, и дед Мороз не мог тут помочь Пете.
  5. Петя хотел стать юным укротителем, как ребята, но его не пускали в школу.
  6. Пете так надоело отдыхать, что он попросил закрыть Страну вечных каникул и снова стал обычным мальчиком.
Главная мысль сказки "В стране вечных каникул"
Никакой человек не сможет отдыхать вечно, ему все равно захочется что-то делать.

Чему учит сказка "В стране вечных каникул"
Эта сказка учит верить в сказку, в то, что чудеса иногда случаются. Она учит нас любить трудится, учиться, узнавать новое и просто радоваться жизни. Учит тому, что любые праздники и безделье надоедают. Учит дружбе, товариществу, учит быть вместе с коллективом.

Отзыв на сказку "В стране вечных каникул"
Это смешная и интересная история про мальчика Петю, который оказался в стране Вечных каникул, волей своего друга Валерика, который обладал талантом гипнотизера. Петя думал, что ему никогда не надоест веселая жизнь и вкусные пряники, но как он ошибался! Настал момент, когда он пресытился развлечениями и все сильнее скучал по школе. Петя понял, что не может без своих друзей, не может играть сам с собой.

Пословицы к сказке "В стране вечных каникул"
Делу время, потехе час.
Труд лучший отдых от лени.
Маленькое дело лучше любого безделья.
Умеешь трудиться, умей и отдыхать.
Не мил свет, когда друга нет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "В стране вечных каникул" по главам:
Самый необычайный приз.
Петька очень любил отдыхать. На уроках он всегда приставал к Мишке-будильнику, чтобы тот сказал, сколько осталось до звонка. Он не уставал отдыхать на летних каникулах. И с первого сентября начинал высчитывать сколько дней осталось до зимних каникул.
Зимние каникулы Петя любил больше всего. Уже за десять дней до нового года она начинал обзванивать знакомых, которые могли достать билет на Елку и конечно получал заветный билет.
В последний день зимних каникул Петя отправляется на последнюю елку в Дом медицинского работника. Там было много веселых конкурсов, которые проводил дед Мороз. Мальчик выиграл гонки на велосипедах и Дед Мороз объявил его победителем. Но это было не все. И дед Мороз сказал, что выполнит любое желание мальчика.
И мальчик пожелал, чтобы всегда была Елка, чтобы каникулы не кончались и чтобы все его развлекали.
Он правда хотел, чтобы это желание выполнилось бы и для его друга Валерика-гипнотизера, но дед Мороз сказал, что так не получился.
Гипнотизером Валерика прозвали после того, как на сеансе гипноза он один не поддался гипнотизеру, и тот сказал, что у Валерика сильная воля. После этого друзья проверили гипноз Валерика на уроке, и учительница, вызвав сперва Петю, вдруг передумала и вызвала Мишку Парфенова.
И дед Мороз сказал, что желание Пети выполняется. И что с завтрашнего дня он окажется в стране вечных каникул.
Троллейбус идет в ремонт.
Чудеса начались с самого утра. Папа велел ему спать дальше, а не собираться в школу. Мама даже потребовала, что Петр не вздумал идти в школу. За мальчиком не забежал Валерик.
Петя вышел на улицу и ждал, что к нему подкатит какое-нибудь волшебное средство передвижения и увезет его в Страну вечных каникул. Но никто к нему не подъезжал. Зато ребята словно не видели его и не приставали с вопросами.
На перекрестке ему засвистел милиционер и сказал, что Петя идет не в ту сторону. И мальчик понял, что это агент деда Мороза.
Он подошел на остановку троллейбуса, где стояла большая очередь.
Подкатил троллейбус с надписью "В ремонт" и открыл заднюю дверь. Кондукторша позвала Петю и он один сел в троллейбус. Кондукторша предупредила, что ему нельзя покупать билет, иначе его оштрафуют.
Троллейбус привез Петю к Дому медицинского работника, на котором тоже висела табличка "Ремонт".
Массовик дядя Гоша приветствовал юного каникуляра и провел внутрь. Петя увидел, что он совершенно один, ведь все остальные ребята учатся.
Специально для Пети артисты сыграли замечательный концерт, а потом он увидел Снегурочку и вспомнил, что ему надо прописаться в Стране вечных каникул. Но поскольку у мальчика еще не было паспорта, Снегурочка поставила ему штамп просто на билет.
Он стал участвовать в разных конкурсах и везде побеждал, ведь других участников не было. В качестве призов ему давали пакеты с пряниками, пастилками и шоколадом.
Потом дед Мороз назвал Пете номер Стола заказов, 22, куда он должен был звонить и говорить свои желания. Отвечать ему должна была Снегурочка.
Мальчик шел домой чувствуя себя рекордсменом и победителем.
Печали и радости каникуляра.
Во дворе к Пете кинулись ребята и он предложил им пакеты с пряниками и шоколадом. Но ребята даже испугались, вдруг самому Пете не хватит и отказались есть угощение.
Лучший спортсмен двора Жора сразу предложил Пете играть вратарем, хотя раньше мальчика даже болельщиком не брали. Петя встал на ворота и пропустил максимальное количество шайб. Все его утешали и говорили, что первый блин комом.
А потом Мишка предложил Пете вместо него сыграть на бильярде. Петя спросил у Мишки, что было в школе и тот ответил, что учительница сказала, что Петя проходит курс лечения.
Эта новость сразу расстроила Петю и он пошел домой. Он не понимал о каком курсе лечения идет речь.
Дома Петя позвонил Снегурочке и попросил сделать его лучшим вратарем. Но Снегурочка сказала, что принимает заказы только на развлечения. Тогда Петя спросил почему учительница сказала про курс лечения. Снегурочка ответила, что бывшая учительница мальчика оговорилась, она хотела сказать, курс развлечения.
Дома родители мальчика сказали, что это просто безобразие - Петя еще не съел всех пряников. Мама даже сказала, что с завтрашнего дня вводит новое меню - на завтрак, обед и ужин будут одни пряники с пастилой.
Петя очень обрадовался и позвонил Снегурочке, чтобы заказать поход в цирк.

