Меню
Бесплатно
Главная  /  Психология  /  Актеры и куклы во «Внутренних пейзажах» Филиппа Жанти. «Внутренние пейзажи», компания Филиппа Жанти, Франция, реж. Филипп Жанти, Мэри Андервуд Внутренние пейзажи жанти

Актеры и куклы во «Внутренних пейзажах» Филиппа Жанти. «Внутренние пейзажи», компания Филиппа Жанти, Франция, реж. Филипп Жанти, Мэри Андервуд Внутренние пейзажи жанти

Вчера сходила на очень интересный и необычный спектакль "Не забывай меня" французского режиссера Филиппа Жанти. Его показали 1 июня в Пскове в рамках XII Международного театрального Чеховского фестиваля. Жанр даже не знаю как описать. Это какая-то смесь пластического и танцевального спектаклей с использованием зрелищных визуальных эффектов. За полтора часа на сцене актерами было произнесено лишь несколько фраз. Само действо из разряда - понимай как хочешь.... Местами совсем даже не понятное, но завораживающее...

Вот небольшой видеоролик с фрагментами из этой постановки.

Под катом рассказ о спектакле и его создателях, опубликованный на сайте нашего драмтеатра.

Министерство культуры Российской Федерации, Региональный общественный фонд поддержки Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова, Псковский академический театр драмы имени А. С. Пушкина при поддержке Санкт-Петербургского представительства Французского Института в России и администрации Псковской области представляют: в рамках XII Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова в Пскове будет показан спектакль «Не забывай меня» производства компании Филиппа Жанти (Франция).

Известный кукольник Филипп Жанти (Philippe Genty) родился в 1938 году. Окончив парижскую Школу графических искусств, он получил специальность художник-график. Первой его театральной труппой стала «Компани Филипп Жанти», которую он создал совместно со своей женой Мари Андервуд в 1967 году.

Жанти — представитель театрального направления «новый цирк». Этот специфический жанр стал популярен во Франции в конце прошлого века. В его спектаклях соединяются драма, пантомима, современный танец, визуальные искусства и цирк, а персонажи и истории рождаются из мира фантазии и снов.

— У каждого из нас своя страсть. Мы пишем свои сны. Когда идет процесс записи этих снов, Филипп Жанти закрывается в своем кабинете и никого туда не пускает. После этого уже начинается работа над воплощением этих образов на сцене, — говорит Мэри Андервуд.

Свои фокусы Жанти хранит в тайне, говорит, что тратит на них гораздо больше времени, чем на работу с актерами. К труппе режиссер приходит с эскизами и рисунками, чтобы потом оживить их на сцене.

«Не забывай меня» — один из самых красивых спектаклей Филиппа Жанти — был поставлен в 1992 году по собственной пьесе режиссера и объехал весь мир. В 2012 году Жанти и Андервуд создали новую версию оригинальной работы в сотрудничестве с норвежскими актерами — выпускниками Nord Trondelag University College de Verdal, привнесшими в постановку мистическую атмосферу и краски Севера. В спектакле «Не забывай меня» Жанти создает чудесный мир оптических иллюзий, вызывая в памяти истории и легенды прошлого, погружая зрителей в глубины собственного сознания.

Проникновенную, искреннюю и временами наивную история разыгрывают семеро уникальных артистов, каждый из которых — одновременно мим, актер и танцовщик.

Холодные арктические пейзажи становятся декорациями для меланхоличной сказки о любви и верности. Герои временами напоминают огромных марионеток, они изгибаются в причудливом головокружительном танце, одновременно печальном и забавном.

Спектакль «Не забывай меня»,

Художественный руководитель — Филипп Жанти

Хореограф — Мэри Андервуд

Композитор — Рене Обри

Исполнители — выпускники Nord Trondelag University College de Verdal (Норвегия).

Продолжительность постановки — 1 час 30 минут, без антракта. Для зрителя старше 12 лет.

Текст, выделенный курсивом, взяла

12 июня театральная компания Филиппа Жанти закончила свои выступления в Москве. У тех, кто не успел увидеть здесь «Болилок», осталась возможность догнать его в конце июня на театральном фестивале в Норвегии. У опоздавших грустные перспективы: Жанти на год прерывает показы «Болилока».

Есть, правда, информация, что в июле мэтр будет давать мастер-классы в парижском Институте марионеток, а осенью может оказаться со своим «Краем земли», который москвичи могли видеть на прошлом Чеховском фестивале, в Латинской Америке. Но запись на уроки Жанти уже закрыта, а Латинская Америка под вопросом. Зато в пространстве торрентов и онлайновых видеоресурсов его спектакли-сновидения, сбежав, как куклы в «Болилоке», от своего создателя, уже давно живут самостоятельной жизнью.