Сегодня в цирк мы пришли не зря!
Утром за Петей приехал троллейбус прямо во двор и отвез его к цирку. Когда мальчик вышел, он услышал как люди удивляются тому, что троллейбус едет без всяких проводов, его рога свободно болтались в воздухе.
У входа в цирк была толпа народа. Но Пете кто-то прошептал идти вниз и направо. Он прошел в цирк через служебный вход и увидел клоуна. Клоун обеспокоенно спросил, не видел ли кто мальчика и Петя ответил, что никто его не видел.. Тогда клоун сказал, что Петя будет сегодня его "подсадкой". Клоун объяснил Пете, что тот должен будет сесть на десятое место в пятом ряду и когда он будет выступать, то вызовет мальчика из зала, чтобы показать, что клоунская штанга очень тяжелая.
Клоун даже дал Пете денег на мороженое.
Началось представление и появился клоун, который вез тележку с огромными гирями. Он вызвал Петю и мальчик оказался на арене цирка. Ему было страшно и неловко, но он справился с заданием. Сделал вид, что гири неподъемные и вернулся на место, утирая пот.
Петя уже не смотрел представления дальше, желая скорее позвонить деду Морозу.
Это наш Петя!
Петя позвонил Снегурочке и попросил сделать так, чтобы на следующее представление в цирке попал весь класс. В виде исключения дед Мороз решил выполнить это желание, и весь класс пошел в цирк в воскресенье.
А Петя дождался, когда клоун вызовет его на арену, спустился и легко поднял гири. Клоун сказал, что мальчик феноменально силен и стал звать других подсадок. Но тут на арену побежали самые разные зрители, всем хотелось проверить гири.
Тогда Петя крикнул, что сейчас будет очень интересный номер, и побежал за кулисы. Он спешно позвонил Снегурочке и попросил сделать так, чтобы гири стали тяжелыми.
Когда он вернулся, на арену высыпало много народа. Но гири стояли как влитые, они действительно стали неподъемными. Клоун сразу это понял и ушел, сказав, что не может работать в таких условиях.
А ребята окружили Петю и поздравляли его, удивляясь его силе. Один Валерик отвел его в сторону и загипнотизировал. Он спросил, настоящие ли были гири и Петя не смог ему соврать.
Потом Петя позвонил Снегурочке и попросил ее сделать так, чтобы Валерик восхищался им. Но Снегурочка сказала, что это невозможно и даже не объяснила почему. Петя понял, что здесь кроется какая-то тайна.
Проказница-мартышка, осел... да косолапый Мишка.
Ребята приставали к Пете и просили поднять скамейку или что-нибудь еще, и он с трудом отказывался. Мальчика выручила мама, которая позвала его слушать патефон.
Петя решил, что надо провести Валерика и других ребят в Дом медицинского работника на Елку. Но когда он позвонил Снеугрочке, та отказалась принимать такой заказ. Елка была только для каникуляра. Дед Мороз тоже не стал выполнять это желание, и Петя решил обратиться к самому Валерику.
Валерик быстро придумал выход. Узнав, что на представлении артисты наряжаются мартышками и медведями, он решил проникнуть в Дом культуры в масках.
Валерик пообещал прийти в следующее воскресенье, ведь на неделе они учились в школе и готовились к важному празднику - "Дню открытия"
Неразгаданная загадка
В воскресенье Петя очень рано появился возле Дома медицинского работника. Следом подъехали и ребята, уже в масках. Массовик дядя Гоша стал отмечать их в книжке и спросил откуда взялись мартышка и осел, раньше их не было. Жора-медведь пробасил, что они с ним, и что они не успели переодеться.
Петя провел ребят в зал и стал показывать, что все вокруг происходит только для него.
Дед Мороз сказал, что звери какие-то странные, в одних масках без шкур, и Петя поспешил предложить им участвовать в гонках на велосипедах. Их выиграла мартышка и Петя сказал, что его очень развлекло. Он стал требовать отдать мартышке пакет с пряниками и пастилой, но дед Мороз сомневался.
Потом осел выиграл конкурс бросания колец, а медведь оказался умнее Пети в конкурсе загадок.
Жора и Мишка радовались, что для Пети выступают столько артистов, и жалели, что нет силового конкурса, в котором Петя бы их победил.
Но Валерик по прежнему не верил в волшебную силу Пети и мальчик не понимал, почему так происходит.
Мама прописывает лекарство
На следующий день мама решила серьезно поговорить с Петей. Она волновалась из-за того, что мальчик редко ходит в кино. Она предложила Пете каждый день ходить в кино до обеда, в соседний новый кинотеатр, где ее подруга работала билетершей.
Петя сказал, что будет ходить через день, но с Валериком.
Он побежал к Валерика и обрадовал того этой новостью.
Но Валерик сказал, что не может ходить в кино через день. У него много уроков, к тому же они готовятся к Дню открытия.
Зато ему нужно срочно в зоопарк, а тот то на учете, то на ремонте.
Петя прибежал домой и позвонил в стол заказов. Его заказ был принят.

Хочу быть юнукром!
Петя приехал в зоопарк на троллейбусе и ребята уже стояли там. Зоопарк был закрыт. Петя спросил Валерика, видел ли тот, что он ехал один в троллейбусе. А Валерик спросил, может быть Петя ненормальный.
Тут появился экскурсовод Львов и стал спрашивать из какой страны прибыл Петя. Петя ответил, что из Страны вечных каникул и Львов провел ребят в зоопарк. Валерик сказал, что ребятам надо срочно увидеть кроликов и белых мышей.
Валерик полтора часа расспрашивал Львова о кроликах и мышах, и записывал его ответы.
Потом ребята катались на ослике с бубенчиками. И наконец пошли на выход. Все с восторгом смотрели на Петю, а Валерик ехидно спросил, иностранец ли он.
Дома Петя позвонил деду Морозу и стал просить его расколдовать всех ребят, но заколдовать одного Валерика. Дед Мороз отказал Пете.
Тогда Петя стал просить рассказать, что за День открытия готовят ребята. И дед Мороз сообщил мальчику, что в этот день откроется кружок юнукров.
Петя прибежал к Валерику и стал спрашивать, кто такие юнукры. Валерик ответил, что это юный укротители. А когда Петя стал просить и его принять в кружок, отказал, сославшись на слабую силу воли мальчика.
Но Петя узнал, что в кружке не хватает породистых собак.
В меня влюбляется Рената
Петя заказал, чтобы в него влюбилась Рената, такса соседей. И собака стала кусать хозяев и рычать на них. Зато с Петей она с удовольствием гуляла и брала корм только из его рук. Ветеринар, которому показали Ренату, сказал, что собака здорова и посоветовал отдать ее мальчику, раз собака так его любит. Петя назвал таксу Рысь.
Он пришел к Валерику и узнал, что юнукры собираются выпускать газету с описанием страшных и смешных случаев из своей практики. Они даже переделали разные пословицы, чтобы было смешнее.
Валерик попросил Петю отдать им таксу, ведь сам Петя не может ходить в школу и значит не может быть юнукром.
Он с Мишкой и Жорой побежал в школу, а Петя поплелся домой. Дома он позвонил Снегурочки и попросил ее вернуть таксу хозяевам.
Пионер-пенсионер
Петя чувствовал, что устал от развлечений. Он каждый день развлекался по своей программе. А также стал посещать красный уголок и играть с пенсионерами. Однажды он даже стал играть в хоккей с дяде Ромой, бывшим спортсменом. Но когда он поймал шайбу, то дядя Рома упал, ему стало плохо. Он сказал, что каждому возрасту свои развлечения.
А Валерик посмеялся, назвав Петю пионером-пенсионером.
Опасная зона в последнем ряду
Уже целый день Петя голодал, он видеть не мог пряников и пастилы. Он попросил у соседки черного хлеба, но соседка вынесла ему пряников.
Билетерша из кинотеатра сказал Пете, что последний ряд, где он сидел, стали называть "опасной зоной" и туда перестали брать билеты. Ведь Петя всем подсказывал, что будет в фильме дальше.
Петя пообещал разговаривать мысленно. Но в тот же день подсказал развитие сюжета двум мальчишкам и те пообещали поколотить Петю.
Дома Петя слышал, как ребята бегают по лестнице и поют гимн юнукров. Он попросил Валерика разрешить ему петь вместе с ними, но Валерик отказал. Хотя он предложил Пете прийти на открытие в качестве экскурсанта. Петя сам хотел стать юнукром и отказался. Он чувствовал, что теряет своего лучшего друга Валерика, и решил сбежать из Страны вечных каникул.
День открытия - день закрытия
Утром Петя пытался позвонить Снегурочке, но ее телефон был занят. Мальчик собрал портфель и пошел в школу через дворы, опасаясь встретить заколдованного милиционера.
Петя стал перелезать через ворота и его попытался остановить дворник. Мальчик спрыгнул с высоких ворот и упал и тут же появился милиционер. Он сказал, что Петя пострадавший и его надо отправить на лечение. Тут же подкатила скорая помощь.
Скорая привезла Петю в Дом медицинского работника и там его уже ждал дед Мороз. Петя сразу стал просить выписать его из Страны вечных каникул, но дед Мороз сказал, что у них сложнее выписаться из страны, чем прописаться в ней. Но все-таки согласился закрыть Страну вечных каникул и отправил Петю к Снегурочке.
Петя просил еще помочь ему с учебой, но дед Мороз ответил, что тут помогут товарищи.
Снегурочка подышала на билет с пропиской и вот уже на нем проступила надпись, что Петя лечился полтора месяца в больнице.
Петя весело побежал в школу, надеясь успеть на День открытия.
А потом устроил пир на весь двор из накопленных пряников, пастилы и шоколадок
Через много лет
Через много лет повзрослевший Валерик приехал в гости к Пете. Они стояли и смотрели на двор, который почти не изменился и вдруг Валерик сказал "Смотри на меня в оба глаза. Слушай меня в оба уха". И тут Петя вспомнил, как в последний день зимних каникул, Валерик загипнотизировал его и придумал сказку про Стану вечных каникул. И Петя поверил, что все это было на самом деле.
Хотя Дом медицинских работников действительно был. И Елка там была. И кружок юных укротителей.

Рисунки и иллюстрации к сказке "В стране вечных каникул"

Анатолий Алексин


В Стране Вечных Каникул

Поистине необычное событие происходит в жизни юного героя: он попадает в страну, которой не найдешь ни на одной карте, ни на одном глобусе, – Страну Вечных Каникул. Наверное, некоторые из вас, ребята, тоже не прочь попасть в эту сказочную страну. Ну что ж, надеемся, что, прочитав повесть-сказку, вы поймете… Впрочем, не хочется забегать вперед! Напомним лишь вам всем пушкинские строки: Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.


Эту дорогу я знаю наизусть, как любимое стихотворение, которое никогда не заучивал, но которое само запомнилось на всю жизнь. Я мог бы идти по ней зажмурившись, если бы по тротуарам не спешили пешеходы, а по мостовой не мчались автомашины и троллейбусы…

Иногда по утрам я выхожу из дому вместе с ребятами, которые в ранние часы бегут той самой дорогой. Мне кажется, что вот-вот сейчас из окна высунется мама и крикнет мне вдогонку с четвертого этажа: «Ты забыл на столе свой завтрак!» Но теперь я уже редко что-нибудь забываю, а если бы и забыл, не очень-то прилично было бы догонять меня криком с четвертого этажа: ведь я уже давно не школьник.

Помню, однажды мы с моим лучшим другом Валериком сосчитали зачем-то количество шагов от дома до школы. Теперь я делаю меньше шагов: ноги у меня стали длиннее. Но путь продолжается дольше, потому что я уже не могу, как раньше, мчаться сломя голову. С возрастом люди вообще чуть-чуть замедляют шаги, и чем человек старше, тем меньше ему хочется торопиться.

Я уже сказал, что часто по утрам иду вместе с ребятами дорогой моего детства. Я заглядываю в липа мальчишкам и девчонкам. Они удивляются: «Вы кого-нибудь потеряли?» А я и в самом деле потерял то, что уже невозможно найти, отыскать, но и забыть тоже невозможно: свои школьные годы.

Впрочем, нет… Они не стали только воспоминанием – они живут во мне. Хотите, они заговорят? И расскажут вам много разных историй?.. Или лучше одну историю, но такую, какая, я уверен, не случалась ни с кем из вас никогда!

САМЫЙ НЕОБЫЧАЙНЫЙ ПРИЗ

В ту далекую пору, о которой пойдет речь, я очень любил… отдыхать. И хотя к двенадцати годам я вряд ли успел от чего-нибудь слишком уж сильно устать, но я мечтал, чтобы в календаре все поменялось: пусть в дни, которые сверкают красной краской (этих дней в календаре так немного!), все ходят в школу, а в дни, которые отмечены обыкновенной черной краской, развлекаются и отдыхают. И тогда можно будет с полным основанием сказать, мечтал я, что посещение школьных занятий – это для нас настоящий праздник!

На уроках я до того часто надоедал Мишке-будильнику (отец подарил ему огромные старые часы, которые тяжело было носить на руке), что Мишка сказал однажды:

– Не спрашивай меня больше, сколько осталось до звонка: каждые пятнадцать минут я буду понарошку чихать.

Так он и делал.

Все в классе решили, что у Мишки «хроническая простуда», а учительница даже принесла ему какой-то рецепт. Тогда он перестал чихать и перешел на кашель: от кашля ребята все же не так сильно вздрагивали, как от оглушительного Мишкиного «апчхи!».

За долгие месяцы летних каникул многие ребята просто уставали отдыхать, но я не уставал. С первого сентября я уже начинал подсчитывать, сколько дней осталось до зимних каникул. Эти каникулы нравились мне больше других: они, хоть и были короче летних, но зато приносили с собой елочные праздники с Дедами-Морозами, Снегурочками и нарядными подарочными пакетами. А в пакетах были столь любимые мною в ту пору пастила, шоколад и пряники. Если б мне разрешили есть их три раза в день, вместо завтрака, обеда и ужина, я согласился бы сразу, не задумываясь ни на одну минуту!

Задолго до праздника я составлял точный список всех наших родственников и знакомых, которые могли достать билеты на Елку. Дней за десять до первого января я начинал звонить.

– С Новым годом! С новым счастьем! – говорил я двадцатого декабря.

– Уж очень ты рано поздравляешь, – удивлялись взрослые.

Но я-то знал, когда надо поздравлять: ведь билеты на Елку везде распределялись заранее.

– Ну, а как ты заканчиваешь вторую четверть? – неизменно интересовались родные и знакомые.

– Неудобно как-то говорить о самом себе… – повторял я фразу, услышанную однажды от папы.