Так что зрителям, только открывающим для себя Жанти, не составит труда найти в интернете, к примеру, образцы его раннего творчества. Тогда Жанти делал кукольные ревю, составленные из отдельных номеров вроде историй про танцующих страусов; горжетку, флиртующую с фотоаппаратом, или взбунтовавшуюся марионетку Пьеро, которая не захотела подчиняться своему хозяину и решила оборвать все нити, связывающие куклу и кукловода.

Именно с таким Жанти - режиссером-кукольником, аниматором, в чьих руках неодушевленные предметы оживали и вели себя как гомо сапиенс, -российская публика познакомилась в конце в 1970-х. То время, когда со своим театром человекоообразных предметов Жанти объехал почти весь мир, режиссер определяет как бегство от самого себя. Если верить тому, что рассказывает Жанти, он с детства страдал от невозможности наладить нормальный контакт с людьми и решить эту проблему смог только в театре - с помощью неодушевленных предметов, кукол.

После десятилетия поисков в области кукольного театра Жанти стал последовательно от него дистанцироваться.

Начиная с двух спектаклей - «Круг как куб» и «Парад желаний», - сделанных в 1980-1983 годах в соавторстве с женой Мари Андервуд, форма у Жанти все меньше походила на варьете. Куклы постепенно уступали место актерам, традиции театра марионеток вытеснялись традициями пантомимы и балета, мир спектаклей становился менее предметным, всё больше напоминая сновидения.

Во многом это было следствием увлечения Жанти работами Фрейда и Юнга. Результатом его исканий в области психоанализа стал спектакль 1984 года с соответствующим названием - «Проделки Зигмунда». Главными героями в нем были пальцы, которые режиссер обнаружил у себя в кармане, когда полез туда за словом; а сюжетообразующим мотивом - путешествие по лабиринтам подсознания.

В 90-х годах его спектакли «Не забывай меня» и «Неподвижный путник» уже мало чем напоминали зрителям о Жанти-кукловоде. В итоге из режиссера-аутиста, который начинал когда-то с интимного кукольного театра, боялся людей и открытых пространств, Жанти к концу ХХ столетия превратился в мегаломана, легко оперирующего огромными пространствами и множеством актеров. В 1997-м для фестиваля в Авиньоне Жанти поставил «Дедала», ежедневно собиравшего во дворе Папского дворца под открытым небом по две тысячи зрителей. А в 1998-м в Лиссабоне, куда Жанти был приглашен на Всемирную выставку, он срежиссировал «Океаны и утопии» - представление, рассчитанное на десять тысяч зрителей, с участием двухсот актеров, танцовщиков и циркачей.

Теперь сюрреализм Филиппа Жанти, год назад отметившего сорокалетие своей театральной компании и свое собственное семидесятилетие, вновь стал интимным, почти камерным. Чтобы бороться с демонами, путешествовать по лабиринатам подсознания и с неизменным успехом демонстрировать свои сны публике, Жанти оказалось достасточно подмостков среднестатистического театра.

Более того, в «Крае земли» и «Болилоке» Жанти даже вернул на сцену кукол - тех самых, от которых так настойчиво пытался отделаться два предыдущих десятилетия.

Впрочем, в «Болилоке» эти маленькие кукольные бестии, как когда-то Пьеро у Жанти, снова вбунтовались: отказались подчиняться своему создателю и, соскочив с крючков пыльного театрального шкафа, стали бегать по коридорам правого и левого полушарий мозга своего хозяина.

Просто теперь этот бунт уже, кажется, не удивляет ни самого Жанти, ни его публику. Зато по-прежнему поражает другое - то, как человек, которому в иные времена грозил бы костер инквизиции или колпак умалишенного, научился сублимировать свои страхи и создавать из них завораживающие театральные шедевры.

На пять дней в Москву приехал знаменитый французский режиссер-сюрреалист Филипп Жанти. Его постановка «Внутренние пейзажи» − это некий итог его долгого творческого пути. Второе название на афише - «Одиссея для актеров и марионеток». Филипп Жанти начинал когда-то с кукольного театра, а сейчас известен на весь мир своими волшебными спектаклями, где смешивает хореографию, спецэффекты, музыку и кукол. В основе шоу «Внутренние пейзажи» - книга воспоминаний режиссера-мага. Подробности - в репортаже Ирины Разумовской.

Спектакли Филиппа Жанти всегда очень сложные по сценографии. Из Парижа приехали десятки кофров, полные самых разных тканей, марионеток, кукол. И даже надувной батут, который занимает всю сцену, тоже привезли с собой.