Из этой фразы взрослые почему-то немедленно делали вывод, что я – круглый отличник, и завершали нашу беседу словами:

– Надо бы тебе достать билет на Елку! Как говорится, кончил дело – гуляй смело!

Это было как раз то, что нужно: гулять я очень любил!

Но вообще-то мне хотелось немного изменить эту известную русскую поговорку – отбросить два первых слова и оставить только два последних: «Гуляй смело!»

Ребята в нашем классе мечтали о разном: строить самолеты (которые тогда еще называли аэропланами), водить по морям корабли, быть шоферами, пожарниками и вагоновожатыми… И только я один мечтал стать массовиком. Мне казалось, что нет ничего приятней этой профессии: с утра до вечера веселиться самому и веселить других! Правда, все ребята открыто говорили о своих мечтах и даже писали о них в сочинениях по литературе, а я о своем заветном желании почему-то умалчивал. Когда же меня в упор спрашивали: «Кем ты хочешь стать в будущем?» – я каждый раз отвечал по-разному: то летчиком, то геологом, то врачом. Но на самом деле я все-таки мечтал стать массовиком!

Мама и папа очень много размышляли о том, как меня правильно воспитывать. Я любил слушать их споры на эту тему. Мама считала, что «главное – это книги и школа», а папа неизменно напоминал, что именно физический труд сделал из обезьяны человека и что поэтому я прежде всего должен помогать взрослым дома, во дворе, на улице, на бульваре и вообще всюду и везде. Я с ужасом думал, что, если когда-нибудь мои родители наконец договорятся между собой, я пропал: тогда мне придется учиться только на пятерки, с утра до вечера читать книги, мыть посуду, натирать полы, бегать по магазинам и помогать всем, кто старше меня, таскать по улицам сумки. А в то время почти все в мире были старше меня…

Итак, мама и папа спорили, а я не подчинялся комунибудь одному, чтобы не обидеть другого, и делал все так, как хотел сам.

Накануне зимних каникул беседы о моем воспитании разгорались особенно жарко. Мама утверждала, что размеры моего веселья должны находиться в «прямой пропорциональной зависимости от отметок в дневнике», а папа говорил, что веселье должно быть в такой же точно зависимости от моих «трудовых успехов». Поспорив между собой, оба они приносили мне по билету на елочные представления.

Вот с одного такого представления все и началось…

Я хорошо запомнил тот день – последний день зимних каникул. Мои друзья уже просто рвались в школу, а я не рвался… И хотя из Елок, на которых я побывал, вполне можно было бы образовать небольшой хвойный лесок, я пошел на очередной утренник – в Дом культуры медицинских работников. Медицинским работником была сестра мужа маминой сестры; и хотя ни раньше, ни сейчас я бы не мог точно сказать, кем она мне приходится, билет на медицинскую Елку я получил.

Войдя в вестибюль, я поднял голову и увидел плакат: ПРИВЕТ УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ БОРЬБЫ ЗА ДОЛГОЛЕТИЕ!

А в фойе висели диаграммы, показывающие, как было написано, «рост снижения смертности в нашей стране». Диаграммы были весело обрамлены разноцветными лампочками, флажками и мохнатыми хвойными гирляндами.

Меня тогда, помнится, очень удивило, что кого-то серьезно занимают «проблемы борьбы за долголетие»: я не представлял себе, что моя жизнь может когда-нибудь кончиться. А мой возраст приносил мне огорчения только тем, что был слишком мал. Если незнакомые люди интересовались, сколько мне лет, я говорил, что тринадцать, потихоньку накидывая годик. Сейчас я уже ничего не прибавляю и не убавляю. А «проблемы борьбы за долголетие» не кажутся мне уж столь непонятными и ненужными, как тогда, много лет назад, на детском утреннике…

Среди диаграмм, на фанерных щитах, были написаны разные советы, необходимые людям, которые хотят подольше прожить. Я запомнил лишь совет о том, что надо, оказывается, поменьше седеть на одном месте и побольше двигаться. Я запомнил его для того, чтобы пересказать своим родителям, которые то и дело повторяли: «Хватит тебе носиться по двору! Хоть бы посидел немножко на одном месте!» А сидеть-то, оказывается, как раз и не нужно! Потом я прочитал большой лозунг: «Жизнь есть движение!» – и помчался в большой зал, чтобы принять участие в велосипедных гонках. В тот миг я, конечно, не мог предположить, что это спортивное соревнование сыграет совершенно неожиданную роль в моей жизни.

Нужно было сделать три стремительных круга на двухколесном велосипеде по краю зрительного зала, из которого были убраны все стулья. И хотя старики редко бывают спортивными судьями, но тут судьей был Дед-Мороз. Он стоял, словно на стадионе, с секундомером в руке и засекал время каждого гонщика. Точней сказать, он держал секундомер в нарядных серебристо-белых рукавицах. И весь был нарядный, торжественный: в тяжелой красной шубе, прошитой золотыми и серебряными нитками, в высокой красной шапке с белоснежным верхом и с бородой, как полагается, до самого пояса.

Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Анатолий Алексин
В Стране Вечных Каникул

Поистине необычное событие происходит в жизни юного героя: он попадает в страну, которой не найдешь ни на одной карте, ни на одном глобусе, – Страну Вечных Каникул. Наверное, некоторые из вас, ребята, тоже не прочь попасть в эту сказочную страну. Ну что ж, надеемся, что, прочитав повесть-сказку, вы поймете… Впрочем, не хочется забегать вперед! Напомним лишь вам всем пушкинские строки: Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.


Эту дорогу я знаю наизусть, как любимое стихотворение, которое никогда не заучивал, но которое само запомнилось на всю жизнь. Я мог бы идти по ней зажмурившись, если бы по тротуарам не спешили пешеходы, а по мостовой не мчались автомашины и троллейбусы…

Иногда по утрам я выхожу из дому вместе с ребятами, которые в ранние часы бегут той самой дорогой. Мне кажется, что вот-вот сейчас из окна высунется мама и крикнет мне вдогонку с четвертого этажа: «Ты забыл на столе свой завтрак!» Но теперь я уже редко что-нибудь забываю, а если бы и забыл, не очень-то прилично было бы догонять меня криком с четвертого этажа: ведь я уже давно не школьник.

Помню, однажды мы с моим лучшим другом Валериком сосчитали зачем-то количество шагов от дома до школы. Теперь я делаю меньше шагов: ноги у меня стали длиннее. Но путь продолжается дольше, потому что я уже не могу, как раньше, мчаться сломя голову. С возрастом люди вообще чуть-чуть замедляют шаги, и чем человек старше, тем меньше ему хочется торопиться.

Я уже сказал, что часто по утрам иду вместе с ребятами дорогой моего детства. Я заглядываю в лица мальчишкам и девчонкам. Они удивляются: «Вы кого-нибудь потеряли?» А я и в самом деле потерял то, что уже невозможно найти, отыскать, но и забыть тоже невозможно: свои школьные годы.

Впрочем, нет… Они не стали только воспоминанием – они живут во мне. Хотите, они заговорят? И расскажут вам много разных историй?.. Или лучше одну историю, но такую, какая, я уверен, не случалась ни с кем из вас никогда!

Самый необычайный приз

В ту далекую пору, о которой пойдет речь, я очень любил… отдыхать. И хотя к двенадцати годам я вряд ли успел от чего-нибудь слишком уж сильно устать, но я мечтал, чтобы в календаре все поменялось: пусть в дни, которые сверкают красной краской (этих дней в календаре так немного!), все ходят в школу, а в дни, которые отмечены обыкновенной черной краской, развлекаются и отдыхают. И тогда можно будет с полным основанием сказать, мечтал я, что посещение школьных занятий – это для нас настоящий праздник!

На уроках я до того часто надоедал Мишке-будильнику (отец подарил ему огромные старые часы, которые тяжело было носить на руке), что Мишка сказал однажды:

– Не спрашивай меня больше, сколько осталось до звонка: каждые пятнадцать минут я буду понарошку чихать.

Так он и делал.

Все в классе решили, что у Мишки «хроническая простуда», а учительница даже принесла ему какой-то рецепт. Тогда он перестал чихать и перешел на кашель: от кашля ребята все же не так сильно вздрагивали, как от оглушительного Мишкиного «апчхи!».

За долгие месяцы летних каникул многие ребята просто уставали отдыхать, но я не уставал. С первого сентября я уже начинал подсчитывать, сколько дней осталось до зимних каникул. Эти каникулы нравились мне больше других: они, хоть и были короче летних, но зато приносили с собой елочные праздники с Дедами-Морозами, Снегурочками и нарядными подарочными пакетами. А в пакетах были столь любимые мною в ту пору пастила, шоколад и пряники. Если б мне разрешили есть их три раза в день, вместо завтрака, обеда и ужина, я согласился бы сразу, не задумываясь ни на одну минуту!

Задолго до праздника я составлял точный список всех наших родственников и знакомых, которые могли достать билеты на Елку. Дней за десять до первого января я начинал звонить.

– С Новым годом! С новым счастьем! – говорил я двадцатого декабря.

– Уж очень ты рано поздравляешь, – удивлялись взрослые.

Но я-то знал, когда надо поздравлять: ведь билеты на Елку везде распределялись заранее.

– Ну, а как ты заканчиваешь вторую четверть? – неизменно интересовались родные и знакомые.

– Неудобно как-то говорить о самом себе… – повторял я фразу, услышанную однажды от папы.

Из этой фразы взрослые почему-то немедленно делали вывод, что я – круглый отличник, и завершали нашу беседу словами:

– Надо бы тебе достать билет на Елку! Как говорится, кончил дело – гуляй смело!

Это было как раз то, что нужно: гулять я очень любил!

Но вообще-то мне хотелось немного изменить эту известную русскую поговорку – отбросить два первых слова и оставить только два последних: «Гуляй смело!»

Ребята в нашем классе мечтали о разном: строить самолеты (которые тогда еще называли аэропланами), водить по морям корабли, быть шоферами, пожарниками и вагоновожатыми… И только я один мечтал стать массовиком. Мне казалось, что нет ничего приятней этой профессии: с утра до вечера веселиться самому и веселить других! Правда, все ребята открыто говорили о своих мечтах и даже писали о них в сочинениях по литературе, а я о своем заветном желании почему-то умалчивал. Когда же меня в упор спрашивали: «Кем ты хочешь стать в будущем?» – я каждый раз отвечал по-разному: то летчиком, то геологом, то врачом. Но на самом деле я все-таки мечтал стать массовиком!

Мама и папа очень много размышляли о том, как меня правильно воспитывать. Я любил слушать их споры на эту тему. Мама считала, что «главное – это книги и школа», а папа неизменно напоминал, что именно физический труд сделал из обезьяны человека и что поэтому я прежде всего должен помогать взрослым дома, во дворе, на улице, на бульваре и вообще всюду и везде. Я с ужасом думал, что, если когда-нибудь мои родители наконец договорятся между собой, я пропал: тогда мне придется учиться только на пятерки, с утра до вечера читать книги, мыть посуду, натирать полы, бегать по магазинам и помогать всем, кто старше меня, таскать по улицам сумки. А в то время почти все в мире были старше меня…

Итак, мама и папа спорили, а я не подчинялся кому-нибудь одному, чтобы не обидеть другого, и делал все так, как хотел сам.

Накануне зимних каникул беседы о моем воспитании разгорались особенно жарко. Мама утверждала, что размеры моего веселья должны находиться в «прямой пропорциональной зависимости от отметок в дневнике», а папа говорил, что веселье должно быть в такой же точно зависимости от моих «трудовых успехов». Поспорив между собой, оба они приносили мне по билету на елочные представления.

Вот с одного такого представления все и началось…

Я хорошо запомнил тот день – последний день зимних каникул. Мои друзья уже просто рвались в школу, а я не рвался… И хотя из Елок, на которых я побывал, вполне можно было бы образовать небольшой хвойный лесок, я пошел на очередной утренник – в Дом культуры медицинских работников. Медицинским работником была сестра мужа маминой сестры; и хотя ни раньше, ни сейчас я бы не мог точно сказать, кем она мне приходится, билет на медицинскую Елку я получил.

Войдя в вестибюль, я поднял голову и увидел плакат: ПРИВЕТ УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ БОРЬБЫ ЗА ДОЛГОЛЕТИЕ!

А в фойе висели диаграммы, показывающие, как было написано, «рост снижения смертности в нашей стране». Диаграммы были весело обрамлены разноцветными лампочками, флажками и мохнатыми хвойными гирляндами.

Меня тогда, помнится, очень удивило, что кого-то серьезно занимают «проблемы борьбы за долголетие»: я не представлял себе, что моя жизнь может когда-нибудь кончиться. А мой возраст приносил мне огорчения только тем, что был слишком мал. Если незнакомые люди интересовались, сколько мне лет, я говорил, что тринадцать, потихоньку накидывая годик. Сейчас я уже ничего не прибавляю и не убавляю. А «проблемы борьбы за долголетие» не кажутся мне уж столь непонятными и ненужными, как тогда, много лет назад, на детском утреннике…

Среди диаграмм, на фанерных щитах, были написаны разные советы, необходимые людям, которые хотят подольше прожить. Я запомнил лишь совет о том, что надо, оказывается, поменьше седеть на одном месте и побольше двигаться. Я запомнил его для того, чтобы пересказать своим родителям, которые то и дело повторяли: «Хватит тебе носиться по двору! Хоть бы посидел немножко на одном месте!» А сидеть-то, оказывается, как раз и не нужно! Потом я прочитал большой лозунг: «Жизнь есть движение!» – и помчался в большой зал, чтобы принять участие в велосипедных гонках. В тот миг я, конечно, не мог предположить, что это спортивное соревнование сыграет совершенно неожиданную роль в моей жизни.