Пока шесть кукловодов и танцоров выступают на сцене, за ней трудятся еще пять артистов. В свою труппу Филипп Жанти набирает фанатов магического и сюрреалистического театра со всего света. Испанцы, австрийцы, венгры и норвежцы попали под очарование этого в прошлом кукольника, теперь всемирно известного режиссера «одиссей».

«Поначалу, конечно, казалось невероятным запомнить все эти передвижения. Для таких визуальных эффектов за сценой мы проделываем чуть ли не больше трюков, чем на ней», − рассказал артист Саймон Ранн.

Если поэзию модернистов попробовать представить визуально и театрально, она будет выглядеть примерно так: это театр, где слова не нужны, здесь главное - образ. Сюрреализм в действии. Кто дергает героя за ниточки, и сможет ли он без кукловода? Как скоро схлопнется эта клетка человеческой жизни, где с годами становится все тесней и тесней? И одна из самых красивых и интересных метафор - это лестница, висящая в воздухе, как добраться до нужной двери - та ли это дверь?!

В этой бурной фантазии на тему всей своей жизни режиссера, помимо его снов и мечтаний, встречаются реальные воспоминания из детства Филиппа Жанти.

«В спектакле есть эпизод - встреча мальчика с солдатом. Мне было шесть лет тогда», − вспоминает Филипп Жанти.

«Я должна вам объяснить. После инсульта Филипп пока не восстановил речь до конца, поэтому я тут стою рядом с ним и помогаю говорить. В той книге его воспоминай, по которой сделан этот спектакль, ключевая история связана с потрясением после гибели отца, бомбежек Второй мировой и пожара в их доме», − пояснила хореограф Мэри Андервуд.

Мэри Андервуд - верная спутница всей жизни Жанти - в прошлом танцовщица во всех его спектаклях, сейчас соавтор. Насколько велик и важен для него образ женщины - режиссер показал с присущим ему комизмом.

Магический и эффектный театр от Филиппа Жанти похож на экзотический фрукт. Каждый день есть его, конечно, не будешь. Но пару раз в жизни попробовать точно стоит тем более, что в нашей стране такое почти не растет.

Фестиваль театр

На сцене Театра имени Моссовета начались пятидневные, длящиеся до 9 июня гастроли очередных гостей Чеховского фестиваля — театра Compagnie Philippe Genty с постановкой "Внутренние пейзажи". Рассказывает Ольга Федянина.


Из всех зарубежных гостей московской фестивальной сцены Филипп Жанти, кажется, меньше всех нуждается в представлении. Во-первых, его спектакли к нам приглашают часто и охотно. Во-вторых, сколько бы ни менялся сам режиссер и его театр "живых картин", а все-таки оба остаются верны себе и узнаются с первого взгляда. И при этом абсолютно не надоедают — фантазия постановщика, которому скоро исполнится восемьдесят, не иссякает.

Для того чтобы фантазия начала свое движение, "Внутренним пейзажам" нужен своего рода стартовый сигнал — пластический монолог главного героя (Скотт Келер), его единственное настоящее соло. Персонаж Келера, отчасти напоминающего раннего Барро, Барро-пантомима,— удивленная и меланхоличная марионетка на ниточках. Только вот кукловодческий "крест", каркас, к которому прикреплены эти ниточки, находится в руках у самой марионетки. Герой сначала тянет себя за руки-ноги, а затем с нарастающей решимостью обрывает нити. Потерявшие управление конечности начинают двигаться сами, но освобожденная кукла немедленно забирается в клетку, а клетка постепенно складывается, уменьшается и, наконец, превращается в крохотную ловушку.

Это все очень изобретательно и очень печально: человек не только несвободен, но еще и совершенно одинок — даже собственные нитки ему приходится дергать самостоятельно. Правда, печаль проходит быстро — под натиском воображения клетка разваливается без усилий. Начинается путешествие по "внутренним пейзажам": эпизодам, связанным не сюжетом, а лишь сквозными мотивами странствия и взросления.

Пейзажи эти больше всего напоминают ожившие фрагменты полотен Сальвадора Дали, они завораживают, и их хочется разглядывать снова и снова: в каждом сочетании предметов и фигур на сцене есть парадокс, секрет, своего рода внутренний трюк. Двери позволяют пройти из ниоткуда в никуда, плоское изображение отбрасывает объемную тень, цветы поют, люди на глазах превращаются в кукол и обратно, разноцветные пространства сворачиваются и разворачиваются за одно мгновение. Сам режиссер говорит, что при помощи актеров и марионеток инсценирует собственные сны.

Неодушевленных предметов в мире Филиппа Жанти нет совсем, ему чужда и неинтересна сама идея неодушевленности: у любого растения, предмета и даже у линии горизонта в этом спектакле есть активная живая роль, волшебная метаморфоза.