Нужно было сделать три стремительных круга на двухколесном велосипеде по краю зрительного зала, из которого были убраны все стулья. И хотя старики редко бывают спортивными судьями, но тут судьей был Дед-Мороз. Он стоял, словно на стадионе, с секундомером в руке и засекал время каждого гонщика. Точней сказать, он держал секундомер в нарядных серебристо-белых рукавицах. И весь был нарядный, торжественный: в тяжелой красной шубе, прошитой золотыми и серебряными нитками, в высокой красной шапке с белоснежным верхом и с бородой, как полагается, до самого пояса.

Обычно везде, и даже на праздничных утренниках, у каждого из моих друзей было какое-то свое особое увлечение: один любил скатываться вниз с деревянной горки – и делал это столько раз подряд, что за несколько часов успевал протереть штаны; другой не вылезал из кинозала, а третий стрелял в тире до тех пор, пока ему не напоминали, что и другие тоже хотят пострелять. Я успевал испытать все удовольствия, на которые давал право пригласительный билет: и съехать с горки, и промахнуться в тире, и выловить металлическую рыбку из аквариума, и покружиться на карусели, и разучить песню, которую все уже давно знали наизусть.

Поэтому на велосипедные гонки я явился немного утомленным – не в лучшей форме, как говорят спортсмены. Но когда я услышал, как Дед-Мороз громко провозгласил: «Победитель получит самый необычайный приз за всю историю новогодних елок!» – силы ко мне вернулись и я почувствовал себя абсолютно готовым к борьбе.

До меня по залу пронеслись девять юных гонщиков, и время каждого было громогласно, на весь зал, объявлено Дедом-Морозом.

– Десятый – и последний! – объявил Дед-Мороз.

Его помощник – массовик дядя Гоша подкатил ко мне облезлый двухколесный велосипед. До сих пор я помню все: и что верхняя крышечка звонка была оторвана, и что на раме облупилась зеленая краска, и что в переднем колесе не хватало спиц.

– Старый, но боевой конь! – сказал дядя Гоша.

Дед-Мороз выстрелил из самого настоящего стартового пистолета – и я нажал на педали…

Катался я на велосипеде не очень хорошо, но в моих ушах все время звучали слова Деда-Мороза: «Самый необычайный приз за всю историю новогодних елок!»

Эти слова подгоняли меня: ведь, пожалуй, никто из участников этого соревнования не любил получать подарки и призы так сильно, как любил я! И к «самому необычайному призу» я примчался быстрее всех остальных. Дед-Мороз взял мою руку, которая утонула в его рукавице, и высоко поднял ее, как поднимают руки победителей боксерских соревнований.

– Объявляю победителя! – произнес он так громко, что услышали все дети медицинских работников во всех залах Дома Культуры.

Сразу же рядом появился массовик дядя Гоша и своим вечно радостным голосом воскликнул:

– Давайте поприветствуем, ребята! Давайте поприветствуем нашего рекордсмена!

Он захлопал, как всегда, так настоятельно, что сразу же потянул за собой аплодисменты со всех концов зала. Дед-Мороз взмахнул рукой и установил тишину:

– Я не только объявляю победителя, но и награждаю его!

– Чем?.. – нетерпеливо поинтересовался я.

– О, ты даже представить себе не можешь!

– В сказках чародеи и волшебники просят обычно задумать три заветных желания, – продолжал Дед-Мороз. – Но мне кажется, что это слишком много. Ты же установил велосипедный рекорд только один раз, и я выполню одно твое желание! Но зато – любое!.. Подумай хорошенько, не торопись.

Я понял, что такой случай представляется мне первый и последний раз в жизни. Я мог попросить, чтобы мой лучший друг Валерик остался моим лучшим другом навсегда, на всю мою жизнь! Я мог попросить, чтобы контрольные работы и домашние задания учителей выполнялись сами собой, без всякого моего участия. Я мог попросить, чтобы папа не заставлял меня бегать за хлебом и мыть посуду! Я мог попросить, чтобы вообще эта посуда мылась сама собой или никогда не пачкалась. Я мог попросить…

Одним словом, я мог попросить все что угодно. И если бы я знал, как в дальнейшем сложится моя жизнь и жизнь моих друзей, я бы, наверно, попросил о чем-нибудь очень важном для себя и для них. Но в тот момент я не мог заглянуть вперед, сквозь годы, а мог только поднять голову – и увидеть то, что было вокруг сияющую елку, сияющие игрушки и вечно сияющее лицо массовика дяди Гоши.

– Чего же ты хочешь? – спросил Дед-Мороз.

И я ответил.

– Пусть всегда будет Елка! И пусть никогда не кончаются эти каникулы!..

– Ты хочешь, чтобы всегда было так же, как сегодня?

Как на этой Елке? И чтобы никогда не кончались каникулы?

– Да. И чтобы все меня развлекали…

Последняя моя фраза звучала не очень хорошо, но я подумал: «Если он сделает так, чтобы все меня развлекали, тогда, значит, и мама, и папа, и даже учителя должны будут доставлять мне одни только удовольствия. Не говоря уже обо всех остальных…»

Дед-Мороз ничуть не удивился:

– Кто это… Валерик? – спросил Дед-Мороз.

– Мой лучший друг!

– А может быть, он вовсе не хочет, чтобы эти каникулы длились вечно? Он об этом меня не просил.

– Я сейчас сбегаю вниз… Позвоню ему из автомата и узнаю: хочет он или нет.

– Если ты еще вдобавок попросишь у меня деньги на автомат, то это и будет считаться исполнением твоего желания: ведь оно может быть только одно! – сказал Дед-Мороз. – Хотя… скажу тебе по секрету: я теперь должен выполнять и другие твои просьбы!

– Почему?

– О, не торопись! Со временем узнаешь! Но эту просьбу я выполнить не могу: твой лучший друг не участвовал в велосипедных гонках и не завоевал первого места. За что же я должен награждать его самым необычайным призом?

Я не стал спорить с Дедом-Морозом: с волшебником спорить не полагается.

К тому же я решил, что мой лучший друг Валерик – гипнотизер и правда не захочет, чтобы каникулы никогда не кончались…

Почему гипнотизер? Сейчас расскажу вам…

Однажды в пионерлагере, где мы летом были с Валериком, вместо киносеанса устроили «сеанс массового гипноза».

– Это какое-то шарлатанство! – на весь зал воскликнула старшая пионервожатая. И первая в зале уснула…

А потом уснули и все остальные. Только один Валерик продолжал бодрствовать. Тогда гипнотизер разбудил нас всех и объявил, что у Валерика очень сильная воля, что он сам, если захочет, сможет диктовать эту свою волю другим и, наверно, при желании сумеет сам стать гипнотизером, дрессировщиком и укротителем. Все очень удивились, потому что Валерик был невысоким, худеньким, бледным и даже в лагере летом совсем не загорел.

Я, помню, решил немедленно использовать могучую волю Валерика в своих интересах.

– Мне сегодня нужно учить теоремы по геометрии, потому что завтра меня могут вызвать к доске, – сказал я ему в один из первых дней нового учебного года. – А мне очень хочется идти на футбол… Продиктуй мне свою волю: чтобы сразу расхотелось идти на стадион и захотелось зубрить геометрию!

– Пожалуйста, – сказал Валерик. – Попробуем. Смотри на меня внимательно: в оба глаза! Слушай меня внимательно: в оба уха!

И начал диктовать мне свою волю… Но через полчаса я все равно отправная на футбол. А на другой день, сказал своему лучшему другу:

– Я не поддался гипнозу – значит, и у меня тоже сильная воля?

– Сомневаюсь, – ответил Валерик.

– Ага, если ты не поддаешься, то это из-за сильной юли, а если я не поддаюсь, то это ничего не значит? Да?

– Извини, пожалуйста… Но, по-моему, это так.

– Ах, это так? А может быть, и ты вовсе никакой не гипнотизер? И не дрессировщик? Вот докажи мне свою силу: усыпи сегодня на уроке нашу учительницу, чтобы она не смогла меня вызвать к доске.

– Извини… Но если я начну ее усыплять, могут уснуть и все остальные.

– Понятно. Тогда просто продиктуй ей свою волю: пусть она оставит меня в покое! Хотя бы на сегодняшний день…

– Хорошо, постараюсь.

И он постарался… Учительница раскрыла журнал и сразу же назвала мою фамилию, но потом подумала немного и сказала:

– Нет… пожалуй, сиди на месте. Лучше послушаем сегодня Парфенова.

Мишка-будильник поплелся к доске. А я с того самого дня твердо поверил, что мой лучший друг – настоящий укротитель и гипнотизер.

Сейчас Валерик уже не живет в нашем городе… А мне все кажется, что вот-вот раздадутся три торопливых, словно догоняющих друг друга, звонка (так всегда звонил только он!). А летом я вдруг ни с того ни с сего высовываюсь в окно: мне кажется, что со двора меня, как прежде, зовет негромкий Валеркин голос: «Эй, иностранец!.. Петька-иностранец!» Не удивляйтесь, пожалуйста: так меня звал Валерик, а почему – в свое время узнаете.

Валерик тоже пытался вести меня за собой, но я то и дело терял его след и сбивался с дороги. Ведь это он, к примеру, заставил меня заниматься в школе общественной работой: быть членом санитарного кружка. В те предвоенные годы часто объявлялись учебные воздушные тревоги.

Члены нашего кружка надевали противогазы, выбегали с носилками во двор и оказывали первую помощь «пострадавшим». Я очень любил быть «пострадавшим»: меня заботливо укладывали на носилки и тащили по лестнице на третий этаж, где был санитарный пункт.

Мне тогда и в голову не приходило, что скоро, очень скоро нам придется услышать сирены настоящей, не учебной тревоги, и дежурить на крыше своей школы, и сбрасывать оттуда фашистские зажигалки. Я и представить себе не мог, что мой город когда-нибудь оглушат разрывы фугасных бомб…

Я не знал обо всем этом в тот день, на сверкающем Елочном празднике: ведь сети бы мы обо всех бедах узнавали заранее, тогда вообще не могло бы быть на свете никаких праздников.

Дед-Мороз торжественно объявил:

– Выполняю твое желание: ты получишь путевку в Страну Вечных Каникул!

Я быстро протянул руку. Но Дед-Мороз опустил ее:

– В сказке путевок на руки не выдают! И пропусков не выписывают. Все произойдет само собой. С завтрашнего утра ты очутишься в Стране Вечных Каникул!

– А почему не сегодня? – нетерпеливо спросил я.

– Потому что сегодня ты можешь отдыхать и развлекаться без всякой помощи волшебной силы: каникулы ведь еще не кончились. Но завтра все пойдут в школу, а для тебя каникулы будут продолжаться!..

Троллейбус идет «в ремонт»

На следующий день чудеса начались прямо с утра: не зазвонил будильник, который я накануне завел и, как всегда, поставил на стуле возле кровати.

Но я все равно проснулся. Вернее сказать, я не спал с самой полуночи, ожидая своего предстоящего отъезда в Страну Вечных Каникул. Но никто оттуда за мной не приезжал… Просто вдруг промолчал будильник. А потом ко мне подошел папа и строго произнес:

– Немедленно перевернись на другой бок, Петр! И продолжай спать!..

Это сказал папа, который был за «беспощадное трудовое воспитание», который всегда требовал, чтобы я вставал раньше всех и чтобы не мама готовила мне утренний завтрак, а я сам готовил завтрак для себя и для всей нашей семьи.

– Не вздумай, Петр, пойти в школу. Смотри у меня!

И это сказала мама, которая считала, что «каждый день, проведенный в школе, – крутая ступенька вверх».

Как-то однажды я для интереса подсчитал все дни, проведенные мною в школе, начиная с первого класса…

Получилось, что по этим маминым ступенькам я забрался уже очень высоко. Так высоко, что мне все, абсолютно все должно было быть видно и все на свете понятно.

Обычно по утрам Валерик, который жил этажом выше, сбегая вниз, давал три торопливых звонка в нашу дверь. Он не дожидался, пока я выйду на лестницу, он продолжал мчаться вниз, а я догонял его уже на улице. В то утро Валерик не позвонил…

Чудеса продолжались.

Все, словно заколдованные Дедом-Морозом, пытались удержать меня дома, не пустить в школу.

Но как только родители ушли на работу, я вскочил с кровати и заторопился…

«Вот, может быть, выйду сейчас, а у подъезда меня поджидает какое-нибудь сказочное средство передвижения! – мечтал я. – Нет, не ковер-самолет: всюду пишут, что он для новых сказок уже устарел. А какая-нибудь ракета или гоночный автомобиль! И унесут они меня… И все ребята это увидят!»

Но у подъезда стояло только старое грузовое такси, из которого выгружали мебель. Не на нем же мне предстояло унестись в сказочную страну!

Я пошел к школе той самой дорогой, по которой мог бы идти зажмурившись… Но я не зажмуривался – я глядел по сторонам во все глаза, ожидая, что вот-вот ко мне подкатит что-нибудь такое, перед чем весь наш городской транспорт просто замрет от изумления.

Вид у меня, вероятно, был очень странный, но никто из ребят ни о чем не спрашивал. Они вообще не замечали меня.

И в этом тоже было что-то новое и непонятное. Тем более, что в тот первый день после зимних каникул все должны были просто завалить меня вопросами: «Ну, сколько раз был на Елках? Раз двадцать успел? А сколько ты съел подарков?..»

Но в то утро никто не шутил. «Не узнают они меня, что ли?» – подумал я. На миг мне стало обидно, что они вроде бы отделили меня от себя, – захотелось вместе с ними дойти до школы, войти в класс… Но я уже входил туда много лет подряд, а в Стране Вечных Каникул я еще не был ни разу! И я снова стал оглядываться и прислушиваться: не шуршит ли шинами, еле касаясь асфальта, гоночный автомобиль? Не спускается ли воздушный корабль, летающий по маршруту «Земля – Страна Вечных Каникул»?