Создавая свои феерии, Жанти, в отличие от соседей по жанру, к примеру от Роберта Уилсона или Робера Лепажа, совершенно не заинтересован в безупречности иллюзии. Он не прячет кукловода за куклой окончательно, а дзанни, замаскированные слуги просцениума, помогают герою ненавязчиво, но так, что их нельзя не заметить. Подвешенные в воздухе предметы не делают вид, что они парят без опоры — нити видны, и это так и задумано. В театре Филиппа Жанти фокус становится только обаятельнее от того, что вы видите, как карты исчезают в рукаве.

Все, что перед вами,— сон, иллюзия, театр, ненастоящее. Зачем режиссер напоминает об этом, можно догадаться по одному эпизоду, мотивы которого встречаются и в других спектаклях Жанти. Вот главный герой превратился в куклу, в куклу-ребенка на руках у мамы-актрисы. На заднике — идиллическая горная видеопанорама с игрушечными домиками. Но домики эти на экране один за другим взрываются, загораются, становятся грудой обломков. Картина автобиографична: во время войны Жанти жил в такой горной деревне, на его глазах ее сожгли немцы, устроившие карательную акцию в ответ на действия бойцов Сопротивления.

Прошло больше семидесяти лет, и все это время в памяти взрослевшего мальчика горели те дома. Его шансом на спасение и на нормальную жизнь было превратить все в сон. В фантазию, которой можно управлять, в фигуры, ниточки которых можно дергать по своему усмотрению.

"Внутренние пейзажи" Филиппа Жанти — театр сновидений, который даже апокалипсис превращает в феерию. Ради того, чтобы создатели и зрители этого театра смогли пережить все и проснуться в реальном мире — удивленные, опечаленные и счастливые одновременно.

Помню, когда Жанти впервые приехал — ну то есть впервые на моей памяти, так-то он бывал в СССР еще с 1970х — это было удивление на грани потрясения, я старался после представлений попадать на встречи с режиссером, хотя обычно избегаю подобных мероприятий. Со временем, конечно, многое приедается, техника и стилистика Жанти, при всей утонченности и изощренности, при виртуозности использования приемов — не исключение. А все равно — «Внутренние пейзажи» и увлекают, и веселят, и трогают. Их главный герой — оживший и освободившийся от управляющих нитей, обретающий самостоятельность человек-кукла. Поднявшись по волшебной лесенке к небесной дверце и пройдя сквозь нее, он отправляется в характерное для всех спектаклей Жанти «метафизическое путешествие» («одиссея для актеров и марионеток» — жанровый подзаголовок сочинения) внутрь своих воспоминаний и фантазий через постоянно трансформирующееся сценическое пространство.

Благодаря обнаруженной героем возле рампы вязаной шапочке всплывает по ассоциации видение из детства, материализуется образ матери, игры в снеговика, прерванной взрывами горных домиков; а затем встает и тень отца — силуэт на экране-заднике, продолженный развернутым по подиуму куском черной ткани. Появляется товарищ-двойник-соперник, сменяют друг друга причудливые фито-, зоо- и антропоморфные сущности, пустотелые солдаты-автоматчики, наэлектризованные морские звезды, полипы с человечьими головами; а также гротесковые, но все же соблазнительные женские фигуры-«сирены» — то пышнотелая, особенно что касается гигантских надувных бедер, то, напротив, вовсе безногая, но одним бюстом способная очаровать «морская лилия»; и, наконец, банда брутальных трансвеститов!

Конечно, театр Жанти очень «попсовый», он близок к эстрадному формату, к развлекательному шоу, а метафоры бессознательного порой тиражируются, переходят из одной постановки в другую, порождая эффект дежа вю (горящий домик, к примеру, появлялся еще в «Болилоке», кажется) — но нехитрые мысли, вложенные в спектакль, не теряют в мудрости и актуальности, а «картинка» не становится менее красивой. К тому же пусть у Жанти и используется вовсю видеопроекция, позволяющая менять фон с горного пейзажа, полыхающего после бомбежек, на безмятежное звездное небо с северным сиянием, однако упор делается все-таки на проверенный тряпично-фанерно-полиэтиленовый хенд-мейд, что делает зрелище в хорошем смысле по-старомодному приятным. Сказки Жанти, разыгранные на соединении традиционной пантомимы, «нового европейского цирка» и технологий кукольного театра под неизменно меланхоличную музыку Рене Обри — просты, но не глупы, милы, но не пошлы, красивы, но не слащавы, внешне игривы, ироничны и даже фривольны, но по сути печальны, вот и в финале на видео можно наблюдать, как падает воздушный шар, уносивший в небеса героя с обретенной спутницей.