На перекрестке, возле светофора, стояло много разных машин, но среди них не было ни одного гоночного автомобиля и ни одного воздушного корабля…

Мне нужно было пересечь улицу и затем свернуть в переулок налево.

Я уже шагнул на мостовую, стараясь ступать как можно легче: если меня вдруг подхватит какая-нибудь волшебная сила, пусть ей будет не очень трудно оторвать меня от земли! И вдруг услышал над самым своим ухом свисток. «Ага, предупреждающий сигнал!» – обрадовался я. Обернулся – и увидел милиционера.

Высунувшись по самый пояс из своего «стакана», он кричал:

– Не туда идешь! Заблудился, что ли? Остановка направо!

– Какая остановка?

Но уже в следующее мгновение я понял, что милиционер – это переодетый в синюю форму посланец Деда-Мороза. Волшебной палочкой, перевоплотившейся в полосатый милицейский жезл, он, конечно, указывал мне будущую остановку или, вернее сказать, посадочную площадку того самого… что должно было прилететь за мной и умчать в Страну Вечных Каникул.

Я быстро пошел к столбу, возле которого, как у мачты с флагом (полотнище заменял прямоугольный плакатик – «Остановка троллейбуса»), выстроилась довольно-таки длинная очередь.

И прямо тут же, словно еле-еле дождавшись моего прихода, подкатил троллейбус, у которого впереди и на боку вместо номера было написано: «В ремонт!» Он был пустой, только в кабине склонился над своей огромной баранкой водитель, и сзади, возле слегка подмороженного окна, подпрыгивала на своем служебном месте, как всегда спиной к тротуару, кондукторша в платке. В те годы людям доверяли не так сильно, как сейчас, и троллейбусов без кондуктора еще не было.

Когда пустой троллейбус остановился и раздвинулись задние дверки-гармошки, кондукторша высунулась и обратилась не к очереди, а лично ко мне (ко мне одному!):

– Садись, дорогой! Добро пожаловать!

Я изумленно отшатнулся в сторону: никогда я еще не слышал, чтобы кондукторша так разговаривала с пассажирами.

– Сейчас не моя очередь, – сказал я.

– А им с тобой не по дороге! – Кондукторша указала на людей, выстроившихся возле столба. – У них – другой маршрут.

– Но мне не нужно «в ремонт»…

Конечно, кондукторша эта была не просто кондукторшей, потому что очередь не произнесла ни звука и потому что под ее взглядом я все-таки покорно залез в пустой троллейбус. Двери-гармошки с легким стуком захлопнулись за моей спиной.

– Но ведь он же идет… в ремонт, – повторил я, обводя лазами пустой вагон, – А мне – в Страну Вечных Каникул…

– Не тревожься, хороший ты мой!

С доброй кондукторшей, как и с Дедом-Морозом, как и с милиционером, высунувшимся из «стакана», спорить было бесполезно: они знали все лучше меня!

«Если бы все кондукторши были такими ласковыми, как эта, – думал я, – люди бы просто не вылезали из трамваев и троллейбусов! Так бы и катались целый день по городу!»

У кондукторши на ремне болталась сумка с билетами. Я стал шарить в кармане брюк, где лежали деньги на завтрак.

– Если ты заплатишь и возьмешь билет, – строго предупредила кондукторша, – контролер оштрафует тебя!

Все было наоборот! Все было как в сказке! Или вернее сказать: все было в сказке. В самой настоящей!..

Хоть я ехал в Страну Вечных Каникул не в быстроходном автомобиле и не на воздушном корабле, но зато бесплатно и один в целом троллейбусе! Я сел на заднее сиденье, поближе к дверям-гармошкам.

– Тебя не трясет? – заботливо спросила кондукторша. – Ты ведь можешь сидеть где угодно: хоть впереди, хоть на моем кондукторском сиденье! Для этого тебе и подали отдельный троллейбус!

– Я люблю немного потрястись, – ответил я. – Так приятно подскакивать на одном месте!..

– Лишь бы тебе это доставляло удовольствие! – сказала кондукторша.

И я остался на своем заднем сиденье: мне было как-то неловко разгуливать по троллейбусу и пересаживаться с места на место.

– Первая остановка – твоя! – предупредила кондукторша.

Пустой троллейбус по-стариковски дергался и трясся сильней, чем всегда, но мне казалось, однако, что все в нем было исправно, и непонятно было, зачем он катил «в ремонт». Вскоре он притормозил, остановился.

– До свидания, милый! – сказала кондукторша.

Я спрыгнул на тротуар. И увидел прямо перед собой Дом культуры медицинских работников. О чудо! На нем тоже висели дощечки со словом «Ремонт». Но не было ни строительных лесов, ни мусора, без которых не может быть никакого настоящего ремонта.

«Должно быть, это просто такой пароль», – решил я.

И, когда навстречу мне из дверей Дома культуры неожиданно выскочил массовик дядя Гоша, я коротко и таинственно произнес:

– Ремонт!

– Что, что? – переспросил дядя Гоша. – Не понимаю…

Дядю Гошу я знал давно: он выступал на многих Елках.

И мы с ребятами давно уже наградили его непривычным прозвищем из целых двух слов: «Давайте поприветствуем!» У него было вечно сияющее лицо, вечно радостный голос, и мне казалось, что в жизни у него вообще не может быть никаких горестей, печалей и бед.

Хоть сейчас дядя Гоша появился на улице без пальто и шапки, голос его был все так же весел и бодр:

– Пожалуйте в Страну Вечных Каникул!

И я вошел в просторный вестибюль Дома культуры – туда, где еще накануне собирались сотни нарядных ребят, пришедших на Елку. Сейчас я был в сверкающем, обрамленном гирляндами и флажками вестибюле один-одинешенек. А на лестнице, как и вчера, стояли лисы, зайцы, медведи и целый духовой оркестр.

– Давайте поприветствуем юного каникуляра! – воскликнул дядя Гоша.

– Кого?! – не понял я.

– Юные жители Страны Вечных Каникул называются каникулярами и каникулярками, – объяснил дядя Гоша.

– А где же они – каникуляры и каникулярки?

– Никого нет… Все население на данном этапе состоит из тебя одного!

– А где просто эти… которые были вчера? Ну, юные зрители?

Дядя Гоша виновато развел руками:

– Все в школе. Учатся… – И он снова воскликнул: – Давайте поприветствуем нашего единственного юного каникуляра!

И оркестр грянул торжественный марш, хоть я был одним-единственным зрителем, пришедшим на праздник. Марш гремел гораздо громче, чем накануне, потому что звуки его разносились по совершенно пустому вестибюлю.

А потом с белокаменной лестницы навстречу мне ринулись переодетые зверями артисты…

Я обомлел. Это было уже слишком. Это было чересчур даже для сказки.